На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налоговая система Российской Федерации. Проблемы и пути реформирования налоговой системы.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.11.2013. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 

    

  Кафедра «Экономика, организация производства, управление» 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Налоговая система Российской Федерации 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка группы 09 ФК1
Борисенко А.Е.
                                                         
                                                     Преподаватель
                                                                                          Демиденко И.А. 
 
 
 
 
 
 
 

                                            
                                           Брянск 2010
 

Содержание: 

1.Введение………………………………………………………………………3-4
2. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации:
  2.1 Понятие и сущность налогов и сборов…………………………………..5-7
  2.2 Структура налоговой системы РФ……………………………………….7-11
3. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
  3.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный
            Бюджет Российской Федерации……………………………………….12-18
  3.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты….19-20
4.Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской
           Федерации……………………………………………………………….21-24
5.Заключение…………………………………………………………………...25-26
6.Список использованной литературы……………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    1. Введение.
Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. 

В развитии форм и методов взимания налогов  можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности. 

Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. 

Государство только в том случае может реально  использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом. 

В настоящее  время положение коренным образом  изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ. 

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений  федерального правительства, многочисленными  инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов. 
 
 
 
 

2. Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации 

2.1 Понятие и сущность налогов и сборов. 

Налоги  и сборы являются центральными понятиями  налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 п.1 Налогового кодекса Российской Федерации:
1. налог  - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности,  хозяйственного ведения или оперативного  управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государст-
ва и (или) муниципальных образований.
2. сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
3. Налог  считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:
    объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговый период;
    налоговая ставка;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога;
В необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах  и сборах могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам. 

Налоги - обязательные  платежи, взимаемые  государством с физических и юридических  лиц в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны. 

Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. 

Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, которому требовались  средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд.  

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.Налоги выполняют три важнейшие функции:
1. Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция),
2. Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),
3. Государственное  регулирование экономики (регулирующая функция).
Наиболее  последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она  проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества. Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения. 

Регулирующая  функция налогов заключается в следующем:
1. Установление  и изменение системы налогообложения,
2. Определение  налоговых ставок, их дифференциация,
3. Предоставление  налоговых льгот.
Регулирующая  функция налогов в современных  условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями. 

2.2 Структура налоговой системы РФ. 

Совокупность  предусмотренных законодательством  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так  же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и  контроля образует налоговую систему. 

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов: 

1. Виды  налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
2. Сочетание  стабильности и гибкости налоговой  системы должны обеспечить соблюдение  экономических интересов участников  общественного производства. Правила  применения налогов должны быть  стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, так как это позволяет планировать деятельность.
3. Обязателен  механизм защиты от двойного  налогообложения.
4. Налоги  должны быть разделены по уровням изъятия.
5. Ставки  налогообложения должны быть  едиными для всех предприятий.  Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.
6. Единая  налоговая ставка должна дополняться  системой налоговых льгот, носящей  целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП, защитой  окружающей среды. Как правило,  обязательна активная поддержка  предпринимательства.
7. Система  налогообложения должна быть  комплексной при умелом сочетании  разных способов налогообложения.  Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем  один большой.
8. Обязательны  простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.) 

Построение  налоговой системы характеризуется  наиболее значимыми функциональными  внутренними взаимосвязями между  ее элементами. Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. 

Налогоплательщики могут в некоторой степени  оказывать обратное воздействие  на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения  налоговых администраций, через  избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной. 

Наиболее  значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства. 

Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как внутрисистемных, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой. 

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней  в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). 

По своей  общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом тринадцать видов налогов и сборов, в том числе восемь федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов. 

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов  стал исчерпывающим, т.е. ни один орган  законодательной власти субъекта Федерации  и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы. 

Российская  система налогообложения в части  соотношения косвенного и прямого  налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения  (см. диаграмму 1). 
 
 
 
 
 
 
 

Диаграмма 1. Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов
В федеральный  бюджет по видам налогов в 2009 году (%)

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
        3. Характеристика налоговой системы Российской Федерации. 

3.1 Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный Бюджет РФ. 

Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или  материальные ресурсы, поступающие  государству в процессе распределения  или перераспределения национального  дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются  на денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма развивается система  прямых и косвенных налогов, возникает  проблема отделения доходов монарха  от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов. 

В настоящее  время, аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. 

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений государству  удается удовлетворить различные  потребности его граждан. Доля налоговых  поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В  России по федеральному бюджету за 2009 год сумма налоговых доходов составляет около 60 %.
Таблица 1. Поступления налогов в федеральный бюджет в 2009 году.
Вид налога Поступления (млрд. рублей)
Соотношение (%)
Изменения (%)
2008 год 2009 год
Поступления налога на прибыль организаций 760,5 195 25,6 -74,4
Поступления единого социального налога 507 510 100,6 0,6
Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации 997,5 1 177 118 18
Поступления по сводной группе акцизов 126,1 82 65 -35
Налога  на добычу полезных ископаемых 1571,2 982 62,5 -37,5
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации 1250,5 1 263 101 1
В Фонд социального страхования 64,2 52 81 -19
В Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования 88,1 89 101 1
В территориальные  фонды обязательного медицинского страхования 153 153 100 0
Всего 5518,1 4503 81,6 -18,4
 
Вывод: По проведенным расчетам, поступления  налогов в федеральный бюджет в 2009 году сократились на 18,4. 

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков. 

Современная налоговая система РФ введена  в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ "Об основах налоговой  системы в РФ", принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ. Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций. 

Диаграмма 2.Показатели поступления администрируемых ФНС России доходов
в федеральный  бюджет в 2008-2009 гг.

Вывод: Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 году сократились на 1066 млрд.руб., по сравнению с 2008 годом. 

Источники и виды государственных доходов  и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. 

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". 

Бюджетная система - основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. 

Согласно  ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
    федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
    местных бюджетов.
 
В России в настоящее время в структуре  доходов федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 60%) и  меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе  от продажи государственного имущества
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
В перечень этих налогов входят:
    Налог на добавленную стоимость;
    Акцизы;
    Налог на прибыль организации;
    Налог на доходы физических лиц;
    Государственная пошлина;
    Водный налог;
    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
    Налог на добычу полезных ископаемых;
    Налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами;
 
Налоговые доходы от федеральных налогов и  сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов: 
 
 

Таблица 2. Нормативы зачисления налогов в федеральный бюджет
Вид налога Норматив (%)
Налога  на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет 100
Налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) 100
Налога на добавленную стоимость 100
Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья 50
Акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого 100
Акцизов на спиртосодержащую продукцию 50
Акцизов на табачную продукцию 100
Акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей 40
Акцизов на автомобили легковые и мотоциклы 100
Акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации 100
Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100
Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 95
Налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) 40
Налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации 100
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) 100
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) 95
Регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции 100
Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) 70
Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) 100
водного налога 100
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет 100
Государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 Бюджетного Кодекса РФ) 100
 
3.2 Антикризисные мероприятия по собираемости налогов в бюджеты. 

Правительством  в декабре 2008 года утвержден план мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике . Антикризисные мероприятия осуществляются одновременно в нескольких направлениях.
 
Первое - минимизация роста безработицы  и стабилизация производства. В связи  с этим Программа реализации мер  по поддержке рынка труда, принятая Правительством, предусматривает в  случае угрозы массового увольнения опережающее профессиональное обучение, временное трудоустройство, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных. Кроме того, как при софинансировании из федерального бюджета, так и самостоятельно осуществляется бюджетное субсидирование предпринимателей всех отраслей экономики. 

Второе - усиление управления доходными источниками. Начиная с 2008 года действует План мероприятий по увеличению поступлений  налоговых и неналоговых доходов  в бюджет. Инструментом его реализации являются Соглашения, заключаемые между Правительством и администрациями муниципальных районов. Немаловажную роль в реализации данных Соглашений сыграли отраслевые соглашения о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве в соответствующей сфере, заключенные на 2009-2011 годы между органами исполнительной власти и субъектами предпринимательской деятельности.
Практика  заключения соглашений дала положительный  результат: обеспечены обязательства  по увеличению заработной платы как  муниципальным бюджетникам, так работникам производственной сферы. Объем дополнительных поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2008 год составил 12% к первоначальному плану. По итогам I полугодия 2009 года условия Соглашений в части налоговых и неналоговых доходов исполнены с увеличением на 17,1%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.