На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Предмет биологии. Ее структура и этапы развития

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 02.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6. 1. Предмет биологии. Её структура и  этапы развития.
Биология  – это наука  о живом, его строении, формах активности, сообществах живых  организмов, их распространении  и развитии, связях друг с другом и  с неживой природой.
Современная биологическая наука – результат  длительного процесса развития. Интерес  к познанию живого у человека возник очень давно, он был связан с его  потребностями – в пище, лекарствах, одежде, жилье и т.д.
Но только в нервных древних цивилизованных обществах люди стали изучать  живые организмы более тщательно. Одним из первых биологов древности  был Аристотель.
В настоящее  время биология представляет собой  целый комплекс наук о живой природе.
Структуру можно рассматривать с разных точек зрения.
По  объектам исследования биология подразделяется на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.
По  свойствам, проявлениям  живого в биологии выделяются: морфология – наука о строении живых организмов; физиология – наука о функционировании организмов; молекулярная биология, изучающая микроструктуру живых тканей и клеток; экология, рассматривающая образ жизни растений и животных и их взаимосвязи с окружающей средой; генетика, исследующая законы наследственности и изменчивости.
По  уровню организации  исследуемых живых  объектов выделяются: анатомия, изучающая макроскопическое строение животных; гистология, изучающая строение тканей; цитология исследующая строение живых клеток.
В развитии биологии выделяют три основных этапа: 1) систематики (К.Линней), 2) эволюционный (Ч. Дарвин), 3) биологии микромира (Г.Мендель) Каждый из них связан с изменением представлений о мире живого, самих основ биологического мышления. 

6.2. Сущность живого, его основные признаки
Дать точное определение живого весьма не просто. И это люди поняли очень давно.
Современная биология при описании живого идёт по пути перечисления основных свойств живых организмов. При этом подчёркивается, что только совокупность данных свойств может дать представление о специфике жизни.
К числу  свойств живого относят следующие  признаки:
- Живые организмы  характеризуются сложной, упорядоченной  структурой.
- Живые организмы  получают энергию из окружающей  среды. Большинство из них использует  солнечную энергию.
- Живые организмы  активно реагируют на окружающую  среду. Способность реагировать  на внешние раздражения – универсальное  свойство живого.
- Живые организмы  не только изменяются, но и  усложняются.
- Всё живое  размножается.
- Сходство  потомства с родителями обусловлено  генетически. Вместе с тем существуют  механизмы изменчивости. Это определяет  эволюцию всех видов живой  природы.
- Живые организмы  хорошо приспособлены к среде  обитания и соответствуют своему  образу жизни.
Из совокупности этих признаков следует определение  сущности живого: жизнь есть форма существования сложных открытых систем, способных к самоорганизации и самовоспроизведению. Важнейшими функциональными веществами этих систем являются белки и нуклеиновые кислоты.
Главный критерий жизни – способность живых организмов сохранять и передавать информацию.
6.3. Структурные уровни  живого
- На основе  разных критериев могут быть  выделены различные уровни, или  подсистемы, живого мира. Наиболее  распространённым является выделение  на основе критерия масштабности:
Биосферный – включающий всю совокупность живых организмов Земли вместе с окружающей их природной средой.
- Уровень биогеоценозов выражает следующую степень структуры живого, состоящую из участков Земли с определённым составом живых и неживых организмов (экосистему).
Популяционно – видовой уровень образуется свободно скрещивающимися между собой особями одного и того же вида.
Организменный и органно – тканевый уровни отражают признаки отдельных особей, их строение, поведение, физиологию, а также строение и функции органов и тканей.
Клеточный и субклеточный уровни отражают процессы специализации клеток, а также различные внутриклеточные включения.
Молекулярный уровень составляет предмет молекулярной биологии, одной из важнейших проблем которой является изучение механизмов передачи генной информации и развитие генной инженерии и биотехнологии.
Разделение  живой материи на уровни является весьма условным.
6.4.Клетка  как “первокирпичик”  живого, её строение  и функционирование. Механизм управления  клеткой
Фундаментальная частица в биологии – живая клетка. Именно она является мельчайшей системой, обладающей всем комплексом свойств живого, в том числе и носителем генетической информации .
Создание  клеточной теории, основы которой  были полжены немецкими учёнымиТ.Шванном и М.Я. Шлейденом, стало одним из крупнейших достижений биологии XIX в.
Размеры клеток колеблются от одной тысячной сантиметра до 10см, что, правда, встречается редко.
Клетки образуют ткани (нервная, мышечная и т.д.), а несколько типов тканей – органы (сердце, лёгкие и пр.) Группы органов, связанные с решением каких –то общих задач, называют системами органов.
Обмен веществ - важнейшее свойство всего живого. Это свойство называют метаболизмомклеток.
К миру живого относят также вирусы, которые не имеют клеточной структуры. Кроме того, существуют некоторые организмы с клеточным строением, клетки которых не имеют ядра. Это прокариоты.
6.5. Принципы биологической  эволюции
На протяжении тысячелетий господствовало элементарное объяснение, которое состояло в том, что будто бы все виды организмов были созданы однажды в их нынешних формах и больше никогда не изменялись. Эта концепция получила название креационизма.
Используя рациональные методы, ряд учёных (Ж.Л. Бюффон, во Франции, Э.Дарвин (дед Ч.Дарвина) в Англии, И.В.Гете в Германии, М.В. Ломоносов в России ) пришли к  выводу, что организмы, населяющие Землю, не неизменны, а претерпевают эволюцию.
Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы  в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам выдающегося  французского биолога Ж.Б. Ламарка. Он объяснил изменчивость видов влиянием внешней среды (питание, климат) и наследственности.
Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно решены Дарвином. Он разработал теорию эволюции.
С точки  зрения теории эволюции, всё многообразие живой природы является результатом  действия наследственности, изменчивости, и естественного отбора.
Эволюция  есть направленный процесс  исторического изменения  живых организмов.
6.6. Предмет генетики. Генетика и практика
Генетика  – это биологическая  наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. 
 
 
 
 
 
 
 

СЕГМЕНТ 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ БИОЛОГИИ 

     Биология - совокупность наук о жизни, о живой природе (греч. bios
- жизнь, logos - учение). Современная биология - очень разнообразная  и развитая
область естествознания. Различают ряд частных биологических наук
по объектам исследования, такие как зоология (о животных), ботаника (о
растениях), микробиология (о бактериях), вирусология (о вирусах), и другие, еще
более мелкие подразделения (орнитология - о птицах, ихтиология - о рыбах,
альгология - о  водорослях и т.д.). Другое подразделение  биологических наук - по
уровням организации  и свойствам живой материи: молекулярная биология и биохимия
(химические основы  жизни), генетика (наследственность), цитология  (клеточный
уровень), эмбриология, биология развития (индивидуальное развитие организмов),
анатомия и физиология (строение и принципы функционирования организмов),
экология (взаимоотношения  организмов с окружающей средой), теория эволюции
(историческое  развитие живой природы).
Живой мир очень  многообразен. Существует около 2 млн  видов животных, около 500
тыс. видов растений, сотни тысяч грибов, тысячи видов  и еще больше штаммов
(разновидностей) бактерий. Многие виды еще не  описаны. Структурная сложность,
типы питания, жизненные  циклы, исторический возраст этих групп  организмов очень
сильно различаются (сравните хотя бы организацию и  образ жизни человека и его
домашних спутников - таракана, комнатного растения, микробов и вирусов). Но все
организмы должны иметь нечто общее, что отличало бы их от неживой природы. Это
- обмен веществ  и энергии, способность к размножению  и развитию, изменчивость и
адаптивная эволюция. Выявлением и характеристикой этих общих свойств живых
организмов и  их системных комплексов с неживой  природой занимается так
называемая  общая биология. По сути перед общей биологией стоит
задача познать  сущность жизни, ответить на вопрос - что  есть жизнь. Именно эта
общая концептуальная часть биологии предлагается в современной  модели
гуманитарного образования. Для чего это нужно?
    
СЕГМЕНТ 2. ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 

     Теоретическое и гуманитарное значение общей биологии состоит
прежде  всего в формировании материалистического мировоззрения.
Основной вопрос философии - о соотношении материи (бытия) и сознания - по сути
вопрос биологический. От выбора позиции (что первично - материя  или сознание)
складывается либо материалистическое, либо идеалистическое  понимание природы и
общества, формируются  принципиально разные подходы в  пользовании объектами
природы, в оценке социальных явлений, в выработке  политических стратегий. К
сожалению, многие политики и даже философы с необыкновенной легкостью отдают
свои предпочтения различным (часто просто модным) идеалистическим  построениям,
порой даже не задаваясь  вопросом о том, что такое материя. Развитие реальной
демократии и  свободы совести в нашей стране породили волну совершенно
неосмысленного  обращения людей к мистике, астрологии и прочим маргинальным
проявлениям культуры. В то время как огромный массив накопленных реальных
научных знаний остается для большинства населения неизвестным  и
невостребованным. Задачи средней школы в этом плане  выполняются с низкой
эффективностью. Поэтому  общее естественнонаучное просвещение  студентов
гуманитарных специальностей стало актуальной задачей современного образования
именно в плане  становления научного мировоззрения.
     Другая гуманитарная задача биологии состоит в формировании у современного
человека  экологического мышления, суть которого заключается в
осознании себя частью природы и понимании необходимости  охранять и рационально
использовать природные  ресурсы. Актуальность задачи несомненна, если учесть,
что по некоторым  прогнозам нынешние темпы и технологии промышленного освоения
Земли уже через 50-100 лет приведут к необратимым  изменениям среды обитания
человечества. Это  означало бы постепенное вымирание  человека и большинства
других объектов живой природы как биологических  видов (что случилось, например,
с динозаврами) и, в лучшем случае, замещение современных  экологических
сообществ новыми, более приспособленными к измененной среде обитания. Таким
образом, понимание  основ биологии и экологии необходимо каждому человеку и в
особенности его  технократической, гуманитарной и политической элите с целью
сохранения и  устойчивого развития биосферы Земли.
     Практическое значение биологии состоит в том, что она является
научной основой всех технологий производства продовольствия.
Возможности экстенсивного  воспроизводства продуктов питания  на Земле
практически исчерпаны. Целинные земли России и Казахстана, освоенные в 50-е и
60-е годы нашего  столетия, явились чуть ли не  последними резервами пахотных
земель. Огромные площади ежегодно выводятся из сельскохозяйственного
использования в  результате их засоления, опустынивания, превращения в дно
искусственных водоемов при строительстве гидроэлектростанций. По этим причинам
современное сельское хозяйство обречено развиваться  на основе интенсивных
технологий. Простое  возделывание овощей или пшеницы, выращивание  скота, птицы и
т.п. требует знания условий и динамики их размножения  и роста, особенностей
минерального и  органического питания, совместимости  с другими культурами,
отношения к сорнякам, паразитам, бактериям и вирусам, которыми буквально кишит
наша общая среда  обитания. Особое значение в 20 веке приобрели  методы
генетических модификаций  и селекции объектов сельскохозяйственного
производства. Выведение  новых пород животных и сортов растений, приспособленных
к конкретным местным  условиям - давняя практика. Но современная  селекция не
может базироваться на основе проб и ошибок, она использует точные,
математизированные  законы генетики. В процветающих фермерских хозяйствах США и
других развитых стран селекционно-генетическая работа столь же обычна и
обязательна, как  и ежедневная уборка коровника или  прополка грядок. Генетик
здесь одна из самых  востребованных профессий. В последние  годы быстрыми темпами
развиваются и  новые биотехнологии, основанные на генной и клеточной инженерии,
клонировании, получении  трансгенных (с пересаженными генами), или генетически
модифицированных (GM), организмов. Освоенные вначале  на бактериях, эти методы
уже используются для получения химерных животных и растений с заранее
спланированными свойствами. И хотя GM-технологии в  растениеводстве и
животноводстве  встречают у потребителей настороженный  прием, по сути речь идет
о биотехнологической революции, о формировании новой  культуры и практики
природопользования. И все эти вопросы находятся  в поле исследования современной
биологии.
     Совершенно особое гуманитарно-практическое значение имеет биология
как теоретическая основа медицины. Причины и механизмы большинства
патологий (болезней) кроются в нарушениях работы генов  и их продуктов -
клеточных белков. Понять эти причины и механизмы - значит наполовину решить и
проблему их устранения или лечения больного человека. Взаимодействие клеток с
вирусами, сожительство с бактериями, формирование иммунитета к новым и новым
антигенам, возникновение  неконтролируемого ракового роста  клеток, молекулярная
природа памяти, развитие наркозависимости, причины старения ... - это огромный
и нескончаемый перечень проблем, решаемых сегодня  медико-биологической  наукой.
Отдельной главой стоит производство современных  лекарств, в котором
химики-фармацевты все более уступают место молекулярно-клеточным  биологам.
Геннно-клеточные  инженерные технологии способны дать экологически и генетически
чистые лекарства, а пересаженные гены могут вообще устранить хроническую
болезнь, например, сахарный диабет.
В последние годы впрямую встала и проблема искусственного производства
человека. Искусственное  оплодотворение (при необходимости  преодолеть мужское
бесплодие) - давно  и успешно решаемая задача. Но появилась  принципиально
новая технология зачатия и размножения путем  клонирования потомства вообще
без мужских половых  клеток. Пока это сделано на животных (в Японии с 1990 г.
выводят клонированных  коров, в Великобритании получена знаменитая овечка по
кличке Долли), но и в отношении человека методических препятствий для
клонирования уже  нет. Зато возникает масса чисто  гуманитарных, этических и
даже юридических  проблем, решать которые можно имея хотя бы общее понимание
биологического  существа дела.
    
СЕГМЕНТ 3. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ 

Говоря о методах  науки в широком смысле, имеют  в виду не конкретные
технологические приемы (методики), а методологические
принципы, подходы к изучению объектов, явлений, их связей. В общем
методы биологии те же, что и в других естественных науках.
Процесс научного познания принято разделять на две  стадии: эмпирическую и
теоретическую. Это  разделение не абсолютно, так как  эмпирическая стадия
всегда развивается  на основе предсуществующих теорий или  гипотез, а на
теоретической стадии обычно возникает необходимость  в эмпирической проверке
выдвигаемых новых  гипотез.
     На эмпирической стадии используются следующие методы.
     Наблюдение - изучение объектов живой природы в естественных
условиях  существования. Это - непосредственное наблюдение (в буквальном
смысле) за поведением, расселением, размножением животных и  растений в природе,
визуальное или  инструментальное определение характеристик  организмов, их
органов, клеток, химический анализ состава и обмена веществ. Для этих целей в
современной биологии применяют как традиционные средства полевых исследований -
от бинокля до глубоководных аппаратов с видеокамерами  ночного видения, так и
сложное лабораторное оборудование - микроскопы, в том  числе спектральные и
электронные, биохимические  анализаторы, радиоактивные метки, ультрацентрифуги,
разнообразную измерительную  аппаратуру.
     Экспериментальный метод (опыт) предполагает исследования живых
объектов  в условиях экстремального действия факторов среды - измененной
температуры, освещенности или влажности, повышенной нагрузки, токсичности или
радиоактивности, измененного режима или места  развития (удаление или пересадка
генов, клеток, органов, интродукция животных и растений, космические полеты и
т.п.). Экспериментальный  метод позволяет выявить скрытые  свойства, потенции,
пределы адаптивных (приспособительных) возможностей живых  систем, степень их
гибкости, надежности, изменчивости.
     Сравнительный (исторический) метод выявляет эволюционные
преобразования  биологических видов  и их сообществ. Сопоставляют
анатомическое строение, химический состав, структуру генов  и другие признаки у
организмов разного  уровня сложности. При этом исследуются  не только ныне
живущие организмы, но и давно вымершие, сохранившиеся  в виде окаменелых
останков в палеонтологической летописи.
Любой из названных  подходов требует количественного  учета и математического
описания структур и явлений. Биология все более  становится точной наукой, хотя
выявляемые в  ней закономерности носят обычно вероятностный характер и
описываются методами вариационной статистики. Это означает, что то или иное
событие не строго детерминировано (предопределено), а  ожидается с той или иной
степенью вероятности. На основе выявляемых статистических закономерностей
можно осуществлять математическое моделирование биологических процессов
и прогноз их развития. Например, можно построить модель состояния жизни в
водоеме через  энное время при изменении  одного, двух или более параметров
(температуры, концентрации  солей, наличия хищников и др.). Такие приемы стали
возможны благодаря  проникновению в биологию идей и  принципов кибернетики -
науки об управлении.
     Системный метод , как и кибернетический подход, относится к
категории новых междисциплинарных  методов исследования. Живые объекты
рассматриваются  как системы, то есть совокупности
элементов с определенными  отношениями. С учетом иерархичности живых систем
каждый объект может рассматриваться одновременно как система и как элемент
системы более  высокого порядка. Поэтому принципы системной организации
справедливы для всех уровней - от макромолекул до биосферы Земли.
Широкое развитие системного движения в современной  науке, в том числе и в
биологии, означает постепенный переход от анализа к синтезу.
Анализ -  это дискретный подход, углубление в структуру и функции
отдельных элементов  системы - внутри клетки, внутри организма, внутри
экологического  сообщества. Синтез означает интегративный подход,
изучение целостных  характеристик системы - клетки, организма, биоценоза.
Исследование всегда совершается сначала от общего к  частному - анализ, а потом
от частного к  общему, но на новом уровне познания этого общего - синтез. С
аналитическим подходом в биологии связаны открытия химической и
микроструктурной  организации живых объектов, выяснение  видового разнообразия
среди животных, растений, микроорганизмов, выявление генетической
неоднородности  организмов внутри популяций и другие внутренние характеристики
систем. Постепенно объем накопленных аналитических  данных становился
достаточным для  перехода к их синтезу. Так возникли синтетическая теория
эволюции, нейро-гуморальная  физиология, современная иммунология,
молекулярно-клеточная  биология, новая мегасистематика  организмов, основанная на
их комплексной  характеристике - от экологии и анатомии до молекулярной
генетики. Решается актуальная задача современного естествознания -
создание  целостной биологической  картины мира.
Повышение интереса к синтезу в науке свидетельствует  о переходе от
эмпирической 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.