На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовое планирование и прогнозирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования 
«Витебский  государственный технологический  университет» 

Кафедра «Коммерческая деятельность» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
     по  дисциплине «Теория финансов»
     на  тему: «Финансовое планирование и прогнозирование» 
 

     Выполнила
     ст. 3 курса
     ФК-10                                    ______________        В.К. Камешкова
                                                   (                            ) 

     Проверила:
     асс.                                        ______________         И.Н. Калиновская
                                                   (                            ) 
 
 
 
 
 

Витебск,201 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4
    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
 
6
      Сущность финансового планирования и прогнозирования
      Принципы, методы и задачи финансового планирования и прогнозирования
6 
11
    СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И ПРОГНОЗОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
 
18
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 
 
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

    Центральным звеном организации любого дела является планирование и прогнозирование. Оно  позволяет выбрать самый эффективный  и рациональный способ достижения целей. Проработанный и согласованный  план - это средство, с помощью  которого можно контролировать, производить  и управлять бизнесом. Благодаря финансовому планированию можно свести к минимуму последствия влияния отрицательных внешних факторов, снизить издержки хозяйствующих субъектов.
Финансы занимают особое место в экономических  отношениях. Их специфика проявляется  в том, что они всегда выступают  в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
В современных  условиях рыночных отношений возникает  объективная необходимость финансового  планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов  на рынке. Эффективное управление финансами  предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта.
Финансовое  планирование напрямую связано с  планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости  продукции.
Таким образом, важно отметить не только необходимость тщательного планирования, но также профессионального подхода предприятия к этому планированию.
Тема  курсовой работы является актуальной для сегодняшнего дня, поскольку надежная финансовая система является стержнем в развитии рыночной экономики, а также необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом.
В структуре  финансовых взаимосвязей народного  хозяйства финансы предприятий  занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и  нематериальные блага и формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов страны.
Цель  данной работы - рассмотреть понятие  планирования и прогнозирования, изучить  их организацию, методы и принципы, а также виды финансовых планов на предприятиях.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
    закрепление, расширение и углубление знаний в области финансового планирования и прогнозирования
    изучение особенностей организации планов,
    углубленное изучение и анализ отдельных вопросов финансового планирования в современных условиях.
В первой главе данной курсовой работы рассматриваются основные теоретические основы финансового планирования и прогнозирования. Вторая глава курсовой работы посвящена системе финансовых планов и прогнозов, их взаимодействию между собой. В третьей главе проанализированы основные направления совершенствования финансовых планов в современных условиях.
Для написания  данной курсовой работы было изучено  более двадцати источников литературы: учебных пособий, финансовых статей белорусских и зарубежных экономистов, которые позволили проанализировать сущность и необходимость финансового планирования и прогнозирования.  
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
 
       Сущность финансового планирования и прогнозирования
 
     Планирование  и прогнозирование – важнейшие  элементы управления экономическими и  социальными процессами. В рыночной экономике они тесно связаны  между собой.
     Финансовое  планирование - это разновидность  управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование на макро- и микроуровнях [16].
     Финансовое  планирование и прогнозирование - важный элемент управления экономикой и  социальными процессами. Они используются для определения источников формирования финансовых ресурсов, их структуры, предопределения  рациональных пропорций в развитии экономики и изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей и звеньев хозяйств.
     Финансовое  – это деятельность по  обеспечению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.
     Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.
     В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития, программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
     В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания,  распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов.  Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.
     Содержание  финансового планирования раскрывается в представлении данного понятия  как процесса обоснования движения финансовых ресурсов и капитала на конкретный период.
     Основные  цели финансового планирования состоят  в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.
     Объектом  финансового планирования выступает  не производственная деятельность субъектов  хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов.
     К объектам финансового планирования относятся:
    Движение финансовых ресурсов на всех уровнях управления,
    Финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании фондов денежных средств,
    Стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов [11].
     Субъектами финансового планирования являются органы государственной  власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.
     Сфера действия финансового планирования охватывает в основном распределительные  и перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и  использовании фондов денежных средств, доходов и капитала[17].
     Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные  задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие  достижению выбранной цели.
     Финансовое  планирование должно базироваться на познании объективных закономерностей  развития общества, тенденций движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы результативности ранее проводимых мероприятий и финансовых операций.
     При финансовом планировании за основу берутся  требования финансовой политики, проводимой на том или ином этапе экономического развития. Определяется объем денежных средств и их источников, необходимых  для выполнения плановых заданий, выявляются резервы роста доходов и экономии в расходах, устанавливаются оптимальные  пропорции в распределении средств  между централизованными и децентрализованными  фондами.
     Финансовое  прогнозирование представляет собой  исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение  об объемах и направлениях использования  финансовых ресурсов на перспективу.
     Финансовое  прогнозирование - предвидение возможного финансового положения государства  и обоснование показателей финансовых планов.
     Финансовое  прогнозирование выявляет ожидаемую  в перспективе картину состояния  финансовых ресурсов и потребности  в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования.
     К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования  показателей финансовых планов и  способствующего выработке концепции  развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого  объема финансовых ресурсов и определение  предпочтительных вариантов финансового  обеспечения деятельности субъектов  хозяйствования, органов государственной  власти и местного самоуправления.
     Прогнозы  могут быть на 5-10 и более лет. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов и вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития общества [7].
     Цель  финансового прогнозирования - определение  реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и  их использование в прогнозном периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой политики.
     Общее между прогнозированием и планированием:
    единство объекта- отрасли, отдельные объекты и процессы;
    единство социально - экономических условий;
    единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей;
    целенаправленное прогнозирование и планирование, ибо, как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед обществом;
    связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.
     Отличие прогнозирования от планирования:
    детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.);
    жесткая привязка показателей во времени и в пространстве;
    обязательность выполнения плана;
    планирование как средство для государственного регулирования социально- экономического развития общества;
    единство составления проверки организации выполнения плана.
     Финансовое  прогнозирование должно предшествовать финансовому планированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. В ходе финансового планирования конкретизируются и корректируются прогнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов [1].
     Финансовое  планирование следует рассматривать  как первоначальную стадию, один из основных методов управления финансами  на всех уровнях хозяйствования и  управления. Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции. Он занимает важное место в системе мер стабилизации денежного хозяйства предприятий и государства в целом.
     Финансовое  прогнозирование необходимо всем хозяйствующим  субъектам, особенно имеющим значительные обороты, долгосрочные интересы на том  или ином рынке; тем, кто придерживается активной маркетинговой, инвестиционной, эмиссионной, конкурентной, ценовой  политики и имиджа.
     Финансовое  планирование создает условия для  реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения  финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливают источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.
     Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной  власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими  организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными  в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику. 

     1.2 Принципы, методы и задачи финансового  планирования и прогнозирования 

     Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются  на основе отчетных данных за прошедшие  периоды с соблюдением правил ведения национальных счетов.
     В условиях рынка возрастает риск хозяйственных  операций. Внешняя среда, в которой  работают предприятия, меняется настолько  быстро, что изменчивость становится неотъемлемым признаком действительности. Это требует корректировки финансовых задач и методов их решения. Роль прогнозирования очевидна - это необходимость разработки финансовых прогнозов на длительный срок.
     В экономической литературе рассматриваются  различные принципы финансового  планирования. Основными среди них  являются:
    принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой государства и каждого хозяйствующего субъекта;
    принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия;
    принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования. Ряд экономистов считают оптимальным составление пятилетних планов: первый год - текущий бюджетный, второй-год, на который формируется очередной бюджет государства; следующие три года – это собственно плановый период оптимального размера. Считается, что более короткий срок не позволяет определить перспективу, а более длительный – усиливает факторы неопределенности. Финансовое планирование является «скользящим»: финансовый план каждый год составляется заново, а период планирования сдвигается на один год вперед. Благодаря этому существует возможность быстро реагировать на изменение экономических условий [8].
     Также существуют и специфические принципы, отражающие сущностные черты финансов как экономической категории:
    принцип соотношения сроков («золотое банковское правило»), который означает, что получение средств и их использование должно происходить точно в установленные сроки. Именно поэтому инвестиции с длительными сроками окупаемости должны финансироваться в основном за счет долгосрочных заемных средств;
    принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;
    принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций. Другими словами, привлекать заемный капитал выгодно лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;
    принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);
    принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;
    принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;
    принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
     Финансовые  прогнозы, планы, показатели всегда рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий не просто производится пересчет натуральных показателей в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, осуществляется  выбор рациональных форм мобилизации доходов и других денежных поступлений, их распределение исходя из целесообразности и конечных результатов.
     В финансовом планировании и прогнозировании  используются различные методы. Показатели финансовых планов могут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэффициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.
     Расчетно-аналитический  метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ производится в увязке с производственными  заданиями, что позволяет выявить  тенденции развития и причины  отклонений фактических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации и пропорции; расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Его часто используют при определении плановой потребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.
     Метод коэффициентов имеет в своей  основе корректировку 
плановых заданий истекшего периода исходя из фактически 
достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. 
Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, 
оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов используют темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен и инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов и др.

     Оба вышеуказанных метода дают приближенные результаты. Реальность финансовых расчетов повышается с применением нормативного метода планирования. В этом случае потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными органами управления, другие — субъектами хозяйствования. Примерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др. [10].
     Достоинством  нормативного метода планирования является простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Однако для широкого применения этого метода требуется мощная, экономически обоснованная нормативная база, создание которой затруднено частыми изменениями законодательных актов.
     Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов  плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных  критериев, таких, например, как минимум  приведенных затрат, минимум текущих  расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его  использования, минимум времени  на оборот капитала и др.
     Основным  способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлением денежных средств в определенные отрезки времени. Методы сбалансирования финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта[17].
     Одной из важнейших задач планирования в системе управления производственно-хозяйственной  деятельностью предприятия является перенос закономерностей и тенденций  предшествующего развития на перспективу. Эту задачу во многом удается реализовать, используя возможности корреляционно-регрессионного анализа. Он позволяет не только количественно оценить воздействия на признак-результат разнородных факторов, но и достаточно точно прогнозировать результат в планируемом периоде.
     Корреляционно-регрессионный  метод анализа базируется на свойстве экономических явлений и показателей  колебаться вокруг некоторой средней  величины.
     Особенностью  данного метода является то, что  он позволяет не только оценить количественное воздействие признака-фактора на результат в базисном (предшествующем) периоде, но и прогнозировать формирование результата при заданных в планируемом  периоде параметрах признака-фактора[2].
     Возможность обоснованного предвидения эффективности  намечаемых заданий повышается с  применением методов программно-целевого и экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема и структуры расходов по нему в разных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о выполнении предлагаемой программы, но и о конечных результатах (ускорение оборота капитала, максимизация прибыли и др.).
     В финансовом планировании широко применяются  современные средства ЭВТ, а также долгосрочные нормы и нормативы.
     Реальность  и обоснованность финансовых заданий  отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.
     Активное  воздействие финансового планирования на результаты деятельности предприятий во многом зависит от соблюдения вышеназванных принципов при разработке финансовых планов и от используемых методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.
     Задачи, решаемые  в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов [12].
     К основным задачам финансового планирования можно отнести:
    определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
    определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
    обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;
    создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
    определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам, а также маневрировать ресурсами.
     Таким образом, финансовое планирование направлено на достижение устойчивости экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. 
 
 
 
 

    СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ И  ПРОГНОЗОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
 
     Основным  документом финансового планирования выступает финансовый план, представляющий план образования и использования  денежных доходов и накоплений хозяйствующих  субъектов, отраслей, систем, регионов и государства в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность национального  хозяйства финансовыми ресурсами. План и планирование действуют не изолированно, а в составе единого целостного механизма хозяйствования. План, взятый сам по себе и не дополненный соответствующим механизмом реализации, не может быть действенным инструментом управления. Механизм реализации плана - организационные формы управления, система экономических рычагов и стимулов, способы организации оборота ресурсов национального хозяйства, правовой режим хозяйствования. Финансовый план-это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период [11].
     Финансовые  планы составляются на основе прогнозов  соответствующих показателей  с  учетом расчетов, обосновывающих все  статьи плана. Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планов.
       Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду параметров.  

     По  продолжительности: краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные (перспективные) планы.
     По  способу разработки и исполнения: твердые планы (действительны на данный период и пересматриваются лишь в случае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и  скользящие (ежегодно уточняются с  продлением на год периода, охватываемого  прогнозом. Например, план на 2009-2010 год  через год станет планом на 2010-2011 гг. и т.д.).
     По  географической зоне применения: на общенациональном уровне и ниже существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные  планы государства, входящих в различные  союзы. Они являются индикативными  и охватывают некоторые стратегические показатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внешняя торговля).
     Внутри  страны финансовые планы имеются  у всех звеньев финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику  соответствующего подразделения (звена) финансовой системы. Так, например, органы государственной власти формируют  бюджеты разных уровней. Для предприятий, работающих на коммерческих началах, основной финансовый план составляется в форме  расчетного баланса доходов и  расходов. Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а страховые компании, общественные объединения, кооперативные  организации и банки – финансовые планы (бюджеты) [13].
     По  своей значимости и объемам перераспределяемых ресурсов государственный бюджет является важнейшим централизованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах  через государственный бюджет перераспределяется 40-60 % валового внутреннего продукта.  В законе «О  бюджетной системе Республики Беларусь и  
государственных внебюджетных фондах» бюджет страны определен как «основной финансовый план формирования и использования  денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно- территориальных единиц».
Финансовые  планы составляются на основе прогнозов  соответствующих показателей с  учетом расчетов, обосновывающих все  статьи плана.
В отечественной  экономике деление всех финансовых планов осуществляется на 2 группы:
    централизованные (общегосударственные)
    децентрализованные (планы предприятий, организаций, учреждений).
К централизованным планам относятся государственный  бюджет, государственные целевые  бюджетные фонды и общегосударственные  финансовые программы. Децентрализованные финансовые планы охватывают доходы и расходы средних и низовых  звеньев хозяйства.
Единым  признаком, характерным для всех финансовых планов всех объектов, является продолжительность действия, что  дает  основание для их деления  на долгосрочные (перспективные), среднесрочные (годовые), оперативные (краткосрочные) [16].
Перспективное, стратегическое финансовое планирование представляет собой исследование и  разработку возможных путей развития финансов предприятий в перспективе  в течение 3 - 5 лет. Оно обеспечивает достижение высокой эффективности  хозяйствования, что проявляется  в росте финансовых ресурсов и  доходов, рациональном их использовании, укреплении финансового состояния  хозяйствующего субъекта.
Перспективный финансовый план определяет важнейшие  показатели, пропорции и темпы  расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план - это главная форма  реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Данная разработка обычно является коммерческой тайной предприятия. Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Он разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.
Оперативный финансовый план заключается в составлении  и использовании платежного календаря - подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в  нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения  в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние  собственных средств, а также  привлекать в необходимых случаях  банковский или коммерческий кредит. Составление и использование  платежного календаря финансового  плана являются реализацией распределительной  и контрольной функции финансов предприятия [15].
Для разработки финансовых планов используются следующие  исходные данные:
    договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;
    прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;
    экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Национальным банком Республики Беларусь и др.).
Разработанный на основе этих данных план служит для  увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями  расходования.
Обычно  финансовый план состоит из следующих основных разделов:
    расчет потребности в собственных оборотных средствах, определение источников ее покрытия;
    плановый расчет прибыли и ее распределение;
    баланс доходов и расходов.
Финансовый  план хозяйствующего субъекта - это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) период. Он может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях - в форме сметы [6].
Бюджет - финансовый план, отражающий расходы  и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия  используются два основных вида бюджета  – текущий и капитальный. Текущий  бюджет, как правило, составляется на срок до 1 года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный  бюджет связан с инвестиционной деятельностью  и рассчитан на более длительный период.
Для определения  финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятие вправе разрабатывать финансовые планы нескольких видов (Таблица 2.1). 

Таблица 2.1 Финансовые планы действующих  предприятий
Вид плана Периодичность составления
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой  план) Год с поквартальной  разбивкой
Кредитный план (бюджет) Квартал, год
Инвестиционный  план (бюджет) Квартал, год, более  длительный период с разбивкой по годам
Валютный  план Квартал, год
План  движения денежных средств по видам  деятельности Квартал, год
Налоговый бюджет Квартал, год
Кассовый  план (заявка) Квартал
Платежный календарь Месяц (с разбивкой  по декадам, пятидневкам и др.)
Прогноз объема реализации (составной элемент  бизнес-плана) По мере необходимости
Баланс  денежных расходов и поступлений (составной  элемент бизнес-плана) По мере необходимости
Прогноз баланса активов и пассивов (составной  элемент бизнес-плана) По мере необходимости
График  безубыточности (составной элемент  бизнес-плана) По мере необходимости
 
При составлении  плана особое внимание уделяется  правильному расчету источников финансирования капитальных вложений, которые по характеру образования  можно подразделить на четыре группы: внутренние ресурсы строительства, средства основной (промышленной) деятельности, ассигнования из бюджета и долгосрочный кредит банка [14].
Плановая  потребность в финансировании капитальных  вложений в первую очередь должна обеспечиваться за счет мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве, осуществляемом хозяйственным способом, амортизации, отчисляемой на восстановление фондов и части прибыли основной деятельности.
Основным  источником финансирования капитальных  вложений предприятия является фонд развития производства, направляемым на техническое переоснащение действующих  производств, и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в части, расходуемой на строительство жилого фонда.
В качестве источника покрытия других расходов и отчислений используется прибыль  предприятия. Значительное внимание в современных условиях уделяется определению экономически обоснованных нормативов оборотных средств.
Собственными (закрепленными) оборотными средствами предприятия являются средства, которые  создаются за счет уставного фонда, прибыли. Приравненными к собственным  оборотным средствам предприятия  являются средства, находящиеся в его распоряжении по условиям (расчетам) взаимоотношений предприятия с рабочими и служащими, заказчиками и т.д. Такие средства называются устойчивыми пассивами. К ним относятся переходящая минимальная задолженность по заработной плате рабочим и служащим и отчислениям на социальное страхование, задолженность резерва предстоящих платежей, по авансовым платежам заказчиков и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.