Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы государства. Понятие и виды форм государственного правления.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Формы государства
2. Понятие и  виды форм государственного правления
Форма государства  – сложное общественное явление , которое включает в себя три  взаимосвязанных элемента : форму  правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения  компетенции между ними .
Форма государственного правления позволяет уяснить : 
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение; 
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ; 
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны; 
- В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с  самыми разными формами организации  и осуществления государственной  власти в Древнем Мире , попытался  разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей  или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества 
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал чиновника по управлению регионами  или функциональными службами , те в свою очередь назначали более  мелких руководителей работ . 
Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы  связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками 
( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.

Монархии , как  форме правления , присуще четкие юридические признаки. 
Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. 
Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта 
. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в  Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая  монархия ) последовательно переходит  три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму  правления , при которой власть монарха  значительно ограничена представительным органом. 
Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная  монархия характеризуется основными свойствами : 
- Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах; 
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ; 
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ; 
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ; 
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит  двойственный характер. Юридически и  фактически власть разделена между  правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления  существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного  рода собрания , советы имеют сложную  структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что  все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные  ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например 
: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем  в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как  гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие  от монархии имеет республика и в  сфере образования органов власти . Республика – это такая форма  правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая  республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности  и значительный демократизм обусловливались  социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также  наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . 
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Высшим органом  государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись  все остальные органы и должностные  лица . В его работе принимали  участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало  мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных  подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая  республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта 
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов 
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная  власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в  военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . 
Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска.

Римская аристократическая  республика (V-II вв. до н.э.). Верховной  властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались  особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти 
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

Заслуга римской  государственности состоит в  том , что она оказала большое  влияние на характер и структуру  государственной власти ряда стран  более поздних цивилизаций. Но в  большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .
Города –  республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы 
, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы.

Ярко выраженными  городами-республиками были Флоренция , Венеция , 
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в 
Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик  было признание свободы граждан  и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . 
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу  личности , создает справедливые условия  человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках  президента полномочия главы государства  и главы правительства. Характерные  черты: 
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; 
- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом; 
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.

Социалистическая  республика – особая форма государственного правления 
, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. 
Основные особенности : 
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ; 
- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; 
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма; 
- В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; 
- Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти; 
- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три  разновидности социалистической формы  государственного правления : Парижскую  коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна  считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала  принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов  – возникла в новых исторических условиях в России. 
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки: 
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян. 
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа. 
- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно – демократическая  республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.
Советская и  народно – демократическая формы  правления полностью отрицали прогрессивные  стороны парламентаризма и принцип  разделения власти 
. Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.

2.2 Понятие и  виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает: 
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов; 
- Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно  разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство  – это единое цельное государственное  образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками: 
- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. 
- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 
- В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .

Они не имеют  своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .
Централизованное  – если во главе местных органов  государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. 
- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности. 
- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене. 
- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких , ранее независимых государственных  формирований в одно союзное государство.
В федерации  существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный и  республиканский . На высшем уровне федерации  характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. 
При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.
Финансовая зависимость  является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение  компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации  и местных органов решается на основе трех принципов : 
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения. 
2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов. 
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное  устройство более прочно в тех  странах , где ликвидирована дискриминация  по национальному признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.). 
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985 г.). 
3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в  основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.
Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 
1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.

Ко времени  принятия Конституции СССР 1936г. и  РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные  гарантии не оказали какого-либо сдерживающего  влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая  волна , вызванная перестройкой и  послевоенными реформами , обострила  процесс государственно-правового  развития страны в целом и России в частности.
Национальные  федерации характеризуются более  сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет основные признаки : 
1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями. 
2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта. 
3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие. 
4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации. 
5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных  отношений могут установить дипломатические  отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.
В этой связи  важно различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что  такое государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов , как национальных , так и территориальных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.