На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов: в юности, зрелости, старости

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
Переживание одиночества в контексте развития нормативных кризисов:
в юности, зрелости, старости. 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

содержание
Введение…………………………………………………………………………………. 3                                                                                                                                  Часть 1: Возрастной кризис.                                                                                                         1.1 Понятие возрастного кризиса………………………………………………………6
   1.2 Этапы возрастного кризиса. ………………………………………………………8
   1.3 Кризис зрелых возрастов:………………………………………………………... 10
    1) а) Кризис подрасткового периода ……………………………………………….10
         б) Юнность…………………………………………………………………………16
         в) Молодость……………………………………………………………………….17
     2) Кризис среднего возраста. Взрослость…………………………………………...18
     3) Старось. Кризис старости…………………………………………………………20         
Часть 2: Понятие одиночества.
2.1 Одиночество как субьективное переживание. ……………………………………23
2.2 Подходы к пониманию одиночества. ……………………………………………...26                       2.3 Причины возникновения и особенности переживания одиночества
в зрелых возрастах; 1) подростковое одиночество; …………………………………..32
              2) одиночество и средний возраст; ……………………………..35             3) одиночество пожилых людей…………………………………39          
Часть 3: Одиночество и психопатология.
3.1 Переживание одиночества в пограничных состояниях……………………………42
3.2 Прикладное значение для психотерапии…………………………………………...46 

Часть 4: Современные исследования переживания одиночества. ……………………48 

Вывод……………………………………………………………………………………...51           
Список использованной литературы……………………………………………………53       
 
 
 
 
 

Одиночество — прекрасная вещь;
но ведь необходимо, чтобы кто-то вам сказал,
что одиночество — прекрасная вещь. (Оноре де Бальзак) 

Введение.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества, когда  взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными  по отношению друг к другу.
Одиночество – социально психологическое  состояние, характеризующееся узостью  или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и  эмоциональной невовлеченностью индивида.  

Цель исследования: выявление специфики переживания одиночества у людей разных возрастных групп.
  Задача исследования: причины возрастных и индивидуальных кризисов; особенности кризиса развития, этапы возрастного кризиса, кризисы развития зрелых возрастов, изучить историю исследования проблемы одиночества, особенности и причины возникновения одиночества в зрелых возрастах.  
Объектом исследования: явилось одиночество как форма переживания.
Предмет исследования: особенности переживания чувства одиночества у людей разных возрастных групп (от 15 до 55 лет). 

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.
О распространенности одиночества  среди людей говорят  следующие данные: не более 1 – 2 % опрошенных утверждают, что никогда в жизни  не испытывали чувства одиночества, в то время как примерно 10 – 30 % говорят, что переживали такое чувство  хотя бы раз в жизни.
Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений  с людьми, личностно значимыми  для него, когда он испытывает острейший  дефицит удовлетворения потребности  в общении.
Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны [Василюк Ф. 1984г.].
Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения  и положительных интимных отношений  с окружающими людьми. Одиночеству  не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).
Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.
На переживание  состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными  симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
Данная  работа просвещенна исследованию проблем  одиночества: причины его возникновения, психологические особенности и  развитие в различных возрастных группах. 
 

                                                                                                                 
                                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                 В одиночестве каждый
  видит в себе  то,
что он есть на самом  деле.
                                                                                                                      (Артур Шопенгауэр)
Часть 1. Возрастной кризис.
      Понятие возрастного кризиса.
 
Кризис, от греческого  krineo, буквально переводится  «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший  момент в жизни или деятельности человека. Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт человек   не может. Люди привыкают к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования - социальному статусу, семье, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры.
Кризис  - это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни - это всегда неприятно. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период». 

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека - Л.С. Выготский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически» [Выгодский 1981-1984г]. Основанием для такого утверждения служит  то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. е. скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим. 
 
 

 Понятие возрастных кризисов связано, как уже  говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения, продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью. 

Термин  « кризисы возрастные » был  введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Сам механизм смены социальных ситуаций и есть психологическое содержание возрастного кризиса. 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Этапы возрастного кризиса. 

Выготский ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую  и посткритическую фазы  [Выготский 1981-1984г.].  

В предкритической  фазе возникает противоречие между  объективной и субъективной составляющими  социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В  собственно критической фазе это  противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими. 

 Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. 

 Далее наступает собственно критическая  фаза, состоящая из трех этапов.
 На  первом этапе происходит попытка  непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной  форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не обособленно, не сама по себе, а в разнообразных воплощениях. 

 Далее наступает этап конфликта – необходимое  условие нормального развития в  кризисе, позволяющее человеку и  окружающим его людям предельно  обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит  в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители – старые формы жизни и взаимоотношения. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть была связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения».
 Прежде  чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап –  рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь рефлексия рассматривается как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желанием и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.
 Кризис  завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой  социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и    «свое-иное», принимаются  новые формы культурной трансляции идеальной формы. Реализуется новая форма – идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.
 Основная  идея работы с кризисными состояниями  личности заключается в следующем: если кризис начался, ему нужно дать пройти все логические этапы, поскольку временное торможение кризисных процессов, а также применение лекарственных средств только растягивают кризис во времени, а не приводят к скорейшему разрешению проблем клиента и выходу личности на новый уровень целостности. Можно управлять процессом переживания кризиса – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирования лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение. 
 
 
 

1.3 Кризисы развития зрелых возрастов. 

В современных  исследованиях принято опираться на следующую возрастную периодизацию или этапы развития:
новорожденный (1-10 дней);
грудной возраст (10 дней - 1 год);
раннее  детство (1-3 года);
первое  детство (4-7 лет);
второе  детство (8-12 лет);
подростковый  возраст (13-16 лет);
юношеский возраст (17-21 год);
зрелый  возраст (первый период: 22-35 лет - мужчины, 21-35 лет - женщины;
второй  период: 36-60 лет -мужчины, 36-55 лет - женщины);
пожилой возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины);
старческий  возраст (75-90 лет - мужчины и женщины);
долгожители (90 лет и старше) [Поливалова К. 2000г]. 

1.а) Кризис подросткового периода.
В настоящее  время имеется несколько определений подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Но, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма  (пубертатный период), а на появлении психологических новообразований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. В данной периодизации границы подросткового периода устанавливаются между 10-11 и 15-16 годами. Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений. Он реально вступает в новые формы взаимосвязей, общения, пытается осознать их характер, самоопределится. Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание.
И хотя оно не является единственным источником психологических особенностей подросткового периода, оказывая лишь опосредованное влияние на развитие личности через отношения ребенка к окружающему миру, но, нельзя отрицать, что оно вносит много нового в жизни подростка [Обухова Л. 2001г]. Половое созревание определяет интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, который опережает развитие мускулатуры. Все это ведет к непропорциональности тела, так называемой - подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими и неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания и тоже в разное время у разных детей. Благодаря этим изменениям в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из за этих  изменений, ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу
Одновременно  с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает и отношение  подростка к себе, как взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Именно эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости особая форма самосознания; оно не жестко связано с процессом полового созревания. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего он претендует равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется также  и в стремлении к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару неделей, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоциональным.  

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются подростком в это время. Появляется моральный “кодекс”, предписывающий им четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. Подросток обладает сильными, гипертрофированными потребностями в самостоятельности и общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к освобождению от опеки взрослых, их контроля и в разнообразных увлечениях неучебных занятиях. Эти потребности ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”. Увлечения сильные, часто сменяющие друг друга, характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя и потребность в самостоятельности, познавательную потребность, и некоторые другие. В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и эмоционально общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник это своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания и установки, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”. Но особенно важно для подростка иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Однако, нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группу, часть из них оказывается изолированной или неуверенные в себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые.
И, наконец, интеллектуальная сфера в подростковом возрасте характеризуется дальнейшим развитием теоретического рефлексивного мышления [Малкина-Пых И. 2004г]. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подросток, абстрагируясь от конкретного наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, связны с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память. Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения.
Чувство взрослости становится центральным  новообразованием младшего подросткового возраста, и к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя, личностные нестабильности у него формируется        “Я - концепция”- система внутренне согласованных представлений о себе, образов “Я”. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и открытость  в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии. Образы “Я”, которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Физическое “Я”, то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют большой пласт     “Я-концепции”- так называемое реальное “Я”. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, благодаря влиянию семьи и сверстников. Подросток еще не цельная, зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов “Я” негармоничны. Когда же образ “Я” достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок, или какой либо другой был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации); или признает, что он не прав, но ведь и все его приятели  поступили бы так, же на его месте (механизм проекции) и т.д. Помимо реального “Я”, “Я-концепция” включает в себя “Я-идеальное”. При высоком уровне притязания и недостаточном осознании своих возможностей идеальное “Я” может слишком сильно отличатся от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо тог, чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.
В конце  подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему - “Я-концепцию” [Эриксон Э.1996г], что является важным этапом в развитии самосознания. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до настоящей взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми правами. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах.
 Кризис подросткового возраста.
На образ  физического “Я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Подростки с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в формирования личности. И главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя сложность, противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую особенность: ”… подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интересом, и в тоже время, ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения лишь для того, чтобы оборвать их также внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой - они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в тоже время преисполнены возвышенного идеализма. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны”.
Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно переживать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне внешние трудности воспринимаются особенно трагически [Поливалова К. 2000г.].
Подростковый  возраст это период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.
Отдельно  следует отметить на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом - вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.
Многие  подростки переживают кризис во внешних  проявлениях негативизма - бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии родителям, учителям. Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна - необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б) Юность.
Юность  - самое начало взрослой жизни. Ведь ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать решение любых проблем. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов носят более условный характер.
Кризис  17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Для остро переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность за сделанный выбор, реальные достижения в это время - большой груз. Также именно в этом возрасте отмечается страхи перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций и хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности и общение с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают в этом уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и многое другое.
Выпускники  школы, решившие работать или не поступившие  в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках при выборе работы, если же выбор сделан, трудно найти соответствующее место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.
В этом возрасте характерна и негативная составляющая возможности выбора. Юноша или  девушка могут выбрать еще один путь - бегство в наркотики, религиозные секты, погруженность в себя и т.д. Такой выбор может быть следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума. На неправильный путь могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться. 
 

в) Молодость.
Молодость охватывает период жизни от конца юности 20-23 лет до 30 лет иногда до 35 лет. Это время, когда человек "более или менее утверждается во взрослой жизни". Молодость период создания семьи, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней, время освоения выбранной профессии. Молодость - пора оптимизма. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и полно развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализация.
 Для  молодости характерно  сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни, созданию семьи. Это возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше приспособлен к рождению первого ребенка. Люди, не создавшие семьи до 28-30 лет, в дальнейшем, как правило, сделать это не в состоянии, так как они привыкают жить в одиночестве, становятся излишне требовательными к другому человеку, у них появляется ригидность привычек, часто делающих очень трудной совместную жизнь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2) Взрослость. Средний возраст.
В этом возрасте, как правило, человек уже  достигает того, к чему осознанно  стремился - у него четко сформировавшая система ценностей, есть определенное социальное и семейного положения, он психически уравновешен… Но вот доволен ли он своей жизнью, принесло ли ему моральное удовлетворение достижение целей, счастлив ли он, любит ли он своего (ю) супруга(у)!? Человек начинает думать об этом, задавать себе вопросы, переживать эту ситуацию в своей жизни, так, постепенно он входит в кризис, который характерен для человека в возрасте около 30-35 лет.  

Кризис  среднего возраста.
Кризис  среднего возраста - самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов [Холлис Д. 2002г.].
Как уже  говорилось выше, у взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают  его. « В чем смысл моего  существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д. Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей - поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст  взрослости. «Кризис тридцати» - условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь. 

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей (автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.
У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные  в начале ранней взрослости [Шихи Г. 1999г]. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3) Старость. Кризис старости.
В начале пятого десятилетия жизни (чуть раньше или позже) человек, проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времени, анализа образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви.
 
Кризис  старости связан со страхом старения и осознания того, что достигнутое в жизни иногда значительно меньше, чем предполагалось, и является пиковым периодом, за которым следует постепенное уменьшение физической силы и ума. Человеку свойственна преувеличенная озабоченность собственным существованием и отношениями с окружающими. Физические признаки старения становятся более очевиднее и переживаются индивидом как утрата красоты, привлекательности, и сексуальной энергии. Все это и на личностном и на социальном уровне оценивается негативно. Кроме того, у человека появляется беспокойство, что он может оказаться на шаг позади нового поколения, энергичного, обладающего новыми идеями и готовностью согласиться, на первых порах, на значительно меньшую зарплату.
В результате прогрессирующем на общем фоне настроений становится депрессивные состояния [Ермолаева М. 2007г], чувство усталости от надоевшего окружения, от которых человек либо прячется в мечтах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. В этот период человек пересматривает свою жизнь и задает себе вопрос, который иногда очень пугает, но всегда приносит облегчение: «Кто я, отдельно от своей семьи и ролей, которые я исполняю?» Если он открывает, что жил, формируя и укрепляя не реальное «я» - тогда он открывает для себя возможность второго взросления. Этот кризис является возможностью переопределения личности, переходный ритуал между продолжением подросткового периода на стадии «первой взрослости» и неизбежным наступлением старости и близости смерти. Те, кто сознательно проходят через кризис, ощущают, что их жизнь стала более значимой. Этот период открывает перспективу обретения нового взгляда на свое «я», которая, правда, зачастую связана с весьма болезненными ощущениями. 
 
 

В это  же время человек начинает понимать, что с его телом происходят неизбежные физиологические изменения помимо его воли. Человек признает, что он смертен и ему обязательно придет конец, при этом он не сможет завершить все, чего так страстно желал к чему стремился. Происходит крушение надежд, связанных с инфантильными представлении о своей будущей жизни (власти, богатстве, отношениями с окружающими).  

Отчетливо ощущается стресс в брачной жизни. Супруги, терпевшие друг друга ради детей или не обращавшие внимания на серьезные проблемы во взаимоотношениях, зачастую больше не желают смягчать свои разногласия. Следует также учесть, что сексуальная близость к этому времени притупляется привычкой, ощутимым снижением физической формы, первыми симптомами ослабляющих организм болезней, наступлением климакса, глубоко сидящим гневом на партнера и неясным чувством чего-то упущенного в жизни. Количество разводов среди состоящих в браке 15 и более лет постепенно увеличивается. Именно поэтому в среднем возрасте происходит, так называемая « третья волна» расторжения браков. 

Таким образом, в течение кризиса в  пожилом возрасте возникает и затем возрастает необходимость поиска своего пути, но на этом пути возникают серьезные препятствия. Симптомы, характерные для кризиса, - скука, смена места работы и/или партнера, заметные проявления насилия, самоуничтожительные мысли и поступки, непостоянство в отношениях, депрессия, тревога и возрастающая навязчивость. За этими симптомами скрываются два факта: существование огромной внутренней силы, оказывающей очень сильное давление изнутри, и повторение прежних паттернов поведения, сдерживающих эти внутренние импульсы, однако при этом возрастает сопутствующая им тревога. Когда прежние стратегии все хуже и хуже помогают сдерживать возрастающее внутренне давление, появляется резкий кризис в самосознании и самоощущении. 

Кризис  старости.
В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит  преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти. 

Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.
Сейчас  социальная структура, равно как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни. 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                В одиночестве   человек часто
чувствует себя менее одиноким.
(Джордж  Байрон) 

Часть 2. Понятие одиночества.
2.1 Одиночество  как субъективное внутреннее  переживание. 

ОДИНОЧЕСТВО - это  переживание, вызывающее комплексное  и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и  показывающее раскол основной реальных отношений и связей внутреннего мира личности. 

Согласно экзистенциальной феноменологии У. Садлера, жизненный  мир личности ориентирован на реализацию следующих экзистенциальных возможностей:
1. Уникальность  судьбы индивида, актуализация врожденного  «Я», его предельной многозначительности.
2. Трагедия и  культура личности, дающей ей  множество ценностей и идей, которые  она использует для интерпретации  своих переживаний и определения  своего существования.
3. Социальное  окружение индивида, которое формирует  поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает участие в группе и ролевые функции личности.
4. Восприятие  других людей, с которыми могут  быть установлены отношения, могущие  развернуться в двойную реальность  человеческого «Мы». 

Впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, как описывалось выше с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания и кризисом самооценки. В переходном возрасте меняется представление о содержании таких понятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их некое физическое состояние, подростки же наполняют эти слова психологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но и положительную ценность.
  Отчужденность  человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных. Резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание человека быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях с другими людьми  и в его  внутреннем мире.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения. Подлинные субъективные состояния одиночества  сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов  с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.  

При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы [Бодалев А. 1996г].
Первый тип  – «безнадежно одинокие», полностью  не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной  жизни или супруга. Они редко  устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.
Второй тип  – «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны  со своими друзьями, знакомыми, хотя и  испытывают недостаток в близкой  привязанности или не состоят  в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.
Третий тип  – «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности  по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность.  

Степень испытываемого  одиночества также не связана  с количеством лет, проведенных  человеком вне контактов с  людьми; люди, всю жизнь живущие  одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения. На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.  

Как только люди попадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной, географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразу же все непосредственные («живые») связи с другими людьми прерываются («отрубаются»), что вызывает появление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникает психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией и сопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличения времени пребывания человека в условиях одиночества актуализируется потребность в общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности люди персонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей), создают силой воображения партнеров (в ряде случаев в форме ярких эйдетических образов, спроецированных во сне), с которыми начинают разговаривать вслух [Василюк Ф. 1984г.].
Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) и рассматриваются в границах психологической нормы.
 Одинокие  люди нередко в самих себе  причину своего одиночества, приписывая  его к недостаткам характера,  отсутствию способностей, личной  непривлекательности в большей  степени, чем факторам, подвластным  сознательному волевому контролю: недостаток собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективность применяемых для этого средств и пр.  

2.2 Подходы к пониманию феномена одиночества.
 Рассмотрим  подходы к пониманию феномена  одиночества в основных психологических школах: с точки зрения гуманистической психологии феномен одиночества понимается как конфликт между “истинным“ и “социально-желательным Я“; экзистенционалисты видят истоки одиночества в самой природе человека; с позиций неофрейдизма состояние одиночества определяют внешние условия, формируя у человека патологические черты характера или мешая ему реализовать свои глубинные потребности; а в социологической традиции одиночество индивида рассматривается как нормативный среднестатистический показатель, зависящий от процессов, происходящих в обществе.  

Одиночество в неофрейдизме.
  Бен Миюскович  считает, что после того, как  человек удовлетворит свои наиболее  насущные физиологические и биологические  потребности — в воздухе, воде, пище — он стремится облегчить свое безнадежное одиночество. Дело в том, что все мы изначально стремимся к духовному общению, привязанности и дружбе, однако многим из нас, к сожалению, не удается этого достичь; и те, кого постигнет неудача, становятся фрустрированными экстравертами или сдавшимися интровертами; если же мы не можем наслаждаться обществом других людей и добиться их признания, мы обращаемся (что ненормально), к самим себе —  в таком случае мы будем довольствоваться своим собственным обществом.  

 Существует  возможная и значимая противоположность одиночеству, а именно «общность», объединенная интересом (когда наше сознание направлено вовне — «экстра-рефлексия»), преследованием «цели» или удовольствием от близости друзей. Таким образом, одиночество в принципе верифицируемо, поскольку оно имеет свою осмысленную противоположность. Когда человек находиться  в обществе близкого друга, и они оба наслаждаются  общением, вполне очевидно, что он не одинок. Следовательно, всякий раз, когда мы испытываем истинное чувство дружбы, одиночество не осознается нами, хотя оно, тем не менее, служит как «структурное» (или «трансцендентное») условие возможности дружеских отношений.  

 Более подробный  анализ сущности чувства одиночества  дан Анной Фрейд. Дети не  боятся смерти, по крайней мере  больше всего прочего, потому, что не понимают или не представляют себе, что может означать полное отсутствие сознания. Но темнота их пугает задолго до того, как они начинают понимать, что может последовать за смертью. Дети первоначально принимают свое бессмертие и вечность как нечто само собой разумеющееся. Но темнота ужасает их, ибо она символизирует одиночество. Следовательно, дети зачастую боятся идти спать не потому, что боятся заснуть и больше не проснуться, но скорее потому, что их пугает перспектива сохранять сознание и быть при этом одинокими.  

 Хотя сам   Фрейд сравнительно редко высказывался  по проблеме одиночества, он, тем  не менее, предложил модель, с помощью которой можно подойти к рассмотрению одиночества и как чувства, и как теоретического конструкта. Из этого и проистекает убеждение, что любое индивидуальное сознание пронизано основополагающим, изначальным, глубинным чувством (или идентичной ему структурой) возможности уединения и одиночества.  

 В своей   статье  «Одиночество» Фрида   Фромм-Рейхман отмечает, что ко времени написания данной работы в исследованиях по психологии практически не рассматривалось понятие патологического одиночества. Тот факт, что с появлением ее работы ситуация в этой области несколько улучшилась, достаточно ясно свидетельствует о несовершенстве психологии и социологии. И это не просто теоретический  просчет, а своего рода  трагедия. Трагедия не потому, что одиночество становится скрытой и трудно распознаваемой болезнью, вызывающего общественное замешательство,— которая, будучи распознанной и диагностированной, поддается излечению. Мы никогда не «излечим» одиночество. Но, осмыслив его, мы сможем лучше понять человека, поскольку истина заключается в том, что человек по своей сути — и метафизически, и психологически — одинок. Сартр рассуждал о том, что мы осуждены быть свободными; но мы еще более непоправимо и безнадежно приговорены к полнейшей изоляции. Таким образом, несмотря на претензии психологии и социологии изучать человеческие состояния и социальную реальность, совершенно очевидно, что названные дисциплины упустили из виду эту существенную структуру человеческого сознания, сознания, сформированного глубоким и изначальным одиночеством.  
 
 
 
 
 

Одиночество в экзистенциальной психологии.
Известный психотерапевт  И.Ялом выделяет три типа одиночества (изолированности) [Ялом 1999г.]:  

    от себя (внутриличностное), человек убегает  от какой-то части себя (напр. своих  сильных и расстраивающих переживаний), возводя барьеры между частями  своего Я. Это происходит не только когда человек хочет защититься от неприятных чувств или мыслей, но и в случаях, когда он отрицает собственные желания, следует за «правильно» или «нужно» и не доверяет себе.
 
    от других (межличностное), человек убегает  от отношений с другими людьми и понимания, что он живет не так, как ему этого хочется. Причин этого может быть несколько и  в том числе неумение строить  близкие отношения, страх, личностные особенности и предыдущий опыт отношений и др.
 
 
     от  жизни (экзистенциальное), человек  прячется в толпе от грусти  и тоски от осознания, что  никто и ничто не смогут  дать вечного смысла, радости  и внимания. У него могут быть  сколь угодно хорошие отношения  с членами семьи и собой.  Однако, он приходит к пониманию, что только он сам несет ответственность за жизнь и что никакие отношения не смогут дать полного понимания и постоянной любви. И эту ситуацию ничего изменить не может. Это связано с тем, что ничто не сможет отменить жизненный факт – наше экзистенциальное одиночество. К осознанию этого факта приходят не только старики. Этот вопрос возникает перед нами, когда уходят из жизни близкие и важные для нас люди, и мы остаемся одни. Он врывается вихрем в нашу жизнь как после трагических событий. Часто после этого мы чувствуем страх и беспомощность перед чем-то более могущественным и иногда понимаем, что в жизни нет ничего постоянного, всегда соответствующего нашим ожиданиям. И если мы пойдем дальше, то можем увидеть, что мы весьма ограниченно можем влиять на ход нашей жизни, поскольку должны в одиночку стоять перед силами природы и обществом.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.