На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Перспективы развития банковской системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1. Характеристика банка  как элемента банковской  системы 

    1.1. Содержание банковской системы 

    Банк – предприятие, производящее особый продукт. Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства, он производит товар особого рода в виде денег, платежных средств.
    Основной  продукт банка в сфере услуг  – кредит. Банковский кредит предоставляется  не как некая сумма денег, а как капитал: заемные денежные средства должны совершить кругооборот в хозяйстве заемщика и возвратиться к исходной точке с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости.
    Банк  работает в основном на чужих деньгах, аккумулируемых на началах возвратности, а предприятие осуществляет свою деятельность преимущественно на своих ресурсах.
    Банк  выпускает ценные бумаги, совершает  операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов. В банке  работают преимущественно служащие, а не рабочие.
    Банк  – торговое, посредническое, а не промышленное предприятие. Он  «покупает» и «продает» ресурсы, функционирует в сфере перераспределения, содействует обмену товарами, имеет своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», его деятельность во многом зависит от оборачиваемости.
    На  этом сходство между банком и сферой торговли заканчивается. Фундаментальное отличие банка от торгового предприятия заключено в основе банка – кредитном деле, потребовавшем особой организации. При всей условности понятие банка как предприятия может существовать, так как характеризует производительный характер его деятельности.
    Деятельность  банка носит не только коммерческий, но и общественный характер. Более  всего его сущности соответствует  термин «институт».
    Получение прибыли банком не является специфической  целью, делающей его предприятием особого рода. Банк отличает от других предприятий то, что он создает особый продукт – платежные средства. Прибыль, к которой стремится банк, не определяет всю его коммерческую деятельность. Согласно современной теории предприятия большее значение для банка имеют его конкурентная позиция на рынке, репутация стабильно развивающегося экономического субъекта. Сущность банка требует раскрытия его структуры. Структура банка – такое его устройство, которое дает ему возможность функционировать как специфическому предприятию. С этой точки зрения банк включает четыре обязательных блока:
    Первый  блок – банковский капитал как специфический капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, существующий преимущественно в заемной форме и находящийся в движении.
    Второй  блок – банковская деятельность, отличающаяся от деятельности других предприятий и институтов характером продукта, ставшая главным занятием банка.
    Третий  блок – группа людей, имеющих специальные знания в области банковского дела и управления банком.
    Четвертый блок – производственный (техника, здания, сооружения, средства связи и коммуникации, внутренняя и внешняя информация, определенные виды производственных материалов).
    Вывод: исходя из сущности банка его можно определить как денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичных формах. 

    1.2. Сущность деятельности банка,  ее особенности и принципы 

    Исходным  в понимании сущности банковской деятельности является представление  о функциях банка. Согласно современной  теории их три:
    1) аккумуляция средств;
    2) трансформация ресурсов;
    3) регулирование денежного оборота.
    Банк  аккумулирует свободные, временно неиспользуемые денежные ресурсы и капиталы своих  клиентов.
    Результат деятельности банка – банковский продукт как продукт коллективного труда персонала банка. Он обладает рядом отличительных особенностей и носит в основном нематериальный характер. Чаще всего это безналичная форма, предстающая как записи по счетам; вещественная форма – банкноты центрального банка, денежно-расчетные документы.
    На  традиционном направлении деятельности продуктом банка выступают  кредиты, депозиты, инвестиции. На дополнительных направлениях можно назвать инкассацию, конвертацию валюты, перевоз документов, расчет и управление рисками. На нетрадиционных направлениях можно выделить факторинг, форфейтинг, консультирование, гарантии, хранение ценностей.
    Каждому продукту соответствует услуга, т.е. совокупность действий по созданию банковского продукта. Услугами банка являются кредитование, организация расчетного процесса, депозитные услуги и др. Услуга предполагает осуществление операции.
    Операция  – конкретный вид действий по созданию банковского продукта. Банковская деятельность – сложный процесс, реализуемый в рамках банковской системы, подчиняющийся единым правилам ведения операций. Операции осуществляются  посредством финансовых, бухгалтерских и технических приемов и способов, в совокупности образующих технологию банковских услуг.
    По  природе операции делятся на банковские и небанковские.  Банковские вытекают из сущности банка, исторически закрепились за ним как за денежно-кредитным институтом. Это операции по привлечению денежных средств во вклады  и их размещению на возвратной основе, по открытию счета и осуществлению с него платежей. Небанковские операции банк выполняет наряду с другими учреждениями. Так, банк занимается операциями на рынке ценных бумаг, но они являются специфическими для биржи.
    По  содержанию операции банка можно  подразделить на экономические, юридические, технические и операции по обеспечению внутренней безопасности банка (протекционистские, защитные).
    По  правовой организации операции делят  на: базовые и вспомогательные (базовые определяют юридический статус банка); требующие лицензии и не требующие лицензии (на все базовые и некоторые другие операции требуется лицензия ЦБ РФ); разрешенные к выполнению и запрещенные законом.
    По  отношению к клиентам банковские операции подразделяются на прямые и посреднические. При прямых операциях банк за счет собственных средств финансирует проект, при посреднических платежи между хозяйствующими субъектами по их поручению организуются через банк и клиент поручает банку вести переговоры с другим лицом.
    По  планированию деятельности выделяют операции стратегические и тактические. Одним из важнейших документов является «Стратегия развития кредитного учреждения». К числу тактических операций относятся ежедневные операции  банка по управлению своей ликвидностью.
    По  этапам осуществления операции делятся  на первоочередные и последующие. Обычно банк разрабатывает регламент, в котором подробно описываются этапы ведения работ.
    По  степени важности (приоритетности) можно выделить основные (главные) и вспомогательные операции. Главными следует считать операции по изучению клиента, вспомогательными – операции, связанные с созданием инфраструктуры.
    По  степени сложности банковские операции разделяют на простые и сложные. Простые операции удобны клиенту и не требуют от банка дополнительных затрат.
    По  характеру выполняемой работы выделяют аналитические, маркетинговые, управленческие, контрольные операции, операции по формированию банковской инфраструктуры (сбор и обработка информации, разработка методических положений о порядке организации работ), счетные, бухгалтерские  операции и др. Характер этих операций порождает специализацию банковского персонала и особенности структуры внутрибанковского управления.
    По  периодичности совершения операции делятся на единовременные (разовые) и многоразовые (повторяющиеся). Так, операция по открытию счета в банке является разовой. Списание и зачисление средств на этот счет – многоразовые операции.
    По  доходности банковские операции можно  разделить на доходные (высокодоходные) и убыточные. Потери банков компенсируются поступлениями от высокодоходных операций.
    По  себестоимости банковские операции подразделяются на высокозатратные, т.е. требующие больших средств, и низкозатратные, не требующие существенного вложения ресурсов. Банки стремятся к снижению себестоимости своих операций и к их техническому усовершенствованию. Это не всегда приводит к немедленному повышению банковской прибыли, но делает денежно-кредитное учреждение более конкурентоспособным.
    По  числу участников банковские операции делятся на индивидуальные и коллективные. Индивидуальные банк выполняет без сторонних участников, коллективные совершаются на коллективной основе.
    По  связи с риском банковские операции классифицируются как малорисковые и высокорисковые. Шкалу риска операций банки устанавливают сами. Высокорисковыми банковскими операциями нередко выступают операции на рынке ценных бумаг.
    По  отношению к национальному рынку  банковские операции делятся на  внутренние и международные. Внутренние связаны с обслуживанием отечественных товаропроизводителей и граждан, международные – с обслуживанием внешней торговли, международного сотрудничества, международного туризма. Для российских коммерческих банков такие операции предпочтительны; при них меньше риски, выше доход.
    По  используемой валюте – банковские операции: в национальной валюте (в России – в рублях), в иностранной валюте и с комбинированием валют – мультивалютные операции. В бухгалтерском учете операции в национальной и иностранной валюте отражаются раздельно.
    По  регламенту совершения банковские операции могут быть двух видов: операции, порядок совершения которых установлен Банком России (его инструкциями, положениями и приказами), и операции, которые выполняются в соответствии с действующими правовыми нормами, но порядок ведения которых разработан самим коммерческим банком.
    По  приемам и способам различают  финансовые, бухгалтерские и статистические операции, по отношению к балансу банка - активные, пассивные и забалансовые операции.
    К банковской деятельности относят также  деятельность по созданию кредитной  организации или группы банков для  решения общих задач, по образованию  банковского холдинга, по реорганизации банков и их ликвидации в связи с банкротством.
    Сделки  являются действиями, предусматривающими определение взаимных обязательств. В Федеральном законе «О банках и  банковской деятельности» сделка выделяется как самостоятельный вид деятельности; она представляет собой выполняемую банками дополнительную услугу или операцию.
    Под принципами банковской деятельности следует  понимать правила, которыми руководствуется  банк в процессе создания своего продукта. Банки придерживаются следующих принципов:
    1) ориентация на запросы клиентов;
    2) взаимная заинтересованность банка и клиента;
    3) рациональная деятельность, в частности, правило рационального кредитования, предусматривающее ряд требований к оценке ссудополучателя, обеспечения кредита и др.;
    4) платность. Этот принцип позволяет банку компенсировать затраты на производство банковского продукта и получает прибыль.
    5) соблюдение законов, регулирующих деятельность кредитных организаций. 

    1.3. Коммерческий банк и его инфраструктура 

    Коммерческий банк является элементом банковской системы. При единстве сущности банков есть множество их видов. Различают эмиссионные и коммерческие банки. По характеру выполняемых операций коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные. К универсальным банкам относят те, которые выполняют широкий круг разнообразных операций и услуг.
    По  типу собственности банки делятся  на государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.
    По  масштабам деятельности выделяются банковские консорциумы, крупные, средние и малые банки. В структуре банковской системы России преобладают банки с незначительным капиталом. На 1 января 2005г. треть российских банков имела уставный фонд до 30 млн руб., что значительно меньше международных стандартов.
    В некоторых странах заметную долю в общем числе кредитных учреждений занимают учреждения мелкого кредита. Их достоинства – способность работать с небольшими предприятиями, поддерживать средний и малый бизнес, аккумулировать  мелкие сбережения и мобилизовать их на местные нужды.
    По  сфере обслуживания банки  можно  подразделить на региональные (местные), межрегиональные, национальные и международные. К последним относятся Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Международный Московский банк, Международный инвестиционный банк и др.
    По  числу филиалов банки подразделяются на бесфилиальные и многофилиальные. На 1 января 2008г. в стране функционировало 4591 кредитное учреждение (вместе с филиалами Сбербанка России), в том числе 3455 филиалов коммерческих банков (примерно 3 филиала на коммерческий банк). Наибольшее число банков сосредоточено в Москве и Московской области, на Урале и Поволжье.
    В зависимости от обслуживаемых банками  отраслей хозяйства их можно подразделить на многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей. В международной практике встречаются промышленные и торговые банки.
    Банки как элементы банковской системы  могут успешно развиваться только во взаимодействии с другими ее элементами, прежде всего с банковской инфраструктурой. Банковская инфраструктура – совокупность элементов, которая обеспечивает жизнедеятельность банков. Внутренний ее блок обеспечивает стабильность банка, внешний – его взаимодействие с внешней средой. К элементам внутреннего блока относятся:
    1) законодательные нормы, определяющие  статус кредитного учреждения, перечень выполняемых им операций;
    2) внутренние правила совершения  операций, обеспечивающие выполнение законодательных актов и защиту интересов вкладчиков, клиентов банка, его собственных интересов, методическое обеспечение в целом;
    3) система учета, отчетности, аналитики,  компьютерной обработки данных, управления деятельностью банков  на основе современных коммуникационных  систем;
    4) аппарат управления банком.
    К внешнему блоку банковской инфраструктуры относятся:
    1) информационное обеспечение;
    2) научное обеспечение;
    3) кадровое обеспечение;
    4) банковское законодательство. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Современная банковская  система России: проблемы  и пути их решения 

    2.1. Оценка текущего состояния банковского  сектора 

    2.1.1. Базовые характеристики и тенденции функционирования 

    Современная банковская система России представлена двумя уровнями. При этом критерием  отнесения элементов к тому или  другому уровню является их положение  в системе, обусловленное отношениями  субординации. Так, Центральный банк расположен на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом. Что же касается коммерческих банков и кредитных учреждений, то они составляют нижний уровень системы.
    Определенные  законодательством РФ фундаментальные принципы организации российской банковской системы, а именно двухуровневая структура и универсальные функциональные возможности банков, отвечают базовым потребностям экономики и обеспечивают благоприятные исходные условия для развития банковского сектора, соответствующего потребностям экономического роста.
    Банковский  сектор в Российской Федерации функционирует  на принципах рынка. Как свидетельствуют  результаты оценки финансового сектора  Российской Федерации, проведенной  миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2002—2003 гг., целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно признанным подходам.
    Состояние банковского сектора во многом определяется процессами, происходившими в экономике после финансово-экономического кризиса 1998 года. Под влиянием кризисной ситуации на валютном рынке и рынке государственного долга произошло некоторое сокращение функциональных параметров банковского сектора. Осуществленные меры по реформированию банковского сектора, а также улучшение макроэкономической ситуации позволили достичь восстановления основных параметров банковской деятельности к предкризисному уровню.
    Динамика  основных параметров, характеризующих  состояние банковского сектора в 2002—2004 годах, свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпами увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения.
    Рост  доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период. Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентируется на потребности реальной экономики. Сохраняется устойчивая тенденция роста кредитных вложений, согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. На рынке банковских услуг отмечается определенное развитие конкурентной борьбы, особенно за вклады физических лиц. 
    Повышаются  финансовые результаты деятельности кредитных  организаций. За 2004 год прибыль банковского  сектора составила 177,9 млрд. рублей, за 2003 и 2002 годы — соответственно 128,4 млрд. руб. и 93 млрд. рублей.
    По  состоянию на 1 июня 2006 г. количество банков в РФ 1 182, объем депозитов: 6,3 трлн долл., объем депозитов на душу населения: 44  тыс. руб.
    В настоящее время в банковской системе РФ заканчивается период экстенсивного, т.е. чисто количественного, роста и перед ней стоят  задачи интенсивного, т.е. качественного, развития жесткой конкурентной борьбы на рынке с отсевом слабых и укрупнением банковских структур.
    В то же время потенциал развития банковского  сектора не исчерпан. Правительство  Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль. 

    2.1.2. Факторы, сдерживающие развитие банковской системы 

    Развитие  банковского сектора сдерживается рядом обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера.
    К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень бизнес - планирования, неудовлетворительный уровень руководства в некоторых банках, их ориентация на оказание сомнительных услуг и ведение недобросовестной коммерческой практики, фиктивный характер значительной части капитала отдельных банков.
    К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, нерешенность ряда ключевых проблем залогового законодательства, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.
    Помимо  этого российская экономика в  целом и банковская сфера в  частности имеют относительно невысокую  инвестиционную привлекательность, о  чем свидетельствует динамика инвестиций, а в отношении банковского сектора – и снижающаяся доля иностранного капитала. В период с 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. доля нерезидентов в совокупном уставном капитале действующих кредитных организаций Российской Федерации снизилась с 10,7 процента до 6,2 процента.
    По-прежнему значительным является административное бремя, возложенное на банки в  связи с отвлечением ресурсов на выполнение несвойственных им функций. Неоправданно усложнена процедура  консолидации капитала (слияний и присоединений кредитных организаций). Не решен вопрос представления банками отчетности только в электронной форме.
    Наряду  с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего  развития системы рефинансирования, в том числе путем расширения круга инструментов управления ликвидностью.
    2.1.3. Политика государства в отношении  банковского сектора 

    Базовым условием успешного развития банковского  сектора является проведение государством взвешенной последовательной политики в этой сфере. Целями этой политики в отношении банковского сектора являются:
    1) обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития рынка банковских услуг на базе здоровой конкуренции. Банковская деятельность должна базироваться на коммерческих интересах и соблюдении пруденциальных принципов ведения бизнеса;
    2) стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса, населения, развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, прежде всего розничного потребительского кредитования и ипотеки.
    В целом обеспечение государством условий для развития банковского  сектора осуществляется по четырем  основным направлениям:
    1) совершенствование законодательства;
    2) развитие инфраструктуры банковского бизнеса;
    3) совершенствование банковского регулирования и надзора;
    4) совершенствование сферы государственных финансов (налогообложения, государственных расходов, инвестиций).
    Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что одним из приоритетов государственной экономической  политики является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной  основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста.
    Совершенствование процедур предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций  требует осуществления их в соответствии с законодательством Российской Федерации на более ранней стадии и в большей степени за счет средств собственников. Правовые нормы и практика ликвидации банков должны соответствовать международно признанным нормам.
    В целях повышения эффективности  ликвидации нежизнеспособных банков предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на ограничение возможности приостановления мер, принятых в порядке надзора Банком России, в случае их обжалования либо в случае подачи исков в отношении кредитных организаций до рассмотрения дела судом по существу. 

    2.2. Центральный Банк Российской Федерации 

    2.2.1. Особенности деятельности ЦБ  РФ 

    В банковской системе центральный  банк страны играет ключевую роль. От его  деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора (см. приложение 2). Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, ЦБ создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
    Центральный банк функционирует в сфере обмена. Создавая свой продукт в виде наличных денег и безналичных платежных средств, эмитируя их в обращение, он обеспечивает кругооборот и оборот капитала экономических субъектов, непрерывность процесса производства, распределения, перераспределения и потребления общественного продукта.
    Центральный банк – экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Его денежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента, валютного курса.
    Центральный банк – общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений. Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельных экономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условия для сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.
    Правовой  статус ЦБ РФ и цели его деятельности, функции и полномочия определяют Конституция РФ, Федеральный закон  «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральные законы.
    ЦБ  РФ в отличие от коммерческих банков – федеральный орган государственной  власти. Его государственно-властные полномочия распространяются на денежно кредитную сферу и регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны.
    Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:  
     1) процентные ставки по операциям Банка России;  
     2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);  
     3) операции на открытом рынке;  
     4) рефинансирование кредитных организаций;  
     5) валютные интервенции;  
     6) установление ориентиров роста денежной массы;  
     7) прямые количественные ограничения;  
     8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Фундаментальный признак деятельности ЦБ РФ – ее независимый характер. Федеральный закон «О ЦБ РФ (Банке России)» декларирует: функции и полномочия «Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления» (п.2 ст.1).
    Прежде  всего, речь идет о независимости операционной деятельности Банка России. Он осуществляет определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством, по специально разработанным нормам.
    Операционная  независимость ЦБ РФ не означает ничем  не ограниченную деятельность. Круг выполняемых  им операций ограничен законом. ЦБ РФ не вправе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.