На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опрос, как основной метод маркетингового исследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
    ОПРОС И ЕГО ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ………………..5
      Опрос, как метод сбора первичной информации………………...5
      Выбор метода опроса респондентов……………………………….7
      Методы опроса………………………………………………….….11
     2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПРОСА……………………………………...21
     2.1 Вопросы: типы, формы, виды……………………………………..…21
     2.2 Композиция опросного листа……………………………………...…24
     2.3 Шкалы измерения……………………………………………………..25
     3. МАКЕТ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………28
     3.1 Описание ситуации…………………………………………………...28
     3.2 План маркетингового исследования……………………….………..28
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……….31
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….34
     Приложение  А 
 
 
 

 


     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность курсовой работы заключается в том, что правильно проведенный опрос, является залогом успешного осуществления маркетингового исследования, потому что качественно подобранная информация открывает маркетолагам многие перспективы, а именно: предоставляет возможность получать конкретные преимущества, позволяет значительно снизить финансовый риск организации и координировать ее стратегию, отследить отношения потребителей, повысить их доверие к рекламе, получить поддержку в решениях, и, тем самым, улучшить эффективность деятельности фирмы и укрепить ее позиции на рынке.
     Объектом  курсовой работы является опрос, как  основной метод маркетингового исследования. Опрос, вернее целая группа опросных методов в маркетинговых исследованиях выступает как один из ведущих методов, способов сбора первичной информации, причем в некоторых работах по маркетингу он характеризуется (в противовес «кабинетным» исследованиям) как единственный метод сбора первичной информации. Это, конечно, неверно, поскольку собственные исследования, включающие сбор первичной информации, проводятся в маркетинге с использованием и иных методов, а именно: анализа документов, наблюдения, эксперимента. Тем не менее, по своей значимости, опрос является ведущим методом сбора информации в маркетинговом исследовании.[6]
     Предметом курсовой работы выступает рассмотрение сущности, методов и инструментария опроса. Опрос – это метод сбора первичной вербальной (т. е. устной, а не поведенческой) информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Опрос –  это метод (группа методов) изучения непосредственных фактов сознания, т. е. тех, которые исследователь предварительно должен выявить, а также создать условия для того, чтобы они проявились.
     Целью  курсовой работы является изучение теоретических  аспектов сбора информации методом  опроса в рамках маркетингового исследования, и составление макета исследования.
     Задачи:
     – рассмотреть опрос, как основной метод получения первичной информации;
     – описать различные методы опроса;
     – обосновать выбор метода опроса для маркетингового исследования;
     – изучить инструментарий опроса;
     – построить макет маркетингового исследования ООО «Руслан-мебель».
     Информационной  базой для написания курсовой работы послужили следующие источники: Анурин В., Муромкина И., Евтушенко. Маркетинговые исследования потребительского рынка – СПб.: Питер, 2006.; Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков.- М.: Русская деловая литература, - 1999.;  Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования – СПб.: Питер, 2004.;  Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теории, методология и практика.- 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Финпресс, 2000.;  Голубков Е.П. Теория и методология маркетинга: настоящее и будущее. – М.: Дело и Сервис, - 2008, а так же материалы и статьи сайтов «ProResearch Маркетинговые исследования» (режим доступа: http://www.proresearch.ru/ и «FDF Group»   http://www.fdfgroup.ru/). 
 
 
 

 


    Опрос и его основные характеристики
      Опрос, как метод сбора первичной информации
 
     Опрос, вернее целая группа опросных методов  в маркетинговых исследованиях  выступает как один из ведущих  методов, способов сбора первичной  информации, причем в некоторых работах  по маркетингу он характеризуется (в  противовес «кабинетным» исследованиям) как единственный метод сбора  первичной информации. Это, конечно, неверно, поскольку собственные  исследования, включающие сбор первичной  информации, проводятся в маркетинге с использованием и иных методов, а именно: анализа документов, наблюдения, эксперимента. Тем не менее по своей  значимости опрос является ведущим  методом сбора информации в маркетинговом  исследовании.[6]
     Опрос – это метод сбора первичной вербальной (т. е. устной, а не поведенческой) информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкетный опрос) социально-психологическом взаимодействии между исследователем и опрашиваемым (респондентом). Опрос – это метод (группа методов) изучения непосредственных фактов сознания, т. е. тех, которые исследователь предварительно должен выявить, а также создать условия для того, чтобы они проявились.
     Специфика данного метода состоит в том, что, с одной стороны, он является незаменимым приемом получения  информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, с другой – при использовании данного метода во множестве случаев возникает возможность проявления субъективизма, тенденциозности, поэтому необходимо обеспечение высокой надежности получаемой информации.
     У опроса, как у любого другого метода сбора информации, имеются определенные недостатки (например, информация, получаемая в процессе опроса, упрощает сложнейшую социальную действительность, имеет место определенное влияние исследователя – интервьюера, анкетера на опрашиваемых и т. п.). Однако все эти недостатки с лихвой компенсируются самым главным преимуществом опроса: в рамках данного метода можно получить (в отличие от других методов сбора информации) практически любую информацию, т. е. задать реальным и потенциальным потребителям любой вопрос. Главное состоит в том, чтобы получить на этот вопрос объективный, надежный ответ. Это возможно, если проведением маркетинговых исследований занимаются профессионалы.
     Что бы обеспечить высокую надежность маркетинговой информации, получаемой с помощью опроса нужно соблюсти три следующих условия:
       – тщательно учитывать в процессе сбора информации специфику метода опроса и, в первую очередь, то, что источником информации здесь выступает словесное сообщение, суждение индивида;
       – постоянно учитывать методические и технические особенности, присущие данному методу, а именно: правильно составлять вопросы в опросном листе, верно организовать проведение опроса и т. п.;
       – тщательно следить за тем, чтобы в процессе опроса соблюдались все три составляющие надежности получаемой информации: достоверность, устойчивость и репрезентативность. [8]
     Опрос не является методом исключительно маркетингового исследования. Он широко используется в статистике, журналистике, психологии, педагогике и других науках, в первую очередь в социологии, где выработаны достаточно четкие правила проведения опроса
       В процедурном отношении опрос  сводится к тому, что, с одной  стороны, имеется исследователь  с определенного рода вопросами, с другой – респондент, которому необходимо ответить на них. Следовательно, особое место занимает респондент как источник информации. Он может:
     1) обладать или не обладать необходимой исследователю информацией;
     2) понимать или не понимать суть вопросов;
     3) желать или не желать отвечать на них.
     Следовательно, для того, чтобы получить в ходе опроса надежную информацию, необходимо учитывать названные особенности и корректно решать вопросы, возникающие при разработке опросного листа.
       Как уже отмечалось, в процессе  опроса необходимо также постоянно  следить за обеспечением надежности получаемой информации. Первая и важнейшая составляющая надежности информации - ее достоверность (валидность). Речь идет о том, что ответ на заданный вопрос должен адекватно отражать именно те аспекты исследования, которые и необходимо было «замерить».
     Устойчивость  получаемой в процессе опроса информации предполагает, что она может и  должна сохранять свои качества, свою полезность на протяжении определенного  периода времени. С другой стороны, имеется в виду, что если провести через некоторое время повторный  опрос на том же объекте и при  этом по изученной проблеме не будет  каких-либо серьезных изменений, то полученные данные будут в целом  сопоставимыми с результатами первого  опроса. [8]
     Репрезентативность  получаемой информации связана с  тем, насколько в процессе опроса были представлены в выборке различные  элементы генеральной совокупности, объекта исследования и, следовательно, на какие объекты могут быть  экстраполированы, распространены полученные результаты маркетингового исследования.  

     1.2 Выбор методов опроса респондентов 

     При выборе методов опроса, позволяющих  обеспечить эффективность проводимых маркетинговых исследований, во внимание принимаются несколько групп  факторов: цель, с которой проводится опрос; параметры респондентов; особенности вопросов, которые будут задаваться в ходе исследования. Остановимся подробнее на каждой из этих групп.
     Цель  опроса будет напрямую зависеть от цели, которую ставит перед собой  проведение исследования. А определяются эти цели на основе того, какого рода информацию необходимо получить, и  каким должно быть ее качество. При  этом нужно учесть, что качество информации будет в основном зависеть от того, сколько времени было предусмотрено  на принятие решения, а также какие  ресурсы были предоставлены.
     К методам, которые позволяют получить оперативные и достоверные результаты, можно отнести опрос по телефону, а также интервьюирование непосредственно  в местах продаж – в магазинах. Более затратными по времени будут  исследования, проводимые по почте, а  также интервьюирование на индивидуальной основе.
     Выбор метода опроса во многом будет также  зависеть от предполагаемого бюджета  исследования.
     Полученные  данные должны быть оценены с точки  зрения их качества. Здесь имеется два основных параметра. Первый аспект качественной информации – возможность распространить сделанные на основе опроса выводы на всю популяцию. Вторым важным аспектом можно считать полноту информации, которая была получена от каждого интервьюируемого. Исходя из этих двух аспектов, более качественной может считаться информация, которая была получена на основе личного интервью, по сравнению с информацией, полученной на основе телефонного опроса.
     Метод сбора информации будет в значительной степени зависеть от основных характеристик  выбранной группы респондентов. Среди  этих характеристик можно отметить следующие: [3]
     1. Степень охвата (incidence rate). Данная  характеристика определяет процент  респондентов, отвечающих необходимым  критериям, от общего количества  опрашиваемых. Еще одно важное соображение: зачастую поиск респондентов, которые отвечали бы нужным требованиям, может занять больше времени, и потребовать более значительных денежных вложений, чем сам опрос. В подобных случаях, можно порекомендовать использовать метод почтового опроса, в ход которого будет включен самоотбор. Таким образом, участвовать в нем будут только те респонденты, которые сочтут, что они отвечают предъявленным критериям.
     2. Желание принять участие в  исследовании. Очень часто исследователи  сталкиваются с такой проблемой,  как нежелание потенциальных  респондентов участвовать в опросе. Можно выделить две основных  причины подобного поведения.  Первая – нежелание допускать  посторонних в свою личную  жизнь, и элементарная подозрительность. Вторая причина может стать  следствием тех характеристик,  которыми отличается само обследование. К примеру, респондент просто  не хочет говорить на предложенную  ему тему. На формирование желания  принять участие в опросе может  влиять и метод его проведения: отказаться от интервью, проводимого  лично, бывает сложнее, чем  от почтового опроса. Исследователям  имеет смысл использовать определенные  методы стимулирования: к примеру,  предложить плату за участие  в исследовании, или вручить респонденту  небольшой сувенир (зажигалка,  ручка и др.),
     3. Наличие у респондента возможности  участвовать в исследовании. Ситуация  может складываться таким образом,  что даже если опрашиваемый  соответствует двум вышеприведенным  критериям, у него имеются объективные  причины, по которым он не  может принять участие в опросе. К примеру, болезнь, внезапный  отъезд или элементарная забывчивость. Чтобы снизить воздействие подобных  факторов до минимума, имеет смысл  установить личные контакты, что  обычно оказывает определенное  стимулирующее воздействие. Возможности  подобного воздействия лишены  опросы по почте.
     4. Наличие у респондентов необходимых  ключевых характеристик. Этого  требования позволяет добиться  разнообразие подобранной целевой  группы. К примеру, если опрос  проводится в крупном супермаркете, который посещает лишь незначительная часть популяции, полученная информация не может считаться репрезентативной. В то же время, необходимо учесть следующий важный момент: чем большим разнообразием отличается группа, тем больше личностных методов работы с опрашиваемыми необходимо использовать исследователям.[8]
     На  выбор методов исследования значительное влияние оказывает характер задаваемых вопросов. Одним из ключевых критериев  можно считать сложность задач, с которыми придется справиться опрашиваемым. К примеру, участие в тестировании рекламного ролика или дегустации нового продукта требуют определенной подготовки, наличия соответствующего оборудования, выделение специального помещения, а также тщательного контроля за соблюдением условий исследования.
     Опросы  могут различаться не только по сложности, но и по количеству информации, которую  приходится давать респондентам. К  примеру, в рамках одного исследования респондентам придется представить  развернутые ответы о своем стиле  жизни, информацию о себе, высказать  обоснованное мнение о данном продукте. А в другом исследовании от респондента  могут потребовать всего лишь ответить, какую рекламу он увидел у входа в магазин, и чем  она ему запомнилась. [6]
     Стоит отметить и такой немаловажный фактор, как длительность интервью. Личные опросы бывают достаточно длинными, в  то время как телефонные интервью обычно отличаются краткостью.
     Имеются и другие методы маркетингового опроса, которые можно считать промежуточными. Иногда возможно комбинирование нескольких методов: к примеру, телефонный опрос  может быть дополнен опросом по почте.
     Выбор методов исследования во многом будет  зависеть от того, насколько чувствительной может считаться данная тема, насколько  сильно она затрагивает интересы респондентов, отвечает их морально-этическим  характеристикам. В качестве подобных тем можно привести вопросы личной гигиены, благотворительности, сдачи крови или отношения к представителям другой расы. Если тема может считаться чувствительной, использование методов личных интервью обычно не позволяет получить качественные результаты. Лучше ограничиться компьютерным или телефонным интервью.
     Окончательный выбор методов будет учитывать  все вышеприведенные факторы. Однако при этом имеется риск получения  противоречивых результатов. При выборе методов, важную роль будет играть такой  фактор, как опыт самих специалистов, их квалификация, владение конкретными  методами получения информации. Чтобы  проводимый опрос отличался необходимой  эффективностью, при выборе методов  нужно ответить на следующий вопрос: «Какой метод исследования окажется оптимальным с точки зрения полноты  и репрезентативности информации, и  в то же время позволит уложиться  в отведенные сроки и отпущенный бюджет?».[10]
     1.3 Методы опроса
 
     1.3.1 Личное интервью
     Личное  интервью – это метод исследования, который предполагает непосредственное общение с респондентом. Разновидности личных интервью - интервью на рабочем месте и в местах продаж, уличные интервью и смешанная методика "холл-тест". Обычно используется когда необходимо показывать респонденту логотипы, фотографии и другие наглядные материалы.
     Личные  интервью могут проводится как на улице методом случайного выбора, так и по месту жительства респондента. Для этого используется случайная  многоступенчатая выборка.[6]
     Личные  интервью используются в следующих  случаях:
     – если исследование проводится в населенных пунктах с недостаточной телефонизацией,
     – если необходимо показать респонденту демонстрационные материалы (обложки, логотипы, фотографии, стикеры и т.п.).
     – если средняя продолжительность интервью превышает 25-30 минут.[10]
     Интервью  проводится по формализованной анкете, то есть каждому респонденту предлагается ответить на одни и те же вопросы  в строго определенной последовательности. Интервьюер задает вопросы и фиксирует  ответы.
     Личные  интервью различаются:
    По типу респондентов: интервью с физическими и юридическими лицами, экспертами;
    По месту проведения: дома, в офисе, в местах продаж товаров.
   Проведение  личного интервью включает в себя несколько этапов:
   – разработка и тиражирование анкет;
   – формирование выборки: выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям);
   – подготовка интервьюеров;
   – полевое исследование и контроль качества: непосредственно опрос респондентов происходит при личной беседе, в отсутствии посторонних лиц, не участвующих в анкетировании. В случае необходимости респонденту предъявляются рисунки, фотографии товара. Ответы респондента заносит в анкету интервьюер;
   – обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
     – аналитическое описание результатов интервью: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы. [13]
     Личное  интервью чаще всего используется для:
     – изучения потребителей (определение портрета и описание поведения потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка);
     – изучения рынка (определение объема и долей рынка, его характеристик и тенденций развития);
     – разработки комплекса маркетинга (поиск незанятых ниш и разработка нового продукта, оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка, определение оптимальной цены, тестирование рекламных материалов, исследование коммуникационных каналов, оценка эффективности рекламной кампании, изучение каналов распределения).
     Основные  недостатки личного опроса:
     – высокая стоимость;
     – присутствует влияние интервьюера на респондентов;
     – требуется большая команда квалифицированных интервьюеров;
     – довольно сложно обеспечить должный уровень контроля за работой интервьюеров.
     Основные  достоинства личного опроса:
     – есть возможность продемонстрировать продукт, рекламный модуль, логотип и другие визуальные материалы;
     – сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени – возможно проведение довольно длительного интервью;
     – появляется возможность слушать живую речь и комментарии респондента;
     – незначительное число отказов от интервью со стороны респондентов;
     – легко задавать сложные вопросы, так как интервьюер может дополнительно разъяснить респонденту непонятый вопрос.[13]
     1.3.2 Глубинное интервью
     Глубинным интервью называют неформальную, нечетко  структурированную и организованную беседу, в ходе которой респондент подробно и обстоятельно отвечает на поставленные вопросы. Глубинное интервью проводится с помощью методик, которые подталкивают респондента к обширным рассуждениям по исследуемому вопросу. Отличие глубинного интервью от обычного в том, что от респондента не требуется формальных ответов на вопросы анкеты, а необходимо получение развернутых ответов. Продолжительность глубинного интервью может составлять от получаса, до нескольких часов. Проводится глубинное интервью обычно при личной беседе, но иногда допустимо и телефонное интервью.[13]
     Основной  отличительной чертой глубинного интервью является его форма свободной доверительной беседы, в атмосфере, которая располагает к откровенности. Конечно, как и любой другой опрос, глубинное интервью предполагает определенную подготовку к нему со стороны интервьюера.
Чаще  всего глубинное интервью используют для решения следующих задач:
     – анализ поведения потребителей, их мнение и отношение к товарам, услугам, фирмам-производителям, маркам,
     – разработка новых продуктов, оценка их упаковки и рекламной компании,
     – получение предварительных сведений о реакции потребителей на различные маркетинговые стратегий.[14]
     Основным  недостатком метода глубинного интервью является трудность, связанная с  поиском подходящих корреспондентов, которые бы подходили по всем критериям опроса. Кроме того, сложность обработки и анализа данных заключается в частой необходимости прибегать к помощи специалистов-психологов. К неоспоримым достоинствам подобного метода опроса относится возможность получения более полной и достоверной информации об опрашиваемом человеке, его мировоззрении, причинах поступков, мотивов поведения. [13]
 
     1.3.3 Телефонный опрос
     Методика  телефонного интервью имеет существенные преимущества перед другими методами исследований. Во-первых, имеется возможность  при минимальных финансовых затратах очень быстро опросить значительное количество респондентов, в том числе  и в отдаленных и труднодоступных  регионах. Во-вторых, в процессе проведения опроса очень легко контролировать качество работы интервьюеров.[10]
     В то же время опрос, проводимый по телефону, имеет и существенные недостатки. Основной проблемой является жесткое  требование к высокому уровню телефонизации  того населенного пункта, в котором  проводится исследование. Если это  условие не соблюдается, то выборку  нельзя считать репрезентативной.
     Целый ряд недостатков методики телефонного  интервью связан с самой спецификой общения по телефону. Так нередко  затруднено понимание респондентом вопросов, а использование вспомогательных  визуальных материалов невозможно. Кроме  того, многие респонденты не хотят  отвечать на интимные или деликатные вопросы, а контролировать искренность  респондентов по телефону намного сложнее, чем при нормальном человеческом общении.
     Еще один недостаток, это то, что телефонные опросы обычно непродолжительны (не более 15 минут), что предполагает наличие  в анкете только небольшого количества вопросов по очень ограниченной тематике. [14]
 
     1.3.4 Экспертные опросы
     Экспертный  опрос – это метод исследования, который используется для изучения сложных проблем, когда мнения обычных потребителей не достаточно. Для проведения экспертного опроса привлекаются эксперты в исследуемой области, обычно это руководители компаний, управляющие, чиновники и специалисты. Экспертный опрос проходит по сценарию, составленному заранее. Для подобных опросов обычно привлекаются лучшие интервьюеры, разговор записывается на диктофон и в последствии переписывается и анализируется. Использование метода экспертного опроса предполагает получение от команды исследователей четкого предварительного формулирования и сегментирования вопроса и определения списка всех проблем, которые требуют решения. Этот метод опроса требует больших затрат. Он более требователен в части проведения опроса (необходимо участие интервьюера высокой квалификации), в плане обработки полученной после опроса информации и требует высокой квалификации исследователя. Выбор экспертов в первую очередь предполагает ясное понимание критериев отбора и конкретно сформулированную процедуру отбора. Основными критериями в данном процессе должны стать такие показатели: [6]
     – уровень компетентности и грамотности эксперта в данной конкретно обозначенной области. Здесь можно опереться на следующие данные:
     – профиль и уровень образования,
     – профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью),
     – какой опыт работы по профилю (учитывается стаж работы непосредственно в данной области и общий стаж работы),
     – уровень решаемости проблем (соответствует ли занимаемая
должность уровню и характеру обозначенной проблемы),
     – наличие ранее выполненных экспертиз, сбывшихся прогнозов.
     – степень незаинтересованности и объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения в обозначенной области.
     – присуще ли эксперту умение работать в команде (этот критерий особенно важен для группового экспертного опроса), то есть, обладает ли претендент коммуникативными навыками, способностью к партнерскому сотрудничеству, характерна ли для него гибкость взглядов и "незакостенелость" мнений, нонконформизм (непринятие общих норм, целей, ценностей).
     Как показывает опыт, наиболее эффективным  является отбор экспертов путем  независимой квалифицированной  оценки с учетом качества ранее выполненных  работ.
     Существует  целый ряд методов экспертных опросов : метод "индивидуального  блокнота" и "критической атаки", метод номинальных групп и  экспертного фокусирования, метод  «Дельфи» ,метод комиссий ,  "коллективный блокнот" и др. [14]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.