На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философские школы Древнего Китая

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            Государственное образовательное  учреждение 
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова  филиал
Российской  таможенной академии
______________________________________________
Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
на тему «Философские школы Древнего Китая» 
 
 
 
 

              Выполнил: студент 1-го курса  
              очной формы обучения

              экономического  факультета
              группа 141 
              П. М. Образцова
               

               Научный руководитель:
              И. С. Савельева, кандидат
              философских наук, доцент 
               
               

               Санкт-Петербург
2010
Оглавление 

I Введение………………………………………………………………………….3 

II Философия  Древнего Китая……………………………………………………4 

1. Особенности  развития философии в Китае…………………………………..6 

1.1. Основные этапы развития философской мысли……………………………6 

1.2. Специфика древнекитайской философии…………………………………..7 

2. Школы в древнекитайской философии……………………………………...12 

2.1. Даосизм – древнейшее философское учение Китая………………………12 

2.2. Социально-философские школы Древнего Китая – конфуцианство и легизм……………………………………………………………………………….13
2.3. Другие философские школы Древнего Китая…………………………….16 

III Заключение……………………………………………………………………20 

Список использованных источников…………………………………………...22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно   богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания. 
     Древнекитайская философия оставила знаменательный след в истории философии, выдвинув немало принципов, парадигм и нравственных учений.
     Данная  работа нацелена на подробное изучение философских школ Древнего Китая. Основные задачи, которые я ставила перед собой при написании реферата, это рассмотрение древнекитайской философии в целом, связи ее с философскими учениями других стран Древнего Востока. Я посчитала необходимым отметить специфику и особенности философии, её периодизацию. Более подробно я остановилась на нескольких наиболее распространенных философских школах Древнего Китая, особое внимания уделяя таким школам, как даосизм, конфуцианство и легизм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия Древнего Китая
     Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго  тысячелетия до н. э. в государстве  Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает  рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
     В эпоху Шан-Инь и в начальный  период существования династии Чжоу господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
     Важнейшим элементом древнекитайской религии  был культ предков, который строился на признании влияния умерших  на жизнь и судьбу потомков.
     В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
     В мифах о происхождении Вселенной  налицо очень смутные, робкие зачатки натурфилософии.
     Мифологическая  форма мышления господствовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.
     Разложение  первобытно-общинного строя и  появления новой системы общественного производства не привели к исчезновению мифов.
     Многие  мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
     Философия Древнего Китая тесно связана  с мифологией. Однако эта связь  имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
     Борьба  за господство между царствами привела  во второй половине III в. до н. э. к уничтожению  “Сражающихся царств” и объединению  Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
     Глубокие  политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.
   В таких литературно-исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности развития философии  в Китае
      Основные этапы развития философской мысли
   Необходимо  отметить, что в историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии.
   Тем не менее, выделяют два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
   Период  складывания философских воззрений  древних народов, которые жили в  бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.
   Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
   Подлинный расцвет древней китайской философии  приходится
именно  на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым
веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие
произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь
юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают
со своими концепциями и идеями великие  мыслители Лао-Цзы, Конфуций,
Мо-цзы, Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ - даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до новейшего времени. 


1.2. Специфика древнекитайской  философии
   Древняя  китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической  и моральной практике. Вопросы  этики, ритуала, управления страной,  построения идеального общества, упорядочения отношений между  "верхами" и "низами" и  т. п. были в ней доминирующими.  Совпадение с политикой было  не только проблемным, но и,  скажем так, должностным. Многие  философы представляли влиятельные  общественные силы и служили  министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта  цепочка в Древнем Китае составляла  одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось  в соответствии с задачами  нравственного совершенствования  человека. Высшее знание - знание  о добродетелях и правилах  поведения великих людей.
Еще  один элемент  рассматриваемой  специфики - оторванность философских  исканий от конкретных научных  знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных  данных. В этой оторванности определенно  просматривается пренебрежительное  отношение к естественнонаучным  наблюдениям и прикладным знаниям  как к чему-то явно низкому  и недостойному человека, человека-мудреца.  Противостояние философии и естествознания  лишала древнекитайскую культуру  возможности выработать цельное  и всестороннее мировоззрение.  Оно пагубно сказывалось на  естественных науках, которые тем самым обрекались на очень низкий общественный статус. Естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.
     Философия и естествознание существовали в  Китае как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывало трудности в развитии. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
     Этот  взгляд возник в Древнем Китае  на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.
     Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.
   Обособленность  древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
   К  специфике древнекитайской философии  следует отнести и ее сущностную  обращенность к прошлому, в прошлое.  Так, все выдвинутые ею проекты  идеального общества были в  действительности не чем иным, как идеализацией глубокой древности, "золотого века" совершенномудрых  правителей - Яо, Шуня и Вэнь-вана. Ярким выражением этой обращенности  был культ предков, состоявший  в признании влияния умерших,  их духов, на жизнь и судьбы  потомков.
   Для  китайской древней философии  характерна также тесная связь  с мифологией, мифами. Отличительной  же особенностью последних был зооморфный (животноподобный: полуживотные - полулюди) характер действовавших  в них богов и духов. Важным, системообразующим элементом мифологии  была божественная сила неба. Древние китайцы свято верили  в то, что все в мире зависит  от предопределения или воли  неба. Земля, мир для них всегда - Поднебесная. Сыном неба перед  своими подданными выступал государь, правитель. Его почитали как высшего посредника между людьми и небесными духами. Ссылки на мифы рассматривались в философии как самые авторитетные аргументы.
   В  связи с мифологией следует  сказать  и об отношении древней  (и последующей) китайской философии  к религии. Это отношение не  похоже на то, что было в  греко-римском мире и особенно  в средневековой Европе, где философия  довольствовалась - разумеется, вынужденно - ролью прислужницы теологии. Религия  здесь проходила тест на философское  обоснование, чтобы быть принятой  обществом. Даже более того, сама  философия могла превращаться  в религию. Вот конфуцианство.  Это и философия, и, как канонизированное  учение, - религия.
   К  особенностям древнекитайской философии  необходимо причислить также  слабую разработку вопросов логики, равно как и сознания, мышления, познания. Дополнительным препятствием  на пути выработки и развития  логико-философской терминологии  был иероглифический характер  китайской письменности.
   Расцвет  древнекитайской философии приходится  на VI-III вв. до н. э., которые по  праву называют золотым веком китайской философии. Здесь целое созвездие имен: Лаоцзы, Кунцзы (Конфуций), Моцзы, Чжуанцзы, Мэнцзы, Сюньцзы,  Шан Ян и Хань Фэйцзы.
   Кроме того, специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и “Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая.
   Наконец, для китайской философии была характерно тесная связь с мифологией.
   Для китайского видения мира и окружающей действительности (что нашло отражение в китайской философии) характерно:
• восприятие своей страны — Китая — как  центра существующего мира;
• понимание  отдельных событий, истории в  целом как циклического процесса;
• осознание  своей ответственности перед  Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;
• восприятие человека, природы и космоса как  единого целого;
• консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
• невыделение  отдельной человеческой личности из коллектива;
• осознание  беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда — уважение и трепет перед организующей силой — государством;
• восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого  целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства — объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
• конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;
• понимание  жизни прежде всего как жизни  духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей -действительности);
• восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
• уважение к родителям, старшим, почитание  предков и духов ("шэнов").  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Школы в древнекитайской философии
    2.1. Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
     Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить  основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
     Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники —  философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
     Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
     Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все  в мире взаимосвязано, нет ни одной  вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе ("все происходит из земли и  уходит в землю"), то есть сегодняшний  человек вчера был воплощен в  виде иных форм, существующих во вселенной — камня, дерева, частей животных, и после смерти то, из чего состоял человек, станет "строительным материалом" иных форм жизни или явлений природы;
• мировой  порядок, законы природы, ход истории  незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа  императора священна, только император  имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно  лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.  

      Социально-философские  школы Древнего Китая - конфуцианство и легизм.
    Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
    Основные  вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как  необходимо управлять людьми?
• Как  вести себя в обществе?
     Представители данной философской школы выступают  за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
     Конфуцианское золотое правило поведения людей  в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
     Учение  Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться  старших по возрасту и по званию;
• подчиняться  императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
     Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
     Руководитель, по мнению Конфуция, должен обладать следующими качествами:
• подчиняться  императору и следовать конфуцианским  принципам;
• управлять  на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно  служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие  цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных  и страны в целом.
 В  свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять  старание в работе;
• постоянно  учиться и самосовершенствоваться.
     Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, в частности изложенные в “Ши цзин”. Однако в условиях широко распространившихся сомнений о небе в VI в. до. н. э.
конфуцианцы и их главный представитель Конфуций делали упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы.
     Конфуций  говорил, что “все первоначально  предопределено судьбой и тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить” (“Мо-цзы”, ”Против конфуцианцев”, ч. II). Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: “Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем”.
     Конфуций  почитал небо как грозного, всеединого и сверхъестественного повелителя, обладающего при этом известными антропоморфическими
свойствами. Небо Конфуция определяет для каждого  человека его место в
обществе, награждает, наказывает.
     Наряду  с доминирующим религиозным взглядом небо у Конфуция уже
содержались элементы толкования неба как синонима природы в целом.
     Вместе  с тем конфуцианцы осуществляют историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов. “Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы немало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей, учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для проповеди конфуцианского учения.
     Учение  Конфуция сыграло большую роль в  объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.  

     Другим  важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа ( III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
     Основной  вопрос легизма (как и конфуцианства): как управлять обществом?
     Легисты выступают за то, чтобы управлять  обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.
     Основными постулатами легизма являются следующие:
• человек  обладает изначально злой природой;
• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;
• как  правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;
• чтобы  избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;
• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;
• основным стимулом правомерного поведения большинства  людей является страх перед наказанием;
• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;
• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание должно применяться  и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы;
• государственный  аппарат должен формироваться из профессионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и деловыми качествами, а не передаваться по наследству);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.