На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОУ ВПО «  ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»  

                           КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА 
 
 
 
 
 
 

                                 МАРКЕВИЧ  Мария Викторовна 
 
 

            Особенности памяти  детей  младшего 

                        дошкольного возраста

 
 
                                          КУРСОВАЯ РАБОТА  

                              студентки 2 курса заочного отделения
                          факультета педагогики и психологии детства  
 
 
 
 

                                                                                     Научный руководитель:
                                                                                    доцент кафедры педагогики 
                                                                                     и психологии детства
                                                                                                       
                                                                                          
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Омск 2010 
 

Оглавление
Введение…………………………………………………………………
Глава I. Память как высшая психическая  функция человека
1.1.Общее  понятие о памяти: физиологическая  основа,
    виды  и   типы……………………………………………………..
1.2.Процессы  памяти: запоминание, сохранение,
    забывание и  воспроизведение………………………………….
1.3. Законы  осмысленного запоминания……………………………..
1.4.  Особенности памяти младших школьников……………............
1.5. Основные  принципы хорошей работы памяти………………….
Глава II  Эмпирические исследования.
2.1. Организация  и этапы опытно-экспериментальной 
работы…………………………………………………………………..
2.2. Методы  и методики, использованные в  работе
2.3. Анализ  результатов опытно-экспериментальной  работы
Заключение…………………………………………………………….
Литература  …………………………………………………………….
Приложение…………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема развития памяти у маленьких детей является актуальной и социально значимой. Труды и исследования многих ученых посвящены памяти человека - Сеченов М.И., Шифрин Р., Карнеги Д., Смирнов А.А., Рибот и другие психологи работали над этой проблемой. Но данные исследования мало востребованы и малоизвестны родителям и учителям, что и послужило выбором темы исследования.
     Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное средство - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память является жизненно-важнейшей, основополагающей способностью человека.
Изучение же особенностей памяти детей младшего дошкольного возраста является в настоящее время важной педагогической задачей, потому что память одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей, особенно в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ.
 Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, а вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы как для родителей, так и для будущих молодых специалистов системы образования.
Цель исследования: определить особенности памяти детей младшего дошкольного возраста и разработать комплекс упражнений для развития памяти.
Объект  исследования: процесс развития памяти детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы психологического воздействия для активного развития памяти.
Из поставленной цели вытекают задачи:
- изучить   литературу по данной теме
- выявить  виды памяти у  детей младшего  дошкольного возраста
- определить  особенности памяти детей младшего  дошкольного возраста
- провести сравнительный анализ результатов исследования
Гипотеза  исследования: предполагается, что у детей младшего дошкольного возраста преобладает активная непроизвольная память.
Методы  исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ литературы);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование);
3.Метод  количественной и качественной обработки данных.
База  исследования: исследование проводилось на базе МДОУ №377 г. Омска. В исследовании приняло участие 10 детей, в возрасте 4 лет.
Практическая  значимость заключается в разработке рекомендаций для родителей, методик развития памяти детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЯ ПАМЯТИ,
КАК ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. 

1.1.Понятие и значение памяти, её виды.
В научной  психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки” [20.с.87 ].
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая, простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Информация  от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между фактами и событиями. Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящими процесс подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, Память самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события нашего детства восьмидесятилетней, а то и большей давности.
Вся наша жизнь есть нечто иное, как путь из пережитого в неизвестное будущее, которое называется «настоящим». Тем не менее,  настоящее- это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не даёт ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придаёт направленность ходу времени, Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестаёт существовать.
Абсолютно всё, что мы знаем, умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишённый памяти, как указывал И.М.Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научится, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, не плодотворная деятельность. Таким образом , памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляются в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.(В.А. Крутецкий)
Способность к обучению и качество любой профессиональной деятельности зависят от возможностей кратковременной и долговременной памяти. 

  Виды памяти
Существует  несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти. [8]
Виды  памяти с точки  зрения сохранения материала.
    Мгновенная  память, как следует из ее названия, это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации  органами чувств. Следы в ней сохраняются лишь очень короткое время (от 0,1 до 0,5 с.) и за это время решается вопрос о том, привлечет ли эта информация внимание высших отделов мозга к поступившим  сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и мгновенная память заполняется новыми сигналами.
    Мгновенная  память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.  [3,8]
    Кратковременная память возникает в том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
    Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять определенное число разнородных элементов информации.
    Установлено, что кратковременная память действует в течение примерно 20 секунд: за это время сохраняется очень немного информации - например, какое-то число или несколько слогов из трех-четырех букв.
    В случае, если информация не вводится повторно или не прокручивается в памяти, она по истечении этою промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
    Емкость памяти (сколько информации человек  может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов) ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов; в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
    Если  необходимо в течение короткого  времени сохранить информацию, включающую больше семи элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого.
    Из  тех нескольких элементов, которые  ненадолго задерживаются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в долговременной памяти. Кратковременную память можно сравнить со стеллажами в большой библиотеке: книги то снимаются с них, то ставятся обратно в зависимости от сиюминутных нужд. Долговременная же память больше похожа на архив: в ней определенные элементы, выбранные из кратковременной памяти, подразделяются на множество рубрик, а затем хранятся более или менее длительное время. [3]
    Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
    Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами. [8]
    Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Виды  памяти с точки зрения преобладания органов восприятия.
    Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей творческих профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Поэтому данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
    Слуховая  память  - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.  Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
    Двигательная  память представляет собой запоминание  и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
    Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
    Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. [8]
Произвольная  и непроизвольная память.
   По  характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на: непроизвольную и произвольную.
   Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. При произвольном запоминании мы ставим перед собой задачу что-то запомнить. При непроизвольном запоминании человек, запоминая информацию, делает что-то другое, не связанное с процессом запоминания. Непроизвольная память имеет личностную направленность, в нее попадает то, что нам интересно, нас затрагивает, задевает наши эмоции., интересные для Иными словами, интересные для человека события, если они вызывают эмоциональный отклик, легко запоминаются [21 с. 74-75].
[4]То есть в первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Любое произвольное запоминание предполагает использование средств для запоминания.
    Непроизвольное  запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [8]
    Таким образом, память человека развивается  по линии совершенствования использования средств запоминания. А тренированная память – это память человека, владеющего средствами, способами запоминания. [4] 
 

1.2. Развитие памяти.
Развитие  памяти зависит от условий жизни  ребенка, от его воспитания и обучения. Под влиянием воздействий в мозгу ребенка начинают образовываться временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти. Уже в середине первого месяца жизни у младенца можно наблюдать образование простейших рефлексов. Так двухмесячный младенец, привыкший к тому, что его перед кормлением берут на руки, начинает затихать и искать губами грудь матери, как только его  вынут из колыбели. Несколько позднее, к концу первого полугодия, у ребенка появляется узнавание, Например, появление матери, которая повседневно заботится о ребенке, вызывает у него положительную реакцию. Младенец улыбается, всплескивает ручками, издает тихие звуки. Такое узнавание требует установление более сложных временных связей между ответными реакциями ребенка и определенным комплексом раздражителей.
Постепенно у младенца появляется круг узнаваемых предметов. Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Ребенок, например, пытается искать исчезнувшую вещь, поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у него возникает воспоминание о предмете, который в данный момент не воспринимается. Первоначально промежуток времени, а течение которого удерживается в памяти какое-нибудь  впечатление, очень незначителен. Годовалый ребенок воспринимает лишь то, что случилось несколько дней назад. К трем годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев .
На втором и третьем году жизни ребенок  запоминает и повторяет слова, фразы  и стихотворения, словарный запас трёхлетнего малыша уже достигает 1500 слов [5 с.121 ], смысл которых для него еще не понятен, и поэтому существовало неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической. В этот период запоминание и воспроизведение не представляют еще самостоятельных процессов, а являются лишь способами овладения  языком. Предметом сознания ребенка при таком  воспроизведении являются не значения слов, а именно их звуковой состав и ритмическая структура. Рифма и ритм служат объективной основой, на которой происходит запоминание ребенком раннего возраста различных слов и словосочетаний, потешек и стихов.  Р.И.Жуковская указывает, что для запоминания дошкольниками стихотворений и т.д. существенное значение имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Интерес к самому содержанию способствует запоминанию стихотворений только в тех случаях, когда они совершенны по форме. Конечно, характер такого осмысления  изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но наиболее существенные их особенности. В соответствии с этими изменятся и содержание детских представлений.
Прочность и длительность запоминания у  четырех-пятилетнего ребенка становится настолько значительными, что ряд впечатлений, полученных в этом возрасте, сохраняется на всю жизнь. Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером. В этом возрасте у них начинает развиваться произвольная память. Проявление целенаправленных процессов запоминания и припоминания внутри  различных видов деятельности ребенка-дошкольника является началом нового этапа в развитии памяти, как процесса, управляемого и обладающего специальными средствами. Лишь к концу дошкольного возраста непроизвольное воспроизведение начинает превращается в преднамеренное припоминание; вслед за этим и запоминание выделяется в специальное и опосредованное словом действие со своими приемами.
Наглядный материал (предметы и их изображения) в дошкольном возрасте запоминается значительно лучше, чем отвлеченные положения. Из словесного материала значительно лучше удерживается в памяти образные описания, особенно когда они носят художественный, эмоционально-выразительный характер.
Существовало  неправильное мнение, что в дошкольном возрасте механическая память преобладает над логической, В действительности осмысливание нового материала, активное его изучение оказывает существенное влияние на запоминание дошкольника. Конечно, характер такого осмысления  изменяется в процессе развития дошкольника. Если младшие дошкольники ориентируются, главным образом, на внешние, наиболее бросающиеся в глаза признаки предметов, то старшие начинают замечать менее яркие, но наиболее существенные их особенности. В соответствии с этими изменятся и содержание детских представлений.
В дошкольном возрасте особенно ярко выступает зависимость  памяти от особенности деятельности ребенка. Один и тот же материал запоминается детьми по-разному, в зависимости  оттого, что они с ним делают. Если, например, привести дошкольника в лабораторию и заставить его запомнить отдельные слова, произносимые исследователем, то он запомнит незначительное их число. Но если дать ребенку запомнить тот же материал в процессе игры или содержательного занятия, то он удержит в памяти гораздо больше число слов.
Важным  моментом развития памяти в дошкольном возрасте является то, что память начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. А.Н.Раевский установил, что наиболее ранние воспоминания взрослых относятся именно к дошкольному возрасту. Именно на основе памяти становится возможным обобщение отношений ребенка к взрослым и, следовательно, влияние этих отношений на формирование его личности.
Дальнейшее  развитие памяти происходит уже в  школьном возрасте. Под влиянием систематического обучения произвольная память, которая только начала складываться в дошкольном возрасте, достигает у школьника высоких ступеней развития. Так же совершенствуются приемы логического запоминания. Овладевая основами научных знаний, школьники в процесса запоминания и припоминания опираются уже не на внешние признаки, а на более существенные их особенности, характеризующие внутреннее содержание запоминаемого материала.
Развитие  памяти не  заканчивается в период детства, оно может продолжаться и у взрослого человека, изменяя свои особенности в зависимости от условий его жизни и характера его деятельности. 

1.3. Процессы памяти.
Память  является одной из высших мозговых функций, наряду с речью, интеллектом, целенаправленной двигательной активностью и восприятием. Процессы памяти обеспечиваются совместной деятельностью различных структур головного мозга.
Выделяют  три основных процесса памяти:
Первый  процесс памяти — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.
Второй  процесс памяти — это сохранение и забывание информации, и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.
Третий  процесс памяти — это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.
Первоначальная форма запоминания — так называемое не преднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, считанные без всякой учебной цели, и т. п., хотя не все они напоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.
В первом процессе памяти от непроизвольного напоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой, определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.
Такой процесс памяти, как кодирование начинается уже на стадии сенсорной памяти, когда распознаются физические характеристики стимула. Далее он несколько углубляется во время передачи информации в кратковременную память, так как здесь происходит первая перегруппировка разных элементов запоминаемого. Однако основной процесс кодирования происходит на стадии долговременной памяти, так как именно здесь осуществляются анализ и идентификация различных характеристик информации.
Сохранение, как процесс памяти, представляет собой накопление материала в памяти. Для долговременного хранения, как в архиве, требуется такая организация, которая позволяла бы не только классифицировать, но и быстро извлекать информацию. То, что человек запомнил, мозг хранит более или мене длительное время. Сохранение, как процесс памяти, имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется, в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, а при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации, и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти — узнаванию и воспроизведению.
Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания и ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей. Забывание – весьма целесообразный, естественный  и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладая способность забывания, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений и фактов. Оно дает возможность мозгу освободиться от избыточной информации.
Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых  мыслей, осуществление заученных  движений, в основе чего лежит оживление  следов, возникновение в них  возбуждения. Эффективность извлечения информации тесно связана с тем, насколько хорошо организован материал в памяти. Действительно, информация всегда воспроизводится на основе той структуры, и составе, которой она запоминалась. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это — активный волевой процесс памяти. Припоминания чего-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения, но это действие носит иной характер, чем перебор информации, зафиксированной в запоминающем устройстве кибернетической машины. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации. Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения. 

1.4.  Младший дошкольный возраст 

Ранний  возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов [5.с.13-15 ]. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенического потенциала к развитию.
Это период овладения социальным пространством  человеческих отношений, через общение  с близкими, взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Игра  оказывает значительное влияние  на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процесс сюжетно-ролевой творческой игры дети берут  на себя роли взрослых и отношения между  ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора…, и образы его действий. Но ,хотя в игра протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
Предметом игровой деятельности является взрослый человек , как носитель определённых общественных функций, вступающий о определённые отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определённые правила [6.с.11].
Игра  способствует становлению не только общения , но и произвольного поведения ребенка. Механизм поведения складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.
Дошкольное  детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
Дети  задают множество вопросов, новая  информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения[5 с.45].
У младшего дошкольника память непроизвольная  и непосредственная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить  или вспомнить, и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Стихи, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Часто воспринимаемый предмет представляется ребенку так живо и ярко, будто он вновь его воспринимает, Часто какая-нибудь деталь, которая осталось бы не замеченной взрослым, ребенок запоминает  прочно и надолго. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
В 4-5 лет  начинает формироваться произвольная память. Сначала  ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, логической группировки материала). Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.
Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью усвоения программного материала. Всякое нововведение следует повторять чаще хорошо усвоенного [1.с.23 ] . Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Дошкольник  младшего возраста, как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему  слов он запоминает лишь 1-2 слова.
Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения.
Память  дошкольника, несмотря на ее видимое  внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией 

Выводы  по первой главе. 

Таким образом, память - это сложнейший психический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества, без постоянного улучшения этой функции немыслим.
    Память, как способность запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть и управлять ей человек учится всю жизнь. Люди с древних времен старались изобрести приемы, помогающие запомнить нужную информацию, передавая их из поколения а поколение, под общим названием « мнемотехника» (от греч. «мнемо» - память). На протяжении детства, ребенок начинает последовательно вступать в права владения собственной памятью.
    В наибольшей степени возможности  природной памяти проявляются в  дошкольном возрасте. Раннее детство  характеризуется сензитивностью к  развитию памяти: в младшем дошкольном возрасте память по скорости развития опережает другие способности. Важно подбирать такие методы развития памяти, которые способствуют его активизации и делают какую-либо деятельность интересной.
В этом возрасте у ребенка начинает формироваться  произвольная память и очень важно  не пустить этот процесс на самотек. Детей необходимо и учить запоминанию, именно учить, поскольку ребенок раннего и младшего дошкольных возрастов не умеет сам прилагать волевых усилий для произвольного, намеренного запоминания.
Ведь  произвольное запоминание – это  внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях : она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка, интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.
Желание ребенка что –то запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. 
 

ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 

2.1 Описание  и анализ исследования по определению  памяти детей
младшего  дошкольного возраста. 

На базе МДОУ детского сада №377 было проведено  опытно-экспериментальное исследование по определению памяти детей младшего дошкольного возраста, в котором  принимали участие 10 ребят, в возрасте 4 года. 
 
 

Список  детей
п/п
Ф.И.ДЕТЕЙ ДАТА РОЖДЕНИЯ п/п
Ф.И.ДЕТЕЙ ДАТА РОЖДЕНИЯ
1. Панасюк Артем
04.04.2006 6. Ишмаев Максим
14.05.2006
2. Шайдук Надя
12.07.2006 7. Кабатова Аня
19.05.2006
3. Шаймерденов Карим
23.09.2006 8. Мосин Илья
07.04.2006
4. Александров Егор
08.10.2006 9. Бойко Наташа
15.12.2006
5. Егорова Даша 29.03.2006 10. Горащенко Кристина 20.06.2006
 
Исследование  проведено в три этапа:
- 25 января 2010 года было проведено исследование  по определению пассивной непроизвольной  памяти;
- 27 января 2010 года было проведено исследование  по определению активной непроизвольной памяти;
- 29 января 2010 года было проведено исследование  по определению произвольной  памяти.
Проведена диагностика детей 4 лет по методике О.Н.Истратовой по изучению памяти детей  младшего дошкольного возраста. 

                    Описание методики исследования.
     Диагностика  уровня развития памяти у детей  3-7 лет , изучение произвольной и непроизвольной памяти
     Подготовка к исследованию: подобрать 3 набора предметных картинок по 16 – 25 в каждом так, чтобы можно было разбить по тематике на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда и др..
    Проведение исследования.  Проводиться 3 серии эксперимента через день индивидуально с детьми 3-7 лет. В каждой серии используется новый набор картинок, участвуют одни и те же дети.
   Первая серия. Изучение пассивной непроизвольной памяти.
Ребенку показывают картинки с изображением различных  предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: «Я сейчас покажу картинки, а ты внимательно  посмотри на них». Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации одного из наборов ребенка просят: «Назови картинки, которые та запомнил».
     Вторая серия. Изучение активной непроизвольной памяти, когда при запоминании используется прием классификации материала.
     Ребенку  предлагают разложить картинки  второй набор картинок в 4 ряда, т.е на 4 группы: «Что к чему  подходит?». После выполнения  задания картинки убирают и  просят ребенка вспомнить и  перечислить все картинки по  рядам.
   Третья серия. Изучение произвольной памяти.
    Детям,  участвующим в первых двух  сериях, показывают третий набор  картинок и предлагают запомнить  как можно больше картинок  для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы не указывают.  Каждая картинка экспонируется в течение 3 с. После всех картинок дети воспроизводят по памяти предметы, изображенные на них[6 c.150].
 В ходе диагностики  по определению памяти детей были получены  и занесены в таблицу следующие результаты: 
 
 
 

Таблица 1.
И.РЕБЕНКА 1 СЕРИЯ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.