На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статистическое изучение издержек на природоохранную деятельность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                                                                                              ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СУРГУТСКИЙ  ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА 
 
 

                                                            Кафедра ГЭД
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
  Дисциплина:   «Статистика промышленности»
Тема: Статистическое изучение издержек на природоохранную деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнил:                                                …………………………………………………………студент группы ЭП –08з
                                                                                      Шарипова Н. И.
                                                                                      Проверил преподаватель:
                                                                                      доцент каф. ГЭД                                                                                                           Артерчук В.Д.
                                                                                                                                                                    
                                                                                                                                                              (подпись)                                                   

                                                   Сургут 2010 

  Содержание 

 Введение                                                                                                           3
  Глава 1. Экономический  аспект природоохранной деятельности             
  1.1Сущность, значение природоохранных мероприятий 
       и их особенности в  России                                                                       5
1.2 Экологическая оценка деятельности предприятия                                7
 1.3 Затраты экологического назначения. Их классификация и                 
       группировка                                                                                               13
 Глава  2. Статистический учет издержек на охрану природы.
 2.1 Задачи статистического изучения загрязнений окружающей среды  18
2.2 Экологические издержки и затраты на охрану окружающей среды   23
  2.3 Методика оценки и анализа природоохранных
        затрат в выпусках   отраслей                                                                  29
Глава 3 Практическая часть. Решение задач                                                33
Заключение                                                                                                       39
Список  литературы                                                                                          41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

        С развитием общественного производства расширяется сфера воздействия на природу, возрастают негативные изменения окружающей среды, происходит загрязнение веществами, вредными для живых организмов, нарушение динамического равновесия природных систем, изменение водного баланса, рост эрозии почв, истощение запасов минерального сырья, топлива и т.д. Единственно правильным выходом из сложившейся ситуации является обеспечение устойчивого безопасного развития, важнейшими компонентами которого становится экологическая и промышленная безопасность, которой необходимо научить людей. Образование в интересах устойчивого развития должно обеспечить их знаниями, позволяющими прогнозировать и предупреждать кризисные ситуации, находить технологические и экономически обоснованные решения, управлять природными процессами. Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.
         Принципы устойчивости развития включают, прежде всего, широкое применение экономических инструментов управления природопользованием и охраной окружающей средой, которые позволяют создать динамическое равновесие между экономическим ростом и биосферой, обеспечивая их устойчивое и сбалансированное сосуществование.
Одной из самых актуальных тем для экономики  нашей страны является проблема рационального и сбалансированного использования природоресурсного потенциала страны.
       Резкое усиление техногенного воздействия на окружающую природную среду создало реальную угрозу, в связи с этим начались разработки стратегических планов природоохранной деятельности, ориентированных на поиск малозатратных и эффективных технологий производства.
        Широкомасштабность и огромное разнообразие использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности обусловили необходимость применения системного подхода, научно обоснованного информационного и экономического анализа природопользования, таким образом стали формироваться базовые основы системы экологического управления.
        Взаимосвязь экологических проблем с хозяйственной деятельностью экономических субъектов на сегодняшний день является очевидной. Затраты на природоохранные мероприятия ведут к увеличению издержек производства, что, в свою очередь, вступает в противоречие с одной из традиционных задач экономики - снижением себестоимости продукции. Однако игнорирование природоохранных целей и экономия на экологических затратах ведет к ухудшению качества природной среды и обусловливает увеличение вторичных издержек общества, называемых эколого-экономическим ущербом. Именно он является своеобразным показателем цены (которую человеку приходится реально платить) и качества (т.е. тех благ, которых удается достичь) эколого-экономической эффективности.
       Чрезвычайно большое значение приобретает проблема оценки: с одной стороны, интегральных издержек всего цикла производства и потребления продукции (включая природоохранную сферу), с другой - совокупности результатов деятельности человека (включая негативное последствие воздействия на природную среду). В качестве параметра, характеризующего реальную результативность действий человека, как в производственной, так и природной сферах может использоваться показатель экологической эффективности.
      Основной целью курсовой работы является следующее: определить сущность и значение  природоохранной деятельности, рассмотреть затраты связанные с охраной окружающей среды, отметить эффективность природозащитных мероприятий, сделать соответствующие выводы.
      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, практической части,         заключения и списка использованной литературы. 
 

              Глава 1. Экономический аспект природоохранной деятельности             
            1.1 Государственное управление природоохранной   деятельности                                 в  России 
        Государственное управление природоохранными мероприятиями входит в систему управления всем народным хозяйством. Оно организуется в соответствии с Конституцией РФ и основывается на Законе РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г.  Подразделения, регулирующие природоохранную деятельность, представлены в органах законодательной, исполнительной и судебной властей.
       В составе Государственной Думы действует Комитет по вопросам экологии и рационального использования природных Ресурсов. К компетенции представительной власти относится определение государственной политики в области охраны окружающей среды, утверждение государственной экологической программы, определение полномочий местных органов представительной власти и т.п. В структурах исполнительной власти имеется значительное число органов, осуществляющих управление и контроль в различных областях природопользования.
Природоохранные функции (в той или иной степени) выполняют:
    Министерство природных ресурсов РФ, образованное в 1996 г. на базе двух упраздненных комитетов: Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр;
    Федеральная служба лесного хозяйства России;
    Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
    Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт);
    Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет);
    Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография);
    Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);
    Федеральный надзор России по ядерной и промышленной безопасности (Госатомнадзор);
    Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор);
    Министерство здравоохранения РФ, одной из функций которого является санитарно-эпидемиологический надзор.
Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности в Российской Федерации является Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология).
Госкомэкология России осуществляет:
    комплексное управление природоохранной деятельностью в стране;
    координацию деятельности министерств и ведомств России в этой области;
    государственный контроль за использованием и охраной земель, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, а также полезных ископаемых:
    утверждение экономических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения;
    государственную экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил страны;
    контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии, материалов и веществ;
    руководство заповедным делом;
    организацию распространения знаний о природе среди населения, международные связи по вопросам природопользования и др.
        Основным звеном в системе Госкомэкологии являются региональные (республиканские, краевые, областные) органы этого Комитета, имеющие в своем составе: подразделения экологического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, организации ведения кадастров.
        В нашей стране на первом этапе становления хозяйственного механизма природопользования недостатки административной системы руководства проявлялись более явно и отчетливо, чем в других странах. Экономические методы управления на этом этапе отсутствовали практически полностью. На это, в частности, указывает бесконтрольный порядок финансирования большинства отраслей и предприятий, занятых воспроизводством природных ресурсов, отсутствие достоверной денежной оценки результатов деятельности этих отраслей, бесплатность большинства видов природопользования и т.д. К наиболее существенным недостаткам относилось практически полное игнорирование экономических и тем более рыночных стимулов, либо их формальное применение, не затрагивающее в должной мере экономические интересы предприятий-природопользователей; централизованное директивное установление заниженных цен на природное сырье и продукты его переработки, что приводило к расточительному использованию ресурсов предприятиями; ограничение самостоятельности и отсутствие необходимой экономической ответственности у предприятий за загрязнение природной среды и экономное использование природных ресурсов; ведомственная система руководства народным хозяйством обусловливала преобладание отраслевого подхода к регулированию природопользования, что противоречило территориальной организации экологических систем и комплексному характеру многих природных объектов; государственная монополия на природные ресурсы, огосударствление всех сфер и отраслей природопользования, приводящее к расточительному использованию природных ресурсов. 

1.2 Экологическая  оценка деятельности предприятия 

         Важнейшим этапом оценки недвижимости является определение эколого-экономического функционирования предприятия, в процессе чего определяются его экологические проблемы предприятия, намечаются направления повышения его экологической безопасности. Природоохранная деятельность предприятия выделилась в самостоятельный вид хозяйственной деятельности в 70-е годы. Внутри она четко делилась по следующим секторам: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна; охрана и рациональное использование земель; охрана и рациональное использование лесных ресурсов; охрана и воспроизводство рыбных запасов; охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов. Позже выделилась в самостоятельную группу деятельность по размещению твердых промышленных и бытовых отходов. По показателю затрат ресурсов и массы загрязнителей на единицу валового национального продукта Россия превышает все развитые страны. Это свидетельствует о высокой ресурсоемкости, устаревших технологиях, используемых в стране, а также о недостаточно широком применении очистных установок и их низкой эффективности. Анализ причин роста количества и тяжести последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий показал, что их основные причины: недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая высокорисковые производства; плотная концентрация высокорисковых производств на небольших площадях; размещение промышленных объектов на территориях, подверженных воздействию наводнении и землетрясений; слабая оснащенность формирований, осуществляющих технический надзор, современными средствами диагностики и профилактики аварий; отсутствие экономических механизмов обеспечения безопасности; отсутствие целостной нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от промышленных аварий, стихийных бедствий и катастроф. Эколого-экономическая оценка и анализ функционирования предприятия включают: 1. Оценку и анализ состояния окружающей среды и природоохранной деятельности; 2. Технико-экономический анализ использования природных ресурсов; 3. Оценку воздействия на окружающую среду при технико-экономическом обосновании инвестиций и проектов строительства; Оценка и анализ состояния окружающей среды и природоохранной деятельности производятся при проведении инвентаризации источников загрязнения на предприятии и включают краткую характеристику: технологии производства и описание технологического оборудования; выпускаемой продукции; исходного сырья и материалов; топлива; анализ балансовых схем основных и вспомогательных производств. При этом определяются выделяемые вредные вещества и их источники, делается оценка эффективности очистного оборудования. На основании данного анализа предприятия ставятся на учет в комитетах по охране природы, заполняют статистическую отчетность и экологические паспорта, составляют проекты норм предельно допустимых выбросов и сбросов. В процессе анализа находятся точки, которые не соответствуют экологическим нормам, но он не позволяет дать оценку соответствия передовому научно-техническому уровню в стране и за рубежом. При употреблении определенных видов природных ресурсов проводится технико-экономический анализ их использования. Он является основой для определения структуры системы, выбора параметров ее элементов, оценки экономической эффективности вариантов решения, распределения затрат между участниками водохозяйственного комплекса, обоснования эффективности водоохранных мероприятий. При технико-экономическом анализе рассматривают несколько альтернативных вариантов решения поставленной задачи. То есть данный вид анализа используется для определения экономически наиболее выгодного варианта проектного решения, но он не решает задачи по выявлению отклонений от заданных экологических норм и требований и не выявляет научно-технический уровень использования природных ресурсов в сравнении с зарубежными и отечественными данными. Экологический анализ природоохранной деятельности, кроме собственно природоохранных мер, должен включать анализ воздействия производства на окружающую среду, а также влияния охраны природы на формирование хозрасчетных показателей производственной деятельности. Традиционные методы оценки и анализа начали использоваться в природопользовании с момента начала планирования и формирования статистической отчетности в этой области. При этом оценивались и анализировались такие показатели, как количество измерений, средняя концентрация, максимальная концентрация, повторяемость концентрации вредных примесей выше допускаемой концентрации. В разрезе социально-экономического анализа производилась оценка результатов мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу, загрязненных стоков в природные водные объекты. Одна из основных задач - приведение разнотоксичных веществ к определенной соизмеримости - была решена при разработке методики оценки экономического ущерба. Для соизмерения вредных веществ был введен специальный коэффициент агрессивности Аi, определяемый по формуле: Ai = ai * (i * (i (1) где ai - показатель относительной опасности присутствия примеси в воздухе, вдыхаемом человеком; (i - поправка, учитывающая вероятность накопления исходной примеси или вторичных загрязнителей в компонентах окружающей среды и в цепях питания, а также поступления примеси в организм человека неингаляционным путем; (i - поправка, учитывающая действие на различные реципиенты, помимо человека. Данная формула оценки агрессивности использовалась только при оценке выбросов вредных веществ в атмосферу. При сбросе вредных веществ в водные объекты в расчетах использовался коэффициент агрессивности, рассчитанный по формуле: 1 Ai = ПДКрх где ПДКрх - предельно допустимая концентрация вредных веществ при сбросе в водные объекты рыбохозяйственного значения, мг/л. Коэффициент агрессивности в настоящее время находит широкое применение (только в упрощенной форме) в расчетах платежей за загрязнение окружающей среды. В экономической оценке природных ресурсов сформировалось два ведущих направления: "затратное" и "рентное". В рамках первого из них природные ресурсы оценивались по фактическим затратам, связанным с их вовлечением в хозяйственный оборот. В научных разработках были предложены методы рентной оценки природных ресурсов исходя из получаемого дохода. Данные разработки в основном носят дискуссионный характер. В настоящее время выдвигаются и другие концепции экономической оценки природных ресурсов.           Одна из них представляет собой производную от первых двух, является "смешанной". Она предполагает учет как затрат, так и эффекта от эксплуатации ресурсов в виде дифференциальной ренты. Только при осуществлении расчетов экономического ущерба от выбросов оказалось возможным трансформировать оценку эффективности новой техники для расчетов экономической оценки эффективности природоохранных мероприятий. Согласно данной методике показатель общей (абсолютной) экономической эффективности всех средозащитных затрат рассматривается как отношение годового объема полного экономического эффекта Эij к сумме вызвавших этот эффект эксплуатационных. расходов Си и капитальных вложений Ки, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эффективности Ен. Показатель сравнительной экономической эффективности сравниваемых вариантов определялся как минимум приведенных затрат: Си + Ен * Ки min где Си - годовые эксплуатационные расходы (текущие затраты) на обслуживание и содержание основных фондов; Ки - капитальные вложения в строительство объекта средозащитного назначения; Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений средозащитного назначения. Ряд исследователей при приведении вариантов в сопоставимый вид предлагали учитывать экономический ущерб У, наносимый загрязнением окружающей среды: У + Си + Ен * Ки min Под интегральным эколого-экономическим эффектом какой-либо производственной деятельности подразумевается алгебраическая (плюс и минус) сумма двух различных по формам проявления эффектов, достигаемых, как правило, с различным лагом и лишь в отдельных случаях - одновременно традиционно экономическим или экологическим. Под экологическим эффектом понимаются такие изменения в окружающей природной среде, которые влияют или могут повлиять на экономические результаты производства. Основные показатели природоохранной деятельности действующих предприятий можно систематизировать по следующим группам: * показатели функционирования природоохранных систем; * показатели негативного воздействия объектов народного хозяйства на окружающую среду; * показатели чистоты окружающей среды. Кроме того, показатели могут быть дифференцированы по основным природным объектам загрязнения (воздух, вода, земля). При рассмотрении проблемы планирования и управления состоянием окружающей среды создается система эколого-экономических моделей, в которой выделяются три основные группы (комплекса): а) модели экономической активности, позволяющие определить основные пропорции развития народного хозяйства, и сбалансировать их с учетом тех последствий, которые вызывают загрязнение окружающей среды; б) модели техногенного воздействия на окружающую среду (модели прямой связи). Цель данного комплекса - определение в каждый момент времени уровня загрязнения окружающей среды; в) модели динамики факторов производства под прямым и косвенным воздействием окружающей среды (модели обратной связи). Цель комплекса - определение натурального ущерба от загрязнения среды. В соответствии с производимой группировкой исследователями рассматривается построение информационной системы, определяются показатели оценок (эколого-экономической эффективности, ущерба, концентрации вредных веществ и т.д.), характерные для каждой группы. Таким образом, в настоящее время существует целая система показателей оценки состояния природоохранной деятельности. Эти показатели можно подразделить на: а) санитарно-гигиенические (предельно допустимые, средние, максимальные фактические концентрации вредных веществ в воздухе, водных объектах, почве, продуктах питания), б) количественные и объемные (фактический, предельно-допустимый, временно-согласованный лимитный выброс, сброс и размещение отходов или отходящие, поступающие на очистку, уловленные, утилизируемые, выбрасываемые вредные вещества); в) приведенные по агрессивности вредные вещества; г) стоимостные (экономический ущерб, текущие и капитальные затраты на охрану природы, основные природоохранные фонды, экономический эффект от внедрения природоохранных мероприятий); д) относительные удельные показатели, как вторичные, производные от вышеназванных (эффективность и степень очистки, показатели, характеризующие структуру и динамику выбросов вредных веществ в окружающую ср! еду, интенсивность использования природных ресурсов, степень воздействия на окружающую среду). В последние годы начал формироваться экономический механизм природопользования, появились и возникают новые стоимостные показатели, которые в большой степени облегчают решение задач, возникающих при оценке эколого-экономического уровня предприятия, делают систему оценки более унифицированной. Такая оценка включает определение следующих частных показателей: экономический ущерб, наносимый окружающей среде; экономическая эффективность природоохранных мероприятий; отходоемкость производства; обобщенный условно-натуральный показатель выброса в ТУПах (тоннах условной примеси);  агрегированные показатели; природоемкость (ресурсоемкость); сумма платежей за природопользование на единицу продукции. Предлагается комплексный показатель, основанный на использовании обобщающих показателей двух групп (природоемкости производства, уровня загрязнения окружающей среды). Его рекомендуется применять при построении показателя воздействия проектируемого объекта на окружающую среду (Пвос) и рассматривать как интегральный показатель эколого-экономической оценки проектов; определяется как сумма показателей: Ср - ресурсоемкости. Сз - загрязняющего воздействия и Ср - санитарно-гигиенического, деленная на А - объем производства валовой продукции проектируемым объектом за год. Ср + Сз + Сс Пвос = А. В свою очередь показатели Ср, Сз, Сс рассчитываются как сумма частных показателей, отражающих данный уровень. Таким образом, экологическая оценка объекта недвижимости (предприятия) направлена на выявление уровня экологического развития предприятия и состояния окружающей природной среды с целью определения его рыночной стоимости. Василий Стойков, кандидат технических наук, Международная академия экологической реконструкции. 
 

    1.3 Затраты экологического назначения. Их классификация и
           Группировка 

      Часть проводимых мероприятий, связанных с производственной деятельностью, обеспечивает достижение не только экономического, но и экологического эффекта. Поэтому помимо затрат целевого экологического назначения достижение экологического результата обеспечивается и такими производственными затратами, как затраты на разработку безотходных и малоотходных технологий, выпуск экологически чистой продукции, снижение материалоемкости производства и др.
      Падение производства, замедление масштабов использования природных ресурсов объективно и довольно существенно уменьшает негативное воздействие на природу. Однако одновременно усиливается износ основных фондов, снижаются возможности финансирования развития природоохранной индустрии, замедляется замена устаревших и экологически вредных технологий, и снижается выпуск средозащитной техники; наблюдается уменьшение масштабов агротехнических и других мероприятий, имеющих природоохранный эффект; сохраняется и увеличивается высокий уровень аварийности, сопровождающейся залповыми сбросами и выбросами вредных веществ; увеличиваются попытки завоза из-за рубежа токсичных отходов и возникает ряд других негативных моментов, усугубляющих экологическую обстановку в регионах.
     Успешное решение проблемы охраны окружающей среды и рационализации природопользования требует учета и характеристики затрат экологического (средозащитного) назначения, называемых также затратами на природоохранные мероприятия (охрана окружающей среды).
Затраты на охрану окружающей среды - общая  сумма расходов государства, предприятий (организаций, учреждений), имеющих  целевое или опосредованное природоохранное значение. К ним относятся как целевые капитальные вложения, текущие затраты на содержание и эксплуатацию природоохранных основных фондов, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охранной окружающей среды. В состав затрат на охрану природы также могут входить расходы коммерческих, общественных и иных организаций по научно-техническому, рекламному, образовательному, просветительскому и иному обслуживанию природоохранной деятельности.
      Все затраты на природоохранные мероприятия (затраты экологического назначения) подразделяются на следующие группы:
1. Затраты  на мероприятия, направленные  на снижение или полное предотвращение выбросов (сбросов) вредных веществ;
2. Затраты  на мероприятия, ликвидирующие  негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и нерационального природопользования;
3. Затраты,  связанные со строительством  и оборудованием пунктов контроля  за состоянием окружающей среды;
4. Затраты  на возведение объектов природоохранного  назначения, создания природоохранной  индустрии, улавливающих установок  и т.п.;
5. Затраты  на предохранение от загрязнения  акустической среды;
1. Затраты  на предупреждение воздействия  загрязненных компонентов окружающей среды на реципиентов и на ликвидацию последствий этого влияния;
2. Затраты  на предупреждение вредного воздействия  отходов на окружающую среду,  на их захоронение и уничтожение,  включая затраты на отчуждение  земель, на организацию мест захоронения и др.
Целью затрат экологического назначения является осуществление средозащитных мероприятий; целью разработки средозащитных мероприятий является достижение таких характеристик окружающей среды, которые находились бы в пределах действующих медико-санитарных норм.
Разный  порядок финансирования установлен на одноцелевые и многоцелевые средозащитные мероприятия. Одноцелевые мероприятия - направлены исключительно или преимущественно на снижение загрязнения окружающей среды (строительство и эксплуатация очистных сооружений и улавливающих устройств и т.п.). Многоцелевые средозащитные мероприятия - направлены не только на снижение загрязнения окружающей среды, но и на получение более высоких производственных результатов, в том числе и смежных отраслей - снижений расхода материальных ресурсов, трудовых ресурсов, увеличение выпуска продукции, расширение ассортимента и повышение качества продукции др. Это достигается, например, путем строительства и эксплуатации системы замкнутого водоснабжения, утилизации отходов производства и потребления, развития малоотходных технологических процессов и производств.
Общий объем затрат на осуществление природоохранных  мероприятий (затрат экологического назначения) складывается как сумма единовременных затрат (капитальных вложений) и  текущих затрат.
Затраты экологического назначения группируются по следующим признакам:
- на  единовременные и текущие затраты;
- по  направлению и назначению затрат;
- по  источникам финансирования;
- по  элементам окружающей среды (на  охрану леса, водных ресурсов  и пр.);
- по  видам затрат, вызываемых отрицательным  воздействием загрязнения окружающей среды на реципиентов и др.
По направлению  капитальные вложения включают затраты  экологического назначения:
- на  создание новых и реконструкцию  основных фондов, предотвращающих  отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- на  модификацию технологического процесса  в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей, для снижения его отрицательного воздействия на окружающую среду;
- на  модификацию технологии производства  в части, обеспечивающей достижение средозащитных целей.
    По назначению экологические затраты подразделяются на следующие группы:
- затраты  на мероприятия, предусматривающие  и ликвидирующие негативные последствия  нерационального природопользования;
- затраты,  связанные со строительством  и обслуживанием пунктов контроля  за загрязнением, если эти затраты  производятся предприятием-загрязнителем;
- затраты  на предупреждение загрязнения  окружающей среды отходами (захоронение, утилизация, сжигание т.п.);
- затраты  на предохранение от загрязнения  акустической среды, которые имеют  место во всех случаях, когда  между источниками шума и людьми  возводятся шумозащитные и экранизирующие сооружения и насыпи, проводятся заглубления источников шума.
Загрязненная  среда оказывает отрицательное  воздействие на реципиентов (повышение заболеваемости людей, снижение их работоспособности, ухудшение условий жизни, снижение продуктивности природных ресурсов, ускоренный износ основных фондов) и вызывает необходимость двух видов затрат:
- затрат  на предупреждение воздействия  загрязненной среды на реципиентов (в тех случаях, когда предупреждение возможно);
- затрат, вызываемых воздействием на реципиентов загрязненной среды, возникающих в тех случаях, когда полное или частичное предупреждение такого воздействия невозможно.
     Сумма затрат этих двух типов называется экономическим ущербом, причиняемым народному хозяйству загрязнением окружающей среды. Экономический ущерб (потери) от загрязнения окружающей среды является комплексной величиной и определяется суммой ущербов (потерь), наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны. При этом проблемой является количественная оценка изменения состояния здоровья людей под воздействием загрязнения.
       Сумма общих затрат по каждому компоненту природной среды состоит из:
- капитальных  вложений из государственных  средств и собственных средств предприятий;
- текущих  (операционных) затрат;
- затрат  на капитальный ремонт природоохранного  оборудования;
- затрат  на научно-исследовательские работы, связанные с охраной и рациональным использованием природных ресурсов. 
 
 

Глава 2. Статистический учет издержек на охрану природы.
2.1 Задачи статистического изучения загрязнений окружающей среды 

Основными задачами статистики окружающей среды  являются:· обеспечение правительственных  и государственных органов управления, министерств, ведомств, научно-исследовательских учреждений, а также общественности информацией о масштабах вовлечения в производственно-хозяйственный оборот природных ресурсов;· контроль за выполнением государственных заданий по охране окружающей среды и рациональным природопользованием;· статистическое изучение эффективности затрат на мероприятия по охране и улучшению состояния окружающей среды;· совершенствование теоретических и методических основ экономической и неэкономической оценки воздействия человека на окружающую среду;· нормативно-информационное обеспечение работ по дальнейшей разработке кадастров природных ресурсов и оценке природного потенциала; контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных международными соглашениями, например, за выполнением мероприятий по охране от загрязнения Балтийского и Черного морей. Для анализа состояния окружающей среды и решения вышеперечисленных задач разработана система статистических показателей окружающей среды и использования природных ресурсов. В ее основу положены методологические принципы, которые, во-первых, обеспечивают комплексный подход к описанию состояния соответствующих компонентов окружающей среды, отражению факторов и действий, влияющих на их изменение в количественном и качественном выражении, и наконец, к учету мер и затрат на охрану и защиту окружающей среды. Во-вторых, во всех случаях, когда это возможно, используется балансовый метод оценки объемов природных ресурсов, их использования и восстановления, что имеет особо большое значение при решении задач экономического учета в системе национальных счетов. В систему входит значительная часть показателей, традиционно используемых в экономической и социальной статистике и предназначенных для экономической характеристики, например, для учета объемов, концентрации и использования земельных, водных, лесных и иных ресурсов на эксплуатационные цели. Использование данных показателей позволило создать многомерную модель системы, в которой экономический аспект оценки различных природных ресурсов дополнен рядом специфических показателей, необходимых для анализа окружающей среды. С помощью статистической информации на основе системы выбираются технологические варианты производства, определяются очередность мероприятий, направленных на охрану природы, и способ оценки их эффективности, изучаются долговременные последствия природопреобразовательной деятельности, прогнозируется состояние окружающей среды и связанные с ним социально-демографические характеристики. В настоящее время в систему статистических показателей окружающей среды входят подсистемы показателей, применяемые при изучении тех компонентов природной среды, для охраны которых требуется осуществление природоохранной деятельности в первую очередь. К ним относятся: показатели состояния, загрязнения и охраны атмосферы ;показатели состояния, использования и охраны водных ресурсов; показатели состояния, использования и охраны земельных ресурсов; показатели состояния, использования и охраны лесных ресурсов; показатели состояния и охраны заповедных территорий и лесных насаждений на территории; показатели охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов. Однако для практической реализации результатов новых исследований систему необходимо дополнить новыми показателями. Как подсистема статистики окружающей среды, статистика лесных ресурсов включает комплекс показателей, которые характеризуют наличие, состояние, восстановление лесных ресурсов, меры по их охране и уходу за ними, изменение количественного и качественного состава лесных ресурсов в результате хозяйственной деятельности человека и природных факторов и их влияние на специфические социально-гигиенические защитные функции леса. Единицей статистического наблюдения являются лесхозы, леспромхозы и другие организации, выполняющие лесовосстановительные работы, осуществляющие уход и охрану лесных массивов, независимо от источников финансирования. Финансовые трудности промышленных предприятий вызывают сокращение издержек за счет природоохранных расходов. Растет количество стихийных свалок в пригородах (дорожают услуги полигонов), тайных сбросов и закачек отходов в подземные воды. Сокращается рекультивация отвалов. О снижении объемов ввода очистных сооружений свидетельствует кризис с реализацией экологической техники в России, свертывание продаж биотехнологий на специализированных биржах.Такие явления, как суверенизация, автаркия (т.е. политика хозяйственного обособления), разрывы связей, удорожание транспортировки ведут к повсеместному использованию в технологических процессах некондиционного сырья, аварийного оборудования, что приводит, как правило, к росту производственного травматизма, профессиональных заболеваний, промышленных отравлений. При сменах технологии вероятно подключение новых типов стоков к системам очистных сооружений, ориентированным на иной спектр загрязнителей. Любые дополнительные вложения руководители предприятий стремятся направить в производство. Поэтому возрастает разрыв между производственными мощностями и системами природоохранной инфраструктуры. В условиях становления рыночных отношений, общего кризиса и спада производства усугубляются прежние экологические проблемы и возрастают новые. Негативное воздействие на природу крупных предприятий сохраняется прежде всего в сложившихся старых многопрофильных промышленных центрах. В условиях кризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляется непосредственно в производство. И без того крайне перегруженная инфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки) может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный рост загрязнения воздуха и воды в промышленных центрах Российской Федерации создает весьма тревожную экологическую ситуацию.Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это характерно для предприятий легкой и пищевой промышленности. Особенностью экологического воздействия этих предприятий является дисперсное воздействие. При этом экологическая нагрузка не концентрируется в крупных промышленных центрах, а перемещается в районные центры, пригороды, сельские районы.Внимание предпринимателей к пищевой и легкой промышленности, развиваемых преимущественно в малых городах и сельских центрах со слабой инфраструктурой очистных сооружений, ведет к росту удельных (на единицу продукции) загрязнений отходами производств, вредными выбросами в атмосферу и загрязнению водоемов. Вне крупных городов количество коммунальных канализационных сетей и очистных сооружений недостаточно, а в ряде районных центров вообще отсутствуют. В относительно крупных областных городах при остром дефиците средств реконструкция этих систем в ближайшие годы может остановиться. Сбросы же новых предприятий чаще всего будут замыкаться именно на общегородские системы отвода и очистки стоков. В общегородские канализационные сети весьма вероятно будут поступать производственные стоки, на очистку которых муниципальные очистные сооружения не рассчитаны. Возрастает аварийность из-за наличия в трубах активных химически агрессивных отходов.          Осадки сточных вод становятся не пригодными для использования в качестве удобрений, встает проблема их утилизации. Серьезно осложняется экологическая обстановка и в связи с усложнением природоохранного контроля. Все системы контроля до настоящего времени были ориентированы на крупные предприятия. Для малых предприятий со специфическим набором выбросов и сбросов нет инструментального обеспечения, не налажена система отчетности.Серьезный просчет допущен при формировании пакета документов по приватизации государственного имущества. Условиями приватизационных конкурсов не предусматривался установленный уровень экологической безопасности приобретаемого объекта. Таким образом, возникает угроза экономии на экологических издержках. К сожалению, законодательство еще недостаточно подготовлено к решению природоохранных задач в специфических условиях перехода к рыночным отношениям. Относительно новая проблема экологическая регламентация деятельности зарубежных фирм.Необходимо экологизировать весь блок хозяйственного законодательства, нормативные акты, регулирующие приватизацию и создание совместных предприятий. Нормативная база природопользования и охраны природы должна быть адаптирована к новым рыночным условиям, избавлена от рецидивов прямого государственного регулирования.XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на   земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет; в России более 30%, а в США более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.Основные источники загрязнения атмосферного воздуха регионов нашей страны машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Больше половины добываемых в европейской части страны углей содержат свыше 2,5% серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результате промышленной деятельности человека попадает примерно 75106 т окиси серы, 53106 т окиси и двуокиси азота, 304106 т окиси углерода, 88106 т углеводородов (предельных, альдегидных и пр.).Время, когда природа казалась неисчерпаемой, миновало.          Грозные симптомы разрушительной деятельности человека с особой силой проявились пару десятилетий назад, вызвав в некоторых странах энергетический кризис. Стало ясно, что ресурсы энергоносителей ограничены. Это также относится и ко всем другим полезным ископаемым.В некоторых регионах России намечаются направления технической политики, нацеленные на более полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья, материалов и топлива, расширение использования и комплексной переработки низкокачественных ресурсов и производственных отходов, внедрение безотходной технологии, предотвращение загрязнения окружающей среды.  
 

  2.2 Экологические издержки и затраты  на охрану окружающей среды 

    Экологические издержки — фундаментальное понятие экономики природопользования, на нем основано развитие экономических аспектов природопользования.
      Природоохранная деятельность является неотъемлемой частью общественного развития, как показывает исторический подход к рассмотрению этого вопроса. При этом, чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем определеннее стратегия общества в сфере природопользования, более четко выражены экологические потребности в отношении качества окружающей среды, осознана необходимость платить за экологическое благополучие.
     Природоохранные затраты представляют общественно необходимые расходы на поддержание качества среды жизни, осуществление любых видов и форм хозяйственной деятельности и на общее поддержание природно-ресурсного потенциала, включая сохранение экологического равновесия на всех уровнях (от локального до глобального).
     В составе природоохранных затрат следует выделить следующие составляющие. Собственно экологические издержки общественного производства:
    затраты на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую предприятие среду (на совершенствование технологий, изменение состава используемых ресурсов, строительство очистных сооружений, более комплексное использование сырья и т.п.);
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.