На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Социализация и гендер

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования
«Белорусский  государственный университет транспорта» 

Кафедра «Философия, история и политология» 
 
 
 

СУРС
по дисциплине «Социология»
на тему: 

«Социализация и гендер» 
 
 
 
 

Выполнила                                                                     Проверила
студентка группы УА-52                                              преподаватель
Шарая Н.С.                                                                     Ермольчик Т.В. 
 
 

Гомель 2010  

Содержание
    Введение 3
    1.Социобиологические  предпосылки социализации 4
    2.Фазы  и содержание процесса  социализации 5
    3. Кризисные точки  социализации 7
    4.Первичная  и вторичная социализация 12
    5.Агенты  и институты социализации 13
    6.Понятие  гендер 15
    7.Гендерная  социализация 17
    8.«Гендерный  вопрос» в Республике  Беларусь 20
    Заключение 23
    Литература 24 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
   Личность  и общество взаимодействуют в  процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы  и социально-исторический опыт, который  передает общество.
   С раннего детства ребенка окружают люди, которые передают ему навыки и умения взаимодействия  с обществом. Достижением цивилизации является утверждение, что люди рождаются  равными перед Богом, как его  подобие, а Конституции государств гласят, что все люди равны перед  законом.
   Современная молодежь социализируется в сложных условиях. Государство не проявило заинтересованности в воспитании дееспособных участников социального взаимодействия. Напротив, при помощи СМИ были предприняты все возможные меры для подготовки манипулируемого населения. Общество находится на грани деградации. «Шоковая терапия» нанесла непоправимый удар по социальной сфере.
     В данной работе мы попробуем рассмотреть  проблему социализации и гендера в обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Социобиологические предпосылки социализации
  Социализация  объясняет возникновение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой  личности, фокусирующей в себе все  противоречивое многообразие общественных отношений. Человек, как известно, живет  в обществе и быть свободным от него он не может, как бы того ни желал. Это и есть одна из констант социального  поведения. Поэтому человек не только «существо разумное», но еще и  «существо социальное». Причем, социализация, то есть становление человека в качестве «гомо сапиенс», начинается с самого рождения. Наши действия только отчасти  являются продуктом природы. Все  человеческое поведение прежде всего  результат научения, или социализации.
  Зачатки социальной организации можно наблюдать  у пчел и муравьев. Им присущи  коллективное существование, разделение труда, оборона территории, контроль за порядком, сложившаяся система  отношений, есть социальная иерархия (рабочие, воины), почти как в человеческом обществе. Но у животных нет социализации. Поведение животных, ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт – биологические программы действия, которые врожденны и передаются генетически. Инстинкт предполагает однолинейное, жесткопредписанное поведение (без  вариантов); любое отклонение от инстинкта  грозит смертью.
  Если  построить иерархию живых существ  от низших – насекомых, до высших –  человека, то по ОУ будет возрастать сложность организации психики  живых существ; по ОХ – плотность  инстинктов (рис. 1).
  

  Закономерность  такова: чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У  насекомых на 100% поведение инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше приобретенного поведения, которое передается родителями. У  обезьян еще меньше инстинктов. У  человека 80% поведения – социально  приобретаемое. Чем больше инстинктов, тем меньше роль родителей. У насекомых  функцию родителей выполняет  природа (врожденные программы поведения). Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль и ответственность родителей.
  Вывод: родители – заменители природы, они  должны дать ребенку то, что не дала природа; они передают те нормы и  ролевые практики, которые созданы  обществом. Общество для родителей  – открытая книга, из которой они  черпают информацию и передают ее детям. Поскольку родители уже прошли значительную часть социализации и  накопили жизненный опыт, они должны передать его тем, кто не имеет  этого опыта. Они передают детям  не только сумму решений проблем, как готовые элементы, но и технологию избежания ошибок.
  Период  подготовки к взрослой жизни наиболее затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня  в него включают периоды юности и  молодости. Треть своей жизни  человек учится жить в самом сложном  из существующих миров – в мире общественных отношений. Такой экологической  ниши нет ни у одного из видов. В  последнее время специалисты  пришли к мнению, что человек обучается  и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.
  Социализация  объясняет то, каким образом человек  из существа биологического превращается в существо социальное. Она как  бы иллюстрирует на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом  на коллективном. Ведь человек, взрослея, в максимально сжатое время проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической  эволюции.  

2.Фазы и содержание процесса социализации
  Процесс социализации проходит фазы, которые  называют еще основными стадиями жизненного цикла.
    Детство и юность (от 1 года до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.
    Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.
    Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.
  На  рис. 2 обозначены три кризисные точки  в жизни человека: А – окончание  средней школы и подготовка к  поступлению в вуз или поиск  работы, С – кризис середины жизни, В – выход на пенсию и переход  к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.
  
F

  Период  между этими тремя точками (АСВ) – время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности – 11 лет школьного обучения. Для  многих он продолжается до момента  окончания вуза, еще 5–6 лет.
  Таким образом, можно выделить три стадии жизненного Цикла человека: он может, но не умеет работать (точка А); он физически уже не может, но умеет  работать (точка В); он может, умеет  и хочет работать (точка С, где  совпадают все эти параметры). Накопление жизненного опыта, материального  достатка и т.п. (отрезок АСВ) дает возможность обеспечить члену общества достойный досуг (после точки  В). Общество, которое не может гарантировать  достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.
  По  степени завершенности процесс  социализации можно разделить на две крупные стадии – начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни. Начинающаяся социализация –  в основном область приписываемых  статусов, завершающаяся – сфера  достигаемых.
  Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем  экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и  создание собственной семьи, отделение  от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу  между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).
  Помимо  стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание  социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает  «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение  социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.
  Становление социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я». Можно сказать иначе: на социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Интернализация – превращение внешних норм во внутренние правила поведения.
  Как уже говорилось, социализация представляет собой продолжающийся всю жизнь  процесс усвоения культурных норм и  освоения социальных ролей. Как мы теперь знаем, социальная роль включает множество  культурных норм, правил и стереотипов  поведения; незримыми социальными  нитями – правами, обязанностями, отношениями  – она связана с другими  ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более  применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в  себя обучение как одну из его частей.
  Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество  социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс  социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила  поведения, роли и т.п.  

3. Кризисные точки социализации
  На  графике, выражающем процесс социализации (рис. 2), были выделены три кризисные точки: А, С, В. Коротко о них было сказано. Сейчас рассмотрим их подробнее.
  Под кризисом надо понимать любую точку  перелома в социальном процессе, где  старые механизмы или способы  решения проблемы уже не действуют, а новые механизмы или способы  решения еще не действуют. Кризис – это по существу то же самое, что  глубокая проблемная ситуация, для  которой в данный момент нет подходящей технологии решения. Обычно люди теряются в проблемной ситуации. Привычный  образ жизни заканчивается, а  каков будет новый образ жизни, неизвестно.
  Кризисная ситуация – это всегда мучительный (в социально-психологическом и  экономическом плане) процесс перехода от одного стабильного периода жизни  к другому, например, от школьной жизни  к студенческой, от доармейской к  армейской, от учебы к трудовой деятельности. Чем длительнее пауза между двумя  периодами, тем в целом глубже кризис, поскольку неопределенность переходного периода ведет к  накоплению большего потенциала негативной мотивации и связанной с ней  фрустрации.
  Кризисные, или проблемные ситуации – это  уход в армию, окончание средней  школы и вступление во взрослую жизнь, окончание вуза и поиск места  работы, женитьба и др. В такие  моменты люди ощущают растерянность. Растерянность – это психологический  индикатор социальной проблемы. Молодой  человек знает, что армия требует  нового образа жизни, изменения прежних  привычек, уклада и ритма жизни. Но каким будет новый образ жизни, как сложится дальнейшая судьба, он не знает. Неизвестность выступает как социальная озабоченность. Она свидетельствует о томлении перед неизвестностью, о сильной негативной мотивации. Такая мотивация в случае перехода к армейской службе связана с негативным отношением большинства к армейской реальности, с пристрастным общественным мнением.
  Социализация  начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Позже начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент  социализации и в то же время это  самый незащищенный ее этап. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки и  знания. Если накопления знаний, главным  образом благодаря обучению в  школе, в детстве не происходит, то во взрослой жизни возможен такой  глубокий кризис и такие проблемы, решить которые уже будет нельзя. Бросившие школу ученики –  это носители будущего кризиса. Возможно, многие из них спохватятся в тот  период, когда уже поздно переучиваться  или доучиваться, когда учиться, когда ухудшились острота восприятия и память, в несколько раз сложнее, чем в детском.
  Первая  кризисная точка (16–18 лет), которая  приходит на время окончания школы  и самоопределения человека, является переломной в его жизни: старая модель социально и экономически несамостоятельной  жизни (под опекой родителей) разрушилась, а новая модель самостоятельного поведения и образа жизни еще  не сложилась. Человек перестал быть ребенком, но не успел еще стать  взрослым. Он уже понимает, что необходимо выбрать профессиональную карьеру  и начинать трудовую деятельность, но еще не знает, какую именно сферу  деятельности предпочесть. Формально  в этот период человек становится трудоактивным.
  В традиционном обществе подростки начинали трудиться на заводе, в поле, на шахте  в 14–16 лет, зарабатывая на жизнь  самостоятельно. Часто они уже  уезжали от родителей, устраивались в рабочее общежитие, высылая  часть денег в помощь родителям. В постиндустриальном обществе, требующем  более продолжительного обучения, социальная, и экономическая зависимость  повзрослевших детей продолжается до 22–23 лет. Они обучаются в вузе, и только часть из них одновременно с учебой работает в фирме или  на предприятии. Но в том и другом случае студенческая молодежь продолжает жить в одном доме с родителями. Исключение представляют иногородние, которым вуз предоставляет общежитие. Но и они существуют за счет денежной помощи родителей. Подработки чаще всего  идут на удовлетворение вторичных потребностей (духовных, культурных, развлекательных), а на удовлетворение первичных жизненных  потребностей они получают деньги от родителей.
  Окончание средней школы связано с негативной мотивацией, но последняя возникает  потому, что юноши и девушки  не желают покидать школу: за долгие годы у них выработался свод привычек, сложился круг друзей и знакомых, режим  и ритм труда, образ жизни. В школе  у них было определенное экономическое положение: родители обеспечивали их средствами к жизни, и детям оставалось тратить время на учебу и досуг, а не на поиск работы или каждодневный труд. Молодые люди утомляются от 11-летнего пребывания в школе психологически, но социально они чаще всего рады задержать свое беззаботное детство. Переломный момент, неизвестность перед изменением жизненной траектории, ностальгия по школе и друзьям вызывают всплеск негативной мотивации.
  Возраст 16 лет – самый критический. Человек  должен выбрать только одну профессию  из 40000, существующих в современном  мире. Сделать правильный выбор крайне сложно, поскольку школьные знания и школьная жизнь никогда его  не сталкивали с реальным производством  и реальными профессиями, о них  он знает только понаслышке. Другое дело, человек, которому не 16, а 61 год (рис. 2, точка С). Он уже достаточно пожил  и много видел, знает по собственному опыту мир производства и множество  профессий. Вот когда бы выбирать будущую профессию. Здесь риск принять  неправильное решение сведен к минимуму.
  Но  жизнь распорядилась иначе. Человеку приходится выбирать будущее поприще  в том возрасте, когда он к этому  совершенно не готов. У него катастрофически  не хватает знания жизни. Компенсировать их ему спешат пожилые люди –  дедушки, отцы, учителя, родные и друзья, повидавшие жизнь. В отличие от молодых, которые могут, но не умеют, пожилые  умеют и знают, но уже не могут. Они не могут начать жизнь сначала, не могут физически выдерживать  требуемые работой нагрузки, зато много знают и умеют. Молодежь ничего толком не знает и не умеет, но имеет возможность выбрать  будущую карьеру. Так несправедливо  распоряжается с нашей жизнью судьба.
  Вторая  кризисная точка именуется кризисом середины жизни (45 лет), когда человек, давно избрав профессию, оглядывается на пройденный путь и оценивает его. В этом возрасте еще можно, но психологически крайне трудно изменить уклад жизни, профессию и место работы.
  В 45 лет человек пересматривает старые ценности; он соизмеряет идеальную  траекторию жизни с реальной ее траекторией. Чем больше между ними расхождение, тем больше неудовлетворенность  своей жизнью. В нашем обществе считается, что семью, как и карьеру, человек должен построить до 40 лет.
  Оказывается кризисным может быть даже самый  благополучный с виду период жизни, выпадающий на середину трудовой деятельности. В стабильном обществе, не знающем  экономических потрясений, люди среднего возраста, как правило, не испытывают кризисных ощущений. Однако в переходном обществе, в частности российском, переживающем разрушение социалистического  уклада и формирование капиталистического, негативные последствия экономического кризиса выпадают в большей степени  на тех, кому от 30 до 50. И в гораздо  меньшей степени они касаются молодежи, быстро адаптирующейся к  новым условиям.
  Социологи выяснили, что, вопреки ожиданиям, низкая адаптация к рыночным условиям, к  которым Россия перешла в конце 80-х годов, характерна для наиболее активного возраста – от 30 до 50 лет. Решая эту загадку, ученые пришли к выводу о том, что лица моложе 30 лет в социальном плане более  мобильны, менее зависимы от сложившегося образа жизни, привычек и стереотипов, а также от должности и профессии. К тому же многих все еще опекают  родители, а они – самый сильный  агент социализации. А почему люди старше 50 лет легче адаптируются? Оказывается потому, что к этому  времени у них уже взрослые дети, которые сами могут позаботиться о себе, имеются определенные материальные ценности (квартира, дача, машина), есть устойчивое социальное положение (хорошая  профессия или высокая должность). Все это, несомненно, облегчает им вхождение в рынок. А человек  в 30–50 лет – это всем озабоченный  индивид: как утвердиться в выбранной  профессии, сделать карьеру, как  обеспечить детей и поставить  их на ноги, как решить жилищную проблему и т.п. Именно на этот возраст родителей  приходится самый «затратный» возраст  детей (от 7 до 17 лет), когда они быстро вырастают из одежды, много едят и вообще все требуют с родителей.
  Итак, в 16 (±2) лет еще незрелая личность должна решить свою судьбу, выбрать  будущую профессию. Появляются советчики, которые компенсируют недостаток жизненной  мудрости (родственники, родители), они  – агенты социализации. Выбор профессии  после окончания средней школы  всегда или чаще всего происходит при покровительстве старших  членов семьи, старших по возрасту родственников  или знакомых. Именно они, полагаясь  на собственный жизненный опыт, советуют выбрать одну специальность и  отговаривают от других. Соединясь, юноши  и старики, компенсируют недостатки друг друга. Юные получают совет от пожилых и стараются сделать  правильный выбор. Пожилые, наставляя  на путь, выполняют функцию агентов  социализации. Возможно, сами они в  свое время выбрали не ту специальность  и стараются в лице молодого поколения  как бы исправить свои ошибки. Старшие  социализаторы объясняют недостатки своей профессии, ориентируя молодежь на более оплачиваемую и престижную работу. Либо напротив, передают удачный  опыт своей социализации, рекомендуя молодому человеку идти по своим стопам, агитируя его за выбор той же самой  профессии.
  Проблемная  ситуация (рис. 2, точка А) обостряется  при следующих обстоятельствах:
    •  юноша долгое время не может выбрать подходящую профессию;
    •  в его окружении отсутствуют нужные ему агенты социализации, способные дать оптимальный совет;
    •  у него отсутствует мотивация на достижение, например на поступление в вуз, и он «плывет по течению волн»;
    •  перед ним остро стоит проблема выбора между учебой, к которой он стремится, и работой, которую ему приходится предпочесть ради помощи семье;
    •  у семьи отсутствуют деньги на обучение ребенка в вузе.
  Соответствующая постиндустриальному обществу модель пролонгированного обучения (средняя  школа–вуз–аспирантура–защита диссертации) вынуждает большинство людей, независимо от материального достатка и социального  происхождения, тратить гораздо  больше времени и денег на обучение, чем это происходило в доиндустриальном и индустриальном обществе. Ныне стареющим  родителям приходится ожидать своего кормильца гораздо дольше, чем  раньше. В 23 года он только еще заканчивает  вуз, в 26 лет он еще выходит на защиту диссертации.
  Если  первое место работы он находит после  получения ученой степени, то первые годы этот уже не очень молодой  человек тратит на формирование карьеры, часто начиная ее с непристижной и малооплачиваемой работы. К этому  времени у него образуется собственная  семья, а затем рождаются дети. В результате родители, так и не дождавшись материальной отдачи от повзрослевших  детей, сами вынуждены помогать молодой  семье.
  Если  они откладывали деньги на образование  детей, отказывая себе в удовлетворении вторичных (а порой, если говорить о  нижнем слое среднего класса, и первичных) потребностей, то этот процесс продолжается и с наступлением активного трудового  возраста детей. Помогая молодой  семье, родители продолжают отказывать себе, ожидая, что по-настоящему отдохнуть  и попутешествовать по миру они смогут тогда, когда выйдут на пенсию. Но и  пенсия в России – не выход из ситуации. Сокращение продолжительности  жизни для большинства населения, крайне низкая пенсия не позволяют  осуществиться мечтам.
  Наконец, третья кризисная точка указывает  на завершение трудовой карьеры и  выход на пенсию, который у женщин происходит в 55 лет, а у мужчин в 60. И она является кризисной, поскольку  пенсионер, по крайней мере в нашей  стране, часто – существо экономически и социально зависящее от помощи государства и родных.
  В Европе для обозначения старости используется термин «третий возраст». Успехи медицины, удлинение жизни  и снижение пенсионного возраста в промышленно развитых странах  привели к тому, что произошло  расширение «третьего возраста». Он стал охватывать два поколения мужчин и три поколения женщин в возрасте от 60 до 90 лет и старше. Но в России в 2000 г. средняя продолжительность  жизни мужчины составляла 58 лет, а женщины – 72 года, в результате чего «третий возраст» сократился до столь малозаметной величины, что  на фоне двух других возрастов –  первого и третьего – его сложно именовать «возрастом».
  В конце жизненного пути человек приобретает  опыт, понимание жизни и мудрость, но одновременно теряет силы, функциональную подвижность нервной и мышечной ткани и внешнюю привлекательность.
  Жизнь на пенсии имеет свои преимущества и недостатки. Можно больше времени  уделять семье, отдыхать, гулять, следить  за своим здоровьем, заниматься тем, что вызывает особый интерес. Однако при этом, как правило, ухудшается здоровье, уменьшаются доходы, появляется или обостряется чувство одиночества, ощущение своей ненужности. Как показывает современная наука, к старости человеку приходится готовиться чуть ли не всю  жизнь, формируя такой характер и  такие личные качества, которые помогли  бы успешно адаптироваться к ней.
  С выходом на пенсию резко изменяется не только образ жизни человека, но и его социальный статус, положение  в обществе. Чем более высокого социального положения достиг человек  до выхода на пенсию, тем труднее  ему будет смириться с неизбежными  материальными ограничениями, наступающими в старости.
  Увеличение  свободного времени в пожилом  возрасте для одних становится благом, для других – сущим наказанием. Многие изнывают от праздности и незнания, куда себя деть. Но в этом виновата не старость, а отсутствие самостоятельности, незнание самого себя и своих интересов, страх перед одиночеством. Многие нужные в старости качества формируются  в ранние годы. Если их нет, то есть пропущена  какая-то важная фаза социализации, не решены задачи предшествующей стадии жизненного цикла, наступает неизбежная расплата.  

4.Первичная и вторичная социализация
  Социализация  делится на первичную и вторичную. Первичная социализация протекает  в кругу близких и родных, вторичная  социализация – в рамках формальных институтов (школа, институт, производство).
  Первичную и вторичную социализацию в научной  литературе связывают:
    с формальными и неформальными институтами;
    с первой и второй половиной жизни.
  В начале XX века выдающийся американский социолог Ч. Кули (186–1929), один из основоположников теории социализации, ввел термины  «первичная группа» (знакомые люди) и  «вторичная группа» (незнакомые люди, представители формальных институтов).
  Первичные группы – это малые контактные сообщества, где люди знают друг друга, где между ними существуют неформальные, доверительные отношения (семья, соседская община). Вторичными группами называются большие социальные множества людей, между которыми существуют только формальные отношения.
  Первичная группа – семья, группа ровесников. Вторичная группа – армия, школа, институт, суд. Таким образом, первичная  социализация протекает в первичных  группах, а вторичная – во вторичных  группах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.