Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные стратегии,применяемые крупными компаниями

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Значение стратегии  в стратегическом управлении 4
1.1 Понятие стратегии 4
    1.2 Основные  области выработки стратегии…………………………………………………………………………………….8
1.3 Этапы разработки стратегии 9
Глава 2 Основные стратегии  развития 16
2.1 Стратегия концентрированного роста 17
2.2 Стратегия интегрированного роста 18
2.3 Стратегии диверсифицированного роста 20
2.4 Стратегии сокращения 23
Заключение 26
Список  литературы 27
Приложения 28 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
ВВЕДЕНИЕ

     Чтобы успевать за изменениями в сфере  бизнеса и не отставать от конкурентов  фирмы должны вырабатывать стратегию  поведения. Не существует стратегии, единой для всех компаний. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
     Выбор стратегии в бизнесе один из ведущих  вопросов в управлении. Если, цели организации  определяют то, к чему стремится  организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких  действий организация сумеет достичь  своих целей в условиях изменяющегося  и конкурентного окружения.
     Данная  курсовая работа посвящена разным типам стратегии и объяснению каждой из них на реально существующих примерах.
     Тема  стратегии в бизнесе очень  актуальна, так как стратегия  является «компасом» для предприятий. С помощью правильно выбранной  стратегии фирма или предприятие  может выйти из сложной финансовой ситуации или умножить свой капитал.
     Целью данной работы является  рассмотрение типов стратегия в бизнесе.
     Поставленная  цель определила следующие задачи контрольной работы:
    Раскрыть понятие стратегии;
    Изучить основные типы  стратегий;
    Рассмотреть особенности стратегий на конкретных примерах.

 
Глава 1 ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

1.1 Понятие стратегии

     Одной из ключевых составляющих стратегического  управления является стратегия. Слово  “стратегия” греческого происхождения  и означает “искусство развертывания  войск в бою”. Однако этот военный  термин за последние 20 лет широко вошел  в обиход специалистов, теорию и  практику менеджмента. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется  организация при принятии управленческих решений.
     В научной литературе можно встретить  много определений стратегии, понимаемой как искусство проведения больших  операций, включающих их подготовку, организацию  и использование имеющихся в  распоряжении средств таким образом, чтобы в фактически существующих условиях достигнуть поставленной цели.
Примеры использования стратегического  подхода к управлению деловыми организациями  начали прослеживаться еще в 20-30-х  годах ХХ столетия, Но понятие стратегии  вошло в лексикон менеджмента  лишь в 50-е годы, когда реакция  компаний и фирм на неожиданные изменения  во внешней рыночной среде приобрела исключительно важное значение. Вначале смысл понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военной терминологии, они все еще определяли стратегию как "науку и искусство развертывания войск для боя" или как "планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств".Это понятие употребляется и в общем смысле, обозначая понятие широких долгосрочных мер или подхода. Оно вошло в лексикон делового управления для обозначения того, что раньше называлось политикой или деловой политикой. В те дни многие управляющие, а также некоторые ученые сомневались в полезности нового понятия. На их глазах в течение полувека промышленность великолепно обходилась безо всякой стратегии, и они задавали вопрос, зачем она вдруг стала нужна и какая от нее польза фирме. Долгое время под стратегией подразумевалось управление ресурсами. Такое понимание восходит к так называемой "кривой опыта", выведенной в 1926 году, которая определяла зависимость затрат на единицу продукции от объемов производства. "Кривая опыта" породила ряд моделей, основанных на крупномасштабном производстве и снижении издержек производства на единицу продукции. Самой известной из них является матрица Бостонской консультативной группы. Чаще всего под стратегией понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Некоторые авторы говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений. Общим здесь является то, что понятие "стратегия" и ее понимание изменялось наряду с усложнением условий ведения бизнеса. На основе различных наиболее известных определений стратегии можно проследить, как по мере возрастания требований внешней среды изменялись принципы формирования стратегического поведения хозяйствующих субъектов (см. табл. 1.1). Рассмотрение эволюции понятия "стратегии" в хронологическом порядке позволяет глубже осознать сущность вырабатываемого предприятием стратегического поведения и понять его структурное содержание.
Таблица 1.1
Автор Определение Основной подход
 
 
 
 
1
А. Чандлер, 1962 г. Стратегия, как  метод установления долгосрочных целей  организации, программы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов Долгосрочные  цели разрабатываются и не подлежат пересмотру до изменения внешних  или внутренних условий среды  функционирования организации
 
 
 
2
Гарвардская школа  бизнеса, 1965 г. Стратегия, как  метод определения конкурентных целей организации Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые  компания будет продолжать и/или  начнет осуществлять
 
 
3
М. Портер, 1980-1985 г Стратегия, как  способ реакции на внешние возможности  и угрозы, внутренние сильные и  слабые стороны  Основная задача стратегии заключается в достижении организацией долгосрочных конкурентных преимуществ над соперниками  в каждой сфере бизнеса
 
 
 
 
 
4
И.Ансофф, 1965 г.; Д.Стейнер, 1977 г.,
П. Лоранж, 1977 г
Стратегия, как  способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней При разработке стратегии следует выделять корпоративные, деловые и функциональные цели с  точки зрения различного их влияния  на процессы управления в организации
 
 
 
 
 
5
Г. Минцберг,1987 г . Стратегия,  как последовательная, согласованная  и интегрированная структура  управленческих решений При разработке стратегии основное внимание уделяется  формированию планов, которые служат для целей контроля по эффективности  достижения стратегических ориентиров
 
 
 
 
 
6
  Стратегия, как  способ определения экономических  и неэкономических преимуществ, которые организация намеревается предоставить основным заинтересованным группам  Стратегия приобретает  социальную направленность и рассматривается  с точки зрения корпоративной  философии и организационной  культуры
 
 
7
Г. Хамель, 1989 г Стратегия, как  способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации Основу конкурентоспособности  составляют особые способности фирмы  и внутренние ресурсы
 
 
8
А. Томпсон,1995 г. Стратегия, как  набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности Стратегия одновременно является преактивной (упреждающей) и  реактивной (адаптирующейся)
Многие  авторы пытались сформулировать определение  понятия "стратегия":
         "Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей" (Chandler, 1962)
     "Стратегия связана с выработкой долгосрочного направления движения и определением масштаба деятельности компании. Она также тесно связана с позиционированием организации по отношению к условиям внешней среды и особенно к конкурентам... Задача стратегии - сформировать максимально возможное устойчивое конкурентное преимущество не путем тактического маневрирования, а на основе принятия общей долгосрочной перспективны" (Faulkner and Johnson, 1992);
"Стратегия  компании - это поиск соответствия  между внутренними воз-можностями  компании и внешней средой" (Кау, 1999).
Майкл Армстронг обобщил предыдущие высказывания и предложил рассматривать стратегию  как "констатацию того, какой компания хочет себя видеть, куда она хочет  идти и в общих чертах как она  собирается это сделать. Стратегия  коммерческого предприятия должна дать ответ на следующие вопросы: "В каком мы бизнесе?", "Как  мы собираемся в этом бизнесе зарабатывать деньги?"... Стратегия - это также  констатация намерения, определяющего  средства для достижения целей, связанного с долгосрочным распределением значительных ресурсов компании, с гибким соответствием  этих ресурсов и способностей особенностям внешнего окружения. Стратегию можно  рассматривать как перспективу  в процессе определения ключевых стратегических вопросов и факторов успеха, при этом принимаемые стратегические решения должны быть направлены на создание значительного и долгосрочного  влияния на поведение и эффективность  компании".
     Научная дисциплина, которая занимается проблематикой  стратегии деятельности, носит название стратегического управления. Помимо всего прочего, стратегическое управление - это еще и трудное искусство  управления развитием организации  в течение длительного периода  времени так, чтобы максимально  использовать появляющиеся шансы и  избегать угроз, возникающих во внешнем  окружении. По этой причине стратегическое управление является объектом интереса таких научных дисциплин, как  экономика, кибернетика, финансы, экономика  предприятия, а также теория организации  и менеджмент.
     В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся  рыночных условиях.
     Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому управлению. В  стратегическом управлении стратегия  рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы  деятельности организации, средств  и форм ее деятельности, системы  взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия  дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация  сумеет достичь своих целей в  условиях изменяющегося и конкурентного  окружения. Стратегия, определяет свободу  выбора в соответствии с изменяющейся ситуацией. При определении стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
    какой бизнес прекратить;
    какой бизнес продолжить;
    в какой бизнес перейти.
     При этом внимание концентрируется на том:
    что организация делает и чего не делает;
    что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности
1.2 Основные области  выработки стратегии
     Как считает один из ведущих специалистов и теоретиков в области стратегического  управления М.Портер, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.
     Первая  область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т. е., чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции. Маркетинг же при данной стратегии не должен быть высоко развит.
     Вторая  область выработки стратегии связана с специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированные производство и маркетинг для того, чтобы становиться лидером в области производства своей продукции. Это приводит к тому, что  покупатели выбирают данную марку, даже если цена и достаточно высока. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.
     Третья  область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа продукции. В данном случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако совершенно обязательным для проведения стратегии третьего вида является то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

1.3 Этапы разработки  стратегии

Этапы разработки стратегии, предложенные Гарвардской  школой бизнеса

  Основной  базовой моделью разработки стратегического  плана принято считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером  которой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась  американскими исследователями  в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают проектирование стратегии.(рисунок 1)
  Согласно  этой модели процесс стратегического  планирования представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию.
  Вполне  понятно, что возможности внешней  деловой окружающей среды могут  быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны  ресурсного потенциала свести к минимуму.
  В основу построения данной модели стратегического  планирования положены следующие основные методологические принципы:
  1. Процесс формирования стратегии развития фирмы должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления. Это означает, что разрабатываемая стратегия должна возникать не интуитивно и не в результате внезапного появления из «потока проблем», а быть продуктом тщательно контролируемого и осознанного процесса обдумывания и принятия решений. К. Эндрюс специально подчеркивает, что стратегическое мышление должно основываться не на интуитивном, а на осознанном опыте, называя внезапно появляющиеся стратегии «концептуальным врагом стратегии».
    Руководство процессом формирования стратегии развития фирмы должен осуществлять топ-менеджер. Исполнительный директор должен быть своеобразным «архитектором» стратегии, а также определять, кто конкретно еще будет привлекаться к процессу стратегического планирования.
    Модель формирования стратегического плана должна быть достаточно простой и информативной.
    Любая стратегия развития фирмы уникальна и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Последнее означает, что стратегия должна содержать в себе концептуальные, отличительные цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.
    Процесс формулирования стратегии должен завершаться лишь тогда, когда альтернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них. В этой связи оценку стратегий в одном из блоков модели Гарвардской группы необходимо понимать как процесс принятия решения по выбору лучшей из них.
    Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным и доступным языком.
    Стратегия развития любой фирмы должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации. В соответствии с этим все элементы структуры предприятия в лице его руководства должны обладать определенными знаниями и ресурсами, а главное, желанием реализовать выбранную стратегию.
  К. Эндрюс как лидер Гарвардской  группы сконцентрировал свое внимание на исследовании роли внешнего руководства предприятия в процессе разработки и реализации стратегии его развития.
  Кроме того, был предложен весьма интересный подход к формированию системы оценки стратегий:
    Последовательность: стратегия развития предприятия не должна содержать противоречивых целей и программ.
    Согласованность: стратегия должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения.
    Преимущество: стратегия должна обеспечивать возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности.
    Осуществляемость: стратегия не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и не должна вести к возникновению неразрешимых проблем.

SWOT-анализ, как один из базовых этапов  разработки стратегического плана

    Одной из составляющих разработки стратегического  плана является оценка внутренней и  внешней среды предприятия. Существует стандартизованная процедура, которая  получила название SWOT – анализ.
    SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности)  и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка  компании отражается в основном  в S и W, а внешняя - в О и  Т. Опишем основные факторы,  которые целесообразно учитывать  в SWOT-анализе. (таблица 1)
    Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными  камнями стратегии и на них  должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В то же время хорошая  стратегия требует вмешательства  в слабые стороны. Организационная  стратегия должна быть хорошо приспособлена  к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных  преимуществ компании. Это важно  для формирования стратегии, так  как: 
- уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства, 
- потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

    Следует отличать благоприятные возможности  отрасли и компании. Превалирующие  и вновь возникающие благоприятные  возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет  конкурентные преимущества или другие возможности для роста. SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:
    - использует ли компания внутренние  сильные стороны или отличительные  преимущества в своей стратегии?  Если компания не имеет отличительных  преимуществ, какие из ее потенциальных  сильных сторон могут ими стать?
    - являются ли слабости компании  ее уязвимыми местами в конкуренции  и/или они не дают возможности  использовать определенные благоприятные  обстоятельства? Какие слабости  требуют корректировки, исходя  из стратегических соображений?
    - какие благоприятные обстоятельства  дают компании реальные шансы  на успех при использовании  ее квалификации и доступа  к ресурсам? Заметим: Благоприятные  возможности без способов их  реализации - иллюзия. Сильные и  слабые стороны фирмы делают  ее лучше или хуже приспособленной  к использованию благоприятных  возможностей, чем у других фирм.
    - Какие угрозы должны наиболее  беспокоить менеджера и какие  стратегические действия он должен  предпринять для хорошей защиты?

Этапы разработки стратегии предложенные И. Ансоффа

  Необходимо  отметить, что модель формирования стратегического плана, предложенная И. Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы.
  Во-первых, в процесс стратегического планирования вводится понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы.
  Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стратегического планирования в виде определенной формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списков факторов, учитываемых в процессе принятия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы.
  Вместе  с тем, поскольку основная схема  формирования стратегического плана, по словам даже самого И. Ансоффа, является слишком детализированной, в результате чего становится «не видно леса из-за деревьев», он предлагает и укрупненную модель формирования стратегического плана. (рисунок 2)
  Согласно  этой модели процесс стратегического  планирования начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями проводится анализ и оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынки сбыта и диверсификации производства.
  По  мнению И. Ансоффа, процессу разработки стратегии диверсификации на предприятии  должно предшествовать принятие стратегического  решения, связанного с обеспечением синергического (системного) эффекта от всех элементов, образующих его организационную структуру. На основе такого стратегического решения формируются конкретные стратегии диверсификации и расширения рынка сбыта для уже производимых предприятием товаров. В своей сумме или по отдельности эти стратегии формируют общую стратегию продукт/рынок для предприятия.
  Вместе  с тем, как считает И. Ансофф, в  целях обеспечения целостности  стратегический план развития предприятия  должен содержать также финансовую и административную стратегии. Причем финансовая стратегия представляет собой совокупность правил и средств, направленных на обеспечение прироста финансового потенциала предприятия. В свою очередь, административная стратегия предполагает набор правил по организационному развитию предприятия.
  Стратегия развития предприятия, с одной стороны, должна быть связана с конкретными  стратегическими альтернативами, а с другой - с синергическим эффектом как характеристикой целостности предприятия.
  Наиболее  существенным отличием модели стратегического  планирования И. Ансоффа от модели Гарвардской  группы является учет обратной связи, которая обеспечивает интерактивность процедуры формирования стратегического плана и непрерывность ее реализации.
  Особой  заслугой И. Ансоффа можно считать  выделение и раскрытие отличительных  особенностей процесса стратегического планирования, содержащихся в его работе «Стратегическое управление».
  В качестве таких отличительных особенностей он называет следующие:
    Процесс выработки стратегии не завершается каким либо немедленным действием, а обычно заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которымобеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
    Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в данном поиске заключается в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, а во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
    Необходимость в данной стратегии отпадет, когда реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
    В процессе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Вследствие этого в процессе разработки стратегии приходится пользоваться слишком обобщенной и неточной информацией о различных альтернативах.
    При появлении более точной и достоверной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначально разработанной стратегии. В этой связи необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
  Бесспорно, данная модель является достаточно близкой  к модели Гарвардской школы бизнеса, но в ней имеется ряд самостоятельных  элементов. К их числу необхо димо отнести следующие:
    предположение о всесторонности охвата, полноте представления процесса планирования, достаточно жесткой последовательности этапов формирования и детализации самих результатов действия;
    четкое и однозначное указание на связь стратегического планирования со среднесрочным и тактическим, что имеет принципиально новое значение в моделировании процесса формирования стратегического плана.

Этапы разработки стратегии предложенные Г. Стейнером

  Модель  Г. Стейнера в определенной мере можно считать симбиозом моделей Гарвардской группы и И. Ансоффа.
  По  мнению Г. Стейнера, предметом, которым  может заниматься стратегическое планирование, является любая деятельность, касающаяся предпринимательства.
  Вместе  с тем в отличие от школы  дизайна школа планирования во-первых, рассматривает практическую реализацию модели предельно формально, автоматически. В исследовании данной школы неформальная модель школы дизайна превращается в строго определенную последовательность шагов.
  Во-вторых, школа планирования вводит в процесс  стратегического планирования центральную  фигуру стратегического процесса — плановика.
  В качестве основных положений данной школы стратегического управления следует назвать:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.