На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Физиологические механизмы внимания

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Физиологические механизмы внимания - нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и  локальную активацию коры больших  полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в  виде реакции десинхронизации (блокада  альфа - ритма - ), происходит снижение порогов восприятия - и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания - к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности - . При реализации какой - либо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов коры. 
 

Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга.
Как известно, по закону отрицательной индукции нервный  процесс возбуждения в одних  участках коры головного мозга вызывает процесс торможения в других участках коры, что создает такие условия, при которых устраняется влияние  посторонних раздражителей на основной, рабочий участок и тем самым  снижается общее напряжение организма. Торможение в одних участках коры усиливает очаг возбуждения в  других участках, возбуждение достигает  своей наибольшей, оптимальной величины и носит название оптимального очага  возбуждения.
И. П. Павлов прибегает  к образному сравнению для  того, чтобы объяснить этот сложный  процесс. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».
Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу  возбуждения, а «затемненное» —  участкам, находящимся в заторможенном  состоянии. Очаг оптимального возбуждения  коры головного мозга находится  в состоянии движения и перемещения.
В участках коры головного мозга, находящихся в  состоянии оптимального возбуждения, создаются наиболее благоприятные  условия, обеспечивающие наилучшее  протекание познавательной и творческой деятельности. Установлено, что наилучшее  внимание в процессе мыслительной деятельности осуществляется успешно в обстановке, когда, помимо основного раздражителя (создающего оптимальный очаг возбуждения  в коре), действуют еще и слабые побочные раздражители, которые обычно усиливают действие основного раздражителя. Это объясняется тем, что для  создания рабочего оптимального очага  возбуждения большой интенсивности действующий господствующий раздражитель оказывается недостаточным и усиление его идет через, добочные раздражители. И. М. Сеченов пришел к выводу, что полная тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.
Он приводит пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной  работы; в эти комнаты не проникали  никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой  комнате, поглощались. Стояла полная тишина. В этих комнатах никто продуктивно  работать не мог — постепенно у  людей возникало сонливое состояние  — торможение.
Экспериментальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители (стук метронома, тиканье настенных часов и  др.) не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который  доносится в комнату, шорохи листьев  и другие слабые звуки не только не разрушают внимания, но иногда даже способствуют усилению его. Не способствуют улучшению внимания сильные раздражители или раздражители, вызывающие значительный интерес у человека (например, радио, телевизор, музыка). Интересно отметить, что сами учащиеся (особенно младшего школьного возраста) часто не осознают отрицательного влияния некоторых  раздражителей на их учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно  занимаются и им не мешает радио, телевизор  или музыка. Однако экспериментальные  данные показывают, что в этих условиях значительно снижается качество (больше ошибок, поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащихся. Особенно сильным раздражителем, отвлекающим внимание учащихся при  подготовке домашних заданий, является телевизор. Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.
В коре головного  мозга человека в любой момент имеется оптимальный очаг возбуждения (за исключением случаев полного  сна); этим объясняется то, что человек  всегда к чему-нибудь внимателен. Отсутствие внимания — это обычно не туда направленное внимание, не на ту деятельность, которой  должен заниматься учащийся.
Человек не рождается  с определенными качествами внимания. В процессе формирования личности развиваются  и специфические особенности  внимания, не отделимые от свойств личности.
В ходе обучения и воспитания ребенка, в процессе его деятельности, под влиянием
определенных  условий жизни формируются все  характерные особенности его  личности. Изменение деятельности, изменение образа жизни влекут за собой и изменения качеств  и особенностей внимания.
У людей различных  профессий легко можно заметить определенные качества внимания, связанные  с особенностями их трудовой деятельности. Мы ехали в поезде; в купе, кроме  нас, была пожилая женщина и отец с сыном-школьником. Прошло некоторое  время, женщина заговорила с мальчиком, а затем сказала ему: «Перешел в IV класс, а по арифметике занимаешься  ты неважно, да и читаешь мало».
Отец посмотрел  на нее с удивлением. Женщина охотно открыла свой «секрет» — по каким признакам она сделала эти выводы, наблюдая за поведением мальчика. «Вы — учительница», — догадался мужчина.
Внимание учительницы  привлекли характерные особенности  поведения и речи мальчика, которые  никто не заметил. Профессия учительницы  сказалась на некоторых специфических  особенностях ее внимания.
Внимание неотделимо от направленности и интересов личности, от потребностей человека, оно может  возникать по мотивам познавательным и нравственным. У человека возникает  внимание к объектам и явлениям, познание которых его интересует, которые имеют для него существенное значение. Когда человек ставит перед  собой цель быть внимательным, руководствуясь нравственными мотивами, он прежде всего исходит из своих убеждений, мировоззрения — это проявляется обычно в чуткости, заботливости по отношению к другим людям. Во внимании проявляются нравственные черты человека — один не замечает, что товарищ нуждается в помощи, другой, наоборот, проявляет внимание; один, сидя в автобусе, не замечает, что надо уступить место старому человеку, другой — сразу это делает.
Внимательность  человека часто проявляется как  черта характера, как выражение  привычной формы поведения. Внимательность выражает отношение людей друг к  другу, проявляется в отношении  к труду, к учению, в отношении  к себе и к другим людям. Ведь недаром  бытуют у нас такие выражения  — «быть внимательным» или  «быть невнимательным к людям».
Внимание заметно выражено и в волевых действиях человека; он сознательно мобилизует свое внимание, делая волевое усилие, или ослабляет внимание. Неотделимо внимание и от настойчивости: добиться поставленной цели в труде, учении, преодолевать трудности можно только при организованном внимании. Ярко выступает внимание в целеустремленных действиях человека при планировании, самоконтроле.
Итак, внимательность отражает общую направленность личности, ее активность, отражает отношение  личности к деятельности, к людям, к самому себе. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и  произвольным (преднамеренным). Возникает  непроизвольное внимание вследствие особенностей действующих на нас раздражителей. К таким особенностям раздражителей относятся:
1. Сила раздражителя — сильный звук, выделяющийся среди других звуков, яркий свет или цвет, резкий запах; при этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (в полной тишине — легкий шорох привлекает внимание, в шуме городской улицы не привлекает внимания даже сильный сигнал); контрастность между раздражителями (среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов — темный и т. д.).
2. Новизна, необычность  раздражителя.
3. Динамичность (подвижность) раздражителя.
Непроизвольное  внимание возникает не только в зависимости  от особенностей раздражителя, но и  от состояния самого человека, которое  связано с его потребностями, интересами, настроением, прежним, опытом и отношением к тому, что воздействует на него. Приведем пример из записей  учительницы.
«Это было 12 апреля 1961 г. В классе стояла полная тишина. Ребята сосредоточенно работали, писали творческий диктант. В коридоре раздался крик: «Человек в космосе!» Работа прекратилась, ученики закричали, вскочили со своих мест. Напрасны были мои  старания вернуть ребят к рабочему состоянию и переключить их внимание на диктант. Я прекратила работу по письму и стала беседовать с ребятами о том событии, которое так  взволновало их и меня. В это  время включили репродуктор —  послышался голос Левитана, передавали сообщение ТАСС. Класс замер, ребята как бы застыли и глаза их
были устремлены к репродуктору».
Внимание к  сообщению о полете космонавта возникло у ребят непреднамеренно, непроизвольно, помимо их желания и воли; оно  сохранялось без всякого напряжения с их стороны; сильные чувства, вызванные  сообщением, поддерживали внимание. Внимание возникло потому, что характер внешнего раздражителя (голос в коридоре — «Человек в космосе!») вследствие его особенностей (сила, необычайность, новизна, контрастность) создали тот эмоциональный тонус, который поддерживает внимание.
Помимо воздействия  раздражителя, непроизвольное внимание ребят поддерживалось их общим состоянием. Первое сообщение у них вызвало  потребность узнать, что произошло, интерес к замечательному событию. Появилось приподнятое, бодрое настроение, которое создало определенное эмоциональное  отношение к воспринимаемому.
Начальной формой непроизвольного внимания обычно является ориентировочный рефлекс — рефлекс  на новизну. И. П. Павлов называл его  — рефлекс «Что такое?» «Происходящие  изменения в окружающей среде  — новый, сильный раздражитель —  вызывает соответствующие реакции  организма. И мы, и животные при  малейшем колебании окружающей среды  устанавливаем соответствующий  рецепторный аппарат по направлению  к агенту колебания».
Ориентировочный рефлекс дает сигнал о характере  действующего раздражителя. Создается  обстановка для лучшей работы анализаторов и для восприятия предмета. Произвольное внимание возникает вследствие сознательно  поставленной цели: направить внимание на определенный объект или явление  действительности. Оно связано с  волевым усилием.
Произвольное  внимание возникло и сформировалось у человека под влиянием труда  и общественной деятельности; без  способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность, как бы интересна она ни была.
Всякая трудовая деятельность требует постановки и  осознания цели, организации и  готовности выполнять эту деятельность и затем подчинения цели всех своих  действий, в течение всего времени  труда, т. е. сохранять устойчивость внимания. В этом и выражается произвольность внимания на все время, пока человек  трудится.
В процессе интеллектуальной деятельности также требуется ясно поставленная цель, организованность, сохранение и поддержание внимания в ходе всей работы.
Произвольное  и непроизвольное внимание тесно  связаны между собой, произвольное внимание может перейти в непроизвольное, а непроизвольное может стать произвольным. Приведем пример.
Школьник слушает  объяснение учителя только потому, что знает — его должны спросить и ему нужно будет рассказать все, о чем говорил на уроке  учитель. Установка на слушание и  мотивы, побуждающие школьника слушать  объяснение, делают рассказ учителя  заранее неинтересным для ученика; но слушать надо, и учащийся, проявляя волевое усилие, слушает объяснение, сосредоточивает внимание на рассказе и поддерживает внимание только волевыми усилиями. Такое внимание произвольное.
Но объяснение учителя оказалось интересным и ученик постепенно стал слушать урок без напряжения; он теперь внимателен иначе — его внимание непроизвольное. Через, некоторое время объяснение учителя кажется ученику уже неинтересным — он отвлекается, но, вспомнив о том, что должен слушать, делает над собой усилие и слушает внимательно. Внимание опять становится произвольным.
Сохранение устойчивого  произвольного внимания зависит  от ряда условий.
1. Осознание  долга и обязанностей при выполнении  деятельности. Осознание учеником  долга — хорошо учиться —  вызывает у него волевое, произвольное  внимание в тех случаях, когда  другие желания отвлекают его  от учения.
2. Отчетливое  понимание цели и задачи выполняемой  деятельности. Учащийся должен хорошо  представлять себе, для чего надо  быть внимательным. Например, учительница  говорит, что надо следить по  учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, так как не осознает, зачем это нужно. Тогда учительница ставит перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибки, будешь их исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением — он осознал необходимость быть внимательным.
3. Устойчивость  интересов. Если имеется большой,  глубокий интерес к чему-либо, произвольное внимание будет  более устойчивым. Например, девочка  занимается музыкой, любит музыку  и проявляет большой интерес  к ней, и, хотя длительные  музыкальные упражнения утомительны,  интерес к музыке побеждает:  девочка внимательна.
4. Привычные  условия работы. Если выработаны  привычные формы работы, внимание  будет устойчивым. Например, многие  учителя после перемены сразу  начинают активную работу с  учащимися, не устраивая проверки  присутствующих, не выслушивая сообщений  дежурных. Учащиеся настолько привыкли  к такому порядку, что сразу  же включаются в работу (опыт  Липецких учителей).
5. Создание благоприятных  условий для деятельности: отсутствие  посторонних, отвлекающих раздражителей,  наличие нужных материалов, орудий  труда (например, у учащихся все  учебники и тетради на месте). Основные свойства внимания: сосредоточенность (концентрация), объем, распределение, устойчивость, колебание, переключение, Сосредоточенность внимания — выделение ограниченного круга объектов, на которые направлено внимание, с отвлечением от всего постороннего.
Сосредоточенность обеспечивает углубленность в работу, ясность и отчетливость всех познавательных процессов. Взгляните на ребят, когда  они увлечены рассказом учителя: они настолько сосредоточенно слушают, что не реагируют даже на звонок с урока. Устойчивая и углубленная, а не поверхностная сосредоточенность  является обязательным условием успешной учебной работы.
Устойчивая сосредоточенность  возникает, когда есть интерес к  данной работе, данному объекту, который  дает человеку новые впечатления; устойчивая сосредоточенность возникает при  осознании долга, необходимости  выполнения работы, при положительном  эмоциональном тоне и, наконец, при  активной деятельности с объектом.
Сосредоточенность и направленность внимания зависят  и от специально организованной работы по развитию этих качеств. Например, учитель  обучает учащихся рассматривать  картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны  и качества.
Организующие  указания учителя заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.
Объем внимания — это количество объектов, воспринимаемых одновременно. Объем внимания зависит  от опыта, от практической деятельности человека, от особенностей воспринимаемых предметов, от поставленной задачи. Не объединенные между собой объекты  воспринимаются в меньшем количестве, связанные объекты воспринимаются (особенно если эта связь осознана) в большем объеме.
Объем внимания можно увеличить, включив школьника  в такую деятельность, где ему  необходимо будет расширять круг своего внимания. При работе с учащимися  начальных классов всегда следует  учитывать ограниченность их объема внимания. Зная это, при объяснении нового материала, при знакомстве с  новыми вещами, явлениями, событиями  следует выделять для изучения одновременно только один-два объекта.
Распределение внимания — это одновременное  выполнение двух или нескольких однородных действий или наблюдение за несколькими  независимыми процессами.
Экспериментальные исследования показали, что при действиях, требующих большого и полного  сосредоточения, обычно другие действия невозможны. Проводили такой опыт — предлагали человеку идти по узкому бревну, сохраняя равновесие, устойчивость и одновременно решая задачу. Совместить эти два действия не удалось. Решая задачу, человек терял равновесие и падал с бревна, а сохраняя равновесие, он не мог решать задачу (опыт Пуни).
Выполнять одновременно два действия возможно только в том  случае, если человек имеет большой  опыт в выполнении этих действий, в  условиях хорошо знакомой деятельности, когда происходит объединение ряда операций, а часть операций автоматизируется. Тогда человек способен в центре внимания держать основную деятельность, время от времени систематически и быстро переключаясь на другую.
В некоторых  профессиях требуется непременно распределять внимание: профессии шофера, летчика, особенно педагогическая работа. Учитель  должен одновременно следить за классом  и объяснять урок.
Распределять  внимание необходимо и учащемуся. Он должен и слушать объяснение учителя  и следить за тем, что показывает учитель (например, на географической карте); должен слушать и записывать одновременно. Умение распределять внимание вырабатывается в процессе практической деятельности.
Некоторые школьники  умеют очень хорошо распределять свое внимание. Например, учительница  прекрасно видит, что ученик разговаривает  с соседом, что он не слушает ответа товарища. Желая поставить этого  «болтуна» в неловкое положение, учительница задает ему вопрос и  совершенно неожиданно получает полный ответ. Мы наблюдали, как ученик IV класса сосредоточенно решал задачу и одновременно делал замечания товарищу, который  решал другую задачу.
В беседе с этим учеником мы выяснили, что он слушает  не все, а избирательно, только нужное, важное. Наблюдая его на уроке, мы убедились, что в процессе объяснения учителя  он, действительно, временами сосредоточенно слушал, писал, напряженно работал, а  временами отвлекался.
Переключение  внимания — перестройка, перемещение  внимания с одного объекта на другой. Исследованиями советских психологов доказано, в противоположность утверждениям некоторых буржуазных психологов, что  переключаемость внимания — воспитываемое  качество.
Переключение  внимания может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным).
Преднамеренное  переключение внимания происходит тогда, когда перед человеком возникает  новая задача, изменяется характер деятельности.
Преднамеренное  переключение внимания зависит от особенностей деятельности и интереса к ней  человека. Большое значение для преднамеренного  переключения внимания имеют также  потребности человека.
Непреднамеренное  переключение внимания обычно происходит легко, человек не испытывает при  таком переключении внимания чувства  напряжения и усилия.
Быстрота переключения внимания зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности человека.
Если предыдущая деятельность была интересной или если человек работал сосредоточенно и углубленно, если деятельность вызывала сильные чувства, требовала большой  затраты сил, то переключение внимания происходит с трудом. Если же предыдущая деятельность требовала от человека незначительных усилий, небольшой сосредоточенности  на работе, тогда переключение внимания проходит легко.
Если новая  деятельность интересна, привлекательна для человека, то переключение внимания протекает тоже сравнительно легко. Если же новая деятельность требует  напряжения внимания, усилий, то переключение внимания происходит замедленно и с  трудом. Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается определенным (большим и меньшим) нервным напряжением, которое выражается в волевом  усилии.
Вот почему нам  трудно начинать какую-либо новую работу, а особенно не совсем приятную, —  мы испытываем чувство затрудненности, напряженности.
В этом отношении  очень ярко проявляются индивидуальные качества людей, непосредственно зависящие  от особенностей их нервной деятельности. Так, замедленность и быстрота переключения внимания зависят от подвижности  основных нервных процессов —  возбуждения и торможения. Для  переключения внимания имеет значение и состояние нервной системы  человека в данный момент. У утомленного человека процессы переключения внимания сильно замедлены. Таким образом переключение внимания зависит и от индивидуальных особенностей личности.
Индивидуальные  различия в переключении внимания очень  заметно проявляются в учебной  работе школьников.
Одни учащиеся легко переходят от решения задачи к устному счету, другие втягиваются  в новую учебную деятельность постепенно; одни после ответа у  доски долго не могут включиться в работу класса, у других этот переход  от одного вида учебной деятельности к другой протекает быстро и легко, без напряжения.
Одни школьники  быстро переключаются с игровой  деятельности во время перемены на учебную и в самом начале урока уже готовы к работе, у других учащихся этот процесс затяжной: они что-то достают из парты, непрерывно двигаются, долго не могут успокоиться. Вот, кажется, все готовы к уроку и внешне проявляют свою внимательность — учитель начинает объяснять урок. Но не всегда следует доверять этому внешнему проявлению внимания: некоторые учащиеся, несмотря на спокойные позы, все еще не переключили своего внимания на работу. Индивидуальных различий в переключении внимания очень много, и учителю необходимо изучать, как они проявляются у каждого учащегося в учебной работе.
Устойчивостью внимания называется длительное удержание  внимания на предмете или какой-либо деятельности. Колебание внимания —  это периодическое отвлечение и  ослабление внимания к данному объекту  или деятельности.
Если деятельность интересна, захватывает человека, его  внимание может быть устойчивым долгое время. Кратковременные отвлечения внимания на несколько секунд не имеют  практического значения, они часто  проходят незаметно для человека. Устойчивость внимания зависит и  от особенностей объекта. Наше внимание не может долго быть устойчивым при  неподвижности объекта, устойчивость внимания трудно сохраняется на объекте, который беден по содержанию, не вызывает интереса.
Если то, к  чему мы внимательны, интересно, дает пищу для активной практической деятельности, размышления, наблюдения, представления, воображения, внимание становится устойчивым. Большое влияние на устойчивость внимания оказывает активная и разнообразная  деятельность с объектом внимания. В результате активной и разнообразной  деятельности повышается интерес к  данному объекту, а это влечет за собой улучшение внимания. Однообразная деятельность, однообразные действия снижают устойчивость внимания.
Положительное отношение человека к предмету восприятия создает определенный эмоциональный  тон, усиливающий устойчивость внимания; отрицательное отношение к воспринимаемому  вызывает резкое снижение устойчивости внимания. Любимым, интересным делом школьник может заниматься очень долго, не отвлекаясь от него. Учебная деятельность, дающая результат, особенно после напряжения и преодоления трудностей, вызывает положительные эмоции: у школьника возникают чувства удовлетворения, радости, которые сопровождаются устойчивым вниманием. При продолжении работы возникает желание заниматься данной работой, и еще до начала деятельности у учащихся создается установка на устойчивое внимание.
Рассмотрим учебную  работу учащегося в школе и  дома.
Школьник делает волевое усилие и заставляет себя сосредоточенно и интенсивно работать на уроке, его внимание стало устойчивым. Учительница объясняет новый  и сложный материал, но в это  время на задней парте ученики  Петров и Иванов затеяли какой-то спор и возню. Учительница делает им замечание: «Иванов! Петров! Прекратите возню и слушайте объяснение, вы сами не работаете и другим мешаете!..»  На это замечание ушло всего несколько  минут, но учительница потеряла нить объяснения, начинает вспоминать, на чем  она остановилась, а ученики вновь  должны включаться в работу и снова  делают усилие, чтобы сосредоточиться  на рассказе учителя.
Так невольно учитель  нарушает целостность восприятия учениками  материала, разрушает устойчивость их внимания. Как правило, после такого замечания часть школьников объяснение или не слушает, или слушает невнимательно.
Что же следует  делать в подобном случае?
Большинство опытных  учителей не делают замечаний на уроке  во время своих объяснений, сохраняя тем самым устойчивость внимания и своего, и учащихся. Если же эта  потребность возникает, то учитель  дает понять ученику, что он недоволен.
Интонация голоса, пристальный взгляд, движение руки — все это, не нарушая объяснения, хода и ритма работы, не снижая внимания, создает порядок в классе и  вводит в нормальное русло тех  учащихся, которые отклонились от работы.
Самый лучший способ организации устойчивого внимания школьника связан не о применением каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность на уроке, чтобы у учащихся не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на сколько-нибудь длительное время. Интересное содержание урока, разнообразие видов учебной деятельности, активность учащихся на уроке способствуют организации внимания. В интересной работе школьники учатся; быть внимательными, и если интересные уроки не случайность, носят систематический характер, то у учащихся вырабатываются навыки и привычки работать внимательно.
Во всех указанных  случаях задача быть внимательным не выступает самостоятельно, ее порой  не ставят ни учитель, ни сами школьники; но деятельность школьника, условия  ее протекания, обстановка — все  это воспитывает и организует внимание.
Неустойчивость  внимания учащегося возникает от непосильной или чрезмерно обширной работы. Так, некоторые учителя дают школьникам слишком большие домашние задания, это приносит порой не пользу, а вред: ученик делает первые примеры  и пишет первые упражнения внимательно, а дальше начинает работать механически. Так воспитывается стиль небрежной  и поверхностной работы, в подобной деятельности устойчивое внимание не воспитывается.
Бывают классы, о которых говорят: «В этом классе ученики очень внимательны» или  «В этом классе все учащиеся какие-то невнимательные». Это действительно  так. Хорошие навыки учебной работы, воспитанные учительницей начальной  школы, коллектив учащихся сохраняет  надолго. В таких классах возникает  и существует традиция: на уроке  все должны быть внимательны; большую  роль играет общественное мнение, которое  осуждает учеников, невнимательно работающих на уроке и дома. Тем самым создаются  условия для воспитания устойчивого  внимания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.