На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовый механизм предприятия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат: "Финансовый механизм предприятия"
Раздел: Рефераты по эргономике
Финансовый механизм предприятия 

Курсовая работа по предмету: «Финансы предприятия» 

Выполнила Кутьина  Ю. А. 638 гр. 

Гуманитарно-экономический  колледж 

г. Талдыкорган 2008 г.
Введение. 

Предприятие –  это самостоятельный хозяйствующий  субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение  общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала. Предприятие — основа рыночной экономики и ее главное, и самое массовое структурное порождение. 

Финансы предприятий  – это финансовые или денежные отношения, возникающие в процессе формирования основного и оборотного капитала, фондов денежных средств предприятия и их использования. Финансы предприятий функционируют в среде материального производства, где в основном создаются валовой национальный продукт и национальный доход – источник финансовых ресурсов для других звеньев финансовой системы. Финансы предприятий играют важнейшую роль не только в финансовой системе предприятия, а так же в финансовой системе страны, в обеспечении её эффективного экономического и социального развития. 

Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма. 

Финансовый механизм предприятий – это система  управления финансами, совокупность форм и методов, с помощью которых  предприятие обеспечивает себя необходимыми денежными средствами, достигает нормального уровня стабильности и ликвидности, обеспечивает рентабельную работу, и получение максимальной прибыли.  

Финансовый механизм предприятия - составная, центральная  часть хозяйственного механизма  предприятия, что объясняется ведущей  ролью финансов в сфере материального производства. 

Финансовый механизм предприятия строится в соответствии с требованиями объективных экономических  законов. Его основы устанавливаются  государством для решения тех  задач, которые стоят перед ним  на том или ином этапе развития.
Функции финансового  механизма предприятия. 

Финансовый механизм есть инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым  понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому финансовый механизм выполняет те же функции, что и финансы. Вместе с тем финансовому механизму, как инструменту воздействия финансов, присущи свои конкретные функции, а именно:  

организация финансовых отношений; 

управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений. 

Содержание первой функции финансового механизма  является создание им стройной системы  денежных отношений, учитывающей специфику  осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности. 

Действие второй функции финансового механизма  выражается через функционирование финансового менеджмента. 

Финансовый менеджмент – это система рационального  управления процессами финансирования хозяйственной деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.
Структура финансового  механизма. 

Подсистемы финансового  механизма. 

Финансовый механизм состоит из двух подсистем:  

управляющей;  

управляемой. 

Управляющая подсистема. 

Управляющая подсистема включает в себя финансовую службу предприятия и ее подразделения, таким образом, субъектом управления финансового механизма являются финансовая служба и ее отделы (департаменты), а также финансовые менеджеры.  

Управляемая подсистема. 

Управляемая подсистема (объект управления) включает в себя: 

финансовые отношения; 

источники финансовых ресурсов; 

финансовые ресурсы  предприятия; 

денежный оборот предприятия. 

В качестве основного объекта управления в финансовом механизме выступает денежный оборот предприятия как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящих через расчетный и другие счета предприятия.  

Управлять денежным оборотом - значит прогнозировать и  планировать его возможные состояния в ближайшей и в отдаленной перспективе, определять объем и интенсивность поступления и расхода денежных средств, как на ближайшую дату, так и на долгосрочную перспективу. 

Блоки финансового  механизма. 

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. 

Организация финансового  механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание  труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Из трех фундаментальных блоков главным является организация. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе. 

Организация финансового  механизма сводится прежде всего  к объединению людей, совместно  реализующих финансовую программу  на основе каких-то правил и процедур.  

К организационным  процедурам относятся: создание органов  управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм нормативов и т. п.  

Организация финансового  механизма отражает также тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через  координацию и регулирование.  

Координация (лат. соре + ordinatio — расположение в порядке) в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев  системы механизма, аппарата управление и специалистов. Координация, обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.  

Регулирование (лат. regulate — подчинение определенному  порядку, правилу) в финансовом механизме  означает воздействие механизма  на финансовые ресурсы, посредством  которого достигается состояние  устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.  

Планирование  в финансовом механизме представляет собой процесс выработки плановых заданий составления графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер. 

Стимулирование  в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности  производственного и торгового  процессов. 

Стимул (лат. Stimulus, остроконечная палка, которой погоняли животных) — это побуждение к действию, побудительная причина. К финансовым стимулам относятся цены, кредит, использование прибыли и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п. 

Финансовые стимулы  воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность  производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.). 

Таким образом, в финансовом механизме соединяются  в единое целое процессы администрирования и стимулирования. 

2.3 Элементы финансового  механизма предприятия. 

В структуру  финансового механизма входят шесть  взаимосвязанных элементов: финансовые отношения, финансовые рычаги и инструменты, финансовые методы, правовое, нормативное  и информационное обеспечение. 

2.3.1 Финансовые  отношения. 

Финансовые отношения  предприятия можно объединить в  четыре группы, при этом две группы относятся к внешним финансовым отношениям предприятия - отношения  с другими предприятиями и  организациями, отношения с финансово-кредитной системой, а две к внутренним - отношения внутри коммерческого предприятия, отношения внутри объединений фирм.
Внешние 
Внутренние 

1. Отношения  с другими. 

предприятиями и организациями 

2. Отношения  с финансово- 

кредитной системой. 
1. Отношения  внутри фирмы. 

2. Отношения  внутри объединений 

Фирм. 
 

Так же финансовые отношения охватывают:  

отношения с  другими предприятиями и организациями. Это большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и соответственно прибыль. Правильная организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты производственной деятельности.  

отношения с  финансово-кредитной системой многообразны. Прежде всего, это отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с перечислением налогов и отчислений, а также отношения с учреждениями инфраструктуры финансового рынка (кредитными организациями, страховыми компаниями, фондовыми и валютными биржами, инвестиционными фондами и компаниями и т.п.). 

отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию  финансовых и экономических рисков; 

отношения с  товарными, сырьевыми и фондовыми  биржами по операциям с производственными  и финансовыми активами; 

отношения с  инвестиционными институтами по размещению инвестиций; 

отношения с  филиалами и дочерними предприятиями;  

отношения с  персоналом предприятия;  

отношения с  акционерами предприятия; 

отношения с  налоговой службой;  

отношения с аудиторскими фирмами и другими хозяйствующими субъектами. 

Общим для всех перечисленных видов отношений  является то, что они выражены в  денежной форме и представляют собой  совокупность выплат и поступлений  денежных средств.  

Не менее важным является также то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы определяется, прежде всего, состоянием ее производственно-хозяйственных характеристик. Но справедливо и обратное утверждение, а именно — правильная, рациональная организация финансов фирмы является определяющим, глазным фактором ее успешной производственно-хозяйственной детальности. 

2.3.2 Финансовые  рычаги, инструменты. 

Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.  

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансового актива; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях; акции других предприятий. 

К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности). 

Таким образом, финансовые инструменты — документы, имеющие денежную стоимость (или  подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др.. 

Становление активной рыночной среды приводит к формированию и использованию в предпринимательской деятельности производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы. 

2.3.3 Финансовые  методы. 

Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. 

Это обусловлено  тем, что функции финансов в сфере  производства и обращения тесно  связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой  соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на тенге капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.  

К финансовым методам  относятся:  

финансовый учет; 

анализ; 

планирование; 

прогнозирование;  

финансовый контроль;  

финансовое регулирование;  

система расчетов;  

кредитование;  

налогообложение;  

материальное  стимулирование и ответственность;  

страхование;  

залоговые операции;  

трансфертные  операции;  

трастовые операции;  

лизинг, аренда;  

факторинг;  

другие методы.  

Составным элементом  перечисленных методов являются специальные приемы 

финансового управления:  

кредиты и займы;  

процентные ставки;  

дивиденды; 

котировки валютных курсов;  

другие. 

Рассмотрим более  подробно один из методов финансового  механизма – финансовый анализ, совершенствование которого позволит снизить расходную часть бюджета  предприятия и повысить доходную. 

Одним из важнейших  условий успешного управления предприятием является анализ его финансового состояния. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия, по сути дела, отражает конечные результаты его деятельности. При этом конечные результаты деятельности предприятия интересуют не только его работников, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы. 

В соответствии с этим финансовый анализ является существенным элементом управления предприятием. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. 

Собственники  анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала и обеспечения стабильности положения предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по вкладам и займам. 

Субъектами анализа  выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации.  

К первой группе пользователей относятся: 

собственники  средств предприятия, в том числе  акционеры; 

кредиторы и  инвесторы; 

поставщики; 

клиенты (покупатели); 

налоговые органы; 

персонал предприятия; 

руководители  предприятия. 

Причем каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. 

Вторая группа субъектов финансового анализа:  

аудиторские фирмы;  

консультанты;  

биржи;  

юристы;  

профсоюзы;  

пресса и т.п. 

Чаще всего  источником анализа финансового  состояния предпринимательской  фирмы является ее годовая и квартальная  бухгалтерская отчетность. В первую очередь это бухгалтерский баланс и приложения к балансу.  

Основные функции  анализа финансового состояния: 

объективная оценка финансового состояния объекта  анализа; 

выявление факторов и причин достигнутого состояния; 

подготовка и  обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; 

выявление и  мобилизация резервов улучшения  финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности. 

Анализ финансового  состояния — часть полного  анализа хозяйственной деятельности фирмы, который состоит из двух тесно  взаимосвязанных разделов: 

финансового анализа; 

производственного управленческого анализа. 

Разделение анализа  на финансовый и управленческий обусловлено  на практике разделением системы  бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и  управленческий учет. Это же и порождает  деление анализа на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самого предприятия является достаточно условным потому, что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа и наоборот. 

Основная цель анализа финансового состояния  — получение наибольшего числа достаточно информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его прогноз на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния. 

2.3.4 Правовое  обеспечение. 

Правовое обеспечение  финансового управления составляет действующее 

законодательство, регулирующее предпринимательскую  деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики  вызывает необходимость ее государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям:  

регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских  организаций; 

налоговое регулирование;  

регулирование порядка аммартизации основных средств  и нематериальных активов; 

регулирование денежного обращения и форм расчетов между предприятиями и организациями;  

регулирование валютных операций осуществляемых предприятиями; 

регулирование инвестиционной деятельности предприятий; 

регулирование кредитных операций; 

регулирование процедур банкротства предприятий. 

Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, инструкции, методические указания и др. Современное отечественное финансовое право насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов. В силу специфики переходного периода эти акты подвержены частой корректировке, тем не менее, в целом они создают основу государственного регулирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий. 

2.3.5 Информационное  обеспечение.  

Информационное  обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой  процесс непрерывного целенаправленного  подбора соответствующих информативных  показателей, необходимых для осуществления  эффективных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.  

Формирование  системы информативных показателей  для конкретного предприятия  связано с ее организационно-правовой формой, отраслевыми особенностями, объемом, степенью диверсификации хозяйственной деятельности и другими условиями. Поэтому вся совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового механизма, группируется по видам источников информации и требует уточнения по каждой группе применительно к практической деятельности конкретного предприятия. 

Первая группа — это показатели, характеризующие  общеэкономическое развитие страны. Эти показатели предназначены для  прогнозирования возможных изменений  во внешней среде функционирования предприятия при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей первой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.  

К данной группе относятся следующие показатели: 

темп роста  внутреннего валового продукта и  национального дохода; 

объем бюджетного дефицита; 

объем эмиссии  денег в рассматриваемом периоде; 

денежные доходы населения; 

вклады населения  в банках;  

индекс инфляции; 

учетная ставка ЦБ.  

Ко второй группе относятся основные информативные  показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия, такие, как: 

общая сумма  используемого капитала, в том  числе собственного капитала фирмы; 

общая сумма  активов фирмы, в том числе  оборотных;  

сумма балансовой прибыли по основной деятельности фирмы; 

объем произведенной (реализованной) продукции;  

ставка налогообложения  прибыли по основной деятельности; 

индекс цен  на продукцию отрасли и др. 

Данные показатели необходимы для принятия управленческих решений по вопросам оперативной  финансовой деятельности предприятия. Источником их формирования служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги, платные бизнес - справки, предоставляемые на рынке информационных услуг. 

Третья группа — это показатели, характеризующие  конъюнктуру финансового рынка. Система информативных показателей этой группы служит для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиции, осуществления краткосрочных финансовых вложений и других операций.  

К данной группе относятся следующие показатели:  

вилы основных, котируемых фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынке; 

котируемые цены спроса и предложения основных видов  фондовых инструментов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.