Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит операций с основными средствами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 
 

     Курсовая  работа: 50 с., 5 табл., 19 источников. 

     АУДИТ, ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, СОХРАННОСТЬ, ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. 

     Объектом  и предметом исследования является контроль операций с основными средствами торговой организации.
     Цель  работы изучить методику контроля за операциями с основными средствами.
     При выполнении работы использованы методы: табличный, абстрактно-логический, сравнения  и другие.
     В процессе работы были изучены теоретические  материалы по аудита и аудиту основных средств организаций, определена сущность и значение основных средств, приведены примеры контроля и определены пути улучшения работы внутреннего аудита организации.
     Автор работы подтверждает, что приведённые  в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературы и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

Содержание 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Формирование  рыночной экономики в Республике Беларусь, сопровождающееся возникновением различных форм хозяйствования и интеграцией страны в мировое сообщество, требует кардинальных изменений в управлении, перестройки системы организации, методологии и функционирования контроля. Контроль становится одним из важнейших элементов рыночной экономики.
     Проведение  рыночных реформ в отраслях народного  хозяйства и представление полной самостоятельности экономическим субъектам в решении вопросов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности определяют новые пути развития экономического контроля.
     Появляется  настоятельная необходимость в  развитии внутреннего и независимого внешнего, альтернативного государственному контролю, аудита как одного из неотъемлемых элементов инфраструктуры рыночной экономики.
     Рыночная  система управления требует более  оперативной и комплексной информации по объектам основных средств. В организации  учет основных средств должен быть построен таким образом, чтобы из него можно было получить не только отчетные данные, но и любую информацию, потребность в которой может возникнуть в любой момент времени. В связи с этим значительно возрастает роль контроля операций по учету основных средств, позволяющего получить объективную информацию о состоянии учета основных средств, предупредить возможные нарушения.
     Целью курсовой работы является изучение организации  и методики осуществления контроля хозяйственных операций по учету основных средств на примере организации ИЧУТПП «Вкус рыбы Плюс».
     Названной цели можно достичь посредством  разрешения следующих задач:
    Проведение инвентаризации основных средств.
    Проверка правильности и своевременности отражения в учете поступления основных средств.
    Проверка правильности и своевременности отражения в учете выбытия основных средств.
    Контроль правильности переоценки основных средств.
    Контроль правильности начисления амортизации основных средств.
     В данной курсовой работе методика организации  и осуществления проверки операций по учету основных средств будет изучена на примере Иностранного частного унитарного торгово-производственного предприятия (ИЧУТПП) «Вкус рыбы Плюс» за период с 01.10.2008 по 31.10.2008.
     Согласно  Уставу учредителем ИЧУТПП «Вкус  рыбы Плюс» является компания «БМФ Груп Инк», являющаяся юридическим лицом согласно законодательству США. Согласно Уставу уставный фонд ИЧУТПП «Вкус рыбы Плюс» заявлен в размере 20 000 долларов США.
     Юридический адрес предприятия: г. Минск, ул. Железнодорожная, д. 27 б.
     Согласно  Уставу основными видами деятельности являются:
    Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов;
    Оптовая торговля рыбой и морепродуктами;
    Переработка и консервирование фруктов и овощей, не включенных в другие группировки;
    Неспециализированная оптовая торговля неспециализированными товарами;
    Деятельность в области упаковки.
     Руководство организацией и бухгалтерским учетом в проверяемом периоде осуществляли:
     ·  Директор – Сакольчик Светлана Александровна;
     ·  Главный бухгалтер – Белугин Александр Александрович.

1 Основные средства  как объект финансово-хозяйственного  контроля

      Основные  средства и их роль в функционировании организации
 
 
     Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.
     Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
     Основными задачами бухгалтерского учета основных средств является правильное и своевременное документальное оформление в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за рациональным использованием основных средств, а также оперативное обеспечение необходимой информацией руководства предприятия о состоянии основных средств путем автоматизации учетно-вычислительных работ на базе современных средств вычислительной техники.
     Бухгалтерский учет основных средств ведется в целях:
     · правильного оформления документов и своевременного отражения в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
     · формирования фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
     · своевременного и полного отражения в учете амортизации основных средств;
     · достоверного и полного определения результатов реализации и прочего выбытия основных средств;
     · полного определения затрат, связанных с содержанием и проведением всех видов ремонтов основных средств;
     · полного определения затрат на проведение модернизации, реконструкции, частичной ликвидации, дооборудования, достройки, в том числе по результатам проведенного технического диагностирования и соответствующего освидетельствования объектов основных средств;
     · обеспечения контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
     · проведения анализа использования основных средств;
     · получения информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.
     От  стоимости основных средств, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость.
     Введение  для всех организаций Республики Беларусь с 1 января 2003г. новых норм амортизации, полнее учитывающих современные закономерности как физического, так и морального устаревания различных видов основных средств, могло привести к снижению средних норм амортизации. Сочетание роста базы ее начисления (за счет переоценки основных средств) и определенного уменьшения норм позволило бы избежать резких колебаний объемов амортизации, полнее учесть интересы убыточных и малорентабельных организаций, избежать стимулирования инфляции. Учет интересов различных организаций с введением в действие нового Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов может быть обеспечен также за счет применения различных методов ее начисления. В частности те организации, которые испытывают потребность в ускоренном обновлении основных средств и имеют соответствующие возможности, могут применять нелинейные ускоренные методы амортизации.
     Информация  о состоянии основных средств  дает реальное представление об экономическом потенциале Республики Беларусь и отдельных отраслей экономики и служит базой для принятия управленческих решений на микроуровне и макроуровне. 

      Нормативно-правовое регулирование и  информационное обеспечение  проверки операций с основными средствами
 
 
     Основными документами, регулирующими осуществление  хозяйственных операций с основными  средствами являются:
     1. Указ Президента Республики Беларусь «Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» №722 от 08.12.2001г.
     2. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» рег.№2/1285 от 29.12. 2006г.
     3. Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 20 декабря 2001 № 127 (с изменения и дополнениями) в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 07 июля 2005 г.
     Инструкция  по бухгалтерскому учету основных средств  устанавливает единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления для коммерческих и некоммерческих организаций. Пункт 2 и 3 главы 1 Инструкции описывают, что относятся к основным средствам, а что учитывается в составе оборотных активов. В главе 2 Инструкции краткие указания поступлению и оценке основных средств, как формируется первоначальная стоимость. В главе 3 краткие указания по учету восстановления объектов основных средств: затраты на ремонт, модернизацию и реконструкцию. В главе 4 Инструкции рассматривается амортизация основных средств и порядок начисления в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств. В главе 6 Инструкции краткие указания по выбытию объектов основных средств. Глава 6 Инструкции разъясняет какую информацию по основным средствам должна содержать бухгалтерская отчетность.
     Инструкция определяет порядок организации учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций в коммерческих и некоммерческих организациях (исключая банки и иные небанковские кредитно-финансовые организации; организации, финансируемые из бюджета (бюджетные организации)), у индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.
     На  основании Инструкции организации  разрабатывают локальные правовые акты, необходимые для организации учета основных средств и контроля за их использованием. В частности, указанными документами могут утверждаться формы применяемых первичных учетных документов, которыми подтверждается поступление, выбытие и внутреннее перемещение объектов основных средств и порядок их оформления (составления), а также правила документооборота и технология обработки учетной информации.
     Новая редакция Инструкции вносит ряд существенных изменений и дополнений в порядок ведения учета основных средств и отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по движению и использованию объектов основных средств:
     а) фактические затраты, связанные  с приобретением, сооружением, изготовлением, доставкой, установкой и монтажом объекта основных средств и доведением его до состояния, в котором он пригоден к использованию, включаются также курсовые разницы от переоценки кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками, по кредитам банков, займам других организаций и суммовые разницы, возникающие при расчетах с поставщиками. В бухгалтерском учете указанные фактические затраты отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счетов 97 «Расходы будущих периодов», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
     б) при строительстве объектов основных средств, находящихся в собственности двух или нескольких организаций, стоимость объекта отражается каждой организацией в составе основных средств соответственно их доле в общей собственности с использованием счета 01 «Основные средства». Передача другим организациям их долей в долевой собственности, например здания, отражается по дебету счета 58 «Финансовые вложения» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
     Внесены изменения в порядок отражения  в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с безвозмездным получением и передачей объектов основных средств от организаций одной формы собственности по решению собственника или уполномоченного им органа.
     Первоначальную  стоимость безвозмездно полученных объектов основных средств для их дальнейшей эксплуатации отражают по дебету счета 01 «Основные средства»  в корреспонденции с кредитом счета 98 «Доходы будущих периодов» или сразу кредит счета 92 «Внереализационные доходы и расходы». При этом фактические затраты по доставке, установке, монтажу и иные затраты, непосредственно связанные с безвозмездным получением объектов основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др. Указанные затраты при принятии объектов основных средств в эксплуатацию списываются в дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
     Остаточная  стоимость объектов основных средств, отраженная по субсчету «Выбытие основных средств» счета 01 «Основные средства», при безвозмездной передаче этих объектов организациям в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа, а также объектов основных средств, находящихся в государственной собственности (республиканская или коммунальная собственность), между государственными унитарными предприятиями по решению собственника или уполномоченного им органа списывается в дебет счета 83 «Добавочный фонд».
     4. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 декабря 2003 г. № 168 «Об утверждении типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов и Инструкции о порядке заполнения бланков типовых унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств и нематериальных активов».
     Инструкция  содержит формы бланков типовых  унифицированных форм первичной  учетной документации и порядок  их заполнения подлежащих к применению организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности с 1 января 2005 года.
     5. «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета». Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 89.
     На  счете 01 «Основные средства» внесены изменения:
     а) кроме учитываемого ранее имущества, также учитываются объекты основных средств, находящиеся в доверительном управлении у доверительного управляющего;
     б) регламентирован учет основных средств, находящихся в собственности  двух или нескольких организаций, такие объекты отражаются каждой организацией на счете 01 в соответствующей доле стоимости, закрепленной договорами, нормативно-правовыми актами;
     в) изменение первоначальной стоимости  основных средств при переоценке отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 83 «Добавочный фонд»;
     г) в связи с упразднением счета 47 «Реализация и прочее выбытие  основных средств» к счету 01 «Основные средства» открывается для учета выбытия объектов субсчет «Выбытие основных средств»;
     д) проценты по кредитам и займам, полученным на приобретение основных средств, начисленные организацией после принятия их к бухгалтерскому учету, в конце года или по мере завершения расчетов относятся на стоимость объектов. - «Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденная Постановлением министерства экономики Республики Беларусь, министерства финансов Республики Беларусь, министерства статистики и анализа Республики Беларусь, министерства архитектуры Республики Беларусь от 23 ноября 2001 г. №187/110/96/18 (ред. от 09 октября 2006г.). Положение определяет порядок расчета амортизационных отчислений, норм амортизации.
     В инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.04 № 16 (в ред. от 15.03.08 №38) оговаривает, что облагаемая налогом прибыль, исчисленная в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль», уменьшается на сумму прибыли, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Указанное уменьшение налогооблагаемой прибыли производится при условии полного использования сумм начисленного амортизационного фонда на первое число месяца, в котором прибыль была направлена на такие цели.
     Согласно  инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 31.01.04г. № 19 (в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.01.08 №16) оборотами по реализации признаются так же начисление амортизационных отчислений, сумма которых не относится на затраты по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг. Данное положение применяется в отношении основных средств, приобретенных без налога на добавленную стоимость.
     Под информационным обеспечением аудита  понимается  состав  информации, используемой при выполнении аудиторских работ и способов ее организации.
     Информацию  можно подразделить на две группы:
     1) нормативно-правовая информация;
     2) информация проверяемого экономического  субъекта и третьих лиц.
     В составе нормативно-правовой информации можно выделить Конституцию, кодексы, законы, указы Президента, постановления  Правительства, положения, методические указания, инструкции, письма, и др.
     Операции  по учету основных средств не так  многообразны и часты, особенно на малых предприятиях. Эти операции можно разделить на  следующие группы:
     1) операции  по поступлению и выбытию основных средств;
     2) операции по переоценке и амортизации  основных средств;
     3) операции по ремонту основных  средств;
     4) операции по аренде и лизингу  основных средств;
     5) отражение инвентаризации основных  средств.
Все эти операции должны быть отражены в бухгалтерском  учете в строгом соответствии с нормативными актами.
   Основными целями аудиторской проверки основных средств (ОС)  является проверка законности и правильности:
    операций поступления, перемещения и выбытия ОС  
    определение первоначальной стоимости объектов ОС ;
    их документального оформления;
    своевременное начисление, включение в издержки производства и использование амортизационных отчислений с ОС ;
    определение и использование остатка износа ОС;
    отражение на счетах бухгалтерского учета операций по движению ОС ;
    осуществляется также проверка наличия неиспользуемого оборудования, его состояния, условий хранения и принятых мер по его реализации или передаче другим организациям;
    сохранности ОС, наличие излишек ОС ;
Источники информации:
    баланс;
    разработочные таблицы к журналам-ордерам;
    акты приемки-передачи;
    акты приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных ОС;
    акты на списание ОС;
    акты на списание автотранспортных средств;
    инвентарные карточки учета;
    опись инвентарных карточек по учету ОС;
    карточки учета движения ОС;
    инвентарные списки ОС;
    договора купли-продажи, договора поставки, договора дарения;
    приказ об учетной политике предприятия.
      Цели, задачи и методические приемы контроля сохранности, учета и использования основных средств
 
 
           Контроль основных средств - лишь часть проверки финансово-хозяйственной деятельности организации. Его целью является установление соответствия применяемой в организации методики учета, нормативным актам, действующим на территории Республики Беларусь. Целью контроля основных средств также может быть оценка эффективности использования основных средств. Для достижения указанной цели в ходе проверки необходимо рассмотреть следующие основные вопросы:
    Оценка состояния организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии организации и по материально ответственным лицам, в местах эксплуатации основных средств (цехах, отделах, службах). Причем как собственных основных средств, так и арендованных.
    Проверка правильности ежемесячного начисления износа по собственным и долгосрочно арендуемым основным средствам, так как это связано с формированием себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) и в конечном итоге - с финансовым результатом организации, что влияет на взаимоотношении организации с бюджетом по налогу на прибыль.
    Проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств, их арендой у физических и юридических лиц.
    Проверка оценки действующего а организации порядка учета затрат на текущий или капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах работ, исходя из принятой предприятием учетной политики на год.
    Проверка результатов произведенной переоценки основных средств.
    Проверка учета капитальных вложений.
    Анализ в необходимых случаях, если это предусмотрено условиями заключенного договора, использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности.
     Эти основные вопросы аудитор (аудитор) должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
     Контроль основных средств, также как и любой другой вид проверки, подразделяется на внешний и внутренний.
     Внешний контроль осуществляется независимыми фирмами; его основной целью является подтверждение достоверности финансовой отчетности.
     Внутренний  контроль можно рассматривать как систему внутреннего контроля и систему мер безопасности предприятия с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности предприятия. Он включает совокупность планов предприятия, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства предприятия.
     Внутренний  контроль организационно представлен как структурное подразделение предприятия и подчиняется руководителю предприятия. Для организации и проведения внутреннего контроля рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний контроль проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель управления несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.
     Внутренний  контроль может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально его роль исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание проверяющих стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.
     В последнее время во многих организациях роль внутреннего контроля была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.
     Задачей внутреннего контроля является помощь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Проверка основных средств является частью общего аудита организации.
     Методы  контроля – совокупность способов и технических приемов, с помощью которых ведется документальная проверка. Выбор способов зависит от характера объекта, вида проверки и условий ее проведения. В практике и теории контрольно-ревизионной работы применяются способы фактического и документального контроля.
     Каждая хозяйственная операция оформляется соответствующими документами, или же обосновываются записи в регистрах синтетического и аналитического учета. Аудиторы для оценки достоверности совершенных хозяйственных операций, прежде всего, прибегают к использованию методических приемов проверки документов и записей в регистрах бухгалтерского учета.
     Без использования методических приемов  проверки первичной документации, произведенных записей в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности, никакая аудиторская проверка невозможна.
     Для оценки совершенных хозяйственных  операций по учету основных средств  используются различные по содержанию методические приемы проверки документов. Среди них можно выделить формальную, арифметическую, логическую, нормативно-правовую, встречную проверку документов, контрольное сличение, оценку документов по данным корреспондирующих счетов.
     Формальная  проверка документа предусматривает  проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты  и правильности заполнения реквизитов документов, соблюдения порядковой нумерации и наличия соответствующих подписей в документах.
     Арифметическая  проверка документов включает правильность проставленных цен в документе, произведенных вычислений, подсчет итогов и других арифметических действий, выполняемых при оформлении и обработке документов.
     При логической проверке путем сопоставления  хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями, событиями, явлениями, определяется, была ли возможность ее возникновения. Например, приведенные в накладной данные о массе и объеме груза сопоставляются с грузоподъемностью или объемом автомобиля, на котором перевозился груз, вместительностью тары, указанной в накладной; количество какого-либо сырья или материала, зафиксированного в инвентаризационной описи, с размером площади, на которой он мог храниться.
     Логическая  проверка во взаимосвязи с другими  методическими приемами проверки документов позволяет выявить сокрытия хищений, приписок выполненного объема работ, другие злоупотребления.
     При нормативно-правовой проверке устанавливается  соответствие совершенной операции действующим правилам, требованиям устава или учредительного документа, законам, нет ли отклонений от утвержденных норм. При их наличии составляются расчеты и аналитические таблицы, выясняются последствия и виновные лица, определяется ущерб, причиненный неправомерными действиями работников организации.
     При экономической проверке выясняются экономическая целесообразность совершенной операции, обоснованность операции источниками финансирования, плановыми расчетами, изучаются полученные результаты от данной операции или ее влияние на конечный финансовый результат (прибыль).
     Сущность  встречной проверки заключается  в изучении достоверности операций путем сопоставления документов и записей в учетных регистрах, относящихся к одним и тем же взаимным операциям.
     При контрольных сличениях остаток  на начало проверяемого периода вместе с документированным приходом должен быть равен документируемому расходу вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки обычно базируются на данных инвентаризационных описей.
     Контрольные сличения применяются преимущественно  там, где ведется учет материальных ценностей по наименованиям без  указания сортов, марок, номеров и других признаков, имеющих особую цену, при запущенности аналитического учета по отдельным сортам, маркам, номерам материальных ценностей и во всех случаях, когда отдельные организации к суммовому учету материальных ценностей.
     При проверке документов по данным корреспондирующих счетов можно выявить документы, по которым совершены незаконные, нецелесообразные операции. В ряде случаев аудит связан с изучением большого потока документации и бухгалтерских записей. Поэтому проверка документов и записей в учетных регистрах не может быть сплошной на всех участках производственно-хозяйственной деятельности. В практической работе аудиторы используют различные варианты выборочной проверки документов: проверяют части документов за изучаемый период, за последний квартал или месяц.
     К приемам фактического контроля можно  отнести инвентаризацию, контрольный обмер, обследование объектов, контрольные проверки и др.
     Инвентаризация  представляет собой проверку в натуре денежных средств, материальных ценностей, состояния расчетов и других статей баланса на определенную дату.
     В ходе аудиторских процедур широко используется обследование объектов. Оно включает круг вопросов, связанных с изучением организационно-производственной деятельности и проверкой обеспечения сохранности имущества контролируемого предприятия.
     Таким образом, при аудиторской проверке операций по учету основных средств  могут быть использованы приемы документального  и фактического контроля. Названные приемы целесообразно применять в совокупности с целью обеспечения высокого качества контроля.

2. Организация и  методика проведения  аудита операций по поступлению, движению и выбытию основных средств

2.1. Источники и объекты  аудита

 
 
       Одним из путей повышения эффективности  производства предприятий, фирм, объединений и др. является свободное использование и сохранение на всех участках основных средств. Поэтому в программы аудиторских проверок и ревизий включают задания по проверке операций с основными средствами.
       Задача  контроля основных средств - проверка их сохранности и технического состояния; законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства; правильности начисления и списания износа основных средств; правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества, а также установление явных фактов нарушений действующего законодательства относительно управленческих решений ответственных работников ревизуемого предприятия при покупке, использовании, реализации и ликвидации отдельных объектов основных фондов и нематериальных активов; выработка мероприятий по реализации результатов контроля: привлечь к ответственности виновных служащих с возмещением убытков, начисление и наложение штрафных финансовых санкций в пользу государственного бюджета за допущенные нарушения действующего законодательства по объектам контроля, которые взаимосвязаны с налогообложением доходов предприятия (оценка имущества, амортизация, реализация и т.п.). 
       Объектами аудита операций с основными средствами являются:
      Первичные документы о поступлении, передаче, реализацию, инвентаризацию, начисление амортизации (износа), ликвидацию объектов основных фондов: накладные, акты приема-передачи основных фондов, акты ликвидации основных фондов, ведомости начисления амортизации (износа), авизо, акты переоценки, дефектные акты, акты выполненных работ по ремонту основных средств, сметы и договора на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств подрядными организациями.
      Регистры аналитического и синтетического учета: инвентарные карточки учета по отдельным объектам основных средств и нематериальных активов; описи инвентарных карточек по учету основных средств; карточки группового учета основных фондов (для начисления износа и амортизации по 4 группам основных фондов); инвентарные списки основных фондов и нематериальных активов, которые ведутся материально-ответственными лицами структурных подразделений предприятия, где они используются или находятся; оборотные ведомости в бухгалтерии в разрезе групп, объектов основных средств по материально-ответственным лицам и предприятию; журналы-ордера, Главная книга, баланс, отчетность о движении имущества предприятия.
       Аудит основных средств рекомендуется проводить в такой последовательности: сначала проверяют фактическое наличие и сохранение собственных средств и таких, которые арендуются, а потом своевременность и полноту их оприходования, законность проведения операций по их перемещению, правильность проведения амортизации, а также организацию и состояние бухгалтерского учета основных средств.
       Проверяемый не может приступать к аудиту, если по вопросам, которые подлежат проверке, запущен бухгалтерский учет.
     О невозможности проведения аудита составляется соответствующий акт, в котором следует четко и конкретно обосновать недочеты. После этого аудитор подает руководителю предприятия соответствующие предложения относительно обновления и наведения порядка в учете и устанавливает срок выполнения этих указаний. О запущенном ведении бухгалтерского учета аудитор докладывает должностному лицу, которое назначило аудит, чтобы решить вопросы относительно привлечения виновных лиц к административной ответственности и повторного назначения проведения аудита.

2.2 Проверка операций  поступления, аренды  и выбытия основных средств

 
 
     Основные  средства поступают и приобретаются  за счет капитальных вложений, амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт оборудования, безвозмездного получения от других предприятий и других источников.
     Основными направлениями аудита операций по поступлению и выбытию основных средств (фондов) являются:
    проверка обоснованности приобретения отдельных объектов основных средств (исходя из производственной необходимости, специализации предприятия, эффективности дальнейшего использования);
    проверка полноты и своевременности оприходования, учитывая особенности документального оформления операций по источникам поступлений (новое строительство, приобретение оборудования, бесплатное поступление);
    контроль правильности оценки основных средств:
        а) при вводе в эксплуатацию  от нового капитального строительства;
        б) при аренде по выкупу государственного имущества;
        в) при приватизации государственного  имущества;
        г) при бесплатном получении;
        д) при переоценке основных  средств;
    проверка правомерности операций по выбытию основных средств:
     а) при ликвидации объектов основных средств  из-за невозможности дальнейшего использования, износа;
     б) при реализации другим организациям (обоснованность цены реализации, правильность расчета НДС, акцизного сбора, если этот товар налогооблагается);
     в) незавершенное строительство государственных  предприятий (обоснованность оценки, исходя из анализа действующих цен, наличие разрешения органов госимущества);
    контроль операций при оперативной аренде основных средств (сдача в аренду помещений и оборудования другим предприятиям, физическим лицам: уровень тарифов платы за аренду, оформление договоров на аренду, достоверность объемов аренды, состояние расчетов);
    контроль отображения хозяйственных операций в учете методом проверки корреспонденции бухгалтерских счетов, исходя из содержания хозяйственной операции.
     По оприходованному оборудованию, приобретенному за счет амортизационных отчислений, следует проверить, действительно ли экономически выгоднее было приобрести новое оборудование вместо проведения капитального ремонта.
     Особое  внимание следует уделить проверке операций по оприходованию безвозмездно полученных основных средств. В каждом отдельном случае аудитор проверяет, давало ли ревизуемое предприятие согласие на получение оприходованных объектов, экономическую целесообразность перемещения основных средств (имея при этом в виду, что перемещение вызывает дополнительные расходы по демонтажу и пробному пуску, а также расходы по транспортировке), длительность процесса передачи и ввода их в эксплуатацию на новом месте, т. е. время исключения из эксплуатации, за счет каких источников произведены затраты по установке (должны производиться за счет капитальных вложений), как отражены расходы по доставке безвозмездно принятых основных средств (получатель относит их на общехозяйственные расходы) и др. Внимательно следует рассмотреть каждый факт выявления неучтенных основных средств, которые нередко являются результатом незаконных действий и нарушений, например незаконного строительства, произведенного за счет средств эксплуатационной деятельности или средств капитального ремонта, списания ранее недостававших объектов (а теперь разысканных) основных средств, обменных операций и др.
     При анализе правильности и своевременности  оприходования поступивших основных средств аудитор проверяет, соблюдаются ли правила оформления актов ввода в эксплуатацию капитальных вложений или актов приема-передачи основных средств, а также правильно ли отражаются эти операции на счетах бухгалтерского учета.
     Несвоевременное оприходование основных средств  влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к неправильное исчислению себестоимости изготовленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и искажению финансовых результатов.
     Своевременность оприходования в бухгалтерском  учете основных средств можно  определить путем сопоставления  даты оприходования их по счету 01 «Основные средства» с датами, указанным в первичных документах.
     По  всем незаконным поступлениям основных средств, экономически нецелесообразным перемещениям, перемещениям по неправильно оформленным документам, а также по фактам несвоевременно оприходованных основных средств аудитор обязан выяснить причины нарушений и виновных в этом лиц, и предложить мерь по дальнейшему недопущению подобных нарушений.
     Необходимо  проверить правильность оценки основных средств. Поступившие на предприятие основные средства учитываются по первоначальной стоимости, включающей затраты по их возведению (сооружению) или приобретению, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке, монтажу и установке. При этом приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в документах на оплату.
     Первоначальная  стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенных в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств в соответствии с действующими положениями по ведению бухгалтерского учета.
     Аудит операций по передаче основных средств в аренду следует начинать с изучения содержания договоров аренды, в которых указывается, какие основные средства переданы в аренду, на какой срок, ставки арендной платы, порядок ремонта и возврата основных средств арендодателю и др. Затем аудитор определяет, не сданы ли в аренду основные средства, необходимые ревизуемому предприятию для выполнения собственной производственной программы; по каким ставкам установлена арендная плата за сданные в аренду основные средства и возмещает ли она суммы начисленной амортизации; своевременно ли проводится текущий и капитальный ремонт переданных в аренду основных средств; своевременно и полно ли вносится арендная плата; своевременно и в удовлетворительном ли техническом состоянии возвращены арендованные основные средства и др.
     Имущество, которое сдается в аренду, остается на балансе арендодателя и учитывается  на счете 01 с соответствующей отметкой в инвентаризационной карточке. Учет имущества, которое взято в аренду, ведется на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
     Аудитор должен проверить наличие договоров аренды, правильность и обоснованность ставок арендной платы. Порядок ремонта и возвращения основных средств арендодателю.
     При этом выясняется, не отданы ли в аренду основные средства, которые необходимы предприятию, которое ревизуется, не превышает ли сумма амортизационных отчислений по отданным в аренду основным средствам арендную плату, своевременно ли в полной мере вносится арендная плата.
     По  записям в инвентарных списках, накладных  и других документах аудитор проверяет целесообразность внутреннего перемещения основных средств, величину затрат предприятия по перемещению этих средств (на демонтаж, монтаж и отладку на новом месте эксплуатации), потери производственных мощностей за время перемещения и т. д. В результате проверки аудитор определяет производственную необходимость перемещений основных средств, почему при получении эти основные средства не были сразу переданы в данное производственное подразделение, кто виновен в неправильном размещении основных средств и непроизводительных расходах по их дополнительному перемещению.
     Документальной  проверке подлежат также операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств. Правильность и своевременность оформления документами выбытия основных средств устанавливаются проверкой данных первичных документов, аналитического и синтетического учета, законность их ликвидации - по действующим нормативным актам на списание.
     В процессе контроля выясняют, не было ли случаев списания новых объектов основных средств и подмены их старыми или негодными. Для этого сверяются данные актов ликвидации основных средств с данными инвентарных карточек и проверяются записи в бухгалтерском учете от поступления до выбытия ликвидированного объекта.
     При списании основных средств вследствие стихийных бедствий и аварий определяют, имелись ли основания для такого списания (акты, заключения специализированных государственных инспекций и других компетентных органов). В случае выбытия основных средств из-за аварий необходимо проверить, возмещались ли понесенные предприятием убытки виновными лицами.
     В ходе аудита проверяется правильность использования и ликвидации предметов бытового назначения и хозяйственного инвентаря. Встречаются случаи их продажи по пониженным ценам или передачи в личное пользование работникам предприятия бесплатно. При обнаружении таких фактов нужно потребовать от руководства предприятия изъятия из личного пользования переданных объектов основных средств, взыскания с работников платы за пользование и разницы в стоимости в случае приобретения по пониженной цене.
     Аудитор тщательно проверяет правильность и своевременность отображения операций по ликвидации объектов основных средств на счетах бухгалтерского учета, а именно определение износа по объектам, которые выбывают, оприходование материальных ценностей, которые были получены во время разборки и демонтажа объектов (лом, запасные части, материалы) по цене их возможного использования).  

2.3 Аудит операций по учету амортизации основных средств

 
 
     На  данном этапе осуществляется:
    проверка соблюдения положений учетной политики организации по амортизации основных средств;
    проверка правильности отнесения объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;
    проверка расчетов сумм ежемесячных амортизационных отчислений;
    проверка своевременности и правильности их отражения в учете.
     Определение правильности начисления и отражения  в учете амортизационных отчислений проводится на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. Для этого привлекаются положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств.
     Необходимо  получить перечень объектов основных средств, по которым применяются  особые условия начисления амортизации или ее прекращения, в частности:
    с истекшими нормативными сроками эксплуатации;
    о которым амортизация не начисляется;
    находящихся на консервации;
    по которым начисление амортизации приостановлено;
    по которым применяется ускоренная амортизация;
    непроизводственного назначения
    используемых организацией по договору аренды;
    переданных организацией  в аренду.
     Применение  того или иного способа начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств должно производиться в течение всего срока полезного использования. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений следует производить от первоначальной стоимости по единым нормам.  
     Выборочным  способом аудитор проверяет правильность установления срока полезного использования основного средства, поскольку от этого зависит сумма амортизационных отчислений неправильно установленных норм. Аудитор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг).
     Необходимо  проверить правильность сроков начала и окончания начисления амортизации, регулярность начисления амортизации, правомерность использования понижающих и повышающих коэффициентов начисления амортизации.
     Выборочно проверяют арифметические расчеты  амортизационных отчислений.
     Одним из важных вопросов аудита амортизационных отчислений является проверка правомерности отнесения амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг). Аудитор должен определить, к какой группе основных средств относятся объекты (производственные или непроизводственные), используются основные средства при производстве продукции (работ, услуг) или сданы в текущую аренду. Амортизационные отчисления по основным средствам непроизводственной сферы относятся за счет собственных источников средств, а по объектам, сданным в аренду, — на счет прибылей и убытков. Обобщая практику проверки основных средств, отметим наиболее частые нарушения в части амортизационных отчислений (см. табл. 2.1).
      Таблица 2.1 Ошибки при начислении амортизации
Вид выявленного нарушения по амортизационным отчислениям Последствия нарушения
Неправильное  определение первоначальной стоимости объектов (ее завышение или занижение) Завышение (занижение) суммы амортизационных отчислений, что приводит к искажению налогооблагаемой прибыли
Неначисление  амортизации в случае получения  организацией убытка Искажение финансового  результата хозяйственной деятельности и продление срока полезного использования амортизируемого объекта
Начисление  амортизации один раз в квартал (при составлении квартальной отчетности) Нарушение принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Искажение финансового результата по отдельным периодам
Начисление  амортизации по объектам, по которым стоимость полностью (амортизирована Искажение показателей бухгалтерской отчетности. Завышение себестоимости продукции (работ, услуг), уменьшение налогооблагаемой прибыли, а также стоимости имущества при начислении налога на имущество юридических лиц
Ошибки  в определении сроков начала и окончание начисления амортизации Преждевременное начало начисления амортизации означает занижение налогооблагаемой прибыли, так же как и несвоевременное окончание начисления амортизации
Неначисление  амортизации по капитальный затратам в арендованные основные средства Занижение себестоимости выпускаемой продукции. Искажение показателей бухгалтерской отчетности
     Примечание. таблица собственной разработки
     При проведении проверки амортизационных  отчислений могут быть использованы аналитические процедуры:
    сопоставление остатков по счетам учета основных средств (счет 01) и накопленной амортизации текущего года с данными за предшествующие периоды и оценка их изменений;
    сопоставление остатка накопленной амортизации за текущий год с остатками за предшествующие периоды.

3. Аудит операций с основными средствами на примере ИЧУТПП «Вкус рыбы плюс»

3.1 Планирование и организация проведения аудиторской проверки операций по поступлению, движению и выбытию основных средств

 
     Проверка  операций по учету основных средств, как и каждая проверка, состоит из четырех этапов: подготовки, ее планирования, сбора и анализа необходимой информации, составления заключения.
     Объектом  проведения аудита операций по учету основных средств является ИЧУТПП «Вкус рыбы Плюс». Для принятия решения о возможности проведения данной проверки аудиторы предварительно ознакомились с информацией о данной организации в целом, с результатами его деятельности и структурой управления. По итогам данного изучения аудиторская компания «Комплекс Аудит» приняло решение о возможности проведения в организации «Вкус рыбы Плюс» аудиторской проверки порядка учета основных средств и заключило договор о проведении аудита № 2531 от 1 декабря 2008 года (приложение А). Неотъемлемой частью данного договора является задание на проведение аудиторской проверки и протокол соглашения о договорной цене на проведение аудиторской проверки (приложение Б). Проверка была назначена двум аудиторам Комаровой О.С. и Лужинской И.В.
     Для своевременного и качественного  проведения проверки аудиторы составили план предстоящих работ с указанием объема, видов и последовательности осуществления аудиторских процедур.
     Таблица 3.1 План аудиторской проверки операций по учету основных средств
     Проверяемая организация                ИЧУТПП «Вкус рыбы Плюс»
     Период  аудита                                   с 01.10.2008 по 31.10 2008
     Количество  человеко-часов 115
     Руководитель  аудиторской группы  Лужинская  И.В.
     Состав  аудиторской группы              Лужинская И.В.,  Комарова О.С.
     Планируемый аудиторский риск                       4%
     Планируемый уровень существенности 1% 
 
 

     Перечень аудиторских  процедур 
     
 Период  проведения
     
Исполнитель 
     
Рабочие документы      аудитора
     
А 1 2 3
1. Решение общих вопросов организации: 
1 .1 . Сбор  общих сведений о клиенте
1.2. Описание  состояния и постановку
бух. Учета  и внутреннего контроля
1.3. Описание  компьютерной системы
1.4. Предварительный  обзор баланса
1.5. Согласование  организационных воп-
росов.
1.6. Утверждение  графика проведения
аудита
1.7. Сверка  Гл. книги и баланса 

1.10.-2.10.08. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лужинская И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Устав, Учреди- тельные документы 

Приказ  по Учётной
политике
Паспорт ЭВМ
Баланс  Ф. №1 
 

Протоколы совмест
ного  заседания
Гл. книга,
баланс  Ф.№1
2. Проверка соблюдения законодательства 
2.1. Проверка  построения учёта основных
ср-в  и НМД
2.2. Проверка  изменений в учёте по
сравнению с предыдущим годом
2.02.-6.02.08г. 
 
 
 
 
Лужинская И.В. . 
 
 
 
 

Положение о  бух.уч. Гращанский  кодекс
Инструкции, приказы
нормы амортизации
Постановления 

3. Проведение инвентаризации 
3.1. Проверка последней инвентаризации и
её результаты
3.2. Ознакомиться  с материалами
переоценки  основных средств и их
Отражение в учёте.
3.3. Проверить  наличие приказов о
создании  на предприятии постоянно
действующей комиссии по списанию
по списанию основных средств; кто
отвечает  и заключены ли с ними договора о
материальной  ответственности.
6.02.08 - 14.02.08г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лужинская И.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Акты, инвентариза- ционные описи, ве-
домости, Приказы
договора  на мате-
риальную  ответств. 
 
 
 
 
 
 

4. Проверка поступления и выбытия основных  средств. 

4.1. Учёт  поступления
4.2. Учёт  выбытия
4.3. Учёт  ремонта
4.4. Учёт  арендованных осн-х ср-в.
4.5. Учёт  НМА
14.02,08 - 18.02.08. 
 
 
 
 
 

Комарова О.С. 
 
 
 
 
 
 
Первичная докумен- тация на
поступление
перемещение и вы-
бытие и ремонт. 
 
 

 
 
   
 
Таблица  (продолжение)
     Перечень аудиторских  процедур 
     
 Период  проведения
     
Исполнитель 
     
Рабочие документы      аудитора
     
5. Проверка правильности начисления амортизации 

5.1. Учёт  износа основных средств
5.2. Соблюдение  норм амортизации.
8.02.08 - 22.02.08. 
 
 

Комарова О.С. 
 
 
 
Расчёт амортизации, Инструкция  по
нормам
амортизации. 

6. Проверка правильности проводок  и сверка  первичной документации с
регистрами  синтетического и
аналитического  учёта
22.02.08 - 26.02.08 
 

Лужинская И.В. 
 
 
Гл книга , Инвентариза-
ционные описи,
акты, ведомости.
7. Составление и предоставление аудиторского  заключения. 
 

7.1. Написать  в 2-х экз.
7.2. Ознакомление  работников с черновиком
7.3. Подписание  заключения и вручение
клиенту
27.02.08 г. 
 
 
 
 
 
 
Комарова О.С. 
 
 
 
 
 
 
Черновик аудиторского
заключения, новые
записи, копии  доку-
ментов и т. д. 
 
 

 
     Руководитель  аудиторской организации  Иванов С.П
     Руководитель  аудиторской группы  Лужинская И.В.
     Общий план проверки был согласован аудиторской  фирмой с руководством ИЧУТПП «Вкус рыбы Плюс». 

3.2 Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности основных средств

 
 
     Согласно  программы проведения аудиторской  проверки в организации «Вкус  рыбы Плюс» перед аудиторами стоит  задача проверить сохранность основных средств. Аудиторы проводят контрольную инвентаризацию и выборочно проверяют фактическое наличие мебели. Предварительная инвентаризация сохранности всех объектов основных средств проводилась в организации на 01.01.2008 г. В результате этой инвентаризации отклонений фактического наличия основных средств от данных бухгалтерского учета постоянно действующей инвентаризационной комиссией не было выявлено.
     Перед проведением инвентаризации аудиторы выяснили:
     Приказом  директора организации «Вкус  рыбы Плюс» Сакольчик С.А. назначены материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств.
     Должности материально ответственных лиц соответствуют Перечню должностей и работ, занимаемых и выполняемых работниками, с которыми организация заключила письменные договоры о полной материальной ответственности.
     Материально ответственным лицам созданы  условия для обеспечения сохранности материальных ценностей.
     Директором  организации назначена постоянно  действующая комиссия для проведения проверки сохранности основных средств.
     При непосредственной проверке сохранности  основных средств аудиторы приступили к проверке наличия и состояния инвентарных карточек аналитического учета основных средств и соответствия данных аналитического учета данным синтетического учета за октябрь 2008 года.
     Для этого аудиторы сопоставляли данные описи инвентарных карточек по классификационной  группе «Мебель» с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. Таким образом, аудиторами отсутствие инвентарных карточек не было установлено.
     Аудиторы  на основании технических паспортов, записей характеристик объектов в карточках по учету основных средств определили:
    Во избежание неправильного начисления износа и следовательно, неправильного определения себестоимости, определили соответствие действующей в организации классификации, принятой в учетной политике. Расхождений между ними не было выявлено.
    Во избежание неправильным расчетам арендной платы определили правильность разделения основных средств по принадлежности (собственные и арендованные). Нарушения не обнаружены.
    Во избежание неправильного начисления амортизации установили правильность разделения основных средств по характеру участия в производстве (действующие и бездействующие). Ошибки не были выявлены.
    Установили правильность разделения основных средств по назначению (производственные и непроизводственные), т.к. неправильное их разделение может привести к неправильному начислению износа. И как результат, неправильная классификация основных средств может привести к неправильному отражению результатов переоценки. Классификация основных средств верна.
     При непосредственном проведении инвентаризации классификационной группы «Мебель» была создана комиссия в составе двух аудиторов и трех материально ответственных лиц. В ходе инвентаризации проверялось соответствие фактического наличия основных средств в организации с данными бухгалтерского учета.
     После завершения инвентаризации аудиторами было выявлено несоответствие фактических данных наличия основных средств классификационной группы «Мебель» данным бухгалтерского учета.
     В ходе проведения инвентаризации была обнаружена недостача основного  средства Кресло «Престиж» с инвентарным номером 00000820. По проверенным инвентаризационным описям было установлено наличие инвентарной карточки этого объекта; в оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.1 за октябрь 2008 года данное основное средство числится в организации по стоимости 75 086 рублей (Приложение В).
     Таким образом, при проведении инвентаризации аудиторами была выявлена недостача основного средства.
     Для устранения этой недостачи аудиторами были предложены следующие бухгалтерские  проводки:
    На сумму начисленной амортизации:
           Дт счета 02 «Амортизация основных средств»
           Кт счета 01 «Основные  средства»
    На сумму остаточной стоимости:
           Дт счета 91 «Операционные  доходы и расходы»
           Кт счета 01 «Основные  средства»
    На остаточную стоимость недостающего объекта:
           Дт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
           Кт счета 91 «Операционные  доходы и расходы»
    Начислен налог на добавленную стоимость от остаточной стоимости:
           Дт счета 91 «Операционные  доходы и расходы»
           Кт счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»
    Начисленная сумма налога на добавленную стоимость отнесена на стоимость недостачи:
           Дт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
           Кт счета 91 «Операционные  доходы и расходы»
     Если  будут установлены виновные лица в недостаче основного средства:
    Отнесена на виновное лицо стоимость недостачи основного средства вместе с начисленным НДС:
           Дт счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «расчеты по возмещению материального ущерба»
           Кт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Отнесена на виновное лицо сумма разницы между балансовой и рыночной стоимостью недостающего основного средства:
           Дт счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «расчеты по возмещению материального ущерба»
           Кт 98 «Доходы будущих  периодов», субсчет «Разница между  суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей»
     Если  конкретные виновные лица в недостаче  не установлены и отсутствует вина организации, в учете делается следующая запись:
           Дт счета 92 «Внереализационные доходы и расходы»
           Кт счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

3.3 Контроль операций по поступлению и выбытию основных средств

     В организации «Вкус рыбы Плюс»  аудитор по вопросу поступления  основных средств начал работу с проверки полноты и своевременности их оприходования путем сопоставления даты оприходования по счету 01 «Основные средства» с датами, указанными в актах ввода в эксплуатацию, актах приема-передачи основных средств. По ТН № 0164933 от 03.10. 2008 г. (Приложение Г) видно поступление следующих основных средств:
     Печь  «Ижица-1200» 2 шт по цене 5 500 000 рублей;
     Рама  для навески 4 шт по цене 185 000 рублей;
     Тележка для подачи рам 2 шт по цене 150 000 рублей.
     Таким образом, вышеназванные основные средства поступили в организацию 03.10.2008 г., следовательно, они должны быть оприходованы и введены в эксплуатацию этой же датой. При проверке аудитором инвентарных карточек на Печь «Ижица-1200» было установлено, что этим объектам основных средств были присвоены инвентарные номера: 00001072 и 00001073. При проверке инвентарных карточек на Печь «Ижица-1200» с этими инвентарными номерами аудитором было обнаружено, что эти объекты основных средств были введены в эксплуатацию 03.10.2008 г. В журнале-ордере и Ведомости по счету 01 «Основные средства», Печь «Ижица-1200» в количестве 2 шт введена в эксплуатацию также 03.10.2008 г. Таким образом, при бухгалтерском учете поступления этих двух основных средств аудитором нарушений не было выявлено.
     Далее аудитором проверялось поступление  Рам для навески в количестве 4 штук по ТН № 0164933 от 03.10.2008г. Этим основным средствам были присвоены следующие инвентарные номера: 00001074, 00001075, 00001076, 00001077. При проверке инвентарных карточек основных средств с этими инвентарными номерами было установлено, что эти объекты приняты к бухгалтерскому учету 03.10.2008 г. При проверке аудитором Журнала-ордера и Ведомости по счету 01 «Основные средства» также была установлена дата ввода в эксплуатацию данных основных средств 03.10.2008 г. Следовательно, при учете поступления Печей «Ижица-1200» нарушений нет, т.к. совпадают даты поступления основных средств в организацию по ТН № 0164933 с датой принятия их к бухгалтерскому учету и датой ввода в эксплуатацию.
     При проверке аудитором последнего наименования основного средства (Тележка для подачи рам – в количестве 2 штук), находящегося в ТН № 0164933 от 03.10.2008г было определено, что этим объектам были присвоены инвентарные номера 00001078 и 00001079. При проверке инвентарных карточек с данными номерами основных средств аудитором было выявлено, что Тележка для подачи рам с инвентарным номером 00001078 была принята к бухгалтерскому учету 25.10.2008 г, а Тележка для подачи рам с инвентарным номером 00001079 к бухгалтерскому учету была принята 03.10.2008 г. При проверке Журнала-ордера и Ведомости по счету 01 «Основные средства» аудитор установил дату ввода в эксплуатацию основного средства с инвентарным номером 00001078 25.10.2008 г и дату ввода в эксплуатацию основного средства с инвентарным номером 00001079 03.10.2008 г. В итоге проделанной работы аудитор выявил отклонения в учете поступления Тележки для подачи рам с инвентарным номером 00001078. Это основное средство должно было быть введено в эксплуатацию и принято к бухгалтерскому учету 03.10.2008 г.
     Проверке  аудитора подверглась ТН № 0165281 от 24.10.2008 г. (приложение Д ) По этой накладной организация «Вкус рыбы Плюс» получила от поставщика Термодымокамеру УК-3 в количестве 1 штуки по цене 10 650 000 рублей. Этому основному средству в инвентарной карточке был присвоен номер 00001082. По инвентарной карточке объект принят к учету 24.10.2008 г. По данным Журнала-ордера и Ведомости 01 «Основные средства» Термодымокамера была введена в эксплуатацию 24.10.2008 г. по первоначальной стоимости 10 650 000 рублей. Но аудитору стало известно, что основное средство требовало монтажа, и за монтаж работникам была начислена заработная плата 589 430 рублей (приложение Е). Однако, Термодымокамера с инвентарным номером 00001082 была введена в эксплуатацию по первоначальной стоимости равной 10 650 000 рублей. Следовательно, бухгалтером организации была допущена ошибка при определении первоначальной стоимости объекта основного средства. Правильно было начисленную заработную плату отнести на стоимость Термодымокамеры, а не на 20 счет «основное производство». Таким образом, первоначальная стоимость данного основного средства должна составлять 11 239 430 рублей (10 650 000 + 589 430).
     Таким образом, при проверке аудитором  поступления основных средств были выявлены следующие ошибки:
     Несвоевременное оприходование Тележки для подачи рам.
     Оприходование Термодымокамеры по заниженной первоначальной стоимости.
     Присвоение  Обогревателю 1,5 Квт уже существующего  инвентарного номера.
     Несвоевременное оприходование основного средства ведет влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и искажению финансовых результатов деятельности организации.
     При проверке поступления основных средств  аудитор составил вспомогательную таблицу (таблица 2.2). 

Таблица 2.2 Проверка своевременности оприходования основных средств в организации «Вкус рыбы Плюс». 

Наименование основных средств
Инвентарный номер
Дата поступления Согласно  ТТН
Дата составления  акта приема передачи основных средств Дата оприходования основных средств в регистрах бух. учета Отклонения + (-)
Печь  «Ижица-1200» 00001072 03.10.2008 03.10.2008 03.10.2008 0
Печь  «Ижица-1200» 00001073 03.10.2008 03.10.2008 03.10.2008 0
Рама  для навески 00001074 03.10.2008 03.10.2008 03.10.2008 0
Рама  для навески 00001075 03.10.2008 03.10.2008 03.10.2008 0
Рама  для навески
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.