На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Инфляция спроса и инфляция предложения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 16.07.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление.

Оглавление………………………………………………………………………...1
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Причины инфляции ………………………………………………………….…3
    1.1 Внешние  причины …………………………………………………….…...4
1.2 Внутренние причины ……………………………………………….….…..4
1.3 Механизм инфляции …………………………………………..……….......5
2. Инфляция спроса и инфляция предложения ………………………………...6
2.1 Инфляция спроса ………………………………………...………………...6
2.2 Инфляция предложения ……………………………………………….…..8
3. Изменение инфляции ………………………………………….…………....…9
3.1 Индекс цен ………………………………………………….……….....…...9
3.2 Индекс стоимости жизни ……………………………………………..….10
3.3 Индекс оптовых цен ………………………………………………….......10
3.4 Дефлятор ВНП …………………………………………………………....11
4. Виды инфляции ……………………………………………………………....11
4.1 Открытая инфляция ……………………………………………………....11
4.2 Подавленная инфляция ………………………………………………..…12
4.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция ………………….14
4.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция ……………………………….….14
Заключение …………………………………………………………………...…16
Список используемой литературы …………………………………………….17

Введение.

     Инфляция (лат. Inflatio – вздутие) означает переполнение сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства.
      Во  время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению: а) к золоту (при золотом  стандарте), б) к товарам, в) к иностранным  валютам. Вследствие этого происходит в первом случае – повышение рыночной цены золота в бумажных деньгах, во втором – рост цен товаров и  в третьем случае – падение  курса национальной валюты, по отношению  к иностранным денежным единицам, сохранившим прежнюю реальную стоимость  или обесценившимся в меньшей  степени.
      Под инфляцией понимается дисбаланс  спроса и предложения (форма нарушения  общего равновесия), проявляющийся  в общем росте цен. Но это не означает, что в период инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другие оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти  быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение  между спросом и предложением и различная эластичность.
      Бесспорно одно: падение покупательной способности  денег и повышение цен теснейшим  образом взаимосвязаны. Инфляция –  это снижение покупательной силы денег и, можно сказать, это повышение  денежных цен на блага. 
 
 
 
 
 

1. Причины инфляции.

      Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного  спроса и товарной массы – спрос  на товары и услуги превышает размеры  товарооборота, что создает условия  для того, чтобы производители  и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
      Сошлемся  в качестве примера на резкое обострение дефицита госбюджета в нашей стране во второй половине 80-х годов. С 1985 г. по 1989 г. разрыв между доходной и  расходной частями государственного бюджета вырос с 18 до 120 млрд. руб., или с 3,5 до 19% к национальному  доходу страны. Возросший дефицит  нанес огромный вред денежному обращению, подстегнул инфляцию. Неоправданные  денежные выплаты резко ухудшили положение на потребительском рынке.
      Повышение цен и появление излишнего  количества денег – это лишь внешние  проявления инфляции; ее глубинной  причиной является нарушение пропорций  национального хозяйства, т.е. нарушение  общего равновесия. В мировой экономической  литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального  хозяйства и инфляции:
    государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
    профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
    монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.
   Все эти три причины взаимосвязаны  и каждая по-своему может вести  к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно  для выработки конкретных мер  борьбы с инфляцией.
      Борьба  с инфляцией представляет собой  задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать  инфляцию посредством радикальных  мер, или адаптироваться к ней. Различные  страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются  с инфляцией, другие же страны разрабатывают  комплекс адаптивных государственных  мер.

1.1 Внешние причины.

      Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в  частности, сокращение поступлений  от внешней торговли, отрицательное  сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у  нас усиливало падение цен  на мировом рынке на топливо и  цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также  неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного  импорта зерновых. В Венгрии, экономика  которой в большей мере зависит  от состояния внешнеэкономических  связей, именно внешний фактор (ухудшение  условий международной торговли, увеличение внешнего долга) играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционных процессов. При этом политика наращивания экспорта и сдерживания  импорта снижала насыщенность внутреннего  рынка и – при неизменном спросе – порождала рост внутренних, оптовых  и потребительских цен. 

1.2 Внутренние  причины.
      Инфляционный  рост цен наряду с отмеченными  факторами обусловливается более  глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере  России.
      Во-первых, как правило, одним из источников инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явном  гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.
      Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала  обратная связь, не было эффективных  экономических рычагов, которые  были способны регулировать соотношение  между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а  не Минфин и не Госбанк, которые работали под него, подкрепляя плановые задания  финансовыми и денежными ресурсами  без каких либо ограничений.
      Известный экономист В. Новожилов отмечал, что сложность проблемы инфляции и вместе с тем его ахиллесова пята – в том, что приспособить количество денег к количеству товаров  необычайно трудно, а произвести бумажные деньги в желаемом размере не столь  сложно и – главное – практически  ничего не стоит. Это является огромным искушением для тех, кто обладает правом создавать деньги. Личный интерес  каждого, кто создает «нематериальные» деньги, создавать их все больше и больше: для денег нет предела  насыщения, для них нет перепроизводства. Правда, продолжал В. Новожилов, при  избытке деньги обесцениваются, но зато они и ничего не стоят. И если все народное хозяйство в целом  от избытка денег не выигрывает, то эмитент получает вполне реальное приращение богатства, источником которого является ущерб тех, кто находится  далеко от эмиссии. 

1.3 Механизм  инфляции
      Для рассмотрения механизма инфляции обратимся  к двум ее типам: во-первых, инфляция спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса, и, во-вторых, инфляция предложения, при которой дисбаланс спроса и предложения происходит из-за роста издержек производства.
      Вернемся  к модели AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение). Очевидно, что для начала инфляционных процессов достаточно, чтобы совокупный спрос превышал совокупное предложение. Такая ситуация возможна при следующих обстоятельствах:
      а) резко возрастает совокупный спрос, а совокупное предложение не меняется;
      б) совокупное предложение снижается  при постоянном совокупном спросе;

      в) расширение совокупного спроса превышает  рост совокупного предложения

2. Инфляция  спроса и инфляция  предложения.

      Рассматривая  причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами –  «инфляцией покупателей» (инфляцией  спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией  издержек). В сущности это две, как  правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая –  со стороны предложения (роста производственных издержек).

2.1 Инфляция спроса.

      Инфляция  спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного  спроса превышает расширение предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к  взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством  товаров». В условиях роста цен  создаются возможности для повышения  прибылей. Предприниматели расширяют  производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы  в результате этого падает, что  способствует повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует обратная связь.


 

 






 

рис. 1
     Но  соотношение между совокупным спросом, с одной стороны, и объемом  производства, занятостью и уровнем  цен, с другой стороны – гораздо  сложнее.
      Условия инфляции спроса:(рис.2)
    рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
    увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
    рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
 
 
 
 
 
                                P
                                


   E1
                                                                                                     D1   
                                                                        E                     D              
                              0                                                 Q
Рис. 2 

     Допустим, что экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей. Рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает  кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

2.2 Инфляция предложения.

      В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что  растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в  результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или  в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий  добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)
      Инфляция  предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В  последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается  в мировой практике.
      Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение  издержек на единицу продукции сокращает  прибыль и объем продукции, которое  предприятия готовы предложить при  существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.
 Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей. Проиллюстрируем механизм инфляции предложения (рис. 3).
                               P

 

                                                                                                        
                                                                                                             

                                                              E1                                       
                                        S1                                    E
                                                                                        
                                        S    
                                      0            Рис. 3                                     Q 
                                                     
                                                       
     Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально  вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения  вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой  цене.

3. Измерение  инфляции.

3.1 Индексы цен.

      В макроэкономике широко используются индексы, и в частности, индексы цен. Среди  них наиболее распространенными  являются индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров), индекс оптовых цен (индекс цен товаров  производственного назначения) и  дефлятор ВНП.
      Все они выражают относительное изменение  среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за 100%, а цены других лет оцениваются к этим 100%.

3.2 Индекс стоимости  жизни.

      С помощью индекса стоимости жизни  изменяются цены фиксированной «рыночной  корзины» потребительских товаров. В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В  потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых  средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).
 
 
Индекс  цен в данном периоде = 
 
Цена  «рыночной корзины» в данном периоде
Цена  аналогичной корзины в базовом  периоде
     Если  раньше за базовый период в США  принимался 1967 г., то сейчас – 1982 г. Это  связано с тем, что с развитием  общества изменяются человеческие потребности  и, следовательно, меняется содержимое «потребительской корзины».
      В 1996 г. индекс стоимости жизни в  США составил 129%. Это означает, что  за тот же набор товаров и услуг  потребители сейчас платят в 1,29 раза больше, чем в 1982 г., т.е. цены за 14 лет  выросли на 29%.
      Индекс  стоимости жизни используется при  расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз  в полгода происходит корректировка  зароботной платы: на 1% роста инфляции рост зароботной платы составляет 0,5%.

3.3 Индекс оптовых  цен.

      При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного  назначения) рассматривается изменение  цен определенного количества промежуточных  товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции  на оптовом рынке.
      Два названных индекса тесно взаимосвязаны, т.к. рост промышленных товаров и  услуг в конечном итоге ведет  к росту розничных цен.

3.4 Дефлятор ВНП.

      Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВНП –  дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров  и услуг.
                                                 Дефлятор ВНП =  
номинальный ВНП
 
x 100%
реальный  ВНП
 
 
 
 
где номинальный  ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП -  расходы в нынешнем году по ценам  базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста  цен. 

4. Виды инфляции.

      С точки зрения проявления различают  «открытую» и «подавленную» инфляцию.

4.1 Открытая инфляция.

Она характерна для стран рыночной экономики, где  взаимодействие спроса и предложения  способствует открытому неограниченному  росту цен. Хотя открытая инфляция и  искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям  сферы выгодного приложения капиталов.

4.2 Подавленная инфляция.

      Это скрытая инфляция, присущая экономике  с командно-административным контролем  над ценами и доходами. Жесткий  контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте  цен. В такой ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса  денег возрастает, то их избыток  вызывает товарный дефицит.
      Для экономики СССР длительное время  была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма  сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто  сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду.
      В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров  приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в  виде роста денежных цен.
      Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих  

денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.
      Другим  критерием вида инфляции выступает  темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
    Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
    Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
    Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше
    50%, а  годовой будет выражаться четырехзначными  цифрами. Особенность гиперинфляции  в том, что она оказывается  практически неуправляемой; обычные  функциональные взаимосвязи и  привычные рычаги управления  ценами не действуют. Вести  успешный бизнес в условиях  гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о  стратегии выживания. Рецепт самовыживания  таков: автономность и самодостаточность,  упрощение производства, сокращение  внешних связей, натурализация базовых  элементов внутрифирменного хозяйствования.
   4.3 Сбалансированная  и несбалансированная  инфляция.
      По  степени сбалансированности роста  цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.
      При сбалансированной инфляции цены различных  товарных групп относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
      Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке  повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних  кооперационных связях. Цена на их продукцию  отражает всю сумму повышения  цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.
      В России и в странах СНГ преобладает  несбалансированная инфляция. Рост цен  на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего  сложного прибора и т.п.
      Несбалансированность  инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы –  лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется  нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции. 

4.4 Ожидаемая  и неожидаемая  инфляция.
      С точки зрения четвертого критерия различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается  и прогнозируется заранее, неожидаемая  – наоборот.
      Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая  особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Инфляция  является сравнительно новым экономическим  фактором, несмотря на то, что отдельные  случаи инфляции имели место в  истории. Инфляция – это многофакторный процесс, и точка зрения монетаристов, что инфляция – чисто денежное явление, есть не что иное, как современная  трактовка первоначальных форм проявления инфляции. Инфляция в существенной степени определяется особенностями  конкретного этапа экономического развития той или иной страны. В  развивающихся странах со слабой экономикой инфляционный процесс находится  под определяющим воздействием избыточной денежной эмиссии, вызываемой резким повышением бюджетных расходов над доходами. В развитых странах денежная масса, находящаяся в обращении, попадает под жесткий контроль центральных  банков и может увеличиваться  лишь темпами, адекватными темпам роста  ВНП. Поэтому переполнения каналов  обращения денежной массой не происходит.

Список  используемой литературы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.