На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования науки Самарской  области Государственное образовательное учреждение
среднего  профессионального образования
Тольяттинский социально-педагогический колледж
 
Курсовая  работа

Специальность:      050704 Дошкольное образование
Студента: Трифонова Мария Алексеевна __________________________ (личная  подпись)
Руководитель: Сидякина Е.А. __________________________ (личная  подпись)
 
 
                                                    Курсовая  работа Защищена с  оценкой «______________»
«_____»______________2010 г.
Зам. директора  по учебной и научно-методической работе
/И.В. Гервальд/_______________                              (личная подпись)
Тольятти. 2010 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
    Теоретические основы формирования артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей дошкольного возраста
 
 
8
1.1. Анатомо-физиологическая  основа овладения артикуляцией дошкольниками  
8
1.2. Лингвистические предпосылки овладения звукопроизношением детьми дошкольного возраста  
11
1.3. Система работы по формированию правильного  звукопроизношения  
13
    Опытно - экспериментальные исследование формирования артикуляционной готовности овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни
 
19
2.1. Выявление уровня  сформированности  артикуляционной готовности к овладению    звукопроизношением у детей 4 года жизни  
 
19
2.2. Содержание  и методика по формированию  артикуляционной  готовности к овладению    звукопроизношением у детей 4 года жизни  
 
29
 
Заключение 36
Список  использованной литературы 38
Приложение 41
 
 
 
Введение
       Актуальность исследования. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем  легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
       В настоящее время в дошкольных  образовательных учреждениях   отмечается катастрофически большое  число неблагополучных в психофизическом развитии детей, то есть детей с разными отклонениями в развитии. Причины, приведшие к увеличению числа детей с отклонениями в психофизическом развитии, общеизвестны. Они предопределены реалиями современной жизни и являются следствием  неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера. Одной из важнейших причин следует считать также отсутствие необходимой, своевременной и квалифицированной помощи детям со стороны разных специалистов на уровне раннего распознавания (выявления) недостатков  развития, их дифференцированного диагностирования и консультирования родителей, а также лечебно-оздоровительной и коррекционной психолого-педагогической помощи.
       Обращает на себя внимание  почти полная беспомощность и  недостаточная подготовленность к коррекционно-педагогической работе педагогов-воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Педагог-воспитатель это ведущий и главный специалист, организующий и непосредственно осуществляющий процесс развития, воспитания и обучения ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения, фактически исключен из процесса решения проблемы помощи детям с отклонениями в развитии. Это можно объяснить только одним: коррекционная педагогика и специальная психология не воспринимаются и не осознаются как составная часть (или отрасль) дошкольной педагогики и детской психологии, несмотря  на декларирование этого постулата в отечественной дефектологии прошлых лет. В данной работе мы исследуем вопрос о развитии артикуляционного аппарата у младших дошкольников для дальнейшего  освоения звукопроизношением. Речь сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Деятельность может сменяться: рисование физкультурой, музыка лепкой, математика чтением и так далее. Однако речевая деятельность не может сменяться другой, так как речь мы слышим везде и всегда, чем бы ребенок не занимался. Также важно отметить, что речевые отклонения ярче выражены, нежели другие изменения в организме ребенка.
      Следовательно, решая проблему  речевого недоразвития и несовершенства создаются специализированные дошкольные учреждения, специальные группы и логопедические пункты  при дошкольных учреждениях общего типа, логопедические кабинеты при поликлиниках. Организация логопедических пунктов возникла потому что,                        О.А. Степановой и ее коллегами было обследовано 550 детей в возрасте 4-7лет и 80% из них имеют нарушения в произношении. Н.Н. Авдеева и С.Ю. Мещерякова в своей работе говорят о том, что развитие речи начинается не с дошкольного возраста, как утверждают некоторые исследователи (Н.С. Рождественский, И.А. Бодуэн де Куртенэ. и другие), а в утробе матери. Н.Н. Авдеева говорит, что уже в утробе ребенок способен слышать и запоминать речь матери. Иначе говоря, ребенок от природы наделен способностью к речевому развитию. Взрослые должны создавать условия, благоприятствующие этому развитию. Когда ребенок начинает гулить, лепетать и так далее, необходимо одобрять эти попытки «что-то сказать», призывать снова и снова к произнесению звуков, это тренирует артикуляционный аппарат и готовит его к овладению произношением звуков.
    Г. М. Лямина также говорила о необходимости  устранения несовершенств произношения у детей младшего дошкольного  возраста, и о том, что это возможно осуществлять в дошкольных учреждениях  общего типа. Такие выводы Г.М. Лямина сделала на основе длительного  наблюдения за развитием речи детей и систематических занятий с ними.
      А. Максаков рассматривал вопрос  развития речи детей, и особое  внимание уделял развитию речи  у детей младшего дошкольного возраста. Он отмечает, что недостатки развития речи можно устранить на ранних этапах ее становления и поэтому необходима логопедизация жизни ребенка. То есть элементы логопедических занятий должны сопровождать всякую деятельность ребенка. Также у детей трех - четырехлетнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и рече двигательного аппарата, в частности позволяет им овладеть правильным произношением. Педагогический опыт показал, что воспитатель вполне может  овладеть необходимыми знаниями по логопедии. Воспитателю дошкольного учреждения, прежде всего, приходится иметь дело с естественными для ребенка возрастными особенностями речи, иначе говоря, фонетическим (произношение отдельных звуков и их сочетаний) и музыкальным (ритм, темп, интонация, модуляция, сила, чистота голоса) своеобразием детской речи. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений, так как воспитатель правильными методами обучения лишь помогает естественному процессу нормального развития детской речи, ускоряя его. Этим облегчает ребенку овладение такой сложной деятельностью, как речь, и способствует  более раннему умственному развитию его. В дошкольных учреждениях, в которых работают воспитатели, получившие логопедическую подготовку, дети говорят значительно чище, правильнее, чем в тех, где нет подобных воспитателей. Определенная логопедическая подготовка воспитателей дошкольных учреждений обязательна, так как неумелое устранение одних недостатков речи может вызвать появление других.
    Говоря  о детях трех-четырех лет правильнее квалифицировать недостатки их произношения не в виде логопедических диагнозов, которые могут быть поставлены только после пяти лет, а в виде характеристики состояний. Среди таких состояний мы выделяем: чистое звукопроизношение, недоразвитие и нарушение произношения звуков.
      Объект исследования - произносительная сторона речи у младших дошкольников.
      Предмет исследования -  процесс формирования артикуляционной базы звука у детей трёх - четырёх лет.
      Цель: формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни.
      Гипотеза: на основе изложенного мы предположили, что формирование артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей 4 – года жизни будет наиболее эффективна, если:
    проводить раннюю диагностику речи детей (3-4 года);
    сам коррекционный процесс будет строиться на основе дифференцированного подхода, предполагающего работу с двумя группами детей с недоразвитием и нарушением произношения;
    разработать содержание и методику коррекционно-речевой работы с детьми младшего дошкольного возраста
      Задачи:
    1.Исследовать  проблему формирования артикуляционной  готовности к овладению звукопроизношением  с позиций логопедии, нейропсихологии,  физиологии, психологии.
    2. Выявить уровень сформированности  артикуляционной готовности к овладению звукопроизношением у детей трех-четырех лет.
    3.Разработать  содержание и методику коррекционно-речевой  работы по формированию артикуляционной  готовности к овладению звукопроизношением  с детьми младшего дошкольного  возраста.
    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ логопедической, нейропсихологической, физиологической, психологической литературы; экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); анализ полученных данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические  основы формирования  артикуляционной  готовности к овладению  звукопроизношением  у детей дошкольного  возраста
1.1.  Анатомо-физиологическая  основа овладения  артикуляцией     дошкольниками
     Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевыми и слуховыми и слуховыми аппаратами. В начале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап “дофонемное развитие речи”. В 10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сорные - шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков. Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является не устойчивость артикуляции при их произношении. Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находиться в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Большое значение имеет изучение смены “звуков – заместителей”. Процесс замещения звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении  звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками которые есть в распоряжении ребенка. [13]. Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже – по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных движений вызывает к жизни ряд родственных звуков. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему – субститут (заместитель). Согласные подчеркивал  М.Е.Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через стадии: с-сь-ш.
     Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и не нужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука (ш) (раньше произносился с), ребенок говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становиться сильным раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест. Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в пред дошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка, с некоторыми исключениями. [52].  Слово произношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности. Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед); перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы, “корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим “бабака”- собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда –Мария Федоровна; добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).
     В среднем дошкольном возрасте, к 4-1/2 годам, почти исчезает смягченность речи, наблюдается лишь у немногих детей. Шипящие звуки сначала дети произносят не чисто, но постепенно ими овладевают. В этом возрасте характерна не устойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно. Дети переходят к правильному произношению звуков ш, ж, р. Ребенок начинает пользоваться этими звуками в нужных и ненужных случаях:
“горубой” (голубой)
“шад” (сад)
“рампа” (лампа)
     Если вместо р ребенок произносил л, то теперь он делает обратную замену. Большинство детей произносят звук “р”, но владеть им прочно многие еще не умеют.Пропуск звука р отмечается редко, часто он заменяется звуками л, ль, й.
     Слово произношение детей 4-5 лет становится чище, яснее, меньше встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезает сокращение слов. Формирование речи в лексико-грамматическом плане к шести годам считается законченным.
     Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. [41].  Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец взрослых.  Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звуко произносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть обусловлены поражением или не правильным развитием речевого аппарата – его периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия, обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими, а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и врача. Это бывает например, при недостатки или не правильном расположении зубов, при расщеплении верхней губы, неба., а также при поражениях мозга, вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной.
     Гораздо чаще чем, с органическими формами косноязычия, встречаются с функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии каких либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.  Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят, но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.
     Действительной причиной, обуславливающей особенности фонетической стороны речи дошкольников, является еще недостаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи дошкольников, является еще не достаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что дошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а движение его речевых органов оказываются еще не совсем точными и согласованными, что и имеет своим следствием так называемая физиологическое косноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста. Такое физиологическое косноязычие преходяще, оно составляет естественный этап в формировании фонетической стороны речи, устранение которого требует упорной логопедической работы. Хотя физиологическое косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастная особенность, но и в этом возрасте необходимо стремиться более быстрому усовершенствованию произношения. Серьезное значение имеют особенности психики ребенка; ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко и словопроизношении. Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.
     Таким образом, утвердилось мнение о необходимости занятий в речевом развитии детей. В 10-11 месяцев слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи». К концу первого периода появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. В начале дифференцируется гласные звуки от согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твёрдые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение социально закреплённых  согласных звуков.  
 
 

1.2. Лингвистические  предпосылки овладения  звукопроизношением  детьми дошкольного  возраста
     Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты, исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба, А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на- правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.
Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина, А,М.Шахнаровича. [31, C.77]. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом;
• речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• ведущей  задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и  элементарного осознания языка  и речи;
• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.              Исследования Ф.А.Сохина, Г.П.Белякова, Г.А. Туманова были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, Что осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводят детей к порогу овладения грамотой и главное закладывают основы нового отношения к языку. Сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения. В целом эти исследования показали, что система по разработанной методике приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Интересно, что рассмотренные исследования находятся в русле работ, которые опровергают распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный 'на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. [14, C.20]. Работы, убедительно доказывают, что в основе развития речи, лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирование речевой деятельности, Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так на грамматическую сторону языка. Центральной задачей такого обучения является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явления языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи.
  Таким образом, способности к языку, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности, но произойдет это или нет – во многом зависит от организации его деятельности педагогом, от методического подхода к обучению. 
 
 

  1.3. Система работы по формированию правильного звукопроизношения.
    Работа по звукопроизношению  сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи). Первый этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку рече-двигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Второй этап – становления звуков речи, или постановка звука.        Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ). При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.
   Третий этап – закрепление и автоматизация звуков.  С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О.В. Правдина). Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 фраз. Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции), тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)
   Четвёртый этап – дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над  дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут. Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой культуры речи. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры -  драматизации, хороводы. Эффективна речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки – чистоговорки, загадки и д.р.)
   Методы работы: Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом, дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и повторение скороговорок, стихотворений). Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова). Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара). Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку рече - двигательного аппарата детей. Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца). Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Структура процесса изучения одного звука.
        Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в обратной форме).
        Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
        Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
        Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи (шутки – чистоговорки,           инсценировки рассказов,         дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Опытно-эксперементальные  исследование формирования  артикуляционной   готовности к  овладению звукопроизношением у детей 4 года жизни                                                                                     2.1.Выявление уровня  сформированности  артикуляционной готовности к овладению    звукопроизношением у детей 4 года жизни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.