Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Культорологии" Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук.

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 04.9.2014. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     1.  Место культурологии  в системе социальных  и гуманитарных  наук.
Культура исследуется  системой социальных и гуманитарных наук, философией. Вместе с тем, социальные и гуманитарные науки делятся  на 2 неравные группы: науки о специализированных видах человеческой деятельности (экономическая, политическая, военная, педагогическая, литературо -  и  искусствоведческая и. т. д.), выделяемых по предмету этой деятельности, и небольшая группа наук о различных общих аспектах деятельности независимо от предмета. К ним относятся исторические науки, изучающие генезис и временную последовательность человеческой жизнедеятельности в любых ее формах; психологические науки, исследующие закономерности индивидуального и группового поведения; социологические науки, раскрывающие формы и способы объединения и взаимодействия людей в их совместной целенаправленной активности; культурологические науки, которые исследуют консолидирующие нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые, знаково-коммуникативные и социально-воспроизводственные аспекты  коллективного бытия людей как необходимые условия образования и функционирования устойчивых социальных общностей, народов. Поэтому наиболее точным определением предмета культурологии является следующее: культурология – это наука о ценностно-нормативных основаниях социальной консолидации людей и способов их совместной жизнедеятельности. Если социология изучает формы объединения людей (социумы, социальные группы) и их взаимодействия между собой, то культурология  исследует «правила игры», «социальные конвенции», которые зафиксированы в письменных документах, ритуалах, философских  размышлениях и выражены в системе знаков и символов, в словесной и несловесной формах Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук. В связи с этим необходимо различать объект и предмет культурологии (как и в других науках). Объектом (т.е. сферой жизни, существующей объективно) культурологии являются, по сути, любые виды человеческой деятельности (точно так же, как у историков, психологов и социологов), а предметом культурологического исследования  становятся нормативно-регулятивные, ценностно-смысловые и знаково-коммуникативные механизмы, регулирующие всякую общественную практику, взаимодействие между людьми.
Таким образом, предмет культурологии как науки  представлен 4-мя аспектами:
Ш это наука  о способах существования коллективной жизни людей и социальных  соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей;
Ш наука о  процессах формирования комплекса  социально значимых знаний и социального  опыта;
Ш наука о  содержании процессов коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации;
Ш наука о  процессах и способах воспроизводства общества и личности-межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих.
Исследованием культуры как специфического человеческого  способа бытия  в аспекте универсальных характеристик занимается «философия культуры». Под культурной антропологией понимают науку о человеке, т.е. всю совокупность знаний о человеке – этническую и индивидуальную психологию и этнологию (науку о народах). Одним из первых исследователей культуры в рамках теоретической культурологии был американский антрополог Л. Уайт. Результаты, полученные в антропологических исследованиях культур, стали эмпирическим основанием культурологии как обособившейся науки.
     2.  Предмет и методы культурологии.
     Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса...
     - исследование процессов создания  и приобщения к миру абсолютных  ценностей;  
- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.  
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.  
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.  
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

     Методы  культурологии  
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.  
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.  
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.  
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.  
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.  
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.  
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.  
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    3.  Структура культуры Функции культуры  
    . Культура: структура и функции.

Основными элементами культуры являются:
    Познавательный, знаково-символический элемент (Знания, сформированные в определенных понятиях, зафиксированные в языке).
    Ценностно-познавательная система. Ценностные отношения реализуются в акте оценки индивидам предметов мира, осознания ими своих потребностей и соотнесении их с предметами окружающего мира. Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде социальной нормы. Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции.
Функции культуры:
Роль культуры в жизни человека и общества, предназначение культуры выражены в ее функциях.
Основные функции  культуры:
    Гносеологическая (познавательная) функция. Культура выступает средством познания и самопознания человека, социальной группы, общества в целом.
    Коммуникативная функция. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, посредствам знаков от одного поколения к другому, от одного народа к другому. Трансляция опыта связывает поколения людей. Люди обмениваются информацией, знаниями, опытом. При получении социокультурной информации важно не только получение знания, но и тот отклик, ответное идейное и эмоциональное движение, которое они рождают в человеке.
    Ценностно-ориентирующая функция. В процессе накопления социального опыта происходит его селекция. Лучшее остается в памяти людей как ценность. Задается система "жизненных ценностей", порождаются эталонные ценностные ориентиры.
    Нормативно-регулятивная.Нормы права, морали, нормы в искусстве, нормы поведения, - регламентируют поведение человека, удерживают его в рамках, границах, которые считаются приемлемыми в той или иной культуре. В этой функции культура выступает как средство социального контроля за поведением человека.
    Функция трансляции социального опыта, знаний, норм, информации. В ходе воспитания, образования, контактов с социальным окружением осуществляются процессы социализации и инкультурации. Инструментами социализации и инкультурации выступают традиции, обычаи, обряды, религия, языковые нормы, этикет, культурные институты(музеи, библиотеки), искусство, СМИ.
      
     4.  Природа - история - культура - цивилизация: сущность этих понятий и их взаимосвязь. 

Обращение к  природе является неизбежным в стремлении к 
достижению состояния истинной культуры, под которым понимается 
гармоничное единство разума и морали, человека и общества, естественного 
закона и установленного закона. Сущность просветительской работы заключается в достижении такого 
действительного результата духовно - нравственной рефлексии над своей 
внутренней природой и над внешними факторами своего бытия, при котором 
человек обретает осознанное, независимое от внешних указаний и авторитетов, 
самостоятельное бытие, определяемое как состояние духовной зрелости, 
культуры.

Возникновение жизни и биосферы представляют собой  проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу ( от греческого "ноос" -разум). Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.
Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум, дух. ) - новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней". 

     5.  Культурогенез как порождение культурных форм и систем.
     Структурно  в К. можно выделить такие частные  процессы, как генезис культурных форм и норм, формирование новых культурных систем человеч. сооб-в (социальных, этнич., полит., конфессиональных и др.), а также межэтнич. культурных общностей и истор. типов культурных систем, отличающихся спецификой своих экзистенциальных ориентации.  
 
Генезис культурных форм можно структурировать на фазы инициирования новаций («социальный заказ», творческий поиск и т.п.), создания новых культурных форм, «конкурса» их функциональной и технол. эффективности и внедрения отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику интерсубъектного воспроизводства и интерпретирования. Нек-рые формы, заимствуемые извне или «реактуализируемые» из культур прошлого, сразу включаются в фазу «конкурсного» отбора.

     Культурогенез — один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюц. теории осн. причиной К. является необходимость в адаптации человеч. сооб-в к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.). Существ. роль в процессе К. играет также индивидуальный творч. поиск в интеллектуальной, техн., худож. и иных сферах.
     6.  Культура первобытного  общества как «первобытие»  человеческой культуры.
собность к  «самоосмыслению».
     Исследование    человеческого    первобытия     является     предметом
культурологии. Культура периода появления человека  разумного,  деятельность
которого   уже   основывалась   на   социальном   опыте   лежит   в   основе
функционирования   мировой   культуры   современности,    составляющей    те
первоначала, которые  всегда присутствовали в жизни человека.
     В   общепринятой   классификации   первобытная   эпоха    человечества
определяется  по материалу изготовления орудий труда  и  называется  каменным
веком. Еще мыслители  древности высказывали  такое  понимание  направления  в
развитии человека.  Первую близкую  к  современной  классификацию  начальных
периодов истории  дал Лукреций Кар  в  своей  поэме  «О  природе  вещей».  Он
разделил историю  на каменный, бронзовый и железный века. В  20  веке  ученые
благодаря  совокупности  различных  методов  изучения  первобытной  культуры
получили возможность  не только анализировать технику  обработки,  химический
состав орудий труда, выявлять места расселения первобытного человека,  но  и
оценивать как  целостность мир его культуры. Кроме различных предметов в  нем
присутствовали уникальные и неповторимые  духовные феномены. 

     7.  Первобытная культура  и мифология в  зеркале современности.
     8.  Цивилизационный  подход к классификации  культур.
     Цивилизационный подход 
Цивилизация — это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др. 
Представители: Арнольд Тойнби , Освальд Шпенглер , Питирим Сорокин . 
Основные положения: 
Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели. 
Различают западные и восточные цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации. 
Тип государства определяется по типу цивилизации. 
По отношению государства и личности различают следующие виды государств: 
а) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены; 
б) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности. 
Оценка: 
достоинство — системность анализа; 
недостаток — нечеткость критериев классификации.

Историческая  типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы.
Методологическую  основу классификации культур по историческому типу на всем протяжении их развития состовляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся, во-первых, эволюционные концепции, в том числе: а/ эволюционизм ХIХ века; б/ концепция универсальной эволюции Л.Уайта Г.Чайлда: в/ концепция мультилинейной эволюции Дж. Стюарда: г/ концепция специфической эволюции М.СалинсаЭ.Сервиса; во-вторых, формационный подход в отечественной традиции; в-третьих, циклический или цивилизационный подход.
Существуют также  типологические теории, в которых  в качестве структурной основы того или иного типа культуры рассматривается культурно-детерминированное поведение индивида (А.Кребер, Дж.Фейблман, Дж.Мердок).
Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители  классического эволюционизма ХIХ  века, считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г.Морган, Г.Спенсер, Д.Тайлор и др.).
Концепция универсальной, общей эволюции, позволяет выявить  основные закономерности культурно-исторического  процесса, его общую тенденцию  развития, развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры. В рамках общей концепции эволюции культуры Л.Уайт предлагает свои критерии для определения стадий культурного развития и возможностей для сравнительного анализа культур.  

     9.  Типологические черты культуры ранних цивилизаций и их вклад в мировую культуру.           
 Географический  и исторический ареал понятия  "древний Восток". Дискуссии  о причинах возникновения древнейших  цивилизаций на Востоке, их  типологических чертах и этапах  развития.            
 Уровень и  динамика развития материального  производства на древнем Востоке.  Формы и организация труда.  Особенности функционирования и  развития экономики натурального  типа. Зарождение элементов товарно-денежных  отношений.            
 Причины устойчивости общинных структур и связей на Востоке. Храм как специфический социальный институт древнего Востока. Отличительные черты древневосточного города. Типы государства на древнем Востоке: города-государства ("номы"), крупные централизованные государства, мировые державы. Их организация, функции, источники существования и развития.            
 Социальная  стратификация древневосточных  обществ. Свободные и полусвободные  люди. Рабство, его виды и роль  в жизни древневосточных государств.            
 Письменность как важнейший цивилизационный фактор. Причины появления письменности, формы и виды письма на древнем Востоке. Зарождение литературы и элементов научных знаний. Специфика религиозных культов и мифологических представлений. Переход от ритуалистических религий к религиям морально-этического толка. Вклад древневосточных цивилизаций в мировую культуру.  
 

     10.   Становление античного  типа культуры  и его сущность.           
 Дискуссии  о месте античности в истории  человечества и типологических  чертах античной цивилизации. Роль природно-географических факторов в формировании античной цивилизации и ее техническая база.            
 Общая характеристика  материального производства. Переход  к интенсивным формам земледелия  и скотоводства, попытки их рационализации. Развитие ремесла, его специализация, совершенствование форм организации. Развитие торговли и мировых экономических связей. Роль мореплавания в жизни античного общества. Тип античной экономики. Соотношение товарности и натуральности. Появление элементов рынка и их воздействие на социальную динамику. Отличительные черты античных форм собственности. Сочетание и взаимосвязь индивидуальной и коллективной собственности. Место самостоятельных свободных производителей в античной экономике. Масштабы использования рабского и наемного труда. Возникновение "классического" рабства, его характеристика.            
 Социально-политическая  организация античного общества. Полис как ее главный структурный  элемент. Типы полиса. Внутренняя  структура полиса, организация власти и управления. Статус гражданина. Изменение понятия "свободы" в античное время. Полисная армия как социальный институт. Полисная система ценностей и ее трансформация. Эволюция полиса. Архаический и классический полис. Проблема кризиса полиса. Полисные союзы и тенденция к образованию мировых держав. Специфика античного "империализма". Причины появления и особенности организации крупных территориальных государств и мировых империй античности. Место в них полисных структур.            
 Межцивилизационные контакты и влияния в античном мире. Взаимодействие с первобытной периферией. Цивилизационный синкретизм как фактор динамичности процесса развития древнего общества.            
 Семья и  место женщины в античном обществе. Своеобразие античных систем  образования и воспитания. Отличительные черты духовной культуры античности. Складывание систематизированного научного знания и рационалистического права. Рождение новых видов искусства. Место театра, общественных зрелищ и игр в жизни античного общества.            
 Специфика  античных религиозных и мифологических  представлений, религиозных культов.  Христианство и его роль в  эволюции античной цивилизации.  Античность как колыбель европейской  цивилизации. 

     11.   Язык и символы  культуры.
Как и все  живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они преобразуют элементы мира в символы - все то, что несет в себе особый смысл, признаваемый людьми одной культуры. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны, например жесты, позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью.
Если в знак отрицания русские качают головой, то жители Адмиралтейских островов для  выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки - отбрасывают голову назад и прищелкивают языком.  Ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно.
Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы  и форменная одежда, также приобретают  функцию культурных символов.
Смысловая нагрузка символов различается как в разных обществах, так и в пределах отдельно взятого общества.
Меховая шубка  может воплощать в себе либо символ преуспевания и успеха, либо бесчеловечное  обращение с животными.
Самые важные символы  содержатся в языке - социально-структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции.
Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколениям.
Существующие в мире языки весьма отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (различные родословные), породы (например, молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения, верблюды на убой), состояние беременности (около 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, участвуют в военных экспедициях). У эскимосов существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцев имеется большое количество слов, имеющих отношение к автомобилям, например марка, год выпуска, модель, тип кузова и комплектация.
Только человек  способен использовать символы, с помощью  которых он развивает общение, позволяющее  достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями. 

     12.   Миф как феномен  культуры. Мифологическая  концепция мира  в культуре древних  цивилизаций.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение  и означает именно предание, "сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVIIвв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потоми более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания. Бенгтсон Г.Б. Правители эпохи эллинизма. М.,2005, стр.112.
Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более  или менее развитая мифология  существовала практически у всех известных науке народов, что  некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,2007, стр.74.
Сегодня большинство  ученых склоняются к тому мнению, что  секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека.
Таким образом, миф возник из потребности древних  людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже, после того, как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний. 

     13.     Античность  как  тип культуры  и отправная точка  становления европейской  цивилизации.
В античной философии содержатся вопросы культурологической проблематики. Древнегреческие философы (начиная с натурфилософии) создают учение о Космосе как о мировом порядке вещей, составляющими которого являются природа, боги и человек.
Для античного  понимания культуры основным является понятие «пайдейя». Этот термин обозначает воспитание, обучение, в широком смысле,- образование, просвещение, культура.
Древнегреческая пайдея, сделав человека мерой всех вещей, избегала всего того, что не сообразовывалось с человеком и  его понятиями. У греков боги были человекоподобны. В Древней Греции была создана система образования, в которой человек формируется не как профессионал в определенной области, а как личность. В обращении к человеку, который выступает целью культурного процесса, состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры. Греки впервые дали идеалы демократии и гуманизма. Греческая культура открыла человека – гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы. Идеал человека в Древней Греции – человек с развитой разумной способностью суждений и эстетическим чувством прекрасного, обладающий чувством меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не теряет своего единства с природой.
С потерей античным полисом своей прежней самостоятельности, уже в эпоху эллинизма, идеалы греческой пайдеи стали разрушаться.
В Древнем Риме возникает само понятие «культура». Первое значение термина – возделывание, обрабатывание.
Древнеримский философ, оратор Марк Туллий Цицерон учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Он говорил: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожай, так и душа. Возделывание души – это и есть философия… ». Цицерон считал слово универсальным средством решения жизненных противоречий. Гражданин и государство обретает в слове свое живое, подвижное и внутренне расчлененное единство, само слово становится необходимой формой идеальной республики.
Культура государства  и слова подразумевало искусственную  гармонизацию социальных противоречий. В цицероновской культуре – связь с ее обеспеченностью и досугом, которых были лишены массы.
Таким образом, в античности впервые происходит осмысление культуры, осознание ее специфики, вводятся категории для  ее обозначения, возникают первые философские теории культуры. 

     14.   Религия в системе  культуры. Возникновение  христианства и  его сущность.
Духовная культура, формируясь в течение веков и  тысячелетий, выполняла две основные социальные функции - выявление объективных  законов бытия и сохранение целостности социума. Первая из них - функция познавательная, которую реализуют в системе духовной культуры наука и отчасти искусство, а вторая - общелогическая, регулятивная, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство и др. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практически-духовное» освоение действительности.
Какое место  в этом освоении занимает религия? Рассмотрим этот вопрос в плане взаимодействия религии с искусством, моралью  и наукой.
возникновению, основам вероучения и культа христианства – религии, оказавшей огромное влияние на историческое развитие значительной части мировой цивилизации.
Христианство  возникло около 2000 лет назад. В течение  этого времени оно распространилось на территории многих народов, впитало в себя их культурные традиции, подверглось некоторым историческим изменениям. В результате получилось так, что христианство существует в форме многочисленных и разнообразных своих разновидностей, самыми крупными и значимыми из которых являются православие, католицизм, протестантизм. Все они имеют общий исток – учение Христа, и, соответственно, общие черты в догматике и культовой практике.
О сущности христианства было высказано много самых разнообразных  мнений. Но никто и никогда не смог определить эту сущность так, как ее определяет Православная Церковь.
Прежде всего  следует отметить полное бессилие разрешить  этот вопрос только рационалистическим путем. Для рационализма христианство навсегда останется неразрешимой загадкой, конечно, при условии частного подхода к этому величайшему мировому явлению.
Среди рационалистических попыток выяснить сущность христианства следует отметить два основных направления: 1) стремление свести всю сущность христианства только к его нравственным принципам; 2) представить христианство в виде системы отвлеченных идей.
     15.   Библия как историко-культурный памятник.
     16.   Проблемы динамики  культуры.
     "Кто  осуществляет изменения в культуре?" очевиден: изменения в культуре  осуществляются индивидом (человеком)  и группами людей. Типология таких групп очень разнообразна - ведь даже на уровне семьи и малых групп (коллег, друзей, единомышленников) возникают и распространяются культурные инновации. К таким группам относятся собственно культурно-типологические единицы - цивилизации, локальные культуры (этнического или метаэтнического характера), субкультуры (профессиональные, конфессиональные, возрастные, субкультуры малых групп и т.д.).
     17.   Распад   античной   культуры   и   формирование   социокультурной системы средневековья.   
Западноевропейская  средневековая культура представляет собой  качественно новую  ступень развития европейской культуры, следующую после  античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).      
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.      
Во-вторых - Великим  переселением народов (с IV по VII вв.), в  ходе которого десятки племен устремились  к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.      
С падением Римской  империи начинается история западноевропейского  средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)    
     Средневековая культура формировалась в условиях:  
 господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;  
 замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;  
 слабой центральной власти,  
 феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.
 

     18.   Культурный застой  и кризис культуры.
     Культурный  застой - это состояние длительной неизменности культуры, при котором  резко ограничиваются или запрещаются нововведения. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жестокого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т.д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Конечно, здесь происходят некоторые культурные изменения, однако они не выходят за рамки существующих культурных традиций.
Кризис культуры — культурологич. понятие, фиксирующее  ситуацию, возникающую в результате разрыва между культурой со всеми  ее институтами и структурами  и резко изменившимися условиями общественной жизни. На судьбе культуры сказывается столкновение духовнонравственных идеалов с реальной жизнью. Иссякает энергия культур, ценностей, творческий дух покидает культуру, неспособную утолить духовный голод общества.
     1. Товарная денатурация продуктов труда (в частности продуктов питания). Улучшение их товарных свойств и ухудшение потребительских. 
2. Потребительское извращение человека, его болезнетворная денатурация. 
3. Производство глобальных проблем. 
4. Истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. 
5. Возрастающее разделение мира на богатых и бедных.
 

     19.   Великие открытия  и достижения культуры  эпохи Возрождения.
В конце XIII – начале XIV вв. в Европе, а именно – Италии, начала формироватся раннебуржуазная культура получившая название “культура Возрождения” (Ренесанс). Эпоха возрождения закончилась к концу XIV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Последним представителем культуры В.В был Микеланджело Буонаротти (1475-1564)-скульптор живописец, архитектор и поэт. Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась котолическая реакция. Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV в. гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распростроняется по всем заподноевропейским странам. Каждая строна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. 

     20.   Особенности итальянского  и северного Возрождения  (сравнительный культурологический анализ).
     Давая сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует  выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению  присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
Культура Возрождения  зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято  делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение  — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в. Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.
Проторенессанс  являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романскими, готическими, византийскими традициями. И даже в творчестве художников-новаторов нелегко провести четкую границу, отделяющую старое от нового. Начало новой эпохи связывают с именем Джотто ди Бондоне (1266 — 1337 ). Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло ее развитие: нарастание реалистических моментов, наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным.
Крупнейшие мастера  Раннего Возрождения — Ф. Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466), Вероккио (1436— 1488), Мазаччо (1401—1428), Мантенья (1431—1506), С. Боттичелли (1444—1510). Живопись этого  периода производит скульптурное впечатление, фигуры на картинах художников напоминают статуи. И это не случайно. Мастера Раннего Ренессанса стремились восстановить предметность мира, который почти исчез в средневековой живописи, подчеркивая объемность, пластичность, четкость формы. Проблемы колорита отступали на второй план. Художники XV века открывают законы перспективы и строят сложные многофигурные композиции. Однако они ограничиваются главным образом линейной перспективой и почти не замечают воздушной среды. И архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.
В Высоком Ренессансе геометризм, присущий Раннему Возрождению, не кончается, а даже углубляется. Но к нему прибавляется нечто новое: одухотворенность, психологизм, стремление к передаче внутреннего мира человека, его чувств, настроений, состояний, характера, темперамента. Разрабатывается воздушная перспектива, материальность форм достигается не только объемностью и пластикой, но и светотенью. Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Они олицетворяют главные ценности итальянского Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.
Понятие поздний  Ренессанс обычно применяется к  венецианскому Возрождению. Только Венеция в этот период (вторая половина XVI в.) оставалась самостоятельной, остальные итальянские княжества утратили свою политическую независимость. Возрождение к Венеции имело свои особенности. Она мало интересовалась учеными изысканиями и раскопками античных древностей. Ее Ренессанс имел другие истоки. Венеция издавна поддерживала тесные торговые связи с Византией, арабским Востоком, торговала с Индией. Переработав и готику, и восточные традиции, Венеция выработала свой особый стиль, для которого характерны красочность, романтическая живопись. У венецианцев на первый план выходят проблемы колорита, материальность изображения достигается градациями цвета. Крупнейшие венецианские мастера Высокого и позднего Возрождения — это Джорджоне (1477—1510), Тициан (1477—1576), Веронезе (1528—1588), Тинторетто (1518—1594).
Своеобразный  характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.
Философской основой  северного Ренессанса был пантеизм. Пантеизм, не отрицая прямо существование  Бога, растворяет его в природе, наделяет природу божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Поскольку пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, то делали вывод: каждый кусочек природы достоин изображения. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.
Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения — это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490—1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное — передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда — в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляются отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в северном — этическая. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии — А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах — Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции — Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ.
Третий жанр, который возник и получил развитие прежде всего в Нидерландах —  это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи — Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интересных вещей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.