На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал  Южно-Сахалинский
                                                              Корсаковский ЦД  
 

Курсовая  работа
                            по дисциплине   Макроэкономика  

Тема: Финансовая система России. Пути ее развития и совершенствования.  
 
 

Выполнил  студент (ка): Киселева Елена Борисовна
№ контракта              05400070201113
Направление              экономика
№ группы              ЗЭ-709101 
 

Подпись студента __________ Дата сдачи работы «  __ »   ноября   2009г. 

Нормоконтролер Гаевская К.Н.                
                                                                                                             подпись
                     «___» __________ 200__ г. 

Работа  принята для передачи на аттестацию _________________   _________________ Ф.И.О. ответственного лица, должность       подпись
«___» __________ 200__ г. 

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор  АЦ _______________ ______________
                                                      Ф.И.О.                                     подпись
«___» __________ 200__ г. 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Приложение  2……………………………………………………………………….....…37
Приложение  3 ……………………………………………………………………………38
Приложение  4 ……………………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  
 

     Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
     Финансовые  системы  возникли  с  зарождением   классового общества   и развивались как  часть  политической,  социальной  и  экономической системы государства.
     Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
     -   недостаточные темпы развития  экономики;
     -  диспропорции развития экономической  системы;
     - отставание в адаптации к изменениям  на внешних товарных и финансовых  рынках;
     -  излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
     -  низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.
     Тема  курсовой работы является очень актуальной  для сегодняшнего дня.     Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
     Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и другие. При написании курсовой работы использовалась научная литература различных авторов.
     Целью работы является изучение финансовой системы России и разработка путей ее развития и совершенствования.
      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
    Определить сущность финансов и функции финансов;
    Рассмотреть политику и строение финансовой системы России;
    Изучить историю развития финансовой системы России;
    Определить пути развития  и совершенствования финансовой системы России;
     Объектом данного исследования является  финансовая система России.
     При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность и функции  финансов. Финансовая  политика России 
     1.1. Сущность и функции   финансов 

     Под финансами понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства в форме фондов денежных средств для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.1
     Финансы – это система экономических  отношений, которые возникают между  государством, юридическими и физическими  лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств.
     Финансы – экономический инструмент распределения  и перераспределения валового внутреннего  продукта, орудие контроля за образованием  и использованием фондов денежных средств.2
     Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной, стимулирующей, фискальной.
     Распределительная функция финансов заключается в  обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются  в форме  денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно – технических, экономических и других. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (приложение 1).3
       Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта, выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию – контрольную.
     Стимулирующая функция финансов проявляется в  следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.
     Выполнение  финансами фискальной функции связано  с тем, что с помощью налогов  достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи).4
     Финансы выражают денежные отношения между  различными субъектами общественного  воспроизводства в рамках экономической  системы. Указание на денежный характер финансовых отношений – существенный признак финансов. Он позволяет четко ограничивать сферу их действия, оставляя за ее пределами все натуральные отношения.
     Тесная  взаимообусловленность финансов  и государства позволяет сформулировать еще ряд важнейших специфических  признаков данной экономической категории: финансовыми являются те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства, необходимостью обеспечения выполнения последним своих функций и имеют государственную форму проявления.
     Таким образом, любое финансовое отношение всегда является денежным, поскольку деньги составляют материальное содержание всех финансовых процессов. Тесная взаимосвязь финансов и государства обуславливает перераспределительный характер отношений. 
 

     1. 2. Финансовая политика  России 
 

     Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций.5 Цель финансовой политики заключается в увеличении объема финансовых ресурсов. Проведение финансовой политики предусматривает три основных этапа:
    Определение целей. На этом этапе формулируются цели политики  и конкретизируются задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей;
    Определение инструментов и методов, с помощью которых данные задачи могут быть разрешены. Можно сказать, на этом этапе определяются средства достижения целей;
    Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйствования. Оно осуществляется для достижения наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
           Финансовая политика сильно зависит от тех методов  и средств, которые применяются  для достижения целей. Можно выделить несколько типов финансовой политики:
      Классический. Он основан на теории свободной конкуренции, основоположниками которой были великие экономисты А. Смит и Д. Риккардо. Суть данной финансовой политики заключается в минимизации регулирующего влияния государства. Считалось, что рынок в условиях свободной конкуренции сам преодолеет все проблемы и достигнет наиболее оптимального состояния с максимально возможным уровнем экономии ресурсов. Главное условие финансового регулирования в этой модели – соответствие государственных расходов доходам.
      Второй тип финансовой политики государства – регулирующее воздействие государства. Его суть сводится к необходимости активного вмешательства государства в экономические процессы. Государство должно создавать дополнительный спрос путем увеличения своих расходов. Соответственно, государство должно иметь дефицит государственного бюджета, то есть расходы должны превышать доходы.
      Планово-директивная  финансовая политика реализовывалась  в рамках социалистической системы  хозяйствования, когда все управление финансовыми потоками страны осуществлялось из единого центра. Для данной политики характерны большие государственные расходы и отсутствие дефицита государственного бюджета. Такая финансовая политика применялась в нашей стране периода существования СССР. Ее достоинство заключалось в использовании всех финансовых ресурсов для достижения целей государства, чего не могла гарантировать ни одна другая система финансовых взаимоотношений. Кроме того, с помощью аккумуляции всех ресурсов страны государство могло проводить активную социальную политику, снижая социальную напряженность и более эффективно перераспределяя доходы населения страны.
      Негативным  моментом данной системы была излишняя концентрация ресурсов в руках государства, из-за чего трудовым коллективам оставлялась  незначительная часть заработанного. Это практически уничтожало личную заинтересованность людей в трудовых усилиях и порождало иждивенческие настроения среди работающих и всего населения.
      Неоконсервативная финансовая политика предполагает многоцелевое регулирование экономики и бездефицитное  финансирование. В основе данного типа финансовой политики лежит идея стимулирования предложения, что достигается с помощью низких налоговых ставок на прибыль и имущество предприятий. Многоцелевое регулирование подразумевает, что имеется несколько приоритетных направлений расходования бюджетных средств, а не один.
      Сегодня большинство государств стараются  распределить имеющиеся финансовые ресурсы по отраслям экономики, имеющими одинаково важное значение для государства.
      Все типы рассмотренных финансовых политик  отличаются друг от друга финансовым механизмом.
      Финансовый  механизм – это система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.
      Элементами  финансового механизма выступают: налоговые ставки, налогооблагаемая база, норма обязательного резервирования денежных средств, уровень нормируемых расходов и т.д.
      Финансовый  механизм выполняет ряд функций, таких, как аккумулирование финансовых ресурсов, финансирование расходов, стимулирование и регулирование экономики, порядок  распределения бюджетных средств, формы и средства контроля за их расходованием.
      Существуют  два вида финансового механизма: директивный и регулирующий:
      - директивное финансовое воздействие  включает в себя элементы, прямо  установленные государством, например: налоги, государственный кредит, расходы государственного бюджета, организация и устройство бюджетного процесса, финансовое планирование. Данные элементы считаются директивными методами воздействия, поскольку они устанавливаются государством для всех субъектов экономики, исходя только из интересов государства, и другие субъекты экономических отношений не могут повлиять на данные методы и как-либо изменить их;
      - к регулирующему типу финансового  механизма относят определенные  отношения в конкретном сегменте  финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. В принципе, сюда относят те правила, которые формируют финансовый механизм для негосударственных и частных предприятий.
      Таким образом, совокупность финансовой политики и финансового механизма в конкретной стране создает финансовую систему данного государства. Ее задача состоит в обеспечении сбалансированного движения стоимостных и натурально-вещественных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта рабочей силы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Финансовая система  России. Государственные финансы
     2.1. Финансовая система России, ее состав 
 

     Финансовая  система России – это система  форм и методов образования, распределения, и использования фондов денежных средств государства и предприятий.6
     Финансовая  система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
     Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
     Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
     Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: 1) в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения.7
     Задача  финансовой системы состоит в обеспечении сбалансированного движения стоимостных и натурально – вещественных потоков в процессе воспроизводства  общественного продукта и рабочей силы.
     Финансовая  система Российской Федерации состоит  из трех звеньев (приложение 2):
     1. Финансы хозяйствующих субъектов;
     2. Финансы государства и муниципальных образований;
     3. финансы населения (то есть домашних хозяйств).
       Финансы предприятий представляют  собой совокупность денежных  отношений, связанных с формированием  и использованием децентрализованных денежных фондов  в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы. Финансы предприятий – неотъемлемое звено финансовой системы государства, поскольку именно финансовые ресурсы, формируемые предприятиями,   являются основой развития экономики и локомотивом экономического роста.
        Финансы государства  - это совокупность  денежных отношений, проявляющихся  в формировании и использовании  централизованных денежных фондов  в целях удовлетворения общественных  потребностей. Финансы государства посредством распоряжения бюджетными средствами перераспределяют  валовой внутренний продукт страны и обеспечивают выполнение функций, которые не по силам предпринимательским структурам, но необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения и социальной стабильности в стране, поступательного развития национальной экономики и безопасности государства.
     Финансы населения (домохозяйств) представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием бюджетов домохозяйств в целях удовлетворения личных потребностей. В отличие от финансов государства, которые используются на благо всего общества, финансы населения обеспечивают личные потребности граждан.
     Все три субъекта формируют платежеспособный спрос на товары и услуги потребительского и производственного (инвестиционного) назначения. Следовательно, они участвуют в накоплении национального богатства.
     В финансовой системе выделяются три  взаимосвязанных подсистемы финансовых отношений и ресурсов, возникающих:
      - у хозяйствующих субъектов;
      - у государства;
      - у населения (домохозяйства).
     Все подсистемы взаимодействуют между  собой (приложение 2). Данное взаимодействие определяется общим источником первичных доходов, то есть валового внутреннего продукта. Каждая из подсистем отражает участие того или иного субъекта экономических отношений в образовании и распределении стоимости валового внутреннего продукта в связи с присвоением первичных доходов.8
     Финансовую  систему можно рассматривать  и с другой точки зрения (приложение 3). В данном случае финансовая система состоит из двух элементов: финансов хозяйствующих субъектов и финансов государства.
     Финансы хозяйствующих субъектов состоят  из государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных и общественных финансов.
  1. Общегосударственные финансы включают в себя:
               - Государственный бюджет – главное звено финансовой системы. По состоянию государственного бюджета судят об уровне экономического развития страны, ее экономическом строе, приоритетах государственной политики, материальном положении населения. Государственный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
         - Внебюджетные фонды – представляют собой средства федерального правительства и местных властей, не включенных в бюджет. К внебюджетным фондам относятся Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, фонды медицинского страхования и так далее. Всего в нашей стране насчитывается более 40 внебюджетных фондов. Их финансирование происходит за счет целевых налоговых отчислений.
         - Государственный кредит. Отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.  Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
         - Фонды страхования. Их можно разделить на фонды социального, имущественного, личного страхования, международного страхования и страхования вкладов. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензию на проведение страховых операций.
         - Фондовый рынок. Среди звеньев финансовой системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в самостоятельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов – ценных бумаг. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит  для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.
     2. Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участие в процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
     В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения  производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий? освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
       Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 9
     Таким образом, можно заключить, что финансовая система Российской Федерации представляет собой многоуровневую и разветвленную систему финансовых взаимоотношений. Российский финансовый механизм, как и во многих развитых странах, строится на принципах многоцелевого регулирования экономических процессов. 
 

     2.2. Государственные  финансы 
 

     Государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.