На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание  

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Теоритические  основы управления дебиторской  и кредиторской задолженности………………………………………………………………….……4
1.1 Сущность и  содержание дебиторской и кредиторской  задолженности……..4
1.2 Безналичные  расчеты, как основной фактор возникновения внешней дебиторской и кредиторской задолженности ……………………………………..6
1.3 Методика управления  дебиторской задолженностью…………………….…10
2. Анализ состояния  дебиторской и кредиторской задолженности  ООО «Дизайн»……………………………………………………………………………13
2.1 Организационно- экономическая характеристика ООО  «Дизайн»……...….13
2.2 Анализ состава  и структуры дебиторской и  кредиторской задолженности...15
2.3 Анализ оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности.…...20
3. Пути решения  связанные с управлением  дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………………....24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список  литературы……………………………………………………………….…27
Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов – дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.
     Актуальность  проблемы учета расчетов с дебиторами и кредиторами в настоящее  время определила выбор темы курсовой работы «Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия ».
     Цель  данной работы – провести анализ дебиторской  и кредиторской задолженности предприятия  и на основании данных анализа  предложить мероприятия по её снижению.
     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
     1. Провести анализ экономического состояния ООО «Дизайн».
     2. Классифицировать дебиторскую и  кредиторскую задолженности 
     3. Проанализировать структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии их оборачиваемость.
     4. По результатам анализа предложить мероприятия по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии.
 

      1.Теоритические основы управления дебиторской и кредиторской задолженности
     1.1 Сущность и содержание дебиторской и кредиторской задолженности 

      Каждое предприятие, организация  в своей хозяйственной деятельности ведут расчеты с внешними и внутренними контрагентами: плательщиками и получателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями (участниками), банками и другими кредитными организациями, со своими работниками, прочими дебиторами и кредиторами. 

            Внешняя: задолженность по расчетам с плательщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, с бюджетом и внебюджетными фондами, банками  и другими кредитными организациями  и прочее.
 
Задолженность предприятия
      
            Внутренняя: задолженность по расчетам с персоналом по отплате труда, по прочим операциям, по расчетам с подотчетными лицами, с учредителями предприятия, внутрихозяйственные и прочие расчеты
      Рис 1. Классификация задолженности предприятия по отношению к контрагенту
 
          В зависимости от того, возникают ли обязательства со стороны предприятия или же по отношению к нему, в существующей практике принято подразделять задолженность на дебиторскую и кредиторскую.
     Под дебиторской задолженностью понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет денежные суммы, задолженность учредителей по взносам в Уставный фонд и т.д.). Соответственно, организации и физические лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
     Под кредиторской понимают задолженность  данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые в  свою очередь называются кредиторами. Если задолженность перед кредиторами возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, таких кредиторов называют плательщиками.
     Задолженность по начисленной заработной плате  работникам организации, по суммам начисленных  платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения называют обязательными по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами.
     Для целей составления бухгалтерской  отчетности Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и рядом других нормативных актов закреплено деление дебиторской и кредиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную (см. рисунок 2). Границей между долгосрочной и краткосрочной задолженностью является срок погашения через 1 год. Ниже этого порога задолженность считается краткосрочной, выше - долгосрочной. В бухгалтерском балансе задолженность со сроками погашения до 12 месяцев и свыше 12 месяцев отражается отдельно.
     Деление задолженности на краткосрочную  и долгосрочную играет значительную роль при проведении анализа активов предприятия и их оборачиваемости.
 
 
         краткосрочная
Задолженность предприятия
      долгосрочная
      Рис.2 Классификация задолженности по срокам ее погашения
 
 
 
     1.2 Безналичные расчеты, как основной фактор возникновения
     внешней дебиторской и  кредиторской задолженности
 
     В условиях рыночных отношений наряду с традиционными формами расчетов между юридическими и физическими  лицами (расчеты наличными деньгами через кассу предприятия и  безналичные расчеты с использованием платежных поручений, аккредитивов, чеков, платежных требований-поручений и др.) широкое распространение получила вексельная форма расчетов, а также отношения по уступке прав требования (факторинговые операции и отношения цессии).
     Безналичные расчеты осуществляют посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
     Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и  расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить  расходы на денежное обращение, сокращает  потребность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.
     Безналичные расчеты осуществляют по товарным и  нетоварным операциям. К товарным операциям  относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.п.
     Товарные  операции осуществляют с использованием следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями-требованиями, платежными поручениями, аккредитивами, чеками, в порядке плановых платежей, с использованием векселей, основанных на зачете взаимных платежей.
     При расчетах платежными поручениями-требованиями получатель средств представляет в  обслуживающий его банк расчетный  документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.
     Если  получатель отказался от акцепта  поручения-требования, то поступившие  по этому поучению-требованию товары (за исключением скоропортящихся) поступают на ответственное хранение получателя. При частичном отказе от акцепта товар остается на ответственном хранении получателя в той его части, от оплаты которой он отказался.
     В случае акцепта платежного поручения-требования отделение банка получателя извещает отделение банка плательщика об оплате получателем расчетного документа. Сумма платежа зачисляется отделением банка плательщика на расчетный или другой счет плательщика.
Схема документооборота при расчете платежными требованиями

      Плательщик

            1 Получатель
                   2      7
       
       
            
               4          5
       
           
      Отделение банка, обслуживающее плательщика       3       
            6
      Отделение банка, обслуживающее получателя
     Рис. 3. Схема документооборота при расчете платежными требованиями
     1 - отправка документов, подтверждающих отгрузку товара;
     2 - сдача плательщиком платежного поручения-требования в четырех или трех экземплярах на инкассо;
     3 - отправка платежного поручения-требования в двух экземплярах учреждению банка плательщика;
     4 - извещение получателя о поступлении платежного поручения-требования:
     5 - отправка получателю оплаченного платежного поручения-требования;
     6 - извещение об оплате получателем счета;
     7 - перечисление платежа за счет плательщика и извещение об этом плательщика.
     Достоинством акцептной формы расчетов платежными требованиями является то, что она позволяет плательщику контролировать соблюдение плательщиком условий, предусмотренных договорами. Ее недостаток заключается в сравнительно медленном поступлении средств на счет плательщика (3 дня на акцепт и двойной срок почтового пробега).
     Расчеты платежными поручениями-требованиями могут осуществляться и без их акцепта. Например, со счетов плательщика  без акцепта оплачиваются требования за газ, воду, электрическую и тепловую энергию, канализацию, пользование телефоном, почтово-телеграфные и некоторые другие услуги.
     Аккредитивная форма расчетов применяется в  двух случаях: когда она установлена  договором и когда плательщик переводит получателя на эту форму  расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
     Особенность аккредитивной формы расчетов состоит  в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения плательщика  сразу после отгрузки им продукции.
     Участниками аккредитивной операции являются: банк-эмитент — банк, открывший аккредитив по поручению и в соответствии с указаниями плательщика; приказодатель аккредитива — плательщик, обычно клиент банка-эмитента, поручающий последнему открыть аккредитив; бенефициар — лицо, в пользу которого открывается аккредитив, получатель средств по аккредитиву; авизующий банк — банк, уведомляющий бенефициара об открытии аккредитива в его пользу; часто он же является исполняющим банком, а при подтверждении им аккредитива и подтверждающим банком; исполняющий банк — банк, уполномоченный банком-эмитентом производить платежи и осуществлять все другие действия, предусмотренные аккредитивом; подтверждающий банк — банк, подтверждающий аккредитив по просьбе банка-эмитента и принимающий на себя тем самым твердое обязательство по аккредитиву в дополнение к обязательству последнего.
     Аккредитив — это форма расчетов через банк, который в этом случае является не только посредником в расчетах, но их активным и ответственным участником.
     Получив аккредитив, бенефициар немедленно проверяет  его текст и при необходимости  сразу же согласовывает с плательщиком возможные изменения. Соблюдение сроков в аккредитивной операции имеет  большое значение. Началом действия аккредитива считается дата его открытия. В аккредитиве должен быть указан срок представления документов после отгрузки. Унифицированные правила устанавливают, что в противном случае банки не принимают документы, представленные им позже чем через 21 день после даты отгрузки.
     Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится: по истечении срока  аккредитива; по заявлению бенефициара об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения его срока; по заявлению приказодателя об отзыве аккредитива или уменьшении его суммы.
     О закрытии аккредитива исполняющий  банк уведомляет банк-эмитент. Не использованная по аккредитиву сумма перечисляется  этому банку по его указанию и  возвращается им на счет плательщика.
     Расходы по аккредитивной операции, которые  обычно возлагаются на приказодателя (получателя), представляют собой ряд комиссий банка: за открытие аккредитива; за авизование аккредитива без подтверждения; за подтверждение аккредитива; за изменение аккредитива; за проверку документов и выплату с аккредитива или акцепт переводного векселя, а также некоторые другие расходы, в частности, почтовые.
Схема документооборота при аккредитивной  форме расчетов

            Плательщик

            4      Получатель
                      5      3
           
       
       
            
       
            1  
            
      Отделение банка, обслуживающее плательщика  
            2
      Отделение банка, обслуживающее покупателя
     Рис. 4 Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов
      1 - аккредитивное заявление;
     2 - поручение об открытии аккредитива;
     3 - извещение об открытии аккредитива;
     4 - отгрузка продукции и отправка соответствующих документов;
     5 - предъявление реестра счетов для немедленной оплаты.
     Аккредитив  учитывают на счете 55 "Прочие счета в банках", субсчет «Аккредитивы».
 
 
     1.3 Методика управления дебиторской
     задолженностью
 
     Недостаток  оборотных денежных средств, с одной  стороны, и избыток плохо ликвидных товаров, с другой стороны, приводят к неликвидности баланса предприятия, то есть к тому состоянию, когда предприятие не может быстро (или хотя бы в срок) вернуть долги своим кредиторам. Пассивная часть баланса предприятия, сформированная кредиторской задолженностью, оказывается "обеспеченной" в активе либо неликвидным товаром, либо дебиторской задолженностью.
     Согласно  ст. 410 ГК РФ возможно прекращение обязательства полностью или частично путем зачета встречного требования к должнику. Для того чтобы зачет встречных требований был возможен, необходимо, чтобы зачитываемые требования удовлетворяли следующим условиям: необходимо обеспечить встречность требований; необходимо обеспечить однородность требований; необходимо, чтобы сроки исполнения зачитываемых требований либо были уже наступившими, либо были определены как "до востребования; необходимо волеизъявление хотя бы одной из сторон зачета; необходимо, чтобы зачитываемые требования были действительными, то есть не являлись бы фиктивными, вымышленными либо притворными.
         Также необходимо обратить внимание, чтобы по зачитываемым требованиям еще не истекли сроки исковой давности, предусмотренные законодательством либо договором, из которого данное требование вытекает. Когда истекают сроки требование становится недействительным. Когда же речь идет об истечении сроков исковой давности, это еще не означает недействительности требования, однако сделка зачета в этом случае недопустима на основании ст. 411 ГК РФ. Договорные отношения в преобладающем большинстве предусматривают условие предварительной оплаты договорных обязательств, однако, если такой пункт в договоре отсутствует, оплата товаров, работ услуг не совпадает по времени с их предоставлением, а производится позднее. Такие взаимоотношения между получателем и плательщиком называются коммерческим кредитованием .
     С одной стороны, коммерческое кредитование позволяет увеличить объем производства и реализации товаров, но, с другой стороны, у плательщика возникает  ряд проблем, таких, как нехватка оборотных средств, неплатежи, сложность контроля за несвоевременностью получения платежей, возможность появления сомнительных долгов. Таких проблем можно избежать с помощью факторинга.
     Основным  документом, регулирующим факторинговые  операции, является Гражданский кодекс РФ, которым предусмотрены достаточно подробные правила, регулирующие эти отношения.
     Помимо  договора факторинга, Гражданским кодексом РФ регулируются также отношения  цессии (сделки по уступке требования). Цессия в отличие от договора факторинга, используемого в предпринимательской деятельности, носит общегражданский характер и имеет более широкое применение. Общим правилом для цессии является переход права первоначального кредитора к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Объем же денежных требований, уступаемых финансовому агенту, может быть различным и должен быть четко определен в договоре.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности
     ООО «Дизайн»
2.1 Организационно- экономическая  характеристика
ООО «Дизайн»
 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Дизайн», именуемое в дальнейшем ООО «Дизайн», создано в соответствие с Федеральным  законом от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об  обществах с ограниченной ответственностью».
     ООО «Дизайн» имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права, нести  обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже.
     Основной  целью создания ООО «Дизайн» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
     Предметом деятельности ООО «Дизайн» является: производство и реализация стройматериалов; возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, консультационные услуги в области строительства и недвижимости; строительство, реконструкция и ремонт жилых и нежилых помещений;
     В настоящее время наиболее развито  производство и транспортировка  оконных и дверных блоков, от которого предприятие получает наибольшую прибыль и подрядные строительно-восстановительные работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.5 Производственная структура ООО «Дизайн»
 
     Как видно из приведенного выше рисунка, во главе производственной структуры предприятия стоит директор предприятия.
     В его непосредственном подчинении находятся  три заместителя – заместитель  по капитальному строительству, главный  бухгалтер и главный инженер. В свою очередь каждый из них имеет  свою иерархию подчиненных..
     В постоянном штате сотрудников насчитывается более 64 человек. Высшим органом управления ООО «Дизайн» является его учредитель, который руководит деятельностью общества в соответствии с законодательством и настоящим Уставом.
     Директор  ООО «Дизайн» назначается учредителем общества на срок не менее двух лет.
     Структура управления ООО «Дизайн» является линейной. На это указывает тот факт, что  директору подчиняются его заместители, главный бухгалтер, главный инженер, а им в свою очередь исполнители  на местах, что полностью соответствует описанию линейной структуры управления.
     Уставный  капитал является основным источником формирования собственных средств  предприятия и представляет совокупность средств, первоначально вложенных  в предприятие его собственником.
     Уставный  капитал ООО «Дизайн» составляет 60500 рублей.
 
 
 
2.2 Анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской
    Задолженности ООО «Дизайн»
 
     Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными составляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним. На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
     Оценка  влияния балансовых остатков дебиторской  и кредиторской задолженности на финансовое состояние предприятия  должна осуществляться с учетом уровня платежеспособности (коэффициента общей  ликвидности) и соответствия периодичности  превращения дебиторской задолженности в денежные средства периодичности погашения кредиторской задолженности.
     Одновременно  это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению  с оборачиваемостью дебиторской  задолженности. В таком случае в течение определенного периода долги дебиторов превращаются в денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения дополнительных источников финансирования.
     Чтобы провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия используется бухгалтерский баланс и приложение к бухгалтерскому балансу форма 5. Данные о кредиторской и дебиторской задолженности приведены в таблице 2.1
Таблица 2.1
     Кредиторская  и дебиторская задолженность  ООО «Дизайн»
     (тыс.  руб.)
Показатели 2008 г. 2009 г. Темп  роста, в %
1. Дебиторская задолженность (в теч.12 мес.) 537 739 137,6
- в т.ч. покупатели и заказчики 219 461 210,5
- авансы выданные 67 97 145,1
- прочая 251 181 72,1
2. Кредиторская задолженность 1000 1150 115,1
- в т.ч. плательщики и подрядчики 612 738 120,5
- авансы полученные 148 106 72,1
- расчеты по налогам и сборам 177 203 115,1
- кредиты 59 93 157,6
- прочая 4 10 250,0
3. Кредиторская задолженность долгосрочная 116 203 175,0
 
 
     Как видно из таблицы 2.1 в 2008-2009 г. у предприятия наблюдается рост дебиторской задолженности. Это отрицательно сказывается на деятельности ООО «Дизайн», т.к. связывает денежные средства предприятия. Дебиторская задолженность растет достаточно быстрыми темпами в 2009 г. по отношению к 2008 г. на 137,6%. Основная задолженность образуется за счет неплатежей покупателей за продукцию строительных материалов. Так же изменилась структура кредиторской задолженности, она увеличилась на 115,1% в 2009 г., по сравнению с предыдущим.
     Для оценки состава и движения дебиторской  задолженности составим аналитическую таблицу 2.2
Таблица 2.2
     Анализ  движения дебиторской задолженности  ООО «Дизайн»
Показатели 2008 г. Возникло Погашено 2009 г. Темп  роста, в %
тыс. руб. тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.