На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          Введение  

Наибольший  всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок  остается без должного внимания и  заботы возникает необходимость  обратить особое внимание на организацию  досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей  с асоциальным поведением.  
 

Цель исследования: проанализировать значение социально-педагогической деятельности в условиях детского летнего  оздоровительного лагеря. 

Задачи: 

· Провести анализ социально-педагогической литературы, посвященной проблеме организации  летнего отдыха; 

· Выявить  основные направления работы социального  педагога в летнем оздоровительном  лагере; 

· Изучить  условия, позволяющие каждому ребенку  самореализоваться в социальной среде ДОЛ; 

· Разработать  программу летнего отдыха детей. 

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность социального педагога в условиях детского оздоровительного лагеря. 

Предмет исследования: роль социально-педагогической деятельности в процессе социальной адаптации  детей в ДОЛ. 
 

Структура исследования: курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. 

1. Теоретические  основы деятельности социального  педагога в летний период 
 
 

Цели социального  педагога: 

· Создание условий для успешного становления  ребёнка как субъекта социальной жизни. 

· Координация  процесса создания педагогически целесообразной среды. 

Названные цели предполагают следующие задачи: 

· осуществление  и защита прав ребёнка; 

· жизнеобеспечение ребёнка; 

· социологические  исследования в окружающем социуме; 

· изучение и корректировка межличностных  отношений; 

· изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка; 

· представление  интересов ребёнка в государственных  и общественных структурах; 

· координация  в образовательном учреждении социально-значимой деятельности; 

· проведение социально-культурных мероприятий. 

Ожидаемые результаты: социализация учащихся - гражданское  самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в  самообразовании и активной творческой деятельности. 

В своей  деятельности социальный педагог руководствуется  следующей документацией и формами  отчетности: 

1. Нормативные  документы, определяющие деятельность  социального педагога. Профессиональная  деятельность социального педагога  может быть реализована только  в рамках государственной социальной  политики. Для более точного определения  границ профессиональной компетентности, более полного осуществления  своих прав и обязанностей  социальным педагогом в рабочей  программе должны использоваться  следующие нормативно-правовые документы: 

· Конституция  Российской Федерации; 

· Конвенция  ООН о правах ребёнка; 

· Федеральный  Закон «Об основных гарантиях  прав ребёнка в Российской Федерации»; 

· Закон  РФ «Об образовании»; 

· Федеральный  Закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

· гражданское, семейное, трудовое и жилищное право; 

· Устав  школы и др. 
 
 
 
 
 

Таким образом, в профессиональной деятельности социального  педагогов можно выделить три  ведущие функции социально-педагогической работы: профилактическая (профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка); защитно-охранная (защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся  трудной жизненной ситуации); организационная (координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка  из трудной жизненной ситуации). Исходя из этих функций, формируются  цели и задачи работы социального  педагога. Ожидаемым результатом  является социализация учащихся. 
 
 
 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ  С ПОДРОСТКАМИ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

1.1 Психолого-педагогическая  сущность девиантного поведения детей подросткового возраста 
 

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия  «правонарушения», «противоправные  действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение». 

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. 

Под отклонениями в поведении подростков понимают такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают  учителей (родителей, воспитателей, общественность). Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки 6) Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. 
 
 

Девиантное поведение детей подросткового возраста, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). 

Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения  подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются  и характеризуются неоднозначно. 

Одни ученые рассматривают девиантное поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в девиантном поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно - значимого фактора. Третьи в девиантном поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей (17). 

В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике девиантного поведения. 

Выделяют  четыре варианта девиантного поведения: 

- первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых  этических норм. Это может быть  поведение, не соответствующее  возрасту при нормальном психическом  развитии (подросток любит играть  с игрушками детсадовской поры); 

- второй - нарушения  общепринятых норм, не являющиеся  правонарушениями. Это жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям; 

- третий - правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые  нормы, статьи административного  или уголовного законодательства; 

- четвертый  - девиантное поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у детей с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей. 

В других классификациях девиантное поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность: 

- отклонения  социально - пассивного типа, выражающиеся  в стремлении ухода от активной  общественной жизни, в уклонении  от своих гражданских обязанностей  и долга, нежелании решать как  личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных  иллюзий с помощью алкоголя, токсических  и наркотических средств, суицид); 

- отклонения  корыстной направленности, проявляющиеся  в поступках и правонарушениях,  связанных со стремлением получить  имущественную выгоду, материальную  поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество); 

- отклонения  агрессивной ориентации, проявляющиеся  в действиях, направленных против  личности (оскорбления, хулиганства,  побои, нанесение телесных повреждений). 

Как всякое действие, девиантное поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, её возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием (12). 

Соответственно  девиантное поведение может проявляться в нескольких плоскостях: 

- как особенности  отдельных психических процессов  (повышенная подвижность нервных  процессов или их заторможенность;  их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность  подростка; сосредоточенность или  растерянность; болтливость или  замкнутость; импульсивность и  непредсказуемость, повышенная возбудимость  и аффективность); 

- как социально  обусловленные качества личности  и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость,  капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость); 

- как низкая  общая культура, негативное отношение  к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие,  необязательность, невыполнение заданий,  пропуски занятий, прогулы, уход  из дома и из школы, бродяжничество); 

- как вредные  привычки (курение, употребление  алкоголя, токсических и наркотических  средств, увлечение азартными  играми). 

Все эти  качества и свойства личности таких  подростков, сложности в отношениях с окружающими и поведении  ведут к трудоемкости их обучения и воспитания. 

Рассматривая  поведение как феномен, свидетельствующий  о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, следует помнить, что одни и те же внешне сходные  особенности поведения могут  свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. 

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения  обучающегося как отклонение, следует  учитывать условия, стабильность, частоту  его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое и только после этого выносить то или иное суждение или тем более  определять меру воздействия. 

Проявления  отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости  от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и  обстоятельств жизни и деятельности (2). Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще. 

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями  жизни, действующими однократно или  систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются  и проявляются постепенно или  приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень  много. Они всегда возникают в  ответ на ту или иную психологическую  ситуацию и с ее устранением исчезают (23). 

Таким образом, девиантное поведение подразделяется на две большие категории. 

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее  наличие явной или скрытой  психопатологии (патологическое). 

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении. 

Таким образом, девиантное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориентации и представлений. 

1.2 Причины  и факторы появления девиантного поведения у подростков 
 

Во всех случаях девиантного поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний подростков. Напряжение ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение (19). 

Отклонения  в поведении детей могут быть обусловлены следующими группами причин: 

- социально-педагогической  запущенностью, когда подросток  ведет себя неправильно в силу  своей невоспитанности, отсутствия  у него необходимых позитивных  знаний, умений, навыков или в  силу испорченности неправильным  воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения; 

- глубоким  психическим дискомфортом, вызванным  неблагополучием семейных взаимоотношений,  отрицательным психологическим  микроклиматом в семье, систематическими  учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.; 

- отклонениями  в состоянии психического и  физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями  характера и другими причинами  физиологического и психоневрологического  свойства; 

- отсутствием  условий для самовыражения, разумного  проявления внешней и внутренней  активности; незанятостью полезными  видами деятельности, отсутствием  позитивных и значимых социальных  и личных, жизненных целей и  планов; 

- безнадзорностью,  отрицательным влиянием окружающей  среды и развивающейся на этой  основе социально-психологической  дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные. 

Особую роль и значение в этой цепи причин играет социально-педагогическая безнадзорность подростков, развивающаяся на фоне равнодушного, невнимательного отношения  к ним окружающих. В итоге зарождаются  чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности, незащищенности (5). Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению, кооперации, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей. 

Недостаток  позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентации, этических норм и эстетических вкусов способствуют выбору подростками негативных, противоправных сфер приложения своей активности, что неизбежно отражается на их поведении, на формировании личности, социального облика. Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи подросткам. 

Микросреда, в которой вращается современный  подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается в той или иной мере с различными формами девиантного поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Особенно благоприятную обстановку для появления отклонений в сфере морали и поведения создает городская среда, с ее анонимностью, безличным характером взаимоотношений между людьми, с большей степенью свободы, с обширным ассортиментом отрицательно влияющих экономических, социальных и культурных факторов. Освобождение от традиционных норм, ценностей, отсутствие твердых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения в подростковой среде (16). 

Наблюдающийся кризис системы ценностей, вымывание  общепринятых норм и правил поведения  привели к тому, что в обществе чрезвычайно большое значение стало  придаваться накоплению богатства  как символу успеха. Именно в этом направлении ведется формирование, развитие соответствующих потребностей, ценностных ориентации у подрастающего  поколения (особенно интенсивно через  средства массовой информации). 

Потребительская идеология стала основополагающей в процессе либерализации общества. Престиж в нем зависит уже  не столько от личных качеств, сколько  от обладания теми или иными предметами и ценностями. При этом средствам  и способам достижения такого благополучия не придается значения. Таким образом, подросток часто может видеть или слышать, как происходит незаконное и безнаказанное обогащение определенной группы населения за счет другой, некоторые  же из них достигают не только материального  успеха, но и получают признание  окружающих и даже проникают во властные структуры общества, не встречая соответствующего сопротивления. Все это оказывает  влияние на формирование жизненных  и социальных ориентиров и идеалов  подростков (22). 

Поэтому важно  сегодня в школе создавать  среду, свободную от условий, деформирующих  сознание подростка, порождающих отклоняющееся  поведение. Для развития личности подростка  школа может предоставить ему  возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные  качества, их позитивный социальный опыт. Включая в свой внутренний мир  нормы, ценности и установки любимых  и уважаемых людей как свои собственные, подросток из этих элементов  подражания формирует свой идеал -- внутреннее представление о том, каким он хотел бы стать. Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению. 

Для того чтобы  работа с подростками была успешной, необходимо также выявить факторы, порождающие различные формы  отклонений, с целью выработки  программы по их дальнейшей нейтрализации  или коррекции (13). 

Внешними  факторами, негативно влияющими  на развитие и поведение подростков, которые школа по мере возможности  должна корректировать являются: 

I. Процессы, происходящие в обществе: 

-- отсутствие  ясной позитивной государственной  идеологии, направленной на изменение  иерархии общественных ценностей; 

-- несовершенство  законов и работы правоохранительных  органов, безнаказанность преступлений; 

-- безработица  (явная и скрытая); 

-- отсутствие  социальных гарантий и государственной  поддержки экономически несостоятельных  семей; 

-- разрушение  и кризис традиционных институтов  социализации подрастающего поколения  (детских и юношеских организаций,  семьи, школы); 

-- пропаганда  насилия и жестокости через  средства массовой информации; 

-- отсутствие  своевременной и квалифицированной  диспансеризации, позволяющей выявлять  физические и психические нарушения  здоровья подростков, оказывать  им помощь по итогам диспансеризации; 

-- недоступность  бесплатного качественного дополнительного  образования; 

— доступность  табака, алкоголя, наркотиков. 

II. Состояние  семьи, ее атмосфера: 

-- неполная  семья; 

-- материальное  положение семьи (как бедность, так и богатство); 

-- низкий  социально-культурный уровень родителей; 

-- отсутствие  семейных традиций; 

-- стиль  воспитания в семье; 

-- отрицание  самоценности подростка; 

-- удовлетворение  потребностей детей (их недостаток  и избыток); 

-- злоупотребление  родителями алкоголя, наркотиков; 

--попустительское  отношение родителей к употреблению  детьми, подросткового возраста  психоактивных веществ. 
 

1.3 Особенности  социально-педагогической помощи  подросткам девиантного поведения 
 

Социально-педагогическая помощь детям с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Основанием классификации форм могут служить средства, субъект, цели и задачи этой работы. 

Если взять  за основание средства, то можно  выделить следующие педагогические формы воспитательно-профилактической работы: словесную, практическую или  словесно - практическую. 

По признаку субъекта формы работы можно подразделить на государственные и общественные, индивидуальные и групповые. В соответствии с целевым признаком формы воспитательно-профилактической работы можно подразделить на познавательные, позволяющие овладеть различными, способствующими формированию убежденности в правильности той или иной позиции, и практические. Практические призваны сформировать правильное отношение к нормам морали и права, а через них к другим социальным ценностям. 

Совершенствование форм воспитательно-профилактической работы предполагает прежде всего смещение акцентов с общей профилактики на индивидуально-профилактическую работу с подростками и их родителями (7). 

Задачи индивидуально-профилактической работы с подростками: 

- выявление  подростков, склонных к девиациям  или имеющих факты девиантного поведения; 

- постоянный  и всесторонний контроль (по месту  жительства, учёбы, работы) за их  поведением и образом жизни; 

- глубокое  изучение личности и индивидуальности  подростков и источников положительного  и отрицательного влияния на  ребёнка; 

- определение  путей и выработка мер по  созданию обстановки, предотвращающей  или исключающей возможность  совершения правонарушений; 

- воспитательное  воздействие на окружение, отрицательно  влияющее на подростков. 

Индивидуальная  работа ведется по ряду направлений: непосредственная работа с подростками, выявление лиц и условий, положительно влияющих на подростка, вовлечение их в профилактическую и коррекционную  работу, выявление лиц и условий, отрицательно влияющих на подростков, и нейтрализация их негативного  воздействия. 

Важным этапом повышения эффективности как  общей, так и индивидуальной профилактической работы является разработка и осуществление  различных воспитательно-профилактических программ, имеющих общую цель - управление процессом социализации детей и  подростков, создание условий для  нормального развития ребенка, устранение десоциализрующих влияний, работа с возникшими отклонениями, восстановление ребенка в статусе и дееспособности. 

Девиантное поведение подростков сопровождается обычно деформацией социальных связей, отчуждением ребят от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, которые, в свою очередь, могли посужить причиной девиаций. 

Важными направлениями  совершенствования работы с детьми подросткового возраста в рамках социально-педагогического аспекта  является организация работы по преодолению  негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой, является семья подростка. Организация  и совершенствование работы с  семьей - важное направление повышения  эффективности профилактической работы с подростками. Главный ориентир в этой работе - направленность семьи  на «живое» общение с подростком, совместную деятельность и организацию  совместного досуга . 

Следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. 

Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил подростков, развитие их способностей и интересов (20). Отличительная особенность сферы досуговой деятельности - добровольный, в зависимости от интересов и потребностей подростка, выбор форм досуговой деятельности. 

Профилактика  девиаций через включение детей  подросткового возраста в деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения  и самоутверждения. Цель дополнительного  образования в решении проблем  занятости подростков, учитывая его  своеобразие, - органическое сочетание  видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности. 

На базе школ возможна реализация программ индивидуальной и групповой социально-педагогической профилактики и коррекции, которые  должны быть рассчитаны как на взрослых - учителей, родителей, так и на подростков. Для педагогов и родителей  это прежде всего тренинги, психодрамы и социодрамы, позволяющие преодолеть консервативность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке детей подросткового возраста, установки на доминантность, затруднения в общении.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.