На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра управления предприятиями торговли                                                                                                       
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Международный франчайзинг как особая форма комплексного лицензирования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка
ФЭУТ, 3 курс, ДГЗ                                                           М.А. Бурая 
 

Руководитель                                             Т. А. Томашевич 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2008
 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
       Любой начинающий предприниматель, решивший вложить свой капитал в торгово-посредническую деятельность, оказывается перед  выбором: изыскать свободную рыночную нишу и начать собственный независимый  бизнес или продавать товар известной фирмы, строго подчиняясь её правилам.
       Возникшее в середине двадцатого века понятие  «франчайзинг» при грамотном  подходе может значительно облегчить  этот тяжелый выбор для будущей  деятельности.
       При слове «франчайзинг» первыми  приходят на ум ресторанный бизнес и модная индустрия. Подобные стереотипы сложились из-за широкого освещения в деловой прессе деятельности таких активных франчайзеров как рестораны «Макдоналдс» и сеть модных магазинов «Benetton». Это они задали тон, сформировали правила игры, создали франчайзингу имидж одного из наиболее эффективных и недорогих способов продвижения на региональные рынки.
       Франчайзинг, как выгодная форма ведения бизнеса, обширно применяется во всех странах  с развитой рыночной экономикой, вбирая в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Данная форма комплексного лицензирования способна решить многие экономические и финансовые проблемы как отдельных компаний и предпринимателей, так и государства в целом.
       Договор франчайзинга достаточно популярен  в мире. Сегодня франчайзинг активно  используется более чем в 80 странах  мира. В США, например, третья часть  всего объёма розничных продаж осуществляется через франчайзинговые сети, а  в Австралии франчайзинг занимает 90% общего объёма услуг сети быстрого питания.1 Такая популярность объясняется тем, что его использование, с одной стороны, позволяет расширить влияния правообладателя (франчайзера), например, на рынке ранее «неохваченных» им территорий, а с другой стороны, даёт возможность для пользователя (франчайзи) начать новый вид предпринимательской деятельности «под именем» уже известного в данном секторе рынка лица, а также присущими франчайзингу эффективностью и высокой устойчивостью вновь образующихся предприятий.
       Актуальность  такой формы комплексного лицензирования, как франчайзинг, неоспорима, поскольку  франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела, а для государства в целом позволит решить ряд важных и актуальных экономических проблем.
       Целью данной курсовой работы является ознакомление с международным франчайзингом  как особой формой комплексного лицензирования, выявление основных преимуществ и недостатков данной формы ведения бизнеса. Необходимо также выяснить как развивается франчайзинг в различных странах мира, а также в нашей стране, изучить законодательную базу регулирующую данную форму бизнес-отношений.
       В работе приводится краткая история возникновения франчайзинга.
       Кроме этого, проанализирован статистический материал по данной форме комплексного лицензирования, сделаны важнейшие выводы на основе данных таблиц.
 

1. Франчайзинг как форма лицензирования

1.1 Понятие международного франчайзинга

     Предпринимателю, который обладает необходимыми знаниями, навыками, способностями и чертами характера, иногда не хватает смелости, решительности для выбора собственной организационной формы бизнеса и он берет для эксплуатации готовое предприятие на льготных условиях от государства, крупной фирмы или же право пользования технологией, торговой маркой известного предприятия, т. е. получает франчайзинг.[5, c.146]
     Сформулировать  единое определение франчайзинга достаточно сложно. Франчайзинг — это понятие-хамелеон, содержание которого меняется в зависимости от вида рассматриваемых отношений. При этом одни исследователи дают определение самого франчайзинга, другие раскрывают отношения по франчайзингу через определение договора, которым опосредуются такого рода отношения. Сказанное применимо и к уровню отдельных государств, законодательство которых содержит определение либо франчайзинга (или франшизы), либо договора франчайзинга.
     В целом, франчайзинг может быть определен  как способ продвижения и сбыта  товара, способ развития бизнеса. Франчайзинг — это система маркетинга и дистрибьюторства, при которой независимый предприниматель (франчайзи) за плату получает право распространять товары или оказывать услуги другой стороны (франчайзера) в соответствии с установленными стандартами и практикой франчайзера, а также с его помощью.
     Суть  франчайзинга состоит в предоставлении крупной и известной компанией  малому предприятию, часто только начинающему  собственный бизнес на рынке, права  в течение определенного времени  и на оговоренной территории вести предпринимательскую деятельность, аналогичную деятельности франчайзера, с использованием уже отработанной технологии, известного и популярного товарного знака, с возможностью обучения персонала и получения необходимых консультаций. [9]
     При организации франчайзинга выделяют 2 главных лица – франчайзера и франчайзи. Франчайзер – это организатор дела, владелец генеральной лицензии, собственник ноу-хау, главный консультант и оптовый поставщик необходимых продуктов, сырья, оборудования, технологий для правильного ведения бизнеса. Франчайзи – предприниматель, менеджер, текущая деятельность которого является полностью самостоятельной, но его предприятие функционирует не как обособленный субъект правоотношений, а как частица единого комплекса( франшизы), объединённого франчайзером.
     Франчайзер  может брать на себя обязательство  по поставке оборудования, сырья и  материалов, оказывать помощь в управлении бизнесом, предоставлять своим франчайзи  финансовую помощь. Вознаграждение по договору франчайзинга, как правило, выплачивается пользователем в форме фиксированного первоначального взноса, платы за лицензию, а также последующих отчислений от выручки или в иной форме, например, посредством приобретения оборудования и материалов у франчайзера. [2, c.7-8]
     Франчайзинг может рассматриваться также как разновидность лицензионных договоров. Однако более корректно рассматривать не договор франчайзинга как разновидность традиционных лицензионных договоров, а лицензионный договор как составную часть более сложного и комплексного договора франчайзинга, ведь если по лицензионному договору предоставляется разрешение использовать отдельные объекты интеллектуальной собственности (фирменное наименование, товарный знак, секреты производства), то договор франчайзинга предусматривает передачу прав на использование нескольких объектов одновременно. Более того, франчайзинг предполагает помощь пользователю со стороны франчайзера, постоянное консультационное содействие, контроль качества, совместную рекламу и многое другое, что намного шире традиционных лицензионных отношений. [9]
     Франчайзинг — это ещё и средство мобилизации капитала. Данная система позволяет франчайзеру привлекать капиталовложении от большого числа инвесторов, стремящихся стать владельцами своего собственного дела. При этом общая сумма капитальных вложений, как правило, намного превышает те совокупные поступления, которые могли бы быть обеспечены за счет традиционных источников инвестиций, из акционерного или привлеченного (заемного) капитала. [5, c.149]
     Для сети франчайзинга существует непременное правило, которое состоит в единообразии деятельности. Это делается для того, чтобы поднять среди потребителей престиж торгового знака франчайзера, ассоциируемого с образом торговых точек, который всегда неизменен и входит таким образом в сознание потребителей, посещающих одну из точек сети. Важнейшее условие франшизы — это единые цены, которые централизованно регулируются головной компанией.[1, c.163]
     Определение франчайзинга будет неполным, если не выделить такое понятие как пакет франчайзинга, т.е. определённый формат, комплекс прав и обязанностей, которые франчайзер передаёт франчайзи. В настоящее  время в этот пакет входят: 

    торговая  марка, логотипы, патенты;
    образцы дизайна для оформления помещений, транспорта, а также образцы одежды персонала;
    система учета и отчетности;
    система подготовки и обучения кадров и консультационных услуг для открытия бизнеса;
    гарантия поддержки и консультации после открытия бизнеса. 

    В идеале в  пакете также должны находиться:
    законное право вести операции па данной оговоренной территории, причем право эксклюзивное,
    рекламная, маркетинговая и PR-поддержка. [3, c.16-17]
 
     Итак, можно отметить следующие характерные черты франчайзинга:
      франчайзинг — это особый вид длящихся деловых отношений между двумя заинтересованными сторонами — субъектами хозяйствования, при которых правообладатель за вознаграждение предоставляет пользователю на определенное время для использования на оговоренной территории свои средства индивидуализации, передает охраняемую коммерческую информацию, оказывает постоянное содействие в организации бизнеса пользователя.
      возможность привлечения дополнительных средств для расширения бизнеса без использования внешнего кредитования
      у собственника системы нет необходимости нести затраты на содержание вновь открытых предприятий (арендная плата за помещение, зарплата персонала, оплата коммунальных платежей и т. п.) и контролировать их каждодневную деятельность, так как управление ими осуществляют новые пользователи определенного метода сбыта товаров или услуг.
     Несмотря  на многочисленные определения франчайзинга в современных условиях, большинство  учёных и экономистов сводят его к одному – франчайзингу как успешному и прибыльному виду деятельности.

1.2 История возникновения особой формы комплексного лицензирования

 
     Истоки франчайзинга уходят почти на 500 лет в глубь истории.
     Оксфордский словарь английского языка сообщает, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные им королевской короной в 1559 году, а franchises - места, отведенные для торговли. Свободным людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках. Таким образом, эти элементы права сформировали основу франчайзинга. [12]
     Однако  в наиболее типичной форме он проявился  в британской системе так называемых “связанных домов”, которая использовалась пивоварами для поддержания нужного  объема продаж. В обмен на заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор в качестве рынка сбыта своего пива.
       Общепринятой датой начала использования слова “франчайзинг” в сегодняшнем его значении (привилегии, предоставляемые частными фирмами) считается 1840 год.
     В середине XIX века франчайзинг впервые  начал использоваться и в США. Родоначальником франчайзинга в его современном виде считается американский производитель швейных машин – компания «Зингер». Мощное серийное производство позволило этой компании торговать своей продукцией по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Поэтому была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово-независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории.
     Аналогичная система была разработана в1898 году компанией “Дженерал Моторс”. В  соответствии с ней дилеры не имели  права реализовывать машины других производителей, а также были обязаны вложить в дело собственный капитал как гарантию высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа франчайзера.
     Активно включилась в использование франчайзинга индустрия бутылочных безалкогольных напитков. Компании “Кока-Кола”, “Пепси” стали производить концентрированный сироп централизованно и распределять его заводам по розливу, находившимся в собственности и управляемым франчайзи, которые одновременно являлись и управляющими местных розничных продаж.[2, c.12-13]
     В 20-е прошлого века годы идея франчайзинга как формы ведения бизнеса  сместилась в сторону отношений  “оптовик - розничный продавец”. Оптовый  продавец (или франчайзер) давал  возможность небольшим розничным  торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
     В 1926 году в Чикаго был основан Независимый  альянс бакалейщиков (IGA), который сейчас активно пробивается на российский рынок, приглашая в свой союз независимые продовольственные магазины площадью от 185,8 кв. м. Его цель - помочь независимому торговцу конкурировать с розничными сетями, сохраняя автономию малого бизнеса. В первую очередь - с помощью закупок по тем же ценам, что и сетевики.
     В Европе эту благородную миссию на себя взяла “Сеть свободных бакалейщиков” DE SPAR, основанная в Голландии в 1932 году и известная сегодня как просто SPAR.[12]
     До  середины 50-х годов прошлого века большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали ее как эффективный метод распределения продукции и услуг. Действительно, традиционный, или товарный, франчайзинг - это передача исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером, под его товарным знаком на определенной территории.
     50-е  годы называются бумом франчайзинга. Именно в это время появляется франчайзинг второго поколения - “франшиза бизнес-формата”. Он предполагает передачу не только товарного знака, но и всей технологии ведения бизнеса, включая внешние параметры и стиль отделки, созданные и апробированные франчайзером. Классический пример - “McDonald’s”. Рэй Крок, коммивояжер - продавец аппаратов для производства молочных коктейлей, однажды посетил паркинг-ресторан быстрого обслуживания San Bernandino, которым управляли братья Макдональды. Впечатленный новой, чрезвычайно оперативной системой организации обслуживания, Крок выкупил в 1955 году права на франчайзинг их бизнеса. [2, c. 15]
     “Клонированные” магазины типа “ИКЕА”, “Метро Кэш  энд Кэрри” и т.д. - тоже результат  воплощения классической франшизы бизнес-формата.
     За  последние 50 лет франчайзинг обрел  такую популярность, что в США  в объеме розничного товарооборота  он составляет более 40, а в странах  Европы - от 5 до 30%.
     В России франчайзинг появился в 1993 году, когда владелец небольшого кафе на проспекте Мира в Москве купил за $10000 сроком на пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq, обладательницы права на торговую марку “Baskin Robbins”. Вскоре по франшизе были открыты “Русское бистро”, “РостикС”, “ЭКОНИКА-Обувь”, бензозаправки “ЛУКОЙЛ”, “ТНК”, “ЮКОС”, магазины IKEA и так далее. [12] 

1.3 Франчайзинг: типы, методы и сферы  его применения

 
     В международной практике существуют три основные сферы сотрудничества на условиях франшизы:
     1. Сотрудничество в промышленной  области. Оно осуществляется между производственными структурами. Франчайзер, являясь собственником патентов, технологий, представляет франчайзи право на их использование и реализацию на определенной территории.
     2. Сотрудничество в сфере товарного  обращения. В этом случае предприятие или фирма поставляют другой фирме товары для реализации в пределах определенной территории. Как правило, этим занимаются коммерческие структуры, стремящиеся оперативно расширить свои рынки сбыта. Обязательным условием такого сотрудничества является осуществление коммерческой деятельности от имени франшизодателя, предоставившего право реализации товаров с использованием его торговой марки.
     3. Сотрудничество в сфере услуг.  Механизм сотрудничества в этой сфере в основном аналогичен тому, что применяется при сотрудничестве в сфере товарного обращения. Различие состоит в объекте сотрудничества. [12]
     В зависимости от сферы применения, франчайзинг делится на:
     1) Производственный. Правообладатель передает пользователю право на производство и продажу под торговой маркой правообладателя товара, соответствующего производимому самим правообладателем. Характерной особенностью этого типа франчайзинга является передача технологии производства соответствующего товара. Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. "Coca-Cola", "Pepsi" и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства, местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.[12]
     2) Товарный франчайзинг. В США первые франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.[4, c.224]
     3) Деловой франчайзинг является наиболее популярным способом франчайзинга. При этом способе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.
     Некоторые экономисты вместо делового и товарного франчайзинга выделяют сервисный и сбытовой:
      сервисный – франчайзер передает франчайзи право использовать отработанную систему оказания услуг конечным потребителям под торговой маркой франчайзера,
      сбытовой – франчайзи получает право реализовывать на определенной территории товар франчайзера под его торговой маркой. Из-за своего сходства с торговым посредничеством в ряде стран не проводится разграничение между договором об исключительной продаже (эксклюзивным дистрибьюторством) и франчайзингом.[7, c.347-348]
       В последние годы классическая  модель франчайзинга изменилась  в направлении обеспечения франчайзера  дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами.[4, c.225]
     Существуют также методы классического франчайзинга, три из них используются наиболее часто:
      региональный франчайзинг;
      субфранчайзинг;
      развивающийся франчайзинг. [3. c. 81]
     Кратко  рассмотрим каждый из этих методов.
     Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна. Осознавая, что он, возможно, не обладает такими средствами или коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, он опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение и прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. Главный франчайзи однако включен в разделение платежей и зачастую взносов в рекламный фонд. Он пользуется всеми благами, которые обычно дает франчайзинг, для этого он тоже платит лицензионные взносы, а также взносы на рекламу непосредственно франчайзеру. В отличие от других методов этот метод выгоден для всех сторон, так как главный франчайзи — выборное лицо, и он должен получать поддержку на протяжении всего времени сотрудничества, а это выгодно и франчайзеру.
     В субфранчайзинге франчайзер также  осваивает какую-то определенную территорию и обеспечивает первоначальное обучение, выбор помещения и т.д. Разница только в том, что франчайзи работает напрямую с субфранчайзером на долгосрочной основе и имеет очень ограниченный контакт с франчайзером. Он платит роялти и рекламные взносы субфранчайзеру, который, в свою очередь, часть этих денег платит франчайзеру. Субфранчайзер, таким образом, становится франчайзером на своей территории и франчайзи зависит от его долгосрочной поддержки. То, что субфранчайзер может иметь ограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать субфранчайзинговые отношения, так как он зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и субфранчайзера.[3. c. 82]
     В соглашении по развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе инвесторов. Инвесторы, в свою очередь, либо развивают свои собственные франчайзеры, которыми они владеют на этой территории, либо подбирают франчайзи. В последнем случае положение инвестора как собственника ограничено. В ответ на право развития эксклюзивной территории лицо, владеющее этим правом, платит франчайзеру взносы и обязано открыть определенное количество точек в оговоренный период времени. Владельцы открытых франчайзи платят роялти и рекламные взносы непосредственно франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, не имеет доли в этих взносах, его доля есть только в реальности индивидуальных франчайзов, которые он открыл. [3. c. 83] 

     Таким образом, существуют различные виды франчайзинга в зависимости от сферы  его применения. Можно отметить, что все виды франчайзинга связаны с передачей прав интеллектуальной собственности. Для того чтобы разобраться в том, какой вид франчайзинга используется, нужно определить, что передаётся кроме этих прав: товары, система оказания услуг или какая-либо технология.
     В каждом из перечисленных методов франчайзинга франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзера, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т.д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующем: продолжительности отношений франчайзера и франчайзи; к кому франчайзи может обращаться за поддержкой; кому он платит установленные взносы. 

  1.4 Преимущества и недостатки международного франчайзинга

 
     Система франчайзинга характеризуется многочисленными  «ловушками», но в то же время имеет  множество преимуществ для каждой из сторон сделки.
     Прежде  всего, необходимо выделить преимущества  для самого франчайзера.
     Франчайзинг позволяет франчайзеру увеличить число торговых точек (производств), распространяющих (производящих) товары (услуги). Проникая на зарубежные рынки, корпорации ускоряют сбыт своей продукции. Для расширения дела не требуется больших собственных капиталов.
     Увеличивается круг возможных источников поступлений: взносы и отчисления франчайзи, плата за аренду имущества и оборудования, доходы от продажи оборудования, строительства помещений и др. Франчайзи заинтересован в максимизации своих доходов: чем лучше положение дел, тем больше прибыль. Тем самым обеспечиваются больший успех и доход франчайзера.
     Родительское  предприятие может установить контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых франчайзи. Имя франшизы защищено посредством  патентования торговой марки. По дизайну, оформлению каждая торговая или производственная точка франчайзи легко идентифицируется с общей торговой маркой.[1,c.163]
     Недостатки  для франчайзера связаны с тем, что, работая по системе франчайзинга, он может потерять некоторый контроль. Не всегда франчайзи работают в строгом соответствии со стандартами франчайзера, что может сказаться на репутации торговой марки. Франчайзер не может быть полностью уверен в правдивости отчетов франчайзи об их деятельности. Часто отсутствует необходимая гибкость в управлении, поскольку франчайзинговые точки не являются собственностью франчайзера и персонал этих точек напрямую ему не подчиняется. Кроме этого, у франчайзера могут возникать проблемы с подбором подходящих франчайзи, которые рассматривали бы франчайзинг как привлекательный метод ведения бизнеса и имели необходимый капитал для вложения в дело.[1,c.164]
     Преимущества  для франчайзи вытекают из того, что при собственном бизнесе они используют репутацию и опыт известной компании. Им нет необходимости тратить значительные средства на рекламу товаров или услуг, поскольку они имеют дело с известной торговой маркой, широко рекламируемой самим франчайзером. Франчайзи получают постоянную помощь и консультации по обустройству точек, оперативного управления и учета и т.д. Они получают значительную экономию от централизованных закупок сырья или товаров, поскольку массовые закупки для них производит франчайзер. Все это обусловливает для франчайзи более низкий предпринимательский риск, чем при самостоятельном ведении дела.
     Недостатки  для франчайзи в основном связаны с ограничением степени их самостоятельности. Иногда это приводит к потере прибыли, как в ситуации, когда отдельные товары или ингредиенты приобретаются у франчайзера, хотя на месте могли бы быть закуплены значительно дешевле. Часто предприниматели, приобретающие франшизу, рискуют, ибо реальные объемы продаж могут оказаться значительно меньше, чем предсказывал владелец франшизы при заключении контракта.[3, c.25-26]
     Также необходимо выделить преимущества и недостатки франчайзинга для потребителей различных товаров и услуг. С одной стороны, посещая любую из точек, работающих под известной потребителю маркой, независимо от того, где она находится, потребитель имеет дело с привычным для него товаром и качеством обслуживания. С другой стороны, имея экономические предпосылки для снижения цен, франчайзи не может эту цену снизить, что не служит интересам потребителя.[1, c. 165]
     Список  достоинств и недостатков франчайзинга может пополняться или уменьшаться. Это зависит от того, выяснил ли потенциальный франчайзер для себя некоторые вопросы, продавая франшизу, и потенциальный франчайзи, приобретая её.
     Вопросы, которые должен выяснить потенциальный  франчайзи, должны сводиться к следующему:
      насколько преуспевают другие предприниматели, которые уже сотрудничают с данной компанией;
      хватит ли той суммы, которую должен вложить предприниматель, приобретая франшизу для успешного ведения бизнеса, или потребуется дополнительный собственный н заемный капитал;
      насколько строго франчайзер относится к проблеме отбора франчайзи или им может стать любой предприниматель, преследующий цели сиюминутной выгоды;
      насколько быстро я выгодно в случае необходимости можно продать торговую точку, работающую на условиях фран чайэинга;
      насколько стабильным может быть спрос на товары или услугу   в длительной перспективе. [2, c.30]
 
     Вопросы, которые должен выяснить франчайзер, продавая франшизу, следующие:
      стабилен ли спрос на данный товар в регионе и сохранится ли он в перспективе;
      в какой мере эластичен спрос, и в какой мере уровень доходов населения региона позволит регулярно приобретать предлагаемые товары или услуги;
      кто входит в состав основных конкурентов и возможно ли появление товаров-субститутов;
      какова деловая репутация фирмы, имеющей намерения приобрести франшизу, и ее владельцев;
      насколько экономические условия и правовая база региона или страны, которые представляет потенциальный франчайзи, обеспечит нормальное ведение бизнеса.[2, c.31-32]
     Очевидно, что и потенциальный франчайзер, и потенциальный франчайзи, сталкиваются с проблемой прогнозирования предпринимательского риска, и этот риск тем больше, чем больше вкладываемый капитал.
     Многие  экономисты сравнивают франчайзинг  с другими формами организации  бизнеса, представив это сравнение в таблице: [15] 

Что Вы имеете Дилер Франчайзи-дилер Сотрудник или торговый представитель
Владение  своей собственностью + + -
Получаете ли Вы основную часть прибыли + + -
Не  нужно вкладывать большой начальный  капитал - + +
Есть  ли у Вас независимость от других фирм + + -
Вы  хозяин своего бизнеса, Вас не могут  уволить + + -
Нет риска потерять свои собственные  деньги - + +
Нет боязни, что Вы ошиблись в построении схемы бизнеса - + +
Возможность воспользоваться чужим опытом для  максимальной эффективности - + +
     

     Как видно из таблицы, франчайзинг вбирает  в себя все лучшие черты других видов организации бизнеса: уверенность  в завтрашнем дне, прибыльность, независимость. Во франчайзинге практически нет минусов. Но только в том случае, если он правильно организован.
 

  1.5 Характеристика международного договора франчайзинга

 
     Договор франчайзинга наиболее перспективный и эффективный способ ведения бизнеса по сравнению со всеми остальными видами договорных отношений, основанных на передаче комплекса исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
     Согласно  Руководству по франчайзингу Всемирной  организации интеллектуальной собственности  франчайзинг – это "договор, по которому одно лицо – франчайзер (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения бизнеса, разрешает другому лицу – франчайзи – использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение". [12]
     Договор франчайзинга заключается с целью  интенсивного расширения бизнеса владельца  исключительных прав при меньших капитальных затратах, чем при традиционных способах организации бизнеса. В то же время франчайзи получает возможность без особого риска начать собственное дело, используя авторитет и опыт франчайзера.
       Международный договор франчайзинга представляет собой предпринимательскую сделку, поэтому его сторонами могут быть лишь субъекты предпринимательской деятельности. Он является двусторонним, возмездным, консенсуальным и представляет собой срочную сделку.
       Предметом международного договора франчайзинга является предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение комплекса исключительных прав, перечень которых не является исчерпывающим. В частности, договором может быть предусмотрена передача прав на следующие объекты:
    фирменное наименование;
    товарный знак (знак обслуживания);
    изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
    объекты авторского права;
    нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау).
       Предметом договора франчайзинга могут быть и  такие объекты интеллектуальной собственности, как определенная коммерческая информация и опыт организации той или иной коммерческой деятельности, включающие в себя профессиональное обучение персонала, инструктажи по различным аспектам организации коммерческой деятельности: управление, создание сбытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживании клиентуры, приготовление фирменных блюд и т.п. [7, c.334]
       Исходя  из общего определения договора франчайзинга и практики его применения, договор международного франчайзинга характеризуется следующими основными признаками:
    представляет собой вид предпринимательской сделки, вследствие этого его сторонами могут быть лишь коммерсанты (предприниматели);
    является взаимообязывающим договором, то есть права и обязанности по данному договору возникают как у франчайзера, так и у франчайзи;
    рассматривается как комплексный договор, совмещающий в себе элементы пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений товарищества (партнерства);
    вследствие своего предпринимательского характера договор франчайзинга является возмездным;
    представляет собой, как правило, срочную сделку;
    характеризуется только ему присущим предметом сделки, которым является «деловой комплекс» - система осуществления предпринимательской деятельности, включающая в себя права на интеллектуальную собственность - фирменное наименование, товарный знак, ноу-хау (коммерческая тайна) - и иные промышленные права, а также авторские права и информацию, позволяющую определенным способом производить или продавать товары либо оказывать услуги потребителям;
    не является в чистом виде меновой сделкой, то есть интересы его сторон, хотя и противоположны, однако наряду с этим присутствует общая заинтересованность франчайзера и франчайзи в успешном осуществлении деятельности франчайзи (особенно в случае выплаты вознаграждения в виде процента от полученной франчайзи прибыли). [7, c.337-338]
 
     Цена  договора является одним из существенных условий договора франчайзинга, в отличие от срока договора, который международной практикой к существенным условиям не отнесен. [7, c. 340]
     Содержание  договора франчайзинга составляют права  и обязанности сторон.
      Франчайзер, как правило, оставляет за собой  право:
    прямо или косвенно предлагать и осуществлять поставки любому покупателю или потенциальному покупателю товаров, за исключением прямой поставки в пределах определенной территории;
    в любое время изменять цены на товары и условия продажи. Т.е. франчайзи ведет самостоятельную коммерческую деятельность по собственному усмотрению;
    изменять качественные характеристики товаров, прекращать производство некачественных товаров;
    по окончании финансового года проводить аудит финансовой и бухгалтерской отчетности франчайзи (включая право на изготовление копий) за свой счет;
    имеет право контролировать соблюдение франчайзи общепринятых для конкретного типа производства технологических, санитарных и других норм при производстве продукта (оказании услуг);
    разрешать своим лицам иметь личный доступ к документам, относящимся к бизнесу, в течение всего срока действия договора;
    контролировать содержание рекламы при проведении франчайзи рекламной кампании самостоятельно. [16, глава 53]
      Франчайзи обычно наделяется следующими правами:
    самостоятельно устанавливать цены на товары и оказываемые услуги, но с учетом методов ценообразования франчайзера и соображений коммерческой целесообразности;
    вносить предложения по совершенствованию системы, и, если они будут положительно оценены франчайзером и распространены на систему, франчайзи имеет, выплачиваемую франчайзером;
    по прошествии установленного договором срока вносить (по согласованию с франчайзером) изменения в ассортиментный перечень товаров, услуг изменения, разрабатывать новые методы и технологии производства товаров и оказания услуг. [16]
       Франчайзер  обязан:
    обеспечить регистрацию договора в установленном порядке;
    не предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав, предусмотренных договором, для их использования на закрепленной за франчайзи территории, указанной в приложении к договору;
    в минимально возможный срок обязуется уведомить франчайзи об утрате права на товарный знак или его изменение;
    проводить программу маркетинга, продвижения товарного знака с помощью методов, которые считает приемлемыми, используя средства рекламного взноса;
    по письменной просьбе франчайзи представляет ему сметы всех расходов на рекламу и маркетинг за любой финансовый год в течение срока действия договора;
    провести достаточную начальную подготовку франчайзи, а при необходимости, и его служащих;
    в случае необходимости проведения дополнительного обучения для руководителей и сотрудников франчайзи, франчайзер оказывает поддержку в выборе тематики обучения, которое оплачивается за счет франчайзи;
    проводит консультации по установке оборудования, оформлению помещений и сопредельной территории. Изменения всех типов, дополнения и переустройство могут производиться только с письменного согласия франчайзера;
    оказывает содействие (при необходимости) в осуществлении заказов на оборудование, консультирует по вопросам приобретения оборудования по лизингу, в аренду;
    консультирует франчайзи по текущим вопросам, относящимся к ведению бизнеса, в течение срока действия договора. Эта услуга должна быть бесплатной;
    консультирует франчайзи по вопросам разработки бизнес-планов и инвестиционных проектов. Разработка бизнес-планов и инвестиционных проектов по письменному требованию франчайзи может осуществляться франчайзером за счёт франчайзи;
    осуществляет контроль качества товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) франчайзи на основании договора;
    при условии успешного ведения бизнеса франчайзи по своему усмотрению может предоставлять гарантию по выданным франчайзи финансовыми и банковскими структурами суммам ;
    обязуется не конкурировать с франчайзи на территории, на которую распространяется действие договора.[16]
        Франчайзи обязуется:
    незамедлительно оформить организацию в соответствии со стандартами франчайзера;
    соблюдать инструкции и указания франчайзера, направленные на обеспечение соответствие характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав характеру их использования франчайзером;
    покупать товары в соответствии с процедурой заказа и условиями продажи франчайзера (если речь идет о франчайзинге товара);
    оказывать покупателям (заказчикам) дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у франчайзера или в системе его дочерних организаций;
    не чинить препятствий франчайзеру или его уполномоченным представителям в любое время инспектировать товар, проверять и брать образцы на анализ;
    обеспечить соответствие качества реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям франчайзера;
    предоставлять франчайзеру или его доверенным лицам полный, свободный и неограниченный доступ в служебные помещения в целях проверки соответствия ведения бизнеса предусмотренным договором нормам и внутренним стандартам;
    не заниматься прямо или косвенно (в качестве директора, собственника, пайщика или иным образом) какой-либо деятельностью, конкурирующей с бизнесом или товарным знаком франчайзера, на оговоренной территории;
    не отчуждать, перепоручать, закладывать, вносить в другие организации в виде вклада свои права и обязанности по договору без предварительного письменного согласия франчайзера;
    не позволять любой другой организации осуществлять деятельность на своих площадях и не расширять направления деятельности без согласования с франчайзером. Франчайзи гарантирует, что деятельность, осуществляемая на его площадях, будет предметом договора;
    обеспечивать периодическое обучение своих сотрудников, необходимое для поддержания уровня квалификации;
    информировать франчайзера о состоянии конкуренции на сопредельных с ним территориях и сообщать другую информацию, имеющую отношение к продукции и рынкам сбыта;
    вести бухгалтерские книги и документы отдельно от документов, имеющих отношение к вопросам, не связанным с деятельностью в качестве франчайзи;
    вести документацию и составлять отчетность, используя при этом стандартные формы, рекомендуемые франчайзером, и предоставлять франчайзеру отчетность в сроки и способом, согласованные с франчайзером;
    своевременно вносить плату по договору;
    оплачивать задолженность, образовавшуюся по суммам, выданным под гарантию, предоставленную франчайзером каким-либо способом, и строго выполнять гарантированные франчайзером обязательства;
    своевременно производить оплату всем поставщикам, согласованным с франчайзером, и незамедлительно ставить в известность франчайзера о неспособности выполнить свое обязательство;
    своевременно вносить арендную плату и иные платежи, предусмотренные договором аренды;
    предоставляет франчайзеру сведения об имеющихся договорах страхования и справки о выплате страховых сумм;
    информировать франчайзера о резком ухудшении своего финансового положения;
    укомплектовать свою организацию достаточным количеством работников с целью обеспечения эффективной деятельности и нормального графика работы.[16]
     Международное регулирование франчайзинговых  отношений представлено рекомендациями Всемирной организации интеллектуальной собственности (Публикация ВОИС № 480(R)), Этическим и моральным кодексами, разработанными Международной ассоциацией франчайзинга, а также некоторыми региональными актами, в частности, Регламент Комиссии Европейского Союза № 4087/88, который применяется к франчайзинговым договорам в области розничной продажи товаров и оказания услуг. Регламент содержит перечень допустимых ограничений конкуренции и ограничений, которые не допустимы. [7, c.335]
       Таким образом,  даже распространенность международного франчайзинга не привела к возникновению универсального международного  регулирования этих отношений. Поэтому для правового регулирования договора международного франчайзинга обычно используют средства, которые предоставляются международными конвенциями.
     Договор франчайзинга охватывает широкий спектр экономических и правовых отношений и представляет собой предпринимательскую сделку, но для того, чтобы эта сделка была выгодной и справедливой для обеих сторон, франчайзер и франчайзи должны внимательно изучить свои права и обязанности, т.е. не только экономическую, но и правовую сторону франчайзинга.
 

2. Зарубежный опыт в области развития франчайзинга

 
     С середины пятидесятых годов франчайзинг  в корне изменил темпы развития сотен и тысяч фирм - сначала  в США, а затем и более чем  в 100 странах мира. Некоторые крупные  фирмы - франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров - франчайзи, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг.
     Сегодня мировой рынок франчайзинга растет и считается одним из самых  перспективных. Эта форма успешно  используется в 80 странах, где франчайзинговые  фирмы создают около 13% валового национального продукта. Многие специалисты считают, что в ближайшее время половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.
     В настоящее время франчайзинг  используется примерно в 75 сферах бизнеса – от фаст-фудов и ресторанов до операций с недвижимостью и юридических услуг.[11]
     По  данным FRANDATA Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил  сегодня наибольшее распространение  являются: заведения фаст-фуд –  около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля (в том числе продуктами питания) – 15%, сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) – около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание – 8%, строительство – 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуд, ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров.2 [13]
     Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного бизнеса по всему  миру являются США, Канада, Корея, Япония, Австралия, лидеры Европы – Германия, Франция и Великобритания.[11]
     Рассмотрим  уровень развития франчайзинга в  различных странах мира.

2.1 Франчайзинг в  США

     США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. В 1998 году в Америке насчитывалось около 1 200 франчайзеров; в 2002 году действовало уже примерно 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи; на сегодняшний день имеется около 2 400 франчайзеров и 767 000 франчайзи.
     Франчайзинг в США развивается в двух различных формах:
      Выдача лицензии на право продажи товара под маркой франчайзера, то есть продажа продукции франчайзера в обмен на оплату или компенсацию.  Являлся первой моделью, использованной в 50-х годах.
      Форматные франшизные соглашения (business format franchising), Эта формула предполагала не только передачу особых прав, но и выработку единой стратегии, плана, руководящих принципов, маркетинг, общую систему контроля качества, рекламную деятельность, что позволяет франчайзи быть в постоянном контакте с франчайзером.
     В настоящее время 81,1% франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу бизнес-формата; 18,9% франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу товара.3
     В предприятиях первого типа задействовано 79,5% служащих, второго – 20,5% служащих от общего числа в сфере франчайзинга.
     По некоторым оценкам, в США до 56% франшизных систем сосредоточено в первой десятке отраслей, в которых франчайзинг наиболее результативен. Отрасли, лидирующие в США по использованию франчайзинга, представлены на рис. 1. 

Рис. 1. - Отрасли, лидирующие в США по использованию  франчайзинга 


     Как видно на рис.1, половина из десяти лидирующих отраслей относится к сфере услуг, причем уже на четвертом месте находится отрасль целиком из этой сферы (ремонт и уборка), а на третьем – отрасль, в которой присутствует как товарная составляющая, так и предоставление услуг по обслуживанию автомобилей. Если из этого списка вычленить пять отраслей сферы услуг, то окажется, что на них приходится около 20% франчайзеров и 17% франшизных предприятий. Важно отметить, что франчайзинговые системы в данной сфере представлены не только этими отраслями.
  Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает приблизительно 15% ВВП США. Примерно 60% ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50% которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85% малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14% предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование.
     Федеральное законодательство США регулирует продажу как франшиз, так и Business Opportunities. В октябре месяце 1979 года, U.S. Federal Trade Commission издали правовые нормативы -  “Trade Regulation Rule on Franchises and Business Opportunita Ventures” более известные под названием -  “The Rule”, для урегулирования спорных вопросов. 
      Франчайзинг в Америке может расчитывать  на поддержку International Franchise of Washington (IFA), ассоциацию, учрежденную в 1960 году группой  предпринимателей для продвижения  франчайзинга, для предоставления услуг заинтересованным компаниям, а также для организации мероприятий. В ассоциацию no profit входят  более 500  американских франчайзинговых компаний.[11]

2.2  Франчайзинг в  странах Западной  Европы

     В 1990 году в двенадцати странах Европы было зарегистрировано 1 600 франчайзинговых систем и 85 000 франчайзи. Согласно статистическим данным, в марте 1997 года, на Европейском салоне франчайзинга и торговли в Париже, в Европе действовали более чем 3 500 франчайзинговых систем и 134 000 франчайзи, которые нанимали приблизительно 1 000 000 работников. Товарооборот составлял $70 миллиардов. [11]
     По  количеству франчайзеров и франчайзи  Германия занимает одну из передовых  позиций в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году в этой стране действовало 530 франчайзеров и 22 000 франчайзи. В настоящее же время работает 950 франчайзеров и 49 000 франчайзи.
     Наиболее  высокий рост франчайзинга наблюдается  в сфере быстрого питания, а так  же в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса. Товарооборот в сфере франчайзинга – 22,4 миллиарда евро. [11]
     Франция также является одним из лидеров  по развитию франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году там действовало около 470 франчайзеров и 25 800 франчайзи. На сегодняшний день во Франции существует более чем 720 франчайзеров и 33 300 франчайзи. Рынок франчайзинга во Франции развивается стабильно и динамично. Жульен Витали, представитель Французской Федерации Франчайзинга, сообщает, что наибольшие обороты по франчайзингу сегодня наблюдаются во Франции в сфере недвижимости. Второе место принадлежит обслуживанию частных лиц (например, занятию с детьми после школы) и предприятий (поддержка малых и средних фирм, а также управление бухгалтерским учетом, персоналом, секретарскому делу). Значительная доля во франчайзинге принадлежит продуктам питания и готовой одежде (у каждого сектора по 5 000 пунктов продаж). [11]
     Великобритания  также занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. В 1998 году в Британии существовало 568 франчайзеров и 29 100 франчайзи. В настоящее время в ней насчитывается 670 франчайзеров. В Великобритании подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой сфере страны. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата появился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни. Ежегодный доход в сфере франчайзинга составляет более 10 миллиардов фунтов стерлингов.[11]
     Франчайзинг играет важную роль в Италии. По показателям  развития эта страна находиться недалеко от таких признанных европейских  лидеров, как Германия, Франция и Великобритания. В 1998 году в Италии имелось 436 франчайзеров и 21 400 франчайзи. К настоящему моменту существуют уже около 655 франчайзеров и 44 426 франчайзи. В Италии, по словам генерального директора Итальянской Ассоциации Франчайзинга Итало Буссали, франчайзинг в Италии сосредоточен преимущественно в сфере электроники (телевидение, DVD) – 20% рынка, продуктов питания – 15%, туризме. Наименее франчайзинг развит в сфере мороженного и товаров, предназначенных для снижения веса. Всего же итальянский франчайзинг работает более 20 лет (с 1970 года) и насчитывает 760 брендов, причем сеть франчайзи насчитывает 48 500 точек продаж, а оборот 20 миллиардов евро. Во франчайзинговой системе трудятся 175 000 человек. Таким образом, в Италии влияние франчайзинга на экономику оказывает весомое влияние и поэтому к предпринимателям, работающим в этой отрасли, охотно прислушиваются и правительство, и политики, и региональные власти. Каждый новый франчайзи получает от Итальянской Ассоциации Франчайзинга 50 000 евро, из которых 50% – грант, 50% – кредит под маленький процент. [11]
     Франчайзинг в Испании переживает в последнее  время бурный рост, как следствие  предпринимательской инициативы франчайзеров и франчайзи, сумевших при помощи консалтинговых фирм преобразить панораму розничной торговли и сферы обслуживания. Все больше вытесняются традиционные мелкие частные лавочки, на смену им приходят фирмы, входящие в хорошо организованную и структурированную франчайзинговую сеть. Более восьми лет существует Испанская Ассоциация Франчайзинга. В 1998 году в Испании насчитывалось приблизительно 288 франчайзеров и 13 200 франчайзи. В настоящее время действует уже 646 франчайзеров и 27 000 франчайзи. Годовой оборот в рамках франчайзинга 3,5 миллиардов евро, в секторе занято 82 000 человек. Подсчитано, что в Испании количество традиционных торговых точек, закрывшихся в первые два года существования в шесть раз больше, чем франчайзинговых.[11]

2.3 Франчайзинг в  России

     Россия  вступила в эру франчайзинга. В  стране уже действует около 6 000 предпринимателей-франчайзи, работающих по лицензиям более чем сотни компаний-франчайзеров. Именно в этот сегмент, как выясняется, направилась основная масса энергии малых и средних предпринимателей нашей необъятной Родины. Его потенциальная емкость, по некоторым оценкам, может доходить до 60 000 франчайзинговых точек в самых различных сферах бизнеса. Специфика развития предпринимательства в России привела к тому, что быстрее всего франчайзинг развивается в сфере общественного питания и розничных продаж. Здесь и объемы больше, и риски меньше. Ведь в России по сей день на еду и одежду граждане, в среднем, тратят более половины доходов. К популярным сферам можно также отнести: общественные услуги (обслуживание бизнес-центров, рассылка почты, доставка товаров, печать, копирование, службы по трудоустройству и т.д.), различные магазины, автосервис, оздоровительные центры и торговые предприятия, бухучет и услуги по налогообложению, строительство и ряд других. Столь обширная "география" франчайзинга объясняется, прежде всего, наличием обоюдовыгодных преимуществ подобной формы сотрудничества. Интенсивно развиваются франчайзинговые отношения в системе питания ("Русское бистро", "Баскин Роббинс", "Пицца-Хат"), компьютерной индустрии ("Лампорт", "1С"). Зарождаются франчайзинговые отношения и в сфере производства ("Довгань").
     Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки  на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, в США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.