Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

кафедра Финансов, бухгалтерского учета и аудита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине Бухгалтерский  учет 
 

«Управление прибылью предприятия  в системе управленческого  учета» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент группы Ф 5-07
    Хижнякова А.В.
    Проверил: к.э.н., доцент Наконечникова Л.А.
 
 
 
 
 
Волгоград 2009 

      Оглавление
        Стр
4 
7
7
13
22 

24
24
31
35
42
48
51
Введение 

1.Прибыль, как экономическая категория и объект управления
      Сущность и содержание прибыли
      Пути и инструменты управления прибылью предприятия
      Учет прибыли предприятия
2. Факторы влияющие на прибыль предприятия и экономические
показатели  ее оценки
      2.1 Анализ формирования прибыли
      2.2 Показатели оценки прибыли предприятия
      2.3 Планирование прибыли
3. Пути совершенствования методики управления прибылью предприятия
Заключение
Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
      Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что значительно изменилась роль прибыли в развитии предприятий. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти. Категория прибыли является предметом исследования многих ученых экономистов.
      Прибыль является основной целью деятельности предприятия. Прибыль предприятия  зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. В связи с этим задачей предприятия является не только получение максимального размера прибыли в текущем периоде, а ее эффективное распределение и использование для обеспечения дальнейшего роста компании. Среди факторов влияющих на изменение прибыли можно выделить объем производства продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия, его деловую репутацию.
      Проблема  грамотного и эффективного управления прибылью является наиболее актуальной на современном этапе развития экономики России. Многие предприятия стремятся максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и не осуществляют финансовых вложений в развитие производства. Это происходит отчасти из-за недостатка экономических знаний руководства предприятий, отчасти из-за нестабильности экономической ситуации в стране. Механизм эффективного управления прибылью должен способствовать повышению эффективности производства и стимулировать его развитие. На большинстве российских предприятий данному и наиболее важному аспекту уделяется недостаточное внимание.
      Таким образом, важнейшей задачей управления прибылью предприятия является осуществление  анализа состава и динамики прибыли.
      Одной из проблем распределения и использования  прибыли в России является утечка финансовых ресурсов за границу. Наиболее прибыльные предприятия осуществляют перевод полученной прибыли в оффшорные зоны, а также вкладывают ее в надежные финансовые активы западных компаний.
      Целью данной работы является анализ системы управления прибылью и разработка  путей  ее  совершенствования. В работе рассматривается сущность прибыли, характер формирования и методы управления прибылью, проблемы управление прибылью в современных условиях.                                                                                                     
      Задачами  исследования являются:
      Определение сущности и содержания прибыли;
      Изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия
      Выявление классификации факторов, влияющих на формирование прибыли;
      Анализ показателей оценки прибыли;
      Классификация видов планирования прибыли;
      Разработка путей совершенствования.
      Объектом курсовой работы является управление прибылью предприятия, предметом – система управленческого учета.
      В данной работе использовались теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы и документов, а так же на разных этапах исследования использовался метод обобщения, который позволяет сделать выводы по результатам каждого из них и работе в целом.
      Теоретико-методологической базой работы является  сущность, и содержание прибыли, пути и инструменты управления, а также учет прибыли предприятия.
      Данная  работа состоит из трех глав. В первой главе прибыль рассматривается, как экономическая категория  и объект управления. Во второй изучаются факторы, влияющие на прибыль предприятия и ее оценка. В последней главе предлагаются пути совершенствования методики управления прибылью предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Прибыль, как экономическая  категория и объект  управления  

      1.1 Сущность и содержание  прибыли
      Прибыль, являясь  главной движущей силой экономики  рыночного типа характеризуется  многообразием содержания форм.
      Рассматривая  сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики1
      1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности.
      2. Прибыль является формой дохода  предпринимателя, вложившего свой  капитал с целью достижения  определенного коммерческого успеха.
      3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса.
      4. Прибыль характеризует не весь  доход, полученный в процессе  предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности
      5. Прибыль является стоимостным  показателем, выраженным в денежной  форме. Такая форма оценки прибыли  связана с практикой обобщенного  стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.
      С учетом рассмотренных основных характеристик  прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
      Для понимания сути понятия «прибыль»  необходимо знать теорию об издержках, так как понятие «прибыль», неразрывно связано с понятием «издержки».
      Итак, издержки производства – это вся  совокупность затрат, связанных с  использованием ресурсов и услуг  для производства продукции. Они, в  свою очередь, делятся в зависимости  от их отношения к собственности  предприятия и характера их учета  на: внешние (или явные) и внутренние (или неявные).
      К внешним издержкам относятся  те затраты, которые предприятие  несет в результате осуществления  платежей за необходимые ему ресурсы  и услуги. Поэтому внешние издержки можно назвать, условно, еще и  бухгалтерскими издержками.
      Внутренние  издержки включают в себя затраты  ресурсов, принадлежащих предприятию. Эти ресурсы не надо ни у кого покупать (в отличие, скажем, от рабочей силы, собственником которой всегда остается наемный рабочий, даже если он подписал трудовой контракт). Но от этого внутренние ресурсы не становятся бесплатными (даровыми).
      Как уже отмечалось, прибыль предприятия  характеризуется не только своей  многоаспектной ролью, но и многообразием  обличий, в которых она выступает. Под общим понятием "прибыль" понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов. Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее систематизацией по основным признакам.1
      1. По источникам формирования прибыли,  используемым в ее учете, выделяют  прибыль от реализации продукции,  прибыль от реализации имущества  и прибыль от внереализационных  операций.
      Прибыль от реализации продукции — товаров, работ, услуг — является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин "прибыль по основной деятельности". В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.
      Прибыль от реализации имущества представляет собой доход от продажи изношенных или неиспользуе-мых видов основных фондов и нематериальных активов, а  также излишне закупленных ранее запасов сырья, материалов и некоторых других видов материальных ценностей, уменьшенный на сумму затрат, понесенных предприятием в процессе обеспечения их реализации.
      Прибыль от внереализационных операций формально  характеризуется термином "доходы от внереализационных операций", однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходами по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами (в виде распределенной прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами (в виде сумм процентов и дивидендов); доходы по депозитным вкладам предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.
      2. По источникам формирования прибыли в разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. На первый взгляд кажется, что этот признак классификации идентичен ранее рассмотренному, но это не так. Только первые позиции систематизации прибыли по этим признакам совпадают, так как операционная прибыль является результатом операционной (производственно-сбытовой или основной для данного предприятия) деятельности. Что касается инвестиционной деятельности, то ее результаты отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично — в прибыли от реализации имущества (такая реализация активов носит характер дезинвестиций и является предметом инвестиционной деятельности предприятия),
      Особого рассмотрения требует понятие прибыли  от финансовой деятельности, основные денежные потоки по которой связаны  с обеспечением предприятия внешними источниками финансирования (привлечение дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссия облигаций или других долговых ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах, а также обслуживание привлеченного капитала путем выплаты дивидендов и процентов и погашения обязательств по основному долгу). Казалось бы, что такое содержание денежных потоков не может сформировать прямо прибыль предприятия, так как в конечном счете возвращать всегда приходится больше денежных средств, чем получено. Вместе с тем, в процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах операционной или инвестиционной прибыли. Поэтому под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа, обеспечения получения депозитного процента по среднему остатку денежных средств на расчетном или валютном счетах и т.п.
      3. По составу элементов, формирующих  прибыль, различают маржинальную, валовую (балансовую) и чистую прибыль предприятия. Под этими терминами понимают обычно различную степень "очистки" полученных предприятием чистых доходов от понесенных им в процессе хозяйственной деятельности затрат.
      Так, маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат. Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (балансовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат). Чистая прибыль характеризует сумму балансовой (или валовой) прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.
      4. По характеру налогообложения  прибыли выделяют налогооблагаемую  и не облагаемую налогом ее  части. Такое деление прибыли  играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.
      5. По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.
      6. По рассматриваемому периоду  формирования выделяют прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.
      7. По регулярности формирования  выделяют прибыль, которая формируется  предприятием регулярно, и так  называемую "чрезвычайную" прибыль.  Термин "чрезвычайная" прибыль,  широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером чрезвычайной прибыли может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия,
      8. По характеру использования в  составе прибыли, остающейся после  уплаты налогов и других обязательных  платежей (чистой прибыли), выделяют  капитализируемую и потребляемую  ее части. 
      Капитализированная  прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия.
      9. По значению итогового результата  хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).
      Несмотря  на довольно значительный перечень рассмотренных  классификационных признаков, он, тем  не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике.
      Со  структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано  понятие "качество прибыли". В  наиболее обобщенном виде оно характеризует  структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой.
      Прибыльность  принято считать основным показателем  успешной работы подразделения или  корпорации, а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета:1
      Манипулирование показателями прибыли с целью  сокрытия фактических результатов  не составляет труда для управляющих, что часто и происходит в жизни. А самом деле прибыльность растет не за счет собственного капитала, а за счет заемного.
      Прибыль ни в коем случае нельзя считать  показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем.
      Резкое  увеличение прибыли скорее свидетельствует  о приближающемся крушении фирмы, чем  об улучшении ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли являются «выжиманием последних соков» из имеющихся средств.
      1.2 Пути и инструменты  управления прибылью  предприятия
      Высокая роль прибыли в развитии предприятия  и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии 1
      Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия  определяет ряд требований к этому  процессу, основными из которых являются 2:
      1. Интегрированность с обшей системой  управления предприятием. В какой  бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль.
      2. Комплексный характер формирования  управленческих решений. Все управленческие  решения в области формирования  и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер.
      3. Высокий динамизм управления. Даже  наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности.
      4. Многовариантность подходов к  разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и
      5. Ориентированность на стратегические  цели развития предприятия. Какими  бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.
      С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
      Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
      Исходя  из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач1, направленных на реализацию главной цели управления прибылью
      1. Обеспечение максимизации размера  формируемой прибыли, соответствующего  ресурсному потенциалу предприятия  и рыночной конъюктуре. Эта задача  реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными выступают максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков.
      2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Как уже отмечалось, между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь.
      3. Обеспечение высокого качества  формируемой прибыли. В процессе  формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.
      4. Обеспечение выплаты необходимого  уровня дохода на инвестированный  капитал собственникам предприятия.  Этот уровень при успешной  деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.
      5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
      6. Обеспечение постоянного возрастания  рыночной стоимости предприятия.  Эта задача призвана обеспечивать  максимизацию благосостояния собственников в перспективном периоде.
      7. Обеспечение эффективности программ  участия персонала в прибыли.  Программы участия персонала  в прибыли, призванные гармонизировать  интересы собственников предприятия  и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны - обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.
      Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из них и носят  разнонаправленный характер (например, максимизация уровня прибыли при  минимизации уровня риска; обеспечение  достаточного уровня удовлетворения интересов собственников предприятия и его персонала; обеспечение достаточного размера прибыли, направляемой на прирост активов и на потребление и т.п.). Поэтому в процессе управления прибылью отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой.
      Как и каждая управляющая система, управление прибылью реализует свою основную цель и главные задачи путем осуществления  определенных функций. 1
      Функциональная  направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:
      управление формированием прибыли;
      управление распределением и использованием прибыли.
      Каждый  из этих макрообъектов управления прибылью в свою очередь подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую  систему2.
      Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру  механизма управления прибылью входят следующие элементы:
      1. Государственное правовое и нормативное  регулирование вопросов формирования  и распределения прибыли предприятия.
      2. Рыночный механизм регулирования  формирования и использования  прибыли предприятия. 
      3. Внутренний механизм регулирования  отдельных аспектов формирования, распределения и использования  прибыли предприятия. 
      4. Система конкретных методов и  приемов осуществления управления прибылью. Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления. Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии 1.
      В научной литературе выделяют основные формы анализа прибыли предприятия. По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков:
      1. По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования.
      а) Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия— операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой осуществления анализа с целью выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия,
      б) Анализ распределения и использования  прибыли проводится по основным направлениям этого использования. Он призван  выявить уровень потребления  прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.
      2. По организации проведения выделяют  внутренний и внешний анализ  прибыли. 
      а) Внутренний анализ прибыли проводится менеджерами предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну предприятия.
      б) Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.
      3. По масштабам деятельности выделяют  следующие формы анализа прибыли: 
      а) Анализ прибыли по предприятию в  целом.
      6) Анализ прибыли по структурному  подразделению (центру ответственности).
      в) Анализ прибыли по отдельной операции.
      4. По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли.
      а) Полный анализ прибыли проводится с  целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования  в комплексе.
      б) Тематический анализ прибыли ограничивается лишь отдельными аспектами ее формирования или использования.
      5. По периоду проведения выделяют  предварительный, текущий и последующий  анализ прибыли. 
      а) Предварительный анализ прибыли  связан с изучением условий ее формирования, распределения или  предстоящего использования; с условиями осуществления  
отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним.

      б) Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; реализации отдельных хозяйственных операций с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли.
      в) Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли, осуществляется обычно менеджерами и собственниками предприятия за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.
      В практике управления прибылью в зависимости  от используемых методов различают  следующие основные системы проведения анализа на предприятии1,
      I. Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:
      II. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использован и я. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли
      III. Сравнительный анализ прибыли  базируется на сопоставлении  значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.
      IV. Анализ уровня рисков неотделим  от анализа уровня прибыли  по операциям всех сфер деятельности предприятия — производственной, инвестиционной и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности (отдельным ее операциям) следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего.
      Анализ  вероятности возникновения риска основывается на использовании следующих групп методов: экономико-статистических; расчетно-аналитических; аналоговых; экспертных. Выбор конкретных методов оценки определяется наличием необходимой информационной базы и уровнем квалификации менеджеров.
      V. Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется  на расчете соотношения различных  абсолютных показателей между  собой. В процессе использования  этой системы анализа определяются  различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
      VI. Интегральный анализ прибыли  позволяет получить наиболее  обобщенную характеристику условий  ее формирования. В практике управления  прибылью наибольшее распространение  получили следующие системы интегрального ее анализа:
      VII. Факторный анализ – анализ  влияния отдельных факторов на  результативный показатель с  помощью детерминированных или  стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть:
    Прямой – здесь результативный показатель делят на составные части;
    Обратный (синтез) – здесь отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
      Таким образом, после изучения данной главы  мы можем дать определение понятию  прибыли предприятия. Прибыль вычисляется  через издержки, которые определяются путем разложения их на внешние и внутренние. С помощью приведенной в этой главе классификации выделяются необходимые виды прибыли для конкретного ее анализа, что дает наиболее достоверную базу для принятия решений по управлению прибыли. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии. Эффективность управления будет наивысшим, если будут, выполнены все требования, предъявляемые к этому процессу.  
 

      1.3 Учет прибыли предприятия
      Для учета конечного финансового  результата используется счет 99 «Прибыли и убытки». Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
      На  счете 99 "Прибыли и убытки" в  течение отчетного года отражаются:
      ·          прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 "Продажи"; (90-9)
      ·          сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы"; (91-9)
      ·          потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) - в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.;
      ·          начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".
      По  окончании отчетного года при  составлении годовой бухгалтерской  отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
      Построение  аналитического учета по счету 99 "Прибыли  и убытки" должно обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о прибылях и убытках.
      Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) организации по итогам утверждения годовой бухгалтерской  отчетности отражается по дебету счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и кредиту счетов 75 "Расчеты с учредителями" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".
      Аналитический учет по счету 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" организуется таким  образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Факторы, влияющие  на прибыль предприятия  и экономические показатели ее оценки
      2.1 Анализ формирования  прибыли
      Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент. Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.
      Многообразие  факторов, влияющих на прибыль, требует  их классификации, которая в то же время имеет важное значение для  определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
      Ивашковский С.Н. предлагает следующую классификацию  факторов, влияющих на размер прибыли1. Он выделяет три группы факторов прибыли:
      В сфере производства: его объем, качество продукции, ассортимент, уровень оптовых цен и т.д.
      В сфере обращения: организация оперативной  работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь  с потребителями и т.д.
      Факторы, не зависящие от деятельности предприятия: перебои в материально-техническом снабжении, несвоевременная подача транспорта под отгрузку готовой продукции и др.
      Недостатком концепции Ивашковского С.Н. является то, что она не позволяет правильно  и грамотно оценить сложившуюся  ситуацию, положение предприятия  на рынке, финансовое положение предприятия и следовательно способствует принятию эффективного управленческого решения с целью увеличения прибыли. эффективное управленческое решение с целью увеличения прибыли.
      Классификация факторов С.Н. Ивашковского, рассмотренная выше, на наш взгляд не в полной мере показывает градацию факторов прибыли. Наиболее интересной в этом смысле является концепция И.А. Бланка, позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли.   
      При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.
      В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на внепроизводственные  и производственные.
      К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными  ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.
      Производственные  факторы, отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.
      В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы  находятся в тесной зависимости  и взаимосвязи.
      Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в современной литературе, можно выделить основные из них1: степень политической стабильности; состояние экономики государства; демографическая ситуация в стране; конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров; темпы инфляции; ставка процента за кредит; государственное регулирование экономики; платежеспособный спрос потребителей; цены, устанавливаемые поставщиками товаров; налоговая и кредитная политика государства;
      К внутренним факторам относятся: объем валового дохода; производительность труда работников; скорость оборачиваемости товаров; наличие собственных оборотных средств; эффективность использования основных фондов; порядок уровень издержек обращения структура товарной продукции; средства труда; предметы труда; трудовые ресурсы.
      По  каждому из этих двух групп выделяются следующие виды:
    экстенсивные факторы;
    интенсивные факторы.
      К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
      Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
      Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения  их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров.
      Необходимо  отметить, что отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты  или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных  средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль.
      Средства  труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами  формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.
      Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
      Анализ  прибыли производится по плановым и  фактическим данным финансового и планово-экономического отделов, бухгалтерии, а также форм годовой и периодической отчетности.
      Важное  значение имеет анализ прибыли, который  производится по отдельным ее источникам. Особое внимание в процессе анализа  прибыли следует обратить на наиболее значимую статью ее формирования – прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую прибыли предприятия, которая зачастую по своему объему превышает балансовую прибыль. Чтобы осуществить данный анализ наиболее удобным и широко используемым является факторный анализ прибыли от реализации. При проведении данного исследования определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения1.
      Производится расчет влияния на прибыль от реализации таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
      Покажем формулы для расчета данных показателей.
      1. Расчет общего изменения прибыли (?Р) от реализации товаров:
      ?Р = Р1- Р0,       
          [1]
      где P1, - прибыль отчетного года; P0, - прибыль базисного года.
      2. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованные товары (?Р1):
      ?Р1 = Nр1 - Nр1,0 = ? р1?1 - ? р0?0 ,
          [2] 

        где Nр1 = ? р1?1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
      р1 — цена товара в отчетном году;
      ? — количество товаров;
      Nр1,0 = ? р1?1 - ? р0?0 - реализация в  отчетном году в ценах базисного года;
      р0 — цена товара в базисном году.
      3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров  объема товаров в оценке по  плановой (базовой) себестоимости  (?Р2):
      ?Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1),
          [3]
      где Р0 - прибыль базисного года;
      К1- коэффициент роста объема реализации товаров:
      К1 S1,0 / S0 , где
      S1,0 — фактическая себестоимость  реализованных товаров за отчетный  период в ценах и тарифах  ба-зисного периода; 
      S0—  себестоимость базисного года (периода).
      4. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (?Р3). Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости:
      ?Р3 = Р0 * (К2 – К1) ,
          [4]
      где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
      К2 = N1,0 / N0, где
      N1,0 - реализация в отчетном периоде  по ценам базисного периода; 
      N0—  реализация в базисном периоде.
      5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (?Р4). Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:
      ?Р4 = S1,0 – S1 ,
          [5]
      где S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.
      S1 — фактическая себестоимость  реализованных товаров отчетного  периода. 
      6. Расчет влияния на прибыль  экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (?Р5) исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
      ?Р5 = S0К2 – S1,0
          [6]
      Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета  определяется влияние на прибыль  изменения цен на материалы и  тарифов на услуги (?Р6), а также  экономии, вызванной нарушениями  хозяйственной дисциплины (?Р7).
      Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
      ?Р = Р1 - Р0 = ?Р1 + ?Р2 + ?Р3 + ?Р4 + ?Р5 + ?Р6 + ?Р7  
        [7]
      или
      ?Р = ?7i=1 Рi, где
      ?Р  — общее изменение прибыли;
      Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
      Завершается анализ сопоставлением влияния каждого  фактора на прибыль от реализации товарной продукции.  
      С целью увеличения прибыли руководители прибегают к разделению товаров, реализуемые предприятием на 4 группы1:
      Звезда  – высокая доля в быстрорастущей отрасли, занимает лидирующее положение на рынке, приносит значительный доход. Но большую часть этих доходов тратит на поддержание своего исключительного преимущества (лидирующего положения). Данная группа всегда испытывает недостаток средств.
      Корова – высокая доля стабилизирующейся или стареющей отрасли. Занимает лидирующее положение, что приводит к устойчивым и высоким прибылям. На конкурентную борьбу нет необходимости тратить деньги, т.к. фирма хорошо известна.
      Трудный ребенок – низкая доля быстрорастущей отрасли. Здесь два пути развития: или наращивать усилия и становиться звездой, или уходить с рынка.
      Собака  – низкая доля в стабилизирующейся отрасли или слаборастущей отрасли. Она прибыли не дает, но требует средств для поддержания положения. Она должна либо уходить с рынка, либо искать узко специализированный сегмент рынка. 

      2.2 Показатели оценки  прибыли предприятия
      Прибыль – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
      Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система  показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации.
      Показатель  рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.1
      В качестве последних в отечественной  практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли  от реализации товаров и чистой прибыли.
      Рентабельность  товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.
      Показатель  рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.
      Рентабельность  активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.
      Рентабельность  производственных фондов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.