На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  Министерство образования и науки РФ
  Всероссийский заочный  финансово-экономический  институт 
 
 
 

Кафедра статистики 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по  дисциплине «Статистика» 
 

на тему 

«Статистические методы изучения потребления населением товаров и услуг.» 
 
 

                                           Исполнитель:
                                                   
               студент 3 курса
               Четвериков  Александр Валерьевич
               факультет      Менеджмента  и  Маркетинга
               специальность                                    Г и М У
               группа                                            периферия
               № зачетной книжки                    06мгб02186
                                                  
                                                     

                                            Руководитель:
                                                    
               Пушкарёва Тамара Васильевна 
           
           
           
           
           

               Киров 2009
Оглавление: 

Введение…………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть:
1.Понятие потребления, источники данных о потреблении населения….5
2.Показатели, используемые при изучении потребления населением          
   товаров и услуг…………………………………………………………….7
Расчетная часть…………………………………………………………….15
Аналитическая часть………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………32
Список используемой литературы………………………………………..34
Приложения……………...…………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ведение. 

     Социально-экономическая статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в распределении благ между социальными группами.
     Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию  произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.
     Основные  задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
     Актуальность темы выражается в том, что производство и потребление активно влияют друг на друга, назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.
     Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистические  методы изучения потребления населением товаров и услуг», овладение теоретическими знаниями и применение их на практике.»
     Поставленная  цель достигается решением следующих  задач: во – первых, - раскрыть основные задачи соответствующего раздела статистики, дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей; в – третьих, - решить задачи в соответствии с номером варианта.
     В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
     1) Структура потребительских расходов;
     2) Изучение дифференциации потребления;
     3) Изучение показателей, характеризующих потребление;
     4) Изучение потребления товаров и услуг с помощью индексов;
     5) Отражение зависимости между динамикой доходов (или иного фактора) и уровня потребления.
     Данная  работа представляет собой обзор  статистических методов исследования потребления населения на столько  полно, на сколько это возможно в  рамках курсовой работы.
     При работе с табличными данными, в аналитической части, использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2000. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть.
1. Понятие потребления,  источники данных  о потреблении  населения. 

     «Потребление  является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей. Различают промежуточное и конечное потребление.
     Промежуточное потребление представляет собой  стоимость продуктов и рыночных услуг, потребленных и предоставленных  в течение данного периода с целью производства других продуктов и услуг. Это потребление есть процесс производства продукта, не выходящий за его рамки. В состав промежуточного потребления включаются материальные продукты и материальные услуги, расходы предприятий и организаций, осуществляемые в интересах производства, нематериальные услуги.
     Конечное  потребление, или собственно потребление  населения, - расходы хозяйственных  единиц на продукты и услуги, используемые непосредственно для удовлетворения текущих индивидуальных и коллективных потребностей людей. Они группируются в зависимости от того, кто фактически финансирует расходы: потребительские расходы домашних хозяйств финансируются за счет личного бюджета населения; государственных учреждений – за счет государственного бюджета; некоммерческих общественных организаций – за счет добровольных взносов членов этих организаций и пожертвований, а также доходов от своей собственности.
     В структуре потребления населения  выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары) и услуги (материальные и нематериальные, платные и бесплатные). Соответственно различают платное потребление и бесплатное.
           Платное потребление  осуществляется за счет личных доходов  населения, т.е. средств семейного  бюджета, и поэтому его можно классифицировать как личное, к нему дополнительно следует отнести стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственных нужд.
     Бесплатное  потребление населения включает потребление товаров и услуг  в учреждениях здравоохранения, образования, культуры и др., а также потребление товаров и услуг населением, находящимся на полном государственном обеспечении» [2].
     Обобщение информации, характеризующей потребление  населения, представляет собой сложный  процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:
    данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
    данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
    баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
    статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.
2. Показатели, используемые при изучении потребления населением         товаров и услуг. 

     Важной  задачей статистики является исследование структуры потребления населения. Структура потребительских расходов изучается по соотношению долей отдельных видов расходов в их общем объеме. Для оценки структурных различий в потребительских расходах (равно как и для изучения интенсивности изменения структуры доходов и расходов населения) статистическая наука предлагает  целый ряд показателей. Из них чаще используются интегральный коэффициент структурных сдвигов К.Гатева:
     
(1)
     где v1 и v0 – доли отдельных видов расходов домохозяйств в отчетном и базисном периодах.
     Этот  показатель будет равен нулю, если сравниваемые структуры остались неизменными; он будет равен единице, если сравниваемые структуры полностью изменились, т. е. О ? Ks ? 1. Его можно применить и для характеристики различий в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, обусловленных дифференциацией доходов населения. В этом случае рассматриваемый коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
     
(2)

     где vj и vi – доли отдельных видов расхода домохозяйств двух разных групп населения в одном из исследуемых периодов;
     j и i – номера сравниваемых групп населения по душевому доходу.
     Также довольно часто в изучении структуры  потребления используется индекс А.Салаи:
     Кс =
,(3)

где d1 и d0 - относительные показатели структуры изучаемых совокупностей в отчетном и базисном периодах соответственно; n – число структурных составляющих (групп).
      По  значению коэффициента судят о происшедших изменениях в составе сравнительных совокупностей.
      Если  Кс=1 - произошли максимальные различия, если Кс=0 – полное совпадение сравниваемых структур.
      Изменение коэффициента от 0 до 1 покажет меру структурных различий изучаемых  совокупностей.
      Таким образом, задача состоит в определении степени влияния двух факторов – изменений значений осредняемого показателя и изменений структуры явления – на общую динамику средней. Эта задача решается с помощью индексного метода, т.е. путем построения системы взаимосвязанных индексов, в которую включаются три индекса: переменного состава, постоянного состава и структурных сдвигов.
     Дифференциация  потребления изучается в следующих разрезах: по месту поселения с выделением домохозяйств, проживающих в городской и сельской местности; в группировках по составу домохозяйств с распределением их по числу совместно проживающих лиц, а также по числу детей в возрасте до 16 лет; в группировках по уровню благосостояния домохозяйств с распределением обследуемого населения по децильным  группам, при этом особое внимание уделяется категории домохозяйств, имеющих уровень благосостояния ниже прожиточного минимума.
     Для характеристики потребления населения  широко используются
натуральные показатели: фонды  потребления по основным продуктам питания в целом и на душу населения.
     Среднедушевое потребление отдельного продукта определяется в виде отношения годового фонда его потребления к среднегодовой численности населения. Применяется также расчет на условную потребительскую единицу (эквивалентного потребителя), в качестве которого принято потребление взрослого мужчины, занятого  легким или механизированным трудом. По отношению к нему разрабатывается шкала коэффициентов потребления.
     Для товаров длительного  пользования, используемых, как правило, совместно членами домохозяйства, средний уровень потребления преимущественно рассчитывается на домохозяйство. Это показатели обеспеченности населения соответствующими предметами. Их расчет ведется в натуральных единицах (на домохозяйство, на 100, на 1000 домохозяйств или на 10000 человек). Обеспеченность понимается как степень распространенности данных товаров в личном пользовании граждан. Такого рода показатели лишь косвенно характеризуют потребление. Товарами длительного пользования считаются предметы сроком службы в три и более лет. К товарам недлительного  пользования относятся изделия с нормативным сроком службы до трех лет (одежда, обувь, ткани и др.). Товарами однократного пользования считаются продукты питания.
     Возрастающую  роль в потреблении населения играют разнообразные услуги. Оценка их имеет свою специфику. Услуги – особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Время производства услуг совпадает со временем их потребления (услуга оказывается).
     В статистике потребления объектом исследования выступают лишь услуги, оказываемые  населению, удовлетворяющие потребности человека. Услуги же коллективного характера, удовлетворяющие общественные потребности (в сфере управления, обороны, правопорядка, науки и т.п.), к этой группе не относятся, хотя согласно международным статистическим стандартам они включаются в объем валового выпуска (производства) и потребления (промежуточного и конечного) услуг и отражаются в счетах производства и использования доходов Системы национальных счетов, в том числе и сектора домашних хозяйств.
     Не  входят в объем производства (и  соответственно потребления) домашние и личные услуги, создаваемые членами  домохозяйства для собственного конечного потребления, поскольку  их производство полностью автономно и не влияет на остальную экономику. К ним относятся: уборка, украшение и техническое обслуживание жилья; приготовление и подача пищи; уход за детьми, воспитание и самообучение; уход за больными, инвалидами и престарелыми; транспортировка членов домашнего хозяйства или их вещей; ремонт и техническое обслуживание потребительских товаров длительного пользования, выполняемые на дому.
     Степень удовлетворения потребности  населения в данном товаре (услуге) определяют путем сравнения фактического уровня его потребления с нормативным. Ориентируясь на международный опыт, при оценке уровня потребления услуг по отдельным территориям внутри страны можно в качестве норматива использовать среднюю геометрическую из уровней по трем регионам с лучшими показателями.
     Коэффициент удовлетворения потребностей на душу населения  по всем товарам и  услугам исчисляют как отношение стоимости фактического потребления товаров и услуг на душу населения к стоимости их набора, заложенного в нормативный потребительский бюджет (по текущим ценам и тарифам исследуемого периода):
     
 
(4) где
     qi факт – фактическое потребление i-го товара в среднем на душу населения;
     qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в среднем на душу населения, здесь
     
    (5)

     где – объем потребления i-го товара за определенный период;
     N – средняя численность населения за тот же период);
     если  имеются нормативы потребления  по группам населения, то
     
(6) где

     qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;
     Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.
     При этом каждое фактическое потребление  товаров и услуг принимается  в объеме не выше нормативного и, следовательно, критериальным значением коэффициента будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя коэффициента покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем. Умножив эту разность на среднюю численность населения, получим размер недопотребления в целом по стране (региону).
     Динамика  общего и среднедушевого потребления  товаров и услуг изучается  с помощью индексов. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен  на товары и тарифов на услуги в  отчетном и базисном периодах.
     По  отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления, например:
     - индекс общего объема потребления i-го товара
     
(7)

     где aqi1 и aqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;
     - среднедушевого потребления i-го товара:
     
(8)

     где N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.
     Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:
(9) 

     Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.
     Обеспеченность  населения услугами измеряется так  же, как и 
товарами: фактическое потребление услуг  в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением: 

     
(10) где

     В случае необходимости берется среднее  нормативное потребление:
     
(11)

     Аналогично  индивидуальным индексам потребления  товаров строятся индексы потребления  отдельных видов услуг:
     
(12)

     в расчете на душу населения:
     
(13)

     где iN – индекс среднегодовой численности населения.
     При этом также должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены.
     Кроме того, расчет агрегатного индекса  физического объема потребления  осуществляется по формуле:
     
(14)
где
       q0 , q1 и s0 , s1 количество потребляемых в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;
     p0 и p1 - цена товара в базисном и отчетном периодах;
     t0 и t1тариф за определенные услуги в базисном и отчетном периодах.
     Для изучения динамики потребления отдельных  групп товаров или
услуг применяется  средний гармонический индекс физического объема следующего вида:
Iq
(15)
где ip – индивидуальные индексы цен на товары и услуги.
     Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов (или иного фактора) и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или иного фактора) на 1%:
, (16)

     где х и у – начальные доход  и потребление, - их приращения за период (или при переходе от одной группы населения к другой).
     Коэффициенты  эластичности от доходов различны для  разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для  таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т.д.
     Товары, для которых  Кэл < 0, называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается.
     Если  Кэл > 1, то потребление растет быстрее доходов. Если Кэл = 1, то между доходом и потреблением – пропорциональная зависимость. Если Кэл < 1, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.
       Таким образом, чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот).
Расчетная часть.
      Задание 1.
      Имеются выборочные данные (выборка 2%-ная механическая) о валовых доходах и расходах на продукты питания домохозяйств одного из районов, результаты которых представлены в таблице 1.1:
Таблица 1.1
Исходные  данные
Номер    домохозяйства Валовой доход, тыс.руб. Число членов домохозяйства, чел. Расходы на продукты питания, тыс.руб.
1 2 3 4
1 35,8 1 14,9
2 65,1 1 22,2
3 22,1 1 10,2
4 26,3 1 12,4
5 78,0 2 32,2
6 80,0 2 33,2
7 92,4 2 36,8
8 84,0 2 34,8
9 164,2 2 50,4
10 150,0 2 48,6
11 137,6 2 44,4
12 134,0 2 46,0
13 82,0 2 34,2
14 171,0 3 61,5
15 140,1 3 55,8
16 161,4 3 61,5
17 203,4 3 69,6
18 163,5 3 59,7
19 113,6 3 53,1
20 145,5 3 57,9
21 89,7 3 40,2
22 224,0 4 80,0
23 202,4 4 81,2
24 192,0 4 74,4
25 138,0 4 59,2
26 225,0 5 90,0
27 292,1 5 105,0
28 243,0 5 89,0
29 280,8 6 110,2
30 159,0 6 69,6
 
   По  данным таблицы 
    Постройте статистический ряд распределения домохозяйств по валовому доходу, образовав пять групп с равными интервалами и долей
домохозяйств  каждой группы.
    Рассчитайте обобщающие показатели ряда распределения:
    среднюю;
    дисперсию;
    среднеквадратическое отклонение;
    коэффициент вариации.
Дайте оценку однородности совокупности.
    Рассчитайте медиану и моду.
    Постройте графики ряда распределения и укажите на них среднюю, медиану и моду.
   Решение:
      1. Для изучения структуры домохозяйств по валовому доходу, пользуясь данными табл. 1.1, построим интервальный статистический ряд, характеризующий распределение домохозяйств по валовому доходу. Величина равного интервала равна h = (17), таким образом: h = = 54 тыс.руб.
     Отсюда  путем прибавления величины интервала  к минимальному уровню признака в  группе получим следующие группы домохозяйств по валовому доходу (табл. 1.2).
     Таблица 1.2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.