На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие и сущность социального государства

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
(350062, г.  Краснодар, ул. Атарбекова, 42)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  Основам социального государства за 1 курс 

на тему: Понятие и сущность социального государства   вариант 3
      (полное  наименование и номер варианта)

студента-заочника______1_____курса                                          «Управление персоналом»
(фамилия,  имя, отчество – писать полностью)
Срок  представления по графику  Дата отправки работы
«___» ___________ 2010 г.                  «___» ___________ 2010 г.
№ по журналу   Дата поступления работы
                                                                 «__»___________20___ г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ                                
                      стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
     Сегодня в отечественной социально-политической науке изучение теории и практики социального государства становится все актуальнее. Это связано с  тем, что Конституцией Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, и в ходе современной политической борьбы социальное государство все чаще выдвигается в качестве нового общественного идеала, способного объединить и модернизировать общество. Однако, ни политики, ни общественные деятели, ни даже социальные ученые не уделяют должного внимания рассмотрению вопроса «Что же такое социальное государство и в чем его специфика?».
       В лучшем случае, социальное государство  отождествляется с преимуществами  социальной политики советского периода.
     Необходимо  отметить, что концепция социального  государства впервые оформилась в трудах немецких ученых ХIХ века: Л. фон Штейна, Ю. Оффнера, Ф. Науманна, А. Вагнера и явилась провозглашением  новой роли государства, берущего на себя ответственность осуществлять не свойственные ранее, но в дальнейшем становящиеся для него главными, социальные функции. Научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства, содержащей новаторские для своего времени идеи, принадлежит выдающемуся немецкому философу, историку и экономисту – Лоренцу фон Штейну (1815-1890), предложившего альтернативный марксизму путь построения государства [1].
     Целью данной работы является  раскрытие понятия и сущности социального государства.
      Объект  исследования механизм реализации основных положений и принципов социального государства в современной России.
      Предмет исследования – направления деятельности государства для достижения своего идеального социального устройства. 
 
 
1. Основные положения и принципы социального государства
   
    Социальное  государство – это правовое демократическое  государство, которое провозглашает  высшей ценностью человека и создает  условия для обеспечения достойной  жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. [2]
    Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого  общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
    Социальное  государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы  и власти в целях обеспечения  благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда.
    Социальная  справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность  поколений и сословий – богатые  платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
    Опыт  многих европейских государств, являющихся по Конституции  социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как [3]:
    · экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
        · доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;
    · развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства; 
    · социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе  развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;
    · гендерное равенство мужчин и женщин;
    · участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.
    Критериями  оценки степени социальности правового  демократического государства также являются [3]:
    · соблюдение прав и свобод человека;
    ·  проведение  активной и сильной социальной политики;
    · обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;
    · адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;
    · гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления;
    · соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства;
    · гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность;
    · права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
    На  современном этапе становления  социального государства в Российской Федерации устанавливаются следующие  приоритеты [3,4]:
    В сфере демографического развития: разработка и реализация государственной демографической политики, направленной  на ликвидацию тенденций депопуляции (сокращения) населения страны, снижения смертности (особенно детской и в трудоспособном возрасте)  и увеличения продолжительности жизни населения.
    В сфере обеспечения  достойного уровня жизни:  создание социально-справедливой и эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между государством, трудом и капиталом, обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей  силы.
    В сфере систем жизнеобеспечения населения: сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счет бюджетного финансирования и  средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населенных пунктах.
    В сфере социальной защиты населения: разработка и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения,  социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий граждан.
    В сфере занятости: обеспечение гражданам России возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости;  защита трудовых прав и интересов работников через систему социального партнерства.
    В сфере охраны окружающей среды: обеспечение достойного качества жизни и здоровья населения при условии сохранения природных систем,  поддерживание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, обеспечение экологической безопасности страны. 
    В сфере формирования социокультурной  среды: повышение роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры;  сохранение национальной самобытности языка и культуры народов, населяющих Российскую Федерацию.
    Развитие комплекса отраслей социального обслуживания и обеспечения населения - (здравоохранения, медицинской, легкой и пищевой промышленности, жилищно – коммунального хозяйства, общественного питания, бытового обслуживания  и др.).
    Проведение в жизнь эффективной молодежной политики, направленной на создание стартовых условий для учебы, получения работы и жилья, предоставление государством гарантий по обеспечению занятости молодых граждан, воспитание  молодежи в лучших традициях российского общества и на основе общечеловеческих ценностей, приобщение молодежи к подлинной культуре, развитие их гражданской и трудовой активности, создание условий для широкого вовлечения молодежи в занятия физической культурой, спортом и туризмом.
    Социальное партнерство, которое как социальный институт и социальный процесс объективно присуще социальному государству. Участие власти в регулировании трудовых и связанных с ними экономических отношений на равноправной и равноответственной основе  с другими  субъектами   этих отношений  - работниками в лице их профсоюзов и работодателями ведет к ограничению стихии рынка и одновременно не позволяет  развиваться админитративно-командным методам управления.
    Сбалансированность централизации, децентрализации и самостоятельности (самоуправления) территорий и поселений российского общества.
    Реализация социальной ответственности  органов всех уровней власти и управления, общества, каждого гражданина:
      - Социальная ответственность органов власти. Государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления:
    · несут ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ;
    · обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.);
    · контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, расходование бюджетных средств, предназначенных на социальные нужды;
    · выполняют другие функции социального характера, предусмотренные законодательством, соглашениями и договорами социальных партнеров. 
    - Социальная ответственность государства при ратификации международных правовых норм и соглашений в социальной сфере касается, прежде всего, системы международных правовых норм, которые признала или должна признать Российская Федерация.
        Социальное государство должно  ответственно подходить к   выполнению всех ратифицированных Россией конвенций ООН,   затрагивающих социальные права граждан, и принятых на себя обязательств в социальной сфере в рамках международных соглашений со странами СНГ.
    - Социальная ответственность крупного, среднего и малого бизнеса заключается в:
    · обеспечении выпуска качественной продукции и в борьбе с контрафактной, фальсифицированной продукцией, поддельными, продовольственными товарами и лекарственными препаратами, наносящими ущерб здоровью граждан;
     · своевременной выплате достойной заработной платы и создании условий для воспроизводства рабочей силы;
    · обеспечении охраны и безопасных условий труда работников;
    · поддержании уровня занятости, участии в программах переквалификации кадров при ликвидации рабочих мест;
    · софинансировании систем профессиональной подготовки кадров и повышения их квалификации;
    · своевременном и полном отчислении страховых платежей по программам пенсионного, медицинского и социального страхования;
    · адресной поддержке беднейших слоев населения;
    · развитии и софинансировании объектов социальной сферы;
    · развитии корпоративного профессионального пенсионного страхования;
    · софинансировании добровольных видов страхования работающих;
    · осуществлении социальной поддержки наемных работников (льготные кредиты и ссуды, семейные пособия и т. д.);
    · благотворительной деятельности.
    Социальная  ответственность бизнеса – это  его активное участие в финансировании социальной сферы в дополнение к  социальным затратам государства.
    - Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой – перед своими близкими.
    Перед обществом социальная ответственность  выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в передаче гражданином  части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления.
    Перед своими близкими, в первую очередь  перед семьей, социальная ответственность  гражданина выражается  в посильной  заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей и солидарной ответственности поколений.
    Социальное  государство реализует свои цели только при наличии высокоэффективной  социально ориентированной экономики  и ответственного отношения к  труду всего экономически активного населения. Для осуществления конкретных задач социального государства разрабатываются и вводятся в действие механизмы формирования ресурсных источников, в качестве которых   используются средства бюджетов всех уровней и внебюджетных социальных фондов, софинансирование граждан, а также благотворительные средства работодателей. Проводимая государством бюджетная, налоговая и ценовая политика, а также кредитно–денежное регулирование экономических отношений должны активно содействовать решению главной задачи – повышению благосостояния всего российского народа.  
    Важнейшим средством для функционирования социального государства является его правовое обеспечение.
    В социальном государстве каждому  гражданину должна быть доступна вся  полнота гарантированных Конституцией РФ прав и свобод и обеспечен высокий уровень правовой защищенности всех граждан. 
    Социальное  государство – не раз и навсегда сформировавшийся и застывший тип  государства. Оно развивается и  трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество  и экономика, сохраняя постоянную взаимосвязь между ними. Наиболее сложная задача при этом – соблюдение постоянного баланса между рыночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею.
    В числе базисных, важнейших особенностей социального государства –  участие общественных объединений, в том числе политических партий, социальных движений и фондов, Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в формировании и функционировании гражданского общества. При этом важная роль в управлении производством, общественной и государственной жизнью отводится профессиональным союзам Российской Федерации.
 
    2. Механизмы реализации  основных положений  и принципов социального  государства
    Функционирование  социального государства на изложенных выше принципах обеспечивается, прежде всего, с помощью соответствующих  механизмов  социальной политики [5].
    Социальная  политика осуществляется в таких  основных сферах социальных отношений, как:
    · оплата и охрана труда;
    · рынок труда, занятость и безработица;
    · регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
    ·  пенсионное обеспечение;
    · социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
    · социальное страхование;
    · социальное обслуживание -  обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
    · образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
    · формирование и востребованность кадрового потенциала общества;
    · наука;
    · здравоохранение;
    ·  культура;
    · физическая культура, спорт и туризм;
    · демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
    ·  экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
    · защита социальных прав всех категорий граждан.
    Проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не забывая ни одного из перечисленных  выше направлений, выделяя на определенных этапах наиболее приоритетные.
    Важнейшим инструментом социальной политики социального  государства является социальная защита. В целом социальная защита выступает как механизм, призванный ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды и смягчать последствия таковых. В современных условиях российской действительности в социальной защите нуждаются, прежде всего, малообеспеченные, социально уязвимые и бедные слои населения.
    Социальное  государство присущими ему правовыми  механизмами, формами и методами призвано ограничивать своекорыстные интересы тех категорий населения, которые обладают значительным превосходством над другими в богатстве и  силе, и ограждать «социально слабые» категории населения от произвола «социально сильных».
    Как показывает мировой опыт, наиболее эффективные системы социальной защиты  граждан и социального выравнивания их доходов включают в себя налоговые перераспределения, государственные адресные выплаты и пособия, обязательное социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную помощь.
    Важнейшими  элементами механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства.
    Повышению уровня социальной защищенности человека призвана способствовать государственная социальная стандартизация по всем важнейшим направлениям социальной политики, которая предусматривает введение системы социальных норм и нормативов различного уровня, в том числе минимальных, рациональных и оптимальных.
    Большинство этих норм и нормативов  является обязательствами государства перед  различными категориями и группами населения и должны им обеспечиваться за счет его финансовых ресурсов. Размеры установленных государством социальных норм и нормативов пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся экономических возможностей.
    Государственные социальные стандарты устанавливаются  в виде законодательных актов  и (или) других видов нормативных  правовых актов и обязательны  для применения на всей территории Российской Федерации.
    В качестве ГСС в области оплаты труда и трудовых отношений предусматривается минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Федеральным законом в соответствии с ценой труда и позволяющий гражданину содержать себя и семью (включая ребенка), а также почасовая оплата труда, стимулирующая востребованность кадрового потенциала общества.
    ГСС в области обеспечения занятости и помощи безработным должны предусматривать установление:
    · размеров квоты для организации первого рабочего места или размера денежной компенсации за его непредоставление;
    · размеров, сроков и порядка предоставления пособия по безработице;
    · условий переобучения и профессиональной переподготовки безработных, порядка и сроков предоставления им информации по вопросам трудоустройства.
    В качестве ГСС в области пенсионного обеспечения следует устанавливать размеры пенсий, которые должны превышать прожиточный минимум, гарантии обеспечения своевременности и полноты выплат, сроки и порядок индексации пенсий.
    ГСС в области обеспечения  населения товарами и услугами массового  спроса предусматривают  установление:
    · минимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг (входящих в состав потребительской корзины) и нормативов их потребления для основных социально-демографических групп населения;
    · перечня категорий населения, нуждающихся в реализации ему товаров массового спроса по сниженным ценам и (или) на иных льготных условиях, порядка предоставления таких льгот и организации контроля за его соблюдением.
    ГСС в области обеспечения  населения жильем, коммунальными и  бытовыми услугами учитывают:
    · нормативы обеспечения жилой и (или) общей площадью в расчете на одного человека;
    · порядок учета граждан, нуждающихся в получении жилья и (или) улучшении жилищных условий;
    · порядок предоставления жилья гражданам с разным уровнем денежных доходов;
    · перечень и нормативы предоставления населению основных видов коммунальных услуг (в составе потребительской корзины);
    · максимально допустимую (предельную) долю расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг (в совокупном доходе семьи);
    · порядок предоставления группам населения с низким доходом субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
    · категории граждан, которым жилье, коммунальные и бытовые услуги предоставляются бесплатно, с частичной оплатой или на иных льготных условиях;
    В области образования  целесообразно иметь  ГСС для: дошкольного образования; общего образования; детских специализированных и специальных образовательных учреждений; начального, среднего, высшего профессионального, дополнительного и послевузовского образования, которые должны определять основные параметры их деятельности, в том числе  порядок и нормативы их финансирования.
    ГСС в области науки  предусматривают:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.