На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курс лекций Основы аудита. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи.

Информация:

Тип работы: курс лекций. Добавлен: 17.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основы  аудита 

Тема 1. Сущность аудита, его содержание, цели и задачи 

      №1. Возникновение аудита
      Возникновение аудита связано с разделением  интересов между теми, кто непосредственно  занимается управлением п/п, и теми, кто вкладывает деньги в его деятельность. Достаточно частые банкротства п/п, обман со стороны администрации существенно повысили риск финансовых вложений. Для проверки правильности финансовой инфо и финансовых отчетов приглашались специальные люди, которым, по мнению акционеров, можно доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудиторам, были честность и независимость.
      Историческая  родина аудита – Великобритания.
      Мировой экономический кризис 1925-1933 гг. усилил потребность в услугах экспертов-аудиторов  и в то же время ужесточил требования к качеству работы аудиторов. Аудиторская проверка стала обязательной, увеличилась рыночная потребность в таких услугах. 

    Д/з: Посмотреть вопросы возникновения и становления аудита в разных странах
 
      №2. Необходимость аудита
      Потребность в аудите возникла в связи со следующими обстоятельствами:
      Возможность необъективной инфо со стороны ее составителей.
      Зависимость последствий принятых решений от качества инфо.
      Необходимость специальных знаний для проверки инфо.
      Отсутствие у пользователей инфо доступа к ней для оценки ее качества.
      Эти и ряд других причин привели к  возникновению общественной потребности  в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг.
      Наличие достоверной позволяет эффективность функционирования рынка капталов и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
 
      №3. Сущность аудита и  аудиторской деятельности
      На  макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого вызвана следующими обстоятельствами:
      бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества хозяйственного субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и обществом в целом;
      бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов;
      отчетность изначально не может быть достоверной на 100 %. Степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
      Международный комитет по аудиторской практике предложил следующее определение аудита: аудит – независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.
      Аудитом занимается аудитор (частное лицо или  фирма).
      Комитет по основным концепциям аудита американской ассоциации бухгалтеров определяет процесс и цели аудита следующим  образом: аудитом называется систематический процесс сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия их установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям.
      В соответствии со статьей 1 ФЗ об аудиторской деятельности: аудиторская деятельность, аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.
      Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
      Аудит имеет значительные отличия от аудиторской  деятельности, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы. Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности, а результатом аудиторских услуг – возможные состояния объектов в будущем, то есть прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.
      Аудит отличается от ревизии и судебно-бухгалтерской  экспертизы по своей сущности, подходу к проверке документации, взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, выводом, сделанным по результатам проверки и т.д.
      Таким образом, аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую  деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.
      Аудит – это независимая проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.
      Сопутствующие аудиту работы и услуги – это предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления:
      бухгалтерские услуги
      услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом
      многопрофильные консультационные услуги
      обучение и прочие сопутствующие услуги
      Эти виды деятельности требуют от исполнителя определенного уровня компетенции в областях: собственно аудита, бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, финансов, налогообложения, хозяйственного права.
      Особое  значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия и составление аудиторского заключения по этому поводу выполняет независимый аудитор.
      Независимость аудитора определяется:
      свободным выбором аудитора хозяйствующего субъекта;
      договорными отношениями между аудитором и клиентом, что позволяет аудитору, в свою очередь, свободно выбирать клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
      возможностью отказать клиенту в выражении мнения в аудиторском заключении до устранения выявленных искажений;
      невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
      запрещением заниматься прочей предпринимательской деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских услуг, разрешенных законодательством.
 
      №4. Цели и задачи аудита
      Цель  аудита, как правило, - это конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора. Она определяется действующим з/д-вом, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности и договорными обязательствами аудитора и клиента.
      ФСА №1 определяет цель аудита следующим  образом: целью аудита является выражение мнения о достоверности ФО аудируемого лица и соответствии порядка ведения БУ з/д-ву РФ. Аудитор выражает мнение о достоверности отчетности во всех существенных отношениях. В процессе аудита БФО должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторам с разумной степенью уверенности сделать выводы относительно:
      Соответствия БУ аудируемого лица документам и требованиям нормативных актов.
      Соответствие БО тем сведеньям, которыми располагает аудиторская организация а деятельности аудируемого лица.
      Основная  цель аудита финансовых отчетов – это объективная оценка достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, капитала и финансовых результатов деятельности аудируемого лица за определенный период, в т.ч. проверка соответствия принятой в организации учетной политики нормам з/д-ва.
      Под достоверностью ФО понимается такая степень точности данных, которая позволяет квалифицированным пользователям сделать на ее основе правильные выводы о финансовом положении и результатах деятельности аудируемой организации и принимать обоснованные решения.
      Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор составляет мнение по следующим основным вопросам:
      Общая приемлемость отчетности
      Обоснованность отчетности - существуют ли основания для включения в отчетность тех или иных сумм
      Законченность (полнота) – включены ли в отчетность все надлежащие суммы
      Оценка – все ли статьи правильно оценены и безошибочно посчитаны
      Классификация – есть ли основания списать сумму на счет, на который она записана
      Разделение – отнесены ли операции к тому периоду, в котором они были произведены
      Аккуратность (точность) – соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в учетных регистрах, соответствуют ли итоговые суммы по регистрам, главной книге, отчетности
      Раскрытие – все ли статьи занесены в ФО и правильно ли отражены в ФО и приложениях.
      Конкретные  задачи аудита и аудиторской деятельности определяются на основе договорных отношений  между аудитором и клиентом, а  их перечень определяется предметом  договора. Например:
      Проверка ведения БУ и составления БО, законности хозяйственных операций
      Помощь в организации БУ
      Помощь в восстановлении и ведении БУ, составлении БО
      Помощь в налоговом планировании и расчете налогов
      Экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности
      Консультирование по финансовым, правовым вопросам и т.д.
      Разработка учредительных документов, инфо обслуживание и др.
 
      №5. Принципы проведения аудита
      При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться:
      Нормами з/д-ва
      Нормами профессиональных аудиторских объединений, членом которых он является
      Этическими принципами:
      Независимость
      Честность
      Объективность
      Профессиональная компетентность и добросовестность
      Конфиденциальность
      Профессиональное поведение
      Аудиторы  обязаны руководствоваться этическими нормами в «Кодексе этики аудиторов России» (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине от 28.08.03).
 
      №6. Объем аудита БО и  стадии аудиторской  проверки
      Объем аудита определяется требованиями з/д-ва, прежде всего, документами, регулирующими  аудиторскую деятельность. Определение объема аудиторской проверки является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, проведение которых необходимо для достижения целей аудита, и диктуется обстоятельствами проверки. Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решение о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур, затратах времени, количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовке обоснованного аудиторского заключения.
      Основными стадиями аудиторской проверки являются:
      Планирование аудита
      Получение аудиторских доказательств, в т.ч. использование работы др. лиц и контакты с руководством аудируемого лица, а также третьими сторонами
      Документирование аудита
      Обобщение выводов, формирование мнения о БО
 
 
Тема 2. Организация аудита и методы нормативного регулирования аудиторской деятельности
 
      №1. Система нормативного регулирования аудита
      Система нормативного регулирования аудита в РФ находится в стадии становления. Это связано с формированием новой организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в РФ. В настоящее время в РФ сформирована 5-уровневая система нормативного регулирования:
      ФЗ «Об аудиторской деятельности» - определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в качестве необходимого элемента.
      ФСА, а также другие постановления правительства, касающиеся различных сторон аудиторской деятельности. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и, прежде всего, арбитражным судом.
      Методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям по отдельным вопросам налогообложения и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню могут быть отнесены правила-стандарты аудиторской деятельности, одобренные комиссией по аудиторской деятельности при президенте РФ.
      Внутренние правила-стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований ФСА и не могут противоречить им.
      Документы, необходимые для реализации ФСА (внутрифирменные стандарты). Основные направления разработки внутрифирменных стандартов могут быть разделены на следующие:
      Стандарты по внутрифирменному документообороту.
      Стандарты в области этики поведения аудитора.
      Стандарты в области методологии проведения проверок по направлениям аудита (общий, банковский, страховой, аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов).
 
      №2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность
      Регулирование аудиторской деятельности осуществляет специально созданная система, в  которую входят следующие органы:
    Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования, который определяется Правительством РФ (сейчас – Минфин). Его функции:
      издание нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
      разработка ФСА;
      организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, лицензирование аудиторской деятельности;
      организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;
      контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами ФСА;
      определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
      ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;
      аккредитация профессиональных аудиторских объединений.
    Совет по аудиторской деятельности при УФО. Функции:
      принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов и проектов решений УФО;
      разрабатывает ФСА, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение УФО;
      рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение УФО.
    Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения – создаются в целях защиты профессиональных интересов и координации действий. Они имеют право:
      участвовать в аттестации;
      разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
      проводить проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
      применять меры воздействия к виновным лицам;
      ходатайствовать о выдаче претендентам квалификационных аттестатов аудитора;
      ходатайствовать о приостановлении действия и аннулировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;
      ходатайствовать о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;
      обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;
      содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в РФ;
      защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти РФ, судах и правоохранительных органах;
      разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;
      представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов.
 
      №3. Требования к уровню профессионализма аудиторов
      В соответствии с ФЗ «Об аудиторской  деятельности» претенденты заниматься аудиторской деятельностью должны пройти процедуру аттестации. К аттестации на право осуществлять аудиторскую деятельность допускаются лица, имеющие базовое образование и практический опыт работы. Базовое образование предполагает наличие высшего экономического или юридического образования, полученного в российском образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Практический опыт определяется стажем работы по экономической или юридической специальности не менее 3 лет.
      Последняя новость: до 1.07.06 аудиторская деятельность подлежит обязательному лицензированию
 
      №4. Правовые формы предпринимательской  деятельности в аудите
      В РФ аудиторской деятельностью имеют  право заниматься ФЛ (индивидуальные аудиторы) и ЮЛ (аудиторские организации).
      ФЛ  имеют право осуществлять аудиторскую деятельность самостоятельно при условии, что они прошли процедуру аттестации и имеют квалификационный аттестат аудитора. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, в т.ч. оказывать сопутствующие услуги, но не вправе проводить обязательную ежегодную аудиторскую поверку.
      Аудиторская организация – это коммерческая организация, которая может создаваться  в любой организационно-правовой форме, за исключением ОАО. В аудиторской  организации не менее 50% кадрового  состава должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ. В случае, если руководитель – иностранный гражданин, то не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аттестованных аудиторов.
 
      №5. Виды аудиторских  проверок и аудиторских  услуг
Выделяют  следующие виды аудита:
        по стадиям развития
        подтверждающий (подтверждение хоз. операции)
        системно-ориентированный (проверка организации и функционирования СВК проверяемого предприятия. Если организовано достаточно правильно, то аудиторы могут ограничиться выборочной проверкой отдельных объектов)
        аудит, базирующийся на риске (проведение более глубокой проверки тех областей финансово-хозяйственной деятельности организации, где более высок возможный риск возникновения ошибок и нарушений. Следовательно, области с низким риском проверяются выборочно с целью сокращения издержек и времени)
        по характеру заказа
        инициативный
        обязательный
      Обязательный  аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения БУ и ФО организации или индивидуального предпринимателя.
      Обязательный  аудит осуществляется в случаях, если:
      организация имеет организационно-правовую форму ОАО;
      организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом;
      объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный МРОТ;
      организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют пункту 3;
      обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
      Инициативный аудит проводится по добровольному желанию экономического субъекта (по решению собрания, по желанию одного из учредителей, по решению руководства).
 
        по  сфере деятельности субъектов
        общий
        банковский
        страховой
        биржевой
        внебюджетных фондов
        инвестиционных институтов
        исходя из статуса аудитора
        внешний (на основе договорных трудовых норм)
        внутренний (оценка эффективности функционирования системы управления предприятием)
      Внутренний аудит - это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель его - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Задачи внутреннего аудита:
      внутриведомственный контроль за работой предприятия;
      проверка функционирования системы производства по экономическим показателям;
      анализ причин недостаточно эффективной работы системы управления производством и реализацией;
      оценка ликвидности и рентабельности фирмы;
      рекомендации по улучшению работы фирмы.
        по объектам планирования
        операционный (проверка эффективности функционирования фирмы и деятельности администрации)
        аудит на соответствие (контроль за соблюдением персоналом законодательства, норм, инструкций, внутренних положений и правил)
        аудит финансовой отчетности (оценка ее достоверности)
        по периодичности
        первоначальный (проведение аудитором проверки данной организации впервые)
        периодический, повторяющийся, согласованный (повторные договорные отношения. Аудиторская организация одна, но состав аудиторской группы должен меняться каждый раз, чтобы аудит был независимым)
 
      Аудиторская организация может оказывать  все другие сопутствующие аудиту услуги.
      Под сопутствующими аудиту услугами понимается:
      постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
      налоговое консультирование;
      анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
      управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
      правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
      автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
      оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
      разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
      проведение маркетинговых исследований;
      проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
      обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью и др.
 
      №6. Права и обязанности  аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов  и аудируемых лиц
   см. ст. 5, 6 ФЗ «Об аудиторской деятельности»
 
      №7. Ответственность аудитора и аудируемых лиц. Виды, меры ответственности
   Ответственность определена ФЗ «об аудиторской деятельности», а также ГК и УК РФ. В соответствии с законом аудиторы несут гражданско-правовую, уголовную и административную ответственность.
   Гражданско-правовая ответственность делится на:
          ответственность перед клиентом
          ответственность перед третьими лицами
   Ответственность перед клиентом включает в себя:
        за некачественное, неквалифицированное проведение проверки
        за несвоевременное проведение проверки
        за ущерб, нанесенный клиенту разглашением конфиденциальной инфы
        за состояние учета и отчетности (если он его ведет)
   В ГК существуют статьи:
          регулирующие договорные отношения
          связанные с нанесением вреда, ущерба
          дающие основания для возбуждения иска в отношении аудитора или аудируемой организации
Ответственность аудитора и клиента должна быть обоюдной.
В УК ст. 202 «злоупотребление полномочиями»  определены наказания за нарушения:
          штраф в размере от 100 до 300 тыс.руб
          штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет
          арест на срок от 3 до 6 месяцев
          лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать должность и заниматься деятельностью на срок до 3 лет
 За  административные правонарушения –  аннулирование аттестата или  лицензии.
 
      №8. Роль международных и национальных стандартов в развитии и совершенствовании аудиторской деятельности
      Правила (стандарты) аудиторской деятельности регулируют профессиональную деятельность аудита, устанавливают критерии, принципы, процедуры, которые должны соблюдаться всеми аудиторами при осуществлении аудиторских проверок.
      Основная  цель аудиторских стандартов заключается  в том, чтобы обеспечить всех аудиторов  и пользователей аудиторских  услуг единым пониманием основных принципов  и приемов проверки, порядка оформления результатов аудита, оценки качества работы аудиторов и требований к уровню их квалификации.
      На  основе аудиторских стандартов формируются  учебные программы для профессиональной подготовки аудиторов. Стандарты унифицируют  все аспекты аудиторской проверки.
      Значение стандартов:
      Обеспечивается приемлемое качество проверки
      Помогают аудитору вести переговоры с клиентом
      Помогают пользователям понимать процесс проверки
      Повышают общественный имидж профессии
      Являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудитора.
      Требования к аудиторским стандартам:
      Стандарты должны быть сформулированы кратко, ясно, недвусмысленно
      Должны быть практически осуществимы
      Должны определять направление, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора
      Не должны содержать детализированных конструкций в целях предоставления аудитору возможности использования профессионального подхода к проверке.
 
      В настоящее время стандарты классифицируют следующим образом:
      Международные
      Национальные
      Внутренние
      Кроме того, вся система стандартов состоит  из 3 основных групп:
      Общие
      Рабочие
      Стандарты отчетности
      Разработка  международных стандартов преследует цели:
      Способствовать развитию профессии аудиторов в странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового
      Унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе
      Использование стандартов в разных странах различно. Стандарты по возможности их практического  применения делятся на:
      Стандарты, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу полностью
      Стандарты, которые могут быть приняты с незначительными изменениями
      Стандарты, которые нуждаются не только в уточнении, но и в создании собственных экономических, политических и других условий для их применения.
      Общие стандарты определяют требования к аудиту в целом:
      Принципы
      Цели
      Задачи
      А также могут определять требования к уровню квалификации аудитора.
      Рабочие стандарты определяют требования к процессу проведения проверки, начиная от переговоров с клиентом и до составления аудиторских отчетов.
      Стандарты отчетности предусматривают правила составления отчета по результатам аудиторской проверки.
      Российские  национальные стандарты подразделяются на:
      ФСА
      Внутренние стандарты объединений
      Внутрифирменные стандарты
      Внутрифирменные стандарты – это документы, которые  детализируют единые требования к порядку  осуществления аудита, определенному  ФСА. К внутренним стандартам могут  относиться принятые и утвержденные в установленном порядке:
      Внутренние  инструкции, положения, методические разработки, различные пособия и другие документы, которые раскрывают подход конкретной аудиторской организации к проведению проверки.
      Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита, документирования, осуществления  внутреннего контроля качества аудита, подготовки отчетов аудиторов.
      Применение  внутрифирменных стандартов позволяет  сделать технологию и организацию  аудита более рациональной и полнее соблюдать ФСА.
 
 
Тема 3. Исследования в аудите
 
      №1. Оценка эффективности  систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля
      Требования  к порядку оценки СБУ и СВК  определены в ФСА №8 «ОЦЕНКА АУДИТОРСКИХ РИСКОВ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ АУДИРУЕМЫМ ЛИЦОМ». В соответствии с требованиями стандартов СБУ может считаться эффективной, если в ходе учета фактов хозяйственной деятельности выполняются следующие требования:
      Операции в учете отражают правильно временной период их осуществления
      Операции зафиксированы в правильных суммах
      Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными документами и учетной политикой отражены на счетах БУ
      Зафиксированы детали операции, имеющие существенное значение для учета и отчетности.
      В процессе оценки СБУ аудитор проверяет  вопросы:
      Организация БУ
      Правильность разделения обязанностей между сотрудниками бухгалтерии
      Наличие должностных инструкций
      Уровень профессиональной подготовки бухгалтеров
      Организация первичного учета
      Требования к заполнению первичных документов
      Имеются ли в бухгалтерии перечень и образцы документов с указанием порядка их заполнения
      Обеспечены ли сотрудники бухгалтерии нормативными, справочными и инструктивными материалами
      Соблюдаются ли требования по организации подготовки оборота документов
      Аудитор оценивает правильность выбора, обоснованность и соблюдение учетной политики
      Отсутствие  организованной СБУ ставит под сомнение вопрос о принципиальной возможности  проведения аудита у данного экономического субъекта. Речь может идти только о  восстановлении СБУ.
 
      Под СВК понимается совокупность организационных  мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажений инфо, а также своевременной подготовки достоверной ФО.
      СВК выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся  к СБУ, м включает контрольную  среду.
      Контрольная среда – осведомленность и действия руководства клиента, направленные на установление и поддержание СВК + понимание важности такой системы.
      Контрольная среда влияет на эффективность отдельных  средств контроля и включает в  себя составляющие:
      Стиль и основные принципы управления
      Оргструктура
      Распределение ответственности и полномочий
      Осуществляемая кадровая политика
      Порядок подготовки ФО для внешних пользователей
      Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей
      Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства
      Наличие и особенности организации работы внутреннего аудита в составе орагнов управления организации.
      К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся:
      Подотчетность одних работников другим
      Внутренние проверки и сверки по вопросам финансово-хозяйственной деятельности
      Инвентаризация
      Сравнения данных из внутренних источников с данными из внешних источников инфо
      Осуществление контроля за прикладными программами к компьютерным системам в т.ч. посредством контроля за:
      Обновлением компьютерных программ
      Доступом к файлам и данным
      Правом доступа к вводу и выводу инфо из системы
      Ограничение доступа к активам и запасам
      Сравнение и анализ финансовых показателей с плановыми
      В ходе оценки СВК аудитор устанавливает:
      Места ВК на данном п/п
      Компетентность внутренних аудиторов
      Процедуры контроля
      Служба  аудита может подчиняться только руководителю и собственникам.
 
      №2. Понятие существенности в аудите
      Проводя проверку аудитор должен быть уверен, что представленная ФО даст правдивое  отражение положения дел в  организации, т.е. не содержит существенных искажений. Оценка достоверности ФО в аспекте существенности вызвана вынужденной необходимостью выборочного проведения аудиторских проверок. Требования к оценке существенности сформулированы в ФСА №4 «Существенность в аудите».
      Аудитору следует оценивать существенность при:
      Определении характеров, сроков и объема аудиторских процедур
      Оценке последствий искажений
      Определение того, что является существенным, представляет собой субъективный процесс, основанный на суждении конкретного аудитора.
      Существенность – свойство инфо, которое делает ее способной влиять на экономические решения пользователей этой инфо.
      Оценка  существенности включает в себя как  объем, так и характер искажения. Например, недостача 1000 руб. a С количественной точки зрения – несущественна; с качественной точки зрения – плохая организация СБУ и СВК.
      С точки зрения качественной характеристики аудитор должен использовать свое профессиональное суждение, чтобы определить, носят  или нет существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения от установленных требований.
      С количественной точки зрения аудитор  должен оценить, превосходят ли обнаруженные отклонения по отдельности или в  сумме тот количественный критерий, который определяется через уровень  существенности.
      Под уровнем существенности понимается максимально допустимое количество ошибок или искажений, которое может быть в инфо, содержащейся в БФО, и которое не введет квалифицированных заинтересованных пользователей в заблуждение по поводу этой инфо.
      Аудитор рассматривает существенность как на уровне БФО в целом, так и в отношении остатка средств по отдельным счетам БУ, группам однотипных операций, а также случаев раскрытия инфо. В зависимости от рассматриваемого аспекта ФО возможны различные уровни существенности. Допускается как единый показатель уровня существенности для данной конкретной аудиторской проверки, так и набор разных значений уровня существенности, каждое из которых должно быть предназначено для оценки какой-то определенной группы счетов БУ, отдельных статей баланса, показателей других форм отчетности.
      При определении уровня существенности учитывают 2 фактора: абсолютную и относительную  величину ошибки.
      Абсолютная  величина – это субъективное мнение аудитора о том, что ошибка в определенной сумме может признаваться существенной ввиду значимости суммы независимо от других обстоятельств.
      Относительная величина определяется в процентном отношении к соответствующей принятой базовой величине.
      При разработке метода выбора существенности аудитору нужно решить 2 задачи:
    Выбрать показатели БО
    Установить значение уровня существенности для них
      На  практике используются следующие методы определения уровня существенности:
      Выбор показателей с наибольшей суммой
      Выбор показателей, характеризующихся наибольшей вероятностью появления в них ошибок
      Выбор показателей, ошибка в которых, даже несущественная, может вызвать существенные последствия.
      Существует 2 основных метода определения уровня существенности:
      Оценочный – заключается в том, что аудитор, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяет, что является существенным и устанавливает его уровень.
      Расчетный – предполагает наличие расчетной величины уровня существенности.
      Порядок определения уровня существенности:
      Общая абсолютная величина существенности рассчитывается аудитором как % от основного базового показателя отчетности по состоянию  на конец отчетного года. Обычно существенной признается общая погрешность  БО в размере от 4 до 8%.
 
      №3. Аудиторский риск и его оценка
      Аудиторский риск – это риск того, что аудитор выразит ошибочное мнение в случае, когда в ФО содержатся существенные искажения. Аудиторский риск включает следующие составляющие:
      Неотъемлемый  риск – означает подверженность учета искажениям в связи со спецификой бизнеса клиента при условии отсутствия соответствующих средств ВК.
      Риск  средств контроля – риск того, что искажения не будут предотвращены, выявлены и своевременно исправлены с помощью СБУ и СВК.
      Риск необнаружения – риск того, что выполняемые процедуры не позволят обнаружить существенные искажения.
      Риски оцениваются с помощью профессионального  суждения, но есть и расчетные способы:
            Аудиторский риск (АР) = неотъемлемый риск (НР)*риск средств контроля (РСК)*риск необнаружения (РН)
      Причем, РН – самое главное, что нужно  установить аудитору. Чем ниже РН, тем  больший объем инфы аудитор должен проверить 
 
      Подробнее a см. ФПСАД №8
 
      №4. Аудиторская выборка
      Цель  выборочной проверки – сокращение времени или стоимости аудита при обеспечении должного его качества.
      Метод выборочной проверки основан на законах  теории вероятностей, согласно которым  возможно получить достаточно точные данные о целом по его относительно малой части. В выборку включена только часть объектов проверяемой или генеральной совокупности.
      Генеральная совокупность – это полный набор элементов, по которым аудитор отбирает совокупность, и в отношении которой он хочет сделать выводы. Генеральная совокупность может подразделяться на страты (подмножества), где каждая страта проверяется отдельно.
      Стратификация – это процесс деления генеральной совокупности на подмножества, каждое из которых представляет собой группу элементов выборки со сходными характеристиками. Порядок формирования выборки и оценка ее результатов определен ФСА №16 «Аудиторская выборка».
      Важнейшее требование, которое должно быть соблюдено  при формировании выборки – это  обеспечение ее репрезентативности, т.е. равной вероятности отбора элементов изучаемой совокупности. Для этого аудиторы могут использовать следующие методы:
      Случайный отбор, который может проводиться по таблице случайных чисел
      Систематический отбор – может предполагать отбор элементов через некоторый постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа
      Комбинированный – представляет собой комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
      Выбор метода или сочетания методов  зависит от обстоятельств проверки (аудиторский риск и эффективность  собственного аудита). При этом аудитор  должен удостовериться, что используемые им методы являются надежными с т.з. получения достаточного количества надлежащих аудиторских доказательств.
      При разработке аудиторских процедур аудитор  может отобрать:
      Все элементы
      Специфические элементы
      Отдельные элементы, т.е. сформировать выборку.
      При рассмотрении элементов, попавших в  выборку, фиксируются все ошибки, независимо от их величины, т.к. результаты выборки будут распространены на всю проверяемую совокупность.
      При использовании выборки, основанной на денежных единицах (стоимости) важен не столько абсолютный размер ошибки, сколько соотношение ошибки и величины элемента совокупности.
      В ходе анализа документов устанавливается  удельный вес неправильно оформленных  или отсутствующих документов.
      При выработке порядка проведения проверки конкретного раздела БО, аудиторы должны определить цель проверки и аудиторские процедуры, позволяющие достичь этой цели. Затем они должны определить возможные ошибки, оценить доказательства, которые требуется собрать, и на основе этого установить совокупность изучаемых данных. В специальной литературе выделяют 2 вида выборочной проверки:
      Проверка на соответствие – предназначена для тестирования процедур ВК. Ее задача заключается в установлении тех фактов, как часто в проверяемом периоде нарушались нормы ВК. Проверка проводится по следующим направлениям:
      Действительность совершения хозяйственных операций и их подтверждение документами
      Полнота отражения в учете всех операций
      Законность операций и т.д.
      Проверка по существу – направлена на подтверждение достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам. Ее задача состоит в оценке правильности учета отдельных сумм по отдельным операциям, оборотов и сальдо по счетам.
      При определении объема выборки аудитором  должны быть установлены риск выборки  и допустимая ошибка выборки. Риск выборки заключается в том, что мнение аудитора по одному и тому же вопросу, составленному на основе выборочных данных и изучения всей совокупности, могут отличаться. Различают 2 типа риска, связанного с использованием аудиторской выборки:
      Риск того, что аудитор
      Придет к выводу о том, что риск средств ВК ниже, чем в действительности
      Придет к выводу о том, что существенной ошибки не существует, вопреки тому, что в действительности она есть
      Риск  данного типа оказывает влияние  на надежность аудита и с большой степенью вероятности может привести к ненадлежащему аудиторскому мнению.
      Риск того, что аудитор
      Придет к выводу о том, что риск средств ВК выше, чем в действительности
      Придет к выводу о том, что имеет место существенная ошибка, хотя в действительности ее нет.
      Риск  данного типа оказывает влияние  на эффективность аудита, поскольку  он обычно приводит к дополнительной работе по установлению того, что первоначальные выводы были неверны.
      Допустимая  ошибка выборки – это максимальный размер ошибки генеральной совокупности, который аудитор считает приемлемым. Допустимая ошибка определяется на стадии планирования в соответствии с выбранным уровнем существенности. Размер выборки определяется величиной допустимой ошибки. Чем меньше ее величина, тем больше необходимый объем выборки.
      Задача  определения необходимого и достаточного объема выборки решается в зависимости  от вида проверки. После определения  объема выборки и применения к  ее элементам процедур контроля, необходимо полученные итоги проверки распространить на всю генеральную совокупность.
      Для интерпретации результатов выборочной проверки аудиторы должны выполнить  следующие действия:
      Проанализировать каждую ошибку, попавшую в выборку. При обнаружении ошибок следует установить их характер, сущность, причины возникновения, влияние на другие операции и показатели отчетности. Кроме того, важно выявить, носят эти ошибки случайный характер или вызваны недостатками организации СВК и системы управления в целом. Характер и причина ошибки влияют на ее значимость для оценки достоверности данных всей совокупности.
      Экстраполировать полученные результаты на всю совокупность. При этом методы распространения результатов должны соответствовать методам построения выборки.
      Оценить риски выборки. Аудиторам необходимо убедиться, что ошибка в проверяемой совокупности не превышает допустимой величины. Для этого сравнивается ошибка совокупности, полученная посредством экстраполяции, с допустимой ошибкой. Если первая ошибка превысит допустимую, то следует повторно оценить риски выборки или расширить круг аудиторских процедур, или применить альтернативные процедуры.
      Все стадии проведения выборки и анализ ее результатов аудиторы обязаны  фиксировать в своих рабочих  документах.
 
 
Тема №4. Планирование аудита
      №1. Согласование условий проведения аудита
      ФСА №12 устанавливает единые требования к порядку, в котором условия  проверки должны согласовываться с  аудируемым лицом. В договоренности рекомендуется включать договор  на оказание аудиторских услуг либо предшествующее письмо о проведении аудита.
      Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении  условий проведения аудита. Согласованные  условия необходимо отразить документально  в договоре оказания аудиторских  услуг.
      Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита. Это документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными  условиями задания по проведению аудита. Письмо предназначено для подтверждения сторонами договоренности, достигнутой на переговорах и для понимания взаимных обязательств и ответственности по представлению проверки.
      Целью письма является исключение возможности  неправильного понимания сторонами условия представления договора на проведение аудиторской проверки. Стороны должны одинаково трактовать цели, содержание и характер работ.
      Форма и содержание договора (писем) для  различных аудируемых лиц может  иметь особенности. Как письмо, так  и договор могут содержать обязательную и дополнительную инфо.
      Как правило, в обязательном порядке в договоре оказания аудиторских услуг указывается следующая инфо:
      По условиям проверки:
      Цель аудита, объем аудита, включая ссылки на з/д-во и ФСА
      Цена проведения аудита либо способ ее определения, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов
      По обязательствам аудиторской организации:
      О форме отчетности по результатам проведенной аудитором работы
      О наличии риска необнаружения аудитором искажений в связи с ограничениями, свойственными аудиту, а также несовершенством СБУ и СВК аудируемого лица
      По обязательствам аудируемого лица:
      Ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление БФО
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.