На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Формы государства. Понятие и виды форм государственного правления.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


2. Формы государства
2. Понятие и  виды форм государственного правления
Форма государства  – сложное общественное явление , которое включает в себя три  взаимосвязанных элемента : форму  правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления  представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения  компетенции между ними .
Форма государственного правления позволяет уяснить : 
- Как создаются высшие органы власти и каково их строение; 
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ; 
- Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны; 
- В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед за Платоном , столкнувшись с  самыми разными формами организации  и осуществления государственной  власти в Древнем Мире , попытался  разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась в раннеклассовых обществах , власть в которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей  или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления  имела в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества 
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал чиновника по управлению регионами  или функциональными службами , те в свою очередь назначали более  мелких руководителей работ . 
Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в нормальном режиме прав , вопросы  связанные с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками 
( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые служители.

Монархии , как  форме правления , присуще четкие юридические признаки. 
Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. 
Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта 
. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в  Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая  монархия ) последовательно переходит  три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .
Конституционная монархия представляет такую форму  правления , при которой власть монарха  значительно ограничена представительным органом. 
Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная  монархия характеризуется основными свойствами : 
- Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах; 
- Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ; 
- В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ; 
- Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ; 
- Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит  двойственный характер. Юридически и  фактически власть разделена между  правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления  существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного  рода собрания , советы имеют сложную  структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что  все ветви единой государственной  власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные  ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например 
: исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем  в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как  гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие  от монархии имеет республика и в  сфере образования органов власти . Республика – это такая форма  правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.
Афинская демократическая  республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности  и значительный демократизм обусловливались  социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также  наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . 
Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Высшим органом  государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись  все остальные органы и должностные  лица . В его работе принимали  участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало  мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным органом власти был совет пятисот. Он формировался из представителей территориальных  подразделений и руководил повседневной практической деятельностью государств. Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания , контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов ( высших должностных лиц ) и бывших архонтов , которые назначались пожизненно . Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций , и он превратился в судебный орган.
Спартанская аристократическая  республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта 
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую часть населения полисов 
, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть.

Формально верховная  власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в  военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную власть осуществлял совет старейшин ( герусия ) . 
Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета , избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров , ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц , в том числе и царей . Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела , решали вопросы внешней политики , осуществляли набор войска.

Римская аристократическая  республика (V-II вв. до н.э.). Верховной  властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались  особо уполномоченными лицами ( цензорами) , которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы , решающиеся в местных органах власти 
(центуриях) , предварительно обсуждались в сенате. Прерогативой сената являлось установление диктатуры , после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора , срок полномочий ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и гос. имуществом , решал вопросы войны и мира , назначал командующих войсками и судебные коллегии. Народное собрание , а позже народный трибунат , делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей.

Заслуга римской  государственности состоит в  том , что она оказала большое  влияние на характер и структуру  государственной власти ряда стран  более поздних цивилизаций. Но в  большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .
Города –  республики ( феодальные республики ). Возникает наряду с феодальными монархиями . Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов , за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления , издавать законы 
, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти ( сеньору ) город был обязан вносить определенные взносы , выделять граждан для военной службы.

Ярко выраженными  городами-республиками были Флоренция , Венеция , 
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в 
Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик  было признание свободы граждан  и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . 
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу  личности , создает справедливые условия  человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.
Президентская республика – соединяет в руках  президента полномочия главы государства  и главы правительства. Характерные  черты: 
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; 
- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом; 
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.

Социалистическая  республика – особая форма государственного правления 
, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. 
Основные особенности : 
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ; 
- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; 
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма; 
- В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; 
- Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти; 
- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три  разновидности социалистической формы  государственного правления : Парижскую  коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна  считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала  принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов  – возникла в новых исторических условиях в России. 
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки: 
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян. 
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа. 
- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно – демократическая  республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.
Советская и  народно – демократическая формы  правления полностью отрицали прогрессивные  стороны парламентаризма и принцип  разделения власти 
. Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.

2.2 Понятие и  виды форм государственного устройства
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.
Форма государственного устройства показывает: 
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов; 
- Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно  разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство  – это единое цельное государственное  образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками: 
- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. 
- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 
- В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .

Они не имеют  своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .
Централизованное  – если во главе местных органов  государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. 
- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности. 
- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене. 
- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких , ранее независимых государственных  формирований в одно союзное государство.
В федерации  существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный и  республиканский . На высшем уровне федерации  характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. 
При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.
Финансовая зависимость  является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом любой федерации является разграничение  компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации  и местных органов решается на основе трех принципов : 
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения. 
2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов. 
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное  устройство более прочно в тех  странах , где ликвидирована дискриминация  по национальному признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.). 
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985 г.). 
3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в  основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.
Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 
1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.

Ко времени  принятия Конституции СССР 1936г. и  РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные  гарантии не оказали какого-либо сдерживающего  влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая  волна , вызванная перестройкой и  послевоенными реформами , обострила  процесс государственно-правового  развития страны в целом и России в частности.
Национальные  федерации характеризуются более  сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет основные признаки : 
1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями. 
2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта. 
3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие. 
4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации. 
5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных  отношений могут установить дипломатические  отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.
В этой связи  важно различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.
Специфика территориально-национальной федерации состоит в том , что  такое государство должно не только интегрировать , но и дифференцировать интересы всех субъектов , как национальных , так и территориальных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.