На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок и конкуренция в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Волжский государственный инженерно - педагогический университет  

Кафедра: «Экономика организации» 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине Экономическая теория
тема: «Рынок и конкуренция в России» 
 
 
 
 

                  Выполнил: студент ППИ
                  1 курса, гр. ПЗ-09-2
                  Овчинникова Г.В.
                  Проверил: преподаватель
                  Романовская Е.В. 
                   
                   
                   

г. Н.Новгород
2009 год 

Содержание
Введение 3
    Рынок, причины его возникновения и характерные черты 5
    Влияние рынка на цену 9
    Концентрация  рынка и ее оценка 10
    Основные  модели рынка 16
    Конкуренция в системе рынка 17
    Виды  конкуренции 20
    Условия возникновения конкуренции 22
    Функции конкуренции 23
    Экономический закон конкуренции 25
    Конкуренция и монополизм в условиях рынка Современной
    России 26
Заключение 30
Список  использованной литературы 32
 


    Введение
    Рыночные  отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких  промежуточных управляющих, планирующих  или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей.
    Прямой  противоположностью рынку является командно-административная система. Она  внедряется как раз между потребителем и производителем, диктуя им свои условия  и направляя их деятельность с  помощью управленческих команд и  директив.
    Непосредственно эти команды относятся к производителям в виде централизованных планов выпуска  продукции, а последние определяют поведение потребителей.
    В то время как определенный порядок  в рыночной экономике устанавливается  сам собой, без вмешательства  извне, административно-командная экономика  стремится навязать жесткий порядок  сверху, тем самым, устраняя конкуренцию  и соперничество между производителями  и потребителями. Хотя конкуренция  приводит и к некоторым нежелательным  явлениям, тем не менее, она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и производительности общественного  труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающаяся на конкуренцию, доказала свое преимущество перед другими  альтернативными способами организации  народного хозяйства.
    В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно  и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
    Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов  на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым  и важнейшим элементом рыночного  механизма, но сам характер и формы  ее различны на различных рынках и  в различных рыночных ситуациях.
    В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями.
    Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок  будет доставлено меньше товаров, чем  готовы приобрести покупатели, то последние  будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту  цен.
    Конкуренция, хотя и связана с определёнными  издержками (усиливает социально-экономическую  дифференциацию в обществе, обуславливает  потери экономических ресурсов от потери побежденных и т.д.), вместе с тем  обеспечивает немалый экономический  эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.
    Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе.
    Целями данной курсовой работы являются:
    раскрыть и охарактеризовать виды и свойства рынков,
    понять при каких условиях возникает конкуренция,
    какие виды конкуренции и конкурентной борьбы бывают,
    как она влияет на рынок товаров и услуг и вообще нужна ли конкуренция.
    Тема  является актуальной, так как с  проблемами, которые раскрываются в этой теме, мы сталкиваемся довольно часто и понимание конкуренции, и рыночных механизмов в целом даст возможность правильной оценки ситуации, что в конечном итоге приведет к увеличению прибыли. Поэтому очень много таких ученых как: М. Фридман, Фридрих фон Хайек (1899-1988), В.Рожок, Паклин Ю.И. и др. изучают проблемы рыка и конкуренции.
    В данной курсовой работе представлены три главы. В первой главе описывается  понятие «рынок», его характерные  черты. Определяется влияние рынка  на цену.
    Во  второй главе будет приведена классификация конкуренции, и дана краткая характеристика ее видов.
    В третьей главе курсовой работы я уделю внимание развитию конкурентоспособности в современной России, рассмотрю причины монополии отдельных отраслей экономики, а также действующее законодательство и программы развития конкуренции в Российской Федерации.
    И, наконец, в заключение я подведу итоги и сделаю выводы.  

 

    
      Рынок, причины его возникновения  и характерные  черты.
    Рынок — это группа покупателей и  продавцов определенного товара или услуги. Покупатели как группа определяют спрос на товар, а продавцы как группа — предложение товара.
    Возникновение рынка непосредственно связано  с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло  крупное разделение труда между  земледельческими и скотоводческими  племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация  в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного  производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался  от случайного обмена продуктами труда  первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего  эквивалента стоимости выступают  деньги.
    Таким образом, рынок представляет собой  специфический способ организации  экономической деятельности, где  хозяйственные отношения между  людьми выступают как отношения  между товарами или вещами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном  обмене, например бартере, когда происходит непосредственный обмен одних товаров  на другие. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать, соотносится  к другим. Когда вы покупаете товар  за деньги, то последние являются единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете деньги и на них покупаете нужный вам  товар. Такой способ обмена оказался весьма эффективным и постепенно вытеснил все другие способы, хотя, например, бартер все еще встречается  в некоторых условиях хозяйствования.
    Исторически рынок формировался постепенно и  первоначально был связан с розничной  торговлей продуктами и некоторыми товарами хозяйственного обихода. Для  такой торговли отводились специальные  места на площадях и оживленных улицах населенных пунктов. Рынок подобного  рода часто называют базаром, и в  этом виде он сохранился и до наших  дней. Однако в дальнейшем понятие "рынок" приобрело более широкое значение: сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также  фондовых рынках, где продаются и  покупаются не только товары, но и акции  и другие ценные бумаги.
    Наиболее  организованными являются рынки  товаров, пользующихся всеобщим спросом, поддающихся точной спецификации, перевозке  на далекие расстояния и т.п. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими районами кирпичного завода, в то время как  рынок драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий, а также  хлопка, зерна, металлоизделий будет  охватывать территорию всей страны и  даже других государств. Особое значение среди организованных рынков имеют  рынки ценных бумаг, к которым  относятся акции и облигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных, известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпускаемые правительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохода по ним. По образцу фондовых рынков, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драгоценных металлов. Благодаря своим природным качествам золото, серебро, платина выступали в роли всеобщего эквивалента при обмене, да и теперь могут служить деньгами, хотя непосредственно в торговых операциях не используются.
    К менее организованным относятся  рынки товаров, пользующихся спросом  узкой группы лиц, например, продажи  одежды индивидуального пошива, произведений искусства и художественных ремесел  и т.п. То же самое следует сказать  о местных рынках по реализации скоропортящихся  товаров, объемных вещей и всего, что не поддается перевозкам на дальние расстояния. Это узколокальные рынки, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но, тем не менее, и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденции к выравниванию.
    Существуют, по меньшей мере, четыре признаков  рынка, отличающих его от других типов  организации экономической деятельности.
    Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка  ничем не ограничивается. Более того, чем больше таких участников, тем  заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие  в нем можно осуществить разными  способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей семьи или  родственников; нанять рабочих и  создать предприятие или фирму. Именно таким путем происходило  формирование классического капитализма  с присущей ему эксплуатацией, основанной на извлечении прибавочной стоимости, как это детально было прослежено К.Марксом в "Капитале". Участвовать  в рыночной деятельности можно и  путем покупки акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые  компании и другие финансовые учреждения.
    Поскольку на рынке участвует значительное число производителей товаров, постольку  цена, назначаемая каждым из них, оказывает  незначительное влияние на общую  рыночную цену. Любой товаропроизводитель  не может выбросить на рынок столько  товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов  с приблизительно равными возможностями  приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.
    На  рынке предполагается полная свобода  в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно  это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, увеличению своего дохода, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.
    Рынок, должен обеспечить, в принципе, равные шансы для всех его участников. Поэтому признается право каждого  на полную информированность о предложении  и спросе, о ценах, спецификации товаров  и др. Это позволяет каждому  участнику сделать; наилучший выбор  среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности  приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности  сталкивается с еще большими трудностями.
    На  свободном рынке исключаются  какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными  характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых  рынках, прекрасно разбираются в  достоинствах товаров тех, или иных компаний, в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей репутацией, и даже реклама здесь не так важна.
    Важно всегда помнить, что рынок, который  мы охарактеризовали пятью основными  признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции  и потенциально одинаковых шансах для  всех продавцов и покупателей, и  отличается - порой значительно - от рынка реального.
    Как видно из вышесказанного, формы рынка могут быть многообразны. Иногда рынки прекрасно организованы — на рынках многих сельскохозяйственных продуктов покупатели и продавцы встречаются в строго определенное время в заранее обусловленном месте, а специальные работники помогают им установить цены и оформить продажи.
    Гораздо чаще рынки хаотичны. Рассмотрим рынок  мороженого в определенном городе. Никто не в силах предсказать, когда именно покупателю захочется  полакомиться мороженым, а его продавцов  можно встретить в самых неожиданных  местах, да и предлагают они несколько  отличающиеся продукты. Отсутствует  аукционист, который называет цены на мороженое. Каждый продавец вывешивает свой прейскурант на мороженое, а  каждый покупатель самостоятельно решает, какое количество стаканчиков или  пачек мороженого он приобретет в  магазине.
    Городской рынок мороженого (не отличающийся организацией) формируют группы покупателей  и продавцов мороженого. Каждый покупатель знает, что есть несколько продавцов, у которых он имеет возможность  выбрать определенный сорт мороженого, а каждый продавец знает, что его  товар почти не отличается от продукта, предлагаемого конкурентами. Цена на мороженое и количество проданного мороженого определяется не одним покупателем  или продавцом. Как раз наоборот, цена и количество определяются всеми взаимодействующими на рынке покупателями и продавцами. Делаем вывод: рынок мороженого высококонкурентный.
    В современной экономике совершенно конкурентные рынки встречаются  редко — это скорее идеал, к  которому можно стремиться, чем реальная действительность. Когда вы покупаете  автомобиль от «Форда» или «Тойоты», гамбургеры от «Макдональдс», вы имеете дело с фирмами достаточно большими, чтобы влиять на рыночную цену. В  самом деле, многие рынки в современной  экономике находятся во власти нескольких крупных фирм, иногда всего двух или трех. И получается, что мир, в котором мы живем, - мир несовершенной  конкуренции. Несмотря на это, категория  «конкуренция» - является ключевой категорией рыночных отношений.
    В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое  свойство рынка. Однако такое определение  конкуренции господствовало далеко не всегда. Такое понимание категории  «конкуренция» возникло в связи  с развитием теории морфологии рынка.
    Итак, рассмотрение категории «конкуренция»  представляет интерес, прежде всего  потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной  экономике совсем недавно претерпел  кардинальное изменение. Конкуренция  и все процессы, связанные с  ней (демонополизация) новы для России и потому их изучение важно и актуально.
 

    
    Влияние рынка на цену.
    Есть  разные типы рынков: рынок чистой конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигопольный рынок. Ценовая политика продавца во многом зависит от типа рынка.
    В условиях рынка чистой конкуренции, когда реализуется однородный за качеством товар (цемент определенной марки, пшеница определенного сорта), цена полностью зависит от соотношения  спроса и предложения. Колебания  в размере цен очень незначительно. Продавец не может маневрировать  ценами (ни повышать, ни снижать). Специальная  ценовая стратегия, в сущности, не нужна.
    В условиях рынка монополистической  конкуренции существует много вариантов  цен на товары, которые удовлетворяют  определенную потребность потребителя. Например, покупателю предлагается 400 видов зубной пасты. Здесь продавец может влиять на цены, а покупатель, имея широкий выбор товаров, готовый  платить за товары разные цены. Для  того чтобы понять такое поведение  покупателя, надо выяснить сущность названия рынка "монополистическая конкуренция". В нашем примере речь идет о  купле зубной пасты. Каждая зубная паста, хотя и удовлетворяет одну потребность (чистка зубов), имеет определенные отличия. Безусловно, большое значение имеет то, какая фирма вырабатывает эту пасту. Тем не менее, важное значение имеют и лечебные свойства зубной пасты, некоторые компоненты, которые входят в ее состава и т.п. В большинстве случаев зубная паста имеет определенное название, которым пользуется только этот производитель. Некоторые виды зубной пасты пользуются значительным спросом через высокое качество, упроченные привычки, авторитет фирмы и т.п. Такая зубная паста для ее производителя является монопольным товаром. Эта монополия переходит на рынок, который дает предпринимателю-монополисту возможность повышать цену на товар.
    Не  так давно на мировом рынке  поднимался вопрос, кто имеет право  пользоваться известными названиями "Шампанское", "Коньяк" и т.п. Речь шла о  том, что такое право может  принадлежать не всем производителям, а только производителям той страны, где началось изготовления этих напитков.
    В условиях олигопольного рынка, когда  существует небольшое количество продавцов, цена товара в основном зависит от действий конкурентов. Продавец должен четко реагировать на них. Возможности  увеличения или уменьшения цен ограниченные.
    И, в конце концов, в условиях рынка  чистой монополии, где существует один продавец, цена регулируется монополистом. Однако на таком рынке на цену может  влиять государственное регулирование.
 

     

    Концентрация  рынка и ее оценка
    В развитой рыночной экономике выделяют два вида группирования фирм:
    предпринимательское группирование ряда мелких и средних фирм вокруг крупной;
    олигополистическое группирование, представляющее собой объединение крупных фирм олигополистов.
    Предпринимательские группы образовываются путем установления имущественных и контрактных  отношений между крупной фирмой олигополистического типа и мелкими  и средними компаниями. Интеграция предприятий в рамках такого образования  может быть вертикальной или горизонтальной.
    Вертикальная  интеграция встречается чаще и происходит при объединении фирм, находящихся  на разных стадиях некоторого единого  технологического процесса. По сути, она  представляет собой межотраслевую  концентрацию и централизацию производства. Вертикальная интеграция позволяет  снизить издержки, поскольку продукт  переходит из одной стадии воспроизводства  в другую, минуя рынок: расчет между  подразделениями ведется не по рыночным, а по трансфертным, более низким ценам.
    Горизонтальная  интеграция наблюдается при объединении  фирм, выпускающих однотипную продукцию  или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Подобные объединения дают экономию за счет масштаба производства и управления.
    Целью создания предпринимательских групп  является осуществление более эффективного контроля над производством и  сбытом продукции из единого центра. Однако экономическая теория и практика свидетельствуют о том, что превышение оптимального размера предприятия  ведет к значительным экономическим  потерям. В связи с этим многие крупные компании в последние  десятилетия постоянно увеличивали  долю внешних поставщиков, что предотвращало  появление отрицательного эффекта  масштаба, сокращало издержки по адаптации  к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем развитие сети поставщиков  усиливает ненадежность поставок и  увеличивает вероятность ухудшения  качества. Организация предпринимательской  группы во многом способствует преодолению  этих недостатков. Основными путями образования предпринимательских  групп являются:
    деление фирмы на несколько самостоятельных компаний;
    отделение какого-либо подразделения от материнской компании;
    объединения фирм, во главе которых становится финансирующий и координирующий их деятельность банк;
    контракты об управлении, трансферте технологии, долгосрочной закупке товаров;
    слияние и поглощение компаний.
    Для оценки рыночной концентрации и степени  контроля рынка крупными фирмами  используется несколько методов:
    Определение размера чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями, так как предполагается, что норма или масса прибыли в отрасли напрямую зависят от степени рыночной концентрации. Недостатки этого метода связаны с ненадежностью статистики прибылей, завышением фирмами издержек, применением различных схем амортизации и списания убытков.
    В связи с тем, что монополистическая власть и концентрация могут приводить к ценам, превышающим предельные и средние издержки производства, одним из возможных методов ее оценки является определение степени превышения рыночными Ценами предельных или средних издержек. В этих целях рассчитывается индекс Лернера, позволяющий определить отношение разности между ценой и издержками к цене.
 

 

    Структура и функции рынка
    По  своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или  отношений между производителями  и потребителями, при котором  обмен товаров происходит с помощью  денег, и, следовательно, регулятором  экономических отношений выступают  здесь цены. Хотя обмен товаров  происходил во всех прежних укладах, но господствующее положение рынок  приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая  на рынке труда.
    В рыночном хозяйстве все имеет  свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные товары. При этом цены на рынке устанавливаются  в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, рынок немедленно на это реагирует  повышением цен. Таким образом, покупатель своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара. Производитель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают, и это заставляет производителей уменьшить его выпуск. Таким путем достигается координация поведения производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего или руководящего центра.
    Создается впечатление, что рыночный механизм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование  здесь осуществляется путем проб и ошибок. Производителю трудно сразу  определить точно спрос, несмотря на всевозможные способы изучения конъюнктуры  рынка. Поэтому, если его расчет оказывается  неверным, то ошибка исправляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, напротив, падает. Такая корректировка приводит к  установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменной на протяжении длительного времени, поскольку с изменением конъюнктуры  на рынке достигнутое равновесие сменяется неравновесием, которое  в свою очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы  постоянно повторяются.
    Теперь  рассмотрим, как функционирует рынок  и чем он отличается от других форм организации экономической деятельности. Для этого выберем простейшую модель его структуры, в которой  не учитываются внешнеэкономическая  торговля и финансовая деятельность, а анализируется лишь взаимодействие между производством и потребителем. Поскольку производство существует для потребителей, то именно спрос  определяет объем производства и  потребительские качества товаров. Нередко поэтому говорят, что  на рынке приоритет принадлежит  потребителю, хотя предложение также  влияет на спрос, но именно последний  служит исходной основой и движущей силой для развития производства.
    Рассмотрим  теперь, каким образом удовлетворяется  спрос в рыночной экономике, а  для сравнения покажем, как это  осуществляется в знакомой нам плановой экономике.
    Перед экономикой любой страны, стоит главная  задача: учитывая ограниченный запас  ресурсов, необходимо их распределить так, чтобы получить наилучший результат.
    В этих целях надо: разработать производственную программу, т.е. решить, какие виды товаров  нужно произвести; распределить ресурсы  между производителями; после того, как товары будут произведены, их следует распределить наиболее целесообразным образом между потребителями.
    В плановой экономике эти задачи решаются с помощью директив, принятых "наверху". Для этого составляется государственный  план, где предусматривается, какие  товары и услуги следует произвести. Соответственно плану распределяются ресурсы между предприятиями, планируются  взаимные поставки комплектующих изделий  и материалов, необходимых для  выпуска запланированных товаров. Директивами "сверху" предусматривается  также распределение товаров  между потребителями. На первый взгляд такое централизованное планирование и управление хозяйством имеет безусловные  преимущества перед свободным рынком, где эти задачи решаются с помощью  механизма цен. Бесспорно, что при  отсутствии какого-либо планирования в условиях рынка могут возникнуть диспропорции. Поэтому критики рыночной экономики нередко заявляют, что  она приводит к хаосу и дезорганизации хозяйственной жизни. Именно для  ликвидации подобного рода негативных последствий во всех социалистических теориях выдвигается централизованное управление и планирование со стороны  государства.
    Теперь  рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить  и для кого производить.
    На  вопрос: что производить - рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить  деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос  и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. В дальнейшем для краткости мы будем говорить просто о спросе, имея в виду спрос оплаченный. Чтобы  подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует  производителей, в каких товарах  нуждается рынок. Получив такую  информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или  производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.
    В качестве механизма, регулирующего  спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит  в информировании участников рынка  о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.
    Таким образом, ценовой механизм через  спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие  товары в настоящее время следует  выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют  друг с другом, то рынок может  быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможности производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.
    На  вопрос: как производить - рынок также  дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно  не касается экономики, а о том, какое  производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.
    Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок  недвусмысленно отвечает: для тех  потребителей, которые в состоянии  купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократического рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что  в первую очередь относится к  распределению товаров, ибо рынок  дает товар тому, кто в состоянии  заплатить за него, а не тому, кто  в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики  рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической  деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в  регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.
    Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может  быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие  доходы, государство в состоянии  уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и  тем самым способствовать утверждению  социальной справедливости. Рынок же ориентирован прежде всего на рациональную организацию хозяйства, оптимальное  использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для  умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.
 

 

    Основные  модели рынка
    В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:
    Большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.
    Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
    Единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
    Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.
    По  Смиту сущность конкурентного поведения  производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
 

 

      Конкуренция в системе рынка
    Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется  наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить  на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный  рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию  называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается. На современном  рынке все большую роль играют монополистические объединения, которые, пользуясь своим могуществом  в производстве товаров, могут устанавливать  на них более высокие, монопольные  цены и тем самым препятствовать конкуренции и установлению равновесной  цены. Теперь попытаемся понять, каким  образом конкуренция может способствовать возникновению порядка и равновесия между спросом и предложением товаров на рынке.
    На  первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремится продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723- 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен:
    "Каждый  отдельный человек старается  употреблять свой капитал так,  чтобы продукт его обладал  наибольшей стоимостью. Обычно он  и не имеет в виду содействовать  общественной пользе и не сознает,  насколько содействует ей. Он  имеет в виду лишь собственный  интерес, преследует лишь собственную  выгоду, причем в этом случае  он невидимой рукой направляется  к цели, которая не входила  в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он  часто более действенным образом  служит интересам общества, чем  тогда, когда сознательно стремится  служить им".
    Именно  по этой причине А.Смит решительно выступал против вмешательства правительства  в экономическую жизнь, в частности  против ограничения ввоза товаров  из-за границы, когда они оказываются  более дешевыми, чем собственные. Таким образом "невидимая рука", которая с такой точностью  регулирует цены на рынке, как раз  и создает тот спонтанный, или самопроизвольный, порядок, благодаря которому рыночная экономика может противостоять хаосу и дезорганизации.
    Роль  конкуренции состоит как раз  в том, что благодаря ей на рынке  возникает и поддерживается спонтанный порядок, который не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке  свою цель или выгоду, но эти стремления, сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания  участников рынка. Объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате бессознательно, за их "спиной" возникает спонтанный, самопроизвольный, никем не предусмотренный  порядок, который находит выражение  в установлении равновесия между  спросом и предложением.
    Однако  рынок нельзя считать полностью  самоорганизующейся системой, которую  можно запустить и дальше она  будет работать без перебоев. Напротив, после Великой депрессии 1929-1933 гг. экономисты признали необходимость  государственного регулирования рынка  в период спадов и кризисов. Эта  необходимость вытекает из самой  природы социально-экономических  систем, где действуют люди, одаренные  сознанием и поэтому способные  корректировать недостатки самоорганизации  внешней организацией, т.е. действием  таких факторов, целью которых  является сознательное управление и  регулирование системой. Все дело заключается в том, чтобы, во-первых, самоорганизацию не противопоставлять  организации, а рассматривать их как взаимодополняющие факторы; во-вторых, внешняя организация, управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и  внутренними возможностями самоорганизации  системы.
    Говоря  о достоинствах конкуренции и  рынка в целом, не следует забывать об их негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые  они не могут решить по своей природе. Что касается первого, то ясно, что  конкуренция иногда приводит к диспропорциям  между спросом и предложением, замедлению технического прогресса, а, следовательно, нерациональному использованию ограниченных ресурсов общества. Конкурирующие предприятия и фирмы ревниво охраняют секреты производства, ибо технические новшества и изобретения снижают издержки производства, а тем самым помогают победить в конкурентной борьбе. Относительно второго утверждения следует еще раз подчеркнуть, что конкуренция и рынок возникли не для решения таких социальных проблем, как обеспечение социальной справедливости и тем более равного распределения дохода, а исключительно для рационального управления экономикой путем использования ограниченных ресурсов общества. Рыночное управление применимо как к частной, так и к общественной собственности.
    Что касается конкуренции, то в условиях существования монополий она  не может быть свободной и совершенной, а это оказывает отрицательное  воздействие на механизм формирования рыночных цен. Все это показывает, что понятие о свободном рынке и совершенной, ничем не ограниченной конкуренции, дает упрощенное, идеализированное представление о реальном рынке. Очевидно, что чем совершеннее реальный рынок и чем свободнее в нем конкуренция, тем ближе он подходит к идеальному рынку. И наоборот, чем не совершеннее рынок, тем больше он отстает от идеального.
    Возникают вопросы: насколько возможно расхождение  между реальным и идеальным рынком? В какой степени экономические  отношения можно считать рыночными, несмотря на то, что они заметно  отличаются от идеально рыночных? Главной характеристикой здесь является состояние цен. Если цены устанавливаются с учетом спроса и предложения, то такие отношения можно назвать рыночными, ибо именно цены являются регулятором рынка. Только цены отражают соотношение между спросом и предложением.
    Поскольку отношения между людьми в рыночном хозяйстве определяются через спрос  и предложение, постольку этот механизм чутко реагирует на возникающие  потребности людей и лучше  способствует их удовлетворению. Как  показал печальный опыт нашей  страны, никакая командно-административная или подобная ей система не в состоянии  точно учесть разнообразные запросы  людей и, главное, своевременно и  эффективно удовлетворить их из-за громоздкости самой системы, обилия различных согласований и разрешений, сильнейшей инерции производственного  механизма, ориентированного на выполнение планов и директив сверху. Преимущество рынка как раз и состоит  в том, что он обращен к человеку, его нуждам и запросам.
    Учитывая  спрос, рынок содействует расширению производства необходимых для потребителя  товаров, для чего производители  начинают осваивать достижения научно-технического прогресса, улучшать качество товаров, способствуя тем самым уменьшению или полной ликвидации дефицита. В  конкурентной борьбе за рынок побеждает  тот производитель, который при  высоком качестве товаров добивается наименьших издержек для их производства. Раз материальные, финансовые и иные ресурсы в рыночном хозяйстве  перемещаются свободно, то производитель  не нуждается в "выбивании" фондов и ресурсов у планирующих и  снабженческих организаций. Не устраивает кампании в средствах информации в пользу ликвидации возникшего дефицита, а свободно приобретает необходимые  ресурсы и затем расширяет  или заново организует производство необходимых обществу товаров. Именно конкуренция заставляет производителей быть жизненно заинтересованными в  устранении возникшего дефицита и удовлетворении спроса потребителей. В противном  случае в условиях конкуренции они  проиграют в экономическом соревновании со всеми вытекающими отсюда негативными  последствиями.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.