На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Смысл, предмет и назначение философии

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Смысл, предмет и  назначение философии.  

1. Философия - любовь  к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине.
Греческое слово  философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo - люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого  термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель  Клеонт обратился к Пифагору с  вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь  подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые  торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе  и наживе, между тем как философы - к одной только истине'.
София, согласно с  античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали  только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек  не может слиться с Софией, поскольку  он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное  полностью, любовь к мудрости, которая  вытекает из самого понятия.
Как описание активного, деятельного, страстного, любовно-эротического состояния души, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайно слово философия  использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но - стремление к красоте и добру. Любовь - не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она - одна из демонических существ, что объединяют человека и бога.
Следовательно, любовь - это философия во всей полноте  смысла этого термина. София - мудрость, ею владеет лишь бог. Темнота - судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философос - это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, не владеющий  мудростью, он заполнен страстью к ней.
Переполненный этим ненасытным желанием, он в вечном порыве к Красоте - Благу - Истине. Платон ставит философию значительно выше поэзии, искусства, риторики, которые не стремятся  к истине, более того, не только не раскрывают, а иногда даже скрывают или фальсифицируют ее. Отмечая две  ступени интелигибельного (математически  геометрическое познание - первая ступень, чистая диалектика идей - вторая ступень), Платон считал чистое философское созерцание идей высшей формой познания, способом восхождения к высшим идеям. Чрезвычайно  высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание  достичь и созерцать ее, Аристотель писал: 'Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы'. Философия, таким  образом, с самого начала своего возникновения  имела самой целью саму себя. Она  стремилась к истине, которую следует  искать, созерцать, истины самодостаточной, то есть истины как таковой. Поэтому  Аристотель утверждал: Все остальные  науки больше необходимы, но лучшей нет ни одной: Так как человека можно назвать свободным тогда, когда он является целью для самого себя, так и наука может считаться  свободной только при данном условии? Привилегированный статус философии  среди других видов духовной, интеллектуальной деятельности объясняется ее бескорыстным отношением к истинному знанию, чистой любовью к истинному знанию, мудрости, благодаря чему она является автономной и самодостаточной, действительно  свободным творческим актом (М. Бердяев).
2. Философия - это  мнение о: предмете философии и природе философских проблем
Что есть мудрость? Какого рода знания и знания чего интересно  для философов в первую очередь? Путь мудрости - познание необъятного. Мудрость состоит в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей, неизменной основы. Постижение необъятного открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, 'глупой бесконечности') является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, 'Уму не учит'. Таким образом, цель философии - познание необъятного.
Философия не только стремится подниматься над случайным  и единичным, а и перешагнуть  через время. Философская мысль - это мысль о вечном. Она является тем волшебным зеркалом, вглядываясь  в которое человек видит себя как существо космическое, вечное. Поэтому  в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории  ее существования находятся такие  вопросы (вечные проблемы): что является основой и первоначалом всего  сущего. Как соотносятся в мире материальное и духовное начала. В  каком состоянии пребывает космический  универсум: в движении он или в  покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное это то, что  философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как  таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а  живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.
Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте решения  проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием  тел и явлений природы греческие  философы - досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д.н.е. Провозгласили известный тезис 'Человек является мерой всех вещей', а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула 'Познай самого себя'.
Человек - альфа и  омега, исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму  не приобретала философия. Это направление  философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию  к расширению и углублению антропологической  проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии  формулируется одним из замечательных  гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: 'Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту - это и есть философия'. Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. ('Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?'  ) очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.
Философия базируется на особом типе мышления, который не направляется к утилитарно - прагматическому  или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью 'на все времена', но обеспечивает тот  настрой ума и души человека, который  лежит в основе так называемого 'философского/ рефлексивного/ отношения  к жизни'. 'Философское отношение к жизни' - это не непосредственное, дающееся практически каждодневно - жизненными потребностями отношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.
Философия не имеет  четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что ее предметом  является целостное отношение человека к миру.
Вопрос о природе  философского знания имеет такую  трактовку: или показывается философия  естественным наследием развития общественных нужд, которые принципиально не удовлетворяются  ничем другим; или философия - 'ничья  земля" между теологией и наукой (так трактовал философию великий  английский философ Б. Рассел); или  философия -промежуточное положение  идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это  точка зрения родоначальника позитивизма  О. Конта); или философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость  чего создавалась и в эпоху  Просвещения, и - тем более в советскую эпоху) и т.д.
Представляется, что  философия как особый тип мировоззрения  возникла как ответ на вечную для  человека потребность расширять  кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект  человека пытается постичь мир разумом  в таких его ракурсах, которые  не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно  считаться в формировании программ своего поведения.
Наука не может дать такое непостижимое знание, религия  приписывает человеку программы  поведения, которые определяются верой  в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить  потребности мыслящего человека в создании целостной картины  мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит  критическая рефлексия над самой  духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.
Вот как определял  философию и круг ее проблем выдающийся философ нашего столетия Мартин Хайдеггер: 'Философия (метафизика) - ни наука, ни мировоззренческая  проповедь: философию нельзя постигнуть и определить обходным путем как  что-то другое, чем она сам. Она  сама есть, только когда мы философствуем, как наше собственное, как человеческое дело: Но знаем ли мы, собственно, что  такое мы сами? Чем является человек? Венцом творения или глухим лабиринтом, великим недоразумением и пропастью? Если мы так мало знаем о человеке, как может тогда наша сущность не быть нам чуждой? Как прикажете  философии не утонуть во тьме этой сущности? Философия - мы как-то вскользь, наверно, знаем - совсем не бессмысленное  занятие, в котором мы по настроению коротаем время, не просто накопление знаний, которое мы можем в любое  время добыть из книг; но - мы только неясно это ощущаем что-то нацеленное на единое и неделимое, о чем человек  высказывается до окончательной  ясности и ведет последний  спор. Философия всегда осуществляется в каком-то фундаментальном настроении" это стремление быть везде как  дома, то есть в общем и целом  это стремление подорвать доверие  к науке, доказать бессмысленность  жизни, бесплодность общественной деятельности, и является не чем иным, как потребностью поставить единственный в своем роде вопрос - что значит это в общем и целом, которое мы называем миром. Метафизика имеет вопросы, в которых мы стараемся охватить своими вопросами общее целое сущности, и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивая, оказываемся со знаком вопроса. Метафизика манила и манит нас: в темноту человеческой сущности. Наш вопрос: что такое метафизика? Превратилось в вопрос: что такое человек?' 1
А вот список философских  вопросов, предложенных Бертраном Расселом: 'Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то, что такое дух  и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он имеет независимые  возможности? Имеет ли вселенная  какое-либо единство или цель? Развивается  ли вселенная целенаправленно? Действительно  ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря  только присущей нам склонности к  порядку? Является ли человек тем, чем она представляется астроному, - крошечной кучкой углерода и воды, которая бессильно копошится на маленькой второстепенной планете? Или же человек является таким, каким он представлялся Гамлету? А может он является и тем и другим одновременно? Существует ли высший и низший способы жизни, или все способы жизни напрасны? Если существует способ жизни, который является возвышенным, то в чем он заключается и как его достигнуть? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высшей оценки, нужно ли стремиться к добру, даже когда вселенная неуклонно шагает к смерти? Исследовать эти вопросы, если и не отвечать на них дело философии'. 2
Предмет философии  исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди  них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха  старалась дать свои ответы, (которые, в свою очередь, порождали свои вопросы: расширяя тем самым не только сферу  философского интереса, а и представление  человека о самом себе и мире своего бытия). Закончим этот раздел цитатой  из Николая Бердяева: 'Если философия  возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни  и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания'. Философия является особой сферой духовной культуры, которая отличается от науки  и религии, но находится в сложных  взаимоотношениях с наукой и религией... Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческим порывом к смыслу бытия'. 3
3. Специфика философского  познания и знания. Проблема научного  обоснования философии
Итак, философ не удовлетворяется объективной картиной мира. Он обязательно вписывает в  нее человека. Следует иметь ввиду, что философия имеет свой особый, отличный от традиционных форм познания (технических наук, естественных, конкретных и прикладных дисциплин), взгляд на предмет, аспект его осмысления. Прежде всего, философия стремится к  целостному восприятию мира. В отличие  от отдельных наук в философском  знании одновременно представлены как  объективное описание мира в целом, так и субъективная, личная позиция  философа, которая наделяет знание значением культурной ценности. Объективно-истинное значение переживается каждым философом  по-своему в соответствии с жизненным  личным и моральным опытом. Благодаря  этому философское сознание - это  не только абстрактное понятие, абстрактно-умозрительные  теории, а глубоко личное, императивное (то есть обязующее к определенному  способу жизни и деятельности), знание - ценность, знание - убеждения, знание - вера. Научно-теоретическое знание является только одной стороной идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону, создает совсем другой компонент сознания - духовно-практический. Именно он выражает мировоззренческий, тип философского сознания в целом. В этой наиглавнейшей ипостаси философия есть способ духовной ориентации в мире, стратегией жизни, определением человеком смысловых опорных точек своего бытия. Согласно с И. Кантом, философия служит тому, 'каким следует быть, чтобы быть человеком'.
Для того, чтобы родилось целостное восприятие культурно  упорядоченного мира, необходима особая дистанция, которая отделяет от него познающего человека. Речь идет о такой  дистанции, которая бы открывала  возможность одновременно охватить мир в его единстве и оставаться познающему человеку (философу) внутри его сущности. Такая позиция обеспечивается положением человека (философа) как  центра космоса. Такое состояние  познающего субъекта обусловливает  специфику философского познания. В  частности, оно нуждается в восприятии мира в аспекте не предметно-практической возможности, а отстраненно, умозрительно. Тем самым познания отдаляется от функции предметно-практического  воссоздания и обращается к умозрительному (абстрактному) конструированию действительности. Далее, чтобы сберечь за собой  значение знания, оно должно разработать  и утвердить автономный метод  умственного конструирования, то есть логику. Таким образом, философия  предоставила теоретической деятельности самостоятельный статус 'производства' истины со своим автономным инструментом - логикой. Эта автоматизация философии  сделала ее постоянной формой критически - рефлексивного обращения сообщества на свою познавательную деятельность, а вместе с тем и на культуру (мир человека).
Проблема научности  философского знания часто формулируется  как вопрос 'является ли философия  наукой?" Чтобы попытаться на него ответить, следует сравнить философское  и научное знание.
1. Философия, как  и наука, ищет свою объективную  сторону, свою особую форму  согласования с действительностью,  как и наука, стремится к истине
2. Предмет философии  также объективный, как и во  всех других (отдельных) науках; природа  отношения человека к миру  объективная, и этот предмет  так, как и предметы научных  дисциплин, исторически изменяется  и нуждается в формировании  новых способов, а значит познавательны.
3. Философия имеет  свою историю, которая не совсем  сходится с всеобщей логикой  истории общественной жизни (так, как и наука).
4. Философия берет  участие не только в обобщении  и разделении (интерпретации) идей, а - как и наука, главной целью  которой является именно это  - в их непосредственном производстве; философия ставит проблемы и  задает (формирует) схемы (стиль)  мышления эпохи, делая это параллельно  и вместе с естествознанием.
5. Истины философии  проверяются всем потоком человеческой  жизни, поэтому, возможно, можно  отнестись к философии как  к особенной науке. 
1. Метод философии  - критическая рефлексия - принципиально  отличается от методов научного  познания, поэтому и результаты  их имеют разные меры доказательства  и точности; в философии отсутствуют  неотъемлемые критерии точности; и философия возможна только  в том случае, если имеется  особый отличный от научного  путь философского познания. Опыт  существования человека во всей его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной. (Н.Бердяев) Философское мнение всегда двигается во множестве противоречивых линий, не имея, в отличие от науки, ясно выраженного развития. 

2. Философское предвидение  не может быть возведено (ни, по сути, ни по форме) в научную  гипотезу. Результаты науки, как  правило, неперсонофицированы, а  философия неотделима от личности творца.
Иногда в литературе используют понятие 'научно-философское  мировоззрение'. Это такая система  понимания мира и места в нем  человека, которая опирается на науку, развивается вместе с наукой и  сама активно влияет на развитие науки. История познания убеждает в том, что этому понятию в большей  мере отвечают учения философского материализма, которые изменяют свою конкретно-историческую форму с каждой крупной эпохой в развитии науки. Однако нельзя сбрасывать со счетов того, что продуктивное влияние  на науку дают и некоторые идеи идеалистических учений, например, идеи развития вошли в естествознание вначале в идеалистической форме (мнение о стремлении к совершенству), и только позднее было совершено  их материалистическое толкование, которому отвечал и дух научного познания. Взаимоотношения науки и философии  можно трактовать по-разному; важно  помнить, что философское знание многогранно, но в разных учениях  иногда акцентируются те или иные аспекты этого сложного исторично-культурного  явления, например, фокусируется внимание на связи 'философия - наука', (или философия-религия, или в единственный предмет философского интереса превращается мир человека, или язык и др.) и отклоняясь от всего остального комплекса философских  вопросов, - а искусственное сужение  философской проблематики порождающее  оскудевшие образы философии. Реальные философские интересы всегда повернуты  ко всему разнообразию человеческого  личного и общественно - исторического  опыта.
4. Дисциплинарная структура философского знания.
По мере того, как  философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг фундаментальных проблем, разрабатывала  методы и способы осмысления, ставила  цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже  античная философия, превращаясь в  самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии  таким образом:
1) теоретическая  философия, ее цель - знания ради  знания;
2) практическая философия,  ее цель - знания ради деятельности;
3) творческая (патетичная) философия, ее цель - знания ради  творчества. 

Теоретическая философия  в свою очередь подразделяется на:
А) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается;
Б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым;
В) первую, собственно философию (софия), ее предмет - то, что  существует отдельно и есть недвижимым.
Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к  патетической. Теоретические науки  Аристотель ставил выше практических и патетических, а первая философия, естественно, имела абсолютную первостепенность по отношению ко всем другим теоретическим  дисциплинам. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. Но, как и думал Аристотель, она не имела статуса самостоятельной науки, а была введением ко всему комплексу наук. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Для стоиков первостепенное значение имела этика, поскольку и логика (учение о познании), и физика (учение о природе) только подготавливали основные жизнеполагающие положения и выводы философии о назначении и судьбе человека, об отношении ее к вечному и бесконечному миру. Протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории. В Новое время в плане построения автономной метафизики фундаментальную разработку получила теория познания (гносеология). В представлениях того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, а и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление).
То, что античные философы называли физикой, в философии  последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего).
Попытку переосмысления структуры философского знания сделал И. Кант. В 'Критике способности суждения' он говорит о трех частях философии  и соотносит их с тремя 'способностями  души'. Под последними он подразумевает  познавательную, практическую (желание, воля) и эстетическую способности, присущие человеку от рождения. Кант, таким образом, трактует философию как учение о  единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорацианальное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались  вначале просветителями, а потом  позитивистами. В 'Логике' (1800 г.) Кант, таким  образом, определяет предметное поле философии  как науки об отношении всякого  знания и всякого применения ума  к конечной цели человеческого ума: 'Сфера философии в этом всемирно-гражданском  значении охватывается следующими вопросами:
1. Что я могу знать? 2. Что я должен знать? 3. На что я смею надеяться? 4. Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия, на четвертый - антропология'. Кант, таким образом, подчеркивает и  задает перспективу осмысления антропологической  проблематики как наиважнейшей для  философии. Гегель, наоборот, считает, что главная цель философии состоит  в диалектическом раскрытии категориальной структуры ума. В человеке Гегель, прежде всего, видит способность  к разумному мышлению. Суть человека состоит в способности к постижению разумного умом. Поэтому философию  Гегель определяет как самопостижение человеком своей сути. Идеал человека для Гегеля - разумный человек, который  познает действительность при помощи понятий и категорий. В 'Энциклопедии философских наук' Гегель выделяет три части философского знания, которые  обозначены в суровой последовательности:
1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.
К философии духа (объективного, субъективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских  дисциплин о государстве и  праве, морали и моральности, о всемирной  истории, об искусстве, религию и  саму философию. Таким образом, гегелевская  система философии универсальна, она охватывает мир человеческой культуры, действительность во всем ее разнообразии. Поэтому правомерно использовать такого рода структуру для выделения  и описания основных разделов философии, которые формируют ее современный  дисциплинарный образ. Схематично это  можно предъявить в виде 'ромашки', лепестки которой - области философского познания обозначенных ракурсов взаимодействия человека и мира, разнообразных сфер культуры.
Слово физика в связи  с возникновением специально-научного, исследовательского знания, наполнилось  иным, современным содержанием.
Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия, его самая общая сущность и определение. Человек живет в реальном мире, наполненном многочисленными и разнообразными вещами (большими и маленькими, продолжительными и однодневными, живыми и неживыми). Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: является ли напрасным мельтешением отдельных вещей какая-то единая основа, какой-то незримый фундамент, что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность Быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.
Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия  действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.
Для ранних греческих  философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которой вроде  бы сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования  оказалась чрезвычайно актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.е.), когда люди стали утрачивать веру в традиционных богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. Философия в лице Парменида осознала ситуацию тревоги, отчаяния и ужаса людей, которые утратили опору жизни, и предложила успокаивающее средство, что поставил на место власти богов власть ума, власть мнения. Протипоставив обманчивую видимость чувственного света истинному бытию, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Парменид, обосновал тезис о тождественности мышления и бытия, будто бы сообщив людям об открытии им новой силы, силы Абсолютного мнения, которая сдерживает мир от хаоса, обеспечивает миру стабильность и надежность. Следовательно, человек находил в античном мире некоторую уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться некоторому порядку.
Для средневековья  бытие равно Богу, потому, что  именно Бог согласно с религиозным  представлением все творит и во все  вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. Проблема бытия рассматривалась как проблема материи с такими ее важнейшими атрибутами как простор, время, движение, причинность. В ХХ веке возникает идея о том, что бытие мира может быть понятым только через Бытие человека, и потому бессмысленно его искать в сфере естественной науки. Глубокие тайники мира могут быть освещены только путем углубления в поток человеческой жизни, где объективное и субъективное нераздельны.
Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет  свои истоки в стародавних философских  учениях. Уже у античных мыслителей мы находим сложные размышления  о том, каким же способом человек  сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину.
Гносеология тесно  связана с онтологией. Если для  индийской ведичной философии мир  построен так, что в нем царит  иллюзия, то естественно, что обыкновенный человек, в том числе и ученый, никогда не касается истины, она  только кружит в колесе иллюзорных представлений. Истина доступна только человеку, который самозабвенно занимается йогой и благодаря этому способен непосредственно переживать истину в духовном озарении без помощи слов и понятий. В европейской традиции, напротив, разумное слово (логос), понятийное мышление является адекватной формой выражения истины. Больше того, это  имеет, по мнению философов - рационалистов, онтологичную основу. Так, к примеру, Г. Гегель (1770 - 1831гг.) думал, что ум - это  подлинная суть бытия. Все вещи внутри себя разумные, логика - их истинная природа. И если мы будем целенаправленно  и настойчиво развивать свое теоретическое  мышление, овладевать языком понятий, то обязательно подружимся с истиной.
Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический  регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Тема сознания как совсем личной сферы бытия  впервые звучит в знаменитой 'Исповеди' религиозного мыслителя раннего  христианства Августина Блаженного. Но особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в  конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.
Третий раздел философии - логика, методология, философия науки  и научного познания (эпистемология). Если гносеология озабочена тем, можно ли познать мир, логика и  методология непосредственно обращены к тому, что же нужно делать, лишь бы познавать доброе и правильное. То есть, она разрабатывает наиболее эффективные способы и правила  мышления, чтобы ученый уверенно шел  вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира.
Можно перечислить  множество методологий, которые  установились в ХХ столетии: позитивистская, диалектическая, феноменологическая, герменевтическая, синергетическая. Каждая методология - целый континент идей, книг, теоретических споров. Любой  серьезный исследователь неизбежно  сталкивается с потребностью в методологических размышлениях, в определении того, как лучше подступиться к анализу  предмета. Обращение к философии  открывает возможность расширить  методологический кругозор, формирует  культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки.
Философия науки  вырабатывается из традиционной методологической проблематики, но круг ее интересов  шире. Она рассматривает место  и роль науки и ученых в жизни  общества. Собственно, наука - не такое  уж давнее явление в жизни людей. Как специализированный вид духовного  производства и социальный институт она возникает только в XVII в., но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает, а фигура ученого становится более влиятельной и весомой. Каким образом строится коммуникация между учеными, какие модели мира они признают, а какие отбрасывают, какое взаимоотношение естественнонаучного и гуманитарного знания - все эти вопросы являются прерогативой философии как науки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.