На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Память как психический процесс

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ ГОСУДАРСВЕННОЙ СЛУЖБЫ
КУРГАНСКИЙ  ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ
(филиал) УрАГС 

    оценка________________
«___»___________2010г. 
 

Вариант 2 
 

Контрольная работа
По дисциплине
“Общая психология”
Новикова  Вячеслава Николаевича
Студента  курса ГМУ-31
Специальность: 080504.65
«Государственное  и муниципальное
 управление»
преподователь: Запорожец Е.А. 
 
 
 
 

КУРГАН
2010
    Содержание.
    Введение…………………………………………………………………….3
    Структура, виды и процессы памяти……………………………...………4
      Структура памяти………………………………………………….…...4
      Виды памяти………...…………………………………………………5
    Уровни памяти………………………………………………………..……6
    Типы памяти…………………………………………………………….….8
    Список литературы ………………………………………………………11
 
 


    Введение
В психологии принято  определять память как совокупность процессов заучивания, хранения и  воспроизведения.
Традиционно память понимается как совокупность трех процессов, однако в современной когнитивной  психологии различаются структуры (кратковременная, долговременная, сенсорная  память) и процессы, которые действуют  на эти структуры и в этих же структурах существуют.
Существует три  главных процесса, синтез которых  и образует память как целостное  функциональное образование психики: запоминание, хранение информации, воспроизведение.
Память относится  к одному из самых индивидуализированных  явлений психики и зависит  от множества факторов: особенностей мозга и всей центральной нервной  системы, среды, характера деятельности, типа личности и т. п. Поэтому трудно определить общие закономерности запоминания  и еще труднее научиться эффективно им управлять, хотя и существует множество  рекомендаций на сей счет, разрабатываются  целые методики совершенствования  памяти.
Проблема памяти интересовала и интересует многих исследователей. В частности можно выделить Эббингауза, Сперлинга, Вундта, Аткинсона и многих других.
Актуальность  данной темы несомненна. Память – ее процессы, механизмы, индивидуальные особенности  – всегда интересовали ученых. И  в настоящее время этот интерес  не угасает. Интересны связи памяти с другими процессами, а также  ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью человека.
В данной работе будут рассмотрены структура, виды и процессы памяти.
 

2. Структура, виды и процессы памяти
Любое проявление прошлого и будущего в настоящем  связывают с памятью. Это самое  широкое (философское) понимание памяти - влияние прошлого на настоящее (мое  знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане  на прошлых знаниях).
В узком смысле представление о памяти зависит  от принимаемой концепции (образование  и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации включающие кодирование, хранение и  извлечение).
Общепринятое  в психологии определение рассматривает  память как совокупность процессов  заучивания, хранения и воспроизведения.
2.1 Структура памяти
Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них  может сохраняться информация.
Первому уровню соответствует непосредственный или  сенсорный тип памяти. Ее системы  удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Длительность сохранения данных 0,1-0,5 секунд.
Обнаружить, как  действует наша сенсорная память, несложно. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое  время, а потом медленно исчезает. Можно просто поводить карандашом или  пальцем взад и вперед перед глазами, глядя прямо перед собой. Обратите внимание на расплывчатый образ, следующий  за движущимся предметом. Это — содержание сенсорной памяти.
Если полученная таким образом информация привлечет  внимание высших отделов мозга, она  будет храниться еще около 20 секунд (без повторения или повторного воспроизведения  сигнала, пока мозг ее обрабатывает и  интерпретирует). Это второй уровень -кратковременная память.
Информация, подобная нескольким последним словам предложения (которое вы только что услышали или прочитали), номерам телефонов, чьим-нибудь фамилиям, может быть удержана кратковременной памятью в очень  ограниченном объеме: пять-девять цифр, букв или название пяти-девяти предметов. И только делая сознательные усилия, вновь и вновь повторяя материал, содержащийся в кратковременной памяти, его можно удержать на неопределенно долгое время.
Следовательно, кратковременная память все же поддается  сознательной регуляции, может контролироваться человеком. А «непосредственные  отпечатки» сенсорной информации повторить  нельзя, они сохраняются лишь десятые  доли секунды и продлить их психика  возможности не имеет.
Кратковременная память позволяет человеку перерабатывать колоссальный объем информации, не перегружая мозг, благодаря тому, что  она отсеивает все ненужное и  оставляет потенциально полезное, необходимое  для решения сиюминутных (актуальных) проблем (оперативная память).
Накопление опыта  связано с долговременной памятью, чья емкость и длительность в  принципе безграничны. Существует явное  и убедительное различие между памятью  на только что случившиеся события  и на события далекого прошлого. Во-первых, мы вспоминаем легко и  непосредственно, а вспомнить вторые бывает трудно, для этого требуется  иногда много времени. Кратковременная  память: «Какими были последние слова  предыдущего предложения?». Долговременная память: «Что Вы ели на обед в прошлое  воскресенье?». Введение в долговременную память нового материала и последующее  воспроизведение его требуют  значительных усилий.
Оперативные и  аналитические центры нашей психики  лишь частично контролируют свою информационную базу, поэтому нам и бывает трудно извлекать из всей массы хранимой в ней информации именно те сведения, которые требуются в данный момент. В то же время ряд сложнейших операций, связанных, например, с реализацией  правил грамматики, логики и интерпретацией символов печатного текста, то есть с чтением, производится системами  долговременной памяти быстро и практически  автоматически.
2.2 Виды памяти
Виды памяти дифференцируются в зависимости  от того, что запоминается или воспроизводится.
Воспроизведение может относиться к движениям  и действиям,-выражаясь в образовании  привычек и навыков, к наглядным  содер-жаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках  и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
Бихевиористы  в соответствии со своей установкой, выключающей изучение сознания, сводят проблему памяти исключительно к  проблеме навыка. Изучение навыков  стало поэтому их центральной  проблемой. Такое сведение, однако, невозможно. Оно проходит мимо того, что является самым специфическим  в человеческой памяти.
С другой стороны, А. Бергсон резко разъединил и  противопоставил память движений и  память представлений, как «память  тела» и «память духа». Такой  разрыв между ними совершенно ложен. Он отражает спиритуалистический дуализм  Бергсона, для которого тело и в  частности мозг есть аппарат, передающий лишь двигательные импульсы. В действительности же оба вида памяти (движений и представлений) хотя и не тожественны, но тесно связаны  между собой.
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости  от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа  запоминания в этом плане различаются  механическое и смысловое запоминание.
    Уровни памяти
В отношении  разных проявлений и видов памяти можно установить некоторую генетическую последовательность их возникновения. Узнавание — во всяком случае в  онтогенезе — генетически предшествует свободному воспроизведению представлений, выделенному из восприятий. Точно  так же моторная память предшествует памяти на образы и мысли; по несомненным  данным целого ряда исследований, привычки или элементарные навыки имеются  уже на очень ранних ступенях филогенетического  ряда, на которых о памяти на мысли  не может быть и речи. Однако установление такой генетической последовательности ни в коем случае не должно быть истолковано  так, будто генетически более  ранняя форма в дальнейшем остается процессом более низкого уровня (узнавание, например, будто бы есть процесс более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память — процесс более низкого уровня, чем аффективная, образная и логическая память). Отдельные стороны и виды памяти существ, поднявшихся на высшую ступень развития, не застывают на предшествующих ступенях развития, на которых они впервые возникли. По мере того как человек в процессе развития поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низших уровнях; эти последние тоже сохраняются. Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной реакцией на привычный раздражитель (см. выше), в своих высших проявлениях превращается в познавательный акт отожествления — в акт мышления. Несмотря на генетически раннее происхождение, оно поднимается у человека до уровня высших проявлений сознания. Точно так же и моторная память может реализоваться на разных уровнях. Начинаясь с очень элементарных реакций, автоматически воспроизводящихся при однородных раздражителях, в своих высших формах она проявляется в виде очень сложных навыков, требующих для своего образования сложной умственной работы, понимания принципа или метода действия и сознательной воли. О таких навыках меньше всего можно говорить, что они продукт низшей ступени или низшего уровня памяти. Таким образом, на основании того, что тот или иной вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, никак нельзя относить его к более низкому уровню или низшей ступени.
Именно такую  концепцию развил в последнее  время П. П. Блонский. Он различает 4 генетические ступени памяти, а именно: 1) моторную, 2) аффективную, 3) образную (по преимуществу зрительную) и 4) вербальную память. В нашем понимании моторная, аффективная, образная и вербальная память — виды памяти. При этом мы не определили бы высший вид памяти как вербальную память. За вербальной формой скрывается смысловое содержание, и именно этим прежде всего охарактеризовали бы мы специфически человеческую память — как смысловую память, память мысли в вербальной (словесной) форме. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в  вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени или  уровни памяти.
В основе отожествления  видов памяти с генетическими  ее ступенями лежит ошибочная  концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто  бы определяется эмоциями, на другой —  только образами, на третьей — речью  и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени  развития, образы — к другой, к  третьей — речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими  низшими; последние не перестраиваются  и не включаются в высшую. Самые  ступени в результате оказываются сугубо абстрактными конструкциями, не зависимыми от общего развития личности, внешне наслаивающимися друг на друга в процессе саморазвития памяти.
В действительности развитие психики заключается в  развитии всех функций, и каждая из них перестраивается в связи  с развитием всех сторон психики (так как все ее проявления взаимопроникают  друг в друга). Эмоции на более высокой  ступени интеллектуализируются  и от примитивных аффектов — явлений  «низшего уровня» — переходят  в высшие чувства; мысли приобретают  эмоционально насыщенный характер. В  психике конкретного живого человека все находится в соприкосновении, движении, взаимопроникновении. Одни и  те же функции и одни и те же виды памяти функционируют на разных уровнях. Поэтому их нельзя отожествлять с  уровнями памяти и закреплять их за тем низшим уровнем, на котором они  впервые возникли.
В основе теории Блонского лежит неправильная общая  концепция развития, не учитывается  то, что возникновение новой ступени  развития означает не просто надстройку ее над предшествующими ступенями, а перестройку последних.
Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие: 1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования), и 2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его  воспроизведение. На основе такого осознания  впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти, перестройка основных «мнемических»  функций в сознательно регулируемые операции: переход от непосредственного  непроизвольного запечатления к  сознательному запоминанию и  к организованному заучиванию и  от непроизвольного всплывания представлений  к сознательному припоминанию того, что нужно для настоящего.
    Типы памяти
Память у людей  обнаруживает ряд более или менее  выраженных типологических особенностей. Для индивидуализированного учета  особенностей процессов сохранения и воспроизведения конкретного  человека не дбстаточ-но поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.