Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Технический прогресс и безопасность производственной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт  очного обучения
Реферат
по  дисциплине
«Безопасность предпринимательской  деятельности»
на тему
«Технический  прогресс и безопасность производственной деятельности» 
 

                                                                                     Выполнил студент:
                                                                                     Таганов Артем
                  Курс 2 Группа 2
                  Руководитель  проекта:
                  К.Ф.Н. Раздорожный А.А. 
                   

Москва - 2010
 

Содержание: 
 

Введение……………………………………………………………………………………………….3
Человек и среда обитания. Негативные факторы техносферы……………………………………………………………………………………………6
Глава 1 Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности  и охраны труда……………………………………….6
Глава 2 Требования к обучению специалиста с  точки зрения                              безопасности труда…………………………………………………………....................15
Заключение…………………………………………………………………………………………19 
Список  использованной литературы………………………………………………….21                                                                                                                                                    
 
 
 

 

Введение 

     Современное общество характеризуется высоким  уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными. Однако по-прежнему ключевым элементом на производстве остается человек, призванный обслуживать, управлять, контролировать технические системы и технологические процессы.
     Природная среда — биосфера — все интенсивнее  преобразуется человеком в его  интересах и превращается в техносферу. Задача человечества заключается в том, чтобы эти неизбежные преобразования не ухудшили условия существования на Земле. Завершившийся XX век был веком особенно интенсивного внедрения в жизнь новых технических средств, объектов, технологий. И, что печально — многие нововведения были не всегда обдуманными и часто не сопровождались анализом последствий. Только на пороге нового века человечество пришло к пониманию того, что дальнейшее безоглядное стремление к удовлетворению своих все возрастающих жизненных потребностей может привести к негативным последствиям для нашей планеты и самого человека.
     Это отразилось в изменении приоритетов  в развитии общества, создании новых  объектов техники, внедрении новых  технологий. В настоящее время  требования безопасности и экологичности  являются определяющими при создании и внедрении новых технических объектов и технологий. Ни один новый проект, не отвечающий нормам безопасности и охраны окружающей среды, не может быть реализован.
     Безопасность  жизнедеятельностиэто наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, целью которой является сохранение здоровья и жизни человека, защита его от опасностей техногенного, антропогенного и природного происхождения и создание комфортных условий жизни и деятельности.
     Деятельность  человека является основой его существования. На трудовую деятельность на производстве, в быту приходится не менее 50 % жизни человека. А именно в процессе трудовой деятельности человек подвергается наибольшей опасности. Трудовая деятельность на производстве — производственная деятельность характеризуется наибольшим уровнем опасности, так как современное производство насыщено множеством разнообразных энергоемких технических средств.
     Анализ  производственных аварий, травм, несчастных случаев, профессиональных заболеваний  показывает, что основной причиной их является несоблюдение требований безопасности, незнание человеком техногенных опасностей и методов защиты от них. Причем человеческий фактор во многих случаях является главенствующей причиной возникновения опасностей.
     Поэтому изучение опасностей трудовой деятельности, причин их возникновения, методов и  средств защиты должно являться одним из основных элементов, способствующих действенной организации мероприятий по охране труда работников предприятия, что обуславливает актуальность выбранной темы.
     Целью работы является изучение влияния научно-технического прогресса на безопасность трудовой деятельности человека.
     В задачи работы входит рассмотрение негативных факторов техносферы, влияющих на человека и среду его обитания, а также  вопросов касающихся неправильной расстановки  и эксплуатации компьютерной техники, особенно в неприспособленных для  этого помещениях, что меняет условия  и характер труда специалистов, ведет  к неблагоприятному воздействию на функциональное состояние и здоровье работающих. Своевременное выявление нарушений в организации работы с компьютерной техникой позволяет устранить неблагоприятное воздействие физических факторов на здоровье пользователей.
     В практической части исследовано  состояние рабочих мест в ЗАО  «ЭРИП», на которых используется персональные компьютеры.
 

     
     Человек и среда обитания.
     Негативные  факторы техносферы
1 Развитие научно-технического прогресса и актуальность защиты жизнедеятельности и охраны труда 

     В жизненном цикле человек и  окружающая его среда обитания образуют постоянно действующую систему  «человек — среда обитания».
     Действуя  в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:
      обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;
      создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных.
     Негативные  воздействия, присущие среде обитания, существуют столько, сколько существует мироздание. Источниками естественных негативных воздействий являются стихийные явления1 в биосфере (изменения климата, грозы, землетрясения и т.п.).
     Постоянная  борьба за свое существование вынуждала  человека находить и совершенствовать средства защиты от естественных негативных воздействий среды обитания. К  сожалению, появление относительно безопасного жилища, применение огня и других средств защиты, совершенствование  способов получения пищи, кроме защиты человека от негативных воздействий, привели  к его влиянию на среду обитания.
     На  протяжении многих веков среда обитания человека медленно изменяла свой облик, но мало менялись виды и уровни негативных воздействий. Так продолжалось до середины XIX в. — начала активного роста воздействия человека на среду обитания. В XX в. на Земле возникли зоны повышенного загрязнения биосферы, что привело к региональной деградации. Этим изменениям во многом способствовали:
      высокие темпы роста численности населения на Земле (демографический взрыв) и его урбанизация;
      рост потребления и концентрация энергетических ресурсов;
      интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства;
      массовое использование средств транспорта;
      рост затрат на военные цели и ряд других процессов.
     В процессе жизнедеятельности человек  систематически подвергается воздействию различных опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб его здоровью непосредственно или косвенно, вызывать нежелательные последствия.
     Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности. Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной средой. В условиях производства на человека действуют техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть опасными и вредными производственными факторами2.
     Техногенные происшествия, аварии и катастрофы. До середины XX в. человек не обладал способностью инициировать крупномасштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые изменения регионального и глобального масштаба, соизмеримые со стихийными бедствиями.
     Появление ядерных объектов и высокая концентрация прежде всего химических веществ  и их производств сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистемы. Примером тому служат трагедии в Чернобыле, Бхопале3.
     Огромное  разрушительное воздействие на биосферу оказали испытания ядерного (в  г. Семипалатинске, на о. Новая Земля) и других видов оружия. Для испытания  химического оружия необходим полигон размером около 500 тыс. га. Иллюстрацией негативного влияния современных локальных войн являются итоги войны в зоне Персидского залива (огромные выплески нефти в залив, пожары на нефтяных скважинах) и на Балканах.
     XX столетие ознаменовалось также потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и урбанизация. Это потребовало крупномасштабного развития энергетики, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, военно-промышленного комплекса и обусловило значительный рост техногенной нагрузки на природу. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты уже разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.
     Создавая  техносферу, человек стремился к  повышению комфортности своей среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Все это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами (например, улучшением медицинского обслуживания) сказалось на увеличении продолжительности жизни людей (табл. 1.1).
     Таблица 1. 
 
 
 

Продолжительность жизни людей в  разные периоды
Период  жизни на Земле, век Продолжительность жизни, лет
Медный, бронзовый, железный К началу XIX в.
В конце  XX в.
30 35-40
60-63
 
     На  ранних стадиях своего развития, даже при отсутствии технических средств, человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения: пониженных и повышенных температур воздуха, атмосферных осадков, стихийных явлений, контактов с дикими животными. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрации, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоемах, почве; электромагнитные поля, ионизирующие излучения.
     Антропогенные опасности во многом определяются наличием промышленных и бытовых отходов, неизбежно возникающих при любом  виде деятельности человека. Они поступают  в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоемы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой и электромагнитной энергии. Количественные и качественные показатели отходов, а также регламент обращения с ними определяют уровни и зоны возникающих при этом опасностей.
     Значительным  опасностям подвергается человек при  попадании в зону действия технических систем: транспортные магистрали; зоны излучения радио- и телепередающих систем, промышленные зоны. Уровни опасного воздействия на человека в этом случае определяются характеристиками технических систем и длительностью пребывания человека в опасной зоне. Проявляется опасность и при использовании человеком технических устройств в быту. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.
     В настоящее время перечень реально  действующих негативных факторов насчитывает  более 100 видов.
     Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными. К вредным производственным факторам относятся:
      неблагоприятные метеорологические условия;
      запыленность и загазованность воздушной среды;
      воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;
      наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующего излучений и др.
     Опасным производственным факторам (ОПФ) называют такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма — это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.
     К опасным производственным факторам следует отнести:
      электрический ток определенной силы; » раскаленные тела;
      возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;
      оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.
     Определенную  опасность представляют ионизирующие излучения (естественный фон, медицинские обследования, фон от строительных материалов, излучения приборов, предметов быта); медикаменты при избыточном и неправильном потреблении; алкоголь; табачный дым; бактерии, аллергены.
     Мир опасностей, угрожающих личности, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют, как правило, несколько негативных факторов одновременно. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени, зависит от текущего состояния системы «человек—среда обитания».
     В настоящее время при изучении различных аспектов воздействия окружающей природной среды на благополучие человека наиболее предпочтителен факторный подход: изучаются соответствующие факторы риска, способные осложнить существование.
     Таким образом, системы безопасности по объектам защиты, реально существующие в настоящее  время, распадаются на следующие основные виды:
      система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;
      система охраны природной среды (биосферы);
      система государственной безопасности;
      система глобальной безопасности.
     Так, использование плазменной обработки  материалов потребовало создания средств защиты работающих от токсичных аэрозолей, воздействия электромагнитных полей, повышенного шума, вибраций.
     Создание  двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но одновременно привело к повышенному травматизму на дорогах, породило труднорешаемые задачи по защите человека и природной среды от токсичных выбросов автомобилей (отработавших газов, масел, продуктов износа шин, использованных аккумуляторов). Таким образом, стремление человека к достижению высоких результатов своей деятельности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе «безопасность жизнедеятельности человека».
     Оценочные данные свидетельствуют о том, что  ежегодно в мире на производстве от травмирующих факторов погибают около 200 тыс. человек и получают травмы 120 млн человек. В нашей стране травматизм с летальным исходом на производстве, автодорогах, в быту непрерывно растет. Так, в СССР в 1986 г. погибли 247,8, а в 1989 г. — 287 тыс. человек. В России в 1999 г. на производстве погибли 723,8 и получили инвалидность около 13 тыс. человек.4
     Наибольшее  число несчастных случаев отмечено на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса, угольной, лесной, бумажной промышленности. Тревогу вызывает рост травматизма с летальным исходом в отраслях, определяющих технический прогресс: машиностроении, радиоэлектронике, станкостроительной, оборонной промышленности. В машиностроении России в 1998 г. травмировано 56,4 тыс. человек, погибло около 460 человек.
     Основные  функции БЖД должны обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды  через:
      описание жизненного пространства, его зонирование по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;
      формирование требований безопасности к источникам негативных факторов — назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;
      организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;
      разработку и использование средств биозащиты;
      реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
      обучение населения и сотрудников предприятий основам БЖД (ОБЖ), подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.
     Четкие  границы между опасным и вредным  производственными факторами установить трудно. В качестве примера можно рассмотреть воздействие на человека расплавленного металла. Если человек попадает под его непосредственное воздействие (термический ожог), то это приводит к тяжелой травме и может закончиться смертью. В этом случае воздействие расплавленного металла на работающего является согласно определению опасным производственным фактором.
     Если  же человек, постоянно работая с  расплавленным металлом, находится под действием лучистой энергии, излучаемой этим источником, то под влиянием облучения в организме происходят биохимические сдвиги, наступает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, длительное воздействие инфракрасных лучей вредно влияет на органы зрения (опасность помутнения хрусталика глаза). Таким образом, во втором случае воздействие лучистой теплоты от расплавленного металла на организм работающего является вредным производственным фактором.
     Состояние условий труда, при котором исключено  воздействие на работающих опасных  и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность труда — это состояние трудовой деятельности (труда), обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Для производственной деятельности применимо понятие производственной безопасности. Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей, формируемых в рабочей зоне конкретным производственным (технологическим) процессом, техническим объектом.
     Безопасность  жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название — охрана труда. Под охраной труда понимается система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
     Безопасность  труда обеспечивается методами и  средствами производственной санитарии, гигиены труда, производственной безопасности.
     Охрана  труда решает четыре основные задачи:
      идентификация опасных и вредных производственных факторов;
      разработка соответствующих технических мероприятий и средств  защиты  от опасных  и  вредных  производственных факторов;
      разработка организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда и управление охраной труда на предприятии;
      подготовка к действиям в условиях проявления опасностей.
     При безопасных условиях труда должно быть исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов. Но не всегда в условиях реального производства это достигается: абсолютная безопасность либо технически недостижима, либо экономически нецелесообразна. Поэтому при разработке современного оборудования стремятся создать максимально безопасные машины, оборудование, установки и приборы, чтобы свести риск при работе с ними к минимуму.
     Существующие  нормативы безопасности делятся  на:
     предельно допустимые концентрации (ПДК), характеризующие безопасное содержание вредных веществ химической и биологической природы в воздухе рабочей зоны;
     предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия опасных и вредных производственных факторов физической природы (шум, ионизирующие и термические излучения, вибрация, ультра- и инфразвук, электромагнитные поля).
     Конкретные  значения ПДК и ПДУ устанавливаются  нормативными актами Государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (например, загрязнения окружающей среды электромагнитными излучениями радиочастотного диапазона регламентируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.2.4/2.1.8.055—96). Для оценки загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах установлены класс опасности и допустимые концентрации загрязняющих веществ.
     Глава 2
     Требования  к обучению специалиста  с точки зрения безопасности труда 

Уровень образования, квалификация специалистов являются одними из важнейших факторов социально-экономического и культурного развития общества. В условиях интенсивного научно-технического прогресса для оптимизации подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности, отвечающей требованиям  современного производства, необходимы исследования по прогнозированию комплекса требований к инженеру. 
        Инженер, как производительная сила общества, осуществляет важнейшую социально-экономическую функцию - ускорение научно технического прогресса и управление качеством выпускаемой продукции. При этом ему необходимо учитывать, что неблагоприятные изменения в техносфере, ужесточение системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования показали, что в отдельных регионах планеты, включая Россию, ситуация чрезвычайная.         

Развитие высоких  технологий, обеспечивающих защиту окружающей среды, уменьшающих энергетические и материальные затраты на производство, способно в значительной мере ослабить влияние вышеупомянутых негативных факторов на биосферу и человека. Поэтому  приоритетной задачей при подготовке инженера стало повышение уровня экологической образованности, придание этому процессу непрерывного, интегрального  характера в циклах общенаучных, общепрофессиональных и специальных  дисциплин, формирование экологической  ответственности у инженера. 
        Поиск путей совершенствования подготовки будущих специалистов показал, что одним из вариантов решения рассматриваемой проблемы является моделирование профессиональной деятельности.  
        Современный технический прогресс понимается как комплекс технологических систем, ориентированных на обеспечение экологичности и безопасности промышленных объектов. Поэтому важно организовать внедрение полученных знаний в технологию производственного процесса с целью получения его высоких зкопоказателей. Это является определяющей частью модели подготовки будущих инженеров, где исключительное значение имеет глубина знаний, формирующая стремление к творчеству, умение наряду с модернизацией старого, проектировать качественно новые образцы.         

Создаваемая модель подготовки специалистов базируется на использовании высокой науки  и компьютерных технологий, умении алгоритмирования и программирования при создании и эксплуатации производственных систем. Особого внимания заслуживает  умение вычленить в курсе основных дисциплин главное для решения  вопросов экологичности и безопасности, возможность перейти к изложению  законов и способов использования  фундаментальных открытий в технике  в сочетании с качеством техносферы. Условием построения модели подготовки будущего специалиста является представление  об исходном и конечном результате.  
        Термины "модель", "моделирование" предполагают создание критериев качества подготовки, которыми должен обладать специалист, установление соотношения между ними и педагогическими условиями, направленными на их формирование. При этом не все авторы вкладывают в термин "модель специалиста" одинаковые понятия.  
        Наиболее приемлемым следует считать определение, данное Е.Э. Смирновой, которая под моделью специалиста понимает "аналог его деятельности, выраженный в репрезентативных характеристиках, выделяемых в исследовании условий функционирования и существования интересующей нас совокупности специалистов" [1].         

Таким образом, модель описывает не профессию или  специальность, а носителя этой специальности, о чем свидетельствуют названия основных направлений его подготовки. Кроме того, проектируемая модель должна удовлетворять потребности  общества в контексте рыночных преобразований. Будущий инженер как носитель знаний и профессиональных навыков  получит возможность конкурировать  за рабочее место на рынке труда. Поэтому структура модели должна включать следующие элементы: объекты  усвоения в процессе подготовки; требования к личностным качествам будущего специалиста; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста. 
        В основе практического осуществления моделирования, как инструмента исследования определенных объектов или явлений, лежит разработка модели подготовки будущего инженера безопасности жизнедеятельности, предусматривающая вычленение всех составляющих элементов деятельности, определение значимости этих составляющих для экологически безопасного производственного процесса и установление взаимосвязей между ними. Процесс моделирования операционально-практического компонента будущей деятельности инженера включает:     

    - выявление  типовых профессиональных задач,  которые предстоит решать специалисту  с целью обеспечения нормативных  показателей негативного влияния  производства на окружающую среду  и человека; 
         - разработку на их основе учебно-производственных задач, комплексно охватывающих всю экологически безопасную производственную деятельность; 
         - определение места этих задач в содержании обучения; 
         - выбор оптимальных форм и методов обучения при рассмотрении каждой задачи.

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.