На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Департамент образования города Москвы Педагогический колледж № 1 им. К.Д.Ушинского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Взаимодействие школы и родителей в воспитании культуры поведения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Автор: ФИО студента в именительном падеже (полностью); студента(ки) 3 курса группы №, специальность. 

                                     Руководитель: ФИО преподавателя в именительном падеже (полностью), квалификация, звание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009
 

 

Введение

    Актуальность  данной темы определена тем, что в  настоящее время учебный процесс  требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей, демократизация общества утверждает такие ценности, как уважение к духовной свободе самоценной личности. Общество посылает школе новый социальный заказ. Надо не только давать знания учащимся, но и обучать их добывать эти знания, активно их использовать. Главными характеристиками выпускника образовательного учреждения являются его компетентность, убежденность и мобильность.

    Поиски  новых подходов в преподавании литературы в средней школе связаны с обновлением программ, создаваемых на более широких принципах включения русской литературы не только в мировой литературный процесс, но и в глобальный общекультурный контекст.  
Наконец, гуманитарное знание наших дней отличает ярко выраженный синкретизм, научные исследования ведутся либо на стыке смежных наук (литературоведение, психология, социология), либо с привлечением как информационной базы, так и методов наук всего гуманитарного цикла. Такова общенаучная и гуманитарная парадигма 21-го века.

    Теоретической базой исследования является корпус источников по литературоведению, анализу  художественного текста, методике преподавания литературы в средней школе, теории воспитания, возрастной психологии, психологии восприятия текста, психологическим основам концепции развивающего обучения (работы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова), психологии и педагогике проблемного обучения, психолого-педагогическим основам активных методовобучения(работы М.М. Бирштейн, Т.П. Тимофеевского, И.М. Сыроежина, С.Р. Гидрович, В.И. Рабальского, Р.Ф. Жукова, В.Н. Буркова, Б.Н. Христенко, А.М. Смолкина, А.А. Вербицкого, В.М. Ефимова, В.Ф. Комарова)

      Целью нашего исследования является рассмотрение влияния активных методов воспитания и обучения литературе на результативность учебно-воспитательного процесса.

    Объектом  исследования является учебно-воспитательный процесс в условиях средней школы.

    Предмет исследования: использование активных методов культурного воспитания (воспитание культуры поведения) при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.

    Гипотеза: если использовать активные методы взаимодействия школы и семьи в условиях воспитания культуры поведения в различных  формах обучения, то процесс изучения литературы учащимися средней школы будет более эффективны.

    Методологической  основой исследования является теория познания, психологическая теория активной деятельности учащегося в формировании и развитии его личности.

 

Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры

поведения у школьников

1.1. Культура педагога как необходимый компонент воспитания культуры поведения у школьников

 
          Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать  такие понятия, как «профессиональная  культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.
          Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, то есть развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.
          Понятие «педагогическая  культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е.В.Бондаревской, 3.Ф.Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.
          С началом активной разработки культурологического направления  в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, культурно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.
          Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой, как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. [15; с. 38 - 40]
    Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
    профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
    профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
    профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
    единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
    особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
          Учет указанных  методологических оснований дает возможность  обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
          Аксиологический компонент  профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством  и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования. В процессе педагогической деятельности учителя овладевают идеями и концепциями, приобретают знания и умения, составляющие гуманистическую технологию педагогической деятельности, и, в зависимости от степени их приложения в реальной жизни, оценивают их как более значимые. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы, выступают в качестве педагогических ценностей.
          Технологический компонент  профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Ценности и достижения педагогической культуры осваиваются и создаются  личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности. Гуманистическая направленность педагогической деятельности дает возможность исследовать механизм удовлетворения многообразных духовных потребностей личности. В частности, как, каким образом удовлетворяются потребности в общении, в получении новой информации, в передаче накопленного индивидуального опыта, т.е. всего того, что лежит в основе целостного образовательного процесса.
          Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Процесс присвоения учителем выработанных педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество - это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от учителя адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.
          Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и  реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях  личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения культурных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
          Педагог вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества1.
 

1.2. Семья как социально-культурная среда воспитания личности

 
          Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.
          Семья — важнейший  институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности.
          Семейное воспитание — это система воспитания и  образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
          Семейное воспитание — сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. [1; с. 13]
          Задачи семьи состоят  в том, чтобы:
    создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
    стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
    передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
    научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
    воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
          Семейное воспитание имеет и свои принципы. Наиболее общие из них:
    гуманность и милосердие к растущему человеку;
    вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
    открытость и доверительность отношений с детьми;
    оптимистичность взаимоотношений в семье;
    последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
    оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
          Кроме этих принципов  есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
          Содержание семейного  воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и культурное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике; формируют опыт творческой деятельности; вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки; наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
          Особое место в  семейном воспитании занимает культурное воспитание. И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к стареньким, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
          В ближайшие годы во многие семьи придет религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением к общечеловеческим ценностям, со множеством таинств и традиционных обрядов.
          Целью семейного  воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, культурное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что «каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий». [5; с.  44]
          Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
 

Глава 2. Исследование влияния взаимодействия школы и родителей на формирование культуры поведения у младших школьников

2.1.  Исследование культуры поведения младших школьников (констатирующий эксперимент)

     Эксперимент проводился среди учеников третьих  классов средней общеобразовательной  школы № 73, находящейся по адресу г. Москва, улица Котовского 16. Количество учеников экспериментального класса составило 28 человека, контрольного класса – 25 человек.
Цель: выявить уровень сформированности культуры поведения детей.
      В качестве исходного материала, на котором  изучался культурный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы как «ответственность», «доброжелательность», «дружеские отношения», «учение, образованность, интеллект» и «трудолюбие» очень актуальные на современном этапе жизни общества. Т.е. исследование было направлено на выяснение таких критериев культурной воспитанности, как: мотивационно – эмоциональный критерий, гностический (познавательный), деятельностный.
      На  первом этапе эксперимента учащимся 3-их классов были предложены такие  задания:
    1.Объясни,  что такое «задача»?
    2. Где вы встречаетесь всем классом?
    3.Для  чего ты решаешь задачу?
    Ответы  детей были сгруппированы по смыслу:
    1 вопрос:
    1 группа: не знают понятие “задача”,
    2 группа: поверхностное понимание  “задачи” 
    3 группа: знают что такое “задача”
    2 вопрос:
    1 группа: встречается только на  уроках
    2 группа: встречается и вне школы
    3 вопрос:
    1 группа: решают задачу только  для того чтобы получить оценку
    2 группа: решают задачу, чтобы найти  ответ
    3 группа: не знают, для чего решают  задачу.
    После подведения итогов по первому этапу  эксперимента мы пришли к такому результату:
Характеристика  ответов Контрольный класс %
Экспериментальный класс %
1 1 2
3
82 13
5
83 12
5
2 1 2
64 36
61 39
3 1 2
3
19 69
12
13 76
11
      На  втором этапе констатирующего эксперимента для выявления общего позитивного  и негативного отношения и  эмоционального настроя к учебе, учащимся предлагались такие вопросы:
    Что такое анализ?
    Для чего анализируется задач?
    Нужен ли анализ вообще? Докажи.
    Какие качества личности помогают правильно  выполнить задание?
    На  основе критериев определена сформированность учебной деятельности: полнота, целенаправленность, самостоятельность. Ответы детей можно сгруппировать по смыслу:
1 Вопрос:  1 группа: затрудняется в определение  анализа.
             2 группа: поверхностное понимание  анализа.
2 Вопрос:  1 группа: знают, для чего анализировать задачу.
              2 группа: не знают, для чего  анализировать задачу.
3 Вопрос:  1 группа: анализ нужен, но доказать  не смогли.
               2 группа: Анализ не нужен.
4 Вопрос:  1 группа: умение слушать
               2 группа: умение использовать прошлый опыт (например: похожую задачу мы  уже решали)
               3 группа: не знают, какие качества  помогают в решении задач
              4 группа: ум
п/п
Характер ответов
Контрольный класс  % Экспериментальный  класс  %
1. 1 2
57 43
55 45
2. 1 2
28 72
31 69
3. 1 2
98 2
98 2
4. 1 2
3
4
33 21
2
44
31 27
-
42
 
    Такой результат показал второй этап нашего констатирующего эксперимента.
     Далее, в целях для исследования культурного воспитания детей и способностей решать культурные проблемы, ребятам было предложено решить такие ситуации:
1. если  бы ты гулял во дворе вместе  с другими, и кто-нибудь из  ребят упал около тебя и  сильно ушиб ногу, что бы ты  сделал?
2. Если  бы ты строил что-нибудь из  кубиков, а рядом Вадику не  хватало кубиков, что бы ты  сделал?
3. при ответе “Дал бы свои”, задавался дополнительный вопрос: “А если бы тебе тоже нужны были эти кубики, если бы тебе тоже не хватало?”;
1 Вопрос: 1 группа: подошел бы и помог  подняться
             2 группа: засмеялся
2 вопрос: 1 группа: дал бы свои
            2 группа: ничего бы не сделал, продолжал играть
3 вопрос:  1 группа: не знаю
             2 группа: я бы предложил играть  вместе
         3 группа: если бы мне не хватало  кубиков, тогда бы я забрал  их обратно
№ п/п Критерии ответов
Контрольный класс %
Экспериментальный класс
%
1. 1 2
94 6
97 3
2. 1 2
89 11
89 11
3. 1 2
3
95 1
4
96 -
4
 
     Также при исследовании культурного воспитания была применена методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
      М.Рокич  различает два класса ценностей:
     Терминальные  – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться;
      Инструментальные  – убеждения в том, что какой  то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой  ситуации.
      Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.
      Испытуемым  предъявляются на карточках два  списка ценностей (по 8 в каждом). Карточки испытуемый раскладывает по порядку  значимости. Вначале предъявляется  набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
     Инструкция: «Сейчас вам раздадут набор из 16 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по степени  значимости для вас, т.е. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно  изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же самое со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 8 место.
     Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы изменили свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами»
Список  А (терминальные ценности):
- здоровье 
- интересная  учеба
- красота  природы и искусства
- материально обеспеченная жизнь (когда мама и папа могут купить тебе все)
- хорошие  и верные друзья
- развлечения
- счастливая  семейная жизнь
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.