На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Модель ситуационного лидерства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                           
                                                Содержание 

Введение…………………………………………………………………..3
1. Ситуационные  концепции менеджмента в контексте 
подходов  к  управлению………………………………………………… 5
2. Общие характеристики  моделей ситуационного лидерства………..8
Заключение………………………………………….…………………….13
Список литературы………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                        Введение
       Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни современного человека, в том числе бизнеса, политики, спорта. “По разным определениям, - считает Р. Филонович, лидерство - это способ влияния и управления. Но лидерство это в значительной степени и природный дар, искусство, мастерство, учение, талант; оно формируется в процессе непосредственного руководства людьми”. 1
     Главной идеей ситуационного подхода  к лидерству  является утверждение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Проблемы ситуационного лидерства являются ключевыми для эффективности организации. С одной стороны, ситуационное лидерство — это приписывание определенного набора качеств тем, кто успешно влияет или воздействует на других, с другой - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое видение решения проблемы и вдохновить работников на достижение цели.
     Ситуационный  подход к проблемам управления начинает становиться доминирующей тенденцией в теории организации и управления. Хотя многие нынешние теоретики пытаются выдать его за «открытие» нового подхода, по существу он всегда имел достаточно широкое распространение. Новизна, пожалуй, проявляется лишь в том, что этот метод возводится в абсолют и превращается во всеобщий метод исследования проблем организации и управления. Разумеется, было бы нелепо отрицать важность анализа конкретных условий функционирования той или иной организации. Конкретный подход к изучению любого явления, в том числе и проблем организации и управления, является непременным условием научности.
     Ситуационный  подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности  прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным  моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
     Актуальность данной темы, на наш взгляд,   заключается в том, что на сегодняшний день ситуационный подход получает наибольшее распространение ввиду  своей универсальности,  а  теория   управления   в   современных странах по прогнозам аналитиков должна развиваться  именно  путем  решения   конкретных   ситуаций, то есть    универсально- конкретных моделей, а не поиском общего выхода.
    Цель работы – дать  определение  моделей  ситуационного лидерства в менеджменте.
      Для достижения данной цели поставлены две  задачи, а именно:
1. Дать общее представление ситуационного лидерства в управление и
2. Представить  шесть ситуационных  моделей  лидерства,   для   каждой   из   которых   определены соответствующие ситуационные факторы. Рассмотрены  следующие  концепции  ситуационного  лидерства: континиум  лидерского  поведения  Танненбаума-Шмидта, модель  ситуационного лидерства  Фидлера, модель  ситуационного лидерства Херсея  и Бланшарда,  модель "путь-цель" Хауза-Митчелла, модель  Стинсона-Джонсона и   ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго 
 

1.    Ситуационные  концепции  менеджмента  в  контексте   подходов   
                                                   к управлению 

        В общем виде модель лидерства можно представить следующим образом. Лидер формирует видение, ставит цели, задачи. Он должен не только осознавать это видение для себя, но и уметь мотивировать людей на достижение целей, уметь объяснять, почему это важно, зачем это нужно и что это даст в будущем. “Лидер, - пишет доктор экономических наук, заведующий  кафедрой общего и специального менеджмента  Российской академии государственной службы при президенте РФ.  Александр Панкрухин, - всегда находится в поле системы: окружении и информации, а умение управлять этим полем — один из важнейших навыков лидера. Жить в невыдуманной реальности и грезить только мечтами, а ещё и объективно соизмерять свои идеи, планы, мысли с окружающей реальностью. Уметь выделять из непрерывного потока информации нужные сведения, распознавать полезные сигналы и трансформировать их в цели. Не ловить свой шанс, а методично формировать для его появления все условия”.2
     Один  из критериев, определяющих лидера - это наличие последователей или сплоченной команды, способной поддержать лидера в его устремлениях и начинаниях. Лидер не может существовать без поддержки и команды. Умение найти настоящую команду и людей, на которых можно опереться, характеризует настоящего лидера. Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский потенциал есть у каждого — вопрос в том, каким образом его можно развивать и до каких пределов.
       Существует ряд ступеней лидерского роста:
     1. Внутреннее лидерство; это базовый этап развития лидерской компетенции: человек должен в первую очередь уметь руководить собой, уметь мотивировать и настраивать себя на работу, а также брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
     2. Ситуативное или контекстуальное  лидерство; оно проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. Когда актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.
     3. Командное или тактическое лидерство; лидер постоянно руководит своей командой и являясь её вдохновителем, берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.
     4. Системное или стратегическое лидерство; лидер руководит всей системой в целом и руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития.
      В сущности, управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких функций, таких  как планирование, организация, распоряжение, координация и  контроль, было рассмотрено еще Анри Файолем. Однако до сегодняшнего дня так и не составилось единого мнения о том, какие именно  функции  следует  относить  к  процессу  управления,  а  какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность.  Обзор  современной  экономической литературы  позволяет  определить управление  как  процесс   планирования,   организации,   мотивации, руководства, координации, контроля,  коммуникации,  исследования, оценки, принятия решений, подбора  персонала,  представительства  и  ведения переговоров или  заключения сделок.
      Ввиду того, что концепции  всех  предшествующих  школ  и  подходов  к управлению так и не привели  к  выработке  действенного  способа  управлять, который  бы  в  любой  ситуации  позволял  руководителям  оперативно  решать управленческие  задачи   и тем самым существенно повышать   эффективность организаций, возник  ситуационный  подход  как  попытка  увязать  конкретные приемы и концепции более ранних школ с различными ситуациями. Как указывает М.Шаш, “Центральным моментом ситуационного подхода  является  ситуация,  то есть конкретный набор обстоятельств, которые в  значительной  степени  влияют  на деятельность организации в данное конкретное время. Считается, что ситуационный подход тесно связан с системным. Он так же, как и системный, представляет собой лишь способ мышления об организационных проблемах и  их  возможных  решениях,  не давая практикам  нужного  эффективного  алгоритма  -  набора  руководств  по управлению организацией”.3
            Считая   концепцию   процесса   управления   применимой   ко    всем организациям, сторонники ситуационного  подхода  признают, что хотя общий процесс одинаков,  специфические приемы,  которые должен использовать руководитель для  эффективного  управления,  могут  значительно варьироваться. Само возникновение  ситуационного  подхода  подчеркивает    кризис  в теории управления, то есть ее оторванность  от  практики,  неспособность породить  качественно  новые  подходы  к  управлению,  позволяющие  повысить эффективность деятельности организаций.
      Как видим, ситуационный подход к изучению  лидерства исследует  взаимодействие различных ситуационных переменных для того,  чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства,   позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения.
              
        2. Общие характеристики моделей ситуационного лидерства  

           Модель ситуационного лидерства Ф. Фидлера  
       Одним из основателей теории ситуационного лидерства является Ф. Фидлер,4 который в середине 60-х годов прошлого века предложил использовать в модели три ситуационные переменные, позволяющие определить степень контролируемости ситуации для определенного стиля; при этом использовалась 8-бальная шкала, позволяющая построить профиль наименее предпочитаемого работника (НПР). Лидеры, набравшие высокие баллы, то есть описавшие своего НПР очень позитивно, ориентированы на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работы (лидер с низким НПР). Впрочем, согласно теории Фидлера, лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется от ситуации к ситуации, так как в стиле отражены основы мотивации индивида: мотивированность на отношения и мотивированность на работу. Благоприятность (контролируемость) ситуации определяется в модели как степень, с которой ситуация позволяет лидеру ее контролировать и оказывать влияние на последователей.
     Ситуационные  переменные включают: отношения в коллективе; структурированность работы; властные полномочия. 
        Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями дают восемь типов ситуаций, проанализировав которые, Фидлер пришел к следующим выводам. В результате эффективность достигается, если: в наименее благоприятной ситуации лидеры демонстрируют стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР); в ситуации умеренной благоприятности - стиль, ориентированный на отношения (стиль с высоким НПР). Задачи структурированы, но должностная позиция у лидера достаточно слабая. Соответственно, в этих условиях лидер вынужден проявлять интерес к эмоциям подчиненных; в наиболее благоприятной ситуации - стиль, ориентированный на работу (стиль с низким НПР). “Практическая значимость данной модели в том, что она позволяет в зависимости от ситуации подбирать руководителя, при этом основным критерием подбора является соответствие его стиля и конкретной производственной ситуации. Модель также подсказывает путь изменения ситуации, если по каким-то причинам нельзя сменить руководителя”.5
       Суть стратегии континиума лидерского поведения Танненбаума-Шмидта заключается в следующем. В соответствии с данной моделью  лидер выбирает один из семи  возможных образцов поведения в зависимости от силы воздействия на отношения  лидерства трех факторов: самого лидера, его последователей и создавшейся ситуации.  Различие между крайними лидерскими  стилями  основано  на предположениях лидера об источниках его власти и природе человека.  Последующее развитие данной модели столкнулось с трудностями  в  учете всех   возможных    взаимодействий    между    лидером,  последователями   и ситуацией  при   установлении   причинно-следственных  связей  в  отношениях лидерства. Так, развитие процессов интернационализации в  бизнесе  и  резкое увеличение  количества  участников  этих  процессов   сломало  традиционные представления об управлении и сделало переход  к  отношениям  лидерства  еще более трудным.
      Яркий пример  эффективной модели ситуационного  лидерства  - это модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда.  Данная модель как и другие концепции ситуационного лидерства,  не предполагает  поиска  одного  единственно  верного   пути   для   достижения эффективного лидерства. Вместо этого она делает  упор  на  ситуационность   лидерской эффективности. Одним из ключевых  факторов  ситуационности  модель называет зрелость последователей, которая определяется  степенью  наличия  у людей  способностей  и  желания  выполнять  поставленную   лидером   задачу. Зрелость включает две составляющие: первая,  профессиональная  -это  знания, умения  и  навыки,  опыт,  способности  в  целом.   Высокий   уровень   этой составляющей  означает,  что  последователь  не  нуждается  в  директивах  и указаниях. Вторая составляющая - психологическая зрелость  -   соответствует желанию   выполнять   работу   или  мотивирован  кости  работника.   Высокий уровень этой составляющей у последователей  не  требует  от  лидера  больших усилий  по  воодушевлению  первых  к  работе,  так  как  они  уже  внутренне замотивированы. 
        В  зависимости   от  степени  зрелости  последователей  лидер   должен
корректировать  свои  действия,  относящиеся  к  установлению  отношений   с подчиненными и по структурированию самой работы.  Таким образом, модель строится  на  определении  лидером  соответствующих   сложившейся   ситуации уровней для поведения в области отношений (поддержка последователей)  и  для поведения, относящегося к работе (директивность).
          Модель лидерства “путь – цель” Хауза и Митчелла
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.