На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методы государственной поддержки малого бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

Введение
    Теоретические основы финансирования малого бизнеса
      Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер
      Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
      Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса
      Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
      Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса
    Анализ государственного финансирования малого бизнеса в России
      Анализ состояния государственного финансирования малого бизнеса в РФ на 2003-2005 гг
      Появление новых форм финансирования малого бизнеса в России
      Экономический прогноз финансирования малого бизнеса в России на 2008-2010 гг
    Пути совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
      Основные направления и формы совершенствования государственного финансирования малого бизнеса
      Необходимость создания механизма предоставления государственных кредитных гарантий малому бизнесу
Заключение
Библиографический список 

 

      Введение 

     В процессе перехода к рыночной экономике российское общество переживает системные преобразования. Экономические реформы, осуществляемые в России с начала 90-х гг., связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, институциональными изменениями и сдвигами в корпоративной структуре экономики. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующихся на реальной реформе отношений собственности, представляет собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования экономики.
     Реализация этой линии, дополненной эффективной антимонопольной политикой, в состоянии сформировать рыночный хозяйственный механизм, в основе которого лежат конкурентные начала. Экономическое и административное противостояние монополиям; стимулирование диверсификации производителей; если необходимо и возможно, разукрупнение больших предприятий и создание на их базе новых; поддержка малого бизнеса - таковы важнейшие элементы структурной и институциональной политики в переходный период.
     Становление, развитие и поддержку малого бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики, следует отнести к числу основных экономических проблем.
     Ориентация на малый бизнес в настоящее время является важнейшим элементом государственной экономической стратегии.
     Малый бизнес не является однородным объектом. Подобное его свойство определяется такими объективными характеристиками, как размеры предприятия и стадия его жизненного цикла.
     Важным фактором дифференциации в российских условиях стала история создания бизнеса, степень его зависимости от государственного сектора. Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения.
     Задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей:
    предоставляет предпринимателям финансовую помощь; на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
    выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;
    осуществляет долевое участие в создании и деятельности; хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
    проводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи.
     В настоящее время в большинстве регионов России созданы фонды поддержки МП. Учредителями региональных фондов являются государственные, кооперативные и иные предприятия и объединения, всевозможные организации, физические лица.
     За время осуществления реформ в нашей стране в прессе как общей, так и специальной постоянно публикуются материалы, посвященные теме развития малого бизнеса, издаются монографии.
     Таким образом, тема курсовой работы является в настоящее время весьма актуальной. Цель курсовой работы - раскрыть и проанализировать существующие методы государственной поддержки малого бизнеса.
     Задачами работы являются:
    необходимо провести оценку и исследование развития малого предпринимательства в России;
    оценить состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
    изучить формы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
    выявить пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
     Объектом исследования является российский малый бизнес.
     Предмет исследования - экономические и социальные отношения в обществе.
     Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.
 

    Теоретические основы финансирования малого бизнеса
 
     1.1 Сущность государственного финансирования малого бизнеса и его дискуссионный характер 

     В России необходимость государственной поддержки малого предпринимательства (далее -- МП) понимается далеко не всеми. В целом ряде теоретических концепций поддержка МП (впрочем, как и других секторов экономики) рассматривается как вредное явление, нарушающее естественное развитие экономических процессов и действие механизмов рыночного саморегулирования.
     Государственное финансирование - это метод безвозвратного предоставления финансовых ресурсов субъектам хозяйствования за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством государственного финансирования происходит целенаправленное перераспределение финансовых ресурсов между субъектами хозяйствования/20/.
     В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации, в уставном капитале которых, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте -- 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере-- 60, в оптовой торговле -- 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -- 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица/1/.
     Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, а также некоторых восточноевропейских стран с переходной экономикой, развитие малого предпринимательства способствует решению ряда важных для поступательного социально-экономического развития страны задач:
    демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды;
    насыщение рынка товарами и услугами;
    занятость и самозанятость;
    экономический рост и увеличение налоговых поступлений (при стабильной налоговой системе);
    формирование среднего класса;
    укрепление деловой этики, в том числе и налоговой дисциплины.
     Именно такие конечные цели изначально ставились при выработке государственного подхода в отношении поддержки развития малого бизнеса в России. Задача развития данного сектора должна оставаться одним из приоритетов экономической политики государства. Однако ее решение невозможно в отрыве от других направлений реформирования экономики и без координации усилий федерального центра и региональных властей.
     Достаточно отметить, что в настоящее время отраслевая структура распределения МП характеризуется тем, что менее 30% предприятий специализируются на выпуске промышленной продукции и выполнении строительных работ. Такой важнейший сектор экономики как наука и научное обслуживание составляет всего лишь 3,5%, остальные же функционируют в сфере торговли, общественного питания, посреднических, рекламных, аудиторских и других услуг.
     Вопрос соотношения рассматриваемых методов финансовой поддержки МБ является дискуссионным. Ряд ученых и представителей предпринимательских кругов постоянно требуют прямого государственного финансирования, мотивируя эти требования тем, что на стадии становления малого бизнеса у подавляющего большинства потенциальных участников отсутствует стартовый капитал, необходимый для учреждения малого предприятия. Правда, требования прямого государственного участия чаще всего сопровождаются протестом против любых мер административного вмешательства в дела фирмы.
     Другая либеральная, точка зрения заключается в том, что государство (в лице территориальных, региональных или муниципальных органов власти) должно ограничить свою роль только созданием благоприятных условий для развития МБ, «не мешать», а способствовать свободной конкуренции и, конечно же, одновременно защищать собственность и жизнь предпринимателя.
     По нашему мнению, единообразного ответа на вопрос о преобладании тех или иных косвенных и прямых методов финансовой поддержки не существует. Прямые методы могут облегчить процесс становления предприятия, но, в конечном счете, ограничивают его самостоятельность и гасят мотивы к активной инновационной, сопровождающейся риском, деятельности. Полный отказ от использования прямой государственной поддержки оставляет субъектов МБ один на один с конкурентной средой, часто беспомощным и в ситуациях, связанных с «провалами рынка». Приставляется, что оптимальное сочетание применения прямых и косвенных финансовых методов поддержки МБ должно определяться с учетом конкретных условий места и времени.
     Согласно результатам опроса, чаще пытаются получить бюджетное финансирование малые предприятия с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием. По мере его улучшения доля фирм, претендующих на помощь государства, падает. Среди малых предприятий с плохим экономическим положением за бюджетной поддержкой обращалась треть, а среди тех, чье положение оценивалась как хорошее или удовлетворительное -- шестая часть малых предприятий. Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятия-«аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/13/.
     Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов.
     В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки МП в России. К формам государственной поддержки МП относятся:
     - организационно-инфраструктурная;
     - налогово-управленческая;
     - имущественная;
     - финансово-кредитная.
     Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка/18/.
     Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
     Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований). С участием ФФПМП в субъектах Российской Федерации было создано 82 государственных региональных фонда и более 170 муниципальных фондов. Эти фонды используют средства ФФПМП, региональных и местных бюджетов, а также средства, привлекаемые из других источников. ФФПМП также сотрудничает с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, созданными при участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации/5/.
     Финансовые ресурсы фонда формируются за счет ассигнований из федерального бюджета; средств, поступающих от приватизации имущества, находящегося в государственной собственности; средств из внебюджетных источников; возвращенных средств, ранее предоставленных по договорам возвратного финансирования, а также доходов от предпринимательской деятельности фонда в соответствии с его уставом. 

      
      Малый бизнес в реформируемой экономике: роль и значение
 
     На рубеже веков России удалось в значительной мере преодолеть негативные тенденции, связанные с переходном к рыночным формам хозяйствования. На повестку дня практически поставлен вопрос не только о необходимости экономического роста, но и о его достаточно высоких темпах.
     Экономические реформы, осуществляемые в России, связаны с радикальной реструктуризацией народного хозяйства, с формированием новых предпринимательских структур. Развитие предпринимательства и конкуренции, базирующееся на реальной реформе отношений собственности, представляют собой одно из стратегических направлений рыночного реформирования и реструктуризации любой экономики. Именно многообразие форм собственности и является обязательным и необходимым условием становления и развития рыночной экономики.
     Решение этой проблемы непосредственно связано с развитием предпринимательства вообще и малого предпринимательства в частности.
     Мировой опыт свидетельствует, что в экономике даже самых высокоразвитых стран, где имеются громадные предприятия и корпорации, казалось бы, монополизировавшие целые сектора общественного производства, основная масса валового продукта создается большим количеством малых и средних предприятий. Они являются гарантами гибкости и динамичности экономики, мощным средством постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, удовлетворяющей потребности населения в работе, заработной плате, социальных услугах.
     Малое предпринимательство можно классифицировать как особый творческий тип экономического поведения. Для него характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском. Созданию такой атмосферы в малой фирме способствует соединение в одном лице собственника и управленца.
     Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. При известном ограничении функций между сотрудниками и малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость.
     Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации, который перекрывается непосредственным общением руководителя и подчиненных. То есть малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах.
     Доктор экономических наук, профессор Орловского государственного технического университета Л.В.Давыдова отмечает, что для организации малого бизнеса, как правило, не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции.
     В то же время малый и средний бизнес имеют следующие недостатки:
     велика степень риска, страха быть разоренным, так как многое зависит от воздействия внешней среды;
     низкая возможность накопления капитала, когда для расширения производства его владельцы могут выделить незначительную часть своего капитала;
     сфера малого и среднего бизнеса ограничена, ему трудно внедряться в фондоемкие и наукоемкие производства;
     малым предприятиям сложно организовать свою собственную службу маркетинга, дилерскую сеть, ограничена номенклатура выпускаемой продукции и возникает сложность в конкуренции с крупным производством и т.д.
     «Тем не менее, необходимо помнить, - говорит Л.В.Давыдова, - что деятельность малых и средних предприятий ориентирована в наибольшей степени на удовлетворение местных нужд, на развитие региона и решение социально-экономических проблем на местах. Это в свою очередь повышает не только экономическую, но и социальную значимость малого и среднего предпринимательства». 

     Таблица 1. Характеристики малого бизнеса с точки зрения экономической самостоятельности
     
Сильные стороны малого бизнеса Слабые стороны малого бизнеса Возможность малого бизнеса Угрозы существованию малого бизнеса
Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного разорения
Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение «потолка» роста
Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу
Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая реализация Уязвимость перед попытками силового давления со стороны «сильных мира сего»
 
     Из таблицы 1 видно, что жизнь малого предпринимателя - это богатое поле возможностей, но и огромное количество трудностей и препятствий. И это в стабильном, благожелательном к предпринимательству рыночном хозяйстве. Ситуация обостряется, если речь идет о российском обществе с его неустроенностью и кричащими экономическими и социальными проблемами. По нашему мнению, весомая доля таких проблем приходится именно на сферу малого и среднего бизнеса России. Это в свою очередь накладывает отпечаток на состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в нашей стране.
     Так, к 1 января 2004 г. в РФ было зарегистрировано 8 562 тыс. хозяйствующих субъектов. Предприятия, относящиеся к категории малого предпринимательства, согласно критериям, действующим в РФ, составляли только 10,3% от общего числа субъектов хозяйствования (или 882,3 тыс. ед.). как видно из таблицы 2, самым многочисленным субъектом сектора малого и среднего бизнеса по России является индивидуальное предпринимательство. Его доля в общем количестве хозяйствующих субъектов соответствовала 55,1%. Столь высокое присутствие индивидуального предпринимательства определяется многими факторами, в том числе особенностью и спецификой хозяйственного развития нашей страны. Среди этих особенностей можно выделить низкие денежные доходы населения и одновременно достаточно высокий уровень безработицы.  

     Таблица 2. Структура хозяйствующих субъектов России на начало 2004 г.
     
Группа хозяйствующих субъектов Количество субъектов в группе, тыс. ед. Доля хозяйствующих субъектов группы в общем количестве хозяйствующих субъектов, %
Всего хозяйствующих субъектов по России 8562,3 100,0
в том числе:    
Предприниматели без образования юридического лица 4717,0 55,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства 264,0 3,1
Малые предприятия 882,3 10,3
Средние предприятия (с численностью занятых до 250 чел.) 2136,7 24,9
Крупные предприятия (с численностью занятых от 251 чел.) 562,3 6,6
 
 

      В настоящее время в России границей бедности является уровень прожиточного минимума. Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума.
     Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости численность занятых в экономике в апреле 2006 г. возросла по сравнению с апрелем 2003 г. на 0,8 млн. чел. и составила 65,8 млн. чел., или 91,5% от экономически активного населения страны. Однако это означает, что численность безработного населения из числа экономически активного населения находится на уровне 8,5%.
     Опираясь на специфику имеющихся в арсенале малого и среднего предпринимательства преимуществ, можно утверждать, что с помощью развития малого и среднего бизнеса предоставляются дополнительные возможности существенно улучшить условия жизнедеятельности значительной части людей, повысить их уровень жизни, здоровья образовательный и интеллектуальный потенциал решить острые социальные проблемы. Социальная политика должна стать одним из ключевых элементов в обшей экономической стратегии, даже если потребуется срочная локализация отрицательных последствий обвального внедрения рыночных отношений. А малый и средний бизнес может найти в этой стратегии свое достойное место.
     Вместе с тем определение роли малого предпринимательства не ограничивается только лишь констатацией его численного превосходства. Согласно данным Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП в 2004 г. составил порядка 21% ВВП. Это, бесспорно, не самый высокий показатель в мировой практике. Например, в Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии и США доля малого и среднего предпринимательства в ВВП государства превышает 50%-ный барьер. Тем не менее, необходимо учитывать, что в 2002 г. вклад сектора малого бизнеса России в ВВП колебался в пределах 10-11%, а в среднесрочной перспективе планируется повышение его доли до 40-50% в ВВП.
     В качестве причин отставания России от других стран по роли малого предпринимательства в экономике государства можно выделить несколько. В первую очередь, это, безусловно, огромное количество факторов, оказывающих существенное и не всегда благоприятное воздействие на функционирование сектора малого бизнеса. Среди них особое место занимают так называемые «барьеры входа-выхода», т. е. все, что связано с трудностями регистрации при организации и ликвидации малого бизнеса; стартовые финансовые барьеры или проблема необходимых для начала ведения бизнеса средств (отсутствие механизма предоставления ресурсов начинающему дело предпринимателю); а также барьеры организованного рынка, т.е. ситуация, когда уже присутствующие на рынке предприниматели препятствуют входу на рынок новым предпринимателям.
     Одновременно с этим одной из самых серьезных проблем, препятствующих нормальному развитию малого предпринимательства России, является нестабильность и противоречивость действующей системы налогообложения. По мнению многих экономистов-практиков, а также представителей самих субъектов экономических отношений, именно отсутствие постоянства и справедливости в применяемых к малому предпринимательству налоговых правоотношениях служит основным барьером на пути к его эффективному функционированию.
     К сожалению, полученный до настоящего времени российский опыт отражает тенденции того, что такие скидки обычно связываются с попыткой защитить местные монополии (часто их владельцы связаны с местной администрацией), а не стимулировать предпринимательство и создание рабочих мест. Как следствие, любое выборочное использование налоговых скидок для продвижения предпринимательства должно быть связано с попыткой продвижения предприятий путем предложения системы стимулов, которые преодолевают спад рынка и не устанавливают барьеры на пути проникновения на рынок других предпринимателей. Также нужно признать, что такие льготы должны использоваться только в исключительных обстоятельствах и в случаях, когда наблюдается спад рынка. Более того, в системе рыночной экономики эффект смещения в результате вмешательства (в данном случае -- налоговые льготы) должен быть оценен параллельно с потенциальными плюсами подобного вмешательства.
     Помимо этого все налоговые законы и процедуры должны быть прозрачными и как можно более простыми, чтобы их было легко толковать и применять к малым предприятиям. Прозрачность делает необходимой публикацию всех законов и их разъяснение, бесплатное распределение бланков налоговых документов, а также брошюр, описывающих налоговые обязательства для вновь открывающихся или действующих субъектов малого предпринимательства. Напротив, система, при которой предприниматели часто не имеют ясного представления о том, что представляют собой их налоговые обязательства, порождает коррупцию.
     Стабильность налоговой системы должна поддерживаться путем отказа от искушения часто менять законы и методы их внедрения в целях помочь предприятиям планировать свои налоговые обязательства. К сожалению, частое изменение законодательства постоянно случается в странах с переходной экономикой, и это в лучшем случае сдерживает возможность предпринимателей планировать свои будущие налоговые обязательства, а в худшем -- приводит к увеличению их налоговых обязательств из-за несвоевременной уплаты. При отсутствии предварительного обсуждения или консультирования мелких фирм или их представителей подобные изменения (и последствия) усугубляли непредсказуемость внешнего окружения, с которым приходилось иметь дело владельцам и менеджерам субъектов малого предпринимательства. Нестабильность налоговой системы, по нашему мнению, становится вопросом жизни и смерти для малого бизнеса, по крайней мере, для тех его представителей, которые пытаются действовать в рамках закона.
     В России экономическая категория «малые предприятия» и критерии, очерчивающие ее границы, впервые были определены постановлением Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». На первоначальном этапе становления малого бизнеса в Российской Федерации основным критерием для отнесения предприятий к малым является численность работающих, которая периодически изменялась.
     До середины 1995 г. в соответствии с названным постановлением, а также постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, установленных Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», как вновь созданные, так и действующие, со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 чел., в том числе: 1) в промышленности и строительстве - до 200; 2)в науке и научном обслуживании - до 100; 3) в других отраслях производственной сферы - до 50; 4) в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 чел.
     В дальнейшем первоначальное определение «малого предприятия» было уточнено и дополнено. В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в настоящее время под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: 1) в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 чел.; 2) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60; 3) в оптовой торговле - 50; 4) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30; 5) 6в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
     Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
     В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие, как средняя численность занятых на предприятии работников; ежегодный оборот предприятия, полученный за год; величина активов. Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.
     При формировании информационных массивов в разрезе экономических субъектов органы статистики России придерживаются законодательно установленных критериев. В связи с этим в состав средних и крупных предприятий могут входить предприятия с численностью занятых до 100 чел., которые по критерию структуры уставного капитала не относятся к малым предприятиям.
     В целях достижения сопоставимости, анализируемых показателей деятельности хозяйствующих субъектов целесообразно проводить оценку роли и значения в экономике России не только малого (согласно критериям Закона № 88-ФЗ), но и среднего бизнеса (с численностью занятых до 250 человек, как в Европе, или до 500 человек, как в США).
     При таком подходе вклад малых и средних хозяйствующих субъектов по отношению к соответствующей суммарной величине для всех хозяйствующих субъектов РФ в 2003 г. оказывается значительным (табл. 3).
     Как видно из табл. 3, масштабы российского сектора малого и среднего бизнеса вполне сопоставимы с его размерами в Европе и США, где на его долю приходится более 90% хозяйствующих субъектов.
     Таким образом, бытующее представление о принципиальном отставании России от экономически развитых стран в области малого и среднего предпринимательства не выдерживает критики, и по ряду показателей развития сектора малого и среднего предпринимательства, напротив, наша страна обладает свойствами рыночной экономики.
     Тем не менее, как заявил на пресс-конференции в Москве в апреле 2004 г. советник Президента РФ Андрей Илларионов: «Вопрос о роли малого и среднего бизнеса носит в значительной степени мифологический характер и отвлекает от решения реальных проблем в этой сфере». По его мнению, не бывает только малого, только среднего или только крупного бизнеса. Все существует в определенных пропорциях и должно естественно развиваться. О роли малого и среднего бизнеса лучше всего свидетельствуют, считает он, успехи тех стран, которые предоставили свободу для развития бизнеса как такового. Яркий пример тому -- Тайвань и Южная Корея, имеющие на сегодняшний день самые высокие темпы прироста ВВП надушу населения. 

     Таблица 3. Вклад малого и среднего предпринимательства России в 2003 г., в %.
     
Показатель Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в Европе (численность занятых до 250 чел.) Согласно критерию отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству, принятому в США (численность занятых до 500 чел.)
1. Доля малого и среднего предпринимательства в общем количестве хозяйствующих субъектов по России  
93
 
96
2. Доля малого и среднего предпринимательства в общей занятости по России  
45
 
58
3. Доля рынка малого и среднего предпринимательства  
39
 
57
 
     Вместе с тем в Концепции законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства обозначено, что «развитие малого предпринимательства в Российской Федерации рассматривается как неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, соответствующий целям экономических реформ в России».
     Безусловно, необходимо всесторонне и всеобъемлюще изучать специфику и особенности развития малого предпринимательства России, что позволит выработать и провести в жизнь своевременную и эффективную политику в отношении небольших по масштабам деятельности хозяйствующих субъектов.
     При этом поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства может выражаться в различных формах:
    создание льготного налогового режима, способствующего расширению действующих и возникновению новых предприятий;
    создание благоприятных возможностей для получения кредитов и инвестиций через прямые и гарантированные займы;
    обеспечение малых предприятий госзаказами (если возникает в этом необходимость);
    предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отстающих областях со слабо развитой промышленностью;
    обеспечение возможностей пользования информационными сетями и доступа к базе данных;
    защита предпринимателей от преступных посягательств;
    создание эффективной системы защиты правовой и интеллектуальной собственности не только на средства производства, но и на изобретения, на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности;
    развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчетности и т.д.
     Отсутствие прогресса в реформировании экономики и реализации стратегий развития государства может на фоне возникновения новых вызовов и угроз помешать достижению высоких темпов роста экономики и повышения благосостояния, что в условиях ухудшения внешней конъюнктуры неизбежно приведет к замедлению темпов экономического роста государства.
     По нашему мнению, в целях нормального функционирования и развития субъектов малого и среднего бизнеса, а следовательно, и экономики в целом необходимо обеспечение экономических, правовых, организационных, психологических и других условий. Оказывая поддержку мелким предпринимателям, следует в то же время оказывать воздействие со стороны общества и его институтов на эту социальную группу в целях улучшения ее качественных характеристик, оптимизации ее состава и процесса функционирования. 

     1.3 Развитие институциональной среды: финансовая поддержка малого бизнеса 

     Роль государства в процессе создания конкурентной среды в значительной степени должна сводиться к формированию эффективной институциональной среды для рационального использования потенциала человеческого фактора и оптимального его использования в процессе конкуренции между народами1. Наиболее подготовленные в максимально возможных количествах предприниматели способны, как показывает опыт Японии, даже в отсутствие других факторов производства завоевывать мировые рынки и успешно конкурировать с другими, более благополучными в отношении наличия факторов производства, странами.
     В большинстве развитых стран, таких как США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, основную долю - 99,3 - 99,7% по количеству предприятий составляют малые и средние предприятия, т. е. предприятия с численностью занятых до 500 человек. На них производится половина объема выпускаемой продукции. Как правило, они дают 75 -- 80% новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где наблюдаются процессы сокращения занятости.
     Например, в настоящее время в США действует свыше 20 млн. предприятий (без сельскохозяйственных), из них 99,6% относятся к категориям малых, имеющих численность менее 500 человек. Их доля в валовом национальном продукте составляет около 40%, а в численности занятых - более половины.
     Япония по своему экономическому уровню стала второй после США страной промышленно развитого мира во многом благодаря развитию малых и средних предприятий. Крупные, всемирно известные предприятия составляют здесь лишь вершину экономического айсберга, а его основная часть, подводная -- малые и средние предприятия. На них приходится свыше 50% реализованной продукции промышленности, около 60% объема оптовой торговли и более 80% рознично.
     В целом малый бизнес в рыночной экономике -- ведущий сектор, определяющей темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
     Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнес помогает обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и территориального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса (НТП), повышение экспортного потенциала, укрепление экономической базы на местах, развитие сел, небольших городов, возрождение художественных и кустарных промыслов, решение экологических проблем.
     Малый бизнес способствует выполнению следующих важнейших задач:
    Расширение производства многих потребительских товаров и услуг без существенных капитальных затрат, обеспечение условий гибкого своевременного реагирования на изменение рыночного спроса.
    Использование местных источников сырья и отходов крупного производства.
    Приближает производство товаров и услуг к потребителю, способствует сокращению на этой основе транспортных расходов по доставке товаров на периферию из крупных промышленных центров, выравниванию в определенной мере условий жизни населения в различных пунктах проживания.
    На основе использования субконтракции, аутсорсинга и франчайзинга снижает производственные издержки крупных предприятий.
    Включение в производство материальных и финансовых средств населения, использовавшихся ранее исключительно для личного потребления.
    Более полное и эффективное использование уникальных способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, для которых условия организации и оплаты труда на крупных предприятиях не стимулируют полной отдачи.
    Создание благоприятных условий для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся из крупных предприятий в связи с повышением эффективности последнего.
    Вовлечение в производство, особенно в сферу услуг, таких резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за технологических особенностей и иных особенностей (пенсионеров, учащихся, инвалидов, а также лиц, желающих трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов).
    Малый бизнес - это альтернатива, притом позитивная, теневому бизнесу; способствует ликвидации его монопольного положения.
     Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает наличие 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах.
     Значительное повышение роли малого бизнеса как сектора экономики обусловлено следующими причинами:
    дифференциация спроса и индивидуализация потребительских вкусов. Крупное машинное производство, удовлетворив спрос на стандартные потребительские товары, создало предпосылки к формированию индивидуализированного спроса, удовлетворением которого занимаются индивидуальные и мелкосерийные производства;
    в связи со значительным увеличением трансакционных издержек крупных производств стала экономически выгодной передача части функций на основе аутсорсинга, франчайзинга и субконтракции малым предприятиям в целях повышения конкурентоспособности основных производств крупных компаний;
    возможность экономического развития депрессивных регионов на основе переработки местных ресурсов без значительных капиталовложений, разработка которых нерентабельна или малорентабельна для крупных предприятий.
     Динамика роста экономических показателей в сфере малого предпринимательства приведена на рис. 1, 2.
     Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.)
 

     
     Рис. 1.  

     
     Рис. 2. 

     Вышеизложенные факторы, значительно повышающие роль малых предприятий в экономике, при грамотной экономической политике создают предпосылки для повышения уровня конкурентоспособности экономической системы в целом.
     В настоящее время состояние малого предпринимательства в российской экономике, на наш взгляд, можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В трансформируемой экономике России функционирует около 1 млн. малых предприятий, из них более 200 тыс. зарегистрировано в Москве, тогда как, например, в США функционирует около 20 млн. малых и средних предприятий (без учета сельскохозяйственных). Количества малых предприятий в экономике России недостаточно для создания эффективной конкурентоспособной экономики. По оценке Министерства экономического развития и торговли РФ, для значительных изменений в структуре экономики и создания эффективной конкурентной среды в России должны функционировать не менее 3,5 млн. субъектов малого бизнеса.
     Создание достаточного для оптимального развития количества малых предприятий и создание фиктивной институциональной конкурентной среды возможно в среднесрочном периоде методом целевых программ при активной поддержке государства на федеральном и региональном уровнях.
     Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства является средством достижения социально-экономических целей текущего и перспективных этапов экономического развития России на основе создания механизмов эффективной конкуренции. Основная цель экономической трансформации -- достижение экономического роста, создание эффективной экономики, обеспечивающей высокий уровень жизни населения, реальное участие России в мировом экономическом сообществе, рост конкурентоспособности российской экономики. 

     1.4 Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса 

     Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка.
     Можно выделить следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки МП:
    субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
    бюджетные кредиты, займы, ссуды;
    государственные и муниципальные гарантии.
     Рассмотрим подробнее каждую из этих форм. Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и МП, установлены в БК РФ, введенным в действие с 1 января 2000 г.
     Согласно ст. 6 БК РФ «дотации -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровни бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция -- бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия -- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов».
     Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из федерального бюджета -- в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; из бюджетов субъектов РФ -- в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов РФ; из местных бюджетов -- в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления/2/.
     В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование МП. Одни специалисты считают, что оно должно быть отменено, и выдвигают при этом ряд аргументов. Во-первых, бюджетное субсидирование не обладает гибкостью и оперативностью, поскольку осуществляется через государственные ведомства. Во-вторых, оно ставит субъектов МП в неравное положение. Как правило, субсидий не хватает на всех, кому положено их получать. В-третьих, в нынешних российских условиях практически невозможно избежать нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти при выдаче субсидий.
     Существует отдельная категория малых предприятий, предоставление субсидий предусмотрено приказом Министерства промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) от 20.06.2003 № 146 «Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям народных художественных промыслов». В данном нормативном акте нет упоминания о малых предприятиях. Однако из анализа его норм можно прийти к выводу, что эти субсидии предоставляются, прежде всего, малым предприятиям в соответствующей отрасли экономики. При этом они не должны быть убыточными, а, наоборот, должны иметь положительную динамику развития/1/.
     Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам МП. Средства из государственного бюджета могут предоставляться предпринимателям на условиях возвратности и, как правило, платности. В этих случаях следует говорить о государственном кредитовании предпринимательской деятельности. Общие условия и основные направления государственного кредитования содержатся в ежегодном законе о федеральном бюджете.
     Нормы о бюджетном кредитовании содержатся в БК РФ. В ст. 69 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетных средств в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). Согласно ст. 6 данного Кодекса бюджетный кредит -- форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Отсюда вытекает, что получателями бюджетного кредита не могут быть индивидуальные предприниматели/2/.
     Бюджетный кредит может быть предоставлен малому предприятию на основании договора на условиях возмездности, возвратности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. При заключении кредитного договора применяется процентная ставка, установленная Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
     Одной из форм бюджетного кредитования МП, как указывалось выше, является предоставление инвестиционного налогового кредита (ИНК). Данная форма финансирования деятельности предпринимательских фирм, в том числе и малых, предусмотрена в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Согласно ст. 66 первой части НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен малому предприятию, но не индивидуальному предпринимателю. ИНК может быть предоставлен малому предприятию по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет/11/.
     Субъекты МП могут получать ссуды из федерального бюджета на основании Указа Президента от 08.07.1994 № 1484 «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» (в ред. от 13.04.1996). Согласно данному указу, беспроцентная возвратная ссуда из средств федерального бюджета может предоставляться предприятиям всех форм собственности на проведение структурной перестройки производства; для расчетов по целевым кредитам, направленным на закупку оборудования и материалов; на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.
     Рассмотрим другую форму бюджетного финансирования МП -- государственные и муниципальные гарантии. Государственные и муниципальные гарантии -- это не только эффективный путь использования государственных и муниципальных ресурсов, но и средства привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5-8 руб. частных кредитов/14/.
     Согласно ст. 115 БК РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование -- гарант -- дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично/2/.
     Предоставление государственных гарантий субъектам МП было предусмотрено Законом № 88. Согласно ему: «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может выступать гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов в области малого предпринимательства». 

     1.5 Правовые основы государственного финансирования малого бизнеса 

     Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти. 14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Также были разработаны федеральные программы: "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 гг." (утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1256) и "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг." (одобрена постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. N 121), такая же программа на 2005-2003 года. Президентом Российской Федерации был подписан Указ от 4 апреля 1996 г. N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации". На уровне субъектов Российской Федерации также принимаются меры по созданию условий для развития малого бизнеса/3/.
     Основными региональными нормативными актами, регламентирующим деятельность субъектов малого предпринимательства и их государственную поддержку, являются: законы "О поддержке малого предпринимательства", "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от; постановления органов исполнительной власти о реализации программ поддержки малого предпринимательства; различные акты, на основе которых создаются фонды поддержки малого предпринимательства и принимается их устав; постановления, учреждающие органы исполнительной власти, на которые возлагается задача реализации государственной поддержки малого предпринимательства в регионе/5/.
     При этом в случае отсутствия вышеназванных региональных законов деятельность МП в регионе регламентируется федеральным законодательством. Но поскольку закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" во многом носит декларативный и рекомендательный характер, а закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" требует от регионов "ответных" нормативных актов, устанавливающих ставки единого налога, напрашивается вывод, что региональные власти в таких субъектах РФ вообще не занимаются поддержкой малого предпринимательства.
     Механизм предоставления МП льгот по налогу на прибыль копирует льготы, установленные Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в современной редакции, и имеет смысл только в том случае, если регионы устанавливают свои дополнительные отраслевые приоритеты и предоставляют МП, действующим в этих направлениях, льготы по уплате налога на прибыль в его региональной и местной частях.
     Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на период 2006 - 2008 годов является Федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.