На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц коммерческими банками

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.06.2012. Сдан: 2010. Страниц: 68. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

              Факультет                                                                                          Кафедра 
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ      
 
 
 

Выпускная квалификационная работа на тему:   
 
 

РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ
(НА  ПРИМЕРЕ БАНКА  «АКФ»)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Студент                                                                                         Пескишева Зоя Валентиновна                                       ________________________________                                          
(подпись)                                                                                     (Ф.И.О.)
Руководитель       Григорьева Светлана Васильевна                                        _________________________________
(подпись)                                                                                     (Ф.И.О.)
Консультант                                                               Красиков Николай Васильевич                                           ______________________________________
(подпись)                                                                                     (Ф.И.О.)
Рецензент__________________________                                      __________________________________
(подпись)                                                                                                   (Ф.И.О.)
Зав. Кафедрой_______________________                                       __________________________________
        (подпись)                                                                                         (Ф.И.О.) 
         
         
         

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

Факультет _______________________   Кафедра _____________________ 
 

«УТВЕРЖДАЮ» 

Представитель кафедры _______________________ «_______» _________
                                                Дата 
 

ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА 

___________________________________________________________
(фамилия,  имя, отчество)
    Тема работы_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Срок сдачи студентом законченной работы _____________________________
 
    Календарные планы
Наименование  разделов ВКР Срок выполнения Примечание
  Ведение    
  Глава 1    
       1.1.    
       1.2.    
       1.3.    
  Глава 2    
       2.1.    
       2.2.    
       2.3.    
  Глава 3    
       3.1.    
       3.2.    
       3.3.    
  Заключение    
  Предложения    
       
 
 
                                          Студент _______________________
                                                            (подпись)
                                          Руководитель ____________________
                                                            (подпись) 
 
 

     

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛА в г. АРХАНГЕЛЬСКЕ 

ОТЗЫВ

О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

 
 
(фамилия, имя, отчество)

Факультет_____________________________________________

Тема ВКР_____________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
 
Актуальность  выбранной темы и краткое содержание ВКР ____________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Положительные стороны работы: ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отрицательные стороны работы: ______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка  оформления работы: _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка выпускной квалификационной работы (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) ___________________________________________

                  (прописью)

Выпускник __________________________________________________
Заслуживает присвоения квалификации ________________________________
__________________________________________________________
Руководитель  работы ____________________________________________
(Фамилия,  имя, отчество)
____________________________________________________________________________________________________________________
(должность,  место работы)
____________________________________________________________________________________________________________________
(адрес)
Подпись руководителя работы ______________________________________
______  ______________  200___ г.
 
 
 
 
 
 
 
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ ФИЛИАЛА  в г. АРХАНГЕЛЬСКЕ
__________________________________________________________
      «_______»  ____________ 200___ г.

РЕЦЕНЗИЯ  НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТЫ

Факультет_________________________________________________

Кафедра ___________________________________________________
Выпускник (ца) _______________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)

  ВКР на тему: _______________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________
 
Имеет пояснительную записку на ________ стр., включая _______ рисунков, _______таблиц.
 
Краткое содержание ВКР и принятых решений: ___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Положительные стороны работы: ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Отрицательные стороны работы: ____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Качество  и оценка оформления работы: __________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВКР заслуживает  оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) __________________________________________________________

                (Прописью)

Дата ____________________ 200 ____ г.
 
Рецензент _____________________________________________________________________________________________________
(Фамилия,  имя, отчество)
___________________________________________________________________________________________________________________
(должность,  место работы)
 
Адрес рецензента ____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
Подпись рецензента _____________
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    ЗАДАНИЕ
    Рассмотреть расчетно-кассовое обслуживание юридических  лиц коммерческими банками на примере банка «АКФ». Дать определение  договора на расчетно-кассовое обслуживание, рассмотреть виды безналичных расчетов, осуществляемых с юридическими лицами, кассовые операции. Описать  методику проведения анализа эффективности осуществляемых операций и предоставляемых услуг по расчетно-кассовому обслуживанию коммерческими банками юридических лиц. Проанализировать состояние клиентской базы на примере банка «АКФ», кассовых операций, безналичных расчетов. На основании проведенного анализа сделать выводы.
 
 
    2.1. Работа должна включать в себя:
    -  титульный лист;
    -  задание (только для ВКР);
    -  реферат (только для ВКР);
    -  содержание;
    - введение;
    -  основная часть (изложение разделов  работы);
    -  заключение
    - список использованных источников;
    -  приложения.
 
    РЕФЕРАТ.
    Реферат должен содержать:
    -  сведения об объеме работы (количестве  разделов и страниц), количестве  иллюстраций, таблиц, приложений, количестве использованных источников;
    - текст реферата. В тексте должно  быть раскрыто основное содержание  работы, приведены главные выводы  и практические предложения автора.
    Объем реферата - 1.5 - 2 страницы.
 
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ
    1.РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.
    1.1. Договор  на расчетно-кассовое обслуживание.
    1.2. Кассовые  операции.
    1.3. Безналичные  расчеты.
    АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ.
      Анализ кассовых операций.
      Анализ клиентской базы.
    АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАНКА АКФ.
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
     Сформировав уставный капитал и создав материальную базу, коммерческий банк может выполнять разрешенные ему банковские операции. Однако собственных средств ему недостаточно для извлечения необходимого уровня прибыли от своей деятельности. Он должен организовать работу по привлечению дополнительных средств. Одно из направлений в привлечении клиентуры качественное и оперативное расчетно – кассовое обслуживание. 
     Основная  система расчетов юридических лиц  в Российской Федерации – безналичные расчеты – требует хранения безналичных денежных средств на счетах в банках. В связи с тем, что на счетах почти всегда имеется какой-то остаток средств, банк получает дополнительные средства для проведения своих активных операций и извлечения прибыли. Кроме того за предоставленные услуги при выполнении этих операций он получает дополнительное и комиссионное вознаграждение, стремясь в первую очередь окупить свои затраты по производимым операциям. При наличии определенного законодательством принципа свободы воли при выборе юридическими лицами форм безналичных расчетов, используемых ими для производства платежей по основным гражданско-правовым договорам, законом закреплены основы правового статуса основных из них: платежных поручений, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, инкассо. При выборе наиболее оптимальной формы расчетов стороны руководствуются исключительно соображениями целесообразности и выгодности для них той или иной формы, ибо одни из них больше соответствуют интересам плательщика, другие – получателя средств.
     Также расчетно-кассовое обслуживание юридических  лиц коммерческими банками включает операции с наличными денежными  средствами клиентов. Это – прием  и выдача наличных денежных средств, а также их инкассация.
     Цель  данной работы рассмотреть существующую систему безналичных расчетов при расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц коммерческими банками, операции с наличными денежными средствами.
     Задачи:
     1.
     2.
       а также приведен анализ состояния  расчетно-кассового обслуживания юридических лиц на примере коммерческого банка «АКФ» (г. Архангельск).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ(основные принципы и порядок, применяемый ком. банками).
 
 
      Договор на расчетно-кассовое обслуживание.
Операции  РКО начинаются с  заключения договора на РКО
     Расчетно-кассовое обслуживание юридическим лицам коммерческий банк оказывает при соблюдении следующих принципов:
    Клиенту в банке открывается расчетный или текущий счет, который может быть открыт  в любой валюте счета;
    Денежные средства, за исключением наличных денег в пределах установленного лимита, должны полностью храниться в банках на соответствующих счетах;
    Расчетно-платежные операции могут производиться только на основании стандартизированных документов; расчетно-кассовое обслуживание осуществляется в соответствии с договором между банком и клиентом;
    Клиент может выбрать для пользования расчетно-кассовыми услугами один или несколько банков, в каждом из которых открыт расчетный счет.
      Для открытия расчетного счета банк должен получить от клиента комплект документов, в состав которых обычно входят:
    Заявление на открытие счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером предприятия.
    Засвидетельствованные нотариально или регистрирующим органом копии устава предприятия, учредительного договора, свидетельства о регистрации предприятия, лицензии, протокола и приказа о назначении руководителя и главного бухгалтера.
    Засвидетельствованные банковские карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати.
     Банк  принимает к исполнению документы  при наличии в них двух подписей – первой и второй. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным  лицам, уполномоченным руководителем; право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и уполномоченным лицам. Если в штате предприятия отсутствует должность главного бухгалтера, то право второй подписи передается должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета и состояние отчетности.
    Справку о присвоении кодов (из Государственного комитета РФ по статистике)
    Документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе. После окончания года, но не позднее первого марта следующего года банк сообщает налоговому органу подробные сведения о закрытии или изменении расчетных или иных счетов клиентов.
 
     Руководствуясь  основными принципами взаимоотношений, регламентированных ГК РФ, и рекомендациями ЦБ РФ каждый коммерческий банк разрабатывает свою форму банковского договора на расчетно-кассовое обслуживание. В договоре или приложении к нему отражаются условия взаимоотношений банка и клиента. Здесь предусматривается перечень операций, которые могут производиться по счету; сроки и порядок проведения операций; характер и объем информации, предоставляемой сторонами договора друг другу; условия начисления процентов, другие сведения, признанные существенными для сторон или вытекающими из действующего договора.
     Также в договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность  обеих сторон за исполнение несвоевременно взятых на себя обязательств. Рассматривается ответственность сторон, в частности банка, - за ненадлежащее совершение операций по счету (ГК РФ ст.856) и нарушение банковской тайны (ГК РФ ст. 857), а клиента – за недостоверность предоставляемых сведений и документов при открытии и ведении счета. В случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств либо необоснованного их списания, а также невыполнения указаний клиента о перечислении и выдаче денежных средств со счета, банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ. Клиент также несет ответственность за несвоевременное предоставление кассовых прогнозов на предстоящий квартал, за нарушение сроков оплаты услуг банка, за неполучение наличных денег и др.
     Поскольку расчетно-кассовое обслуживание осуществляется банком на платежной основе, то в  договоре предусматривается специальный  раздел о стоимости услуг и  порядке расчета за них:
      плата за открытие счета;
      комиссионные за операции по расчетным счетам;
      размер процентной ставки, уплачиваемый банком за стабильный остаток средств на расчетном счете клиента;
      кассовое обслуживание в определенный процент от суммы выдаваемой наличности.
     Договором предусматривается платность услуг, с одной стороны плата за услуги, предоставляемые банком (плата вносится клиентом в виде комиссионного вознаграждения), и плата за использование свободных денежных средств, находящихся на счете (платит банк клиенту в виде начисления процентов). Плата за услуги банка может взиматься банком по истечении каждого квартала из денежных средств, находящихся на счете (ГК РФ, ст. 851, п.2).  Стоимость услуг определяется в процентном отношении от дебиторских оборотов или от количества и вида обрабатываемых документов.
     Пример договора на расчетно-кассовое обслуживание юридического лица банком «АКФ» приведен в приложении 1.
     Условия и тарифы комиссионного вознаграждения по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц в банке «АКФ»  приведены в приложении 2.
 
1.2. Кассовое обслуживание юридических лиц.
      Кассовое  обслуживание юридических лиц осуществляется на основании Положения Центрального Банка Российской Федерации №199-П  от 9 октября 2002 г.  «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».
     Прием денежной наличности от организаций  в приходную кассу банка производится по объявлениям на взнос наличными 0402001, представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции.
     От  организаций денежная наличность может приниматься, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости.
     В банке ведется список организаций, сдающих денежную наличность в сумках, с указанием в нем наименований организаций, количества и номеров закрепленных за каждой организацией сумок. Организации, сдающие денежную наличность в сумках, предоставляют в кассовое подразделение банка образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбированы сумки. Оттиск пломбы должен содержать номер и сокращенное наименование организации и ее фирменный знак. Кассовый работник банка при приеме сумки с денежной наличностью и другими ценностями осуществляет ее проверку и ведет журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок.
    Выдача  наличных денег организациям с их банковских счетов производится по денежным чекам. Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления его в кассу.
    Совершение  операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос  наличными, не допускается.
    Клиент  имеет право по своему желанию  пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в  помещение для пересчета клиентами  и пересчет осуществляются в присутствии  одного из работников кассового подразделения  банка. На выявленные в результате пересчета недостачу или излишек денег составляется акт 0402145.
    Банк  может производить предварительную  подготовку денежной наличности по заявкам  клиентов на основании денежных чеков, полученных от клиентов операционными  работниками накануне дня выдачи. Контрольная марка от чека остается у клиента.
    Накануне  доставки наличных денег организация  предъявляет операционному работнику  кредитной организации денежный чек. Контрольная марка от чека остается у клиента. Подготовку денежной наличности для доставки клиентам производит заведующий кассой.
    Подготовленная  отдельно по каждому документу денежная наличность вкладывается в сумку, которая снабжается ярлыком и пломбируется заведующим кассой или кассовым работником, упаковавшим сумку. На ярлыке проставляются наименование организации, дата упаковки, сумма вложенных денег, подпись и именной штамп заведующего кассой.
    Заведующий  кассой выдает инкассаторам подготовленные для доставки клиентам наличные деньги и денежный чек.
    В организации прием доставленных денег производится кассиром или комиссией уполномоченных лиц, назначаемой письменным распоряжением руководителя организации. В состав комиссии включается кассир организации.
    Кассир  организации проверяет целость  упаковки сумки с денежной наличностью, сверяет соответствие оттиска пломбира на пломбе к сумке имеющемуся образцу и принимает полные и неполные пачки банкнот – полистным пересчетом, мешки с монетой – по надписям на ярлыках. После этого сверяет сумму принятых денег с суммой, указанной в денежном чеке, расписывается на денежном чеке и заполняет явочную карточку, в которой проставляется номер сумки, время приема и сумма принятой наличности.
    При предъявлении инкассаторами сумки  в нарушенной упаковке составляется акт в трех экземплярах и подписывается всеми лицами, присутствовавшими при приеме денег. Первый экземпляр акта передается кредитной организации, второй – подразделению инкассации, третий – остается в организации.
    Оформленный денежный чек инкассаторы передают операционному работнику банка  для записи в кассовом журнале по расходу и отражения по счетам бухгалтерского учета. Денежный чек и расходный кассовый ордер (в качестве приложения к денежному чеку) передаются заведующему кассой для помещения в кассовые документы.
     Операции  по доставке и инкассации денег и  других ценностей производятся бригадами  инкассаторов. Количественный состав бригады инкассаторов определяется в зависимости от объема работы и сложности выполнения указанных операций. Один из членов бригады назначается старшим бригады. При инкассации ценностей другой инкассатор назначается инкассатором сборщиком. В подразделении инкассации банка для работы с клиентами ведется список организаций обслуживаемых инкассаторами банка.
     Организации предоставляют в подразделение  инкассации образцы оттисков пломбиров, которыми будут опломбированы сумки. Оттиск пломбы содержит номер и сокращенное  наименование организации или ее фирменный знак. Все экземпляры образцов оттисков пломбиров заверяются пломбиром руководителя подразделения инкассации путем наложения пломбы банка на шпагат ниже пломбы клиента. Один экземпляр заверенного образца пломбы передается организации для предъявления инкассаторам при получении ими сумок с ценностями, второй экземпляр – в кассовое подразделение банка для осуществления контроля при приеме денег от инкассаторов.
     На  каждую организацию для инкассации рублевой денежной наличности ежемесячно выписывается явочная карточка с присвоением ей номера, указанного в списке. Для инкассации наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте используется явочная карточка с надписью «Валютная». Количество сумок, выдаваемых организации, определяется объемом инкассируемой выручки. На каждой сумке проставляется номер. Сумки, используемые для инкассации иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, имеют надпись «Валюта» или другие отличительные знаки и символы. Кассир организации к каждой сдаваемой инкассаторам сумке с рублевой денежной наличностью выписывает препроводительную ведомость.
     Первый  экземпляр препроводительной ведомости  вкладывается в сумку, второй – накладная к сумке – передается инкассатору при получении им сумки, третий – копия препроводительной ведомости – остается у клиента.
     Сумка с денежной наличностью пломбируется кассиром организации таким образом, чтобы предотвратить ее вскрытие.
     Перед получение ценностей инкассатор – сборщик предъявляет кассиру  организации служебное удостоверение, доверенность на получение ценностей, явочную карточку и порожнюю сумку. Кассир организации предъявляет образец оттисков пломбиров, сумку с ценностями и два экземпляра препроводительной ведомости.
     Инкассатор  – сборщик принимает сумку  с ценностями с проверкой целости упаковки, наличия целых и четких оттисков пломб, соответствия их имеющемуся образцу, проверяет правильность заполнения препроводительной ведомости и передает кассиру организации порожнюю сумку и явочную карточку для заполнения. Затем инкассатор проверяет соответствие суммы, указанной в явочной карточке кассиром, суммам в накладной и копии препроводительной ведомости, сумм цифрами и прописью, номера сумки, указанного в явочной карточке и сопроводительных документах, номер принимаемой сумки, после чего на копии препроводительной ведомости расписывается, ставит печать и дату приема сумки.
     В случае выявления нарушения целости  сумки или неправильного оформления сопроводительных документов прием  ценностей прекращается. В присутствии  инкассатора устраняются лишь ошибки и дефекты, исправление которых не нарушает графика работы инкассаторов.
     В остальных случаях прием ценностей  в организации осуществляется повторным  заездом в удобное для бригады  инкассаторов время, о чем делается соответствующая запись в явочной карточке. В случае отказа от сдачи денежной наличности кассир организации делает запись в явочной карточке «Отказ» и заверяет ее своей подписью.
 
     1.3. Порядок безналичных  расчетов с юридическими  лицами.
     Основу  проведения безналичных расчетов составляет расчетно-денежная документация. Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов. Порядок их оформления регламентирует Положение о безналичных расчетах в РФ, которое предусматривает единый документооборот в банке. При безналичных расчетах применяются формы, основанные на следующих основных расчетных документах:
    инкассо;
    платежные поручения;
    платежные требования – поручения;
    чеки;
    аккредитивы.
     Безналичные расчеты могут быть также организованы с использованием векселя и пластиковой  карточки.
     Помимо  форм расчетов можно говорить о способах и видах платежа. Выделяют следующие  способы платежа:
    перечисление денежных средств расчетных и других счетов плательщиков на счета получателей;
    зачет взаимных требований плательщиков и получателей с перечислением на соответствующие счета участников лишь незачтенной суммы;
    гарантированный платеж получателя, который может осуществляться банком из средств специально созданного депозита плательщика, а также без такового.
     По  видам выделяют следующие платежи:
      полной суммой;
      частями;
      по сальдо взаимных требований.
Можно в Приложении сделать примеры.
     Платежное поручение представляет собой поручение  юридического лица обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы денег со своего счета. Плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы. Платежное поручение принимается от владельца счета только при наличии средств на его счете. Если в условиях договора предусмотрен овердрафт, то платежные поручения принимаются в пределах установленного размера дебетового сальдо. При равномерных и постоянных поставках между поставщиком и покупателем расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании соглашений с использованием в расчетах платежных поручений. Схема расчетов платежным поручением и используемые при этом проводки показаны на рис. 1.
     С применением указанной формы  расчетов плательщик на основании надлежаще  исполненного получателем средств основного обязательства (предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг) заполняет платежное поручение о перечислении определенной денежной суммы и направляет его в обслуживающий банк, который производит списание указанных средств со счета плательщика, и на основании которого обслуживающим получателя банком производится зачисление данной суммы на счет своего клиента.
     Платежными  поручениями могут производиться:
    перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
    перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
    перечисления денежных средств с целью возврата (размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;
     Использование платежных поручений означает, что банк берет на себя обязанность по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, закрепленный законом и в соответствии с ним.
     Использование в качестве формы расчетов платежных  поручений наиболее соответствует  интересам плательщика. Платежные  поручения используются во всех случаях, когда условиями договора предусмотрена  предоплата. Вместе с тем действующее  законодательство не запрещает проведения расчетов
 
     
 
     
     
     
     
 
 
 
 
     Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями.
 
     1 – покупатель представляет в  банк платежное поручение в  4 экземплярах и получает назад  четвертый экземпляр в качестве  расписки банка;
     2 - банк покупателя на основании первого экземпляра платежного поручения списывает денежные средства с расчетного счета покупателя;
     3 – банк покупателя направляет  в банк продавца два экземпляра  платежного поручения;
     4 – банк продавца, используя второй  экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на расчетный счет продавца;
     5 – банки выдают своим клиентам  выписки с расчетных счетов.
 
     Счета бухгалтерского учета:
     30109 – корреспондентские счета кредитных  организаций – корреспондентов;
     30110 – корреспондентские счета в кредитных организациях – корреспондентов;
     40702 – коммерческие предприятия.
 
 
после отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Преимуществом данной формы служит также и то, что простая схема  осуществления расчетов в соответствии с ее требованиями предполагает высокую скорость производства платежа.
      Платежное поручение выполняется на бланке формы №0401060 Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011-93 (класс  «Унифицированная система банковской документации»). В число обязательных реквизитов платежного поручения включаются следующие: идентификационные номера налогоплательщика самого плательщика и получателя средств, наименования и номера счета в кредитной организации; наименования и местонахождение кредитных организаций, их банковские идентификационные коды и номера счетов для проведения расчетных операций.
      Платежные поручения действительны в течении 10 дней со дня выписки (не включая  дня выписки). Принимаются к исполнению платежные поручения только при  наличии денежных средств на счете, если иное (например, возможность предоставления кредитной организацией кредита) не оговорено между банком и владельцем счета. При отсутствии денежных средств на счете плательщика, а также, если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету №90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств.
      Согласно  требованиям п.п.1, 2 ст. 864 ГК РФ, содержание платежного поручения и предоставляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. При несоответствии платежного поручения подобным правилам банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно для получения поручения. При  неполучении ответа в срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.
     Статья 2 Унифицированных правил по инкассо, действующих в редакции 1995 года (публикация Международной торговой палаты №522) гласит, что «инкассо означает операцию, осуществляемую банками на основании полученных инструкций в форме инкассового поручения с документами с целью получить платеж или акцепт, выдать документы против платежа или акцепта либо на других условиях».
     Осуществление расчетов посредством инкассо возможно с использованием платежных требований, оплачиваемых как с акцептом, так и без акцепта плательщика и инкассовых поручений.
     Инкассовые  поручения выставляются государственными органами – налоговыми инспекциями, народными и арбитражными судами. Инкассовые поручения регистрируются в специальном журнале и исполняются в течение трех дней. В случае отказа от оплаты инкассового поручения ответ должен быть направлен орган, выставивший его, в течение трех дней. Если на счете клиента не хватает  средств для перевода по инкассовому поручению, оно оплачивается частично, и по мере поступления денег на счет инкассовое поручение оплачивается полностью.
     В платежном требовании указываются  наименование товара, выполненных работ, оказанных услуг номера, даты и  суммы товарных документов, договоров, способ отправления. Дата отгрузки, номера транспортных документов, грузоотправитель, грузополучатель, НДС. Платежные требования выписываются на бланках установленной формы Общероссийского классификатора управленческой документации ОК 011 – 93 (класс «Унифицированная система банковской документации»), №0401061.
Инкассовое  поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке.
      Чек – это письменное поручение чекодателя обслуживающему его банку перечислить определенную сумму денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).  Согласно ст.877 ГК РФ чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
      Расчеты чеками являются самой удобной формой расчетов, особенно в случаях, когда  плательщик не желает производить оплату до получения товара, а поставщик  не намерен передавать товар до получения  гарантий платежа, а также в случаях, когда изначально не известен продавец.
      Следует отметить, что когда поставщик  и покупатель являются клиентами  одного банковского учреждения, особых сложностей при непосредственном осуществлении  между ними расчетов не возникает, тогда как в ситуации, когда вышеуказанные лица обслуживаются разными банками, применяются правила осуществления межбанковских расчетов.
      Схема расчетов посредством чеков представлена на рис. 2.
     Использование чековой формы расчетов имеет  ряд особенностей, в частности:
    чек, согласно действующему законодательству, является ценной бумагой по своей правовой природе, то есть документом, удостоверяющим (при соблюдении установленной формы, а также обязательных реквизитов) имущественные права, осуществление или передача которых возможны лишь при его предъявлении;
 

 
 
 
 
 
 
 
 


 


 
 
 
Рис. 2. Схема расчета чеками с депонированием средств.
 
1 – предоставление  покупателем заявления на получение  чековой книжки;
2 – списание  средств с расчетного счета  и депонирование их на отдельном счете;
3 – выдача  покупателю чековой книжки;
4 – перечисление  банком плательщика средств с  корреспондентского счета на  специальный счет расчета чеками;
5 – пересылка  в РКЦ платежного поручения  о перечислении средств с корреспондентского счета на специальный счет расчета чеками;
6 – проводка  в РКЦ с корреспондентского  счета банка плательщика на  специальный счет расчета чеками;
7 – отгрузка  продукции продавцом;
8 – покупатель  выдает чек продавцу;
9 – продавец  предъявляет чек для оплаты в РКЦ;
10 – банк  продавца предъявляет чек для  оплаты в РКЦ;
11 -  РКЦ  зачисляет средства на корреспондентский  счет банка продавца;
12 – РКЦ  сообщает банкам о проведении  операции;
13 – банк  продавца зачисляет средства  на расчетный счет продавца;
14 – банк покупателя списывает сумму по чеку со счета депонированных сумм.
 
Счета бухгалтерского учета:
30101 – корреспондентские  счета кредитных организаций  в ЦБ (пассивный);
30102 – корреспондентские  счета кредитных организаций  в ЦБ (активный);
30205 – счета  банков для расчета чеками;
30206 – средства  банков, внесенные для расчетов  чеками;
40702 – коммерческие  предприятия;
40903 – расчетные  чеки.
 
 
    особенностью  является и тот факт, что способностью являться реальным плательщиком по чеку наделены исключительно банковские учреждения либо иные кредитные организации, имеющие лицензию на занятие банковской деятельностью;
    чек оплачивается за счет денежных средств чекодателя;
    плательщик по чеку должен удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством;
    в настоящее время сфера применения чека существенно ограничена. Согласно п.7.9 Положения №2 – П, для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями, однако подобные чеки не принимаются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России. В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом. Кроме того, подобные чеки могут применяться в межбанковских расчетах на основании договоров, заключаемых с клиентами; межбанковских соглашений о расчетах чеками; в соответствии с внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками.
     Межбанковское соглашение о расчетах чеками может предусматривать:
      условия обращения чеков при осуществлении расчетов;
      порядок открытия и ведения счетов, на которых учитываются операции с чеками;
      состав, способы и сроки передачи информации, связанной с обращением чеков;
      порядок подкрепления счетов кредитных организаций – участников расчетов;
      обязательства и ответственность кредитных организаций – участников расчетов.
     Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать:
      форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека;
      срок предъявления чека к оплате;
      условия оплаты чеков;
      ведение и состав операций по чекообороту;
      бухгалтерское оформление операций с чеками;
      порядок архивации чеков.
     Чек удобен для расчетов  в случаях, когда плательщик не желает отдавать деньги до получения товара, а поставщик не хочет передать товар до получения гарантий платежа. Кроме того, при расчетах чеками поставщик полностью может обезопасить себя от сомнений по поводу сроков расчета с покупателями и сроков оплаты. Чек удобен также при расчетах во всех случаях, когда изначально неизвестен продавец.
     Покрытием чека в банке чекодателя могут  быть:
      средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
      средства на соответствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чеков.
     В последнем случае банк может гарантировать  чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков  за счет банка.
     Для получения чеков предприятие  предоставляет в банк заявление  за подписью уполномоченных лиц и  с оттиском печати. Чек может быть предъявлен к оплате в течение 10 дней (без учета дня его выдачи).
     Вместе  с чеками банк обязан выдать клиенту  идентификационную карточку, которая  должна содержать на лицевой стороне:
      наименование банка и его местонахождение;
      имя юридического лица;
      подпись чекодателя;
      номер счета для чекодателя.
     Банки сдают чеки в РКЦ, если плательщиками  являются другие банки. Банки производят списание средств со счета чекодателя на основании поступивших из РКЦ  реестра чеков. Сами чеки остаются на хранении в РКЦ.
      Предприятие, принимающее к оплате чек, обязано  проверить:
    не превышает ли сумма чека лимитов, проставленных на оборотной стороне чека и в чековой карточке;
    соответствие счета чекодателя в чеке и карточке;
    сравнить подписи в чековой карточке и в чеке в момент его заполнения.
     В случае утери чеков предприятие  должно подать в банк, выдавший чеки, заявление, в котором указываются  номера уже использованных чеков.
     Аккредитив  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Если банк-эмитент по поручению плательщика переводит средства в другой банк – банк поставщика, то для осуществления платежа при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве, в банке поставщика открывается отдельный балансовый счет № 40901 «Аккредитивы к оплате».
      Могут открываться следующие виды аккредитивов:
    покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
    отзывные или безотзывные.
     Покрытыми считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. Схема расчета покрытыми аккредитивами показана на рис. 3. Аналогичный внебалансовый учет ведется в банке продавца. Расчет непокрытыми (гарантированными) аккредитивами характеризуется тем, что в банке продавца не будет происходить депонирование на счете № 40901, а при выполнении условий аккредитива перечисление средств на расчетный счет получателя будет происходить с корреспондентского счета банка покупателя.
     При установлении корреспондентских отношений  между банками плательщика и  поставщика непокрытый аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. В этом случае депонирование суммы по аккредитиву происходит в банке плательщика на счете №40901 «Аккредитивы к оплате».
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Рис. Схема расчета покрытым аккредитивом.
     1 – представление покупателем  заявления на аккредитив;
     2 – списание средств с расчетного  счета покупателя;
     3 – помещение аккредитива на внебалансовый счет 90907;
     4 – извещение банка продавца  об открытии аккредитива;
     5 – депонирование в банке продавца  средств, поступивших по аккредитиву;
     6 – извещение продавца об открытии  аккредитива;
     7 – отгрузка продукции продавцом;
     8 – передача реестра счетов  и товарно-сопроводительных документов  в банк продавца;
     9 – зачисление денежных средств на расчетный счет продавца;
     10 – извещение банка покупателя  об оплате, передача реестра счетов  и товарно-сопроводительных документов;
     11 – списание аккредитива с внебалансового счета;
     12 – передача покупателю товарно-транспортных документов, оплаченных аккредитивом.
 
     Счета бухгалтерского учета:
     30109 – корреспондентские счета кредитных  организаций – корреспондентов;
     30110 – корреспондентские счета в  кредитных организациях – корреспондентах;
     40702 – коммерческие предприятия;
     40901 – аккредитивы к оплате;
     90907 – выставленные аккредитивы для  расчета с резидентами;
     99999 – счет для корреспонденции  с активными счетами при двойной  записи.
 
      Отзывной  аккредитив может быть изменен или  аннулирован банком-эмитентом без  предварительного согласования с поставщиком.
      Безотзывной аккредитив не может быть изменен  или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он был  открыт.
      Поставщик может досрочно отказаться от использования  аккредитива, если это предусмотрено  условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для использования только одним поставщиком. Аккредитив может быть предоставлен на срок до 15 дней. Для продления срока действия аккредитива банк – эмитент должен предоставить в банк – исполнитель заявление на продление срока действия аккредитива. Для получения средств по аккредитиву поставщик должен предоставить счета об отгрузке и другие документы, предусмотренные в условиях аккредитива, в банк – исполнитель до истечения срока действия аккредитива. Выплаты с аккредитива наличными деньгами не допускаются.
 
 
 
    2.АНАЛИЗ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСЧЕТНО-КАССОВОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ.
 
 
      Анализ  эффективности осуществляемых операций и предоставляемых  услуг.
     Предоставляемые банком услуги и производимые операции характеризуются как продукты, то есть имеют законченный цикл развития: маркетинговое исследование, производство, продажа и потребление. Для своего возникновения банковские продукты требуют соответствующих затрат: материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
          В себестоимость банковского продукта входят:
    1) амортизация  оборудования и технических средств;
    2) затраты  на материалы, техническое обслуживание, транспортные расходы, аренду  помещений;
    3) затраты  на рабочую силу;
    4) операционные  расходы по привлеченным средствам;
    5) расходы  по размещению необходимых финансовых средств;
    6) коммерческие  и административные накладные расходы – на рекламу и маркетинг, информационное обслуживание клиентов, подготовку кадров, расходы на управление, текущие налоги;
    7) общебанковские  накладные расходы.
                Проведение анализа эффективности операций и услуг, осуществляемых банком, позволяет решить следующие задачи:
      Рассчитать рентабельность каждой услуги, окупаемость тарифов и комиссий;
      Выявить и оптимизировать структуру затрат на производство банковского продукта;
      Произвести унификацию производства банковских продуктов в различных подразделениях, установить нормы затрат в себестоимости;
      Обосновать эффективность нового вида услуг и новых банковских операций.
    В результате анализа отдельных услуг возможно перейти к анализу деятельности бизнес-центров (таблица 1), производящих данные услуги, что позволяет:
      Определить эффективность деятельности подразделений;
      Оптимизировать распределение ресурсов банка по направлениям деятельности в соответствии с прибыльностью центров;
      Провести анализ динамики эффективности во временном разрезе при различных внешних условиях;
      Оптимизировать структуру затрат центра;
      Произвести планирование развития деятельности банка по новым направлениям деятельности.
 
                    Таблица 1.
Организационно-функциональная структура
коммерческого банка по ведению расчетно-кассового 
обслуживания  юридических лиц.
Бизнес-центры Функциональные подразделения Виды оказываемых  услуг и осуществляемых операций
    Расчетное обслуживание юридических лиц (Центральное отделение):
      Обслужи -вание корпорати-вных клиентов.
      Операции с банками – корреспо-
             ндентами
Управление корреспондентскими отношениями с банками: отдел  развития и ведения. Управление по работе с клиентами Центрального отделения  с соответствующими отделами. Открытие и ведение корреспондентских счетов банков «ЛОРО» и «НОСТРО», расчетное обслуживание юридических лиц – клиентов Центрального отделения, расчетное обслуживание филиалов и отделений банков, привлечение срочных пассивов юридических лиц, управление ликвидностью баланса и фондирование активных операций банка
2. Расчетное  обслуживание юридических лиц  (филиалы, отделения, дополнительные офисы) Операционная служба филиалов, дополнительных офисов и отделений Расчетное обслуживание клиентов – юридических лиц, эксплуатация системы «Банк-Клиент», привлечение  срочных пассивов.
3. Кассовые  операции. Кассовая служба филиалов и отделений, касса пересчета, обменные пункты наличной валюты, служба банковской и клиентской инкассации, оптовый  обменный пункт. Кассовое обслуживание юридических лиц, инкассация клиентов и банка, подкрепление оборотных касс банков, оптовый и розничный обмен валюты, прием и инкассация дорожных и банковских чеков
 
 
 
     В соответствии с излагаемой методикой  на основе организационных структур банка, в которых осуществляется деятельность бизнес-центров, создаются центры ответственности, являющиеся самостоятельным объектом анализа. Данный подход предоставляет следующие возможности:
      Проведение расчета и обоснования плановых показателей, входящих в систему планирования;
      Обеспечение контроля выполнения планов и оценки деятельности по результатам за период;
      Обоснование и принятие организационных решений по движению кадров, ликвидации и созданию подразделений банка.
                При расчете рентабельности отдельных тарифов на услуги возникает  необходимость оценки используемых ресурсов: стоимость размещения средств в кассе банка при осуществлении кассовых операций, доходы по привлечению средств клиента, стоимость фондирования кредитов, других активных операций, эффективность операций по размещению сберегательного займа. Таким образом, возникает задача определения стоимости процентных доходов, появляющихся при производстве банковских услуг, с целью включить эту стоимость в себестоимость продукта для дальнейшего расчета рентабельности и эффективности.
                Расчет стоимости ресурсов производится на основе сводного бухгалтерского баланса банка (прил. 3). Обычный баланс требует обработки и сокращения ряда статей для получения аналитического баланса. Баланс может быть рассчитан на основе сведения балансов бизнес-центров, либо непосредственно на основе общего бухгалтерского баланса. Полученные статьи аналитического баланса в результате группируются и располагаются по мере уменьшения степени ликвидности  (таблица 2).
 
 
                                                                Таблица 2.
    Группировка статей аналитического баланса 
    для проведения анализа эффективности
    осуществляемых  операций.
    Актив Пассив
    Корсчета  и счета в ЦБ Корсчета
    Касса Привлечения до востребования  юридических лиц
    Государственные ценные бумаги МБК
    Ценные  бумаги, паи и права участия Срочное привлечение  юридических лиц
    МБК Привлечение физических лиц
    Кредиты клиентам Собственный капитал
    Материальные  активы  
    Просроченные  кредиты  
 
          Обе части аналитического баланса сводятся. Все статьи разделяются на рублевые и валютные, далее рассчитывается отдельно стоимость привлечения пассивов до востребования по рублям и валюте и отдельно – стоимость срочного привлечения по рублям и валюте, далее - общая стоимость финансовых ресурсов в применяемой валюте расчета.
          Средние ставки по привлечению до востребования  и по срочному привлечению могут применяться для оценки доходов по привлечению средств в результате оказания услуг, т.е. ведении расчетных, текущих, депозитных счетов. Средняя ставка размещения банка, рассчитываемая по всем активам аналитического баланса, применятся как измеритель упущенной выгоды при размещении средств в кассе.
          В итоге общая схема расчета  прибыльности операций представляет собой  калькуляцию стоимости за соответствующий  период с учетом издержек по размещению и последующий подсчет доходов, в которые входят прямые доходы и доходы по привлеченным средствам.
 
 
 
     2.1. Анализ состояния клиентской базы.
     Клиенты коммерческого банка - юридические лица - могут быть разделены по категориям: крупные, средние и мелкие. Целесообразно проводить анализ клиентской базы банка по критерию уровня доходности клиентов для банка. При таком подходе, крупное предприятие может для банка по значимости уступать меньшему по размеру, но активно использующему какую-либо услугу. Таким образом, при анализе клиентской базы необходимо выявить основные источники доходов от обслуживания постоянных клиентов и провести их обоснованное сопоставление.
     Основными прямыми доходами являются комиссии за расчетно-кассовое обслуживание и  проценты по полученным кредитам. Непрямые доходы банк получает при размещении клиентских средств - остатков на расчетных и депозитных счетах. В том и другом случае имеет место обращение финансовых средств: обороты по расчетным/текущим счетам и кассе, выдача и возврат ссуд, перевод и размещение средств клиентов.
     Необходимо  придать показателям веса, соответствующие доходности операций. В качестве базовых показателей выделяются:
     1) обороты по расчетному обслуживанию;
     2) кассовые остатки, заказанные клиентом;
     3) среднемесячные остатки по ссудным счетам;
     4) среднемесячные остатки по расчетным, текущим счетам.
     При определении весов в процентном соотношении, то есть в долях -0,4 (40%), 0,6 (60%) и т. д. формируется рейтинг клиентов начиная с наиболее доходных:
     Дклиента = Обороты * вес1 + Остатки *вес2 + Кредиты * весЗ +
           +Касса * вес4,
     где Д - доходность.
     Более результативен расчет доходности в  абсолютном выражении, то есть на основе расчетных ставок привлечения, размещения и эффективности проводимых операций производится калькуляция доходов  от обслуживания каждого клиента  с последующей ранжировкой клиентской базы:
     Дклиента = Комиссия по расчетному обслуживанию +
              + Привлечение до востребования и срочное привлечение * ставка привлечения банка +
             + Доходы по кассовому обслуживанию +
              + Прочие доходы -
               - Остатки по кассовым операциям * ставка размещения банка
     Полученная  информация является базой для дальнейшего  анализа. Часть результатов здесь  легко прогнозируема: как правило, 10%-20% клиентов дает 90%-80% доходов и  остатков по счетам. Тем не менее, важна степень концентрации 80% средств - у трех клиентов или у большего количества. В первом случае банк может потерять устойчивость при уходе крупного клиента, что рано или поздно происходит в условиях жесткой конкуренции. Как следствие, общим стремлением универсальных коммерческих банков является максимальная диверсификация клиентской базы. При определенном уровне "насыщения" клиентами банк может принять меры по отсечению мелких и невыгодных клиентов путем повышения платы за открытие счета, изменения тарифов и т. п.
     Определение наиболее выгодных клиентов также выявляет нишу, занимаемую банком на рынке, возможные перспективы для развития клиентской базы и выявляет ситуации, в которых тарифы и условия обслуживания непривлекательны для доходной клиентуры.
     Далее анализ развивается по следующим направлениям:
 
      1) Структура клиентской базы по отраслям деятельности:
      промышленное производство;
      оптовая, розничная торговля;
      строительство и т. д.
 
      Структура клиентской базы по формам собственности:
      государственная;
      акционерная;
      смешанная;
      совместные предприятия;
      частные предприятия.
 
     3) Динамика изменения клиентской базы:
      относительный и абсолютный прирост количества открытых счетов за период;
      привлечение и движение средств по этим счетам;
      количество неработающих и активно работающих счетов, динамика развития вновь открытых счетов;
      наличие стабильного роста оборотов или проведение нескольких сделок.
 
     4) Проведение социологического опроса среди клиентов.
     На  третьем уровне анализ клиентской базы приобретает более широкий характер: рентабельность, ликвидность и другие условия ведения бизнеса в разных отраслях экономики, экономическая политика государства в отношении этих отраслей, ведение службой безопасности банка баз данных "ненадежных" клиентов, отслеживание, анализ и работа с клиентской базой банков-конкурентов. На основе такого подхода возможно предсказать и принять соответствующие меры при кризисных процессах: падении ликвидности товарных рынков с последующим ростом клиентских банкротств и невозвратов банковских кредитов, падение оборотов по счетам, кризис неплатежей и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        АНАЛИЗ  СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТНО – КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ БАНКА  АКФ.
 
 
 
    3.1. Анализ расчетно-кассовых операций.
     Из  комиссионных доходов доходы по кассовым операциям являются наиболее высокими по уровню и стабильности поступлений, эти операции отличаются также низким уровнем риска. Основным источником доходов кассовых операций является обслуживание клиентов – юридических и физических лиц – прием, выдача наличных средств с расчетных и текущих счетов, по дорожным чекам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.