На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Банковская система Италии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Как и в других странах, в Италии есть центральный  банк — Банк Италии. Он основан в 1893 году и действует в настоящее  время на основании Закона об эмиссионных  банках 1910 года и Акта о Банке  Италии 1936 года. Особенностью правового  положения Банка Италии является то, что Конституция Италии 1947 года не содержит упоминания ни о центральном  банке, ни о денежнокредитной политике (отмечается только обязанность Республики защищать сбережения). Тем самым за Банком Италии обязанности в области проведения денежнокредитной политики законодательно не закреплены. 
Несмотря на это, денежнокредитная политика, конечно, разрабатывается и проводится. Ее общие направления определяются правительством. Указания правительства учитываются Межведомственным комитетом по кредитам и сбережениям (МККС), формально отвечающим за кредитную политику. В МККС входят министр финансов (председатель), министры общественных работ, сельского хозяйства, внешней торговли, бюджета, промышленности, по делам Юга и по делам ЕС. ЦБ официально является только его техническим агентом, однако практически МККС лишь подтверждает решения министра финансов и управляющего Банком Италии. 
В вопросе о праве использования инструментов монетарной политики применяется дифференцированный подход. Решение о наиболее значимых инструментах — резервных требованиях и учетной ставке предварительно утверждается МККС и принимается указом министра финансов по инициативе управляющего Банком Италии. Объемы, время и технические процедуры проведения таких инструментов, как интервенции на денежном рынке, фактически находятся в полной компетенции ЦБ. Оговорка «фактически» использована в связи с тем, что формально существует самостоятельное Итальянское валютное управление, но поскольку оно возглавляется управляющим Банком Италии, то реально проводит политику ЦБ, используя его операционную структуру и даже своим балансом входит в консолидированный баланс ЦБ. 
Проводя денежнокредитную политику Банк Италии активно осуществлял в 70х и начале 80х годов прямой кредитный контроль. Позднее Банк стал больше опираться на непрямые интервенции на вторичном денежном рынке. С середины 70х годов Банк Италии устанавливает ежегодные ориентиры кредитных и денежных агрегатов в их взаимодействии. Эти данные публикуются в Экономическом бюллетене Банка Италии. Ежегодные ориентиры являются частью государственного финансового планирования. В мае правительство публикует трехлетний бюджетный прогноз, осенью министр бюджета представляет парламенту макроэкономический прогноз на предстоящий год. В подготовке обоих документов ЦБ принимает самое активное участие. Прогнозы составляют основу бюджета, который утверждается парламентом до конца года. 
Банк Италии является акционерным банком, он принадлежит сберегательным банкам, другим крупным коммерческим банкам, страховым компаниям, учреждениям социального обеспечения. Контроль со стороны государства за центральным банком осуществляется опосредованно — через владение контрольным пакетом акций в ряде из названных структур. 
Вся власть по текущим и внутренним вопросам в Банке Италии сосредоточена в руках его управляющего, назначаемого, как правило, на длительный срок Президентом страны по представлению премьерминистра. Однако стратегические решения принимаются после обсуждения в директорате Банка, состоящем из управляющего, генерального директора и двух его заместителей. Совещания этого органа носят регулярный характер — не менее двух раз в месяц и проводятся с участием старших должностных лиц Банка Италии. 
В Совет директоров банка помимо управляющего входят 13 директоров, которые избираются акционерами на срок в 3 года с правом повторного избрания. Совет директоров собирается не реже одного раза в квартал, но может заседать и чаще по инициативе управляющего или трех членов Совета. В компетенцию Совета входит решение административных вопросов и кадровые назначения. 
Теоретически решения Совета директоров могут быть отменены министром финансов, который, однако, это право никогда еще не использовал. Присутствующие на заседаниях Совета представитель правительства или представитель Минфина имеют право задержать на 5 дней исполнение принятых решений, если они считают их противоречащими законодательству или уставу банка. Подчиненное положение Банка Италии по отношению к Минфину связано и с тем, что Минфин и ЦБ были разделены лишь в 1981 году. До этого ЦБ был вынужден покупать все казначейские векселя, не проданные с аукциона, обеспечивая правительству неограниченное финансирование. Теперь же Банк Италии лишь обязан предоставлять Минфину прямую кредитную линию (овердрафт) в пределах до 14% всех расходов, запланированных в бюджете. Для выдачи кредитов сверх этого объема требуется решение парламента. Даже свой внутренний ежегодный бюджет Банк Италии представляет на проверку представителю Минфина и лишь затем утверждает его на Совете директоров и общем собрании акционеров. Однако до настоящего времени представители правительства ещё ни разу не вносили протеста по бюджету ЦБ. 
Банк Италии подвергается внутреннему и внешнему аудиту. Общее собрание акционеров назначает 5 аудиторов, которые проводят проверку Банка. Результаты аудита докладываются управляющему. Формально надзор за Банком осуществляется министром финансов. В этих целях министр может привлечь Постоянный комитет, состоящий из 6 членов парламента и 5 правительственных чиновников и судей. Постоянный комитет может излагать свое мнение по всему спектру вопросов — от денежной эмиссии до изменения устава ЦБ. Надзор за администрацией ЦБ министр осуществляет через правительственного инспектора, который к тому же проверяет финансовую отчетность Банка.

Как регулирующий орган Банк Италии имеет почти  неограниченный доступ к отчетности банков и базе данных по всем банковским кредитам даже небольшого размера. В  то же время он тесно сросся с  группой компаний, доминирующих в  итальянском бизнесе, и является одним из крупнейших инвесторов на фондовом рынке страны, что не исключает  возможности инсайдерской деятельности, так как банк имеет доступ к информации, влияющей на рыночную конъюнктуру, и устанавливает процентные ставки. Существует вероятность того, что участие ЦБ в капитале компаний может быть расценено другими инвесторами как официальное одобрение. При этом полномочия регулирующих органов фондового рынка не распространяются на ЦБ. 
По данным Consob, наблюдательного органа фондового рынка, Банк Италии владеет долями в два и более процентов 12 компаний, акции которых котируются на бирже, и, следовательно, может оказывать значительное влияние на финансовые учреждения, которые сам и регулирует. В конце 1996 года Банк оценивал свой портфель акций в 1,9 трлн лир (1,2 млрд долл.), но его рыночная стоимость может быть в несколько раз выше. Интересы Банка Италии разносторонни. Он владеет долями в 4,9% крупнейшей страховой компании «Женерали» (1,4 трлн лир), в 2,6% конгломерата IFI, контролируемого семьёй Аньелли, владеющей «Фиатом», 6,2% компании «Италгаз», 3,1% — инженерной компании «Сасиб» и многих других. Инвестиции Банка Италии позволяют ему косвенно владеть собственностью и в банковском секторе. Банк мотивирует свои инвестиции в акции двумя причинами. Более половины вложений идет на нужды пенсионного фонда служащих. Он также держит в акциях часть установленных законом резервов. В конце прошлого года эта часть портфеля оценивалась в 860 млрд лир. 
Италия — страна со старинной банковской традицией, которая зародилась ещё в Древнем Риме. Дома Опиев, Эгнациев осуществляли свои денежные операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов, но особенно банковская деятельность утвердилась в конце средних веков и в период Возрождения: семья Медичи заложила первый фундамент Банка, предоставив займ Князьям. Первые финансовые учреждения по предоставлению кредитов частным лицам также зародились в Италии. Затем развитие финансовой деятельности следовало за развитием экономической активности, т.е. она перемещалась на север Европы. Но когда промышленная революция достигла Италии, современный банк получил там быстрое развитие, опираясь на базу, заложенную в средневековье. 
В настоящее время в Италии действует около 1000 кредитных институтов: 
• 170 банков, принимающих краткосрочные вклады; 
• 37 банков, принимающих средне и долгосрочные вклады (119 отделений); 
• 100 региональных народных банков с 4045 отделениями; 
• 646 кооперативных банков с 2343 отделениями; 
• 45 дочерних компаний иностранных банков. 
Как видно из приведенных статистических данных, банковская система Италии сильно раздроблена. Ни один из итальянских банков не входит в десятку крупнейших банков Европы. На три крупнейших банка страны приходится только 20% местного рынка по сравнению с более чем 80% в Голландии и 50% в Англии и Швейцарии.

В 1995—1996 годах  чистая прибыль местных банков на акционерный капитал составляла в среднем всего 1,6% (10% в предыдущем десятилетии), в то время как аналогичный  показатель для Франции и Германии составлял 6—7%, Испании — 15%, Великобритании — 17,1%, США — 14,9%. В 1997 году доходность капитала возросла до 2,7%, но произошло  это благодаря оживлению на финансовых рынках. В 1994 году совокупная прибыль итальянских банков составила 65 млрд лир (420 млн долларов) по сравнению с 8769 млрд лир в 1991 году. Ещё менее радужная картина наблюдается при анализе результатов деятельности в 1994 году 24 крупнейших банков страны — их убытки составили 835 млрд лир (518 млн долларов) по сравнению с 2,5 трлн лир чистой прибыли в 1993 году. 
Одна из причин роста убытков итальянских банков в 1991 — 1994 годах заключается в увеличении объемов проблемных и безнадежных кредитов. Общая сумма просроченных ссуд превышает 50 трлн лир, на юге страны около 30% выдаваемых банком кредитов не возвращается. Только за 1994 год стоимость сомнительных займов у итальянских банков возросла на 30%, достигнув 90 трлн лир или свыше 9% совокупных непогашенных ссуд. К 1997 году доля безнадежных кредитов возросла до 11%. В 1991 году резервы банковской системы на покрытие безнадежных долгов оценивались в 8770 млрд лир. По данным Центробанка, на конец 1995 года у банков, оперирующих с краткосрочными кредитами, просроченные платежи составили 94041 млрд лир по непогашенным ссудам в 991404 млрд лир, в их балансах на долю других недействующих кредитов приходилось ещё 39199 млрд лир. 
Для сокращения рисков в Италии введены следующие ограничения в области кредитования: банки и банковские группы имеют право предоставлять одному заёмщику или группе связанных между собой заёмщиков ссуды в размере не более 25% собственных средств банков. Совокупная величина крупных кредитов (каждый из которых составляет не менее 10% собственных средств банков или банковской группы) не может превышать размер собственных средств более чем на 80%. Помимо этого установлено ограничение на выдачу ссуд связанным между собой лицам (основным держателям акций, располагающим более 15% акционерного капитала банка, и компаниям, в капитале которых участие банка превышает 20%) пределом в 20% собственных средств банков. Банки, входящие в состав банковской группы, не относятся к категории связанных между собой юридических лиц. 
Согласно Банковскому закону от 1936 года итальянские банки не могли предоставлять долгосрочные кредиты. Поэтому они создали или приобрели учреждения по земельному, недвижимому, сельскохозяйственному и движимому кредиту. Среди таких банков: Banka di Napoli, Banka di Sicilia, Banka nazionale delavoro, Banko di Sardegna, le Monte dei Paschi di Siena и Instituto bancario San Paulo, di Torino и многочисленные сберкассы. 
Ещё одной причиной ухудшения общего состояния банковской системы Италии является неспособность контролировать свои расходы. Численность занятых в банковской сфере — 330 тысяч работников — не только самый многочисленный, но и самый непроизводительный отряд банковских служащих в Западной Европе. Издержки на содержание персонала в итальянских банках наполовину больше, чем в среднем по западноевропейским банкам. В период с 1991го по 1995 год операционные расходы возросли на 25%, и хотя расходы на заработную плату увеличились не так резко, тем не менее раздутые штаты, щедрые вознаграждения и социальные выплаты привели к тому, что затраты на содержание персонала составили 64% совокупных операционных расходов за прошлый год размером 58359 млрд лир. В 1991 году этот показатель составлял 65% от 46539 млрд лир (в США этот показатель равен 43%). По сравнению с другими секторами экономики средние ежегодные выплаты на одного работающего в банковской системе Италии намного выше и составляют более 110 млн лир. 
Три четверти прибыли банков приходится на постоянно сокращающуюся процентную маржу, а качество услуг, оказываемых банками, характеризуется как низкое и однообразное. В связи с этим неустойчив и доход от предоставляемых услуг по операциям с ценными бумагами: в 1995 году совокупный доход от предоставляемых услуг составил 6483 млрд лир по сравнению с 7056 млрд в 1994 году, а доход от операций с ценными бумагами — 5998 млрд лир по сравнению с 6122 млрд в 1994 году. В 1995 году клиенты платили в среднем за кредиты 12,47%, получали по депозитам 6,45%. Кроме того, банки страны страдают от непомерного налогового бремени, оцениваемого Банковской ассоциацией Италии в 57%. Большинство банков проявляет низкий интерес к расширению и совершенствованию банковских продуктов, способных принести добавленную стоимость, а также к использованию современной техники, способной сократить накладные расходы. Более того, банки, инвестирующие в новейшие технологии, отмечают их неэффективность и даже убыточность. Положение Банка Италии весьма различно в региональном аспекте: у банков северовосточной Италии доходность капитала составляет 6,7%, результаты же кредитных институтов юга страны, где за последние годы произошло несколько крупнейших банковских банкротств, просто провальные убытки Банка ди Рома являются следствием его тесных связей с южным Банко ди Сицилия, Карипуглия, Карикал и Банко ди Наполи. В сентябре было объявлено о банкротстве и предстоящей ликвидации сицилийского Сбербанка Сицилкасса. 
По мнению ряда аналитиков, доходность маломощной итальянской кредитной системы будет и дальше снижаться вследствие низких процентных ставок и значительных инвестиций, требующихся для перехода на единую евровалюту. 
В 1990 году Банк Италии ограничил свои требования в отношении открытия новых банковских отделений их организационнотехническим соответствием, а также необходимым объемом капитала головного банка. Следствием этого стал значительный рост количества отделений банков с 15200 в 1989 году до 22300 в 1994 году (увеличение почти на 47%). 
Расширение территориального присутствия отделений подчеркивает значимость местных рынков, на которых преобладают банки, предлагающие ограниченный набор операций, но имеющие глубокие корни в данной местности, что дает им преимущества, традиционно связываемые с сегментацией финансовых рынков. Рост числа отделений лишь частично диверсифицировал территориальное размещение банков. На конец 1994 года 73% отделений находились в той же географической местности, что и их соответствующее головное учреждение. Отделения, работающие не на своей территории (треть новых отделений), в основном занимаются кредитованием (отношение кредитов к депозитам — 90% против 56%). Для них характерен более низкий разрыв в ставках по депозитам и кредитам банков, а также более высокий доход от услуг. Доход от кредитования выше в небольших населенных пунктах. Процент по депозитам меньше в более крупных населенных пунктах, где выше доход от сделок с ценными бумагами. Отделения, открытые с начала 1990 года, отличаются меньшим количеством служащих, в среднем 5 человек, и объемом операций. Процентная маржа в них несколько выше в силу меньшего количества просроченных кредитов, а проценты по депозитам выше. По истечении двух лет с начала работы новых отделений повышенные начальные операционные издержки имеют тенденцию к понижению, а результаты работы выравниваются с показателями ранее существовавших отделений. Расширение сети отделений является частью общих структурных преобразований: в новые отделения было переведено свыше 30 тыс. служащих, в то время как общее число занятых в банках выросло менее чем на 8 тыс. человек. 
Итальянскую банковскую систему отличает значительное участие в ней государства. К началу 90х годов на частные банки приходилось лишь 24% всех привлеченных депозитов и 25,8% выданных кредитов. Лишь немногим более чем 100 банков — частные, и их число до некоторого времени имело тенденцию к сокращению. Однако, отмечая как факт высокую роль государства в банковском секторе, следует также учитывать, что она сложилась исторически. Кризис 1930 года серьёзно затронул итальянскую банковскую систему, что вынудило государство активно в ней присутствовать.

В Италии получение  лицензии на создание нового банка  предполагает выполнение следующих  условий: размер минимального первоначального  капитала банка около 8 млн долл.; достаточный уровень компетентности администрации; неукоснительное соблюдение определенных требований, касающихся деловой репутации аудиторов и учредителей. 
Учредители должны вместе с заявкой представить полное описание стратегии развития банка. Определенные требования предъявляются к акционерам банка: гарантированное устойчивое и продуманное управление банком; четкое разграничение между банковскими и небанковскими операциями во избежание использования средств банков их акционерами — нефинансовыми компаниями в ущерб интересам самого банка и его вкладчиков. В соответствии с банковским законодательством Банк Италии должен выдавать разрешение на участие потенциальных акционеров в капитале банка, если их доля составляет не менее 5% его совокупного капитала, или для приобретения пакета акций, позволяющего участвовать в управлении банком. Небанковским и нефинансовым учреждениям запрещено владеть более 15% капитала банка. Такая же норма определена и на участие банков в акционерном капитале нефинансовых компаний. 
Хотя открытие новых банковских филиалов и не требует обязательного предварительного разрешения Банка Италии, но органы надзора могут вводить ограничение на расширение филиальной сети банка, если оно не соответствует сложившейся в нем финансовой и управленческой ситуации. К компетенции Банка Италии относятся также вопросы слияний банков, решаемые с учетом финансового состояния каждого банка, участвующего в таких процедурах, достаточности капиталов, перспектив получения доходов, возможностей эффективного управления, а также влияние слияний на конкуренцию в банковском секторе. Для увеличения банковского капитала за счет эмиссии обыкновенных акций также требуется специальное разрешение Банка Италии, обращающего особое внимание на наличие у банка возможности выплачивать дивиденды по новым акциям без снижения объема нераспределенной прибыли. 
Банковский и финансовый надзор в Италии осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям. Банком Италии и Национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый их этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защиты сберегательных вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает правила надзора и сам непосредственно его осуществляет — как в документарной, так и в дистанционной формах. Национальная комиссия по контролю над финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитнофинансовых учреждений на рынке ценных бумаг. 
Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 году. В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. С 80х годов в Италии всё большее внимание стало уделяться надзору за банковскими группами, состоящими из финансовых и банковских компаний, организованных в форме холдинга. Для этого была разработана концепция объединенного надзора, в соответствии с которой он ведётся за деятельностью группы в целом, а не отдельных входящих в неё банковских институтов. 
В Италии банковские проверки на местах осуществляются каждые 4—5 лет в небольших и каждые 8—9 лет — в крупных банках. Как правило, инспекции длятся 4—6 месяцев и в них участвуют 5—6 инспекторов из Банка Италии. Инспекции планируются в начале года как региональными отделениями Банка Италии, так и Центральным инспекционным отделом. Более мелкие банки проверяются служащими отделений, осуществляющими и обычный документарный надзор за данными кредитными учреждениями. В ходе проверок им оказывает содействие группа старших инспекторов из центрального аппарата Банка Италии. Крупные банки проверяют инспектора центрального аппарата Банка Италии.

Как правило, инспектора знакомятся с информацией о банке  в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка —  местные и зарубежные. Инспектора обязаны информировать Банк Италии по всем фактам противоправной деятельности, обнаруженным во время ревизий, соблюдать конфиденциальность полученной информации, отчитываться непосредственно перед управляющим Банком Италии. 
Государственной проблемой в Италии является ростовщичество. Его расцвету в стране способствовал спад в экономике в начале 90х годов, который сильно сказался на финансовом состоянии мелких фирм. Банки, учитывая высокие риски, связанные с кредитованием мелких заёмщиков, резко сократили объёмы выдаваемых кредитов. В результате население и мелкие предприниматели были вынуждены обратиться к ростовщикам, у которых проценты по ссудам частным лицам доходили и доходят сейчас до 150—200%. При этом, по оценкам Банка Италии, 90% заимствованных в этот период у ростовщиков средств шли на финансирование бизнеса. В результате только в 1993 году более 300 тысяч семей стали заложниками ростовщиков, взяв у них ссуды почти на 4 трлн лир. С тех пор, по данным Ассоциации розничных торговцев, бизнес в этой области увеличился в 10 раз. 
В целях борьбы с ростовщичеством в Италии был принят закон, согласно которому все ссуды в зависимости от степени риска подразделяются на несколько категорий, и любая ссуда, проценты по которой более чем на 50% превышают средний показатель, считается ростовщической, и, следовательно, незаконной. Хотя этот закон предназначен для банков, они не согласны с установленным критерием (50%), так как население и мелкие фирмы относятся к наиболее рискованным группам заёмщиков, у которых невозврат кредитов на 50% выше, чем по крупным ссудам. Кроме того, риски невозврата значительно варьируются в зависимости от региона и типа заёмщика, и, по мнению банков, диапазон процентных ставок должен быть шире. 
Банки Италии функционируют в условиях внешних криминальных воздействий — местные банки подвергаются вооружённым ограблениям в шесть раз чаще, чем в других странах Западной Европы. Хотя следует отметить, что лидером среди развитых стран по количеству нападений на отделения банков является отнюдь не Италия, а Канада, где в 1994 году подверглось нападению каждое седьмое отделение (в Италии «лишь» каждое тринадцатое). Весьма интересно, что итальянских грабителей отличает удивиишия 
тельное постоянство: в течение года 165 банковских отделений в стране были ограблены дважды, 27 подверглись нападению 3 и 9 отделений — 4 раза. Согласно данным Ассоциации банкиров Италии средний размер суммы наличности, захваченной при налётах в 1994 году, составлял 61 млн лир (37803 долл.). Это немного, если сравнивать со средней добычей гангстеров в Швейцарии — 242 млн лир. 
Пагубные последствия криминальной деятельности для экономики и финансов вынуждают государство принимать меры по усилению надзорной функции центрального банка и повышению его ответственности за сохранение стабильности в денежной сфере. Основной задачей Банка Италии является предотвращение проникновения финансовых ресурсов незаконного происхождения в реальную экономику путем создания новых финансовых учреждений или приобретения существующих.

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.