Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этика современного менеджера

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МОСКОВСКАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по курсу: "ЭТИКА" 

Тема: "Этика  современного менеджера" 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр. ЭМ – 641
Комарова  О.А. 
 

Проверил: К.ф.н., доцент
Ермаков А.А. 
 
 

г. Рязань
2006 год
План  

       Введение
      Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте.
      Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции.
      Нравственные принципы менеджмента. Ценности и нормы этики управляющего.
      Взаимосвязь морали и права в менеджменте.
       Заключение.
       Библиография  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни  всеми народами в соответствии с  их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
    Каждый  из нас ежедневно встречается  с десятками людей, имеет с  ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко.
    Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.
    В настоящее время уделяется большое  внимание изучению этики деловых  отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.
    Есть  комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике и этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, делового нечестного поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
    Менеджер  имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с  различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо  
он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

    Цель  данной работы – понять и рассмотреть не только проблемы деловой этики с точки зрения предпринимательства, но и с точки зрения области менеджмента. Различия между менеджером и  
предпринимателем в определенной мере стираются, если менеджер придерживается предпринимательского стиля управления. В  
свою очередь, предприниматель, который не достаточно усвоил  
принципы менеджмента, скорее всего не добьется большого успеха. Поэтому в работу включен большой раздел "Этика и современное управление".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этическое содержание, нравственные отношения в управлении и менеджменте 

    Что есть этика? Учение о нравственности и разумном  
пользовании свободой. Свобода – важнейшая предпосылка независимости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего, непревзойденный механизм, позволяющий с помощью  
конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.  Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

    1) концепция "служения обществу", которой – благодаря внутрифирменной политике – привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, вот краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучие производителя, - писал Генри Форд, - зависит, в конечном счете... от пользы, которую он приносит народу".
    2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги  
являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает управляющего раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск. 3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес – это не только результат, но и процесс. Менеджеру, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач – своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

    4) искренность, добросовестность, открытость. Честность  
менеджера – непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации  
менеджера может привести к серьезным финансовым потерям, а  
нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции  
быть честным выгодно. На страже честной конкуренции стоит не  
только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям – союзы, гильдии, ассоциации, которые  
уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

    5) гордость за свой бизнес независимо  от его области и  
масштабов. Любой менеджер, служащий удовлетворению потребностей  
покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого  
подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

    6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.
    7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".
    В отсутствии жесткого контроля государства  над экономической деятельностью  перечисленные нравственные нормы  становятся важнейшими регуляторами деловых отношений и конкурентной борьбы. "Действовать отмеченные нравственные нормы могут в условиях массового осознания того, что клиент, покупатель также необходим бизнесмену и предпринимателю, что от успеха, прибыли последних в немалой степени зависит и благополучие рядовых людей. В странах с развитой рыночной экономикой и демократией большинство населения понимает, что чем богаче предприниматели, тем больше от их богатства в виде налогов уйдет на социальные программы. Конечно, социальное неравенство нарушает комфортность существования многих людей, но не настолько, чтобы не понять то, что лучше жить достаточно обеспеченным при социальном неравенстве, чем бедным в равенстве с другими". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Управленческая, менеджерская этика: понятие, значение и функции
    Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин;  
объектом ее изучения является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен еще Аристотелем. Аристотель глубокомысленно заметил, что этика" помогает познать, что следует делать и от чего следует воздержаться". Этика обобщает и систематизирует нравственные принципы и нормы.

    Для нас этика - прежде всего отрасль  знания, особая наука, позволяющая рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым разумным, общепринятым нормам. Под этикой мы понимаем и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое, либо как неэтическое.
    Отсюда  полезно различать этику как  идеал и этику как  
действие. Менеджера должно интересовать и то, и другое, но в рамках профессиональной этики.

    Существует  так называемая "профессиональная этика", и в  
частности - "деловая этика". Речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы,  
характеру общения с людьми, социальному облику.  
Деловая этика – это адаптированные к практическим нуждам  
бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

    Деловая этика – это, прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование  
этических методов конкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру  
ведения переговоров и так далее.

    Укрепление  рыночных отношений привело к  использованию ряда заимствованных терминов, характеризующих те или  иные стороны экономической деятельности. Так, наряду с термином "управление", широкое распространение получил  его синоним - "менеджмент" (англ. management - управление, заведование), под которым подразумевается система принципов, методов и форм управленческой деятельности. Субъектом управления является менеджер (англ. manager - заведующий, директор, импресарио и т.д.). Его задачи по управлению компанией или фирмой можно, свести к умению грамотно сочетать, выполнение следующих функций:
      предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и разрабатывать стратегию и тактику их достижения;
      организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая) материальные и социальные аспекты;
      распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать) все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и распоряжений.  
      Таковы функциональные задачи менеджмента в целом.

    Современный уровень развития науки и техники  предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в  той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу-бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитывать человеческий фактор в решении управленческих задач.
    Как отмечает известный специалист по пабликрилейшн Джон Честер, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочего необходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить с людьми двадцать пять процентов.  
Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".

    Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо развивать ряд способностей и  личностных черт руководителя, среди  которых наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность, ответственность и здравый смысл. Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-психологического климата в коллективе.  

Нравственные  принципы менеджмента. Ценности и нормы  этики управляющего
    Проблемы  взаимоотношения людей в совместной деятельности давно находятся в центре внимания в странах с развитой рыночной экономикой. Усиление роли человеческого фактора в производстве обусловило не только появление различных теорий, объясняющих этот феномен, но и обратило внимание субъектов предпринимательской деятельности на необходимость регулирования взаимоотношений в производственных коллективах по горизонтали (между сотрудниками), по вертикали (между сотрудниками и управленцами), а также между предпринимателями и обществом в целом. В практической плоскости отражением такого подхода к этическим аспектам деловых отношений стало увеличение количества штатных специалистов, непосредственно занимающихся изучением проблем создания благоприятного психологического климата в коллективах и консультациями по этому вопросу для служащих.
    Что касается отношений предприниматель  – общество, то в ходе длительной дискуссии в США определились две концепции теории социальной ответственности предпринимательства: теория традиционной корпорации и теория метрокорпорации. "Сторонники первой концепции утверждают, что основная цель бизнеса – прибыль, поэтому бизнесмен не должен брать на себя никаких общественных обязательств, кроме юридических. При этом они подчеркивают, что прибыль должна получаться в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана. Сторонники противоположной точки зрения (теории метрокорпорации) утверждают, что корпорация, являясь основным общественным институтом, не должна ограничиваться деятельностью чисто делового характера. Ее основной долг – служение обществу. В частности, она должна стремиться принимать участие в благотворительных, общественных, культурных проектах. Существует и третья позиция – средняя между отмеченными крайними. Ее сторонники пытаются уравновесить стремление к прибыли с социальной ответственностью и помощью".
    Немецкие  специалисты по предпринимательству  и управлению полагают, что в основе деятельности предприятия должны лежать следующие этические ценности:
      по отношению к сотрудникам предприятия – учет индивидуальности сотрудника и помощь в ее раскрытии, справедливая оплата труда (одинаковое вознаграждение за одинаковый труд), специальные гарантии (занятости, охраны труда), создание возможностей для профессионального роста и выделение сфер персональной ответственности, участие сотрудников в принятии управленческих решений (в управлении предприятием) и т.п.;
      по отношению к рыночному партнеру – доверие в отношениях, честность в политике цен, гарантированное выполнение обязательств, следование принципу независимости потребителей, охрана окружающей среды;
      в "поле пайщика" (инвестора, совладельца) – соразмерное участие в прибыли, открытость в вопросах деятельности предприятия, соблюдение интересов собственников и т.д. 
    Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность – альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
    Действия  руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:
    Вы  предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.
    Этические проблемы в бизнесе имеют отношение  к конфликту  
или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между  
экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

    Помимо  старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
    К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
    1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
    2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;
    3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
    4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
    5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с  
целью нахождения ими компромисса между собственными личными  
ценностями и ценностями управляющих.

    Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими  
оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя  
себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

    Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и  
чтобы он нашел полное понимание подчиненных.

    Управляющего будет лучше воспринят людьми, если:
      он будет первым приветствовать собеседника, независимо  
      от его положения (подчиненный или партнер);

      он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
      он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным  
      на "Вы";

      он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его  
      авторитет;

      он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
      он установит четкий порядок, при котором максимально  
      уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

      установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно  
      короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

      он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;
      он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;
      он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды,  
      жестов, мимики собеседника;

      он умеет осторожно использовать слово "я";
      он будет высказываться кратко и по существу;
      он будет избегать назидательности;
      он будет всегда безупречно одет;
      он всегда выполняет обещания в срок.
    Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел менеджера.
    Управленческая  этика не может возникнуть по нашему  
желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс, в котором участвуют, прежде всего, сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

    Я думаю, что условиями формирования цивилизованной управленческой этики являются:
      СВОБОДА – как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность,  
      свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта,  
      свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;

      СТАБИЛЬНОСТЬ – сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;
      ПРОПАГАHДА – создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;
      ПРАВО – не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии  
      бизнеса. Кроме того, необходимо иметь в виду, что на первых  
      порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные  
      ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;

      АССОЦИИРОВАHИЕ – создание профессиональных объединений  
      предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром  
      при оценке уровня нравственности входящих в них членов и  
      применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие  
      меры.

    В предыдущих разделах работы была рассмотрена  проблема  
деловой этики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся менеджера. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики менеджера рассмотреть как основу этического кодекса менеджера.  
Вот как определили их специалисты:

    Цивилизованный предприниматель:
      убежден в полезности своего труда не только для себя, но  
      и для других, для общества;

      исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют  
      работать, стремятся реализовать себя вместе с управляющим;

      верит в бизнес, расценивает его как привлекательное  
      творчество, относится к бизнесу как к искусству;

      признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
      уважает себя как личность, а любую личность – как себя;
      уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;
      доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;
      ценит образование, науку и технику, культуру, уважает  
      экологию;

      стремится к нововведениям;
      не перекладывает ответственность за принятие нужного;
      решения на подчиненных; терпим к недостаткам других людей;
      согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;
      никого никогда не унижает;
      имеет бесконечное терпение.
    Менеджер  должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.
    Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
      правила представления и знакомства;
      правила проведения деловых контактов;
      правила поведения на переговорах;
      требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
      требования к речи;
      культуру служебных документов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Взаимосвязь морали и права  в менеджменте
    Состояние деловой этики во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. В этом плане можно утверждать, что важным элементом всей российской хозяйственности и деловой культуры и этики является отсутствие привычки следовать букве закона. Ослабление административного контроля, начавшаяся интеграция России в международное экономическое сообщество породили помимо очевидных выгод для национальной экономики значительную угрозу экономической безопасности страны от криминализации хозяйственной деятельности, росту активно способствует неконтролируемое распространение незаконного предпринимательства на внутреннем рынке, а также во внешнеэкономической деятельности.
    Кроме того, специфический характер отношения  предпринимателей к закону подтверждает еще одно существенное обстоятельство. По оценкам представителей российского бизнеса, они не рассматривают судебные и арбитражные органы в качестве эффективных средств разрешения конфликтных ситуаций. К этим органам предприниматели обращаются очень редко, поскольку постановления этих инстанций выполняются с длительными задержками или не выполняются вовсе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.