На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Управление дебиторско-кредиторской задолженностью (на примере сельскохозяйственного предприятия)

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный университет
  сервиса и экономики

Институт  управления и экономики в сфере сервиса
Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА 
 

на  тему «Управление  дебиторско-кредиторской задолженностью
(на  примере сельскохозяйственного предприятия)» 
 
 
 
 

Зав. кафедрой  _______________________д.э.н., проф. Подолянец Л.А.
Руководитель  работы  _______________________ст. преп. Саратовцева Ю.В.
Дипломник    _______________________Пономаренко Елена Григорьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2009 г. 
 
 

Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский  государственный университет
  сервиса и экономики

Институт  управления и экономики в сфере сервиса 

Утверждаю
зав. кафедрой «Финансы и Кредит»
__________________ Подолянец Л.А. 
                                                                                подпись 

Задание
на  подготовку дипломной  работы студента  

_Пономаренко Елена Григорьевны__________________________________
(Ф.И.О.  полностью)
специальность Финансы и кредит_____________________________________
специализация _ Финансовый менеджмент _____________________________
Тема  дипломной работы «Управление дебиторско-кредиторской задолженностью (на примере сельскохозяйственного предприятия)»
Утверждена  приказом по СПбГУСЭ  _________ №_________________ 

Краткое содержание дипломной работы              (_________________)
Во  введении обосновать актуальность темы, указать цель и  задачи работы, ее структуру. В первой главе раскрыть теоретические основы управления дебиторско - кредиторской задолженностью на предприятии, понятие и виды задолженности.  Во второй главе рассмотреть методические основы анализа и управления дебиторско - кредиторской задолженностью, способы управления. В третьей главе рассмотреть особенности управления дебиторско - кредиторской задолженности и определить меры по повышению эффективности управления дебиторско - кредиторской задолженности на примере конкретного предприятия.  

Дата  выдачи задания       
Подпись руководителя      Саратовцева Ю.В.
Подпись студента      Пономаренко Е.Г. 

С О Д  Е Р Ж А Н И Е  

Введение……………………………………………………………………......4
Глава 1. Теоретические основы управления дебиторско – кредиторской задолженностью………………………………………………………………..9
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторско – кредиторской задолженности……………………………………………………………... ….9
1.2. Зависимость финансового положения предприятия от эффективного управления дебиторско – кредиторской задолженностью…………………..13
Глава 2. Методические основы анализа и управления дебиторско - кредиторской задолженностью ………………………………………………..21
2.1. Методика анализа дебиторско-кредиторской задолженности……….….21
2.2. Политика управления дебиторско-кредиторской задолженностью.........26
Глава 3. Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностей на примере ЗАО «Агрофирма «Выборжец»………………..34
3.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….34
3.2. Анализ  финансового состояния фирмы…………………………………..37
3.3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженностей на предприятии..48
3.4. Меры по повышению эффективности управления дебиторско - кредиторской задолженностью…………………………………………………52
Заключение……………………………………………………………………….57
Список литературы……………………………...……………………………....63
Приложения………………………………………………………………….......66 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 

    В условиях рыночной экономики управление дебиторско-кредиторской задолженностью является одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия.
    В настоящее время у предприятий  значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.
    Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений.
    Дебиторская и кредиторская задолженность естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями.  

    Политика  управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.  
 

    Дебиторская задолженность всегда отвлекает  средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.
    Вместе  с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.
    Кредиторская  задолженность в определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет  получить во временное пользование  денежные средства принадлежащие другим организациям.
    Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают  сильное влияние на финансовое состояние  организации.
    В целях управления дебиторской и  кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.
    Анализ  дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.
    Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с  датой платежей по ним.
    На  финансовое состояние предприятия  оказывают влияние как размеры  балансовых остатков дебиторской и  кредиторской задолженности, так и  период оборачиваемости каждой из них.
    Однако  балансовые остатки дебиторской  и кредиторской задолженности могут  служить лишь отправной точкой для  исследования вопроса о влиянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  на финансовое состояние. Если дебиторская  задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности.
    Одновременно  это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению  с оборачиваемостью дебиторской  задолженности. В таком случае, в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.
    Главная цель дипломной работы – проанализировать практику управления дебиторско-кредиторской задолженности и разработать предложения по ее совершенствованию.
          В соответствии с  указанной целью мной были поставлены и решены следующие задачи:
    - изучить теоретические аспекты  управления дебиторско-кредиторской задолженностью;
    - рассмотреть методические аспекты  управления дебиторско-кредиторской  задолженностью;
    - произвести анализ финансового  состояния предприятия;
    - проанализировать состав и структуру  дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость;
    - по результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.
    В первой главе дипломной работы представлены теоретические основы управления дебиторско-кредиторской задолженностью. Здесь раскрывается сущность, состав и виды дебиторско-кредиторской задолженности, а также зависимость финансового положения от эффективного управления дебиторско-кредиторской задолженностью.
     Во  второй главе рассматривается методические основы  анализа и управления дебиторско-кредиторской задолженностью. 
     Третья  глава посвящена совершенствованию практики управления дебиторско-кредиторской задолженности на предприятии, анализу дебиторско-кредиторской задолженности на базе данных сельскохозяйственного предприятия. Расчет показателей ликвидности, платежеспособности, рентабельности компании. Рассмотрена динамика дебиторской и кредиторской задолженностей на примере ЗАО «Агрофирма «Выборжец».
      При освещении теоретических вопросов управления дебиторко-кредиторской задолженности были использованы различные учебные пособия, законодательные акты, статьи периодических изданий.
     Объектом  исследования является закрытое акционерное общество «Агрофирма «Выборжец»,  осуществляющая такие виды деятельности как: овощеводство защищенного грунта; развитие и совершенствование производства на основе достижений НТП; развитие социальной сферы; снабженческо-сбытовая деятельность; иные виды деятельности, направленные на достижение уставных целей.
     Предметом исследования являются дебиторская и кредиторская задолженности.
     В заключение работы предложены рекомендации усовершенствованию управления дебиторско-кредиторской задолженности на предприятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы управления дебиторско-кредиторской задолженностью  
 

    1.1. Понятие, сущность и виды дебиторско-кредиторской  задолженности  
 

    При безналичных расчетах отгрузка и  оплата товаров не совпадают во времени. Это приводит к появлению дебиторской или кредиторской задолженности. Частично эта задолженность в процессе хозяйственно-финансовой, деятельности неизбежна, это, прежде всего авансовые и залоговые платежи. Но возможно и нарушение платежно-расчетной дисциплины.
    Под дебиторской задолженностью понимается задолженность, возникающая при реализации продукции предприятия с отсрочкой платежа, т.е. на условиях коммерческого кредита.1
    Дебиторская задолженность может быть вызвана просрочкой, недостачами, растратами и хищениями, порчей ценностей. В последнее время резко возросла несвоевременность в оплате счетов за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Это приводит к тому, что предприятия-изготовители значительную массу оборотных средств отвлекают из оборота на неопределенное время.
    Существуют различные виды дебиторской задолженности:
    товары отгруженные;
    расчеты с дебиторами за товары и услуги;
    расчеты по векселям полученным;
    расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям;
    авансы, выданные поставщикам и подрядчикам;
    задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал;
    расчеты с прочими дебиторами.
    Предприятия, работающие на коммерческом расчете, заинтересованы в сокращении размера дебиторской задолженности, так как это влечет ускорение оборачиваемости оборотных средств в сфере обращения, а, следовательно, более эффективное использование оборотного капитала в целом. Уменьшение размеров дебиторской задолженности по товарным операциям улучшают показатели выполнения плана поставок по договорам, планов по прибыли и рентабельности. Сокращение оборотных средств в прочих расчетах означает более полное использование их по назначению, так как они при этом не выбывают из сферы производства. Таким образом, задачей каждого предприятия является использование всех резервов максимально возможного сокращения объема оборотных средств в сфере обращения. К этим резервам следует отнести укрепление расчетно-платежной дисциплины, развитие прямых хозяйственных связей между предприятиями, укрепление договорной дисциплины и соответствующее выполнение договорных обязательств. Расширения практики применения прогрессивных форм расчетов.
    Средства  в дебиторской задолженности  свидетельствуют о временном отвлечении средств из оборота предприятия, что вызывает дополнительную потребность в ресурсах и может привести к напряженному финансовому состоянию.
    Дебиторская задолженность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей системой расчетов и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения потерь и признания предприятия несостоятельным, каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к всемерному сокращению дебиторской задолженности.
    В связи с этим большое значение приобрели резервы по сомнительным долгам, формируемые за счет балансовой прибыли. При списании с предприятия невостребованных долгов, ранее признанных сомнительными соответственно уменьшается сумма созданного резерва в корреспонденции со счетами учета расчетов с дебиторами. При присоединении неизрасходованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли года, следующего годом их создания, соответственно уменьшается сумма резервов и увеличивается размер налогооблагаемой прибыли. Создаваемый резерв по сомнительным долгам служит источником пополнения оборотных средств, авансированных в операции по реализации товаров, работ и услуг. Сомнительными долгами считаются те виды дебиторской задолженности, которые не погашены в установленные сроки и не обеспечены юридически полноценными обязательствами или гарантиями. Не полученные в течение года с дебиторов долги относятся на финансовые результаты предприятия.2
    Финансовая  служба анализирует дебиторскую  задолженность по каждому сомнительному долгу с учетом платежеспособности должника и его финансового состояния. Величина резервного фонда определяется либо в виде установленного процента от размера задолженности, соответствующего доле сомнительных долгов, либо в форме отчислений по каждому долгу. За формированием резервов по сомнительным долгам необходим контроль в связи с тем, что в фонд направляется прибыль до налогообложения.
    Кредиторская  задолженность возникает в большинстве  случаев при расчетах с поставщиками и подрядчиками и означает использование  в хозяйственно-финансовой деятельности средств, не принадлежащих предприятию, но оказавшихся по каким-либо причинам в его обороте. Кредиторскую задолженность анализируют по: расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; товарам; расчетам с бюджетом; расчетам в порядке зачета взаимных требований; использованному кредиту и т.д.
    Объем кредиторской задолженности за последнее  время резко возрос на фоне увеличения дебиторской задолженности. Проводимые зачеты лишь на время стабилизируют  ситуацию, но не устраняют причин появления задолженности. Это свидетельствует о том, что система платежей и расчетов объективно отражает кризисное положение дел в экономике, в сфере производства и реализации товаров. Кредиторская задолженность относится к краткосрочным обязательствам предприятий.
    В составе кредиторской задолженности  выделяются обязательства:
    перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;
    по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;
    перед  работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);
    перед социальными фондами по выплатам на социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;
    перед бюджетом по всем видам  платежей;
    перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.
    Многообразие  субъектов взаимоотношений предприятия  по расчетам по кредиторской задолженности, с учетом различного механизма  их правового регулирования и организационных схем осуществления, свидетельствует о сложности проблемы эффективного управления ею. Действительно, текущее финансовое благополучие предприятия в значительной мере зависит от того, насколько своевременно оно отвечает по своим финансовым обязательствам.
    Важность  анализа и управления кредиторской задолженностью обусловлена еще  и тем, что, составляя значительную долю текущих пассивов предприятия, ее изменения заметно сказываются  на динамике показателей его платежеспособности и ликвидности.
    Анализ  кредиторской задолженности предприятия  проводится на основе использования  его финансовой отчетности, в частности  бухгалтерского баланса и расшифровок  к балансу. 
 

    1.2. Зависимость финансового положения предприятия от эффективного управления дебиторско-кредиторской задолженностью  
 

    Существующая  нестабильность экономической ситуации в России приводит к существенному  увеличению рисков при продаже товаров, проведении работ, оказании услуг с  отсрочкой платежа.
    Имеющаяся низкая платежеспособность предприятий  вызывает рост достаточных объемов  дебиторской задолженности на балансах производителей.
    Как объект учета дебиторская задолженность  по сроку платежа классифицируется на:
    - отсроченную (срок исполнения обязательств, по которой еще не наступил);
    - просроченную (срок исполнения обязательств, по которой уже наступил).
    Образование дебиторской задолженности экономически объяснимо недостатком оборотных  средств.
    Согласно  исследований Всемирного банка, причиной возникновения неплатежей в России явилось несоответствие требований макро- и микроэкономической политики государства.
    Они явились следствием противоречивой экономической политики (имеющей  в своей основе мягкие бюджетные  ограничения для предприятий и
быструю дезинфляцию, при неадекватности фискальных реформ).3
    Основными макроэкономическими факторами  появления дебиторской задолженности:
    определение инфляционного роста цен адекватному увеличению платежных средств;
    неудовлетворительная работа банковской системы;
    низкая развитость или неразвитость финансового рынка;
    игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;
    не сокращающийся разрыв хозяйственных связей бывшего постсоветского пространства.
    Вместе  с тем, необходимо иметь в виду, что дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности.
    Дебиторская задолженность в своей сути имеет  два существенных признака:
    1. с одной стороны для дебитора - она источник бесплатных средств;
    2. с другой стороны для кредитора  - это возможность увеличения  ареала распространения его продукции,  увеличение рынка распространения  работ и услуг. 
    Третий  аспект, который обычно не афишируется - это способ отсрочки налоговых платежей по схеме "взаимных долгов".
    При выработке политики платежей предприятие-кредитор исходит из сравнения прибыли, дополнительно  получаемой при смягчении условий  платежей и, следовательно, росте объемов  продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.4
    Отсутствие  оплаты отгруженных товаров свидетельствует о нарушениях договорной, расчетно-кассовой дисциплины и крайне невыгодно предприятию, поскольку длительное отвлечение средств из оборота требует перегруппировки финансовых ресурсов, перераспределения оборотных средств, привлечения дополнительных денежных ресурсов в виде кредитов.
    Все это влечет за собой напряженность  финансового состояния предприятия, снижение его платежеспособности.
    Дебиторская задолженность отвлекает средства предприятия из оборота и возникает в результате переплаты налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса, несвоевременного возврата средств подотчетными лицами, появления сомнительной задолженности по истечении сроков оплаты, спорных долгов при нарушении договорных обязательств и т.п.
    Систематический контроль за состоянием просроченной задолженности, за оборачиваемостью средств в расчетах — серьезный резерв ускорения оборачиваемости ненормируемых оборотных средств и снижения потребности в них.
    Экономное и рациональное использование денежных средств, их выгодное вложение, обеспечивающее рост собственного капитала, положительно влияют на платежеспособность предприятия, на своевременное проведение им различных расчетов.
    Поэтому снижение дебиторской задолженности играет важную роль в эффективном использовании оборотных средств, в оздоровлении финансового положения предприятия.
    В настоящее время широкое распространение  в управлении дебиторской задолженностью (в формировании политики условий  продаж) получили коэффициенты инкассации.
      Коэффициенты инкассации - доля поступлений от задолженности определенного срока по отношению к объему реализации периода возникновения задолженности.
    Коэффициенты  инкассации на каждую дату рассчитываются по отдельным группам задолженности.
    Суммарный коэффициент инкассации равен отношению  погашения дебиторской задолженности  за все периоды к объемам поставок за последний период.
    Снятие (смягчение) ограничений на коммерческий кредит и увеличение срока кредита  приводят к снижению коэффициентов инкассации.
    Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
    Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики  преобладающей формой расчетов становится предоплата.
    Оплата  за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки.
    Кредитная карточка представляет собой пластиковую  карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи  и срока действия карточки.
    Владелец  карточки может совершать покупки  в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете.
    В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки  при отсутствии средств на счете  покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже начали выпуск дебитных карточек.
    Безналичные расчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека).
    Анализ  и управление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенно невыгодной.
    Управление  дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.
    Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается  как положительная тенденция.
    Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
    Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности  покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.).
    Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.
    Оплата  товаров постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная ЗО», означающая, что:
    а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
    б) покупатель оплачивает полную стоимость  товара, если оплата совершается в  период с одиннадцатого по тридцатый  день кредитного периода;
    в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в                                                                   зависимости от момента оплаты.5
    Контроль  за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространенная классификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90; 91-120; свыше 120.
    Возможны  и иные группировки. Кроме того, необходим  контроль безнадежных долгов с целью  образования необходимого резерва.
    Политика  управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой  часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.
    Грамотное управление денежными средствами, ведущее  к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода — важнейшая задача финансовой работы.
    Дебиторская и кредиторская задолженность —  неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
    Таким образом, состояние дебиторской  и кредиторской задолженности, их размеры  и качество оказывают сильное  влияние на финансовое состояние  организации. 

     Таким образом, подводя итоги первой главы можно сделать следующие выводы: каждое предприятие, организация в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами.
    В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия  или же по отношению к нему, в  существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.
    Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей  за купленную продукцию, подотчетных  лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
    Под кредиторской понимают задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые в свою очередь называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, таких кредиторов называют поставщиками.
    Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации,  по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
    Деление задолженности на краткосрочную  и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов  предприятия и их оборачиваемости.
    Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают  сильное влияние на финансовое состояние организации.
    Для улучшения финансового положения  организации необходимо:
    1) следить за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности.  Значительное превышение дебиторской  задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;
    2) контролировать состояние расчетов  по просроченным задолженностям;
    3) по возможности ориентироваться  на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Методические основы анализа и управления дебиторско - кредиторской задолженностью  
 

    2.1. Методика анализа дебиторско-кредиторской задолженности  
 

    В условиях рыночной системы любая  компания стремится, как можно, скорее реализовать свои товары и услуги с целью получения денежной наличности. Однако рост объемов продаж товаров и услуг в кредит увеличивает сроки поступления денег на расчетные счета. К увеличению продаж в кредит способствуют следующие факторы:
    1. усиление конкуренции между товаропроизводителями на рынке;
    2. стремление уменьшить пролеживание товаров и запасов, а значит, и складские расходы;
    3. увеличение оборачиваемости и эффективности использования оборотных фондов.6
    При продажах товаров и услуг в кредит в бухгалтерских книгах компании открываются счета к получению. Прежде чем открыть такие счета, кредитный отдел анализирует кредитоспособность покупателей и на основе рейтинга кредитоспособности составляет классифицированный кредитный портфель компании по компаниям-кредиторам. Практика рыночного хозяйствования свидетельствует, что особую осторожность должны вызывать компании со сроком работы в бизнесе от нескольких месяцев до года и от года до двух лет, так как именно такие компании составляют 50-70% общего числа компаний, потерпевших крах. С другой стороны, сама компания, покупая сырье и материалы, берет на себя денежные обязательства, которые она должна выполнить в конкретный срок и в конкретном размере. Кроме того, имеют место финансовые обязательства компании перед налоговыми службами и персоналом по своевременной выплате заработной платы. Таким образом, возникают проблемы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностями, которые отражаются на соответствующих счетах.
    Планирование и управление дебиторскими счетами предполагает решение  следующего комплекса задач:
    анализ и контроль динамики показателей ликвидности, кредитоспособности компаний-дебиторов с составлением их рейтинга и портфеля дебиторских счетов;
    определение оптимального, максимально приближения к среднерыночным показателям периода погашения дебиторской задолженности, так как жесткий срок погашения усиливает приток клиентов к компаниям-конкурентам, а большие сроки погашения уменьшат притоки денежной наличности, увеличат риски неплатежей, а, следовательно, и размеры страховых фондов. Возникнут лишние работы по «выбиванию» просроченной дебиторской задолженности, увеличатся судебные издержки в арбитражных судах;
    расчеты показателей поступления денежной наличности в отношениях с показателями выручки от реализации продукции, работ и услуг, а также поступившей денежной наличности в соотношении с общими суммами долгов;
    составление отчета и портфеля дебиторской задолженности, выявление отрицательных факторов, условий и разработка мероприятий по улучшению позиций компании с долгами. 
    Практика управления дебиторской задолженностью по многим компаниям свидетельствует о том, что чем больше время просрочек, тем выше размер безнадежных долгов.
    Ввиду того, что разные категории клиентов имеют разные размеры дебиторской задолженности, полезно их ранжирование по методу Парето. Коротко напомню, что суть данного метода состоит в следующем: примерно 80% объема реализации продукции находится примерно на 20% самых крупных покупателей; примерно - 20% самых крупных номенклатурных товарных позиций и обеспечивают примерно 80% прибыли компании и т.д. Из этого следует весьма важный вывод, что возможное банкротство покупателей первой категории тяжелее отразится на финансовом состоянии компании, чем банкротство предприятий-покупателей других категорий. Таким образом, метод Парето позволяет сконцентрировать 
более тщательный контроль по ведущим позициям наиболее крупных дебиторских счетов. При анализе дебиторских счетов необходимо сформировать портфель дебиторов, где наряду с такими показателями, как размеры и сроки возврата по отдельным долгам нужно рассчитать средний срок возврата по всему портфелю, далее необходимо провести сравнительный анализ отдельных долгов со средним показателем. При этом полезно разбить дебиторов минимум на  три  группы:

    1) группа дебиторов со сроками погашения меньше среднего показателя;
    2) группа дебиторов со сроками погашения, примерно соответствующими среднему показателю;
    3) группа дебиторов со сроками погашения, превышающими средний показатель.
    Особое внимание, конечно, должно быть уделено третьей группе дебиторов, где и будут проводиться дополнительные работы по ужесточению договоров и правил купли-продажи продукции, «выбиванию денежной наличности», оформлению дел в арбитражных судах. Напротив, в отношениях с клиентами первой и второй групп важно использовать политику торговых скидок, товарных векселей, кредитных линий и т.д.
    Также при управлении дебиторско-кредиторской задолженности необходимо прибегнуть к методу АВС.
    Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с  датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
      Оценка  влияния балансовых остатков дебиторской  и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия  должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей ликвидности) и соответствия периодичности превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.
      Одновременно  это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению с оборачиваемостью дебиторской задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.
      Поэтому сначала проводится анализ дебиторской  и кредиторской задолженности предприятия.
      При анализе оборотных средств предприятия  анализ дебиторской задолженности  необходимо дополнять анализом кредиторской задолженности. Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности.
    Зеркальным  отражением работы с дебиторскими счетами  является работа с кредиторскими  счетами, по которым необходимо своевременно и в необходимом размере осуществлять денежные выплаты другим предприятиям. С одной стороны, задержка и «размазывание» выплат по времени увеличивает доходы, ликвидность компании, а с другой – создает проблемы в отношениях с предприятиями - поставщиками, банками и другими кредиторами, например, по дополнительным выплатам судебных издержек. Рано или поздно плохая репутация несвоевременного плательщика заставит и остальных поставщиков не только ликвидировать торговые скидки, но и увеличить цены на поставляемые сырье, материалы и товары.7
    Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность управления дебиторской и кредиторской задолженностей является коэффициент оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей. Он определяется отношением выручки от реализации продукции к среднему размеру задолженности за рассматриваемый период:
    Кокз = В / З,
    где Кокз – коэффициент оборачиваемости задолженности;
    В – выручка от реализации продукции;
    К – средний размер задолженности (кредиторская или дебиторская).
          Длительность оборота  задолженности рассчитывается делением количества дней в периоде (обычно таким периодом является год) на коэффициент оборачиваемости задолженности:
    Дз = Кдп / Кокз,
    где Дз – длительность оборота задолженности;
    Кдп – количество дней в периоде;
    Коз – коэффициент оборачиваемости задолженности.
          Важным вопросом при анализе задолженностей является проведение сравнительного анализа сроков их погашения по продажам товаров и закупкам сырья и материалов. Конечно, для компании сроки погашения дебиторской задолженности по продажам должны быть меньше сроков погашения кредиторской задолженности по закупкам, так как для погашения выставленных счетов компании необходимы денежные средства, которые должны поступить от дебиторов. В противном случае необходим банковский кредит, за который нужно платить проценты, т.е. нести дополнительные расходы.  

    2.2. Политика управления дебиторско-кредиторской задолженностью  
 

    В отличие от производственных запасов  и незавершенного производства, которые  не могут быть резко изменены, дебиторская  задолженность представляет собой  весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой обездвижение собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.
    С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:
    1. предоплата (товар оплачивается  полностью или частично до  передачи его продавцом);
    2. оплата за наличный расчет (товар  оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);
    3. оплата в кредит (товар оплачивается  через определенное время после  его передачи покупателю).
    Вырабатывая политику кредитования покупателей  своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам:
    1. срок предоставления кредита  (чаще всего в организации существует  несколько типовых договоров,  предусматривающих предельный срок  оплаты продукции);
    2. стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);
    3. система создания резервов по  сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена  система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);
    4. система сбора платежей (сюда  входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
    5. система предоставляемых скидок.
    Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать некоторую систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины.
    Формирование  политики управления дебиторской задолженностью включает:
    разработку политики предоставления коммерческого кредита и инкассации для различных групп покупателей и по различным видам продукции;
    анализ дебиторской задолженностей в зависимости от объема закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
    контроль за расчетами дебиторов, в том числе просроченной задолженности;
    определение объемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
    определение условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
    прогноз поступления денежных средств от дебиторов.8
    В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в  кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.
    В процессе формирования принципов кредитной  политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса:
    1. в каких формах осуществлять  реализацию продукции в кредит;
    2. какой тип кредитной политики  следует избрать организации.
    В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
    современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
    общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
    сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;
    потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
    правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
    финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
    финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
    Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности организации и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности организации, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
    Если  финансовые возможности организации не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
    В состав этих условий входят следующие элементы:
    срок предоставления кредита (кредитный период);
    размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);
    стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);
    система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
    Срок  предоставления кредита (кредитный  период) характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется  отсрочка платежа за реализованную  продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла организации. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода, необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности в комплексе.
    Размер  предоставляемого кредита (кредитный  лимит) характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставляемому товарному (коммерческому) или потребительскому кредиту. Он устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политики (уровня приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния организации — кредитора и других факторов. Кредитный лимит дифференцируется по формам предоставляемого кредита и видам реализуемой продукции.
    Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. В сочетании со сроком предоставления кредита такая ценовая скидка характеризует норму процентной ставки за предоставляемый кредит, рассчитываемой для сопоставления в годовом исчислении.
    Устанавливая  стоимость товарного (коммерческого) кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать  уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В  противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
    Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери организации-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
    В основе установления формирования стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита  лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
    Формирование  системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
    определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
    формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
    выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
    группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
    дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
    Формирование  стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита. Определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей, является начальным этапом построения системы стандартов их оценки.
    По  товарному (коммерческому) кредиту  такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям: объем хозяйственных  операций с покупателем и стабильность их осуществления; репутация покупателя в деловом мире; платежеспособность покупателя; результативность хозяйственной деятельности покупателя; состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность; объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.
    Дифференциация  кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей  наряду с размером кредитного лимита может осуществляться по таким параметрам, как: срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п. 

      В заключение второй главы, хотелось бы отметить, что дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.
      Поскольку дебиторская задолженность неизбежно приводит к возникновению кредиторской задолженности, то в процессе управления дебиторской задолженностью фирма в порядке прогноза должна разработать такую гибкую систему договоров, в которой предусматривались бы либо предоплата продукции (полная или частичная), либо выставление промежуточного счета, либо гибкое ценообразование в зависимости от индекса инфляции, и оценить влияние этих мер на финансовые результаты. 
 
 
 
 

     Глава 3. Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностей на примере ЗАО «Агрофирма «Выборжец»  
 

     3.1. Характеристика предприятия  
 

    Полное  фирменное наименование Закрытое акционерное  общество Агрофирма  «Выборжец» (далее  ЗАО Агрофирма «Выборжец»).
    Текущее наименование агрофирма получила  04 июня 2002 года в связи с регистрацией новой редакции Устава Приказом Всеволожским территориальным отделением  учреждения юстиции Ленинградской  областной  Регистрационной Палаты.
    В  соответствии с Положением о реорганизации  колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.09.92 года № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" постановлением конференции уполномоченных представителей трудового коллектива от 29.12.92 г. было принято решение о реорганизации государственного предприятия совхоз "Выборжец" в акционерное общество закрытого типа "Выборжец".
    Постановлением  и.о. Главы администрации Всеволожского  района Ленинградской области от 26.08.93 г. № 2531 государственное предприятие  совхоз "Выборжец" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Выборжец". Акционерное общество закрытого типа "Выборжец" является правопреемником собственности, договорных и кредитных обязательств, платежей в бюджет государственного предприятия  совхоза "Выборжец".
    ЗАО Агрофирма «Выборжец»  существует более 20 лет и создано на неопределенный срок.
    Целями  создания Общества является производство сельскохозяйственной  продукции,  выполнение различных работ и  оказания услуг для удовлетворения  общественных потребностей и получение прибыли.
    На  данное время ЗАО Агрофирма «Выборжец», крупнейший в  Ленинградской области  производитель свежих овощей, обеспечивающее около 50% областного и городского рынков местных свежих овощей и зелени.
    Основными конкурентами являются: ЗАО Агрофирма  «Роса», ЗАО «Весна-Тихвин», ЗАО «Радуга».
    «Выборжец»  снабжает такие крупнейшие магазины, как «Метро», «Лента», «Перекресток», «Пятерочка» и др.
    ЗАО Агрофирма «Выборжец» находится  во Всеволожском районе Ленинградской  области в 10 км от города Санкт-Петербурга и 13 км от районного центра города Всеволожска. Земельный массив расположен северо-восточнее п. Янино-2 в 500м от Колтушского шоссе.
    По  геологическим условиям земельный  массив расположен на Приневской равнине. Грунты представлены четвертичными отложениями, позднеледниковыми и ледниковыми суглинками, обладающие пучинистыми свойствами. Почвенный слой имеет мощность от 0,1м до 0,7м. Уровень грунтовых вод зафиксирован на глубине 0,9 - 2м, в отдельных местах имеются выходы грунтовых вод на поверхность. По климатическим условиям регион относится к третьему району по снеговой нагрузке и ко второму району по ветровой нагрузке. Зимняя расчетная температура воздуха наиболее холодной пятидневки составляет – 280С.
    На  земельном массиве площадью 112 га проводились мелиоративные работы в 1967 и 1983 годах. Территория осушена, проложено 10650м открытых водоотводных каналов и смонтирована закрытая дренажная система.
    В современных границах ЗАО Агрофирма  «Выборжец» занимает участок общей  земельной площадью 102,6 га, из них  сельскохозяйственные угодья составляют 62 га. Общая площадь делится на: 46 га -  пашня, 36 га - постройки и сооружения, 5 га - под водой, 15,6 га - дорожная сеть.
    Тепличный комбинат «Выборжец» построен в 1983 г. На современном этапе сельскохозяйственное предприятие ЗАО Агрофирма «Выборжец» является наиболее крупным производителем овощей защищенного грунта во Всеволожском районе. Предприятие обладает значительным производственным потенциалом. Общая сумма основных фондов в 2007 г. превысила 350 млн. рублей.
    В хозяйстве в 1998 г. приобретена, смонтирована в пленочной теплице голландская линия по производству салата, укропа и петрушки. В 1999 г. освоена технология выращивания и приобретена и запущена в работу вторая линия. Продукция пользуется спросом. Внедрена технология выращивания баклажан на капельном поливе.
    ЗАО Агрофирма «Выборжец» осуществляет следующие виды  деятельности:
    овощеводство защищенного грунта;
    развитие и совершенствование производства на основе                          достижений НТП;
    развитие социальной сферы;
    снабженческо-сбытовая деятельность;
    иные виды деятельности, направленные на достижение уставных целей.
    На  предприятии работают объекты социального  значения:
    1. Столовая, в которой работники  могу приобрести комплексный обед в среднем за 100 руб., время обеда на предприятии определено таким образом, чтобы все подразделения могли пообедать в разное время.
    2. Здравпункт, в котором имеется  не только терапевт с медсестрой (проводят ежедневное медицинское  обследование водителей), но и  стоматологический кабинет с кабинетом физиотерапии.
    3. Общежитие для иностранных работников.
    4. Павильон, в котором можно приобрести  свежие овощи оптом и в розницу  всем желающим.
    Стабильная  работа предприятия обеспечивается совместными усилиями руководства, специалистов и рабочих. Позитивный вклад коллектива ЗАО Агрофирмы «Выборжец» в решение вопросов продовольственной безопасности страны отмечен Правительством Ленинградской области.   За высокое качество производимой продукции и освоение новых технологий, круглогодичное производство овощей ЗАО Агрофирма «Выборжец» неоднократно награждалась дипломами и почётными грамотами.
    С 2000 года ЗАО Агрофирма «Выборжец» входит в 300 лучших сельскохозяйственных предприятий России.    
 

    3.2. Анализ финансового состояния  фирмы 
 

    Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение, использование финансовых ресурсов предприятия и всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.
    Задача  анализа ликвидности баланса  возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
    Анализ  ликвидности  баланса приведён в таблице 1 (Приложение № 1).
    Баланс  считается абсолютно ликвидным, если имеет место следующие соотношения:
      Таблица 2
Абсолютно Соотношение активов и пассивов баланса ЗАО Агрофирма «Выборжец»
Ликвидный баланс 2006 год 2007 год
баланс На  начало года На  конец года На  начало года На  конец года
А1?П1; А2? П2;
А3 ?П3;
А4 ?П4.
А1<П1; А2>П2;
А3 >П3;
А4 <П4.
А1< П1; А2 > П2;
А3 > П3;
А4 < П4.
А1< П1; А2 >П2;
А3 > П3;
А4 < П4.
А1 > П1; А2 > П2;
А3 >П3;
А4 < П4.
 
      Исходя  из этого, можно охарактеризовать ликвидность  баланса как недостаточную.
      Сопоставление итогов А1 и П1 (сроки до 3-х месяцев) отражает соотношение текущих платежей и поступлений. На анализируемом предприятии  это соотношение на конец 2007 года удовлетворяет условию абсолютно ликвидного баланса, что свидетельствует о том, что в ближайший  к  рассматриваемому моменту промежуток времени организации удалось поправить свою платежеспособность, т.к., за 2007 год платежный недостаток превратился в платежный излишек.
      Сравнение итогов А2 и П2 в сроки до 6 месяцев  показывает тенденцию изменения  текущей ликвидности в недалёком будущем. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени.
      Текущая ликвидность на конец 2007 года:
(А1+А2)-(П1+П2)=(31 935 737 +70 291 862) - (25 560 858 +15 323 129) =  61 343 612 руб.
      То  есть на конец 2007 года текущая ликвидность  предприятия положительна. Это означает, что второе неравенство соответствует  условию абсолютной ликвидности  баланса (А2>П2), и при погашении  «Выборжцем» краткосрочной дебиторской задолженности, предприятие сможет погасить свои краткосрочные обязательства и ликвидность будет положительной.
      Проводимый  по изложенной схеме анализ ликвидности  баланса является приближенным.
      Актив баланса позволяет дать общую  оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства. Имущество это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражена в балансе.  Данные аналитических расчётов приведены в таблице 3 (Приложение № 2).
      Анализируя в динамике показатели таблицы 3 можно отметить, что общая стоимость имущества предприятия увеличилась за 2007  год на 57 273 тыс. руб. или на 24.3 %.
     Рассмотрим  изменения в оборотных средствах.
      В составе имущества к началу 2007 года оборотные средства составляли 58,8 %. За прошедший период они возросли на 57 919 тыс. рублей.
      Доля  наиболее мобильных денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений возросла на 110,7 % (выросли на 16 779 тыс. рублей) в структуре оборотных средств. Но, несмотря на рост в 2 раза, доля их в структуре оборотных средств составила 23,1 % на конец 2007  года, при 18,9 % на конец 2006 года.
      В то же время менее ликвидные средства – дебиторская задолженность составила на начало 2007 года 30 % оборотных средств, а на конец 2007 года 50,9%, такое увеличение можно охарактеризовать позитивно. Ее абсолютное увеличение на 46 197 тыс. рублей, способствовало росту оборотных средств лишь на 79,8 % (46197 / 57 919 х 100%). На «Выборжце» данная задолженность является краткосрочной (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), что уменьшает риск не возврата долгов. Но наличие непогашенной дебиторской задолженности на конец 2007 года в сумме 70 292 тыс. рублей свидетельствует об отвлечении части текущих активов на кредитовании потребителей готовой продукции (работ, услуг) и прочих дебиторов, фактически происходит иммобилизация этой части оборотных средств из производственного процесса.
    С финансовой точки зрения структура  оборотных средств несколько  улучшилась по сравнению с предыдущим годом. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью. 
    Таким образом, перейдем к анализу оборачиваемости всех оборотных средств и их составляющих. Оценка оборачиваемости производится путём сопоставления её показателей за несколько хронологических периодов по анализируемому предприятию. Показателями оборачиваемости являются:
    Коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализируемых средств за отчётный период и равный отношению выручки от реализации без НДС к средней стоимости оборотных средств.
    Время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяемое отношением средней стоимости к выручке от реализации и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.