На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности культуры русского дворянства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение
     «Свод законов Российской империи» определял  дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены или монархами сим достоинством пожалованы».1
     Неясность этого определения вполне соответствовала  неясности самого понятия «дворянство» в представлении современников. Один из дворянских публицистов конца XIX в.,. задавшись вопросом «Что такое дворянин?», должен был признать, что «общее понятие, скорее чувствуемое, чем осознаваемое, слово"дворянин" является в виде неясного представления чего-то избранного, привилегированного, неодинакового со всеми остальными людьми». Некоторая растерянность цитируемого автора объясняется действительно сложным, разнородным составом дворянства к концу XIX в.
     Первоначально дворянство было служилым сословием, получавшим поместья за военную службу. Во времена Петра I действовал принудительный порядок бессрочного прохождения дворянами государственной службы, в 1736 г. бессменная служба была заменена срочной на 25 лет, а согласно новому указу служба из сословной повинности превратилась в добровольное исполнение долга перед престолом и Отечеством. Отныне дворянину предоставлялась возможность самому решать свою судьбу: он мог продолжить военную карьеру или карьеру статского чиновника, а мог подать в отставку. 

Делая попытку объяснить читателю в общем виде, что же такое дворянство, следует прежде всего определить его как сословие, то есть особый в правовом отношении слой феодального общества, исторически сложившийся в России к началу XVIII в. и окончательно юридически оформленный Жалованной грамотой дворянству 1785 г. В идеальном случае дворянин — это помещик, то есть владелец земель и крепостных — основной производительной силы феодального общества. Именно в таком качестве дворянин-помещик являлся главной социальной опорой царизма. В своем имении он выступал отчасти как агент верховной власти, ответственный за поступление налогов с крестьян, исполнение рекрутской повинности, благосостояние населения, за сохранение общественного спокойствия и т. п.
     Несмотря  на целый ряд появившихся в последнее время серьезных исследований русской культуры XVIII века, дворянская культура по-прежнему остается малоизученным социокультурным явлением в истории русской культуры. Культурологический подход, сложившийся в XX веке, позволяет расширить границы исследования дворянской культуры и выявить, как формировалось мировоззрение сословия, которое на протяжении почти двух веков играло роль культурного гегемона для всего русского общества. Дворянское мировоззрение явилось основой общероссийского менталитета.
До 1917 года на протяжении нескольких столетий дворянская культура
являлась  ведущей субкультурой в России. Почти  на целое столетие этот культурный пласт был предан забвению, в то время как он нес в себе явления, характерные для процесса развития русского общества в целом. "В сознании русского человека, - пишет Ю.М. Лотман, - прочно сложился предрассудок очернительного отношения ко всему, к чему приложим эпитет "дворянский". Дворянство было не таким, как все остальное население России. Они выделялись своим воспитанием, одеждой, материальным
благополучием, кодексом дворянской морали. Оно выглядело  по-своему и говорило не так.2
Дворянство  не было изолированной, наглухо закрытой элитной корпорацией. В сословии было движение, развитие: люди приходили  и уходили. Иначе дворянство стало бы категорией вымирающей. А это никоим образом не соответствовало потребностям верховной власти. Она, между прочим, внимательно следила за социальной базой, которая обеспечивала им нормальное состояние системы управления империей. Когда эта система испытывала кадровые затруднения, дорога в благородное сословие упрощалась, когда же система почувствовала избыток, стать потомственным дворянином стало значительно труднее.
     Дворянская  культура всегда оставалась для всех последующих поколений и творителем и детищем того утонченного, изящного и в то же время высокомерного и порой жестокого сословия, которое и по настоящее время притягивает нас своей волнующей красотой и вечной новизной - это и определило актуальность нашей работы.
Объект исследования – культура русского дворянства.
Предмет исследования – традиции и быт как элемент культуры дворянского сословия.
     Цель работы – выявление особенностей культуры дворянства, через рассмотрение традиций и быта.
     В ходе исследования нам предстоит решить следующие задачи:
     -рассмотреть историю развития дворянского сословия;
     -определить элементы культуры дворянства и охарактеризовать их.
     Методологическая  база исследования: в основе данной работы лежат труды Терещенко, Лотмана Ю.М., Пиратинской Д.Л., Пыляева Д.Л., Хренован Н.А., Жабрева А.Э., Захаровой О.Ю., Князькова С.А. 
 

                           
 
 

                             ГЛАВАI. СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ 
                               ДВОРЯНСКОГО СОСЛОВИЯ 

      Петровские реформы и елизаветинское время
 
     Дворянству  в истории Российской империи  принадлежит вполне определенный временной  отрезок: XVII-XIX века и немножко от века XX. Всё это укладывается в рамки  правления династии Романовых, поэтому  дворянство в определенной степени  можно рассматривать как атрибут именно этого правления. Больше он уже не повторялся.
За это  время дворяне создали великую  и сильную державу, авторитет  которой в мире был непререкаем. С другой стороны, резкая и трагическая  потеря инициативы в 1918 году свидетельствовала, что российское дворянство обществу что-то недодало, что-то до него не донесло или просто добилось результатов с такими потерями, которые общество им прощать не захотело. Они ушли от власти на подъёме.
     В середине XVIII века самосознание дворянства делает следующий шаг: дворяне не просто признают необходимость образования, забота об улучшении образовательно-воспитательной системы становится общественным делом самого сословия. Наиболее прогрессивная часть дворянского общества начинает обращать самое пристальное внимание на систему воспитания молодого дворянина. Работа на ниве образования становится одним из способов общественного служения для представителей благородного сословия.
       Начиная с петровского времени все нововведения, будь то стили, мода или правила этикета, проникали в дворянское общество благодаря влиянию двора и высшего света. Культурное первенство принадлежало аристократическому слою дворянства, но это было первенство заимствования. В середине XVIII века рост национальных настроений и самосознания высшего сословия требовал самовыражения. И наиболее способной к нему оказалась молодежь из дворянских корпусов. Причин было несколько. Во-первых, сама духовная атмосфера общества, ощущение свободы от засилья иноземцев, рост национальной гордости и определенная свобода высказываний способствовали творческим исканиям дворянской молодежи. Во-вторых, молодежная среда была наиболее гибкой в восприятии нового и более способной к самостоятельному творчеству благодаря своей социальной активности. Творческий поиск и культурный эксперимент поощрялись правительством и приветствовались обществом.
       При Петре I появились первые маскарады. М.И. Пыляев считал, что слово «маскарад» заимствовано от арабского «мушкара», что значит в переводе шутка1. Согласно энциклопедическому словарю Ф.Брокгауза и И.Ефрона, «маскарад — это маскированный или увеселительный бал, на который его участники приходят в масках и иногда одетыми в особые костюмы»3
     Необходимо  отметить, что учеными установлена  генетическая связь между ряжением в народной культуре и маскарадами в дворянской культуре. Суть того и другого они усматривают в противопоставлении праздничного и реального бытия, выходе человека за пределы своей сущности, попытке сделать себя неузнаваемым под «личиной», обрести временную свободу в действиях. Ю.М. Лотман полагал, что «маскарадное переодевание» противоречило в принципе глубоким церковным традициям... Поэтому европейская традиция маскарада проникала в дворянский быт XVIII века с трудом или же сливалась с фольклорным ряжением. Время святок — время ряженых, время переодевания, выворота обыденной жизни наизнанку. Именно в это время Петр устраивал свои маскарады, учитывая старые традиции. Петровские маскарады отвечали духу своего времени. Непременной частью светских праздников были костюмированные шествия с ряжеными, группами артистов, декоративными колесницами и санями. Любопытно, что здесь использовалась древняя традиция саней — самого богатого и почетного средства передвижения.4
Маскарадные развлечения в петровское время  были принудительным, дорогим и утомительным мероприятием. Под угрозой штрафа шили костюмы, царь их просматривал и заставлял перешивать за несколько дней.
        Елизавета Петровна продолжила  традицию роскошных элитарных  празднеств. Сменяя друг друга,  они составляли одно большое  празднество. Главной задачей праздников того времени была их эстетизация. Все должно было услаждать взор, восхищать и удивлять императрицу и столичное дворянство. Маскарадная жизнь столичного двора времен Елизаветы Петровны, необходимо отметить, была, бесспорно, синтезом известных тогда искусств. Наблюдался мощный всплеск театральной культуры. Корни этого явления следует искать в общем пристрастии эпохи к театру. С середины 30-х годов в Санкт-Петербурге гастролируют итальянские, французские и немецкие труппы. За короткий промежуток времени эти труппы показали русскому зрителю весь лучший классический репертуар того времени. Именно в царствование Елизаветы происходит массовое появление домашних театров как в столицах, так и в провинции. Вообще, театромания приняла такие размеры, что правительство издало указ, разрешающий всем желающим устраивать театры, "токмо чтоб при тех вечеринках никаких непорядков и противных указам поступков, и шуму, и драк не происходило, а на русских комедиях в касающееся до духовных персон платье не наряжались бы и по улицам в приличном к комедиям, ни в каком, нарядясь, не ходили и не ездили". Этот указ свидетельствует прежде всего о том, что подобное выплескивание театральной атмосферы в жизнь было широко распространено. Но если во времена Петра I публичные шутовские шествия были в ходу, то в середине века подобное осмеяние духовного сословия, выполняющего свою роль в обществе, и превращение жизни в балаган осуждаются и правительством, и общественным мнением. Шутовство признается неприличным занятием для благородного сословия.5
В домашних и в публичных театрах ставились  и переводные, и русские пьесы, и пьесы на иностранных языках6
     Жизнь и театр наиболее прочно переплелись  в маскарадах, которыми славился елизаветинский двор. Театрализация жизни, присущая елизаветинской эпохе, вызвала к жизни блистательные придворные маскарады. По свидетельству Екатерины II, "осенние и зимние удовольствия были распределены между операми, балами и маскарадами. Было определено, что каждую неделю будут два маскированных бала - один при дворе, другой по очереди у главных персон в городе". Маскарадные костюмы оговаривались даже в законодательных документах. Так, в публичный маскарад "иметь приезд всему дворянству с фамилиями", "в приличных масках", "а кто не дворянин, тот бы в оный маскарад быть не дерзал".
     Таким образом, маскарады признавались чисто  дворянским развлечением. В Петербурге это было действительно так, а  в Москве публичные маскарады устраивались в здании итальянского театра для всех желающих.
     Внимание дворянства к игровой стороне жизни можно подразделить на два вида. Во-первых, это любовь к театру как таковому, во-вторых, соединение театра и жизни. Чуждые русской действительности нравы и обычаи легче всего входили в жизнь через игру. С изменением мировосприятия, с ощущением большей причастности к европейской культуре элемент игры модифицируется, трансформируясь постепенно из механизма социокультурной адаптации в салонное развлечение, в один из способов проведения досуга. Европейская культура превращается в составную часть картины мира русского дворянина. И елизаветинское время дает нам пример того, как новые культурные тенденции, входя в общество в виде игры, становятся впоследствии неотъемлемой чертой жизни.
     Культурная  роль дворянства не ограничивалась развитием русского театрального искусства. Не менее важна роль дворянства в том, что благодаря ему в обществе закрепился интерес к литературе. Литературные произведения одинаково быстро расходились и в печатном виде, и в списках, потому что число людей, интересовавшихся литературными новинками, было ничтожно мало. Традиция распространения литературы в рукописных списках долго сохранялась в русской культуре.
     В дворянском обществе середины века возникает "спрос на культуру". А печатных новинок выходило немного - четыре-пять наименований в год. Возникшую пустоту между общественным спросом и тем, что могли предложить существующие культурные институты, заполнили частные журналы. Они выполняли двоякую функцию. Во-первых, знакомили публику с новинками отечественной и зарубежной литературы. Во-вторых, выполняли роль трибуны, где дворяне могли высказать собственное мнение по насущным вопросам и обсудить это в своем кругу. Иными словами, журнал был своеобразным средством общения.
     К середине XVIII века литература стала  формой самовыражения и ареной действия той части дворянского общества, которая в силу возросшего образовательного уровня почувствовала необходимость выразить свою точку зрения. Дворянство стремилось к общественной деятельности, одной службы для самовыражения было уже мало.
     Развитие  художественного вкуса, приобретение определенных эстетических представлений требовали мастеров-ремесленников, которые были бы способны создавать вещи, отвечающие возросшим потребностям. Вот почему в середине XVIII века в сословных корпусах начинают открывать специальные классы для ремесленников. Так, великий князь Петр Федорович издал указ от 27 марта 1761 года о том, что дети из гарнизонной школы в возрасте от 5 до 15 лет будут учиться читать, писать, считать, рисовать, говорить по-немецки и осваивать ремесла (седельное, шорное, ружейное, кузнечное, музыкальное). То есть сословное учебное заведение не только прививало детям определенные представления о жизни, но и готовило людей, способных обслуживать "утонченные" вкусы дворянства.7
     В то же время внутренняя, семейная и  бытовая жизнь дворянства придерживалась совершенно иных, отличных от Европы, основ - древнерусской традиции, самодержавия и православия, крепостничества. За европейским фасадом скрывался восточный деспотизм и полуазиатский быт. Это смешение двух культурных традиций придавало русскому дворянству неповторимое своеобразие. И если в елизаветинскую эпоху русские и европейские традиции находились в хрупком равновесии, то уже при Екатерине II дворянство выглядит совершенно европейским. Разрыв между сознанием и действительностью, самооценкой и жизненными реалиями оказался губительным для дворянской культуры и стал причиной ее глубокого кризиса и упадка.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Культура одежды. Этикет 

Петровская  реформа костюма Русский костюм XVIII века
     Введение  европейских обычаев в жизнь  дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен  с европейскими странами подготовили  условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для  ее внедрения в жизнь потребовались государственные указы, принуждающие силой, штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.
     По  указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам  было запрещено ношение старого  русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин — короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин — широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).9
     Таким образом, основные формы европейского костюма — «платья саксонского, немецкого или французского»  — заменили абсолютно несхожий с  ними по конструктивному и декоративному  решению древнерусский костюм, вызвали к жизни новые представления о красоте, новые эстетические идеалы.
     Энергичная  натура Петра, активное привлечение  им дворянской молодежи к разнообразной  деятельности обусловили более практичную и простую форму одежды.10 

Основные формы одежды второй половины 18в.
     Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.), связанный с усилением влияния  французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм.
рис.1
     Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том  большом значении, которое придавалось  костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период.
     Основные  формы мужского костюма с начала века и до 70-х гг. изменяются незначительно: по-прежнему остаются французский кафтан с прямыми полами, расширенный книзу за счет жесткой прокладки, камзол, кюлоты. Однако с каждым годом возрастают богатство и роскошь применяемых тканей, отделки, украшений. В конце 70-х гг. в моде французский и английский фраки.
     Основным  силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его  десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и  низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка — панье, позднее фижмы. В 70-е гг. в моду, как и на Западе, входит профильный силуэт, высокие прически и головные уборы, украшенные лентами, перьями, оборками.
рис.2
     Большую роль играют в XVIII в. государственные  постановления и указы об одежде дворян, четко регламентирующие не только форму костюма, но и характер его отделки, цвет, ткань, украшения. Так, в 1782 г. Екатерина II издала три указа. Первый из них — «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору». В нем рекомендовалось соблюдать «более простоту и умеренность в образе одежды» и запрещалось отделывать платье золотым и серебряным шитьем или кружевом шире двух вершков (9 см) и носить головные уборы выше двух вершков. Во втором указе рекомендовалось дворянам (мужчинам и женщинам) являться в столицу и ко двору в платьях тех цветов, которые присвоены их губернии. Например, мундир дворянина Петербургской губернии представлен светло-синим кафтаном с черными бархатными отворотами, воротником и обшлагами; Московской губернии — красным кафтаном с темно-серой отделкой и т. д. В этой же цветовой гамме должны были решаться наряды их жен и дочерей. Третий указ — «О назначении, в какие праздники какое платье носить особам обоего пола, имеющим приезд ко двору» — разрешал носить в особо торжественных случаях одежду из золотой и серебряной парчи, в менее торжественных — из шелка и сукна. Все ткани должны быть русского производства.
Многие  горожане, особенно из купеческого  сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.11
     С не меньшим сопротивлением были встречены  новая модная прическа — завитой  парик — и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за ее ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.
рис.3
     Для женщин переход к новому костюму  был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.
Но, встреченные  сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.
рис.4
Но и  дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки. Русский костюм петровского времени отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр.. Новые формы быта, новые нормы поведения были сформулированы в книге «Юности честное зерцало».12
     До  конца XVIII века значительных изменений  в моде не происходит, и только начиная  с 70-х годов, под влиянием нововведений в западных модах, русский дворянский костюм также подвергается сильным изменениям. Моды распространялись не столько при помощи журналов мод, которые издавались нерегулярно, сколько благодаря готовым нарядам, выписываемым из Парижа и Лондона. Среди русского дворянства процветала не только галломания — подражание французским модам и этикету, увлечение французским языком, — в последней четверти века начинается и англомания.
     Большая часть купечества и городской бедноты носила по-прежнему русский костюм, подвергшийся, однако, влиянию модного направления. Модные элементы были заметны прежде всего в костюмах купеческой молодежи. Такой костюм состоял из доходившего до икр кафтана со сборками по талии, обычно опоясанного, цветной рубахи и заправленных в сапоги штанов. Купцы и мещане стригли волосы «в скобку» и носили бороду.
     Крестьянская одежда сохранила национальные традиции вплоть до начала XX века.
     Одним из главных достижений русской культуры XVIII века стало создание новых устойчивых форм общественного порядка поведения. Российская аристократия была законодательницей  новых правил поведения в обществе, соединивших в себе старые русские традиции и европейские нормы. «В высших сословиях складываются некоторые обычаи, рождаются некоторые правила учтивости и изысканности, служащие, так сказать, опознавательными знаками, с помощью которых можно отличить посвященных от чужаков. Люди, принадлежащие к высшим сословиям и пользующиеся милостями государя, непременно оказывают значительное воздействие на общественное мнение, ибо, за очень редкими исключениями, власть имущие суть люди со вкусом, влиятельные персоны суть люди учтивые, а баловни фортуны суть всеобщие любимцы»
     В последнее время появились многочисленные публикации, посвященные дворянскому  быту: развлекательной культуре, миру русской усадьбы, гастрономии, чиновническим  отношениям и т. д..
В центре–  повседневный этикет русского дворянства. Особенность как церемониального, так и будничного этикета определяется его игровым характером. Причем участники  игры одновременно являлись как исполнителями, так и зрителями «театрального  действа». Поэтому «малейшее нарушение условленных форм ощущалось решительно всеми». Правда, нарушители придворного этикета подвергались более суровой оценке окружающих. «В обществе необходимы хорошие манеры и сдержанность в обращении, при дворе же эти качества еще необходимее»
Так или  иначе, жесткие «рамки светского  приличия» вызывали естественную реакцию  недовольства и у дворян «средней руки», и у представителей аристократических  кругов: «... цепь отношений, приличий и  обязанностей мгновенно накинута на душу, как аркан горского разбойника, и влечет бедную из минутной независимости в рабство и тревогу, называемую – светскою жизнию, где ум изгибается и коварствует, язык лжет и лицо, как искусный актер, играет такие роли, каких настоятельно требуют обстоятельства»
     Многочисленные руководства по этикету, выходившие во второй половине XIX века, были адресованы представителям среднего сословия, которое составляли купцы, небогатые чиновники, учителя, врачи, артисты. В этом также заключалась «культурная миссия» света.
Сложившиеся формы ритуального поведения должны были доставлять эстетическое удовольствие участникам ритуала как в свете, так и дома, то есть в повседневной жизни. К примеру, хозяйка дома, разливающая чай, не должна была допустить ни одной оплошности: спокойствие движений, ловкость высоко ценились сидящими за чайным столом. «Вчера мы втроем ездили на фабрику смотреть жену нового управляющего, – сообщает в 1842 году из Туринска в письме к Н. Д. Фонвизиной И. И. Пущин. – Нашли там черкешенку, довольно развязную и довольно светскую. Весь дом наполнен ружьями, пистолетами и кинжалами. Среди всех этих воинских доспехов она разливает чай довольно ловко...»
Повседневная  жизнь - это и есть та сфера человеческих отношений, где постоянно сталкиваются нормы поведения и «порывы  естества». Знакомясь с разнообразными проявлениями повседневной жизни дворянства пушкинской поры, мы неожиданно открываем для себя некие глубинные, духовные ценности эпохи.
     Таким образом, этикет регулировал не только праздничное, но и будничное течение  жизни. Самые обыденные моменты повседневной жизни дворян подчинялись правилам приличия: распорядок дня, одежда, еда, «убранство интерьера», прием гостей, застолье и т. д. Эти правила были многочисленны. Они усваивались не без труда с ранних лет, в процессе воспитания под руководством опытных наставников.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. БЫТ И ТРАДИЦИИ  ДВОРЯНСТВА КАК
                             ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ 

    2.1.Культура дворянской усадьбы 

     Ярким эпизодом в истории русской культуры стала жизнь дворянской усадьбы. Она вобрала в себя дух просвещения и стремление к экономическому благоденствию, была проникнута никогда ранее с такой силой не проявлявшимся чувством природы. Ею порождены замечательные архитектурные и садово-парковые ансамбли. В ее укладе, сочетавшем в себе черты патриархальности с утонченным европеизмом, важная роль принадлежала семье, традициям набожности, гостеприимству.
Личность  дворянина во всем многообразии его  вольного бытия определила формирование усадебной культуры во второй половине XVIII в. Это был человек, настроенный независимо, гордый своим ясным пониманием действительности. Не случайно, что именно в этот период у дворянина развивается особо утонченное чувство природы, возникает потребность в систематическом чтении, вкус к изящным искусствам. По деревням заводятся богатейшие библиотеки, создаются домашние музеи произведений искусства. Усадьба из простого хозяйственного подворья превращается в художественно организованный ансамбль. К культурному портрету дворянина-создателя усадеб необходимо добавить такие черты, как увлечение театром и музыкой, чувство памяти, проявившееся в его церковном строительстве, устройстве мемориальных уголков парка, портретных галерей предков.
     Природное русское стремление к красоте, изяществу, в сочетании с использованием западных ценностей приводит к становлению  особого образа жизни, в основе которого лежат исконно русские обычаи: гостеприимство, радушие, общительность. Тут и вступает в свои права культура.
Дворяне служили "Государю и Отечеству" не только в департаментах, но и на придворных празднествах и балах. Праздничная  придворная жизнь была для дворянина  таким же "надо", как не служение в государевых войсках.
А "идеальную  реальность" воплощали для русских  дворян XVIII-XIX веков их родовые усадьбы. Потому главная задача любого, пусть  и "плохенького", усадебного строительства - создать идеальный мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом  хозяйствования и особым времяпровождением.
     И создавался усадебный мир очень  тщательно и подробно. В хорошей  усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все  является аллегорией, все "читается" посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигнлей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все чуть-чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно. хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.