На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теоретические аспекты синергизма и профиля способностей фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение  
    Теоретические аспекты синергизма и профиля способностей фирмы  
      Основные понятия и определения 5 
      Формы проявления синергии 6 
      Типы проявления синергии                                                                                           7
      Концепция синергизма 11
      Стратегия синергизма 13
      Возможные направления достижения синергии 16
      Профиль способностей фирмы 19
    Объединение сети дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»
       2.1.SWOT- анализ объеденной сети 22
       2.2.Возможные типы синергии при объединении 26
       2.3.Профиль способностей объединенной  сети 27
3.    Рекомендации по достижению желаемого синергетического эффекта при 
объединении сетей 29

Выводы 31
Заключение 32
Список использованной литературы                                                                                         33      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе – это проблема достижения синергии при объединении крупных компаний (на примере дискаунтера розничной сети «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»). Эта проблема является достаточно актуальной в нынешнее время, т.к. в России наблюдается тенденция к слиянию крупных компаний, занимающихся различными видами бизнеса.
      Целью курсовой работы является выявление синергетического эффекта при объединении компаний и его реализация.
    Задачи  курсовой работы:
    ознакомление с формами проявления синергии;
    характеристика типов эффекта синергии;
    рассмотрение концепции и стратегии синергизма;
    краткая характеристика профиля способностей фирм;
    провести SWOT- анализ объединившихся сетей магазинов;
    определение возможных направлений достижения синергии при объединении      сети магазинов «Пятерочка» и «Перекресток».
    В первой части курсовой работы рассмотрены основные определения, классификация слияний, построение профиля способностей фирмы на основе базовой модели. Во второй части работы приведён практический пример реализации стратегии, основанной на синергизме. В третьей части даны некоторые рекомендации по усилению синергетического эффекта для успешного объединения компаний.
    Вторая  часть курсовой работы основана на анализе сектора розничной торговли. Две из десяти крупнейших российских продовольственных розничных сетей — дискаунтеры «Пятерочка» и супермаркеты «Перекресток» заключили сделку в апреле 2006 года по слиянию.
    Схема сделки довольно сложна. Сначала голландская компания «Pyaterochka Holding» приобрела гибралтарскую «Perekrestok Holdings Ltd» (в свою очередь, владельцами 100% акций последней являются российская «Альфа-груп», международная инвестиционная компания Templeton и топ-менеджеры сети «Перекресток»).
    Гибралтарцы получили 300 миллионов долларов и более 15 миллионов акций «Пятерочки» новой эмиссии. В результате еще непубличный «Перекресток» стал частью открытого АО, чьи бумаги торгуются на фондовых рынках.
      После этого «Альфа-груп» выкупил у акционеров-основателей «Пятерочки» 54% за 1,2 млрд долларов. Цена одной акции, таким образом, составит 20,26 доллара, что на 20,4% выше средней цены закрытия (16,83 доллара). В итоге «Альфа-груп» получила контроль над объединенной компанией, а за акционерами-основателями «Пятерочки» осталось 21,2%.
    Объединенная  компания стала лидером рынка. По сумме оборотов новая «Pyaterochka Holding» сразу выходит на первое место в розничном рейтинге. Но этого мало: она претендует на безусловное лидерство и в долгосрочной перспективе — за счет такого ресурса, как синергия от слияния. В 2008 году предполагается достичь оборота в 6 млрд долларов против нынешних 2,4 млрд. Сеть к этому времени будет состоять из 700 магазинов-дискаунтеров «Пятерочка» (сейчас -347) и 240 магазинов «Перекресток» (пока -120). А через десять лет участники сделки рассчитывают получить монстра с оборотом в несколько десятков миллиардов долларов.
      Значительную часть прироста  выручки еще в 2005 году «Пятерочка» планировала получить за счет поглощения магазинов других сетей, что принесло бы в ее оборот 150-200 миллионов долларов. Но по разным причинам намеченные поглощения передвинулись с сентября на декабрь. Компания при этом  продолжила сделки по поглощению в 2006 году и полагает, что недобор по продажам 2005 года поможет увеличить продажи в текущем году. Питерский рынок насыщен форматами цивилизованной торговли (их доля составляет 60%) и недостаточным вниманием к качеству обслуживания. В 2005 году менеджмент «Пятерочки» сосредоточился на планах по открытию магазинов, упуская из виду текущую работу. Но после снижения объемов продаж руководство поставило задачу поднять продажи в старых точках. Для этого был проведен рестайлинг (операционные показатели в уже обновленных магазинах увеличились в Москве на 10%, а в Питере — на 5%),  пересмотрен ассортимент: число товарных позиций  увеличилось с 3 до 4,5 тысяч, введены товары более высокого класса, увеличена доля непродовольственных товаров.
      Стоимость «Перекрестка» можно оценить примерно в 1,3 миллиарда долларов, по данным журнала «SmartMoney». Капитализация «Пятерочки» вдвое выше - 2,7 миллиарда долларов, хотя ее оборот больше всего на треть. Объясняется это тем, что у петербургской сети более привлекательная рентабельность - 12% против 7% у «Перекрестка». По словам аналитика компании «Уралсиб» Марата Ибрагимова слияние почти равных компаний необычно для России, руководители двух сетей поступились собственными амбициями ради эффективного бизнеса.   В результате «Пятерочка» станет крупнейшей компанией в сфере продовольственного ритейла. Ее суммарный розничный оборот превысит 2,54 миллиарда долларов (по данным за 2005 год), что выводит объединенную компанию на третье место в рейтинге крупнейших розничных торговцев после «Эльдорадо» и «Евросети»1.  

    Теоретические аспекты синергизма и профиля способностей фирмы
    1.1. Основные понятия  и определения
    Синергизм в менеджменте означает взаимодействие различных сфер бизнеса фирм. Источником синергизма может быть использование одних и тех же производственных мощностей или общефирменных служб, например службы НИОКР, разрабатывающей новую продукцию для всех СЗХ, или общей сбытовой сети. Источником синергизма может служить также взаимодополняемость, когда определенные приемы управления одним подразделением (скажем, производственным) дополняют приемы управления другим (например, сбытовым). Таким образом, синергизм - это эффект взаимодействия, который обеспечивает эффективность бизнеса, большую, чем простая арифметическая сумма деятельности отдельных СЗХ, то есть 2+2=5. Это означает, что суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее отделениям (или СЗХ) без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.
    Слово «синергия» с греческого означает «совместное  действие». Соответственно – синергетика  изучает такие явления, которые  возникают от совместного действия нескольких различных факторов, в  то время как каждый фактор по отдельности к этому явлению не приводит.
      Каждая организация базируется на неких составляющих ее элементах. Каждый элемент имеет свой потенциал, свои функции и возможности. Задача менеджера состоит в том, чтобы объединить усилия отдельных элементов в единый механизм и системно организовать взаимосвязанное действие таким образом, чтобы полученный конечный результат превышал эффект одиночных действий.
    Активность  отдельных элементов при совместной деятельности даст большую результативность, т.е. качественное измерение полученного результата будет превосходить количественное измерение при сложении всех отдельных составляющих 
Результат усилий по формированию синергетических эффектов обычно описывают тремя переменными: увеличение прибыли, снижение оперативных расходов (издержек), снижение потребности в инвестициях (за счет внутреннего эффекта).

      Примером синергизма является фирма «Amerikan Telephone and Telegraf» под руководством Г. Джинина. Он возглавил безвестную телефонную компанию и за четверть века сделал из нее широко диверсифицированный конгломерат, в состав которого входят такие виды деятельности, как телефонная связь, космическая электроника, потребительские товары, гостиничное дело, прокат автомобилей, страхование. Более того, Джинин с самого начала поставил себе цель довести прибыль на акции до 15 % годовых и держал этот уровень около 15 лет. 
 

    1.2. Формы проявления  синергии 

    Первая  форма проявления синергии - эффект объединения или командная синергия. Целесообразно собрать часть персонала компании в групповые объединения, называемые командами. В команде участники чувствуют себя в безопасности, о них заботятся. Возникает чувство локтя, которое дает ощущение принадлежности к коллективу. Это очень сильный мотив, особенно для российской культуры. Как правило, в команде признаются и поощряются индивидуальные особенности членов, вклад каждого в общее дело. Участники разделяют чувство гордости за совместные достижения и  менеджер должен быть сеятелем человеческой гордости. Внешний мир считает команду более мощной и влиятельной социальной единицей, чем отдельную личность.
    Вторая  форма проявления синергии - эффект масштаба или функциональная синергия. Данный вид синергии возникает в результате расширения масштаба деловых операций. Например, менеджеры прекрасно знают, какой «букет» преимуществ получается, когда компания предлагает своим потребителям не только сам товар, но комплекс дополнительных услуг (доставка, послепродажное обслуживание, красивая упаковка). Получить максимальную эффективность бизнеса, используя эффект синергии можно и с помощью расширения номенклатуры выпускаемой продукции. Идея заключается в том, чтобы объединить отдельные производства в общую систему. Это позволяет улучшить исходные показатели эффективности за счет дополнительной экономии от масштаба производства. Именно эффект масштаба учитывается при принятии решения о выходе на новые рынки с новой продукцией и встраивании в существующую производственную систему новых элементов, позволяющих реализовать задуманное. Между тем, хорошо известно, куда выложена дорога «благими намерениями». Важно помнить, что при определенном стечении обстоятельств данный эффект может носить негативный, отрицательный оттенок:
       - на определенном этапе возможно увеличение потерь за счет рассредоточения управленческого внимания менеджеров.
       - после увеличения масштаба производства может резко снизиться эффективность продаж других продуктов на других сегментах (это происходит, если маркетинговые службы не наращивают объем знаний в отношении новых сегментов рынка и не изыскивают новые ресурсы и новых специалистов для продвижения этой продукции). Возникает парадокс, так как затраты не растут, а потери увеличиваются.
       - любое усложнение производства за счет расширения ассортимента выпускаемой продукции, вызывает аналогичные процессы усложнения в технических и снабженческих службах, что также может отрицательно воздействовать на конечный результат2
 

    1.3. Типы эффекта синергии 

      С целью проведения финансового анализа сделки слияния и поглощения эффекты синергии можно разделить на два типа: операционные синергии и финансовые синергии. И в том, и в другом случае речь идет об умноженном, непропорциональном эффекте, возникающем вследствие комбинированности ресурсов.
    Операционная  синергия охватывает экономию на масштабах выпуска продукции, экономию на гибкости и возможности роста. Она опирается не столько на материальные ресурсы объединяющихся компаний, сколько на управленческие способности команды, коренные компетенции участников объединения, позволяющие им достигать успехов в конкуренции и отличающие эти компании в рамках их конкурентного ландшафта. Операционная синергия подразделяется на три типа. Первый вид ведет к увеличению эффективности текущих операций, снижению прямых и косвенных затрат на разных этапах создания и продвижения продукта к клиенту. Операционная синергия второго вида позволяет избежать новых инвестиций: в развитие сбытовой сети компании, ее рыночные исследования, продвижение продукта; наконец, в развитие персонала и управленческой команды. Операционная синергия третьего вида заставляет аналитика ставить вопрос о том, насколько быстро компания начнет решать конкретные задачи роста после объединения. Такая синергия выражается в ускорении движения компании по стратегической траектории.
    В финансовой аналитике, рассуждая об операционных синергиях, необходимо провести границу между ними и эффективностью в общем ее понимании. Например, операционная синергия, основанная на масштабах, означает не просто существенное или быстро достигаемое снижение затрат на единицу продукции, но такое их снижение, которого не могла бы достичь каждая компания, взятая в отдельности, без приложения общих усилий в рамках объединения. Аналогичное требование характерно и для двух других видов - экономии на гибкости и новых возможностей роста. Операционная синергия в этом смысле означает «сверхэффективность». Если предположить, что объединяются публичные компании, акции которых интенсивно торгуются, наличие синергии в таком случае предполагает, что компании после объединения непременно достигнут большего успеха: ведь в движении курсов их акций уже выражены ожидания и оценки инвесторов по поводу перспектив развития каждой компании в отдельности. Синергия фактически означает победу над уже сложившимися ожиданиями: если она потенциально возможна с точки зрения инвесторов, то после объявления об объединении компаний акции будущих партнеров должны вырасти в цене.
    При проведении финансового анализа  сделок слияния и поглощения финансовая синергия описывает влияние покупки  контроля на инвестиционные риски объединенной компании. Два наиболее существенных слагаемых инвестиционных рисков - это деловой (коммерческий) риск и финансовый риск (то есть вероятность неплатежа). На этом этапе анализа необходимо поставить вопрос о возможных благоприятных изменениях финансовых результатов компаний в плане достижения более высокой устойчивости и стабильности. Смягчение влияния факторов делового риска должно выражаться в снижении размаха колебаний (волатильности) поступления от продажи товаров и услуг клиентам, стабилизации притоков денежных средств от операций компании, а также в более плавном, сглаженном движении потоков денежных средств в будущем. Второе слагаемое инвестиционных рисков - неопределенность выполнения обязательств по заемному капиталу перед кредиторами. Объединение компаний может внести вклад в укрепление платежеспособности, существенно улучшить покрытие выплат по заемным средствам за счет дополнительных потоков денежных средств. В конечном счете финансовая синергия должна привести к снижению затрат на капитал компании, удешевить его привлечение как по линии кредитных ресурсов, так и по линии собственных. В современной финансовой аналитике ставка затрат на капитал является ключевой, поскольку выражает минимальную доходность, требуемую в качестве компенсации за риск, и рассматривается как барьерная планка для управленческой команды. Можно сказать, что в результате этих операций у менеджмента объединенной компании появляется шанс выиграть бег с препятствиями, поскольку барьеры установлены на более низком уровне. Однако будет ли этот шанс использован, зависит от многих обстоятельств.
      Синергетический эффект достигается только тогда, когда компания использует свои уникальные ресурсы — невидимые активы. Например, в том случае, когда она выводит на рынок под хорошо известной потребителям торговой маркой новый товар. Таким образом, фирма использует нематериальные активы для создания чего-то нового, что и детерминирует возникновение синергетического эффекта. Синергизм во многом напоминает такой экономический феномен, как эффект безбилетника, так как невидимые активы одной части компании, могут быть одновременно использоваться где угодно в отсутствие каких-либо потерь. Многие компании игнорируют свои невидимые активы, вследствие чего они утрачивают возможность достижения синергетического эффекта. В то же время компаниям следует проявлять осторожность, так как совместные усилия не всегда обеспечивают желаемый эффект. Получившая известность благодаря первоклассной продукции фирма, может, капитализируя свой имидж, проникнуть на массовый рынок, предлагая товары по относительно низким ценам. В то же время она подвергает риску собственную высокую репутацию. В силу потенциально высокой отдачи синергизма у менеджеров возникает соблазн переоценки ее преимуществ и принятия решения о производстве неприбыльных, но, возможно, обладающих синергией товаров. 
Невидимые ресурсы обеспечивают основу для роста и процветания фирмы.  Компанию следует рассматривать не как дискретный бизнес, а как набор материальных и нематериальных активов, или ресурсов.

    Корпорация  «NEC» добилась конкурентных преимуществ  благодаря использованию синергизма. Ее стратегия основана на упрочении  взаимосвязей между производством  компьютерного и коммуникационного  оборудования, а основной бизнес компании тесно взаимодействует с технологиями, дистрибуцией, производством и закупками. Успех «Banc One», объединяющей множество направлений деятельности, обеспечила принятая в организации система детальных отчетов. Система управления человеческими ресурсами «Unilever» позволяет ее менеджерам приобрести опыт в разнообразных отраслях, а также способствует распространению знаний о продукции и ноу-хау внутри компании. Эти и другие фирмы действительно извлекают выгоду из взаимосвязей различных бизнесов, доказывая реальность синергетического эффекта.
    Еще одно свидетельство в его пользу — обширные статистические исследования (несмотря на то, что многие из них  не отличаются четкостью и не совсем убедительны).
      Так, например, Ричард Румельт обнаружил, что результаты деятельности диверсифицированных компаний, имевших взаимосвязанные бизнесы, существенно превосходили показатели конгломератов. Но более поздние исследования показали, что различия в показателях были вызваны скорее отраслевыми различиями, а не типом диверсификации. Недостатком крупномасштабных статистических исследований является то, что они позволяют определить лишь, опережает ли в целом группа родственных диверсификаторов (многоотраслевая компания, подразделения которой специализируются на связанных между собой, родственных видах бизнеса) по достигнутым показателям неродственных диверсификаторов (многоотраслевая компания, подразделения которой специализируются на не связанных между собой, неродственных видах бизнеса, конгломерат). Данный метод оценки синергетических эффектов представляется слишком грубым. Внутри самой группы «родственных диверсификаторов» эффектами синергизма может пользоваться часть компаний. Но такого рода различия не могут быть обнаружены в общих данных по категории. Более того, приверженцы данной методологии игнорировали различия между обобществлением стратегически важных ресурсов и ресурсов, не представляющих вообще или имеющих лишь незначительную стратегическую ценность3.
      Понимание преимуществ синергизма достигается в ходе сравнения непосредственной эффективности корпоративного портфеля с ожидаемыми прибылями подразделений, СБЕ по отдельности как самостоятельных экономических единиц. Синергетический эффект в определенной степени зависит от того, что именно обобществляется в рамках компании. Например, значительный эффект масштаба может быть достигнут, если связанные с объединенной компанией издержки будут распределены среди группы подразделений. Но такая экономия отразится на прибыльности компании, только если на нее уходит львиная доля ее затрат. Обобществление малозначимых активов вряд ли принесет сколько-нибудь значительные преимущества. Для изучения эффекта родственности, взаимосвязанности бизнесов в корпорации с общими навыками и знаниями подразделений выделяются организации с общими характеристиками (такими, как технологические и маркетинговые) и результаты их деятельности сравниваются с показателями группы неродственных диверсификаторов.
    Подразделения, характеризовавшиеся общей капиталоемкостью, технологиями, рыночной интенсивностью или отраслевой концентрацией, действительно опережают неродственных диверсификаторов. Но компании с подразделениями на быстрорастущих рынках и с сильным акцентом на новые товары имеют в сравнении с неродственными диверсификаторами худшие показатели.
    При изучении результатов обобществления имиджа в роли критерия используется качество. Корпорации с репутацией производителей высококачественных товаров имели более высокие прибыли, чем отдельные их подразделения до объединения, что показывает положительный эффект от интеграции под положительным имиджем. Напротив, результаты корпораций, выпускавших товары низкого качества, оказались более низкими, чем до объединения. Другими словами, результаты «портфеля» оказались более низкими, чем сумма результатов, составляющих его бизнес-единиц.
    Тот факт, что синергизм может иметь  как положительные, так и отрицательные  последствия, позволяет сравнить его  поиск с пересечением минного  поля — короткий путь существует, но вероятность подрыва слишком  высока.  
 

1.4. Концепция синергизма
 
    Одна  из самых популярных концепций, которую  используют для обоснования необходимости  объединения компаний и анализа  финансовой состоятельности этого  процесса, - концепция синергии. По первоначальному смыслу эта концепция представляла собой переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных СЗХ.
    Когда концепция синергизма только появилась, ряд специалистов, изучавших проблему слияний и поглощений, считал ее маловажной постольку, поскольку потенциальный синергизм, предсказывавшийся перед началом многих слияний, впоследствии оказался нереализованным. Но опыт показал, что затруднения были связаны не с концепцией синергизма, а с тем, что руководство фирм не обратило на эту проблему должного внимания и не стало употреблять свою власть на то, чтобы добиться реализации потенциального синергизма от управляющих СХЦ, которые, не будучи связаны никаким общим делом, естественно, избегают зависимости от других подразделений фирмы.
    Синергизм оспаривали и на том основании, что  фирмы-конгломераты показывали ничуть не худшие результаты, чем фирмы, придерживающиеся принципа взаимосвязи между своими CXЦ. Чтобы проверить это утверждение, была предпринята эмпирическая разработка: сопоставление итогов деятельности, конгломератов и синергических фирм. Как показали результаты сопоставлений, хорошие времена итоговые показатели синергических фирм и конгломератов примерно одинаковы. Но в напряженных ситуациях и (или) в моменты спада конъюнктуры синергические фирмы оказываются более стойкими и показывают лучшие результаты деятельности, чем конгломераты.
    Практика  показывает, что в сложных условиях последней четверти века фирмы уделяют все больше внимания взаимодействию между различными СЗХ и СХЦ.
    Таким примером могут послужить тенденции к консолидации в фирмах «ИТТ» и «Radio Corporation of Amerika», отказывающихся от некоторых СХЦ, не связанных с их деятельностью в высокотехнологичных отраслях; отказ фирмы «Дженерал Электрик» от СЗХ в разработке природных ресурсов и заявление ее президента Дж. Уэлча, что компания целиком посвятит себя работам в области сложных технологий и услуг с высоким уровнем спроса; ряд сообщений в деловой прессе об отказе фирм продолжать определенные виды деятельности с мотивировкой, что подразделения, от которых предстоит избавиться, «не соответствуют нашему стилю управления».
    Концепция синергизма получила расширительное толкование: формула «2+2=5» дополнилась понятием возможного негативного синергического эффекта «2+2<4», особенно в области общекорпоративного управления. Эффект «2+2<4» объясняется тем, что у некоторых фирм в составе набора СЗХ появляются такие зоны, которые резко отличаются от остальных, традиционных, по уровню нестабильности и критическим факторам успеха. В подобных случаях руководство чаще всего не справляется с управлением этими зонами.
    Потенциальное значение концепции синергизма, или взаимосвязи, заключается в том, что она помогает обеспечить более (или не менее) высокую рентабельность капиталовложений при комбинации СХЦ, чем в тех случаях, когда они управляются раздельно4.
    Выбирая степень синергизма для конкретной фирмы, ее руководство должно исходить из трех соображений:
1. Есть  ли у данной фирмы традиция использования синергического эффекта.
2. Какой  уровень взаимосвязи предпочитает  ее высшее руководство, и, какого рода управленческим опытом оно располагает (пригодным для конгломерата или для синергического предприятия).
3. Какие  императивы будут задаваться условиями внешней среды.
    В целом, чем выше ожидаемая нестабильность и жесткость конкуренции, тем  больше будет значение синергизма для  достижения успеха.
    На  заре диверсификации критерии синергизма связывались в основном с функциональными подразделениями: отделами маркетинга, исследований и разработок и так далее. Но, как показал опыт, самым важным критерием синергизма чаще всего оказывается синергизм корпоративного управления. Причина заключается в том, что, когда синергизм корпоративного управления с новым видом деятельности отрицателен, существует опасность, что руководство по ошибке будет уделять этой деятельности «смертельно большое» внимание. Мы уже как-то говорили, что за последние годы в деловой прессе постоянно появляются сообщения об отказе от перемещений, сделанных в ходе диверсификации, по причине того, что их руководству уделялось так много времени и сил, что они стали хронически убыточными.
    В период возникновения концепции  синергизма некоторые исследователи  слияний и поглощений настаивали на ее бесполезности. По их мнению анализ последствий реструктуризации корпораций позволяет сделать вывод о том, что предварительные оценки потенциального синергетического эффекта как правило оказывались в значительной степени завышенными. Но проблема заключается не столько в концепции синергизма, сколько в том, что корпоративный менеджмент не уделяет должного внимания и не применяет соответствующую власть для того, чтобы удостовериться в необходимых усилиях руководства стратегических бизнес-единиц (СБЕ), естеcтвенное предназначение которых — независимая «гребля в своей лодке» в отсутствие какого либо влияния со стороны других дивизионов компании.
    Майкл Портер, рассматривает концепцию  синергизма как весьма важную: «Причиной  фиаско синергизма является неспособность компаний понять его сущность и воплотить ее в реальность, а отнюдь не изъяны самой концепции». 
 

1.5. Стратегия синергизма 

      Стратегия синергизма - стратегия получения конкурентных преимуществ за счет соединения двух или большего числа бизнес-единиц (хозяйственных подразделений) в одних руках. Наличие эффекта синергизма и умение управлять этим эффектом создает специфическое конкурентное преимущество, которое реализуется на уровне предприятия в целом и которое, в конечном счете проявляется на разных товарных рынках в снижении уровня издержек либо в приобретении продукцией уникальных свойств. Стратегия синергизма предполагает повышение эффективности деятельности за счет совместного использования ресурсов (синергия технологий и издержек), рыночной инфраструктуры (совместный сбыт) или сфер деятельности (синергия планирования и управления). Значение стратегии синергизма заключается, таким образом, в том, что она помогает получить более высокую рентабельность производства при взаимосвязи бизнес-единиц, чем в ситуации, когда они управляются раздельно.
    Американские  экономисты У. Кинг и Д. Клиланд считают  синергизм важным элементом выбора, разработки и детализации стратегии. Они отмечают, что синергический эффект — каким бы потенциально большим он ни был — не проявится сам по себе, его нужно планировать и извлекать. А это возможно, если синергия выявлена, определена и заложена в обоснованные планы. Синергический эффект наиболее ярко проявляется на уровне портфельной (корпоративной) стратегии, однако возможен и в пределах одной бизнес-единицы. Хозяйственная практика свидетельствует, что эффект совместной деятельности всегда выше простой суммы индивидуальных усилий за счет потенциала сотрудничества, взаимосвязи.
    Б. Карлоф отмечает, что многие менеджеры избегают использовать термин «синергизм» (синергия), употребляя синонимы, лишь слегка отличающиеся по значению. Такими синонимами являются понятия «стратегический рычаг», «взаимосвязи», «рационализация», «стоимостное преимущество». Впервые  термин был введен И. Ансоффом для оценки взаимосвязи видов деятельности внутри фирмы. По его мнению, «по первоначальному смыслу концепция синергизма представляла собой переход от принципа экономии на масштабах производства в обрабатывающей промышленности к более широкому принципу стратегической экономии на масштабах деятельности, источником которой является взаимная поддержка различных стратегических единиц бизнеса». Рыночными условиями использования данной стратегии является совместное владение ресурсами и сферами деятельности либо добровольное объединение усилий. Именно на синергический эффект ссылаются менеджеры, обосновывая необходимость приобретения или слияния предприятий5.
    Однако  синергический эффект является чрезвычайно  сложным явлением, его получение зависит от успешного совмещения многих различных элементов. Упущение хотя бы одного из этих элементов или их части может исключить возможность достижения такого эффекта. Чтобы избежать этого, желательно ввести коллективное обсуждение данного явления специалистами, обладающими знаниями в рассматриваемых областях. Это позволит исключить мышление на уровне желаний и ожиданий, столь часто присущее стратегиям поиска синергического эффекта. Кроме того, управление предприятием должно быть организовано таким образом, чтобы добиться реализации потенциального синергизма от управляющих бизнес-единицами. В противном случае появляется негативный синергический эффект. И. Ансофф считает, что, выбирая стратегию синергизма, менеджеры должны исходить из трех соображений:
1.  Существует  ли у предприятия традиция  использования синергического эффекта?
2. Какой уровень взаимосвязи предпочитает высшее руководство и каким управленческим опытом оно располагает: пригодным для конгломерата или для синергического предприятия?
3.Какие требования и предписания будут задаваться условиями внешней среды?
    Считается, что чем выше ожидаемая нестабильность внешней среды и жесткость конкуренции, тем выше значение синергизма для достижения успех.
    Основная проблема разработки стратегии синергизма связана с противоречием между гибкостью управления и синергизмом: усиление гибкости управления уменьшает потенциальную прибыль и потенциальный синергизм. В то же время считается, что главной опасностью данной стратегии является недостаток гибкости, а также возможные компромиссы и задержки в принятии решений. Эти недостатки могут свести на нет все стоимостные преимущества.
    Следует отметить, что данная стратегия лежит  в основе создания различных союзов, альянсов, финансово-промышленных групп как на национальном, так и на международном уровне. В национальных масштабах результатом такой стратегии является создание маркетинговых сетей различного вида, которые позволяют использовать синергический эффект взаимодействия производства и сбыта.
    Синергизм, в основе которого лежит соответствие ресурсов и возможностей фирмы, детерминирует  успех ее новых предприятий. Некоторые  компании (например конгломераты) могут  игнорировать потенциальный синергизм  своих фирм, другие воздерживаются от усилий, направленных на получение эффекта от совместной деятельности в тех случаях, если его достижение требует реструктуризации корпорации или перераспределения управленческих усилий. Таким образом, синергизм является одним из возможных ключевых компонентов стратегии корпоративного уровня. 
И. Ансофф определил экономический базис синергизма (возможность того, что результат совместных усилий нескольких бизнес-единиц превысит итоговый показатель их самостоятельной деятельности). Уравнение синергизма частично основано на экономических выгодах от эффекта масштаба. Например, возможно снижение издержек двух бизнес-единиц посредством повышения коэффициента загрузки некоего предприятия, использования общего персонала или объединения сбытовых усилий.

    Однако  синергизм затрагивает и другие более абстрактные выгоды, которые называются управленческой синергией. Менеджеры могут использовать полученные в одной из бизнес-единиц опыт и знания в новой сфере деятельности. В том случае, если вслед за этим последуют более качественные управленческие решения, имеет место синергизм. Обратное происходит в том случае, если менеджеры работают в неизвестной отрасли или когда они пытаются исполнить ошибочные решения. Результатом же становится низкая эффективность деятельности компании и негативный синергетический эффект.
    Стратегия фирмы должна найти соответствия в пяти сферах: в трех внешних -потребители, конкуренты и технологии и двух внутренних — ресурсы и организация. Целью  стратега является достижение максимальной выгоды от использования ресурсов и создание адекватных ресурсов. В данном случае синергизм рассматривается как процесс повышения эффективности использования ресурсов: физические (материальные) активы (такие, как производственные мощности) и невидимые (нематериальные) активы. Под последними понимаются неосязаемые ресурсы, которыми могут выступать марочное имя, знание потребителей, обладание технологиями, сильная, обеспечивающая высокую вовлеченность сотрудников, корпоративная культура. Невидимые активы в силу своей уникальности — наилучший долгосрочный источник конкурентных преимуществ компании. Их нельзя приобрести за деньги, они могут использоваться и развиваться в различных подразделениях фирмы, они могут комбинироваться или использоваться в новых направлениях, обеспечивая рост компании. Фирма должна стремиться к повышению результатов использования всех имеющихся ресурсов. Способами достижения этой цели является усовершенствование коэффициента использования физических ресурсов (расширение товарного ассортимента без увеличения производственных мощностей) или вход на новый рынок в условиях перепроизводства на текущем. Повышая эффективность использования физических ресурсов, организация сокращает издержки (комплементарный эффект). Комплементарный эффект не является истинным источником синергизма6. 

      1.6. Возможные направления  достижения синергии 

      В результате синергетического  эффекта взаимодополнение различных  ресурсов двух или нескольких  предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно компаний. При этом целое либо превосходит сумму частей, либо приобретает новое качество, не присущее ни одной из его составляющих.
    Однако  синергия действует не только при  возникновении качественно нового свойства. Значительный скачок в значении характеристик целого по отношению к сумме значений характеристик частей также является её проявлением.
    Выделяются  следующие основные направления достижения синергии при объединениях компаний:
    Увеличение экономического веса. В этом случае у фирмы возникают следующие возможности - эффект монополии, too big to fail, получение крупных контрактов, повышение кредитоспособности, улучшение условий кредитования, уменьшение отчислений в бюджет. Как показывает опыт большинства стран, размеры корпорации сами по себе являются гарантией её надёжности (так называемый эффект «too big to fail» - слишком велик, чтобы обанкротиться). Поскольку государство в силу целого ряда социально-экономических причин вынуждено «опекать» наиболее крупные компании, они получают дополнительные преимущества в конкуренции с более мелкими.
    Увеличение эффективности использования ресурсов - эффект масштаба, ликвидация дублирования, централизация функций, объединение НИОКР, взаимодополняющие ресурсы, диверсификация, эффективное использование капитала, персонала и информации, устранение неэффективного управления
      Следует отметить, что решение  об объединении предприятий в  каждом конкретном случае должно  быть подкреплено количественными  расчётами.
      В общем виде формула для  оценки одномоментного  (в момент  времени t) синергетического эффекта выглядит следующим образом: 

      
, где
 

      ООСЭt – общий одномоментный синергетический эффект (далее СЭ) на момент времени t после объединения;
    СЭМt СЭ масштабов при достижении более оптимального объёма производства и взаимодополнения ресурсов (рассчитывается как сумма разниц неоптимальных и оптимальных издержек на единицу продукции, умноженных на реальный объём производства по видам продукции);
    СЭКt – СЭ, достигаемый на рынке капитала (прибыль на кредиты и иной капитал, например, акционерный при выпуске акций, которая может быть получена лишь в случае объединения);
      СЭНt – СЭ, достигаемый за счёт снижения уплачиваемых сумм налогов, таможенных пошлин и иных платежей в госбюджет;
      СЭМоtСЭ, достигаемый за счёт монопольного положения на рынке и возможности влиять на потребителей (способность избежать ценовой конкуренции, выигрыш крупных, в том числе государственных, контрактов);
      СЭЦt – СЭ, достигаемый за счёт централизации, исключения дублирующих функций и экономии таким образом текущих затрат (рассчитывается как разница между суммой издержек отдельных внутрифирменных единиц до объединения и издержками централизованной единицы);
      СЭУtСЭ, достигаемый за счёт улучшения управления и устранения неэффективных процессов (расчёт проводится путём сравнения старых и новых величин издержек по отдельным процессам);
      СЭДt - СЭ, достигаемый за счёт диверсификации (повышение спроса на продукцию вследствие расширения ассортимента, использование преимущества «всё из одних рук» при получении крупных заказов, увеличение сбыта в связи с использованием новых каналов и рынка сбыта при географической диверсификации, снижение риска общих потерь и т.д.).
      Суммарный ожидаемый синергетический эффект от сделки рассчитывается как дисконтированная во времени сумма эффектов СЭt за вычетом величины уплаченной премии, непосредственных затрат на поглощение в начальный момент и издержек в течение post-merger фазы: 

      
, где
 

      ССЭ – суммарный ожидаемый СЭ от сделки по объединению;
      ОИ  – общие издержки (величина чистой премии – премия за вычетом реальной стоимости активов, - издержки на модернизацию и т.п.);
      n – горизонт планирования;
      k – используемая ставка дисконта.
    Эффект  от объединений, проведённых исключительно  по спекулятивным мотивам, рассчитывается как разница между ценой продажи  компании и стоимостью её покупки  со всеми сопутствующими расходами.
    Потенциал снижения издержек при выходе на оптимальный объём производства (эффект масштаба) или рост величины скидок при увеличении объёма заказов поддаются точной оценке. Однако при оценке общей выгодности объединения не менее важно учитывать факторы, которые можно определить лишь приблизительно, например, эффект от диверсификации или монопольного положения7.
    Все перечисленные выше возможности  направлены на достижение синергетического эффекта, в результате которого взаимодополнение ресурсов нескольких предприятий приводит к совокупному результату, превышающему сумму результатов действующих разрозненно копаний.
    Однако  ни в коем случае не следует закрывать  глаза на возможные отрицательные  синергетические эффекты поглощения, когда дополнительные доходы не покрывают  всех издержек процесса объединения. Последние включают как прямые затраты – в частности, связанные с приобретением акций, выкупом обязательств и увольнением персонала – так и косвенные – например, первоначальное снижение управляемости объединённой структурой  падение качества деятельности по причине неизбежного усиления морального напряжения и флуктуации в сокращаемом коллективе.
    Необходимо  отметить, что интегрировать поглощаемую  компанию в действующую структуру  чрезвычайно сложно. Поэтому некоторые  компании даже после слияния продолжают функционировать как совокупность отдельных, иногда даже конкурирующих между собой, подразделений, имеющих различную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые службы. Экономия за счёт централизации отдельных функций для таких компаний становится недостижимой. Наоборот, сложная структура корпорации способна привести к увеличению численности административно-управленческого персонала. 
 

1.7. Профиль способностей фирмы 

      Профиль способностей фирмы – сумма характеристик, благодаря которым фирма известна целевым группам: потребителям, конкурентам, государству. Профиль способности фирмы составляется для оценки возможностей фирмы, для сопоставления  с существующими потенциальными фирмами, для разработки стратегии фирмы.
      Принимая решения о входе в новые отрасли, менеджеры должны учитывать очевидные и скрытые риски. На первом этапе определения профиля необходимо идентифицировать потенциальные совместные эффекты различных бизнесов в таких областях, как общий менеджмент, производство или продажи. На данной стадии такого рода широкие возможности существуют лишь в теории. Потенциал достижения компанией синергизмов зависит от ее собственных способностей в каждой области деятельности; следовательно, менеджеры должны проанализировать силы и слабости фирмы. Профиль деловых способностей компании позволяет идентифицировать навыки и компетенции, которыми она обладает в той или иной функциональной области8.  
      Профиль способностей фирмы рассматривается  при слиянии и поглощении фирм. Для определения профиля составляется сетка, представляющая собой базовую модель. Выделяются такие направления как:
    собственность фирмы: капитал, который может быть частным или государственным, национальным или зарубежный; положение в сети (независимое или фирма, находящаяся под контролем); взаимоотношения с окружающей средой (кооперация или конфликт); конкурентность товаров или услуг (низкая или высокая); финансовые показатели фирмы (низкие или удовлетворительные); удовлетворенность собственника (низкая или высокая).
    Оргструктура и оргкультура фирмы – линейная или матричная, авторитарная или демократическая системы принятия решений.
    Техническая структура: рассредоточенность производства (концентрация или разрозненность); оборудование (универсальное или специализированное), также может оцениваться степень изношенности (физическое или моральное старение, сильное или слабое); развитость информационной системы (возможность работать на современных компьютерах).
    Персонал: число занятых, образовательный ценз работников фирмы, их средний возраст, профессиональная структура кадров (однородная или разнородная).
    Экономический процесс: занимается ли фирма моно или мультибизнесом, определяется вид интеграции в фирме (горизонтальная или вертикальная дифференциация, наличие стратегических зон хозяйствования; технологический процесс, который может быть непрерывным или выпуск партий; короткий или длительный процесс; трудоемкий или капиталоемкий процесс.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.