На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные подходы к руководству организацией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

 
      Исследование  систем управления – научное изучение профессиональными исследователями  или менеджерами соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и  подсистем управления, взаимодействующих  между собой и участвующих  в процессе воздействия на объекты  управления и внешнюю среду) с  целью определения законов и  закономерностей управления, совершенствования, получения и применения новых  знаний в теории и практике.
      Методология, позволяет определить цели. Она также  находит свое воплощение в формулировании исходных гипотез, выборе подхода, принципов  и методов исследования.
      По  содержанию различают методологии:
      - агностицизма, предполагающего невозможность  познания реальной действительности;
      - дуализма, построенного на предположении  наличия в явлении двух сущностей;
      - материализма, в основе которого  находится материалистическое понимание  всех явлений;
      - позитивизма, исходные положения  которого сводятся, в основном, только  к изучению объекта с точки  зрения его полезности и оценке  этой полезности;
      - теологизма, в основе которого  вера в Бога (т.е. в высшее  существо), абсолютную идею и т.п.;
      - экзистенциализма, основывающегося  на априорном преувеличении фактических  данных.
      Использование любой методологии определяет применение того или иного подхода к исследованию. Исходя из этого среди всех возможных подходов к исследованию объектов можно выделить:
      - механистический, основанный на  изучении в объекте только  причинно-следственных связей;
      - метафизический, в котором приоритет  отдается связям движения в  виде превращения одного из  них в другое с последующим  возвращением к исходному;
      - биологический, в котором приоритет  отдается функциональным связям  биологического характера (т.е.  таким, как в живых организмах);
      - диалектический, основанный на законах  диалектики (закона единства и  борьбы противоположностей и  др.
      Цель  курсовой работы рассмотреть основные подходы к исследованию систем управления.
      Исходя  из поставленной цели основные задачи, которые будут решены при написании  работы следующие:
      1. Диалектический подход к исследованию, основные положения; 
      2. Процессный подход к исследованию, сущность и технология;
      3. Ситуационный подход к исследованию, сущность и случаи использования; 
      4. Функциональный подход к исследованию, сущность и использование; 
      5. Рефлексивный подход к исследованию;
      6. Системный подход к исследованию, его сущность. Интегративно-конвергенциальный характер системного подхода.
      При написании работы автор использовал  литературы отечественных авторов  таких как Мишин В.М., Игнатьева А.В., Коротков Э.М. и другие.
      Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе мы рассмотрим диалектический, процессный и ситуационный подход к исследованию систем управления. Во второй главе мы рассмотрим функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию систем управления, их сущность и случаи использования.

Глава 1. Методологические подходы к исследованию систем управления: Диалектический, процессный, ситуационный

1.1. Диалектический подход  к исследованию, основные  положения

 
      Выбор методологического подхода к  исследованию оказывает самое существенное влияние на процесс его проведения и результативность, так как от этого во многом зависит направленность всех исследовательских работ. Большая  часть изучаемых объектов - динамичные, внутренне взаимосвязанные объекты, взаимодействующие с внешней  средой, поэтому одним из наиболее приемлемых подходов их исследования является диалектический.
      Данный  подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом  этого учения выступает закон  единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип  всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его  стороны и связи. При этом развитие, как общий процесс, проходит периодически повторяющиеся ступени, но каждый раз  на более высоком уровне и все  это осуществляется по спирали [2].
      Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени  новых уровней развития. Помимо закона единства и борьбы противоположностей диалектики в ходе познания следует  руководствоваться такими законами, как переход количества в качество, отрицание отрицания, реализуя при  исследовании принципы восхождения  от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического  и исторического, выявления в  объекте разнокачественных связей и их взаимодействия.
      Рассматриваемый подход предопределяет необходимость  использования соответствующих  принципов:
      - непрерывного движения и развития  всех явлений;
      - научности, требующий использования  всего нового и прогрессивного  и обеспечивающий предвидение  явлений, возможность использования  результатов исследований;
      - взаимодействия, предполагающего использование  разнообразных связей, многовариантности,  и целостности отображения и  исследования явлений;
      - объективности и достоверности;
      - противоречивости;
      - преемственности;
      - относительности;
      - исторической определенности.
      Диалектический  подход к исследованию определяет практика, которая является:
      1) основным методологическим инструментом  исследования;
      2) движущей силой исследования, так  как определяет то, что может  быть для нее актуальным;
      3) важнейшим потребителем результатов  исследования;
      4) основным критерием истинности  результатов исследования. Существенную  значимость при использовании  диалектического подхода приобретают  исторический и логический методы  познания истины [4].
      Диалектический  подход к исследованию в связи  с его положениями о постоянстве  происходящих изменений, необходимости  замены всего устаревающего новым  является наиболее прогрессивным и  используется в подавляющей части  всех проводимых исследований. По существу, выбор и использование принципов  и методов диалектического подхода  к исследованию в сочетании с  методологическим инструментарием  других подходов является в современный  период его практической формулой [4].
      Диалектический  подход во многом определил развитие целого спектра других подходов, и  в первую очередь системного.

1.2. Процессный подход  к исследованию, сущность  и технология

             
      Процессный  подход (процесс - последовательная смена  состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в  целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных  между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование  и планирование, организация и  т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь  также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных  непрерывно выполняемых действий, преобразующих  некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты (рис.1).  

Рис.1. Основные составляющие процесса исследования 

          Часто выход одного процесса является входом для другого, а сам процесс управления определяется суммой всех связанно выполняемых функций. В рамках такого подхода изучение СУ следует рассматривать как выполнение исследовательских работ и общих управленческих функций по их реализации (исследовательского управленческого цикла) в виде процесса - непрерывной серии взаимосвязанных действий, т.е. как работу по достижению целей исследования. При процессном подходе характерна ориентация на совокупность непрерывно осуществляемых действий по всем исследовательским работам с их идентификацией и взаимосвязанным общим управленческим функциям (прогнозированию, планированию, организации работ, координации, выполнению работ, регулированию, активизации и стимулированию, учету, контролю и анализу), преобразующих входы в выходы и представляет собой процессный подход к исследованию СУ [4].

      Технологически  процессный подход к исследованию осуществляется последовательно, параллельно и  последовательно-параллельно (рис.2), однако наиболее жизнеспособным из названных подходов является последовательно-параллельный.  

      Рис.2. Виды процессного подхода к исследованию: А - последовательный; Б - параллельный; В - последовательно-параллельный 

      Преимущество  процессного подхода состоит  в следующем:
      - непрерывности взаимосвязанного  проведения исследовательских работ;
      - получении синергетического исследовательского  результата;
      - более полном выполнении требований  к проведению исследований;
      - постоянном улучшении процессов,  основанных на объективных результатах  исследования.

1.3. Ситуационный подход  к исследованию, сущность  и случаи использования

 
      В настоящее время для ряда целей  исследования СУ, обусловленных необходимостью быстротечного изменения управления, крайне важно оперативно провести работы и принять обоснованные управленческие решения. Такие цели могут ставиться  по мере возникновения непрогнозируемых проблем управления, требующих быстрого разрешения и связанных, например, с  внезапными изменениями на рынках, необходимостью срочного заключения контракта, проведением не в установленные  плановые периоды работ по реструктуризации СУ и т.п. В условиях конкуренции цена задержки в проведении исследования и принятия последующего решения по его результатам даже правильных управленческих решений может оказаться очень большой, т.е. необходимо повышать оперативность проведения исследований СУ [5].
      В этих случаях следует использовать ситуационный подход к исследование СУ, сущность которого заключается  в оперативном изучении сложившейся  ситуации и проведении исследовательских  работ на основе использования преимущественно  типовых процедур исследования и  своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией [6].
      В общем случае ситуационный подход к  исследованию методологически тесно  связан с аналогичным подходом к  управлению, который сформировался  ранее и внес существенный вклад  в теорию управления.
      Основная  принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на СУ в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно  лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые  будут в большей степени способствовать достижению целей исследования СУ в  конкретных условиях и обстоятельствах.
      В реализации ситуационного подхода  важно представление исследователя  о рассматриваемой проблеме или  задаче и соответствующих решениях.
      В ситуационном подходе, также как  и в системном, должен использоваться процессный подход.
      Ситуационный  подход может использоваться в следующих  случаях.
      1. Если сравнительно часто повторяются  типовые ситуации, требующие проведения  однотипных исследовательских работ  и этапов изучения СУ, когда  заранее вырабатываются стандартные  исследовательские процедуры, выводы  и решения. Это позволяет не  тратить много временных, трудовых  и материальных ресурсов на  разработку методик и проведение  исследования, достаточно лишь идентифицировать  реальную исследовательско-управленческую  ситуацию и по типовой схеме  получить готовые выводы и  рекомендации по принятию решения.  В настоящее время это можно  оперативно сделать с помощью  специально разрабатываемых советующих  компьютерных программ [6];
      2. Когда возникают ситуации, отличающиеся  от типовых и не имеющие  стандартных готовых исследовательских  процедур разрешения. Для данного  варианта возможно следующее:
      - при отклонение от типовой  ситуации, вызванной информационной  неопределенностью имеющейся информации, можно использовать специально  разрабатываемые советующие компьютерные  программы с нечеткой логикой;  выполнение таких "советов" позволит сделать исследовательские выводы и принять оптимальное решение, но только с определенной вероятностью;
      - при полном отклонении от типовой  ситуации и отсутствии информации  для принятия исследовательских  выводов следует использовать  методы ситуационного анализа  (например, факторного, балансового), что  не исключает применение аналитических  компьютерных программ.
      При использовании ситуационного подхода  объектами исследования могут быть методы и стиль управления, ОСУ, стратегия  развития организации, внутренняя и  внешняя среда организации, подсистема управления качеством, затратами и  др. Однако, в ряде возникших ситуаций объектом исследования может быть и  СУ в целом.
      Ситуационный  подход к исследованию СУ развивается  вместе с наукой и техникой. В  настоящее время он предполагает использование экономических и  логических методов анализа, основных методов разработки управленческих решений и соответственно имеет  связи информатикой, интеллектуальными  советующими и экспертными системами, теорией принятия решений и другими  науками [6].
 

Глава 2. Функциональный, рефлексивный и системный подход к исследованию система  управления

2.1. Функциональный подход  к исследованию, сущность  и использование

 
      Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней  среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.
      Именно  поэтому все то, что отражает поведение  и отношения таким образом  представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход функциональным.
      При изменении в изучаемой системе  каких-либо параметров в связи с  происходящим процессом в "черном ящике" меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз [7].
      Функциональный  подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при  исследовании систем управления процессного  подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при  изучении экономических явлений, в  том числе планирования, тенденций  экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

2.2. Рефлексивный подход  к исследованию

 
      Термины и определения в области рефлексивности.
      В государственном образовательном  стандарте для специальности  "Менеджмент организации" записано, что одним из вопросов рассматриваемой учебной дисциплины является рефлексионное исследование. Однако более правильно его интерпретировать как рефлексивный подход к исследованию, что в большей степени отвечает сложившейся терминологии и существу данного вопроса исследовательских работ в управлении.
      Для понимания сущности рефлексивного  подхода к исследованию СУ предварительно следует рассмотреть несколько  терминов и определений, связанных  с понятием "рефлексивный" [7].
      Рефлекс (от лат. геflexus - отражение) - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему. При таком рассмотрении различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные и приобретаемые) рефлексы. В течение жизни условные рефлексы могут не только исчезать, восстанавливаться, но и в определенной мере трансформироваться в безусловные.
      Рефлексия (от лат. геflexio - отражение, обращение назад) - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний.
      В работе Д. Юма "Трактат о человеческой природе" рефлексия характеризуется как вторичное восприятие (перцепция) реальности, т.е. все то, что основано на ее первичном чувственном восприятии. Другие ученые (например, Р. Декарт) отождествляют рефлексию со способностью человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Психолог С.Л. Рубинштейн определил рефлексию как способность человека смотреть на жизнь со стороны.
      Следует сказать, что исходя из этих определений  рефлексия у человека может проявляться  в реальных условиях и при наличии  знаний, мыслей, чувств. Следовательно, при проведении исследований рефлексия  исследователя может быть использована в ходе решения самых разнообразных  проблем и задач. В логике отношение  называется рефлексивным, если каждый его член находится в таком  же отношении к самому себе.
      Таким образом, соблюдается правило тождества  и одновременности явлений, например:
      если  а = в,
      то  в = а (симметрия),
      а = а (рефлексивность отношения равенства),
      в = в (рефлексивность отношения равенства) [8].
      При этом если событие х произошло  одновременно с событием у, то это  значит, что каждое из них произошло  одновременно. Рефлексивное отношение  может быть записано так:
      хRу - хRх - уRу.
      Из  этого свойства рефлексивности вытекает очевидное правило:
      если  суждение хRу правильное, то таковыми же будут и суждения хRх и уRу (например, с = к, то и с = с и к = к).
      Д. Сорос считает, что восприятия человеком  реальности по самой своей природе  содержат ошибку, и при этом существует двусторонняя связь - между ошибочными восприятиями и действительным ходом  событий, а результатом служит отсутствие соответствия между ними. Эту двустороннюю связь он называет рефлексивной.
      Мыслительная  деятельность, по мнению Д. Сороса, может  быть разбита на две зависимые  друг от друга функции:
      - пассивную (когнитивную), которая  может быть определена как  "функция обдумывания";
      - активную (воздействующую), определяемую  как "функция участия".
      При выполнении пассивной функции восприятия участников процесса (в нашем случае исследователей) зависят от ситуации, т.е. здесь ситуация - независимая  переменная, а при активной функции  восприятия участников влияют на ситуацию, т.е. независимой переменной здесь  выступает непосредственно мышление человека. Очевидно, что эти две  функции по своей направленности являются противоположными.
      Данные  функции могут выполняться как  отдельно, так и одновременно.
      Примером  пассивной функции восприятия исследователем можно назвать обучение на основе опыта других исследователей, а примером активной - определение цены на базе имеющихся приоритетов и конъюнктуры  рынка.
      При одновременном выполнении обеих  функций они интерферируют друг с другом, и тогда независимая  переменная одной функции становится зависимой переменной другой. При  этом они взаимодействуют друг с  другом, т.е. ситуация и знания исследователя  являются зависимыми переменными и  первичное изменение ускоряет наступление  дальнейших изменений как в самой  ситуации, так и во взглядах участников. Д. Сорос называет это взаимодействие "рефлексивностью". Следует отметить, что французы это слово употребляют для обозначения глагола, субъект и объект которого совпадают [8]. Математически понятие рефлексивности можно представить в виде двух рекурсивных функций:
      у = f(х) - пассивная функция,
      х ==G(у) - активная функция.
      Следовательно:
      y=f [G(х)],
      х = G [f(у)].
      Эти две функции в управлении ведут  не к равенству, как в естественных науках, а к бесконечному процессу изменений. В условиях определенной исследовательской ситуации явления  представляются в уме исследователя  не сами по себе, а отражаются совместно  с его восприятиями и наоборот, т.е. в этом случае восприятия соединяются  с происходящими фактами.Д. Сорос такой подход к определению сущности рефлексивности называет "шнурованным", или перекрестным, соединяющим факты и восприятия, восприятия и факты, как шнурки в ботинках. Такое понимание рефлексивности и его процесса во многом является диалектическим [8].
      Здесь также уместно напомнить о  терминах "рефлексология" и "рефлексогенность".
      Рефлексология (от греч. logos понятие, учение) - одно из направлений в психологии, основанное В.М. Бехтеревым, рассматривающее всю психическую деятельность как совокупность сочетательных рефлексов, образовавшихся в результате влияния внешней среды на нервную систему.
      Рефлексогенность (от греч. genos - род, происхождение) - явление, вызывающее безусловный рефлекс, в основе которого раздражение определенных рецепторов в соответствующей зоне организма (например, вид пищи может вызвать раздражение вкусовых рецепторов полости рта, которое всегда вызывает слюноотделение).
      Близким по смыслу к приведенным словам является термин "рефлекторный" (если это, например, объект исследования), т.е. реагирующий на внутренние и внешние раздражители и относящийся к рефлексам (объект имеет соответствующую реакцию на раздражитель).
      Обычно  СУ носят рефлекторный характер, так  как в большинстве случаев  при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию  системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие  система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует  на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно. Нерефлекторной система  становится, например, при потере устойчивости в результате неработоспособности какого-либо элемента, стрессового состояния менеджеров, отказах ТСУ и т.п.
      Участие человека в управлении делает ситуацию нерефлекторной только в определенных ситуациях, так как действия индивидуума  трудно прогнозировать при наличии  у него стресса, ситуаций риска и  т.п. Поэтому при исследовании СУ необходимо учитывать особенности основного ее элемента - человека, а это требует проведения аналитических работ социально-экономического и организационно-технического характера и соответственно использования различных исследовательских методов (экономических, математических, психологических, социологических, технических, экономико-математических, социально-экономических и пр). [10].
      Следовательно, исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей  устойчивости системы из-за человеческого  или техногенного фактора. Для рефлекторной области СУ, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться  больше математическими методами, для  нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф  и т.п.
      Очевидно, что в процессе исследования СУ исследователь  должен решать задачи в условиях неопределенности, что не позволяет пользоваться только фактами. Для принятия рациональных решений и выводов требуется  включение профессионального восприятия реальности и ее осмысления, т.е. существующие причинно-следственные связи событий  не ведут буквально от факта к  факту, а идут по цепочке от факта  к мысленному восприятию и от восприятия опять к факту. При этом восприятие для исследователя не только является отражением самого факта, но и зависит  от сложившейся ситуации. Последняя  служит, как правило, основой восприятия, что уже не может трактоваться фактом. Следовательно, такой подход во многом сходится с представлениями Д. Сороса [8].
      Исследователь стремится к рациональности, но она  в ситуации информационной неопределенности ограничивается его знаниями (или  надо иметь большие ресурсы для  сбора объективной информации и  ее глубокого анализа). Поэтому в  идеальном случае процесс исследования проводится как рефлексивно, так  и интуитивно, т.е. на основе исследовательского "чутья".
      Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная  для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде  изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся  знания и практический опыт исследователя.
      В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное  знание исследователя, что позволяет  формировать познавательный процесс  в большей части на безусловных  рефлексах.
      Предпочтительным  представляется рефлексивный подход к  исследованию. Однако в этом случае исследование может иметь мнимую точность. Так, под количественными  показателями плана может скрываться неопределенность его содержания, обусловленная  принятыми в плане цифрами  на основе интуиции, т.е. будет иметь  место мнимая рефлексивность.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.