Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Этапы познания природы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное  учреждение
Высшего профессионального  образования
«Институт профессиональных инноваций»
/г. Москва/ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По дисциплине: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»  

На  тему:   «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ»   
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка   1-го курса
Специальность  психолог 
Страмилова  Юлия Сергеевна 
 
 

Преподаватель: Солодовникова Людмила Александровна 
 
 
 
 
 

               (2010 год)
Содержание:
Введение           3
1. Природа, её изучение, познание       4
2. Этапы познания природы        5
2.1. Первый - «натурфилософский»      6
2.2. Второй – аналитический       9
2.3. Третий – синтетический       11
2.4. Четвёртый – интегральный       12
Заключение          13
Список литературы         14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2
Введение
На первых этапах исторического развития человеческой цивилизации, потребность в познании мира, в той или иной мере, удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях природы. Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать своего дополнения в научной картине мира и в своём объяснении с точки зрения научного мировоззрения.
Первоначально знания передавались по принципу наследственного  профессионализма, т. е от старшего к младшему, (это служители культов в Древнем Египте, Индии, Шумере, Вавилоне, Китае и т.д.). Древние цивилизации дали миру множество конкретных знаний о природе, но им не были свойственны, ни фундаментальность, ни теоретичность. Не соответствуют древние знания критериям научности и рациональности, предпочтение отдавалось интуиции и сверхчувственному познанию, преобладали догадки и умозрительные выводы. Знания были рецептурными - набором алгоритмов и правил для решения отдельных задач, отсутствовала система доказательств и выведения общих законов. Таким образом, можно сказать, что на Древнем Востоке отсутствовала подлинная наука в современном понимании этого термина, тем не менее, знания были накоплены значительные, и их необходимо учесть в качестве исходных для формирования научного познания.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3
1. Природа, её изучение, познание.
Природа выступает перед нами как единое целое. Это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их совокупностью. Понятие природы трактуется по-разному. В самом широком смысле под природой понимается всё сущее, весь мир в многообразии его форм. Природа в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В данной трактовке характеризуются место и роль природы в системе исторически меняющегося отношения к ней человека и общества. В более узком смысле под природой понимают объект науки, а точнее - совокупный объект естествознания. Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.
>В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением. Для развития специальных наук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление её объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.  
 

4
2. Этапы познания природы:
Процесс познания человеком природы начался ещё в глубокой древности, но интенсивно стал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении естествознания как науки сыграли основанные на наблюдениях великие догадки древних философов. Так, родоначальником античной натурфилософии является Фалес, который сумел предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 году до н. э., а Эмпедокл, живший в VI в. до н. э., объяснил причину солнечного затмения, прохождением Луны между Солнцем и Землёй. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что свет распространяется с огромной скоростью, и мы просто не замечаем длительности его распространения. Помимо работ в области астрономии Фалес известен также своими трудами по географии и физиологии, а Эмпедокл прославился не только как философ, но и как врач, физик и физиолог. Широко известны достижения античности в математике (Евклид, III в. до н. э., Пифагор, VI в. до н. э.), механике (Архимед, III в. до н. э.), астрономии (Птолемей, II в. до н. э.).
В средневековье  процесс познания природы находился  в полной зависимости от богословия. В этот период развивались астрология, алхимия, магия и другие виды оккультного знания. Тем не менее, постепенно накапливались новые факты, и оттачивалась логика теоретического мышления. Например, возникновению и развитию научной химии, несомненно, способствовали работы средневековых алхимиков. Историю алхимии обычно начинают с IV в. н. э. В течение примерно тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций, протекающих в сопровождении специфических заклинаний, получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились многие открытия, решения практически важных задач. Были созданы технологии получения красок, стёкол, лекарств, сплавов. Алхимические исследования, не
5
состоявшиеся  теоретически, в дальнейшем явились основой для развития экспериментального естествознания. Особую роль в развитии процесса познания природы в X–XII вв. сыграли мыслители арабско-мусульманского мира, сохранившие связь с античной натурфилософией: ирано-таджикский философ и врач Ибн-Сина (Авиценна), ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям. Таким образом, в античный и средневековый периоды были созданы предпосылки для развития научного естествознания.
Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков науки, прошло три стадии и в конце ХХ века вступило в четвёртую стадию.
2.1 Первый этап развития науки носит название «доклассический», или «натурфилософский» и соответствует понятию «протонаука». Его характерными чертами являются - накопление общих, практических знаний о природе, в области физики, математики, астрономии, химии, биологии на опытной основе. В этот период господствует наблюдение, а не эксперимент, преобладают догадки, а не опытно воспроизводимые выводы. Этот синтез философских и умозрительных натуралистских идей восполнял неразвитость естествознания в области точных и теоретических знаний о природе. Такой подход получил название «натурфилософского». Натурфилософия (от лат. «natura» – природа) или философия природы была первой в истории человечества формой существования научного знания. Она характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Философии – в её натурфилософской форме – отводилась роль «науки наук», «царицы наук», т. к. она в тот период включала совокупность всех человеческих знаний об окружающем мире, а конкретные науки, существовавшие лишь в зародыше, являлись её составными частями. Натурфилософское понимание мира содержало много вымышленного, фантастического, далёкого от действительного понимания сути вещей. Появление натурфилософии в
6
интеллектуальной  истории человечества и очень  длительное её существование объясняется рядом неизбежных культурно-исторических обстоятельств. Когда естественнонаучного знания (в его нынешнем понимании) ещё практически не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным способом человеческого познания мира. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие естественные науки. Отрывочное опытное знание об объектах, явлениях природы, натурфилософия восполняла своими умозрительными, но целостными представлениями о мире. В этих представлениях неизвестные ещё науке причины и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали какую-нибудь силу (например, жизненную силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, теплород, электрическая жидкость, эфир и т.п.). Характеризуя натурфилософию, Фридрих Энгельс писал, что «ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но немало также было наговорено и вздора».
Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития, был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т.е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, потребность в натурфилософии потеряла всякое историческое оправдание. По словам Энгельса, в XIX веке «натурфилософии пришёл конец. Всякая попытка воскресить её не только была бы излишней, а была бы шагом назад». Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, также как и различные отрасли науки, более определённо разграничили предметные области своего исследования. В рамках натурфилософии произошло появление и зарождение научных знаний, которые связывают с Древней Грецией VII–VI веков до н.э. Именно в этот период
7
в знаниях, накопленных греками, проявляются те характеристики и свойства, которые позволяют говорить о греческом комплексе знаний о природе, как о становящейся науке или протонауке. Среди этих характеристик - деятельность по целенаправленному получению новых знаний, наличие специальных людей и организаций по получению этого знания. Именно в Греции появляются первые научные программы, существенно связанные со всей спецификой древнегреческой цивилизации и культуры, возникают такие формы познавательной деятельности, как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация. Но решительный отказ от практической деятельности в древнегреческой науке имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания, что закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, являющегося характерной чертой современной точной науки. Тем не менее, древнегреческую натурфилософию можно относить к становящейся науке, так как был очерчен предмет, существовали свои методы изучения и способы логического доказательства. Первыми научными программами античности стали: математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном, Евклидом; учение атомизма (Левкипп, Демокрит). Атомизм является первой физической программой. Программа Аристотеля в области физики, математики, астрономии, биологии, психологии.
В Средние века проблемы истины решались не наукой или  философией, а теологией (философское  учение о Боге). В этой ситуации наука становится средством решения чисто практических религиозных задач (к примеру, арифметика и астрономия были заняты вычислением дат религиозных праздников). В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия, которые представляли собой промежуточное звено между практическим ремеслом и натурфилософией, и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки.
8
2.2 Второй этап - аналитический - характерен для XV - XVIII веков. Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.) ознаменовалась подъёмом наук. Зарождаются отдельные отрасли биологии: физиология и эмбриология, систематика, палеонтология, сравнительная анатомия. Развитие оптики позволило сконструировать в XVII в. микроскоп - прибор, открывший для исследователей мир микроорганизмов; показавший, что в основе всего живого лежит универсальное крошечное образование - клетка. Изучение биологии мелких беспозвоночных и простейших, исследование оплодотворения позволили по-новому взглянуть на проблему появления жизни на Земле. Окончательный удар по теории самозарождения нанесли опыты Луи Пастера (1822-1895) - он доказал, что в сосуде, куда не проникают споры микроорганизмов, не могут зарождаться даже бактерии. Вплоть до XVII века в науке господствовали представления о неизменности фауны и флоры Земли. Благодаря работам Н. Стенона (1638-1687), Ж.Кювье (1769-1832) и ряда других палеонтологов и геологов накапливались сведения о вымерших формах организмов. Возникла идея исторического развития жизни на нашей планете. Первая последовательная теория эволюции была предложена в 1809 году французским натуралистом и философом Жаном Батистом Ламарком. Он рассматривал биологическую эволюцию как прогрессивное развитие от простого к сложному. Для объяснения такого пути развития органического мира, им были сформулированы следующие принципы:
1) внутреннее  стремление организмов к прогрессу
2) способность  организмов приспосабливаться к окружающей среде
3) передача по  наследству приобретённых признаков
Теорию Ж.Б.Ламарка  нельзя назвать научной в полном смысле этого слова, поскольку вышеперечисленные  принципы им никак не доказывались и не объяснялись. Первой действительно научной эволюционной теорией явилась теория Чарльза Дарвина (1809-1882). Он объяснил приспособленность живых организмов к условиям их существования и увеличение видового разнообра-
9
зия действием  «естественного отбора». Также на этой стадии происходило мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии, а также целого ряда других наук (наряду с издавна существовавшей астрономией). Накопл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.