На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Концепции денег

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ   КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕГ 8
1.1 Металлитистическая  концепция денег 8
1.2 Номиналистическая  теория денег 9
1.3 Количественная  теория денег 11
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ  ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 15
2.1 Методы  регулирования денежного обращения 15
2.2 Государственное  регулирование 23
3. ПРОВЕДЕНИЕ  ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ 29
3.1 Содержание  и направления денежно-кредитной  политики РФ 29
3.2 Денежно-кредитное регулирование и современное состояние банковской системы России  
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 49
   
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Денежно – кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
     Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
    Денежно-кредитная  политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
    В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический  рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью  приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
    Нельзя  забывать и о том, что денежно-кредитная  политика - чрезвычайно мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка определены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия и полная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий по денежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующего законодательства. Этим можно отметить актуальность темы курсовой работы.
    Отцом кредитно-денежной политики признан  Милтон Фридман, лауреат Нобелевской  премии, видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, в том числе правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика. Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.
    Сегодня в России рациональная денежно-кредитная  политика призвана минимизировать инфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать курсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.
    Государственное регулирование денежно-кредитной  сферы может осуществляться  успешно  лишь в том случае, если государство  через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях.
       Целью работы является исследование теоретических вопросов концепции денег, регулирование денежного оборота и анализ денежно-кредитной политики в современных условиях.
     Для достижения цели необходимо рассмотреть:
    Теоретические концепции денег;
    Регулирование денежного оборота;
    Анализ проведения денежно-кредитной политики в России.
    Предметом исследования является концепции денег, денежный оборот и кредитно-денежная политика.
    Объект  исследования – проведение денежно-кредитной  политики в России.
    Теоретической и методологической основой при  написании курсовой работы явились  современные учебные пособия, Интернет-ресурсы.
    Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  КОНЦЕПЦИИ ДЕНЕГ 

1.1 Металлитистическая  концепция денег 

     Металлистическая  концепция денег получила развитие в XV–XVII вв. Она отождествляла деньги с благородными металлами - золотом и серебром. Представители данной теории (в Англии - У. Стэффорд, Т. Мэн, Д. Норс, во Франции - Монкретьен) выступали против порчи монет. Согласно этой теории источником богатства считалось золото и серебро и отрицалась целесообразность замены в обращении металлических денег бумажными. Таким образом, металлическая теория денег, не учитывая общественной природы денег, считает их простым техническим орудием обмена.
     Металлистическая  теория исходила из основного положения меркантилизма, что золото и серебро являются единственным видом богатства. Меркантилисты связывали эту теорию с учением о деньгах как богатстве нации. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег. [10, с. 105.]
     Металлистическая  теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег  с товарами, непонимание того, что  деньги – товар особого рода, который выполняет специфическую  общественную функцию – служит всеобщим эквивалентом. Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимая законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали замену золота какими-либо другими знаками денег. Бумажные деньги они вообще считали чем-то противоестественным.
     С завершением первоначального накопления внешняя торговля перестала служить  основным источником обогащения.
     Поскольку же развитие промышленности в капиталистических  странах требовало развития внутреннего  рынка, критики меркантилизма резко  выступали против металлистической теории денег, утверждая, что для внутреннего обращения вовсе не нужны полноценные металлические деньги, которые вызывают непроизводительные издержки нации. Против металлистической теории денег выступили так называемые физиократы (П.Буагильбер и др.)
     В конце XIX в. в практику денежного обращения и международных расчетов внедрились некоторые специфические формы, связанные с валютным подчинением ведущими в экономическом смысле государствами более слабых стран, и это обусловило отход от тех традиционных форм размена и внешних расчетов, на которые опиралась металлистическая теория денег. Так, например, в это время появилась золотодевизная система денежного обращения, которая вопреки традиционным представлениям металлистической денежной теории предусматривала не непосредственный размен кредитных денег на золото, а размен их на девизы ведущих в экономическом отношении государств. Не укладывалась в представления металлистической денежной теории также система блокированной чеканки, которая была введена в Австро-Венгрии в 1879 и в Индии в 1893. В этом случае стоимость обращающихся австрийского гульдена и индийской рупии были выше, чем стоимость содержащегося в них серебра. Отрыв стоимости, представляемый деньгами в обращении, от стоимости содержащегося в них металла послужил толчком для развития номиналистической теории денег. 

     1.2 Номиналистическая теория денег 

     Номиналистическая теория денег рассматривает деньги как условные знаки, лишенные внутренней стоимости. Номиналистическая теория денег отрицает товарную природу денег, рассматривает их возникновение как продукт соглашения между людьми с целью облегчения обмена или как следствие законодательных актов правительств.
     Зарождение  номиналистической теории приходится на XVII–XVIII вв.
     Номиналисты считали:
    деньги создаются государством.
    их стоимость определяется номиналом
    сущность денег сводится к идеальному масштабу цен, т. е. деньги техническое орудие обмена. [14, с. 116.]
     Первыми представителями номинализма были англичане Дж. Беркли и Дж. Стюарт. Наиболее подробно номиналистическую теорию денег разработал немецкий экономист Г. Кнапп. На рубеже XIX–XX вв., этот экономист, защищавший уже бумажные деньги (казначейские билеты), писал в своем труде «Государственная теория денег» (1905 г.), что сущность денег заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление.
     Основное  заблуждение номиналистов – это  отрицание связи между деньгами и товарами.
     Деньги  у номиналистов имеют только одну форму функцию – средство платежа. Деньги – это просто расчетные знаки.
     На  всех этапах развития номиналистическая  теория денег была тесно связана  с потребностями хозяйственной  практики. В древние и средние  века она служила оправданием  порчи монет для покрытия чрезвычайных государственных расходов, обоснованием права правительства придавать испорченным, неполноценным деньгам прежнее обозначение и требовать их приема в обращение не по весу, а по штемпелю государства.
     Вывод номиналистической теории об условной природе денег основывается на абсолютизации функции их как средства обращения, когда деньги играют лишь роль посредника и могут быть заменены неполноценными монетами и бумажными денежными знаками. Представители данной теории отрицают функцию денег как меры стоимости и смешивают ее с масштабом цен. Объявляя деньги абстрактными счетными единицами, номиналисты лишают идеальную денежную единицу объективной стоимостной основы. Между тем деньги только потому могут измерять и выражать величину стоимости товаров, что они обладают внутренней стоимостью.
     Становится  понятно, что номиналистическая  теория денег носит идеалистический  характер. Она заменяет законы функционирования экономики некими правовыми установлениями и отрицает связь денег с общественно-производительными  отношениями. 

     1.3 Количественная теория денег 

     Количественная теория денег утверждает, что цены товаров определяются объемом платежных средств, находящихся в обращении, принадлежит к числу старейших доктрин в истории экономической мысли. Ее зарождение относится к XVI в., когда происходивший в Европе бурный рост товарных цен требовал объяснения причин данного явления. Это был период господства в экономических трактатах идей меркантилизма с его верой в особые свойства благородных металлов как важнейшего элемента общественного богатства - тезис, подвергшийся критике в последующей литературе. В итоге родилась гипотеза, получившая впоследствии название количественной теории денег.
     В своей простейшей форме количественное уравнение, т. к. теория довольно стара, имеется в трудах Бодена, Юма, Локка и Монтескье. Выраженный математически, чисто количественный подход выглядит следующим образом: [6, с. 172.]
Р = М / Т (1)
     Р - общий уровень цен,
     М - количество денег,
     Т - общий объем товарных сделок.
     Р изменяется прямо пропорционально  изменению М; следовательно, предположив, что Т не меняется, изменения М вызывают изменения Р. Р меняется обратно пропорционально Т: если предположить, что М не изменяется, увеличение Т вызовет уменьшение Р, и наоборот.
     В США количественная теория денег  была переработана и дополнена статистическими исследованиями Е.В. Кеммерером-старшим и Ирвингом Фишером, особенно в его книге «Покупательная сила денег».
     В первоначальном варианте его работы 1911 г. доктор Фишер разработал новый  вариант уравнения - версию кассовых сделок или скорости сделок, который дополнил фундаментальную теорию причинной связи между факторами. Версия кассовых сделок выглядит следующим образом: [6, с. 181.]
(2)
     V- обозначает скорость или оборот  основной денежной массы (монет  и бумажных денег);
     М1 - деньги на банковских депозитах (депозиты до востребования с правом выписки чеков);
     V1 - скорость оборота М1.
     Величина  Р зависит от взаимодействия др. переменных. Т (при полной занятости) можно рассматривать как достаточно неизменную величину в течение короткого  периода, хотя при продолжительном экономическом росте (с расширением объемов сделок) возникает чистый прирост суммы сделок. Скорости (V и V1) можно также рассматривать как обычно стабильные, отражающие сложившиеся при расчетах привычки населения и фирм.
     М1, по мнению Фишера, в обычных условиях пропорционален М. Следовательно, активным фактором, вызывающим изменения Р, является М, т.к. он оказывает пропорциональное влияние на М1, а они оба непосредственно влияют на Р при обычно неизменных пр. факторах. Современные экономисты не согласны с анализом Фишера в отношении описания поведения указанных переменных, включая якобы зависимую величину Р.
     В Великобритании экономисты Маршалл, Пигу и Робертсон (Кембриджская школа) разработали  другой вариант количественной теории денег - версию кассовой наличности.
     Эта версия ориентируется на величину объема или массу, видоизменяя уравнивание  М с общей суммой цен торгового  оборота (РТ) поправкой РТ на долю (k), отражающую часть общих ден. расходов, представленную кассовыми остатками на руках у населения (наличные деньги и остатки на банковских текущих счетах).
     Версия  кассовых остатков выглядит следующим  образом: [6, с. 187.]
М = РТ ґ k (3)
     k - можно принять за постоянную величину, т. к. она отражает связанные с наличностью привычки населения и фирм;
     Т - также можно считать постоянным в течение непродолжительного периода  времени (в условиях полной занятости, как отметил Фишер), так что  увеличение расходования меняющейся составляющей М (с условием, что в масштабах  всей экономики величина М не увеличилась) вызовет увеличение Р при неизменности Т.
     Еще один вариант количественной теории денег разработал Дж. В. Анджелл, который  сопоставил национальный доход (произведение средней цены всех произведенных  товаров на их физический объем) и  количество денег в обращении с целью установления скорости обращения денег.
     С точки зрения выбора уравнений, версии количественной теории денег вряд ли вызовут возражения, однако, когда  они используются как основа для  точных расчетов значений переменных при подготовке рекомендаций для политических действий, эти расчеты вызывают критику.
     Особое  место занимают взгляды Кейнса в  этой теории. Кейнс и его приверженцы  придерживаются, как количественной, так и номиналистической концепции  денег. Кейнс считает, что прямое количественное отношение между деньгами и товарной массой – это только явление равновесия. Кейнсианская теория денег недолго пользовалась популярностью. Глубочайший экономический кризис 1929-1933 гг., потрясший до основания мировую систему капитализма, подорвал доверие к количественной теории, которая затем в 30- 40-х годах привлекала внимание лишь отдельных экономистов.
     На этом фоне вновь возродились в модифицированной форме основные идеи количественной теории, которые нашли отражение в концепции, возникшей в США и названной монетаризмом. Монетаризм представляет собой разновидность количественной теории денег, однако в отличие от ранних версий количественной теории - монетаризм открыто опирается на тезис о стабильности функции спроса на деньги
     Визитной карточкой монетаризма является уравнение обмена: [6, с. 192.]
MV=PQ, (4)
     М - количество денег;
     V - скорость обращения денег;
     Р - уровень цен или средняя цена, по которой продается каждая единица  продукта;
     Q - физический объем товаров и  услуг, произведенных в стране.
     В левой части уравнения - затраты, в правой - результаты производства. PQ равно ВНП (GNP), поэтому уравнение  можно записать так: [6, с. 193.]
MV=GNP (5)
     В фискальной политики эквивалентом основному  монетарному правилу (увеличению неизменными темпами предложения денег) может быть планирование расходов на те цели, которые общество реализует на государственном уровне. Но такое планирование должно осуществляться безотносительно проблемы экономической стабильности. Следует избегать сумбурных изменений и в государственных расходах, и в налогах.
     Исходя  из теоретических концепций, которые  являются основой для проведения денежно-кредитной политики, основным объектом денежно-кредитного регулирования  есть совокупная денежная масса, от размера  которой зависит динамика основных показателей развития экономики.
 

      2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 

     2.1 Методы регулирования денежного обращения 

     Регулирование денежного кредитного обращения  в РФ возложено на Банк России. В  соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:
    процентные ставки по операциям Банка России;
    нормативы обязательных резервов;
    операции на открытом рынке;
    рефинансирование банков;
    депозитные операции;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения.
     Процентные  ставки по операциям Банка России. Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. [7, с. 104.]
     Банк  России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Примером могут служить депозитные операции этого банка, которые осуществляются с 1997 г. Свободные средства коммерческих банков принимались в депозит в январе-сентябре 1999 г. по фиксированной ставке - от 0,6 до 28% годовых (средневзвешенная ставка составила 18,02% годовых). В 1999 г. депозитные операции осуществлялись на стандартных условиях на один день, на одну неделю, на две недели. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.
     Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.
     Резервы используются при отзыве лицензии для  погашения обязательств кредитной  организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов - регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому: [7, с. 135.]
M=1/R (6)
     где М - банковский мультипликатор;
     R - норма обязательных резервов.
     Максимальное  количество новых денег (Д), которое  может быть создано банковской системой, составляет: [7, с. 137.]
Д=Е*М (7)
     где Е - избыточные резервы.
     Зная  норму обязательных резервов, легко  можно определить, сколько новых  денег будет создано банковской системой.
     Банк  России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.
     Рост  денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.
     Операции  на открытом рынке - это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг - изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 г., Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 г. Центральный банк РФ выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. Эти облигации использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для проведения с ними сделок «репо».
     Рефинансирование  банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:
    ломбардные - под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;
    внутридневные кредиты предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;
    однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.
     Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты под залог государственных  ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита. [3, с. 158.]
     Банк  России начал проводить ломбардные операции с марта 1996г. сначала в  форме ломбардных кредитных аукционов, а затем - по заявлениям банков в  любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.
     Принятые  к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:
    «американским», при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);
    «голландским», при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.
     При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и  уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем - задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь - суммы пеней за неисполнение обязательств.
     После 17 августа 1998 г. Центральный банк РФ стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:
    кредит банку-санатору, осуществляющему санацию кредитной организации (до 1 года);
    кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками (до 6 месяцев);
    кредит на поддержку ликвидности (от 1-2 месяцев до 1 года);
    кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка (до 1 года);
    стабилизационный кредит (до 1 года). [5, с. 156.]
     Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратит выдачу указанных кредитов.
     Депозитные  операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
     Валютное  регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.
     Если  предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти  операции стали возможны благодаря  значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать  мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.
     Новым методом регулирования валютного  курса стало введение с мая 1995 г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель - дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500-6100 руб., на конец года - 5750-6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако, в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.
     Установление  ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.
     Прямые  количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.
     Помимо  основных методов регулирования  существуют второстепенные методы.
     Предписываемая  законом маржа - минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.
     Потребительский кредит - продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.
     Вследствие  низких доходов населения развитие потребительского кредита в России возможно только при определенном подъеме  уровня доходов. В настоящее время  развитие такого кредита является перспективным  направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.
     Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.
     Когда и какие из вышеназванных мер  используются? Если необходимо увеличить  количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении, Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег. По существу, это антициклическое регулирование.
     Приток  денежных средств нерезидентов имеет  свои плюсы и минусы. Преимущества притока средств нерезидентов:
    снижение процентных ставок;
    обеспечение потребности бюджета в заемных средствах;
    увеличение ликвидности банковской системы;
    стабилизация валютного курса рубля;
    рост валютных резервов Банка России. [8, с. 212.]
     Недостатки  притока средств нерезидентов:
    неустойчивое равновесие;
    дестабилизация валютного курса;
    возможность финансового кризиса;
    возможность бегства иностранных капиталов с российского рынка;
    приток денег идет не в производство, а оседает на руках у населения.
 
     2.2 Государственное регулирование 

     Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы капиталистических стран.
     Основными направлениями государственного регулирования  являются: политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства на центральном и местном уровне; участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах; законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.
     В промышленно развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: 1) учетная политика; 2) регулирование нормы обязательных резервов; 3) операции на открытом рынке; 4) прямое воздействие на кредит.
     Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка, так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
     Следующей формой регулирования центрального банка является определение нормы обязательных резервов для коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. [8, с. 235.]
     Политика  регулирования нормы резервов распространяется главным образом на все виды банков (а в ряде стран и на некоторые  специальные кредитно-финансовые институты), однако, основным ее объектом являются коммерческие банки, которые определяют процентные ставки по кредитам. Большинство других кредитно-финансовых институтов в процентной политике следует за коммерческими банками. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).
     Еще одной формой регулирования центральным  банком кредитной системы являются операции на открытом рынке с государственными облигациями путем их купли-продажи кредитно-финансовыми институтами. Продавая государственные облигации, центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и других кредитно-финансовых институтов и способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.
     Формой  регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени - на другие кредитно-финансовые институты.
     Один  из методов регулирования - налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях. В то же время взимание налогов существенно различается по странам и кредитным институтам в соответствии с их функциональной спецификой. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок. Наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.
     В ряде стран в отличие от промышленных и торговых компаний кредитно-финансовые учреждения имеют определенные налоговые льготы. Они обычно распространяются на специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения (страховые, инвестиционные, финансовые компании, благотворительные фонды).
     Другим  регулирующим методом кредитной  системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и в результате - создание смешанных институтов.
     Посредством данного метода государство оказывает  достаточно эффективное воздействие  на функционирование всей кредитной  системы. Метод регулирования путем создания государственной собственности довольно широко распространен в странах континентальной Европы и развивающихся странах. Так, во Франции, Германии, Италии, Испании, Португалии, Турции, Скандинавских странах сохраняется довольно крупный государственный сектор в кредитной системе, несмотря на расширение процесса приватизации в последнее время. Во Франции путем национализации ряда банков и страховых компаний в начале 80-х гг. был существенно расширен кредитный сектор государства. Необходимо отметить, что в большинстве промышленно развитых стран государственная собственность в кредитной системе распространяется и на банковский сектор. Это позволяет государству быстрее и эффективнее решать проблему государственного долга путем продажи правительственных ценных бумаг своим кредитным институтам и за счет последних финансировать крупные инвестиционные проекты национальных масштабов. Кроме того, при наличии государственных и полугосударственных учреждений осуществляется воздействие на спрос и предложение ссудного капитала, динамику его рынка, процентные ставки. [9, с. 168.]
     Большое влияние на регулирование кредитной  системы оказывают законодательные меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.