На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Крестьянская Реформа 1861 и экономическое развитие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
    Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе
    Экономические предпосылки реформы
    Основные положения крестьянской реформы
    Выводы
    Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Главные моменты в ходе работ по крестьянской реформе
 
1. В речи, обращенной к московским дворянам, император Александр впервые дал ясно понять, что намерен уничтожить крепостное право: «Я не имею намерения сделать это сейчас; но конечно, и сами понимаете, что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным. Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу» (1856, 30 марта).
Со времён императрицы  Екатерины II Россия ещё не слышала  столь мудрых слов: это была целая  государственная программа в  применении к одному крестьянскому  вопросу. Своим обращением к дворянам император Александр II как бы заявлял: «Не следует дожидаться, пока разразиться  гроза: её надо предупредить громоотводом; не следует допускать, чтобы у  нас насильно вырвали согласие: необходимо брать инициативу в свои руки, самим  идти навстречу обществу, если потребность  в перемене стала для него настоятельной  и всеобщей; в жизни государства  нет ничего «вечного» и «незыблемого»: жизнь есть постоянное обновление; сменяются поколения, а сними  меняются и формы, условия, сами цели человеческой жизни; мудрость правительства  в том, чтобы угадать момент, когда  реформа настолько назрела, что  откладывать её значило бы или  вызвать движение снизу (революцию) или задержать естественный рост государственного организма, который  вследствие этого неизбежно захиреет и потеряет свои жизненные соки».
2. Государю хотелось, чтобы инициатива шла не от  правительства, а от самих дворян, но те оставались глухи к  его пожеланиям. Первую поддержку  нашёл он в великой княгине  Елене Павловне, решившей отпустить  на волю 15000 крестьян, живших в  её обширном поместье Полтавской  губерне (12 сёл и деревень под  общим названием «Карловка»), предоставив  им на выкуп часть состоящей  в их пользовании земли. «Проницательным  умом своим она понимала, что  освобождение 15 тысяч душ с землёй, сделанное русской великой княгиней  и старейшим членом императорского  дома, будет в нашей внутренней  жизни событием первостепенной  важности, последствия которого, в  смысле нравственного воздействия  и подражания, могут быть огромны.  Карловка была в её рука  будильником, дававшим возможность  время от времени напоминать  о необходимости освобождения  и двигать со своей стороны  это дело. Так был положен первый  камень к практическому освобождению  крестьян» (Кони).
3. Инертность  дворянства побудила правительство  учредить (1857, 3 января) Секретный комитет  из высших сановников для подготовительной  работы; но члены Комитета, оказалось,  не разделяли мыслей государя, считая освобождение крестьян  преждевременным, опасным, и потому  тормозили дело. Одновременно крестьянский  вопрос стал разрабатываться  и в минестерстве внутренних  дел (министр Ланской, его товарищ  Левшин, Милютин, Соловьёв): остановились  на мысли освободить крестьян, признав за помещиками право  собственности на землю, а за  крестьянами - право пользования  ею (записка 26 июля 1857 г.)
4. Дворяне северо-западных  губерний (Вильно, Ковно, Гродно) первые  среди русских дворян сдвинули  дело с мёртвой точки, пр Основные положения крестьянской реформы объявив в нём, как того желал государь, инициативу: они заявили о желании дать свободу своим крестьянам, однако без земли. На последнее император Александр не согласился и в ответ рескриптом на имя генерал-губернатора Назимова (1857, 20 ноября), предписал открыть в северо-западном крае губернские комитеты, предначертав основания, из которых надлежало исходить в осуществлении реформы: а) за помещиками признавалось право собственности на землю б) за крестьянами - право приобрести за денежный выкуп свою усадебную оседлость; в) в уплату за оброк или барщину помещик обязывался наделить своего крестьянина, в пользование, необходимым ему количеством земли.
Рескрипт государя говорил пока только об «улучшении быта крестьян», но в пояснительной  к нему бумаге министра Ланского указывалось, что под этими словами следует  понимать освобождение от крепостной зависимости. По настоянию великого князя Константина Николаевича, Секретный комитет постановил разослать  и рескрипт, и министерское пояснение  не только в северо-западные губернии, но вообще всем губернаторам для сведения и соображения. Эта мера сильно двинула  вперёд дело освобождения - она явилась  своего рода призывом правительства  ко всему русскому дворянству последовать  примеру дворянству литовского. Большинство  Комитета (по убеждению крепостники) на другой же день поняло великое значение этого шага и хотело испросить  у государя разрешение приостановить  рассылку рескрипта; но было уже поздно: Ланский и его вдохновитель Н.А. Малютин распорядились немедленно в ту же ночь отпечатать обе бумаги, и уже 21 ноября они были сданы  на почту.
5. С таким  же рескриптом, как дворянам литовских  губерний, Александр II обратился  к дворянам петербургским (1857, 5 декабря) и на приёме (9 декабря)  сказал им: «Медлить долее нельзя; моя непременная воля, чтоб это  было исполнено».
6. На царский  призыв первым откликнулось нижегородское  дворянство (1857, 17 декабря), за ним  московское (1858, 7 января). Император  Александр воспользовался своей  поездкой по России (Вологда, Тверь,  Кострома, Нижний Новгород, Владимир, Москва: июнь, август, сентябрь), чтобы  самым настоятельным образом  пропагандировать среди дворян  идею освобождения. Повсюду стали  образовываться губернские комитеты (всего 48), для выработки проектов  нового положения о крестьянах.
7. Вместо Секретного  комитета был учреждён в непосредственном  ведении и под председательством  государя «Главный комитет по  крестьянскому делу для рассмотрения  постановлений и предложений  о крепостном состоянии» (1858, 8 января).
8. Год спустя (1859, 4 февраля) образовано две  редакционные комиссии для составления:  одна - общих, другая - местных положений,  на основании материала, собранного  губернскими комитетами, - обе комиссии  под председательством и руководством  Я.И. Ростовцева (наиболее выдающиеся  члены этих комиссий: Соловьёв, Милютин, М.Н. Любощинский, Ю.Ф. Самарин, князь Б.А. Черкасский, П.П. Семёнов).
9. В сентябре 1859 г. в Петербург съехались  депутаты от губернских комитетов  для детального обсуждения вопроса  и для примирения разногласий,  возникших на месте, в губерниях.  Однако противоречие во взглядах  проявилось в столицу ещё резче.  Одни отстаивали необходимость,  освобождая крестьян, наделить их  землёй не в условное пользование,  а в полную собственность, и  притом считали необходимым одновременно  ввести суд присяжных, независимый  от администрации, с гласным  судопроизводством; другие же  пугали государя, будто служилое  чиновничество (бюрократия), из антагонизма к дворянству, втайне намеревается ввести в Россию конституцию по западному образцу. Были сторонники создания в России крупной земельной аристократии наподобие английской, с предоставлением ей вотчинных прав (сельская полиция). Значительное число помещиков, желая удержать землю в своих руках, соглашалось на передачу её в пользование, но только на короткий срок. Большинство губернских депутатов было недовольно Главным комитетом: по их мнению, размер надела он определял слишком высокий, а денежный выкуп слишком низкий.
10. По смерти  Ростовцева (1860, 5 февраля), руководство  выработкой реформы перешло к  министру юстиции, графу В.Н.  Панину. Он не сочувствовал освобождению; пытался, насколько мог, сойти  с направления, которого держался  Ростовцев, но главные основания  реформы были уже окончательно  установлены и изменить их  не предоставлялось возможным.
11. Редакционные  комиссии закончили свои работы (кодификацию своих трудов) и были  закрыты (1860, 10 октября).
12. В день своего  восшествия на престол, в шестую  годовщину (1861, 19 февраля), император  Александр подписал манифест  об освобождении крестьян от  крепостной зависимости, а через  2 недели, 5 марта, манифест был  обнародован в Петербурге во  всеобщее сведение.
В ходе реформ предстояло решить ряд противоречий. Большинство  помещиков очень не хотело расставаться с землёй. Некоторые не хотели давать свободу крестьянам. Личный энтузиазм  Александра II и его единомышленников стимулировали освобождение крестьян. 1861 года был обнародован манифест.
2. Экономические предпосылки реформы
К середине XIX в. старые производственные отношения  в России пришли в явное несоответствие с развитием экономики, как в  сельском хозяйстве, так и в промышленности. Это несоответствие стало проявляться  давно, и оно могло бы тянуться еще очень долго, если бы в недрах феодальной формации не развивались  ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистических отношений, которые подрывали устои крепостничества. В России происходили одновременно два процесса: кризис феодализма и  рост капитализма. Развитие этих процессов  в течение первой половины XIX в. вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса - производственных отношений, и в области политической надстройки.
Экономические противоречия были обусловлены ростом товарных отношений и тормозящим влиянием крепостничества. И помещичье, и крестьянское хозяйства были вынуждены  подчиняться требованиям всероссийского рынка. В экономику все более  проникали товарные отношения 

Помещики  замечали, что при обработке своих  земель крестьяне работают гораздо  лучше, и поэтому старались полностью  отнять у крестьян всю землю, переводя их в разряд дворовых или в разряд месячников, получающих месячное содержание. Численность таких крестьян резко  возросла к середине века, их число  их дошло до 1,5 млн. человек.
В нечерноземной  полосе России преобладала оброчная система в виде денежной и натуральной  платы. Высокие оброки были там, где  крестьяне могли хорошо заработать: около столиц и крупных городов, в промысловых селах, в районах  огородничества, садоводства, птицеводства и т.п. Средние размеры оброков  выросли в черноземной полосе в 2,2, а в нечерноземной в 3,5 раза. В оброчных имениях наблюдались  часто кризисные явления, проявлявшиеся  в разорении крестьянских домов  тяжелыми поборами и в накоплении недоимок по оброчным платам, а чаще и в побегах крестьян.
Помещики, несомненно, видели преимущества вольнонаемного труда по сравнению с крепостным. Те же самые крестьяне, которых они  обвиняли в лени, объединившись в  артели, за плату пахали землю, строили  дома и постройки со сказочной  быстротой. Современник писал о  вольнонаемной артели по уборке урожая: “Здесь все горит, …. времени они  проработают менее барщинного крестьянина, отдохнут более его, но наделают они  вдвое, втрое больше. Отчего?- охота  пуще неволи”. Но нанимать помещик  не мог, потому что его собственные  крестьяне тогда остались бы без  работы. По этой же причине он не был  заинтересован в покупке машин  и орудий.
При этом надо, прежде всего, учитывать, что крестьянские хозяйства к этому времени  представляли собой разные типы: полностью  разоренные, обнищавшие, живущие впроголодь, а также среднезажиточные, более-менее  сводящие концы с концами и, наконец, по-настоящему зажиточные и даже богатые. “...Вся сущность капиталистической  эволюции мелкого земледелия,- писал  В. И. Ленин,- состоит в создании и  усилении имущественного неравенства  внутри патриархальных союзов, далее  в превращении простого неравенства  в капиталистические отношения”. Уже в дореформенной деревне  отчетливо прослеживались разные стадии этих процессов. В центральных губерниях Европейской России в середине века наибольшее расслоение было среди промыслового крестьянства (половина дворов беднейшие, около 18 % зажиточные), но четко проявилось и среди земледельческих хозяйств (около 28% беднейших и 15-23% зажиточных дворов). При этом доходы у беднейших крестьян были в 2-3 раза меньше на один двор, чем у зажиточных, а оброк и налоги они платили почти поровну, что способствовало дальнейшему расслоению. Выделение зажиточных и беднейших дворов является наглядным свидетельством проникновения капитализма и в крестьянское хозяйство.
Подрывался  также натуральный характер крестьянских хозяйств. Чтобы заплатить налоги, барщинные крестьяне должны были продать в среднем не менее  четверти собранного хлеба. В зажиточных крестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валового сбора. Именно эти крестьяне применяли наемный  труд и машины, теснее были связаны  с рынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерских и  фабрик. Значительно шире и быстрее  все эти процессы протекали в  государственной деревне. Среди  государственных крестьян было много  хозяев, которые засевали десятки, а  некоторые - на Юге, в Сибири и на Урале - сотни десятин земли, имели  образцовые хозяйства с применением  машин, наемных рабочих, улучшенных пород скота и пр. Сами крестьяне  изобретали улучшенные орудия и машины.
    Основные положения крестьянской реформы
 
Положения 19 февраля 1861 г. были представлены 17 законодательными актами. Принципиальное значение имели: «Общее положение», четыре «Местных положения  о поземельном устройстве крестьян», положения о выкупе, об устройстве дворовых людей, о губернских по крестьянским делам учреждениях, а также правила  о порядке введения в действие положений, о крестьянах мелкопоместных владельцев, о приписанных к частным  горным заводам людях и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний, в которых у 100 428 помещиков  насчитывалось 22563 крепостных крестьян обоего пола, в том числе 1467 дворовых и 543 тыс. приписанных к частным  заводам и фабрикам.
Ликвидация феодальных отношений в деревне - не единовременный акт 1861 г., а длительный процесс, растянувшийся  более чем на два десятилетия. Полное освобождение крестьяне получили не сразу после обнародования  Манифеста и положений. В Манифесте  объявлялось, что крестьяне в  течении ещё двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать хотя и несколько  изменённые, но по сути те же повинности, что и при крепостном праве.
Необходимо подчеркнуть  исключительную важность Манифеста. Требования представления «воли» было главным  в многовековой истории крестьянского  движения. Богатые крепостные крестьяне шли на значительные жертвы, чтобы выкупиться на «волю».
Всё это давало больший простор крестьянскому  предпринимательству, способствовало росту количества крестьян, уходящих на заработки, и, следовательно, складыванию  рынка рабочей силы, а главное - раскрепощало крестьян нравственно.
Последующие реформы  в области суда, местного управления, образования, военной службы расширяли  права крестьянства: крестьянин мог  быть избран в присяжные заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние  и высшие учебные заведения. Конечно, этим полностью не снималась сословная  неравноправность крестьянства. Оно  продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную и разного рода другие денежные и натуральные повинности, от которых были освобождены привилегированные  сословия.
Со дня обнародования  Манифеста 19 февраля 1861 г. предусматривалось  ввести в селениях бывших помещичьих крестьян в девятимесячный срок «крестьянское  общественное управление» Оно было введено в течение лета 1861 г. За образец взяли крестьянское самоуправление в государственной деревне, созданное  в 1837-1841 гг. реформой П.Д. Киселёва.
Вводились следующие  сельские и волостные органы управления. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, ранее составлявшее имение помещика. Оно могло состоять из одного или нескольких селений или части селения. Сельское общество (общину) объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком.
Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских  повинностей, имел право удалять  из общества «вредных и порочных», устранять  от участия на сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решение схода имели законную силу, если за них высказывалось  большинство присутствующих. Несколько  смежных сельских обществ, в которых  числилось в общей сложности  от 300 до 200 крестьян мужского пола, составляли волость.
Важную роль в проведении в жизнь крестьянской реформы на местах играл созданный  летом 1861 г. институт мировых посредников. Н посредников возлагались посреднические и административные функции: проверка, утверждение и введение уставных грамот (определявших пореформенные и поземельные отношения крестьян с помещиками), удостоверение выкупных актов при переходе крестьян на выкуп, разбор споров между крестьянами и помещиками, утверждение в должности сельских старост и волостных старшин, надзор за органами крестьянского самоуправления.
Центральное место  в реформе занимал вопрос о земле. Изданный закон исходил из принципа признания за помещиками права собственности на землю в имениях, в том числе на крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой земли, обязанными отбывать за неё установленные положениями повинности (оброк или барщину). Чтобы стать собственником надельной земли, крестьянин должен был выкупить её у помещика.
При определении  норм крестьянских наделов учитывались  особенности местных природных  и экономических условий. Исходя из этого вся территория Европейской  России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, а полосы в свою очередь делились на местности (от 10 до 15 в каждой полосе).
В нечерноземной  и черноземной полосах устанавливались  «высшая» и «низшая» нормы наделов, а в степной - одна так называемая «указанная» норма. Закон предусматривал отрезку от крестьянского надела в пользу помещика, если дореформенные  размеры участка превышали «высшую» или «указанную» нормы, и прирезку, если его размер не достигал «низшей» нормы.
Землевладение крестьян было «утеснено» не только в  результате отрезков от наделов, но и  чересполосицей, лишением крестьян лесных угодий (лес включался в состав крестьянского надела лишь в некоторых  северных губерниях). При крепостном праве землепользование крестьян не ограничивалась предоставленными им наделами. Крестьяне пользовались бесплатно  выгонами помещика, получали разрешение пасти скот в помещичьем лесу, по скошенному лугу и убранному помещичьему  полю.
С отменой крепостного  права крестьяне могли пользоваться этими помещичьими угодьями уже  за дополнительную плату. Закон предоставлял помещику право переносить крестьянские усадьбы на другое место, а до перехода крестьян на выкуп обменивать их наделы на свою землю, если на крестьянском наделе открывались какие-нибудь полезные ископаемые или эта земля оказывалась  необходимой помещику для его  хозяйственных нужд. Таким образом, получив надел, крестьянин ещё не становился его полноправным хозяином.
Наиболее обделёнными  оказались крестьяне - дарственники, получившие нищенские или как  их называли, сиротские наделы. Таких  крестьян насчитывалось 461 тыс. мужского пола. В «дар» им было предоставлено 485 тыс. десятин по 1,05 десятины на душу. Более всего дарственников находилось в южных степных, поволжских и  центрально-чернозёмных губерниях.
Формально, по закону, помещик не мог принудить крестьянина  взять дарственный надел. Но нередко  крестьян ставили в такие условия, когда они были вынуждены соглашаться  на дарственный надел, даже требовать  его, если их дореформенный надел  приближался к низшей норме, а  платежи за землю превосходили её рыночную стоимость. Получение дарственного надела освобождало от высоких выкупных платежей. Дарственник полностью  порывал с помещиком.
Наделение крестьян землёй носило принудительный характер: помещик обязывался предоставить надел  крестьянину, а крестьянин взять  его.
«Положение о  выкупе» допускало выход крестьянина  из общины, но он был крайне затруднён: необходимо было уплатить за год вперёд оброк помещику, казённые, мирские  и прочие сборы, погасить недоимки и  т.д.
Закон предусматривал до перехода крестьян на выкуп, т.е. на период временнообязанного состояния, отбывание ими за предоставленную  землю повинности в виде барщины  и оброка, размеры которых фиксировались  в законе. Для барщинных имений устанавливалась единая норма барщинных  дней (40 дней мужских и 30 женских  за один душевой надел), для оброчных размеры повинности определялись в  зависимости от промысловых и  торговых «выгод» крестьян.
В девяти губерниях  Литвы, Белоруссии и Правобережной  Украины (Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской, Киевской, Подольской и Волынской) указами 1 марта, 30 июля и 2 ноября 1863 г. крестьян сразу  перевели на обязательный выкуп, им были возращены отрезанные от наделов  земли, а повинности снижены в  среднем на 20%.
Эти меры исходили из стремления царского правительства, в условиях вспыхнувшего в январе 1863 г. восстания в Польше привлечь на свою сторону литовское, белорусское  и украинское крестьянство в борьбе со шляхетским национально-освободительным  движением и внести «успокоение» в крестьянскую среду.
Иначе дело обстояло в 36 великороссийских, малороссийских и новороссийских губерниях. Здесь  перевод крестьян на выкуп занял  более двух десятилетий. Лишь 28 декабря 1881 г. было издано положение, согласно которому, начиная с 18 января 1883 г. остававшихся на временнообязанном положении  крестьян, переводили на обязательный выкуп. Одновременно был принят указ о снижении на 12% выкупных платежей с крестьян, ранее перешедших на выкуп.
Дело выкупа взяло на себя государство путём  проведения выкупной операции. Для этого в 1861 г. при Министерстве финансов было учреждено Главное выкупное учреждение. Выкупная операция заключалась в том, что казна выплачивала помещикам деньгами или ценными процентными бумагами 80% выкупной суммы, если крестьяне имения получали по норме «высший» надел 75%, если им предоставлялся надел менее «высшего».
Остальные 20-25% выкупной суммы (так называемый «дополнительный  платёж») крестьяне выплачивали  непосредственно помещику - сразу  или в рассрочку, деньгами или  отработками (по обоюдной договорённости). Выкупная сумма, уплачиваемая государством помещику, рассматривалась как предоставленная  крестьянам ссуда, которая потом  взыскивалась с них в качестве выкупного платежа в размере 6% от этой ссуды ежегодно 49 лет.
Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало важные социальные и  экономические задачи. Правительственный  кредит обеспечивал помещикам гарантированную  уплату выкупа и вместе с тем избавлял из от непосредственного столкновения с крестьянами.
Хотя выкуп  дорого обошёлся крестьянству, он способствовал  развитию в стране капиталистических  отношений. Из-под власти помещика крестьянин попадал под власть денег, в условиях товарного производства. Перевод  крестьян на выкуп означал окончательное  отделение крестьянского хозяйства  от помещичьего. Выкуп способствовал  не только более интенсивному проникновению  товарно-денежных отношений в крестьянское хозяйство, но и давал помещику денежные средства для перевода своего хозяйства  на капиталистические основы. В целом  реформа 1861 г. создала благоприятные  условия для постепенного перехода от феодального помещичьего хозяйства  к капиталистическому.
Крестьянская  реформа давала ряд свобод крестьянам. Крестьянин мог быть избран в присяжные  заседатели новых судов, в органы земского самоуправления, ему открывался доступ в средние и высшие учебные  заведения. Освобождаясь от зависимости  от пом Основные положения крестьянской реформы ещика крестьянин попадал в зависимость от товарно-денежных отношений. Плата за землю, оброк, подушевая, плата за пользование помещичьими угодьями делало положение крестьян невыносимым. Насильственное освобождение крестьян вводило их в кредитную кабалу. В целом реформа создала благоприятные условия для развития капиталистических отношений 
 

Выводы 
 

Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская кампания. Поражение России в войне  показало полную несостоятельность  политической и экономической системы  НиколаяI. Военное и экономическое  могущество России при ее столкновении с передовыми европейскими державами  оказалось мнимым. Крымская война  привела Россию к международной  изоляции. Неудачи в войне и  смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили не только либерально настроенную часть общества, но и  ряд правительственных чиновников. Составляются различные проекты  и записки, в которых обосновывалась необходимость преобразований.
Осознавая значение крестьянской реформы Александр II проявил  большую настойчивость в решении  крестьянского вопроса. Он объединил  усилия единомышленников и смог найти  компромиссный вариант реформы  крепостного права. Помещики пошли  на некоторые уступки из-за боязни восстаний, однако очень хотели обогатиться  за счёт освобождения крестьян. В результате был подписан манифест.
Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., значение ее для дальнейшего  экономического и социального развития страны было велико. Реформа явилась  переломным моментом, "гранью" отделявшей феодальную эпоху от капиталистической. Такой громадный социальный акт, как отмена крепостного права, не мог пройти бесследно для всего  государственного организма, за столетия привыкшего к крепостному праву. Затронув краеугольный камень феодальной империи, необходимо было менять и другие несущие конструкции социально-политического  строя: орган местного управления, полиции, суда и армии.
Литература 
 

1. Зайончковский П.В.  Отмена крепостного  права в России. - М., 1968.
2. Буганов В.И., Зырянов  П.Н. История России  конец XVII - XIX в. - М., 1997
3. Хрестоматия по  истории СССР, 1861-1917: Учеб. Пособие. -- М.: 1990
4. История России  с древнейших времен  до второй половины XIX века. Курс лекций. Под ред. проф. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 1994
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.