На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат История русской философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 
 

ВОЛЖСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК 

КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ 
 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине: «Философия»

Тема: «История русской философии»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка I курса
очного  отделения
юридического  факультета
(группа  Ю-101)
Кутько  А.В.
Проверила:
к.ф.н.  Гловятинская М.Д. 
 
 

      
               Волжский 2010
Содержание 

    Введение………………………………………………………… 3
 
    Особенности и периодизация русской философии…………… 4-7
 
    Истории русской  философии: главные персоны и сюжеты……7-17
 
    Революционно-демократические  направления………………... 17-20
 
    Философия русского космизма………………………………… 20-22
 
    Заключение………………………………………………………. 23
 
    Список  литературы……………………………………………… 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями.
От истории  философии как процесса возникновения  и развития философского знания следует  отличать возникшую еще в древности  область философского знания, реконструирующую этот процесс, описывающую его и  теоретически его осмысливающую, то есть историю философии как науку. Иногда говорят о философии истории  философии. Одним из первых историков  философии в этом смысле является Аристотель, давший в первой книге «Метафизики» своего рода историко-философский экскурс.
В данном реферате мы подробно разберём тему: «русская философия», познакомимся с её главными представителями, узнаем об особенностях этого периода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    3
Особенности и периодизация русской  философии 

Развитие мировой  философии представляет собой единый процесс, закономерности которого определяются ходом истории и связаны с  выявлением все новых и новых  проблем, требующих философского осмысления. История философии в этом смысле также обладает существенной неоднородностью. Отсюда - необходимость определения  специфических черт той или иной национальной философской школы. Особое значение эта проблема имеет для  России, потому что ее историческое и культурное развитие всегда отличалось существенной непредсказуемостью, не укладывалось в традиционные схемы  и образцы: очень часто долгие периоды упадка и застоя в ее истории  сменялись периодами экономического, политического и культурного  расцвета. Это, безусловно, отражалось и на развитии философии.
Как же русская  философия соотносится с западной и восточной традициями внутри мировой  философии? Общий ответ в данном случае очевиден: русская философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным усвоением  и переработкой западной философии (что, конечно, не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия  гораздо меньше, чем западная, непосредственно  воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось  к эпизодическому заимствованию  отдельных идей. Наиболее охотно русские  философы воспринимали предельный мистицизм  некоторых восточных систем, но для  них совершенно неприемлемым было отрицание  значимости личного начала в человеке, его индивидуальности. Только в начале XX в. увлечение восточной культурой  сопровождалось формированием философских  концепций, всецело ориентированных  на восточные мистические системы (Е. Блаватская, Н. Рерих).
Но, чтобы понять самое главное, нужно установить серьезные, глубокие различия между  традициями западного и русского философствования. Это позволяет  в общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей национальной философии:
1. Первой и  главной особенностью русской  философии является ПРЕИМУЩЕСТВЕННО  РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ,  РЕЛИГИОЗНО-СИМВОЛИ-ЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В  НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И  ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ  ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И  КУЛЬТУРЫ. Этому способствовал ряд  причин:
Во-первых, ориентация на западную культуру решительно определилась только с принятием Русью христианства. Поэтому русская философия, в  отличие от западноевропейской, не имела дохристианского периода  и, следовательно, не могла опереться  на культурное наследие античности. Не успев сложиться в языческих  формах, она сразу же оказалась  в плену богословия.
Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его  восточном варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию  в отношении культурной и религиозной  традиций, характерных для западной Европы. Не следует забывать и о  том, что в течение нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная  нетерпимость между западной и восточной  церквами.
4
Углублению разносторонних связей с Западом мешали также  почти 300-летнее татаро-монгольское  иго, его негативные последствия.
В результате русская  мысль вплоть до XVII в. развивалась  замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов (от Афона - "Святой горы" на с.-в. Греции, центра православного монашества). Даже богословская схоластика в российские духовные учебные  заведения проникла только в XVII в., когда  Запад уже располагал полнокровными  философскими системами. В России, в  отличие от передовых европейских  стран, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной  от религии, запоздало на 200-300 лет. Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее  за XI-XVII вв. время, во всяком случае, на протяжении всего XVIII в.
В-третьих, достаточно позднее внедрение православия  на Руси и необычный способ его  принятия ("сверху") препятствовали однозначному господству христианских идей. В процессе усвоения они причудливо соединились с глубоко укоренившимися и самобытными языческими верованиями  древних славян, то есть существенно  модифицировались (это особенно характерно было для неподконтрольных церкви сфер культуры, православие исключало  существование других воззрений).
2. Вторая характерная  черта русской философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ  ДУАЛИЗМ, АНТИНОМИЗМ (антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими  положениями, одинаково убедительно  доказуемыми логическим путем)  В ПОНИМАНИИ МИРА, ЧЕЛОВЕКА И  ИСТОРИИ как следствие непреодоленного  до конца противостояния языческих  и христианских истоков русской  культуры. Древнее языческое восхищение  природой, привязанность к текучему  материальному бытию соединились  с христианским ощущением реальности  иного, высшего мира, с желанием  немедленного и непосредственного  единения с ним. Видимо, этим  объясняются противоположные устремления  в русском духовном характере:  любование природным миром, предельно  чуткое отношение к нему и  одновременно "прозрение" высшей, божественной реальности, определяющей  подлинное в человеке и его  жизни.
Нечто подобное наблюдалось и в понимании  человека. Русский человек, с одной  стороны, непосредственно принадлежит  временному, материальному бытию, с  другой, столь же непосредственно, интимно  связан с Богом, т.е. укоренен в вечном, духовном бытии.
Эта же черта  характеризует и восприятие истории  в русской философии. История  в ней осознается не только в ее эмпирическом, зримом воплощении как  процесс всестороннего общественного  развития, но и в ее мистическом, божественном измерении как реализация некоего божественного замысла.
Причем, осознание  противоречий, укорененных в мире, человеке и истории, не приводит к  их разрешению или хотя бы к сглаживанию, а только более остро выявляет трагизм человеческого существования. Противоречие в русской философии, следовательно, воспринимается как  абсолютное, не способное к гармоническому разрешению, "снятию". Такова особенность  ее диалектики.
3. В качестве  третьей отличительной черты  русской философии необходимо  отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ  ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.
5
В западной философии  с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, "научный" метод изложения, достигший  апофеоза у представителей немецкой классической философии.
В русской философии  рационалистический метод никогда  не был основным, более того, для  многих мыслителей он представлялся  ложным, не дающим возможности дойти  до сути главных философских проблем. В ней, в соответствии с русским  духовным характером, ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и  аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Даже у тех крупных русских  философов, которые вполне укладывались в классическую рационалистическую традицию, логичность и рациональная последовательность всегда естественно  сочеталась с художественной образностью  и апелляцией к интуиции, выходящей  за пределы возможного для рационального  мышления. Это особенно характерно для В. С. Соловьева и его философских  наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И. Ильина, П. Флоренского и др.
4. Из третьей  вытекает еще одна, четвертая,  особенность русской философии:  она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ  в полном смысле этого слова.  Философия, отрешенная от жизни  и замкнутая в умозрительных  конструкциях, в России не могла  рассчитывать на успех. Поэтому  именно в России - раньше, чем где  бы то ни было, - она сознательно  подчинялась решению встававших  перед обществом насущных задач.  Конечно, наклонности к умозрительным  спекуляциям, общефилософским проблемам  имели место, но далеко не  в таком виде и не в таком  масштабе, как это было, например, в Германии. Ей больше присуща  некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность ("слово-мудрость-дело", что предполагает постановку  вполне земных, человеческих вопросов).
5. В XVIII-XIX вв. Россия из-за ее отсталости  сохраняла феодальные отношения  и самодержавный деспотизм, тогда  как многие страны Европы установили  буржуазные порядки, а некоторые  из них - республиканский строй.  Затянувшееся господство крепостничества  и самодержавия вызвало к жизни  ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо  незнакомые другим государствам, либо не получившие в них  подобного развития: идеология дворянских  революционеров, революционный крестьянский  демократизм, включая народничество,  славянофильство и западничество,  толстовство.
6. Сопоставление  условий русской жизни с жизнью  передовых европейских стран  неизбежно породило в нашей  философии одну из самых острых  проблем общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА. Она,  начиная с конца XVIII в., не сходила  со страниц русской печати  и волновала умы людей, принадлежавших  к самым различным направлениям. Наиболее полно, философски и  историко-фактологически, эту тему  обосновал Н. А. Бердяев в  своем знаменитом труде "Русская  идея. Основные проблемы русской  мысли XIX и начала XX века". 
 
 

6
Русская философия  самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична  и актуальна. С XI по XX вв. в ней  можно выделить ряд периодов, в  рамках которых она характеризовалась  определенной устойчивостью, известным  единообразием:
    Становление русской философии, постепенное накопление материала для превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.).
    Первые опыты ее восходят к древнейшей эпохе и связаны о христианизацией Руси, с обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и "истиной") над "тьмой" язычества. Дальше русская философская мысль развивалась в русле нравственно-практических наставлений и обоснования особой роли православной Руси в становлении мировой цивилизации (учение монаха Филофея из Псковского Елизарова Монастыря о "Москве-третьем Риме").
2. Обособление  философии от религии и утверждение  ее как теоретической науки  (XVIII в.), благодаря научным достижениям  М. В. Ломоносова (1711-1765), основателя  материалистической традиции в  русской философии, и своеобразному  философскому дарованию Г. В.  Сковороды (1722-1794). Не случайно  в 1755 году открылся Московский  университет, где началось светское  преподавание философии, она отделилась  от религии.
3. Фундаментальная  разработка проблем методологии  научного и социального преобразования  России (с XIX в.). Именно в этот  период со всей остротой был  поставлен вопрос о "настоящей  сути народной" (Ф. М. Достоевский), о русском национальном идеале. Своего пика попытка его решения  достигла в славянофильстве, которое  "организовалось" под влиянием  историософии П. Я. Чаадаева (1794-1856) и породило сначала религиозное  реформаторство, а последнее, в  свою очередь, - русское богоискательство, или "духовный ренессанс", конца  XIX - начала XX вв.
В конце XIX - начале XX" вв. критика исторического христианства, и без того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого удовлетворяла. Требовалось новое  откровение о человеке, новое религиозное  сознание.
Истории русской философии: главные персоны  и сюжеты

Духовная  эволюция В. Чаадаева и главнее противоречие русской жизни

Петр Яковлевич  Чаадаев (1794—1856) был сыном богатого помещика. Как и многие современники, он получил хорошее домашнее образование, в частности под руководством профессоров Мерзлякова и Буле. В 1809 году Чаадаев поступил на словесное  отделение Московского университета. Именно там он близко сходится с  Грибоедовым, Якушкиным, многими будущими декабристами. Во время войны с  Наполеоном Чаадаев поступает в  армию и проходит через все  крупные сражения Отечественной  войны и европейской кампании, закончившейся в Париже.
С войны Чаадаев, как и многие другие молодые офицеры, вернулся с либеральными и революционными настроениями. О его республиканско-демократических  убеждениях говорит, к примеру, стихотворение  Пушкина, относящееся к 1817—1820 гг.: 

7
Он вышней волею  небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут,
В Афинах Периклес,
А здесь он —  офицер гусарский.
Он же написал  известное «Послание к Чаадаеву»:
Мы ждем, с  томленьем упованья,
Минуты вольности  святой...
По некоторым  сведениям в 1820 году Чаадаев вошел  в «Союз благоденствия», а позже  стал членом «Северного общества». Можно  предположить, что в отношении  планов преобразования России он держался наиболее радикальных взглядов. Но, судя по письму к брату, Петр Чаадаев  предпочитал ненасильственную революцию. В этом же письме он комментирует военный  переворот в Испании: «Целый народ  восставший, революция, завершенная  в 8 месяцев, и при этом ни одной  капли пролитой крови, никакой резни, никакого разрушения, полное отсутствие насилий, одним словом, ничего, что  могло бы запятнать столь прекрасное дело, что вы об этом скажете? Происшедшее  послужит отменным доводом в пользу революций» .
После восстания  Семеновского полка Чаадаев подает в отставку и уезжает за границу  для лечения и пополнения своего образования. Там он знакомится с  Шеллингом и вступает с ним  в переписку. Вернулся он на родину только в январе 1826 года. По возвращении  Чаадаев был арестован, но вскоре его отпустили, и он смог вернуться  в Москву. Восстание декабристов  произошло без него. Но царское  правительство все же установило за Чаадаевым негласный надзор. «Когда Чаадаев возвратился, — вспоминал  Герцен, — он застал в России другое общество и другой тон. Как молод  я ни был, но я помню, как наглядно высшее общество пало и стало грязнее, раболепнее с воцарением Николая. Аристократическая  независимость, гвардейская удаль  александровских времен — все  это исчезло с 1826 годом». И далее  Герцен продолжает: «Друзья его были на каторжной работе, он сначала  оставался совсем один в Москве, потом вдвоем с Пушкиным; наконец, втроем с Пушкиным и Орловым» .
    8 Чаадаев П.Я. Сочинения и письма в 2 т. М., 1991. Т. 2. С. 53.
    9 Герцен A.И. Собр. соч. в 30 т. Т. IX. С. 145-146.
Чаадаев жил  уединенно на Старой Басманной. Взгляды, которые он вынашивает в это время, Герцен назвал «революционным католицизмом». Эти взгляды Чаадаев изложил  в 1829 году в своих знаменитых «Философических  письмах», адресованных Е.Д. Пановой. По другой версии госпожой NN, которой адресованы письма, является сама Россия. Указанное  произведение, написанное по-французски, состояло из восьми писем. «Письма» стали  известны в литературных кругах, а  в 1836 году первое из них, по предложению  Станкевича и Белинского, было опубликовано в журнале «Телескоп», который  издавал в Москве Н.И. Надеждин.
После публикации первого из писем Чаадаева «Телескоп» был закрыт, его редактор профессор  Московского университета Надеждин сослан, а цензор, разрешивший это  письмо, уволен. Что касается самого Чаадаева, то он был объявлен Николаем I сумасшедшим и подвергнут домашнему  аресту. Всю оставшуюся жизнь он был под жандармским надзором. Остальные письма, сочиненные Чаадаевым, были опубликованы только в XX веке.
8
Реакцию властей  и общества на свое произведение Чаадаев  переживал довольно болезненно. В  ответ на многочисленные упреки в  отсутствии патриотизма он пишет  в 1837 году «Апологию сумасшедшего», опубликованную лишь в 1862 году в Париже князем Гагариным. В ней Чаадаев  объясняет свое отношение к России в духе библейского «кого люблю, того и порицаю». Россия ему дорога, подчеркивает Чаадаев, а поэтому  язвы российской действительности вызывают его искреннюю боль. Любить свою родину, считает он, это не значит не замечать ее недостатков. Какой же философией руководствовался Чаадаев, утверждавший, что Россия призвана дать урок другим народам, как не нужно  жить?
Уже в «Философических  письмах» Чаадаева мы находим нечто, подобное философии истории. Если говорить о содержании первого письма, то оно делится на три части. Письмо начинается с религиозных наставлений, обращенных к некой даме, и разговор о судьбе России здесь заводится  лишь по поводу. Во второй части письма речь идет о прошлом и настоящем  России, которые характеризуются  однозначно отрицательно. «Его обвинение-приговор России, — пишет исследователь  русской философии П. Сапронов, —  исходит из глубокой убежденности в  том, что в родной стране не за что  зацепиться. Все в ней происходившее  и запечатлевшееся на ее пространствах  лишено всякого смысла. Россия —  это странным образом бытийствующее  небытие...» .Наконец, в третьей части  этого письма Чаадаев излагает собственно историческую доктрину, в которой  особое значение отводится христианству.
    14 Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб., 2000. С. 45.
Чаадаев хорошо знал европейскую философию. И в  этом, как и в других письмах, чувствуется  влияние на Чаадаева со стороны Гердера  и других немецких философов. Культура, утверждает он, есть цельное образование. Целостность западноевропейской культуры связана с тем, что страны Западной Европы явились наследниками греко-римского мира. Но европейская культура есть также продукт христианства. Чаадаев  указывает, что европейская культура сложилась в результате перехода от язычества к христианству.
То, что христианство оказывается здесь определяющим, позволяет В.В. Зеньковскому говорить о теургическом понимании истории  Чаадаевым. История по сути своей  оказывается у него возвращением человечества к Богу. И на этом пути главная цель — прийти от раздробленности  и разделенности к единению. Уже  в «Философических письмах» угадываются  истоки идеи всеединства как цели человечества, которой посвятит свою философию В.Соловьев.
Другой вопрос: кто ближе к заветной цели? В  «Философических письмах» Чаадаев  уверен, что Запад лидирует в этом движении. Современники были правы, утверждая, что в «Философических письмах» Чаадаев отдает предпочтение католицизму, по сравнению с православием. Восприняв  восточный обряд, пишет он, русские  отгородили себя от Западной Европы. Но дело не в догматике, а в том  идейном общественном содержании, которое  связано с католичеством. Из «Философических  писем» следует, что католицизм лучше  выражает вселенскую миссию христианства. И отгораживаясь от мира на основе православия, мы не только обрекаем себя на отсталость, но и оказываемся  значительно дальше от конечной цели исторического движения.
9
У Чаадаева в  том же ряду оказывается и идея правового государства, идущая от Локка. Именно в ней, считает Чаадаев, находит  свое конкретное воплощение всеобщее равенство и справедливость, братство и свобода. Но идея правового государства, доказывает он, рождается на почве  философии как развитого «мыслительного органа». Западное христианство впитало  в себя античную мудрость и стало  синтезом откровения и разума. Поэтому  Россия должна выработать аналогичный  мыслительный орган и идеи или  же взять их у Запада.
Итак, Чаадаев  не выступает против национальных русских  традиций, но ясно видит, что идеализация  национальной самобытности бесплодна  и даже порочна. Известны насмешки Чаадаева над славянофилами К.С.Аксаковым  и А.С.Хомяковым, которые настаивали на возврате к русской национальной одежде. Чаадаев говорил о них, как о «заскорузлых тирольцах  в зипунах». По словам Чаадаева от Аксакова, обряженного в допотопные русские  одежды, даже крестьяне шарахались, принимая его за «персиянина».
Чаадаев отвергает  национальную идею, если она означает призыв к самобытной и неповторимой жизни. В этом он видел признаки ограниченности, несовместимой с христианством, для которого «нет ни эллина, ни иудея». Истинной идеей каждого народа, по его мнению, должно стать единение всех во Христе. И поначалу Чаадаев  считал, что наилучшим образом  эту идею выражает католицизм.
Таким образом, духовная эволюция Чаадаева от «Философических  писем» до «Апологии сумасшедшего»  позволяет найти в его воззрениях начала и славянофильства, и западничества. Ясно обозначив главное противоречие русской жизни, Чаадаев склоняется к западничеству, а затем формулирует  мысль о мессианской роли России, в русле которой и оформилось славянофильство.

Философско-социологические  воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков

Русские славянофилы  имели предшественников в лице так  называемых «самобытников». Это были литераторы и историки, входившие  в редакцию журнала «Москвитянин»  и выступавшие с критикой европеизации России. Славянофилы отличаются от них тем, что именно они подвели  под идею самобытного русского пути философскую основу. К основателям  славянофильства обычно относят  братьев Киреевских, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина и К.С. Аксакова. Но оригинальными  теоретиками и идейными вдохновителями в этом кругу, безусловно, были И.В.Киреевский и А.С. Хомяков, о взглядах которых  и пойдет речь дальше. «Славянофильство, — писал Н.А. Бердяев, — первая попытка нашего самосознания, первая самостоятельная у нас идеология. Тысячелетие продолжалось русское  бытие, но русское самосознание начинается с того лишь времени, когда Иван Киреевский и Алексей Хомяков с дерзновением поставили вопрос, что такое Россия, в чем ее сущность, ее призвание  и место в мире» .
    15 Цит. по: Хомяков А.С. Соч. в 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 7.
Иван Васильевич Киреевский (1806—1856) принадлежал к  старинному дворянскому роду и, подобно  Чаадаеву, первоначальное образование  получил у домашних учителей. Его  отец умер рано, и воспитанию детей  посвятила себя мать Киреевского, состоявшая в близком родстве с поэтом Жуковским.
10
Ее вторым мужем  стал некто Елагин — поклонник  философии Канта и Шеллинга. Работы последнего он переводил на русский  язык.
Свои основные философские идеи Киреевский изложил  в последней статье «О необходимости  и возможности новых начал  для философии», опубликованной уже  посмертно в журнале «Русская беседа». Новым началом для философии  Киреевский теперь считает «любомудрие  Св. Отцов», простое развитие которого соответствует новейшим тенденциям и может составить «новую науку  о мышлении». В этой статье в соответствии со святоотеческой литературой, Киреевский противопоставляет не веру разуму, а разум самому себе. Есть разум, утверждает он, который противопоставил  себя вере под влиянием греховной  жизни, а есть разум, который един с верой, а значит с добродетелью. Иначе говоря, он различает разум  частичный и разум целостный. На этом основании его считают  создателем учения о «цельном знании».
Пользуясь староотеческой терминологией, Киреевский соотносит  указанные разновидности разума с «внешним человеком» и «внутренним  человеком». Западное просвещение, доказывает он, под опекой католичества сделало  ставку на «внешнего человека», в  котором все раздроблено, а православное просвещение стремится соединить  все силы человека и всю его  личность вокруг некоего скрытого ядра.
Таким образом, Запад, по мнению Киреевского, вполне сознательно  и целенаправленно культивирует сухой формализм и холодный рассудок. А в итоге «рациональный анализ»  западной философии и науки упускает из виду и убивает что-то главное  и субстанциальное в человеке. Идти вслед за Петром по этому пути, считает Киреевский, это значит утратить то наиболее ценное, что сохранилось  в русском человеке. Ведь в глубине  нашей души еще есть «живое общее  средоточие для всех сил разума, сокрытое от обыкновенного состояния  духа человеческого». А значит необходимо «поднять разум выше его обыкновенного  уровня» и «искать в глубине  души того внутреннего корня разумения, где все отдельные силы сливаются  в одно живое и цельное зрение разума».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.