На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговый учет, его содержание, цели и задачи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОУ СПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ИМ. Л.Б. КРАСИНА 
 

Курсовая работа принята
с оценкой_____________
«     »___________ 20    г.  
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине_____________________________________________________
Тема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 

Выполнил (ла) студент (ка)
________формы обучения
специальности__________
_______________________ 
_______________________ 
_____курса_______группы                    _________________________________
 
 
 

Руководитель работы
___________________                           __________________________________ 
 
 
 
 

МОСКВА 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

4

1. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

6

1.1. Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи

6

1.2. Необходимость ведения налогового учёта в России

10

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

13

2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии

13

2.2. Различные подходы к ведению налогового учета

14

2.3. Положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии

 

16

2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

28

ПРИЛОЖЕНИЯ

30

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

      Те различия в системе учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в том числе бухгалтерского учёта, которые имели место в нашей стране раньше, привели к практически полной несовместимости этой системы с общепринятыми мировыми стандартами. Всё это в конечном итоге стало тормозом на пути интеграции России в мировую экономику. Именно поэтому в последние годы система бухгалтерского учёта претерпевает такие сильные изменения.
      Введение в действие Налогового кодекса, который формировался на основе общепринятых международных стандартов с учётом особенностей российской экономики, ещё сильнее поставил противоречия в организации бухгалтерского учёта в нашей стране. Перед предприятиями встала необходимость ведение дополнительного, налогового учёта, в целях налогообложения. Сейчас есть много мнений по поводу дальнейшего развития ситуации, именно поэтому выбранная тема курсовой работы (Налоговый учёт, его цели и задачи» является актуальной.
      Цель курсовой работы - изучение вопросов организации налогового учёта в РФ, его целей и задач.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      1. Дать определение налогового учёта, рассмотреть его содержание, основные цели и задачи;
      2. Рассмотрение вопросов о необходимости ведения налогового учёта на предприятии;
      3. Определить особенности применения налогового учёта на предприятии;
      4. Проанализировать различные подходы к ведению налогового учёта;
      5. Рассмотреть положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии;
      6. Рассмотреть требования Налогового кодекса к системе налогового учета.
      Объектом курсового исследования является налоговый учёт на предприятии. Предметом - соотношение налогового и бухгалтерского учёта, выявление целей и задач налогового учёта.
      При написании курсовой работы были использованы различные методы, такие как анализ библиографических источников, систематизация данных, выборка необходимой информации и другие методы.
      Методологической основой при написании курсовой работы явились труды отечественных специалистов в области бухгалтерского и налогового учёта предприятия, а так же нормативно-правовые акты РФ в данной сфере деятельности. Полный перечень библиографических источников приведён в конце работы.
      Практическая значимость курсового исследования состоит в том, что предлагаемые меры по совершенствованию налогового учёта позволят не только облегчить работу бухгалтеров российских предприятий, но и ускорят процесс интеграции России в мировое экономическое сообщество.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ 

1.1. Определение налогового учёта, его содержание, цели и задачи 

      Ведение налогового учёта является обязательным для всех юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Налоговый учет на предприятии организуется самостоятельно налогоплательщиком. Порядок ведения налогового учёта устанавливается в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя.
      Понятие налогового учёта было введено 25 главой НК РФ «Налог на прибыль организаций». Что же такое налоговый учёт?
      Сразу необходимо отметить, что в статье 313 Налогового кодекса РФ раскрывается понятие налогового учёта для налога на прибыль. Данная статья не содержит разъяснений по налоговому учету амортизируемого имущества, расходам на ремонт основных средств, освоение природных ресурсов, по реализации иностранной валюты, ценных бумаг, а также доходам и расходам при исполнении договора доверительного управления, и так далее.
      Налоговый учет определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, определенном НК РФ. Согласно ст. 313 налоговый учет представляет собой систему, организованную по принципу последовательности применения норм и правил налогового учета. Под принципом последовательности понимается последовательное применение норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Таким образом, внесение изменений в нормы и правила налогового учета возможно только в начале очередного календарного года. Из содержания ст. 313 вытекает, что нормы и правила ведения налогового учета составляют систему ведения налогового учета, а систему и порядок ведения налогового учета законодатель использует как идентичные понятия.
      Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации. Необходимо понимать, что учетная политика, также как и налоговый учет, утверждается налогоплательщиками на весь налоговый период, равный календарному году, а необходимость дополнения новыми положениями и корректировка принятых норм может возникнуть до истечения налогового периода в процессе заключения налогоплательщиками новых сделок. Однако, возможность изменения системы налогового учета предусмотрена только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.
      Целью налогового учёта является определение налогооблагаемой базы на предприятии.
      Предусмотрена возможность ведения налогового учета как на бумажных носителях, так и в электронном виде и/или на любых машинных носителях. Это ставит перед налогоплательщиками задачу обеспечения сохранности данных налогового учета и, в частности, защиты от несанкционированных исправлений. Это потребует от налогоплательщиков продуманного подхода и создания специальной системы ведения налогового учета, приспособленного к электронным (или машинным) носителям. Трудность задачи заключается в том, что согласно положению ст. 314 правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а это требование выполнить не просто.
      Таким образом, налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. [1]
     «Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогам.»1
     Подтверждением данных налогового учета являются:
     1. первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
     2. аналитические регистры налогового учета;
     3. расчет налоговой базы. [1]
     Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, без распределения (отражения) их по счетам бухгалтерского учета. Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
     - наименование регистра;
     - период (дату) составления;
     - измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
     - наименование хозяйственных операций;
     - подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров. [1]
     Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
     Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
     Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
     Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
     При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
      Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета. Следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Необходимость ведения налогового учёта в России 

     Споры вокруг необходимости ведения на предприятии отдельно налогового, а отдельно бухгалтерского учёта на сегодняшний день в России являются актуальными. Сразу необходимо отметить, что большинство специалистов склоняется к отсутствию такой необходимости.
     Возникновение системы налогового учёта в России прямым образом связано с введением в действие Налогового кодекса, нормы которого вступили в противоречие с действующим до этого законодательством по бухгалтерскому учёту. Всё это привело к тому, что предприятия стали вести две формы учёта, бухгалтерскую и налоговую и предоставлять в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчётность.
     Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые общие черты, как например:
     1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый - Налоговым кодексом РФ (гл.25);
     2) используемые измерители - денежное выражение (рубли);
     3) объект учета - организация в целом (для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода);
     4) периодичность составления и предоставления отчетности;
     5) обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
     6) «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;
     7) пользователи информации как внутренние, так и внешние. [17,62]
     Таким образом, цели ведения обеих учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные. Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом представлены в приложении 1.
     Как можно увидеть в таблице (приложение 1), далеко не тождественны определения в бухгалтерском  и налоговом учете первоначальной стоимости активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством.
     Таким образом, между налоговым и бухгалтерским учётом существует множество разногласий, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но данная проблема в настоящее время рассматривается законодателем, и принимаются все необходимые меры приведения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности к одной системе.  Существование двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приводит к дополнительным расходам. Именно поэтому единственно правильным решением является сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Уже сейчас законодательство определяет налоговый учёт не как самостоятельную отрасль, а как продолжение бухгалтерского учёта.
     Перед тем, как дать ответ на вопрос о необходимости налогового учета и отчётности, необходимо выделить две составляющие проблемы:
     1. Необходимость учёта и отчётности;
     2. Существующие механизмы ведения учёта и предоставления отчётности.
     Итак: налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности; необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.
     Важность скорейшего решения проблемы расхождения бухгалтерского и налогового учёта обуславливается также предстоящим вступлением России в ВТО и с переходом бухгалтерской системы учёта и отчётности на МСФО. Международные стандарты сегодня во всем мире признаны следующей ступенью развития бухгалтерской отчетности - и с позиции используемых способов оценки активов и обязательств, и с точки зрения объема раскрываемой информации. А самое главное - с точки зрения полезности тех данных, которые формируются и раскрываются в финансовой отчетности.  
 
 
 
 
 
 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 

2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии 

     Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических регистрах налогового учета и расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ). В НК РФ не дается определение первичных учетных документов, поэтому в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин применяется в том значении, в каком он используется в других отраслях законодательства. Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
     - наименование документа;
     - дату составления документа;
     - наименование организации, от имени которой составлен документ;
     - содержание хозяйственной операции;
     - измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
     - наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
     - личные подписи указанных лиц.
     Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время формы аналитических регистров налогового учета обязательно должны содержать следующие реквизиты, установленные ст. 313 НК РФ:
     - наименование регистра;
     - период (дату) составления;
     - измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
     - наименование хозяйственных операций;
     - подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Различные подходы к ведению налогового учета 

     Организация при разработке методики ведения налогового учета может применить принцип "приход-расход" с ведением книги доходов и расходов (аналогично применяющейся сейчас упрощенной системе бухгалтерского учета) или принцип двойной записи с использованием "налогового" плана счетов и разработкой "налоговых" проводок.
     Первый способ оптимален для небольших организаций, количество операций в которых невелико и которые будут определять доходы и расходы по кассовому методу. Что касается остальных организаций, то им больше подошел бы второй способ, однако он очень трудоемок.
     Казалось бы, можно выбрать третий путь - адаптировать для налогового учета действующий План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н (далее -бухгалтерский План счетов), пересмотрев порядок аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и вести в одном плане счетов и бухгалтерский, и налоговый учет. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете не представляется возможным совместить два учета в одном.
     Велик соблазн просто заменить бухгалтерский учет налоговым, то есть вести учет с использованием бухгалтерского Плана счетов, но отражая доходы и расходы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такой точки зрения часто придерживаются бухгалтеры организаций, которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Они мотивируют свою позицию тем, что их деятельность контролируют только налоговые органы, которых интересует только правильность исчисления налогов, поэтому незачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который становится ненужным.
     Однако согласно ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность и представлять ее учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Кроме того, бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение организации, что представляет интерес не только для менеджеров, но и для акционеров и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.
     Некоторые предлагают компромиссный вариант - использовать для налогового учета дополнительно вводимые "налоговые" счета к бухгалтерскому Плану счетов, на которых вести учет доходов и расходов в разрезе требований главы 25 НК РФ. Обороты и остатки по этим счетам не будут отражаться в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер сможет при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.
     Это будет удобно бухгалтерам, ведущим учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны будут добавить в алгоритм проведения некоторых хозяйственных операций дополнительные записи по счетам налогового учета и составить новые алгоритмы в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.  
 
 
 
 
 

2.3. Положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии 

      Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень налоговых поступлений в течение всего финансового года и пресечение возможных налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты налогов. Одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является использование для целей налогообложения так называемого временного критерия признания доходов и расходов (признание по методу начисления либо по кассовому методу). На протяжении целого ряда лет этот критерий в обязательном порядке накладывался на правила ведения бухгалтерского учета, зачастую значительно искажая результаты бухгалтерской отчетности. Введение в действие гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, теперь наконец-то позволяют полностью освободить бухгалтерский учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов по временному признаку только при исчислении налоговой базы НДС и налога на прибыль организаций (то есть в налоговом учете).
      Отдельное ведение налогового учета позволяет значительно повысить качество работы бухгалтера и избежать целого ряда ошибок как при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Часто приходится слышать от бухгалтеров, что объем и специфика бухгалтерской учетной работы не позволяют уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Неизбежным следствием этого является лишь формальное соблюдение правил, установленных в налоговом законодательстве, без понимания смысла этих правил. В такой ситуации бухгалтер часто теряет контроль за происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя собственной организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить данную проблему.
      Ведение налогового учета отдельно от учета бухгалтерского позволит усилить контроль за правильностью исчисления налогов со стороны налоговых органов. Ни для кого не секрет, что на выездных налоговых проверках один и тот же инспектор сегодня проверяет торговую организацию, через неделю - производственное предприятие, через месяц - аудиторскую фирму. Специфика бухгалтерского учета хозяйственных операций для каждой из приведенных в качестве примера отраслей деятельности значительна. Поэтому до сих пор бухгалтеры пренебрежительно отзываются о квалификации налоговых работников, говоря об их неспособности досконально разобраться в тонкостях бухгалтерского учета. Это создает возможности для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков.
      Одним из направлений проводимой в настоящее время в РФ налоговой реформы является как раз усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи мощным подспорьем является как раз введение налогового учета как самостоятельного участка учетной работы. Из учетных регистров исчезает вся специфика бухгалтерской двойной записи, а оставшаяся специфика экономики предприятия и управления финансами значительно меньше зависит от конкретной области деятельности и в гораздо большей степени поддается анализу с точки зрения элементарной логики. Таким образом, было бы по меньшей мере наивно предполагать, что единожды добившись от законодателей введения налогового учета, налоговые органы по собственной инициативе откажутся от этой позиции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.