На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прекращение юридического лица путем реорганизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 
 
Институт      ____________________________________________________________ 

Кафедра       Гражданского права и процесса 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине  Гражданское право (1) 

вариант (тема)  Прекращение юридического лица путем реорганизации 
 
 
 
 

Выполнила студентка
заочной формы  обучения
специальности  юриспруденция
специализации  гражданско-правовая
  2   курса   ЮР-4-2007/1 группы
№ студенческого  билета
(зачетной  книжки)              07-190          _______________       А.И. Коршунова  
 
 

Проверил преподаватель 

_________________________                ________________   ___________________

Москва  – 2009

 

Содержание: 

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1 Реорганизация юридических лиц...................................................................................4
      1.1. Понятие реорганизации юридических  лиц..............................................................4
      1.2. Формы реорганизации юридического  лица.............................................................4
      1.3. Правила реорганизации юридического  лица...........................................................7
Глава 2 Проблемы, возникающие при реорганизации юридических лиц..............................19
Заключение...................................................................................................................................26
Список  использованной литературы.........................................................................................28
 

Введение 

     Тема  реорганизации юридических лиц  сложна и обширна. Реорганизация - это  прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают  одно либо несколько новых юридических  лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.
Ликвидация  представляет собой прекращение  деятельности юридического лица без  правопреемства, т.е. прекращение, как  самого юридического лица, так и  его прав и обязанностей.
И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.
Реорганизация представляет собой специфический  способ прекращения действующих  и образования новых юридических  лиц (кроме случаев реорганизации  в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.
Поскольку реорганизация всегда связана с  имущественным правопреемством  между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:
а) в  полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и  преобразовании);
б) в  полном объеме, но к нескольким правопреемникам  в соответствующих частях (при  разделении);
в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).
 

Глава 1 Реорганизация юридических лиц. 

     1.1. Понятие реорганизации юридических лиц. 

     Реорганизация юридического лица – это его прекращение, влекущее возникновение новых организаций  или значительное изменение характера  юридической личности существующих организаций. Проще это можно  сказать так: реорганизация –  способ прекращения деятельности юридического лица, характеризующийся переходом прав и обязанностей к другому юридическому лицу. В таких случаях ко вновь возникшим или ранее существующим организациям, помимо участников и имущества юридического лица, могут перейти особенности его организационной структуры, правоспособности, фирменного наименования и др. Реорганизация возможна в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования.1 

      1.2. Формы реорганизации юридического  лица 

     Слияние.
     Слиянием  обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
Общества, участвующие в слиянии, заключают  договор о слиянии. Совет директоров (наблюдательный совет) каждого общества, участвующего в слиянии, выносит для решения общим собранием акционеров каждого такого общества вопрос о реорганизации в форме слияния, а также вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, создаваемого в результате слияния.
Общее собрание акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации каждого такого общества в форме слияния, включающее в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта общества, участвующего в слиянии, и устава общества, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, а также принимает решение по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества в количестве, установленном проектом договора о слиянии для каждого общества, участвующего в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества. Отношение количества членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, к общему количеству членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества должно быть пропорционально отношению количества акций создаваемого общества, подлежащих размещению среди акционеров соответствующего общества, участвующего в слиянии, к общему количеству подлежащих размещению акций создаваемого общества. Рассчитанное в соответствии с настоящим пунктом количество членов совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, округляется до целого числа в соответствии с действующим порядком округления.2
Договор о слиянии должен содержать:
1) наименование, сведения о месте нахождения  каждого общества, участвующего  в слиянии, а также наименование, сведения о месте нахождения  общества, создаваемого путем реорганизации  в форме слияния;
2) порядок  и условия слияния;
3) порядок  конвертации акций каждого общества, участвующего в слиянии, в акции создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;
4) указание  о количестве членов совета  директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества, избираемых каждым обществом, участвующим в слиянии, если уставом создаваемого общества в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого общества общим собранием акционеров этого общества;
5) список  членов ревизионной комиссии  или указание о ревизоре создаваемого  общества;
6) список  членов коллегиального исполнительного  органа создаваемого общества, если  уставом создаваемого общества  предусмотрено наличие коллегиального  исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;
7) указание  о лице, осуществляющем функции  единоличного исполнительного органа  создаваемого общества;
8) наименование, сведения о месте нахождения  профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг создаваемого общества (далее - регистратор), если в соответствии с федеральным законом ведение реестра акционеров создаваемого общества должно осуществляться регистратором.3
Договор о слиянии может содержать  указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме  слияния, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные данные о лицах, указанных в подпунктах 5 - 7 пункта 3, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.4
При слиянии  обществ акции общества, принадлежащие  другому обществу, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующему в слиянии обществу, погашаются.5
5. При  слиянии обществ все права  и обязанности каждого из них  переходят к вновь возникшему  обществу в соответствии с  передаточным актом.
      Присоединение.
     Присоединение заключается в том, что существующая организация за счет того, что одна или несколько других организаций  вливаются в нее, сами, утрачивая  признаки юридического лица. Это способ реорганизации при котором права  и обязанности одного ранее существовавшего юридического лица переходят к другому юридическому лицу. Права и обязанности переходят к укрупняющемуся юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.6
      Разделение.
     Разделение  означает дробление одного юридического лица, прекращающего свое существование, на несколько более мелких организаций. Следовательно, права и обязанности прекращаемого юридического лица тоже дробятся: они переходят ко вновь возникшим организациям на основании данных разделительного баланса.7
     Выделение.
     Выделение – это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц; в отличие же от разделения, при этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников, объем гражданской правоспособности. Все это как бы “вычитывается” из нее и переходит ко вновь возникающим на такой основе другим юридическим лицам. Документом, фиксирующим подробности данного процесса, является составляемый при этом разделительный баланс.8
      Преобразование.
     В соответствии с п.5 ст.58 ГК РФ еще  одним способом реорганизации юридических  лиц признано их преобразование, т.е. изменение их организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица: его назначение как объединение других лиц и их имущества; правовой режим имущества, закрепленного за ним; методы решения тех или иных вопросов, возникающих в деятельности данной организации; объем требований, предъявляемых к учредительным документам данного юридического лица и к величине его уставного капитала; зависящий от всего этого способ образования и прекращения данного юридического лица. При преобразовании юридического лица ко вновь возникшему субъекту переходят права и обязанности преобразуемого юридического лица в соответствии с передаточным актом.9 

     1.3. Правила реорганизации юридического  лица 

    Основные  правила реорганизации общества с ограниченной ответственностью содержатся в статье 51 Закона. Она основывается на положениях статей 57 - 59 и 92 ГК РФ и  имеет основополагающее значение для  правил статей 52 - 56 Закона, раскрывающих особенности различных форм реорганизации общества.
    В соответствии с пунктом 1 ст. 51 общество с ограниченной ответственностью может  быть добровольно реорганизовано в  порядке, предусмотренном Законом. Другие основания и порядок реорганизации общества определяются ГК РФ и иными федеральными законами.
    Понятие "реорганизация" означает прекращение  реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в статье 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации общества с ограниченной ответственностью регулируется также статьями 52 - 56 Закона. Реорганизация общества (кроме реорганизации в форме присоединения) является также способом создания общества с ограниченной ответственностью наряду с его учреждением вновь.
    Прекращение общества с ограниченной ответственностью с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает его реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (ст. 61 ГК РФ, ст. 57 Закона), о чем подробнее будет сказано ниже.
    Правила о трудовых отношениях при реорганизации  организации-работодателя установлены в статье 75 ТК РФ.10
    Нормы статей 51 - 56 Закона регулируют отношения, возникающие при добровольной реорганизации  общества с ограниченной ответственностью (т.е. реорганизации, осуществляемой по решению общего собрания участников - подп. 11 п. 2 ст. 33 Закона). Заметим, что согласно пункту 8 ст. 37 Закона решение о добровольной реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается всеми его участниками единогласно, причем уставом общества не могут быть установлены иные правила принятия решения о реорганизации.
    Законодательством предусмотрены также основания  принудительной реорганизации юридического лица. В частности, п. 2 ст. 57 ГК РФ определено, что в случаях, установленных  законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Прежде всего здесь имеется в виду антимонопольное законодательство.
    Федеральным законом от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции"11 определены основания и порядок принудительного разделения или выделения коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход (ст. 38).
    Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с ЦБР) вправе принять решение о принудительном разделении такой организации либо решение о выделении из ее состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
    Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия: а) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации; б) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); в) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
    Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих организаций подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением (этот срок не может быть менее чем шесть месяцев) (см. также п. п. 1, 2 ст. 57 ГК РФ).
    Целесообразно обратить внимание на то, что в случаях, установленных законом, добровольная реорганизация общества с ограниченной ответственностью в форме слияния и присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, в соответствии со ст. 27 Закона "О защите конкуренции" с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
    - слияние коммерческих организаций  (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их  активов (активов их групп лиц)  по бухгалтерским балансам по  состоянию на последнюю отчетную  дату, предшествующую дате представления ходатайства,12 превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%;
    - присоединение коммерческой организации  (за исключением финансовой организации)  к иной коммерческой организации  (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%;
    - слияние финансовых организаций  или присоединение финансовой  организации к другой финансовой  организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством РФ (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством РФ по согласованию с ЦБР).
    Требование  части 1 ст. 27 Закона "О защите конкуренции" о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление указанных выше действий не применяется, если такие действия осуществляются с соблюдением условий, перечисленных в статье 31 этого Закона, либо их осуществление предусмотрено актами Президента РФ или актами Правительства РФ.
    Отношения, связанные с эмиссией ценных бумаг  при реорганизации юридических  лиц, урегулированы в разделе VIII Стандартов эмиссии ценных бумаг  и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н.13
    Реорганизация общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена в форме  слияния, присоединения, разделения, выделения  и преобразования (см. п. 2 ст. 51 Закона). Следует обратить внимание на то, что данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ (п. 1 ст. 57), и в Законе в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации общества с ограниченной ответственностью в иных формах.
    Согласно  статье 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете"14 при любых формах реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств. Выявленные при инвентаризации имущества общества расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке: а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации; б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.
    При проведении инвентаризации целесообразно  руководствоваться положениями, содержащимися  в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".15 При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1.1 Методических указаний действие данного документа не распространяется на общества, осуществляющие банковскую деятельность.
    В Методических указаниях под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
    Согласно  пункту 3 ст. 51 Закона общество считается  реорганизованным, за исключением случаев  реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации  юридических лиц, создаваемых в  результате реорганизации. Таким образом, введено общее правило, согласно которому реорганизация общества с ограниченной ответственностью признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.
    Исключением из указанного правила является реорганизация  в форме присоединения. Поскольку  в случае присоединения одного общества к другому вместо двух хозяйственных  обществ остается одно, права и  обязанности реорганизованного  общества переходят к обществу, к которому осуществлялось присоединение, с момента совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного общества с ограниченной ответственностью.
    Государственная регистрация обществ, созданных  в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в уставе осуществляются в порядке, установленном федеральными законами (см. п. 4 ст. 51 Закона).
    Необходимо  иметь в виду, что особенности государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, установлены главой V Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".16 Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, слияния, разделения и выделения, перечислены в статье 14 этого Федерального закона. Такими документами являются:
    - подписанное заявителем заявление  о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством РФ.17 В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
    - учредительные документы каждого  вновь возникающего юридического  лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
    - решение о реорганизации юридического  лица;
    - договор о слиянии в случаях,  предусмотренных федеральными законами;
    - передаточный акт или разделительный  баланс;
    - документ об уплате государственной пошлины.
    Если  в учредительные документы юридического лица, создаваемого путем реорганизации, вносятся изменения, то государственная  регистрация таких изменений  осуществляется в соответствии с  правилами, установленными главой VI Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
    Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту  нахождения реорганизуемых юридических лиц. Если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, то порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством РФ. Отметим, что Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации были утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110.18
    Если  реорганизация влечет за собой прекращение  деятельности одного или нескольких юридических лиц, то регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 ст. 16 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
    Представление документов юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9, и в сроки, установленные статьей 8 названного Закона, о которых говорилось выше. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется по правилам, установленным статьей 16 этого Закона.
    Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента  государственной регистрации вновь  возникшего юридического лица, а преобразованное  юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
    Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.
    Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, - прекратившим свою деятельность.
    Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.
    Реорганизация юридического лица в форме присоединения  с момента внесения в Единый государственный  реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.
    ГК  РФ предусматривает два основания  для отказа в государственной  регистрации юридических лиц, возникших  в результате реорганизации. Это: а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса; б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ). Кроме того, в соответствии со статьей 23 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" допускается отказ в государственной регистрации и в других случаях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.