На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование малого и среднего бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ..4
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
      Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
      Особенности венчурного финансирования………………………………..10
      Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
    АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
      Опыт Великобритании………………………………………………………21
      Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...……….39
      Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
      Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
      Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ  А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Тема  данной курсовой работы: «Государственное регулирование малого предпринимательства». Этот вопрос объективно является крайне актуальным на данном этапе развития глобальной экономики в общем и российской экономики в частности. Переоценить роль малого бизнеса в современной России довольно трудно.
     В период общего экономического спада  России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался в новых рыночных условиях, в то время как государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы.
     Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса создают рабочие места и являются источником доходов населения. Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства.
     Кроме того, малое предпринимательство  является более гибким, способным  оперативно реагировать на изменения  конъюнктуры определенного рынка, которые являются неизбежным следствием изменений, происходящих в глобальной экономике. Совершенно очевидно, что  это свойство малых и средних  предприятий является особенно благоприятным во время глобального экономического кризиса и при нестабильности внутренней экономики.
     Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые  сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
     Из  вышесказанного следует, что столь  важная сфера жизни общества, столь  значимый сегмент экономики непременно должен находиться под контролем, быть управляемым, регулируемым. Однако в  связи с этим возникает большое  количество вопросов, как то: в какой  степени должно происходить это  регулирование, какие именно структуры  должны выступать субъектом управления и т.п.
     Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.
     Задачи  курсовой работы: определить теоретические  основы государственной поддержки  малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления  его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИМАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
      Понятие и  правовые основы малого предпринимательства
 
     Сам термин «малое предпринимательство» имеет  универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям.
     Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность [8, с. 67].
     Федеральный закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства  как коммерческие организации, в  уставном капитале которых доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
    в промышленности – 100 человек;
    в строительстве – 100 человек;
    на транспорте – 100 человек;
    в сельском хозяйстве - 60 человек;
    в научно-технической сфере - 60 человек;
    в оптовой торговле – 50 человек;
    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.
     Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица [2].
     К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие  социально-экономические факторы:
    кризис административно-командной системы хозяйствования;
    дефицит товаров, работ и услуг;
    чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
    замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
    легализацию  предпринимательской деятельности;
    признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
    сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.
      Экономическая деятельность субъекта малого предпринимательства  определяется, прежде всего, его экономическим  интересом. Так, в частности, субъект  малого предпринимательства заинтересован  в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть  дохода предпринимателя в виде налогов  и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма большое значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.
      Субъекты  малого предпринимательства как  участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур [5, с. 12].
      Реализуя  свой экономический интерес, предприниматель  неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.
      Помимо  экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской  деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:
    в силу неисполнения обязательств по договорам;
    вытекает из причинения вреда;
    в связи с нарушением действующего законодательства.
      В некоторых случаях, а именно в  случаях нарушения Уголовного Кодекса  Российской Федерации, может также  наступать уголовная ответственность  предпринимателя. Так, Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность  за незаконное предпринимательство. Осуществление  предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ = 100 рублей) - примечание к ст. 171 УК РФ), в соответствии с частью 1 статьи 171 УК РФ, наказывается [1]:
    либо штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3-х до 5-ти месяцев;
    либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
    либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев;
    либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
      Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование  определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).
      Особенности венчурного финансирования
 
     Термины “венчурный капитал” и “венчурный бизнес” берут начало от английского  слова “venture”, которое переводится  в известном словаре В.К.Мюллера  как “рискованное предприятие или  начинание”, “спекуляция”, “сумма, подвергаемая риску”.
     Можно выделить следующие особенности  венчурного финансирования  [6, с. 67]:
    венчурное финансирование связано с паевыми вложениями в акции, то есть с риском и биржевой игрой;
    венчурный капиталист вкладывает свои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал, другую часть которого составляет интеллектуальная собственность основателей новой компании;
    инвестиции осуществляются в компании, акции которых еще не котируются на фондовой бирже;
    венчурный капитал направляется в малые высокотехнологичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новой наукоемкой продукции;
    венчурный капитал предоставляется новым высокотехнологичным компаниям на средний и длительный срок и не может быть изъят венчурным капиталистом по собственному желанию до завершения жизненного цикла компании;
    венчурное финансирование предоставляется преимущественно компаниям с потенциальной возможностью роста, а не компаниям уже приносящим высокую прибыль;
    венчурный капитал направляется на поддержание нетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с одной стороны, повышает риск, а, с другой - увеличивает вероятность получения сверхвысоких прибылей;
    вложение венчурного капитала именно в эксклюзивные малые высокотехнологичные компании продиктовано стремлением не только получить более высокие, по сравнению с инвестициями в другие проекты, доходы, но и желанием создать новые рынки сбыта, заняв на них господствующее положение;
    венчурное финансирование - это своеобразный заем новым компаниям, долгосрочный кредит без получения гарантий, но под более высокий, чем в банках, процент.
     Венчурный капиталист, направляя инвестицию в  новую малую компанию, должен заранее  решить, каким образом он собирается реализовать свое право на получение  прибыли. Иными словами, должен определить, как будет в конце жизненного цикла профинансированной компании (через 5- 7 лет) выходить из инвестиции.
     По  мере развития компании увеличиваются  её активы и ликвидность как за счет появления спроса на некотирующиеся акции, так и в связи с возникающей  конкуренцией между желающими приобрести новый прибыльный бизнес.
     Успешность  развития проинвестированной малой  компании определяется ростом цены на ее акции, реальностью прибыльной продажи  компании или ее части, а также  возможностью регистрации компании на фондовой бирже с последующей  прибыльной куплей-продажей акций на фондовом рынке.
     Взаимный  интерес основателей компании и  инвесторов в успешном и динамичном развитии нового бизнеса связан не только с вероятностью получения  высоких доходов, но и с возможностью стать участником создания новой  прогрессивной технологии, стимулирующей  научно-технический прогресс страны.
     Роль  инвестора в успешном развитии новой  компании не ограничивается лишь своевременным  предоставлением венчурного капитала, а включает одновременно инвестирование своего опыта в бизнесе и деловых  связей, способствующих расширению деятельности компании, появлению новых контактов, партнеров и рынков сбыта.
     Однако, кроме ориентации на малые, успешно  развивающиеся предприятия, имеющие  перспективу быстрого роста, для венчурного капитала характерен и ряд дополнительных особенностей.
     Так как для прибыльной реализации инвестиций, вложенных в венчурные предприятия, необходим выход новой высокотехнологичной  компании на фондовый рынок для продажи  акций, владелец вложенных в компанию средств интересуется не дивидендами, а приростом самого капитала. Обычно венчурные капиталисты, вкладывая  средства в венчурные предприятия, хотят увеличить свой капитал  не менее чем в 5-10 раз за 7 лет. При этом, так как венчурное  предприятие впервые может выйти  на фондовый рынок в лучшем случае через 3-5 лет после инвестирования, венчурный капиталист не рассчитывает на получение прибыли ранее этого  срока. И весь этот период вложенный  в компанию венчурный капитал  неликвиден, а реальная величина прибыли  становится известной только после  выхода предприятия на фондовый рынок, когда инвесторы венчурного капитала получают доход за счет продажи своего пакета акций желающим за сумму, существенно  превышающую объем первоначально  вложенных в компанию средств.
     Весьма  характерной особенностью венчурного финансирования является и то, что  инвестор практически никогда не стремится приобрести контрольный  пакет акций компании, чем принципиально  отличается от "стратегического  инвестора" или "партнера". Инвестор берет на себя в основном финансовый риск, а такие виды рисков, как  технический, рыночный, управленческий, ценовой и т.д., перекладывает  на менеджмент, у которого как раз  и находится контрольный пакет  акций компании.
     Исходя  из характера венчурного предпринимательства, практически любая инвестиция в  любой этап развития новых компаний является высокорисковой финансовой операцией, степень риска которой в сочетании  со смелостью и умением ждать, может быть компенсирована только высокой  рентабельностью проинвестированной высокотехнологичной компании на поздних  этапах ее развития.
     Таким образом, венчурное финансирование - это своеобразный вид инвестирования средств в новые высокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития с целью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть это высокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малые компании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросом наукоемкие продукты или услуги [12, с. 104]. 

      Основные  механизмы и направления регулирования  малого предпринимательства
 
     Одна  из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства. В настоящее время они крайне неблагоприятны: нет инвесторов, падает платежеспособный спрос, отсутствуют ресурсы и т.д. Поиск рынков сбыта продукции стал главным фактором выживания предприятий.
     Приватизация  как государственное регулирование  малого предпринимательства имеет  особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя.
      Первый  опыт приватизации показал неперспективность  искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства. Ожидающийся новый этап приватизации будет означать и новое распределение собственности с целью передачи ее эффективным владельцам.
     Так же особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. При переходе к рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для привлечения иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, повышения уровня производства и его рентабельности.
     Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др.
     Большое влияние на результаты деятельности малого предпринимательства оказывают  тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал).
     Развитию  малого предпринимательства могут  способствовать гарантии государства  по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономического развития.
     Таким образом, для развития предпринимательства  применяется ряд экономических  методов и рычагов, в том числе  приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный  заказ, лицензии, тарифы, государственные  гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность [13, c.89].
     Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе  структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.
     К основным направлениям государственной  поддержки, позволяющим реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства, относятся: формирование благоприятного предпринимательского климата; устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров; расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам; развитие лизинга оборудования и технологий, системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
     В Федеральном законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. перечислены направления, по которым  осуществляется государственная поддержка  малого предпринимательства [2]:
    формирование инфраструктуры его поддержки и развития;
    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
    установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
     Кроме того, в законе раскрывается содержание основного инструмента государственной  поддержки малого бизнеса – государственных  программ. Как свидетельствует Закон, государственные программы могут быть четырех видов [2]:
      федеральная программа;
      региональные и межрегиональные программы;
      отраслевые и межотраслевые программы;
      муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
      Государственные и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:
    меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;
    перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
    меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;
    меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;
    предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;
    меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;
    меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.
      Кроме государственных программ, Закон  (ст.8) предусматривает  еще один важный инструмент – фонды поддержки малого предпринимательства. Эти фонды имеют статус некоммерческой организации, создаются с целью финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса и аккумулируют необходимые финансовые ресурсы за счет бюджетных источников, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделяемых на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
        Основными направлениями деятельности  фондов являются [2]:
    содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
    участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
    участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства;
    поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
    содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды  и развитию малого предпринимательства.
     В Законе перечислены дополнительные льготы и стимулы для малого бизнеса. Так, субъектам малого предпринимательства  предоставлено право применять  следующие способы ускоренной амортизации  по основным производственным фондам с отнесением затрат на издержки производства [2]:
    путем увеличения в 2 раза установленных законодательством норм для соответствующих видов основных фондов;
    путем дополнительного списания как амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет.
      Законом предусмотрена также возможность  льготного кредитования субъектов  малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным  организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Фонды поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Сама возможность применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства и условий договорных отношений таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит всеобщего установленного характера.
      Это относится и к льготному страхованию субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает, что страхование субъектов осуществляется на льготных условиях, а фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью или частично недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.
     Наконец, еще одно важное направление - производственно-технологическая  поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и  осуществляют комплекс мероприятий  по содействию в обеспечении субъектов  малого предпринимательства современным  оборудованием и технологиями, в  создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических  центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства [9, c. 218]. 

     Таким образом, само понятие малого предпринимательства  является не свободным, приблизительным  обозначением некоторого вида экономической деятельности, а четким, законодательно закрепленным определением деятельности строго ограниченной группы субъектов экономических отношений (юридических или физических лиц) с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего определенное количество продукции, оказывающего услуги в ограниченном объеме и т.п.
     Так, в нашей стране данные ограничения  определены Федеральным законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г.
     К предпосылкам возникновения малого предпринимательства как экономического явления в нашей стране можно  отнести некоторые кризисные  явления постсоветского периода, в  частности, кризис административно-командной  системы хозяйствования, повсеместный дефицит товаров, работ и услуг, катастрофическое сокращение объемов  производства и появление свободной  рабочей силы, имеющей официальный  статус безработных и т.п.
     Кроме того, существует следующая особенность  малого предпринимательства: очевидно, что экономическая деятельность субъекта малого предпринимательства (как и любого предпринимательства) определяется, прежде всего, его экономическим  интересом, при этом субъекты малого предпринимательства как участники  экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов: своих и государства.
     Разумеется, наиболее очевидным и при этом наиболее важным выводом, открывающемся  уже при теоретическом изучении такого явления как малое предпринимательство, является осознание его значимости как стабилизатора политической и экономической жизни общества. При рассмотрении вопроса с этой точки зрения становится понятно, что  одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития малого предпринимательства. Для этого применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако важно, чтобы эти методы составляли систему, что очень серьезно влияет на их эффективность.
    АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
      Опыт Великобритании
 
     Интерес к малому бизнесу усилился в Великобритании в начале 70-х годов, когда консервативное правительство Э.Хита сформировало комиссию Болтона (1971 г.) для обследования ситуации в секторе мелкого предпринимательства  и выработки соответствующих  рекомендаций. В период последнего правления консерваторов были созданы  максимально благоприятные условия  для оживления частного предпринимательства. Сектор мелких и средних предприятий (96% которого составляют фирмы с числом занятых менее 20 человек) органично  вписался в структуру рыночной экономики, став необходимым условием ее существования. Не последнюю роль в развитии малого бизнеса сыграло стремление консерваторов  представить Великобританию "нацией собственников", обеспечив себе таким  образом массовую поддержку избирателей.
     Правительство лейбористов, сменившее консерваторов  в мае 1997 г., продолжает поддерживать принятые ранее законы и программы  по созданию и сохранению малого бизнеса.
     Сегодня на долю мелкого бизнеса приходится 99% количества предприятий страны, 49% внутреннего товарооборота, в нем сконцентрировано 45% рабочей силы страны.
     В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством  к малому бизнесу относятся предприятия, отвечающие нижеуказанным критериям:
     численность занятых – не более 50 человек;
     оборот  предприятия – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия –  не более 1,4 млн. ф. ст.
     В то же время для целей статистического  учета используется только один показатель - численность занятых.
     Функции по координации и регулированию  развития данных предприятий выполняет  Служба малого бизнеса, действующая  в рамках Министерства торговли и  промышленности Великобритании. Она  работает в тесном контакте с другими  министерствами и ведомствами (Министерством  финансов, Министерством защиты окружающей среды и развития регионов), их региональными  агентствами, а также с местными властями [11, c. 114]. 

        Программы государственной поддержки
 
     Поддержка малого и среднего предпринимательства  осуществляется в рамках государственного бюджета, являющегося по своей сути национальной программой социально-экономического развития страны.
     Кроме бюджетных мер мелким фирмам предоставляются  льготы при взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти  разрешить проблему ликвидности.
     Отдельные министерства разработали четыре категории  программ помощи мелкому бизнесу.
    Программы консультирования новых и действующих фирм.
     С этой целью созданы такие специальные  организации, как Служба мелких фирм, занимающаяся разработкой и внедрением региональных программ развития (например, программа "Восточнодевонширская мелкая промышленность"), а также Агентство  развития Уэльса. Совместно с Конфедерацией  британской промышленности они предложили программу шефской помощи мелким фирмам в виде консультаций по вопросам управления финансированием маркетинга. После одобрения всех этих программ их реализацией занялась Служба мелких фирм.
    Программы оказания финансовой помощи.
     К их числу относятся: "Схема грантов"; "Агентство помощи предприятиям местного значения", представляющее ассоциацию примерно 200 самостоятельных  бюро, осуществляющих финансовую поддержку  мелких фирм на региональном уровне; "Схема  содействия в создании предприятий", предусматривающая финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное  дело; "Гарантирование кредитов" - программа рассчитана на 3 года и предусматривает выплату страховых премий от имени преуспевающих бизнесменов. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодым людям при создании или расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в деле создания и развития мелкого предпринимательства в городах.
    Региональные программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии.
       По программе "Служба совершенствования  бизнеса" стоимостью 40 млн. ф.ст. в этих регионах разрабатывается рыночная стратегия для таких фирм (более 50% ассигнований идет на маркетинговые исследования, остальное - на профессиональную подготовку занятых в мелком бизнесе). В региональных программах принимает участие Европейский региональный фонд развития, который оказывает помощь мелкому бизнесу в отсталых отраслях, стимулируя создание новых рабочих мест.
    Программы, поощряющие экспортную деятельность мелких фирм.
     Они осуществляются в основном специальным  органом - Бюро британской заморской  торговли.
     Правительство со своей стороны разработало  ряд программ под общим названием "Предпринимательская инициатива" с целью стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения его  конкурентоспособности. Одна из программ предусматривает проведение ежегодного конкурса среди мелких фирм (до 50 занятых) на лучшие разработки коммерческой стратегии  в сфере высокотехнологичной  продукции. На реализацию этой программы  министерство торговли и промышленности ассигновало 70 млн. ф.ст. Конкурсантам предоставляются субсидии в размере 75% их расходов (последние не должны превышать 50 тыс. ф.ст.). По другой программе средние фирмы с числом занятых до 500 человек премируются за создание новой продукции или развитие производств, требующих технологических нововведений.
     Профессиональную  подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов. Правительство предусматривает  их создание во всех регионах страны, особенно в Англии и Уэльсе. Кроме того, разработаны "Схемы содействия предпринимательской  инициативе". В таможенном комитете, налоговом ведомстве, акцизном управлении, министерстве финансов с этой целью  созданы специальные органы. Они исследуют государственную налоговую политику, доходы и расходы населения, общую экономическую ситуацию в стране и на основании полученных данных принимают законы в отношении малого и среднего предпринимательства.
     Правительство способствовало также принятию новых  законов, предоставляющих дополнительные права органам местного самоуправления в отношении мелких фирм.
     Одной из серьезных проблем, с которой  постоянно сталкиваются мелкие фирмы, являются неплатежи. Система межфирменных расчетов в Великобритании - самая  несовершенная в Западной Европе. По данным Конфедерации британской промышленности, каждая пятая фирма прекращает существование  именно из-за задержки в оплате своих  товаров и услуг. В 1992 г. для борьбы с неплатежами мелких предприятий  была создана специальная группа, которая в законодательном порядке  взимает проценты с фирмы, не погасившей в срок свою задолженность. 
 
 

        Налогообложение малых компаний
 
       Малые предприятия Великобритании  имеют существенные налоговые  льготы. В частности, они освобождены  от уплаты налога на прибыль  со средств, направленных на  информационные и телекоммуникационные  технологии, а также части средств,  выделяемых на НИОКР.
     Кроме того, прогрессивная шкала налогообложения  прибыли предприятий создает  относительно благоприятные условия  для деятельности малых предприятий  с небольшими размерами прибыли. В частности:
     при прибыли менее 10 тыс. ф. ст. – ставка налогообложения 0%;
     менее 50 тыс. ф. ст. – 10% с первых 10 тыс. ф. ст. и 23,75% с суммы, превышающей 10 тыс. ф. ст. (таким образом, на всю сумму  прибыли ставка варьируется от 10 до 19%);
     от 50 до 300 тыс. ф. ст. – 19%;
     от 300 тыс. ф. ст. до 1500 тыс. ф. ст. – 19% с первых 300 тыс. ф. ст. и 32,75% с суммы, превышающей 300 тыс. ф. ст. (таким образом, на всю  сумму прибыли ставка варьируется  от 19 до 30%);
     более 1500 тыс. ф. ст. – 30%.
     Малый бизнес имеет отдельные льготы по ведению налоговой отчетности, к  которым относятся отсрочки по уплате налогов, система скидок на штрафы при  уплате просроченных ссуд, в том  числе освобождение от «автоматических» штрафов за несвоевременную уплату НДС.
     Малые предприятия, оборот которых не превышает 56 тыс. ф.ст. не платят НДС.
     Кроме того, малые предприятия с оборотом до 0,6 млн. ф. ст. выплачивают НДС раз  в год, с оборотом 0,6-2,8 млн. ф. ст. - на общих условиях – ежеквартально.
     Малым фирмам предоставляются льготы при  взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти разрешить  проблему ликвидности.
     Имеются и другие льготы в отдельных отраслях. Так, предприятия-производители пива, с объемом производства менее 0,5 млн. литров пива в год, платят акциз  на пиво в размере 50% от стандартной  ставки.
     К другим льготам в сфере налогообложения  можно отнести упрощенную систему  налоговой регистрации. Малые предприятия, чей оборот не превышает 56 тыс. ф.ст., не подлежат регистрации в местном  отделении Королевской службы таможен  и акцизов в целях обложения  НДС.
     Для отдельных видов деятельности установлен более низкий порог для регистрации (например, компании, занимающиеся предоставлением  услуг в общественной сфере, должны регистрироваться лишь при обороте  более 26 тыс. ф.ст.). 

        Финансово-кредитная  поддержка малых компаний
 
     Основная  финансово-кредитная поддержка осуществляется через реализацию Программы гарантирования займов малым предприятиям. Цель программы  заключается в том, чтобы облегчить  доступ малых компаний к финансовым ресурсам путем разделения рисков между  государством и бизнесом.
     Государство в лице Службы малого бизнеса гарантирует  коммерческому банку возврат  до 75% стоимости кредитов или займов в случае неплатежеспособности малого предприятия. В программе могут  участвовать малые компании, отвечающие следующим основным условиям:
    компания не может в силу различных обстоятельств получить кредит или займ в коммерческом банке на обычных условиях (как правило, по причине отсутствия активов для обеспечения кредита);
    необходимые заемные средства составляют от 5 тыс. до            250 тыс. ф.ст.;
    компания имеет оборот: не более 5 млн.ф.ст. - для фирм, занятых непосредственно производством товаров; не более 3 млн. ф. ст. - для остальных предприятий;
    срок займа от 2 до 10 лет.
     Правительством  определены 23 банка и финансовые организации, которые принимают  участие в реализации программы  в качестве кредиторов. При этом следует отметить, что коммерческий банк самостоятельно определяет конкретные условия займа, исходя из общих требований, и лишь затем правительственные  структуры принимают решение  о возможности его гарантирования. Правительством только установлены  ограничения по целевому использованию  кредитов, обеспеченных государственными гарантиями.
     Субсидирование  процентной ставки не производится.
     Единой  системы залогов при получении  кредитов не существует. Коммерческий банк может потребовать от малого предприятия залога для обеспечения  кредита в различном виде (оборудование, техника, другие активы) за исключением  личных активов и гарантий. В то же время в случае не возврата кредита  в срок, требования могут быть обращены на личные активы и доходы от другой коммерческой деятельности с целью  сокращения суммы, обеспеченной государственными гарантиями.
     Финансовая  поддержка развития малого бизнеса  осуществляется также на региональном уровне через различные фонды. В  частности, широкое распространение  получили региональные фонды, представляющие финансовую поддержку вновь образуемым компаниям, оперирующим в слабо  развитых регионах страны, в целях  создания инфраструктуры, дополнительных рабочих мест, обеспечения региона  товарами и услугами («Phoenix fund» в  Англии).
    Малые предприятия, работающие в ряде секторов экономики страны (например, в сельском хозяйстве), получают финансовую поддержку в рамках программ Европейского Союза [11, c.128].
        Доступ к государственным заказам
 
     Малые компании не имеют каких-либо преимуществ  при получении заказов по государственным  контрактам. Вместе с тем, правительственные  структуры регулярно критикуются  за недостаточную информированность  малых фирм об условиях тендеров по госзаказам. В связи с этим правительством принято решение о дальнейшем развитии информационной сети, размещающей  сведения о государственных контрактах и возможных путях их финансирования, с целью создания условий для  своевременного доступа к ней  малых компаний и обеспечения  справедливой конкурентной среды. 

         Борьба  с фирмами «однодневками»
 
     В Великобритании более 90% вновь зарегистрированных малых фирм работает более года, немногим менее 70% - 3 и более лет. Это связано с тем, что существующая в Великобритании жесткая система контроля деятельности компаний (открытие счетов в банках, налоговая и финансовая отчетность, лицензирование отдельных видов деятельности и т.п.) создает серьезные препятствия для организации и использования бизнеса в мошеннических целях.
     В рамках отдельных программ имеются  специальные меры, ограничивающие доступ вновь созданных фирм к кредитным  ресурсам. Так, предприятиям, функционирующим  менее двух лет, не предоставляются  государственные гарантии по займам, размеры которых превышают 100 тыс. фунтов.
     В заключении следует отметить, что  в настоящее время британские предприятия малого бизнеса также  получают значительную поддержку за счет бюджета ЕС, в соответствии с законодательством которого к  вышеназванным предприятиям относятся  компании с несколько большим  оборотом и балансом предприятия, чем в Великобритании. В настоящее время в стране проводится работа по унификации национальных дефиниций малого предпринимательства с законодательством ЕС, в связи с чем ожидается увеличение числа британских компаний, получающих льготы в виду их отнесения к малому бизнесу. 

      Модели  государственного регулирования малого предпринимательства в Китае
 
        Уровень развития и роль малого предпринимательства
 
     Китайское правительство считает малые  и средние предприятия важнейшим  стимулятором экономического роста, оживления  рынка и расширения возможностей трудоустройства. Однако этот сектор испытывает трудности в привлечении капиталов, в заимствовании технологий и  в приобретении информации.
     Правительство постоянно предпринимает различные  меры по созданию более благоприятных  условий для дальнейшего развития малого предпринимательства. Намечен ряд мер по улучшению работы государственных фондов развития малого бизнеса и способов управления кредитными гарантиями для них. Совершенствуется система размещения государственных закупок в этом секторе, проводится подготовка квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывается помощь в освоении зарубежных рынков.
     В 2002 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально  уравнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в  вопросах доступа к современной  технике, рыночной информации и к  финансированию. Важное практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск сектора во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.
     В 2005 г. было отмечено быстрое развитие малых предприятий, выросло их количество и повысилась их прибыльность. В конце 2005г. в стране их насчитывалось более 4,3 млн. и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения. Это составило 99,6% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции. Сектору МСП принадлежит 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая. На долю МСП приходится 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% общего объема экспорта Китая. При этом к категории малых предприятий с числом занятых до 99 человек относится почти 99% предприятий и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 100 до 999 человек.
     В 2005 году объем экспорта и импорта  продукции новых и высоких  технологий Китая составил $218,25 млрд. и $197,71 млрд., соответственно увеличившись на 31,8 и 22,5%, при этом основной рост обеспечивал  сектор МСП. В настоящее время  промышленная структура государственных предприятий Китая представлена следующими основными категориями предприятий: 45266 больших и средних государственных предприятий и 230000 совместных предприятий.
     Основным  проводником государственной экономической  политики в стране является «Национальная  комиссия по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission - NDRC), одним  из важнейших направлений её деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого, в составе NDRC создан «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (The China Center for Business Cooperation & Coordination - CCBCC). CCBCC является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития сектора малого МСП.
     CCBCC разработал ряд постоянно действующих  государственных программ поддержки  малого предпринимательства. В целях пропаганды важности быстрейшего развития этого сектора экономики, были проведены исследования по проблемам развития малого бизнеса, организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий. CCBCC регулярно проводит множество международных выставок, различных семинаров и форумов с представительством различных стран и международных организаций по актуальным вопросам деятельности малых предприятий. Эта организация постоянно проводит курсы обучения для предпринимателей с участием зарубежных и отечественных преподавателей. Ныне CCBCC создаёт национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малого предпринимательства.
     По  решению Правительство Китая  в августе 2001 г. была открыта государственная некоммерческая информационная служба «China SME Online» – CSMEO, поддерживаемая «Департаментом развития МСП» в «Национальной комиссии по развитию и реформированию» (The National Development and Reform Commission – NDRC). Это позволило обеспечить всестороннее и своевременное информационное обслуживание населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП. Сайт CSMEO представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений. В работе CSMEO принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности МСП.  

        Развитие  научно-технологической инфраструктуры малого предпринимательства Китая
 
     Основные  направления политики Правительства по поддержке и развитию инновационных малых и средних предприятий:
     1. Разработке общей стратегии в отношении инновационных малых предприятий;
     2. Создание административного органа по координации инновационной деятельности в секторе МСП;
     3. Предоставление налоговых преференций для модернизирующихся малых предприятий;
     4. Создание системы финансовой поддержки для инновационного развития малых предприятий;
     5. Обеспечение информационного, консультационного  и технического обслуживания  инновационного развития малого предпринимательства;
     6. Создание бизнес-инкубаторов для поддержки быстро развивающихся малых предприятий;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.