Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный контроль и надзор в сфере образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Государственный контроль и надзор в сфере образования
 

      Содержание 

Введение

Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации

1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования

1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования

Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

2.1 Новые полномочия органов управления образованием

2.2 Особенности экспертизы и лицензирования

2.3 Контроль над образовательной деятельностью

2.4 Правовые последствия образовательных нарушений

2.5 Контроль качества образования

Заключение
Список  использованных источников и литературы 

 

      Введение 

     Актуальность  темы исследования. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
     Содержание  образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
     В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.
     Образование сегодня является одним из приоритетных направлений в реформировании социально  ориентированных сегментов государственной (публичной) деятельности. "Вектор" этих процессов направлен на оптимизацию общественных отношений, реализующих основные элементы общественно-управленческих механизмов обеспечения эффективной деятельности образовательных учреждений.
     Основой соответствующих преобразований служат элементы построения государственной  системы контроля и надзора в  сфере образования. Нормативную  основу преобразований представляет Федеральный  закон от 20 апреля 2007 г. N 56-ФЗ, которым  вносятся изменения и дополнения в действующее образовательное законодательство (Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"1 и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"2), в части компонентов (процедур) оценки и контроля качества образования.

     Целью настоящего исследования является системный  анализ и изучение государственного контроля и надзора в сфере  образования.

     Исходя  из поставленной цели, задачами работы являются:

     -исследовать  систему и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования;

     -изучить  и проанализировать правила контроля  и надзора в сфере образования;

     -охарактеризовать  изменения в законодательстве  об образовании в части элементов  системы государственного контроля и надзора в сфере образования.

     В ходе подготовки и написании данной курсовой работы были использованы Федеральные законы, постановления Правительства РФ, учебные пособия по «Административному праву», а также научные статьи из юридических журналов.
 

     Глава 1. Государственное регулирование образования в Российской Федерации

     1.1 Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области образования

 
     Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию.
     В субъектах Российской Федерации  создаются органы управления образованием.
     Министерство  образования и науки Российской Федерации является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений3.
     К основным функциям Министерства образования  и науки Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки4.
     Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки является осуществление  надзора и контроля за исполнением  законодательства Российской Федерации  в области образования, науки, научно-технической  деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Федеральная служба осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.
     Федеральная служба осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования)5. Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций.
     К функциям Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки  относится организация государственной  аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.
     Федеральная служба подтверждает, признает и устанавливает  эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

     1.2 Правила контроля и надзора в сфере образования

 
     Помимо  представителей налоговой или трудовой инспекций, милиции, санэпиднадзора и  других ведомств, контролирующих всех предпринимателей, к бизнесмену, деятельность которого связана с образованием, могут прийти проверяющие из службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
     Правила подобных проверок утверждены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116. В дополнение Рособрнадзор выпустил методические рекомендации по проведению камеральных (письмо от 4 июля 2008 г. N 01-298/09-1) и выездных проверок (письмо от 4 июня 2008 г. N 01-251/09-01). В приложениях к названым письмам приводятся бланки всех документов, которые оформляются в ходе контроля (приказ, уведомление, заявка, план-задание, предписание и др.)6.
     Проверка  в области образования - это комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству РФ в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов7. Исходя из этого в ходе проверки8:
     - устанавливается соответствие нормативных правовых и локальных актов проверяемого учреждения обязательным для исполнения требованиям законодательства РФ в области образования;
     - определяется соответствие деятельности  учреждения и его обособленных  структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;
     - выявляются нарушения и недостатки  в деятельности организации, в  том числе причины нарушения  законодательства РФ в области  образования;
     - вырабатываются предложения по  принятию мер по устранению  выявленных нарушений.
     Порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливают Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116) (с изменениями от 4 февраля 2008 г.).
     Контроль и надзор в сфере образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль и надзор в сфере образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
     Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно представляют в  Федеральную службу по надзору в  сфере образования и науки  информацию о своей деятельности по осуществлению контроля и надзора  в сфере образования по форме, устанавливаемой этой Службой.
     В целях осуществления  надзора Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  вправе инспектировать органы управления образованием и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном вышеуказанными Правилами.
     Контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем9:
     а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
     б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;
     в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области образования.
     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят выездные (инспекционные) и камеральные проверки (далее - проверки).
     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки осуществляет инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок.
     Выездные (инспекционные) проверки проводятся на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.
     Камеральные проверки проводятся Федеральной службой  по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченным органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации) путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми образовательными организациями, органами управления образованием и другими лицами.
     Камеральная проверка назначается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации).
     Проверки  могут быть плановыми и внеплановыми.
     Плановые  проверки проводятся в соответствии с графиком проверок Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят плановые проверки в отношении образовательной организации или органа управления образованием не чаще одного раза в 2 года.
     Внеплановые проверки проводятся в случае поступления  в Федеральную службу по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обращений физических или юридических лиц с жалобами на нарушение их прав и законных интересов, получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений, а также для проверки исполнения предписаний.
     Проверки осуществляются должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в пределах их компетенции.
     К проверкам могут  привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания. Требования к уровню квалификации привлекаемых к проверкам экспертов разрабатываются и утверждаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
     Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации, а также граждане обязаны оказывать содействие должностным лицам органов контроля и надзора в сфере образования в осуществлении ими возложенных на них обязанностей.
     Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), имеют право10:
     посещать  в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую образовательную организацию или орган управления образованием;
     проверять деятельность образовательной организации  или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
     запрашивать материалы и документы, необходимые  для проведения проверок;
     осуществлять  экспертизу документов;
     осуществлять  экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций.
     Лица, уполномоченные на проведение проверки распорядительным документом Федеральной службы по надзору  в сфере образования и науки (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     Результаты проверки оформляются актом в 2 экземплярах, один из которых вручается руководителю проверяемой образовательной организации или органа управления образованием. Форма акта устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
     Руководитель (его  заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) утверждает отчет о проведении проверки, составленный на основании акта проверки.
     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) определяет меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проведения проверки нарушений, в том числе выдает образовательной организации или органу управления образованием, допустившим нарушения, предписания в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
     Предписание направляется в образовательную  организацию либо орган управления образованием и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, - учредителю образовательной организации.
     Предписание подлежит выполнению в установленный  в нем срок. Отчет о результатах  исполнения предписания представляется в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации). К отчету прилагаются копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
     Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
     Информация о нарушении  законодательства Российской Федерации  в области образования и материалы  проверки направляются по решению Федеральной  службы по надзору в сфере образования  и науки (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в органы государственной власти Российской Федерации или в правоохранительные органы Российской Федерации.
     Для информационно-методического обеспечения  контроля и надзора в сфере  образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) осуществляет государственный учет результатов контроля и надзора в установленной сфере деятельности, в том числе создает и эксплуатирует федеральную (региональную) государственную информационную систему в области контроля и надзора в сфере образования.
     Выполнение  отдельных задач по организационно-техническому сопровождению федеральной (региональной) государственной информационной системы Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) может возлагать на подведомственные государственные организации.
     Порядок взаимодействия федеральной и региональных государственных информационных систем по контролю и надзору в сфере образования устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
 

      Глава 2. Характеристика изменения в законодательстве об образовании в части элементов системы государственного контроля и надзора в сфере образования

     2.1 Новые полномочия органов управления образованием

 
     В изменениях к законодательству получили достаточно четкое разграничение полномочия Российской Федерации в лице федеральных  органов управления образованием. В соответствии с п. 24 ст. 28 Закона РФ "Об образовании" исключительно к ведению Российской Федерации относятся лицензирование и государственная аккредитация11:
     высших  учебных заведений по всем реализуемым  ими образовательным программам;
     научных организаций и образовательных  учреждений дополнительного профессионального  образования, реализующих образовательные  программы послевузовского профессионального  образования и дополнительного  профессионального образования, по которым установлены федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
     образовательных учреждений, реализующих военные  профессиональные образовательные  программы;
     федеральных государственных образовательных  учреждений среднего профессионального  образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
     расположенных за пределами территории Российской Федерации российских образовательных  учреждений и филиалов российских образовательных  учреждений по всем реализуемым ими  образовательным программам.
     Такие нововведения создают "базу" для  развития институциональной основы деятельности органов соответствующей  компетенции, кроме того, разрешают  давно возникавшие проблемы, связанные  с нормативными коллизиями порядка  осуществления контрольных функций и разделения полномочий между органами различного уровня власти12.
     Новыми  в сфере государственной политики и федеральной компетенции являются полномочия по проведению экспертизы содержания и качества подготовки выпускников  иностранных образовательных учреждений в случае реализации образовательных программ, соответствующих требованиям установленных в Российской Федерации государственных образовательных стандартов (п. 25 ст. 28 Закона РФ "Об образовании").

     2.2 Особенности экспертизы и лицензирования

 
     Как и ранее, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Процедура лицензирования связывается с необходимостью прохождения специальной экспертизы деятельности образовательного учреждения. Между тем законом уточняется, что правом создания экспертной комиссии обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования (п. 8 ст. 33 Закона РФ "Об образовании"). При этом исключены соответствующие полномочия органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием.
     Кроме того, в Федеральном законе "О  высшем и послевузовском профессиональном образовании" устранена коллизия нормы подп. 6 п. 3 ст. 24 Закона, определяющей полномочия по лицензированию и государственной аккредитации высших учебных заведений за Министерством образования и науки РФ. В действующей редакции данный пункт из текста закона исключен. Тем самым законодатель определяет необходимую структуру органов. На федеральном уровне соответствующим правом обладает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки13. В субъектах Федерации такие функции будут иметь профильные органы исполнительной власти. Их предстоит определить в каждом регионе.
     Предъявляются требования к составу лиц, входящих в экспертную комиссию. В комиссии должны присутствовать эксперты, которые  могут быть назначены из числа  лиц, прошедших соответствующую  подготовку. При этом порядок подготовки будет установлен Министерством образования и науки РФ14.
     Дополнением к предмету и содержанию экспертизы является указание на то, что экспертиза проводится с учетом уровня и направленности образовательных программ (п. 9 ст. 33 Закона РФ "Об образовании").
     Особым  характером обладают изменения, внесенные  в п. 12 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", касающиеся содержания лицензии образовательного учреждения. Нормативные установки таковы, что лицензия должна представлять собой своеобразный "паспорт" образовательного учреждения. При этом в лицензии указывается:
     наименование и место нахождения образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
     наименование  и место нахождения филиалов образовательного учреждения или научной организации, перечень, уровень, направленность образовательных программ, по которым таким филиалам предоставляется право на ведение образовательной деятельности, и нормативные сроки их освоения;
     контрольные нормативы, предельная численность  обучающихся, воспитанников, установленные  для образовательного учреждения или  научной организации и каждого  филиала, срок действия лицензии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.