На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность производства продукции животноводства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
 
     Животноводство - одна из основных отраслей сельскохозяйственного  производства, которая обеспечивает удовлетворение постоянно растущих потребностей населения в продовольствии. Поэтому важное значение имеет эффективная продажа продукции животноводства, чтобы обеспечить стабильную работу сельскохозяйственных предприятий и целесообразность производства этой продукции. Завершающей стадией движения готовой продукции является её реализация, в результате чего готовая продукция превращаются в деньги и таким образом хозяйству возмещаются средства, затраченные на производство и сбыт продукции. Рентабельное ведение хозяйства предусматривает превышение полученной выручки над суммой затрат на производство продукции и ее сбыт, то есть предприятие должно получать прибыль. Следовательно, тема данной работы является как никогда актуальной.
      Оценка  и стимулирование процесса реализации продукции животноводства является одной из важнейших задач сельскохозяйственного  предприятия, так как именно здесь  формируется значительная часть выручки, часть которой впоследствии может стать прибылью предприятия (в худшем случае убытком).
    Целью данной курсовой работы является поиск  путей повышения эффективности  реализации продукции животноводства.
    С учетом указанной цели в работе определены задачи, решение которых позволяет:
    - изучить актуальность проблем   операций по выпуску и реализации продукции животноводства;
    - исследовать  теоретические и  методологические основы процесса  реализации продукции животноводства;
    - проанализировать организационно - экономическое состояние предприятия;
    исследовать и оценить состояние реализации продукции животноводства на примере конкретного предприятия.
    При написании работы использовались такие  методы исследования, как математический, расчетно - аналитический, расчетно-конструктивный, экономико - статистический, монографический, абстрактно - логический, балансовый, метод сравнения, метод средних и относительных величин и др.
    Объектом  исследования  в работе является ОАО ОПХ «Красная звезда» Орловского района Орловской области. Источниками данных служат годовые отчеты предприятия за последние 3 года (с 2007 по 2009 г.г.), нормативные и законодательные акты, научная и учебная литература, а также бухгалтерская документация по реализации продукции животноводства ОАО ОПХ «Красная звезда».
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И  МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА 

      Народно-хозяйственное значение производства продукции животноводства
 
         Значение животноводства в народном  хозяйстве определяется, прежде всего, высокими питательными свойствами его продукции. 
      От  крупного рогатого скота поступает  основная масса мясной продукции. В  мясном балансе страны говядина и  телятина занимают более 45%. От животноводства получают также ценное кожевенное сырье. Из утилизации отходов боен получают ряд ценных продуктов – от мыла до эндокринных препаратов. Потребляет же крупный рогатый скот наиболее дешевые растительные корма, отходы сахарной, винокуренной, маслобойной и других отраслей промышленности. При этом из одного и того же количества переваримых питательных веществ он дает в несколько раз больше продукции (в сухом веществе), чем животные любого другого вида.
      Животноводство как отрасль играет существенную роль в развитии других отраслей сельского хозяйства. Растениеводству оно поставляет ценнейшее органическое удобрение – навоз, и т. п. 
      Как наиболее интенсивная отрасль с  быстрым и равномерным оборотом средств, она оказывает влияние  на экономику всего сельского  хозяйства. [37, cтр. 417]
      Экономическая эффективность откорма телят определяется двумя основными величинами: а) разницей между выручкой от реализации откормленного теленка и ценой возможной реализации (или покупки — в случае с покупными телятами) молодого теленка; б) затратами на корма в расчете на 1 кг прироста живой массы. В некоторых случаях определяющим показателем могут выступать затраты труда, составляющие приблизительно 5 человеко-минут в расчете на одну голову в день. При организации группового или механизированного выпаивания телят затраты труда могут быть сокращены и особого влияния на эффективность откорма, как правило, не оказывают.
      Выручка от реализации откормленного теленка  сильно колеблется в зависимости  от его упитанности, в соответствии с системой надбавок и скидок цен при сдаче на мясо.
      Основой жизнедеятельности животных являются сельскохозяйственные растения, их отходы, дикорастущие травы, которые перерабатываются в высокопитательные, зачастую незаменимые  пищевые продукты. Поэтому в своем  развитии животноводство неразрывно связано с земледелием и может преуспевать только на базе успешного развития его отраслей, в частности зернового хозяйства и кормопроизводства. Оно позволяет наиболее полно и производительно использовать имеющиеся площади угодий и многие другие средства производства. В связи с этим Добрынин В.А., Беляев А.В. [37, стр. 325] отмечают, что важными факторами, определяющими результат откорма крупного рогатого скота являются корма и кормление, уход и содержание, улучшение породных качеств скота, укрепление материально-технической базы и др.
      Не  менее важно, по их мнению, целенаправленное улучшение породных, племенных и  продуктивных качеств животных, улучшение  классного состава стада путем  углубления племенной работы и развития искусственного осеменения. Направление  племенной работы должно быть увязано со спецификой и задачами по совершенствованию стада и пород.
      Следующий фактор – укрепление материально-технической  базы отрасли, ее индустриализация. Большая  работа, проведенная в этом направлении, приведет к постановке проблемы о переводе животноводства на индустриальные технологии.              
      Увеличение  производства сельскохозяйственных продуктов, является одной из важнейших народнохозяйственных задач. Для успешного решения этой задачи необходимо совершенствовать организацию выращивания и откорма скота, развивать внутрихозяйственную и межхозяйственную специализацию, внедрять интенсивные методы производства продукции.
         Самыми крупными производителями  мяса Орловской области являются Ливенский, Мценский, Верховский и Орловский районы, которые за период с 1996 по 1998 годы в среднегодовом исчислении обеспечивали вместе более 1/3 валового производства мяса в области.  В 2007 - 2009гг эти районы играли преобладающую роль в производстве мяса крупного рогатого скота. Так, из 83,5 тыс. тонн мяса (в живом весе), произведенных в 2006г по области, 8530 тонн приходится на Орловский район, 10039 тонн – на Мценский район, 4385 тонн на Верховский район и 12636 тонн – на Ливенский районы. В 2009 г эти районы увеличили производство мяса, что, несомненно, повлекло за собой рост объемов производства по области.
         Анализируя состояние мясного  скотоводства в Орловском регионе и стране в целом, следует констатировать, что в современных рыночных условиях и при существующей многозатратной технологии оно неконкурентоспособно. Основные причины – это высокая яловость маточного поголовья из-за нарушений процесса воспроизводства стада, отсутствие сезонности отелов коров и телок, высокие затраты труда на обслуживание животных в зимний период, плохая организация пастбищного хозяйства и содержания коров с телятами в летний период, низкий уровень кормления молодняка после отъема от коров.
      Игнорирование этих основополагающих элементов технологии лишает мясное скотоводство его главного преимущества – ресурсосбережения, то есть использования энергии самих животных, их биологических инстинктов при осуществлении технологических процессов.
      В настоящее время на 1 ц прироста живой массы в мясном скотоводстве затрачивается 76 чел-ч и около 1200 руб. материальных средств. Следовательно, производство 1 кг говядины хозяйствам страны обходится около 25 руб. Это очень дорого и поэтому при таких показателях мясное скотоводство, безусловно, становится малоэффективным, а в большинстве случаев и убыточным. Снижению эффективности мясного скотоводства способствует и нерациональная структура кормления. Во многих хозяйствах зимние рационы состоят из кормов, получаемых с пахотных угодий — силоса, сенажа, соломы, концентратов. В годовой структуре рационов на долю пастбищных кормов приходится только 25—30 %, тогда как в Канаде, например, более 70 %. Нередко недостаток пастбищных кормов компенсируется за счет дорогостоящих дефицитных концентратов. Расчеты проведенные  показывают, что намеченных рубежей по доведению численности мясного скота до 15—17 млн. голов к 2010 году только за счет чистопородного разведения достигнуть не удастся. [31, стр. 4]
      А. Залепухин и Ф. Каюмов [16, стр. 11] считают, что для обеспечения 94-95% от потребности  в говядине необходимо ускоренное развитие специализированной отрасли мясного скотоводства, численность которого к 2010 г должна быть доведена до 8-10 млн. голов. Эти авторы считают, что это непростая, но решаемая задача. Она может быть разрешена, по их мнению, при выполнении следующих условий:
      — наличие необходимого количества кормовых угодий и, особенно, пастбищ, обеспечивающих мясной скот недорогими кормами во все сезоны года;
      — использование научно-обоснованных технологий мясного скотоводства, учитывающих продуктивную особенность этой отрасли, а также природно-климатические условия различных зон его размещения;
      — наличие необходимого маточного  поголовья и животноводческой базы, обеспечивающей ежегодный прирост коров и телок в стадах мясного скота;
      — создание племенной базы наиболее популярных, выносливых и испытанных в наших условиях мясных пород для производства быков-производителей;
      —государственноя (финансовая) поддержка как в федеральном, так и в региональном масштабе.
      Мясное  скотоводство, в отличие от молочного, имеет продуктивную специфику, которая в значительной степени обусловливает экономическую эффективность производства говядины.
      Один  из сдерживающих факторов рентабельного ведения мясного скотоводства — низкая обеспеченность животных кормами. [31, стр. 11]
         Исследования показывают, что основная причина экономического кризиса в мясном подкомплексе — несовершенство ценового и финансово-кредитного механизмов, проявляющееся, прежде всего, в диспаритете цен на аграрную и промышленную продукцию и нарушении эквивалентности межотраслевого обмена. 

    1.2. Показатели оценки эффективности производства продукции животноводства  

      Сельскохозяйственные  предприятия основную массу произведенной  продукции реализуют. Они реализуют  также выполненные на сторону  услуги и работы своих вспомогательных, обслуживающих и промышленных производств. Реализация является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. В процессе ее хозяйству возмещаются в денежной форме средства, затраченные на производство и сбыт продукции, и тем самым завершается полный цикл кругооборота. Полученная выручка при условии рентабельного ведения хозяйства должна превышать сумму затрат на производство продукции и ее сбыт, то есть хозяйство должно получать прибыль.
      В соответствии с Гражданским кодексом РФ реализация – это отчуждение имущества, то есть передача права собственности на него в  результате сделки купли-продажи, поставки, мены, подряда и др. Более определенно об этом сказано в Налоговом кодексе РФ. «Реализация товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе, в том числе обмен товарами, работами или услугами права собственности на товары, результатов выполненных работ или оказания услуг одним лицом другому лицу».[2]
      Реализация, с экономической точки зрения – это показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятий, который характеризует завершение процесса производства и ее вступление в народно-хозяйственный оборот. В реализованную продукцию входят готовые изделия и полуфабрикаты, изготовленные предприятием и отпущенные заказчиком, потребителям; услуги и работы промышленного характера на сторону. Реализация продукции отдельным предприятием является условием реализации всего общественного продукта. В процессе реализации продукции предприятию возмещаются затраты, что позволяет получить прибыль и расширить производство. [20]
    В соответствии с Налоговым кодексом:
    реализацией товаров, работ или услуг организации признается передача на возмездной основе, в том числе товарами, работами или услугами, права собственности на товары, результаты выполненных работ или оказанных услуг одним лицом другому;
    реализация как передача права собственности может возникать только в отношениях между юридическими лицами и физическими лицами;
    при реализации всегда предполагается погашение балансовой стоимости имущества за счет выручки от  реализации.
    По  мнению Пизенгольца М. З. «процесс реализации представляет собой совокупность хозяйственных  операций, связанных со сбытом и  продажей продукции»[18].
    Таким образом, от правильности определения выручки от реализации зависит очень многое.
      Вся полученная в хозяйстве в результате процесса производства продукция образует его валовую продукцию. Следовательно, непосредственные результаты процесса производства после завершения производственной стадии кругооборота могут быть отражены, измерены через показатель валовой продукции. Стоимость валовой продукции определяется общественно необходимыми затратами живого и овеществленного труда, воплощенного в готовом продукте производства, и состоит из двух частей: стоимости израсходованных средств производства, то есть перенесенной стоимости, и стоимости, вновь созданной живым трудом. Первая часть постоянно воспроизводится в натурально-вещественной и стоимостной формах; следовательно, она не является доходом. Вторая часть состоит из вновь созданной в процессе функционирования живого труда стоимости и образует валовой доход.
      Валовой доход, таким образом, отражает вновь  созданную в процессе производства стоимость, или стоимость валовой  продукции без овеществленного труда. Как вновь созданная стоимость валовой доход отражает стоимость, произведенную трудом на себя и трудом на общество без включения овеществленного труда. Соответственно валовой доход может быть определен двумя методами: первый – путем суммирования его составных частей (оплата труда и приравненные к ней суммы и чистый доход), второй – путем исключения перенесенной стоимости (общая стоимость валовой продукции за минусом материальных затрат на производство).
      Важное  место среди экономических категорий, используемых для характеристики результатов деятельности предприятий, принадлежит чистому доходу. Чистый доход – это специфическая форма, которую принимает продукт для общества в условиях существования товарно-денежных отношений. Поскольку чистый доход отражает стоимость произведенного продукта для общества, он определяется как разница между стоимостью и затратами на производство созданного продукта. Иначе говоря, чистый доход может быть выражен как разница между валовым доходом и затратами на оплату труда.
      Продукция, работы и услуги считаются проданными при переходе права собственности  на них от продавца к покупателю, от производителя и потребителю. С этого момента их стоимость  включается в объем выручки и  доход организации.
      Выручка от реализации продукции – важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия. Под выручкой от реализации продукции понимается сумма денежных средств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассу предприятия, и другие поступления в плату реализованной продукции за данный период. В выручку от реализации продукции включаются суммы, поступившие за реализацию готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг промышленного и непромышленного характера, покупных изделий и др. [18]
      Выручка от продажи продукции, работ, услуг  по мнению Козловой Е.П. признается при  наличии следующих условий: организация  имеет право на получение этой выручки согласно конкретному договору купли-продажи или иному обоснованию; сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что произойдет увеличение средств или экономических выгод; право владения, пользования и распоряжения продукцией перешло от изготовителя к производителю, работа принята заказчиком, услуга оказана определенной организации или физическому лицу; произведенные расходы по данной операции могут быть определены.
     Процесс реализации продукции можно разделить  на четыре периода. Первый период фактически сводится к заключению договоров на поставку продукции. Второй включает составление плана реализации продукции и остатков нереализованной продукции на складе отдела сбыта предприятия. В третьем периоде реализации происходит отгрузка продукции потребителям. Важное значение этот период имеет при оценке выполнения обязательств по реализации продукции с учетом соблюдения предприятием условий подписанных договоров поставки. Процесс реализации заканчивается четвертым периодом, который характеризуется поступлением денег на расчетный счет предприятия-поставщика.
     На  процесс реализации оказывают влияние многие факторы, среди которых можно назвать следующие:
     • установленные сроки поставки продукции;
     • увеличение выпуска продукции за счет прироста и улучшения использования  производственных мощностей и основных фондов;
     • производительность труда;
     • ввод в действие новых мощностей  и оборудования;
     • обеспечение равномерной загрузки производственных подразделений;
      повышение серийности производства; количество рабочих дней в каждом квартале; сезонность и сменность работы; сезонность реализации продукции;
      возможность выбытия основных фондов, а также остановки отдельных цехов по различным производственно-техническим или организационным причинам;
      снятие с производства устаревших, нерентабельных изделий, не находящих потребителей. [20].
    Выручка от реализации продукции является одним  из главных показателей, участвующих в определении финансового результата от реализации продукции, работ, услуг и всей деятельности.
      Одним из важнейших элементов производственно-хозяйственной  деятельности организации является финансовый результат. Финансовый результат определяется сопоставлением доходов, полученных по итогам деятельности с расходами, обеспечивающими эти доходы.
     В условиях рыночной экономики получение  прибыли является непосредственной целью производства. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования и развития предприятия.
     На  рынке предприятия выступают  как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.
     Если  выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит предприятие в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
     Для предприятия прибыль является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
     • характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
     • является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
     • является источником формирования бюджетов разных уровней.
     Определенную  роль играют и убытки. Они высвечивают  ошибки и просчеты предприятия в  направлениях использования финансовых, средств, организации производства и сбыта продукции.
       К показателям характеризующим эффективность  продажи продукции можно отнести, в первую очередь: прибыль, рентабельность производства, рентабельность продаж, окупаемость затрат, норма прибыли.
       Прибыль – это важнейшая категория  рыночных отношений. Она возникает в том случае, когда выручка превышает себестоимость продукции. Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат. [15]
       По  словам Савицкой Г.В., основную часть  прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль (убыток)  
от реализации – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых  
видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. [19]

     На  каждом предприятии формируется  четыре показателя прибыли, существенно  различающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональному назначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль — основной финансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается специальный показатель — валовая прибыль, а на ее основе — прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия, после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой, прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.
     Балансовая  прибыль включает три основных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.
     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных и его уставе и не запрещенных законом. Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разность между выручкой от реализации (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию.
     Прибыль от выполнения работ или оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли  от реализации продукции.
     Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия представляет собой финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыль (убыток) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия, за вычетом связанных с этим затрат.
       Кренина Л.А. пишет о том, что в процессе анализа прибыли от реализации изучаются  динамика, выполнение плана прибыли  от реализации и определяются факторы  изменения ее суммы.
       Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию  
зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации продукции может  
оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объемов продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если все же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. [19].

       Баканов М.И. пишет, что структура товарной продукции также оказывает как  положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Он считает, что себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
       Изменение уровня среднереализационных цен и  величина прибыли находятся в  прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, при уменьшении уровня цен – сумма прибыли уменьшается.
       Злобин  считает, что расчет влияния всех этих четырех факторов на величину прибыли можно произвести следующим  образом: влияние изменения объема реализованной продукции, работ  и услуг находят, исчисляя разницу  между расчетной и плановой суммой выручки и умножая ее на плановую величину прибыли в расчете на тысячу рублей денежной выручки по плану. Разница в денежной выручке складывается под влиянием изменения по сравнению с планом объема и структуры реализованной продукции, а цены в этих расчетах единые (плановые). Влияние изменения структуры реализованной продукции, работ, услуг определяют как разность между расчетной и плановой величиной финансового результата на тысячу рублей денежной выручки. Влияние изменений себестоимости на финансовый результат определяют путем расчета разницы между полной плановой себестоимостью отчетного количества реализованной продукции, работ и услуг и отчетной полной себестоимостью того же объема реализованной продукции, работ и услуг. Влияние реализованных цен определяется путем вычитания из отчетной суммы денежной выручки расчетной суммы. [12]
       По  словам Савицкой Г.В., выполнение плана  по реализации исчисляют путем сопоставления  фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по  
своему составу), для чего желательно использовать базовый  
(плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора,  
нежели выручка. [19]

       Таким образом, анализ и управление показателями реализации предполагает оценку и прогнозирование  многих факторов, влияющих на прибыль  от реализации. К ним относят уровень  спроса на выпускаемую продукцию, динамику цен, состав и структуру затрат на реализацию, сложившуюся рентабельность продаж и др. Конкретные способы улучшения показателей реализации неодинаковы на разных предприятиях и требуют прямых расчетов, определяющих динамику прибыли от реализации в результате изменений каждого фактора. [10]
       Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяется факторы изменения ее суммы.
    Показатели  рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности служат не только для оценки деятельности предприятия, но и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Различают:
  1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства  и инвестиционных проектов;
  2) показатели, характеризующие рентабельность  продаж;
  3) показатели, характеризующие доходность  капитала и его частей.
  Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
       Эффективность производства с точки зрения получения  прибыли на единицу материальных и трудовых затрат по производству и реализации продукции показывает уровень рентабельности [50, с. 249].
       Рентабельность  – важнейшая экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она означает доходность, прибыльность предприятия. В рентабельности отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и управления.
       Уровень рентабельности рассчитывают по следующим  формулам:
    Р = ЧД * 100% (2)
    Сп
 
  
    Р = П * 100% (3)
    Ск
 
 
       где Р – уровень рентабельности, %;
       Сп – себестоимость производственная, руб. [15, с. 353].
       Уровень рентабельности, как процентное отношение  прибыли к полной себестоимости  реализованной продукции уже  по определению указывает на то, что изменяется он под влиянием двух факторов – цены реализации и себестоимости продукции. Конечно, если речь идет только об одной отрасли или касается одного вида продукции. Следить за структурной динамикой рентабельности можно не только относительно отдельной отрасли или вида продукции, но и совокупности отраслей, например, в животноводстве, растениеводстве или по предприятию в целом. В этом случае появляется еще один фактор влияния – структура и объем реализации продукции. Рентабельность по животноводству, растениеводству или по хозяйству в целом может повысится только потому, что увеличилось производство и реализация наиболее рентабельной продукции при сокращении той же себестоимости и цен ее реализации [39, с. 31].
       В процессе хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия  осуществляют не только текущие производственные затраты. Ежегодно они несут большие расходы на приобретение основных средств производства. Поэтому надо знать не только рентабельность производственных затрат, в которых основные средства выступают в виде амортизации, но и основные и оборотные фонды. Для характеристики использования производственных фондов служит показатель норма прибыли, под которой понимается процентное отношение прибыли к среднегодовой балансовой стоимости основных и оборотных средств:
    Nп =    П * 100% (4)
    Фос + Фоб
 
 
     где Nп – норма прибыли, %;
         Фоб – стоимость оборотных  средств, руб.
       При определении нормы прибыли учитывается  стоимость всех основных средств  производственного назначения, тогда  как при выявлении уровня рентабельности только часть – сумма их годовой  амортизации и потребленные оборотные фонды. С этой точки зрения норма прибыли выступает как обобщающий показатель эффективности производства, в первую очередь эффективности использования основных и оборотных фондов.
       Одним из обобщающих показателей эффективности  системы ведения сельского хозяйства является производительность труда.
       Эффективность использования трудовых ресурсов проявляется  в производительности труда: чем  больше производится валовой и чистой продукции на 1 чел.-час или одного среднегодового работника, тем выше эффективность сельскохозяйственного производства.
    ПТ =    Выручка (5)
    t
 
 
     где ПТ – производительность труда, руб.;
     t – затраченное время, чел.-час (или число среднегодовых работников, чел.).
       Однако  при всей важности оценки по показателю производительности труда ее не следует считать всеохватывающей, обобщающей, так как результаты хозяйственной деятельности нельзя оценивать только количеством произведенной продукции, ибо реальный результат измеряется полезным эффектом.
 

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

 2.1. Организационно-правовой  статус предприятия 

      Согласно  уставу предприятия и действующему законодательству, организация научного обслуживания Опытно-производственное хозяйство «Красная звезда» Государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт зернобобовых и крупяных культур» Российской Академии сельскохозяйственных наук, в дальнейшем ОАО ОПХ «Красная звезда», осуществляет научное обслуживание выполнения научно-исследовательских работ в соответствии с тематическим планом ГНУ ВНИИ ЗБК РАСХН.
     ОАО ОПХ «Красная звезда» находиться в ведомственном подчинении РАСХН, которая выполняет функции учредителя. В организационно- методическом отношении предприятие находится непосредственно в подчинении ГНУ ВНИИ ЗБК РАСХН.
     Место нахождение ОАО ОПХ «Красная звезда»: Орловская область, Орловский район, п. Красная звезда.
     ОАО ОПХ «Красная звезда» является юридическим лицом, имеет расчетные и иные счета в учреждениях Российской федерации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, печать, штамп, бланки, фирменное наименование, товарные или фирменные знаки собственной продукции.
      Предприятие устанавливает цены и тарифы на все  виды производимых работ, услуг, выпускаемую  и реализуемую продукцию в  соответствии с нормативными правовыми актами   Российской Федерации.
        ОПХ «Красная звезда» строит свои взаимоотношения с научными учреждениями, другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.
     ОАО ОПХ «Красная звезда» отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами и осуществляет свою деятельность, руководствуюсь  законодательством, действующим на территории РФ, приказами и распоряжениями РАСХН, ГНУ ВНИИ ЗБК и настоящим Уставом.
     Имущество ОАО ОПХ «Красная звезда» находиться в собственности РАСХН,   является   неделимым   и  не   может   быть  распределено  по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
     Размер  уставного фонда ОАО ОПХ «Красная звезда» составляет 41 тысячу рублей.
     ОАО ОПХ «Красная звезда» создано в целях обеспечения научно-технического обслуживания исследований по специализации научного учреждения, внедрения полученных достижений и передового опыта в сельскохозяйственное производство и получения прибыли.
     Хозяйство самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой  продукцией, полученной чистой прибылью, оставшейся после уплаты установленных  законодательством Российской Федерации налогов, других обязательных платежей.
     ОАО ОПХ «Красная звезда» возглавляет директор, назначаемый на эту должность РАСХН по представлению руководителя ГНУ ВНИИ ЗБК. Назначение и комплектация гл. специалистов и заместителей директора ОАО ОПХ «Красная звезда» устанавливается директором. Назначение гл. бухгалтера согласовывается с РАСХН.
     Взаимоотношения работников и директора, возникающие  на основе трудового договора, регулируются законодательством РФ о труде  и коллективным договором.
     Реорганизация хозяйства без изменения формы собственности на переданное ему имущество осуществляется в установленном законодательством РФ порядке. Реорганизация влечёт за собой переход прав и обязанностей предприятия к его правопреемникам в соответствие с действующим законодательством РФ. Предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     Организационная структура в ОАО ОПХ «Красная звезда» построена на принципах частичной децентрализации.
     В соответствии с ней исследуемое  хозяйство включает Бухгалтерскую  службу, Экономическую службу, две растениеводческие бригады (Истомино и Борзенково) и три фермы (Истомино, Борзенково и Пахомово). Также ОПХ имеет в своем распоряжении такие промышленные производства, как зерноток «Петкус» и сепараторный пункт. Для ремонта автотранспорта предусмотрена механизированная мастерская. 

      2.2. Размер предприятия   и его обеспеченность    производственными  ресурсами 

     ОАО ОПХ «Красная звезда» ГНУ ВНИИ ЗБК РАСХН расположено в восьми километрах на северо-запад от г. Орла, с которым его связывает асфальтированная дорога. За хозяйством закреплено 4258 га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 3100 га пашни. Направление хозяйства - элитное семеноводство с развитым молочно-мясным скотоводством.
     Климат  района расположения хозяйства относиться к переходному климату умеренных  широт от лесной зоны к зоне степной  и характеризуется неравномерным  распределением температуры, влажности  воздуха и осадков по временам года.
     Землепользование  хозяйства представляет собой широковолнистое  плато, расположенное на водоразделе  рек Мезенка и Сухая Орлица.
     Основной  почвенный фон землепользования составляют серые и темно-серые  лесные почвы. Кроме основных почвенных разностей на территории хозяйства встречаются светло-серая лесная почва, оподзоленный чернозем, лугово-черноземная почва временного избыточного переувлажнения.
     Рассмотрим  размеры производства ОАО ОПХ «Красная звезда» ГНУ ВНИИ ЗБК РАСХН за 2007 – 2009 г.г. в таблице 2.1.
      Таблица 2.1.  - Показатели размера ОАО ОПХ «Красная звезда» Орловского района Орловской области
Показатели Годы 2009    к 2007, %.
2007 2008 2009
Выручка от продажи товарной продукции, тыс. руб. 31140 34656 40014 128,50
Среднегодовая стоимость   основных   средств, тыс. руб. 89939 84148 87289 97,05
Количество   энергетических   мощностей, л. с. 21135 21839 21531 101,87
Площадь сельскохозяйственных угодий, га 3779 3779 3779 100,00
в т.ч. площадь пашни 3100 3150 3100 100,00
Среднегодовая   численность   работников, чел. 384 378 357 92,97
Поголовье животных в усл. гол. 2089 2055 2041 97,70
 
     Показатели  размера за анализируемый период изменились несущественно. Стоимость  товарной продукции в среднем  ежегодно увеличивалась на 14%.  Это обусловлено  ростом объемов продаж, и  цен на реализуемую продукцию. Это является положительной тенденцией для хозяйства.
     Стоимость основных производственных фондов ежегодно увеличивалась на 4 %. Данный показатель увеличился за счет приобретения нового оборудования.
     В 2009 г. в ОАО ОПХ «Красная звезда» среднегодовая численность работников составляла 357 чел. В 2007 г. этот показатель значительно выше и составляет 384 чел. Численность работников за анализируемый период ежегодно сокращалась в среднем на 4 %. Это можно объяснить сокращением численности населения поселка Красная звезда, так как основной состав работников приходится на жителей данного поселка.
     Площадь земельных угодий за анализируемый  период не изменилась.
     Численность поголовья крупного рогатого скота в хозяйстве за исследуемый период также оставалась неизменной.
     Поскольку   одним   из  основных  источников всех финансовых ресурсов предприятия  является выручка от реализации товаров, продукции, выполнения работ и оказания услуг, то необходимо рассмотреть состав и структуру выручки, которую получает  хозяйство.
     Изучим  состав и структуру денежной выручки  от реализации продукции  ОПХ «Красная звезда» за 2007 – 2009 г.г. для чего составим таблицу 2.2.
     Таблица 2.2 - Состав и структура денежной выручки в ОАО ОПХ «Красная звезда» Орловского района Орловской области
Виды  продукции 2007г. 2008г. 2009г. В среднем  за 3 года
Выруч-ка,тыс.руб. Уд. вес,% Выруч-ка, тыс.руб. Уд. вес,% Выруч-ка, тыс.руб. Уд. вес,% Выручка,тысруб. Уд. вес,%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Зерновые  и зернобобовые  9738 32,2 13868 40,7 18206 46,5 13938 40,4
  Прочая  продукция растениеводства  57 0,2 19 0,1 - - 25 0,1
 

Продолжение таблицы 2.2
1 2 3 4 5 6 7 8 9
  Продукция  растениеводства, реализованная  в переработанном виде 500 1,6 33 0,1 394 1 309 0,9
  Итого  продукция растениеводства  10295 34 13920 40,9 18600 47,5 14272 41,4
  КРС 3568 11,8 4476 13,1 2665 6,8 3570 10,4
  Свиньи  137 0,4 128 0,4 44 0,1 103 0,3
  Молоко  цельное  13152 43,5 12048 35,4 17215 44 14138 41
  Прочая продукция животноводства 24 0,1 15 0,1 19 0,1 19 0,06
Продукция животноводства, реализованная в  переработанном виде 2559 8,5 3144 9,2 335 0,9 2013 5,8
  Итого  продукция животноводства  19440 64,3 19811 58,2 20278 51,8 19843 57,5
  Товары 35 0,1 24 0,1 17 0,04 25 0,07
  Работы и услуги 510 1,7 302 0,9 286 0,7 366 1,1
  Всего  по организации 30280 100 34057 100 39181 100 34506 100
     Анализ  состава и структуры денежной выручки ОПХ «Красная звезда» в период с 2007г по 2009 г. показывает, что не смотря на то, что основным видом деятельности предприятия является элитное семеноводство, наибольший удельный вес в структуре выручки занимает выручка от реализации продукции животноводства, в том числе от реализации молока, что в среднем за 3 года  составило 57,5%.
     По  сравнению  с 2007г. в  2009 г. выручка от продажи свиней сократилась на 93 тыс. руб. Данная ситуация объясняется ежегодным сокращением поголовья свиней.
     Значительное  сокращение размера выручки наблюдается  и по отношению к продукции  животноводства собственного производства, реализованной в переработанном виде,  которая в 2009 г. по сравнению с 2007 г. сократилась на 2224 тыс. руб.
     Отрасль растениеводства также дает хозяйству  выручку. Наибольший удельный вес здесь  занимает выручка от реализации зерновых и зернобобовых видов культур. В изучаемый период выручка от реализации данного вида продукции имеет тенденцию увеличения. Так в 2009 г. выручка от реализации зерновых и зернобобовых культур выросла на 8468 тыс. руб. в результате повышения объема продаж и цен реализации. Размер выручки от реализации продукции растениеводства составляет лишь 41,4 % от общей суммы полученной предприятием выручки в среднем за три года. Однако, несмотря на это размер выручки от реализации продукции растениеводства ежегодно растет: в 2009г. выручка возросла до 18600 тыс. рублей, что на  8305 тыс. руб. превышает показатель 2007 г.
     Рентабельность  производства продукции в организации, эффективность ее деятельности можно  также рассмотреть путем прослеживания, каким образом были использованы ресурсы на предприятии. Рассмотрим эффективность использования ресурсов в ОАО ОПХ «Красная звезда» за 2007-2009 гг. (таблица 2.3).
     Таблица 2.3 – Эффективность использования  ресурсов в ОАО ОПХ «Красная звезда» Орловского района Орловской области
Показатели  
2007г.
2008г. 2009г. Ср.-год. темп роста (сниж.), %
1 2 3 4 5
Выручка  от реализации, тыс. руб. 30280 34057 39181 114
Площадь  с/х угодий, га 3779 3779 3779 100
Производственные затраты,тыс.руб 28018 30429 32616 108
Среднегодовая  стоимость оборотных средств, тыс. руб. 27387,5 27333,5 30165,5 105
Затраты  труда, тыс. чел-час. 720 714 709 99
Чистая  прибыль, тыс. руб. 2600 4113 6293 156
Выручка  от реализации продукции, в расчете  на:        
-100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 801 901 1037 114
-100 руб. производственных затрат, руб. 108 112 120 105
-100 руб. оборотных средств, руб. 111 125 130 108
-1 чел-час затрат труда, руб. 42 48 55 114
 

Продолжение таблицы 2.3
1 2 3 4 5
Получено  прибыли, в расчете на:        
-100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. 69 109 167 156
-100 руб. производственных затрат, руб. 9 14 19 145
-100 руб. оборотных средств, руб. 10 15 21 150
-1 чел-час затрат труда, руб. 4 6 9 150
Уровень  рентабельности, % 9 14 19 х
     Анализ  данной таблицы показал, что уровень  рентабельности производства ежегодно увеличивался и в 2009 г. составил 19 %. Эта тенденция вызвана следующими причинами. Выручка от продажи продукции, товаров, работ и услуг в среднем ежегодно увеличивалась на 14 %, что обусловлено увеличением объема продаж, повышением качества производимой продукции и как следствие повышение продажных цен. Ежегодно затраты труда снижались в среднем на 1%. Это обусловлено увеличением в хозяйстве количества различной техники, о чем говорит ежегодно увеличивающийся на 5 % показатель среднегодовой стоимости оборотных средств. В связи с увеличением механизации производства, затраты ручного труда сокращаются.
       С увеличением прибыли, сокращением  затрат и себестоимости продукции,  в хозяйстве на протяжении  исследуемого периода получали  прибыль. Причем данный показатель ежегодно увеличивался. Площадь сельскохозяйственных угодий не изменялась в течение исследуемого периода, а прибыль в расчете на 100 га сельхозугодий увеличивалась ежегодно в среднем на 56%. Это происходило за счет повышения урожайности культур, увеличения продуктивности скота. Прибыль на 100 р. Производственных затрат также имела тенденцию увеличения в течение исследуемого периода. Это объясняется опережением роста выручки над ростом производственных затрат ежегодно в среднем на 6%.
     В целом по таблице можно сделать  выводы о том, что в течение  исследуемого периода затратные  показатели в хозяйстве или снижаются  или увеличиваются очень незначительно. Таким образом в ОАО ОПХ «Красная звезда» в исследуемый период ресурсы использовались эффективно, производство являлось рентабельным с ежегодным увеличением уровня рентабельности производства. 

      2.3. Финансовые результаты  деятельности ОАО ОПХ «Красная звезда» Орловского района Орловской области  

     Несовершенство  системы распределения и реализации сельскохозяйственной продукции приводит к значительным потерям, что не только снижает финансовые результаты деятельности предприятий, но и ухудшает снабжение населения продуктами питания, а промышленность – сырьем. Возмещение затрат в денежной форме является завершающим этапом деятельности предприятия. Анализ финансовых результатов ОПХ «Красная звезда» представлен в таблице 2.4.             
Таблица 2.4 - Финансовые результаты деятельности ОАО ОПХ «Красная звезда» Орловского района Орловской области 
Показатели 2007г. 2008г. 2009г. Темп роста (сниж.), %
1 2 3 4 5
1. Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 31140 34656 40014 113
в том числе: сельскохозяйственной продукции 28934 33293 38878 116
промышленной  продукции 801 438 - -
товаров 895 599 850 98
2. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг, тыс. руб. 28878 31007 33449 108
в том числе: сельскохозяйственной продукции 26301 28719 32268 111
 

Продолжение таблицы 2.4
1 2 3 4 5
промышленной  продукции 1145 1387 - -
товаров 930 599 833 95
работ  и услуг 502 302 348 83
3. Прибыль от продаж, тыс. руб. 2262 3649 6565 170
в том числе: сельскохозяйственной продукции 2633 4574 6610 158
промышленной  продукции -344 -949 - -
товаров -35 0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.