На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная система России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Международный институт финансов, управления и бизнеса
Направление «Экономика» 
 
 
 

Курсовая
На тему: «Денежно-кредитная система России.
Основные  направления денежно-кредитной политики» 

По предмету: «Макроэкономика» 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила: студентка 2 курса
      группы 25э802 Калинкина Э.И. 

      Проверила: Погодаева Т.В. 
 
 
 

Тюмень 2010
 

Содержание
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1. Деньги: сущность, функции и виды. Денежная масса 4
1.2. Сущность и виды денежно-кредитной политики 7
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ 9
2.1. Денежно-кредитная система Российской Федерации. 9
2.2. Роль ЦБ РФ в денежно-кредитной системе. 18
3. Основные направления денежно-кредитной политики. 21
3.1. Анализ основных денежно-кредитных показателей 21
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики РФ. 29
Заключение 34
Список литературы. 36 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Целью данной курсовой работы является исследование денежно-кредитной политики ЦБ РФ и особенности ее реализации на современном этапе. Объектом исследования в данной курсовой работе становится денежно-кредитная сфера экономики России, предметом исследования – инструментарий денежно-кредитной политики.
     Задачи  исследования следующие:
      Изучение теоретических основ денежно-кредитной системы РФ;
      Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
      Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
     Также, в данной работе были использованы информационные материалы законодательных  актов, труды отечественных и  зарубежных авторов-исследователей, периодические  издания.
 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

      Деньги: сущность, функции и виды. Денежная масса
 
 
     Деньги  – особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, по средствам  которого выражается стоимость всех других товаров. Роль денег играли разные металлы. Но золото и серебро, в которых  особенно сильно выражены все преимущества металлов, благодаря которым они  более всего пригодны для выполнения роли денег, а именно однородность вещества, делимость, сохраняемость – стали  всеобщим эквивалентом.
     В современном мире существуют следующие  виды денег:
      наличные (банкнота, монета)
      безналичные (депозиты)
     Деньгами  выполняются пять основных функций:
      Мера стоимости
     Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой. Товары выражают свои стоимости  в определенных количествах серебра  и золота. Эти количества денежного  товара должны быть в свою очередь  измерены. Отсюда вытекает необходимость  в единице измерения денег. Такой  единицей является определенное массовое количество золота, принятое за денежную единицу в той или иной стране, т.е. масштаб цен.
      Средства обращения
      Деньги  выступают посредником при обмене товарами и услугами, т. е. они обслуживают  процесс по схеме “товар – деньги – товар”. Это означает, что чем больше товаров производит национальная экономика, тем больше требуется денег для их взаимообмена. Количество денег, необходимое для динамичного обращения товарной массы, – важный показатель, от которого напрямую зависит уровень инфляции. Существует множество методик его расчета. Вот одна из наиболее известных:
       
где M – количество денег в обращении;
      V – скорость денежного оборота, определяемая количеством товарных сделок, обслуженных одной денежной единицей, за определенный срок;
      Q – количество товара, проданных за тот же период;
      P – уровень цен, на произведенные товары.
      Средство накопления
     Деньги  выполняют функцию средства накопления в том случае, когда они изымаются  из обращения. При уменьшении производства товаров и сокращения товарооборота, часть золота уходит из обращения  и оседает в форме накопления. Отсюда вытекает третья функция денег, состоящая в том, что деньги могут  выступать как запас ценности, как способ сохранения личного богатства.
      Средство платежа
     С развитием товарного обращения  возникает своеобразная его форма: отчуждение товаров может быть отделено по времени от реализации его цены,    т. е. товары могут быть проданы в  кредит. Несовпадение во времени покупок  и продаж порождает функцию денег  как средства платежа. В итоге  кредитной сделки возникает вексель. Вексель – особый вид письменного  обязательства узаконенной формы, дающий право владельцу требовать  по истечении срока с лица, выдавшего  это обязательство, уплаты указанной  в нем денежной суммы.
     Впоследствии  и банки стали учитывать векселя  и сами выдавать векселя-банкноты. Банкноты – банковские билеты, долговое обязательство  банка, разновидность кредитных  денег.
      Мировые деньги
      Функцию мировых денег в эпоху золотого стандарта выполняли золото и  серебро. В этой функции деньги используются для международных расчетов. Золото выступает в роли мировых денег как всеобщее платежное средство (для погашения разницы во взаимных кредитных операциях); как всеобщее покупательное средство (когда необходимо оплатить товарную сделку наличными деньгами); и, наконец, как общественная материализация богатства.
      Выпуск  как бумажных, так и кредитных  денег оказался в современных  условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в  собственности государства, пытается, как правило, компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы.
      Денежная  масса – совокупность наличных и  безналичных покупательных и  платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг  в народном хозяйстве, которыми располагают  частные лица, институциональные  собственники (предприятия, объединения, организации) и государство. В структуре  денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие  хозяйственный оборот, и пассивная  часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами.
      В структуре денежной массы выделяют такие совокупности компонентов, или, как еще их называют, денежные агрегаты, как М1 и М2. М1деньги в узком смысле слова, которые еще называют “деньгами для сделок” и они включают в себя наличные деньги (бумажные деньги и монеты), обращающиеся вне банков, а также деньги на текущих счетах (счетах “до востребования”) в банках. Депозиты на текущих счетах выполняют все функции денег и могут быть легко превращены в наличные. М2 – деньги в широком смысле слова, которые включают в себя все компоненты М1 плюс деньги на срочных и сберегательных счетах коммерческих банков, депозиты в специализированных финансовых институтах.  

      Сущность  и виды денежно-кредитной политики
 
 
     С точки зрения экономической теории – денежно-кредитная политика –  это совокупность государственных  мероприятий в области денежного  обращения и кредита. С позиции  финансов - денежно–кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным  банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.
     Целями  денежно-кредитной политики являются:
     1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:
      регулирование темпов экономического роста;
      увеличение ВВП;
      смягчение циклических колебаний на рынке товаров, капитала и рабочей силы;
      сдерживание инфляции;
      стимулировать рост объема денежно-кредитных операций;
      достижение сбалансированности платежного баланса и другие.
     2) Социальные задачи:
      повысить уровень жизни населения;
      сделать различные услуги более доступными и другие.
     Денежно-кредитная  политика тесно увязывается с  внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она  используется не как отдельный элемент  регулирования экономики, а в  совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.
     Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:
      Изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки Центрального банка (учетная, или дисконтная политика);
      Изменение норм обязательных резервов банков;
      Операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
      Регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).
     Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование  отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам  относятся:
    Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
    Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и т.п.
 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Денежно-кредитная система Российской Федерации.

 
 
     Правовой  основой функционирования денежно-кредитной системы России является Федеральный закон о центральном банке РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г.
     Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, а выпуск других денежных единиц запрещён. Официально соотношение между  рублём и золотом или другими  драгоценными металлами не устанавливается, а исключительное право выпуска  наличных денег, организации и изъятия  их из обращения на территории РФ принадлежит  центральному банку России.
     Видами  денег, имеющими законную платёжную  силу, являются банкноты и металлические  монеты, которые обеспечиваются всеми  активами Банка России, в том числе  золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных  учреждений, находящимися на счетах в  ЦБР.
     Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске  банкнот и монет, новых образцов, а так же их описание публикуется  в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах  платежей, а так же для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот не должен быть меньше одного года, но не более 5 лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов  обмена. Банкноты и монеты могут  быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуется по закону. 

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными  инструментами и методами денежно-кредитной  политики являются:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование банков;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения.

Изменение нормы  обязательных резервов

      Обязательные  резервы – это часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки  должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в центральном банке. В российском законодательстве официальное  определение обязательных резервов дается в Положении от 30.03.96 № 37 «Об  обязательных  резервах кредитных  организаций,    депонируемых   в  Центральном   Банке   Российской Федерации». Согласно п.1 данного Положения  обязательные резервы (резервные требования) - один из основных инструментов осуществления  денежно - кредитной политики Банка  России - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы, используемый для  контроля денежных агрегатов посредством  снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются  в целях ограничения кредитных  возможностей банков и поддержания  на определенном уровне денежной массы  в обращении.
      Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов  и различаются по величине в зависимости  от видов вкладов (например, по срочным  вкладам они ниже, чем по вкладам  до востребования). Чем выше центральный  банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (r) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы (М). Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.
      В России 1 июня 1991 г. норма резервирования была установлена в размере 2%, но уже в следующем году всего за 4 месяца она увеличилась до 20%. В последующие годы норма и порядок резервирования неоднократно менялись.
      Действующий норматив резервирования (был установлен 1 октября 2006 г.) составляет 3,5% для рублевых средств, привлеченных от физических лиц.

Операции на открытом рынке

      Термином  «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных  рынках во многих странах запрещена  или ограничена законом). Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США – Федеральной  резервной системы, для которой  операции на открытом рынке выступают  самым важным инструментом денежно-кредитной  политики. Механизм этого инструмента  состоит в следующем.
      При  спаде экономики центральный  банк заинтересован в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у  коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов  в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить  кредитование реального сектора, что  приводит к увеличению предложения  кредитов (кредитная экспансия) и  снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.
      При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных  ценных бумаг, уменьшая таким образом  свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика «дорогих» денег).
      Среди операций центрального банка на открытом рынке различают операции в форме  соглашения об обратном выкупе (РЕПО), которые заключаются в продаже  центральным банком ценных бумаг  с обязательством последующего их выкупа через определенный срок по новому более высокому курсу.
      Для России проведение Центральным Банком операций с ценными бумагами является новым и мало используемым инструментом денежно-кредитного регулирования. Указанное  объясняется как неразвитостью  фондового рынка России, так и  другими факторами.
      Так, ограниченность использование операций на открытом рынке Банк России объяснил негибкостью действующей нормативно-правовой базы, а также незначительным объемом облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России.
      Вообще  наибольшую долю среди  государственных  ценных бумаг в РФ имеют облигации  федеральных займов (ОФЗ), выпускаемые  Минфином России в пределах, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с  размером государственного внутреннего  долга Российской Федерации, установленного на финансовый год законом о федеральном  бюджете.
      Закон о Центральном Банке РФ предоставляет  Банку России право осуществлять эмиссию собственных облигаций (ОБР). На основании этого ЦБ РФ было утверждено Положение от 28.08.98 № 53-П «Об обращении  выпусков облигаций Банка России».
      Между тем, многие ученые считают операции Центрального Банка по купле-продаже  собственных облигаций (ОБР) наиболее гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Приобретая  ОБР с определенным сроком обращения, коммерческий банк может в случае острой потребности в ликвидности продать облигации на рынке, не теряя при этом дохода от владения облигациями (в отличие от досрочного отзыва денежных средств с депозита, о котором будет рассказано далее). Таким образом, ОБР дает Банку России возможности изымать из обращения избыточную ликвидность на фиксированный срок (срок обращения облигации), а коммерческим банкам предоставляет возможность на ежедневной основе регулировать собственную ликвидность за счет операций на вторичном рынке.
      Банк  России отказ от выпуска собственных  облигаций объясняет существующими  ограничениями в законодательстве РФ: «имеющийся опыт эмиссии облигаций  Банка России (ОБР) продемонстрировал  невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности  с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок  эмиссии и обращения ОБР устанавливает  слишком большой временной лаг  между принятием Банком России решения  и проведением операций». До законодательного устранения указанных ограничений  Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка для нового инструмента - операций модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России.
      Операции  по размещению на рынке облигаций  на условиях биржевого модифицированного  РЕПО (далее – БМР) во многом аналогичны операциям первичного размещения выпусков ГКО-ОФЗ или ОБР. Первичное размещение происходит посредством аукциона, проводимого  по американской системе, то есть участник аукциона самостоятельно устанавливает  цену, выраженную в процентах, от номинала, по которой он готов приобрести облигации. До наступления даты обратного выкупа облигаций Банком России они имеют  свободное обращение на рынке  аналогично другим выпускам государственных  ценных бумаг. Выкуп облигаций производится Банком России на основании безотзывной  публичной оферты. В дату обратного  выкупа Банк России удовлетворяет все  заявки дилеров на продажу по цене, объявленной в оферте.
      В 2002 году аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного  РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля. Общий объем размещения облигаций  на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено  облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям  Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных  выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.
      Создание  рынка модифицированного РЕПО стало  составной частью деятельности Банка  России по подготовке условий для  активизации рыночных операций, которые  в дальнейшем должны позволить Банку  России более гибко реагировать  на колебания банковской ликвидности.

Изменение учетной  ставки. Учетная политика

      Учетная ставка (или ставка рефинансирования) представляет собой ставку, по которой  центральный банк предоставляет  кредиты коммерческим.
      Если  учетная ставка повышается, то объем  заимствований у центрального банка  сокращается, а следовательно, уменьшаются  и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. Получая дорогой  кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Волна  кредитного сжатия и удорожания денег  прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
      Как уже было сказано, само по себе изменение  учетной ставки не является действенным  методом денежно-кредитного регулирования. Говоря о реальных, используемых в  настоящее время инструментах денежно-кредитной  политики, в том числе Центральным  Банком РФ, следует иметь в виду различные формы  рефинансирования центральным банком коммерческих банков. Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных  организаций. Оно является одним  из важнейших инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе и осуществляется на рыночных условиях путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов, переучета  векселей.
      Законодательной основой рефинансирования является ст.ст.46-47 Федерального закона «О Центральном  Банке Российской Федерации…»,  согласно которым Банк России имеет  право предоставлять кредиты  на срок не более одного года под  обеспечение ценными бумагами и  другими активами.  Обеспечением кредитов Банка России могут выступать  золото и другие драгоценные металлы  в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта; векселя, номинированные в российской или иностранной  валюте; государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных  ценных бумаг, пригодных для обеспечения  кредитов Банка России, определяются решением Совета директоров ЦБ РФ.
      Наиболее  известными являются такие виды кредитов, как внутридневной кредит (в течение  операционного дня), кредит «овернайт» (один рабочий день), ломбардный кредит.
      Ломбардный  кредит предоставляется банкам в валюте РФ под залог государственных ценных бумаг в порядке, установленном Положением ЦБ РФ от 13.03.96 № 36, и на основании договора. Вначале ломбардные кредиты предоставлялись Банком России на срок до 30 календарных дней как путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной ставки, так и путем проведения аукционов. В последующем их предоставление происходило лишь по результатам аукционов, сроки кредитов менялись на основании телеграмм ЦБ РФ.
      Ломбардные  кредитные аукционы Центрального банка  РФ проводятся как процентные конкурсы заявок банков на получение ломбардного  кредита, осуществляемые по американскому  или голландскому способам.
      Заявки, принятые к аукциону, ранжируются  по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной.
      Исчерпание  объема кредита, выставляемого на аукцион, является основанием для пропорционального  сокращения суммы каждой заявки банка, в которой указана ставка, принятая Банком России в качестве ставки отсечения, в списке удовлетворенных заявок.
      При американском способе проведения аукциона заявки удовлетворяются по процентным ставкам, предлагаемым банками в  заявках, которые эквивалентны или  превышают устанавливаемую Банком России ставку отсечения.
      При голландском способе все заявки удовлетворяются по последней процентной ставке, которая войдет в список удовлетворенных заявок (по устанавливаемой  Банком России ставке отсечения).
      Переучет  векселей представляет собой способ рефинансирования путем использования такого распространенного кредитного и расчетного инструмента, как вексель.
      Участниками операций по переучету векселей являются Банк России в лице операционного  подразделения по переучету векселей (ОППВ), Учетный банк (коммерческий банк, получивший статус Учетного банка) и  российская организация-экспортер.
      Учет  векселя представляет собой финансирование Учетным банком организации-экспортера под выдачу последней простого векселя  на имя Учетного банка. Переучет векселя  – это покупка Банком России векселя  организации-экспортера у Учетного банка по установленной ставке переучета.
      Согласно  пункту 4 Положения ЦБ РФ от 30.12.98 № 65-П  «О проведении Банком России переучетных  операций» к переучету принимаются  простые векселя, соответствующие  требованиям Женевской Конвенции  1930 г. № 358 и составленные на установленном стандартном бланке, со сроком «на определенный день», векселедателями по которым выступают организации-экспортеры, включенные в список, утверждаемый Банком России. При этом срок платежа по векселю не должен превышать 6 месяцев с даты составления векселя и 1 месяца с даты последнего платежа по экспортному контракту.
      Механизм  действия переучетной политики заключается  в следующем. При необходимости увеличения денежной массы в экономике (кредитной экспансии) центральный банк устанавливает для банков благоприятные условия переучета векселей (например, снижает учетную ставку). Продавая векселя центральному банку, банки получают денежные средства, которые могут быть направлены для предоставления предприятиям кредитов. К тому же банки при таких условиях стремятся приобрести переучитываемые центральным банком векселя. Все это способствует увеличению инвестиций и росту ВВП. В условиях «перегрева» экономики центральный банк изменяет условия переучета векселей в противоположную сторону, и коммерческим банкам становится выгоднее выкупить у него векселя. Это уменьшает денежную массу коммерческих банков, повышает ставку процента и уменьшает инвестиции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.